Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: И.Муйжнек, Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по Альпам летом 2008 г. Часть 2

ФОТОМАТЕРИАЛЫ

Продолжение. Начало ЗДЕСЬ

3. ДНЕВНИК ПОХОДА

24.07.2008

Вылетаем из Москвы в 9-55 ч. рейсом «Аэрофлота» из Шереметьево -2. За перевес надо платить 15 Евро/кг. У нас лишнего веса много, поэтому одеваем и обуваем максимум возможного на себя. Все равно вышло примерно по 5 кг лишнего груза на человека, но девушки на регистрации нас прощают: видно до Женевы горные туристы здесь большая редкость – просто экзотика!

Приземление в Женеве в 11-30 ч. (здесь и далее время местное) В аэропорту нас встречает наш друг – член группы – Жульен Шаваз. Едем к нему на квартиру, оставляем вещи и занимаемся закупками недостающих продуктов и газовых баллонов. Лучшее место для закупок – универсальный магазин Манор (Manor) в центре города. Там есть все. Рядом же (ближе к вокзалу) находится пункт обмена валюты.

Вечер можно посвятить осмотру Женевы. Город небольшой (его можно пересечь пешком за час) и уютный. Центр разделяется на две части рекой Роной, вытекающей из Женевского озера. Вода в озере очень чистая, можно купаться.

25.07.2008

Утром, после завтрака, группа разделилась на две равные части. Три человека с грузом поехали на автомобиле, трое налегке – по железной дороге. Сели на поезд в сторону Виспа, доехали до города Сьер (2 часа пути) и пересели на автобус ”La Poste” (12-40 ч) до Циналя. Как на автомобиле, так и по «железке» путь вдоль Женевского озера и по долине р. Роны очень живописен (фото 1). Набор высоты до города Сьер незначительный. Зато дальнейший путь на автобусе в долину Циналь идет с резким набором высоты, много участков типа «серпантин». Этот участок очень красив. В поселке Висуа (Vissoie) делаем пересадку на местный автобус ”La Poste”. Здесь многие из нас впервые увидели неповторимый колорит древних деревянных построек швейцарских деревень (фото 2). За час поднимаемся до конечной остановки – пос. Циналь (1650 м). Это тихий альпийский курорт с множеством больших и малых отелей и необходимой инфраструктурой. В Цинале также как и в Сьере можно купить необходимые в автономном походе продукты и газ.

От автобусной остановки надо пройти 1,5 км вверх вдоль автодороги (фото 3) до южной окраины поселка, где расположен мост на левый берег реки Нависенс (La Navisence). Здесь находится бесплатная автостоянка, дальнейшее автомобильное движение вверх по долине запрещено. Около 14-20 подъехала часть группы (фото 4), которая выехала на машине из Женевы примерно в 11 час дня. Выгрузили рюкзаки, и Жульен с Мишей уехали дальше, чтобы сделать заброску в пос. Теш, что в долине Маттерталь к востоку от Циналя.

Итак, в 15 часов началась активная часть нашего путешествия! Стартуем с высоты H=1675 м и идем на юг по грунтовой дороге вдоль левого берега вышеупомянутой реки. (Валерий остался у моста стеречь часть груза). Пересекаем обширную открытую, местами заболоченную долину (фото 5), справа остаются зеленые альпийские луга (фото 6), через которые нам в ближайшем будущем подниматься на пер. Ла Ле. Через полчаса пути начинается лес, в тени деревьев идти гораздо легче. Пересекаем левый приток с красивым водопадом (фото 7). Иногда направо от дороги отходят тропы, наш же путь связан с основной грунтовой автодорогой, которая через 1-20 час от Циналя приводит к слиянию двух потоков, берущих начало из ледников Циналь (левый исток реки Нависенс) и Моминг (правый исток).

Сразу за стрелкой рек нужно перейти по деревянному мосту на правый берег левого истока, который называется Циналь (фото 8). За мостом – развилка троп. Если пойти по правой, то через 5 минут, углубившись в смешанный лес справа по ходу от тропы, можно найти тихое и чистое место для ночевки. Имеются кострища. Место безлюдное, рядом – прозрачная вода. Почти идеальное место для истинного туриста! Назовем это место «Классические стоянки» (H=1910 м) (фото 9, 10).

Оставили на этих стоянках нашего завхоза, Сашу Кузьмина, перераспределять продукты, а сами побежали обратно. За 50 мин спустились к Валере у первого моста на окраине Циналя.

В это самое время группа автозаброски занималась поисками места в пос. Теш для хранения продуктов. Только с третьей попытки удалось договориться с рабочими бензоколонки о сохранении нашей заброски. Жульен и Михаил вернулись в Циналь в 19 час и оставили автомобиль на стоянке у моста до конца похода.

Вторая ходка от поселка до Классических стоянок прошла быстрее, чем первая, за 1-10 ч. Наконец-то группа собралась целиком вместе (20-15 час). Костер, ужин со свежим сыром из цинальской сыроварни (фото 11) и белое вино. Мы это сегодня заслужили!


26.07.2008

Ночью была гроза. Утром моросит. Завтрак в 8-20 ч. Пережидали непогоду, поэтому вышли поздно, в 10-30 ч. В первой половине дня делаем заброску к приюту Монте. Путь туда идет от Классических стоянок на юг правым бортом долины реки, а затем – ледника Циналь под западными склонами верш. Бессо (Besso). Поднявшись высоко над потоком, ухоженная тропа, прерываемая крупными осыпями, плавно огибает складки отрогов верш. Бессо (фото 12). За три с половиной перехода прошли 2/3 пути до приюта и поднялись до H=2720 м. Здесь среди камней, в основании юго-западного отрога верш. Бессо спрятали заброску (фото 13).

В 14-10 ч начали спуск обратно. Пасмурно, очень влажно. В лагерь вернулись в 15-30 ч. Здесь обед и организация еще одной заброски на вторую часть пути после акклиматизационного похода. Палатку, высокогорное снаряжение и обувь, часть продуктов и газа спрятали в камнях выше Классических стоянок минутах в 5-10.

Задача второй половины дня – дойти до горного приюта Ар Питетта (Ar Pitetta, H=2786 м). Вышли в 17-05 ч. От места ночевок надо вернуться к развилке троп у деревянного моста, что у стрелки потоков Циналь и Моминг. Идем мимо красивого водопада (фото 14) и переходим по следующему мосту на правый берег потока Моминг. Далее движемся этим берегом по отличной тропе в лесу с общим направлением на север. Начинается дождь, небо темнеет, где-то шумит гроза. В 17-50 мы у озера с тем же названием, что и приют – Ар Питетта (Ar Pitetta, H=2230 м). В районе озера развилка троп, есть указатель направлений. Желтая стрелка говорит о том, что до приюта еще час сорок, а идти надо направо, на восток (фото 15).

Звоним в приют заказать на нашу долю ужин. Через 1-50 ч доходим до горного приюта Ар Питетта (Ar Pitetta, H=2786 м). Там сухо и тепло, есть где просушить вещи. Ужин с красным вином (фото 16)! Отбой в 22-30 ч. Устали очень сильно.


Раскладка по времени на участке

пос. Циналь – Классические стоянки - ю-з отрог верш. Бессо

Участок маршрута Чистое время,

час-мин

пос. Циналь (мост на южной

окраине) – слияние потоков Циналь и Моминг 1-20

слияние потоков – Классические стоянки 0-05

Классические стоянки – пос. Циналь (челнок) 0-50

пос. Циналь - Классические стоянки (челнок) 1-10

Классические стоянки – ю-з отрог верш. Бессо (заброска) 2-20

ю-з отрог - Классические стоянки 1-10

Итого: 6-55

27.07.2008

Подъем в 8 час. Легкий завтрак (хлеб, масло, джем, кофе), солнце, великолепные виды на Цинальротхорн, перевал Моминг и самую высокую вершину района – Вайсхорн (4506 м) – резко повышают адреналин в крови (фото17, 18). Пока досушивали нашу одежду, я проконсультировался у хозяев приюта: они подтвердили, что под пер. Моминг можно спуститься с плеча Цинальротхорна по широкой наклонной снежной полке, так называемой Террасе Моминга. Это придало всем нам уверенности, т.к. точных описаний этого пути заранее нам не удалось найти. Выход в 10-30 ч. С утра солнечно, рюкзаки легкие, настроение отличное. Предстоит преодолеть несложный перевал – Милон (Col de Milon (2990, 1А)), что в западном отроге одноименной вершины к северо-западу от Вайсхорна. Идем по тропе (фото 19) с общим направлением на север. На юге, как на ладони, лежит лед. Моминг с Белым гребнем над ним (фото 20). Под перевалом встретили стадо туров. Перевал Милон – неявное понижение в скальном гребне с тем же названием (фото 21). Через полтора перехода, в 11-45 ч плавный подъем привел нас на скально–осыпную расселину в гребне - перевал Милон.

Спуск на север, в сторону цирка Тракуит вначале очень крут (50-600х15 м), помогают навешенные в скальном кулуаре стальные цепи (фото 22). Далее следует траверс вправо широкого осыпного цирка около 100 м и потом вниз по крутой осыпи (до 350) (фото 23). Следует добавить, что от кулуара прямо вниз провешены веревочные перила, которыми пользуются по-видимому при обильном снеге, чтобы не подрезать склон. Спуск до первой воды, левого истока р. Торен дю Барме (Torrent du Barme) потребовал у нас 35 мин. (H=2600 м). Тут перекус. Стало пасмурно. Еще два перехода: первый по травянисто-осыпному цирку, местами без троп (фото 24), второй по набитой тропе северного борта этого цирка, которая ведет от пос. Циналь к нужному нам приюту – Тракуит (Tracuit). Перемычка перевала находится в скальном гребне на высоте H=3250 м, за которым расположен ледник Turmanngletscher. Подъем на гребень завершается коротким, но крутым кулуаром 500х7 м. Приют расположен в 100 м к юго- востоку на том же скальном гребне. Мы поднялись к нему в 14-15 ч. (H=3256) (фото 25).

У нас здесь полудневка, которая сопровождалась дождем. Туристов и альпинистов в приюте Тракуит гораздо больше, чем в Ар Питетта. Это легко объяснить тем, что рядом, к востоку в 3 км от хижины через ледник Turmanngletscher расположен несложный четырехтысячник Бисхорн (Bishorn, 4153 м), привлекающий к себе массу любителей гор. Через Бисхорн идет гораздо более сложный маршрут на Вайсхорн (фото 26).

Приготовили обед на террасе рядом с приютом (фото 27). Потом вынуждены были отсиживаться в доме, так как пошел дождь и нас накрыло плотное облако. Ночью – тяжелый сон, та же бессонница. Проявился один из минусов ночевок в приюте – тесно и душно.

28.07.2008

Подъем в 7-40 час. Ясное небо, прекрасный вид на гребень и Террасу Моминга. Сам перевал Моминг пока еще в тени, но пирамидальные острия Цинальротхорна и Обер Габельхорна искрят на солнце (фото 28). Ближайшая к нам гора – Милон (3693) (фото 29) – простая для восхождения (около 1Б-2А), но мы без специального снаряжения и наш путь сегодня обратно вниз к Классическим стоянкам.

Выход в 9-30 ч. После кулуара (фото 30) вниз–вправо по осыпному 30-градусному склону, местами по снежникам (фото 31). 35 минут спуска до поворота в сторону пер. Милон, еще 15 мин – и мы у первой воды. Еще через 15 мин дошли до развилки – правая тропа спускается к пос. Циналь, левая ведет к озеру Д’Ар Питетта. Идем по левой и через 15 мин выходим к мосту через р. Torrent du Barme (H=2499 м). От него поднимаемся на левый берег реки и по тропе через 10 минут выходим на обзорную площадку (H=2581 м), за которой вниз обрываются скалы Roc de la Vache. Здесь долго отдыхаем и фотографируем (фото 32, 33). В бинокль видим внизу оставленную на стоянке на окраине Циналя нашу машину.

От площадок тропа идет на юг и через 1,5 – 2 км выводит к озеру (12 час). Отдыхаем и купаемся около 40 мин (фото 34). К сожалению, здесь уже много праздных зрителей, высота H=2230 м: это место для экскурсий и пикников. Далее уже знакомой нам тропой (фото 35) мимо водопада (30 мин) до Классических стоянок. (13-30 час)

Итого, из 4-х часов спуска: 3 часа – ходовые, 1 час – остановки.

До 16 час – обед и распределение заброски. Затем по тропе возвращаемся на левый берег потока с лед. Циналь и по грунтовой дороге за 40 минут поднимаемся к приюту Petit Mountet (H=2142 м) (фото 36). В этом заново отстроенном после пожара миниотеле есть горячая вода, санузел – внутри приюта. Эмблема этого гостепреимного дома – старый горный ботинок (фото 37).

Раскладка по времени на акклиматизационном кольце

Участок маршрута Чистое время,

час-мин

Классические стоянки – район оз. Ар Питетта 0-45

район оз. Ар Питетта – приют Ар Питетта 1-50

приют Ар Питетта - пер. Милон 1-15

пер. Милон – верховья р. Торен дю Барме

(цирк Тракуит) 0-35

верховья р. Торен дю Барме – пер. Тракуит 1-15

пер. Тракуит – приют Тракуит 0-05

приют Тракуит – развилка троп на Н=2480 0-50

развилка троп – мост через р. Торен дю Барме 0-15

мост через р. Торен дю Барме – скалы Ла Ваш 0-10

скалы Ла Ваш – озеро Ар Питетта 0-35

озеро Ар Питетта – водопад на р. Моминг 0-35

водопад – Классические стоянки 0-15

Классические стоянки – приют PetitMountet 0-40

Итого: 9-05


29.07.2008

План на сегодня – перевалить через пер. Ла Ле в западном борте долины Циналь и выйти к леднику Моири (de Moiry), заночевав в одноименном приюте.

Подъем в 6-30 час, выход в 8-45 ч. Моросит. Поднялись над приютом и 30 мин по тропе траверсировали урочище Ла Ле (La Le) (фото 38), пока не свернули налево к видневшемуся наверху кошу, точнее старому шале. Далее без тропы поднимались два перехода по 30 мин до снежника (H=2650 м) в основании кулуара (фото 39), ведущего вверх–вправо к нужному перевалу. Общее направление последнего ходового часа – запад. Развиднелось, морось кончилась. По скально-осыпному кулуару (фото 40) на северо-запад 3 перехода по 25 мин до узкой седловины перевала Ла Ле (3061, 1Б). На перевале в 12-30 час. Здесь отлично виден пер. Моминг и окружающие его вершины (фото 41).

Через полчаса начали спуск – прямо вниз по сухому короткому, но крутому кулуару и по пологим осыпям. Однако через 15 минут спуска начались неприятные 30–градусные осыпи на мокрых слоистых скалах (фото 42), показались выходы бараньих лбов. При этом слева по ходу открылся красавец-ледник Моири (фото 43). Вместо того чтобы повернуть здесь вправо и идти по широкой дуге осыпного цирка, где было гораздо положе, мы продолжали спускаться прямо вниз. Жульен стал тормозить: жидкий слой чешуйчатой осыпи на скалах стал слишком тонким. Навесили 40 м перил вниз–влево (300) (фото 44). Далее, лавируя между выходами бараньих лбов под скалами верш. 3165 и 3179, по осыпным кулуарам (фото 45) к 15 часам спустились на тропу (H=2520 м) в кармане правобережной морены выше озера 2349 м.

На фото 46 виден, возможно, более правильный вариант спуска с пер. Ла Ле

По тропе идем вверх вдоль правого борта лед. Моири. У первой воды устроили обед (фото 47). Озеро на высоте 2580 обходим слева по ходу. За озером тропа идет круто вверх и через час приводит к приюту Моири (H=2825 м). Время 17-55 час. Народу – очень много. Внизу виден красивый ледопад (фото 48). Местные красоты немного портятся идущей стройкой. Над приютом возвышается строительный кран, работает многочисленная техника, правда, миниатюрных размеров (фото 49, 50).

Добавим, что пройденный пер. Ла Ле, который мы оценили 1Б категории сложности, скорее всего имеет сложность 1А, если найти правильный вариант его прохождения со стороны долины Моири.


30.07.2008

Задача на сегодня – пройти через пер. Брикола в верховьях ледника Моири (de Moiry) и подняться на седловину следующего перевала – Ден Бланш.

Подъем в 5-40 час, выход в 7-10 ч. Ясно. Потратили полчаса на подъем по крутой морене до выполаживания правого борта ледника на высоте 3000 м. В нижней части этого подъема – проблема с поисками нужной тропки: среди крупных камней она легко теряется.

Сойдя на ледник, одели кошки и системы (фото 51, 52). Первые два перехода (по 40 мин) шли без особого напряжения, не проваливаясь. Ледник Моири в своей верхней части относительно пологий, трещины легко просматриваются (фото 53). Когда фирн на солнце стал подтаивать, перешли на старые альпинистские следы: так меньше проваливаешься. Шли, придерживаясь правого борта или по центру ледника. С высоты 3500 м по плавной дуге пересекли верхний цирк по направлению к вершинке Брикола (3658 м) в левом борту. Слева от вершины нужная нам седловина, под ней крутой склон, поэтому на перевал лучше выходить траверсом водораздельного гребня (фото 54). 300 м острого снежного ножа требуют особого внимания (фото 55, 56). На пер. Брикола (3622 м) группа собралась в 12 час (фото 57). С перевала на юг, юго-восток открылись крупные ледники главного хребта Валлиских Альп и четырехтысячники Ден Бланш и Ден Деран (4171) (фото 58). В верховьях ледников de Ferpecle и du Mont Mine есть несложные проходы в долины Церматта (на юго-восток) и Ароллы (на юго-запад, через пер. Бертол).

Спуск начали через 40 мин тремя связками с одновременной страховкой. Перевальный склон средней крутизны (35-400) имеет перепад высот около 300 м. Он скально-снежный с узкими поперечными скальными полками (фото 59), попадаются заглаженные скальные стенки не менее 45о. Навесили 90 м вертикальных и 10 м горизонтальных перил (фото 60, 61). Далее в 15 час начали пересекать в кошках крутой снежник по широкой дуге вправо-вниз свыходом на скально-осыпной 300-склон и перепадом 200 м.

На лед. Брикола группа спустилась в 16 час, сбросив по высоте 600 м от уровня перевала. Пересекаем открытый здесь ледник к его левобережному карману (фото 62), где спрятались несколько малых озер у бараньих лбов.

После обеденного перерыва траверсируем западные отроги, разделяющие ледники Брикола и Ден Бланш (de la Dent Blanche). За час спустились в галечную пойму под бараньими лбами у языка правой ветви лед. Ден Бланш (фото 63). Здесь, на высоте около 2900 м уютное место для лагеря. Дальше сегодня не идем, поздно, да и небо заметно нахмурилось (фото 64). План не выполнили: закопались на спуске с перевала, который оказался гораздо сложнее заявленной 2А к.сл.

В 21-30 час началась буря. Палатка дрожала на ветру как осенний листок. Приходилось ее держать спинами, заливало край. Ночь была веселая.

31.07.2008

Подъем дежурного в 5-10 час. Выход в 7-50 ч. Моросит. По слабой тропе справа от бараньих лбов поднялись на уровень пологой части ледника (H=3040 м). Далее в кошках по снегу и льду (300) с 9 до 10-40 час поднимались на перевал Ден Бланш (фото 65,66). В левой (северной) части седловины стоит необслуживаемый приют – бивак “Col de la Dent Blanche” (H=3531 м) (фото 67). Отсюда альпинисты совершают восхождения на вершины Grand Cornier (3962 м) к северу от перевала и огромную скальную пирамиду Dent Blanche (4357 м) к югу.

Мы воспользовались каменным домиком приюта, чтобы приготовить обед (фото 68). Приют неотапливаемый, но уютный, есть вода, газ (за отдельную плату), посуда. Ночевка здесь обойдется клиенту в 20 швейцарских франков.

За 2 часа, что мы были на седловине, провели тщательную разведку спуска. Категория сложности перевала – около 3А. Запас прочности нашей группы позволял его пройти, хотя первые веревки казались нам отвесными.

Спуск начали от готовой петли. Три веревки перил по 50 м крутизной вначале 600 (фото 69, 70), затем 450. Их прохождение облегчает наличие полочек. Оставили две своих петли все петли дублировали скальными крючьями. Еще навесили 20 м по снежно- ледовому склону до бергшрунда 400, который преодолели по мосту (еще 30 м перил 400) (фото 71, 72). При спуске последнего на скалах использовали двойную веревку.

Далее, от бергшрунда, продолжили спуск на три такта до выполаживания ледника, который называется Гран Корнье. Спуск на ледник занял 4 часа напряженной работы (фото 73).

Ниже верхнего плато ледника начинается ледопад. По описаниям его можно обойти справа, перевалив через скальный гребешок Arete des Quate Ânes на лед. Дюран (Durand). Подойдя к скалам (фото 74), мы поняли, что без длительной разведки, здесь пятерочной группе делать нечего: круто, высоко и неоднозначно. Поэтому мы продолжили спускаться по лед. Гран Корнье сначала по центру, затем вниз – вправо.

Погода постепенно испортилась и к 17 часам опять заморосило, загрохотала где-то гроза. Путь преградил бергшрунд во всю ширину склона, пришлось в него спускаться (дюльфер 900 х3 м, оставили ледобур). Спешим, так как до нижнего плато ледника еще далеко. Идем с одновременной страховкой, пока плотный фирн не стал крутизной 400. Навесили 140 м перил (фото 75). Последний – без рюкзака с промежуточной страховочной точкой. Выполаживание началось с высоты около 3000 м (фото 76). Далее правым бортом с одновременной страховкой спускались еще полчаса (до 20–15 час). Разведки пути среди разрывов уже открытого ледника (фото 77).

Встали на ночевку на правой поверхностной морене в 21 час в сумерках. Ужин в 22-30 час. Устали, но перевал практически весь прошли. Однозначно, его категория сложности не 2Б, как мы полагали в Москве. Хорошая 3А.

1.08.2008

После вчерашнего марафона сегодня нет смысла торопиться. Наш следующий перевал – опять 3А, поэтому задача группы – дойти до приюта Монте (Mountet), взять заброску и как следует отдохнуть.

Пока готовили поздний завтрак, занялись просушкой снаряжения. Вышли из лагеря в 11 ч. За час спустились с высоты 2750 на сто пятьдесят метров до места слияния лед. Гран Корнье с главным ледовым потоком – лед. Циналь (открытые трещины, кошки) и пересекли его к правому борту. Здесь по леднику Циналь снизу подходит маркированный путь от приюта Petit Mountet к верхней хижине Mountet. Путь помечен красными метровыми металлическими пирамидами (фото 78).

Там, где отполированный ледником правый скальный борт сходит на нет, надо подняться на крутой осыпной склон. Тут можно найти тропу, маркированную красно-белыми метками. От высоты 2664 следует подъем по конгломератному склону под верхний уровень бараньих лбов. Можно воспользоваться готовыми веревочными перилами. (около 150 м крутизной 400, местами до 500), но мы старались их не нагружать. Под лбами тропа поворачивает направо и далее следует более плавный подъем к старым моренным холмам правого борта лед. Циналь. К 13-15 час тропа привела нас к приюту (фото 79), где половина нашей группы уже была в 2003 году в такой же день 31 июля. На приюте Mountet как будто ничего не изменилось: тихо и уютно.

Немного отдохнув, сбегали по набитой тропе на северо-запад, под основание юго-западного отрога скальной верш. Бессо (фото 80), где у нас была спрятана заброска. Эта операция заняла полтора часа (с 14 до 15-30). Затем – законный отдых.

Вечером нас ждало угощение от хозяев приюта – глинтвейн в честь Дня Швейцарской конфедерации (фото 81). Однако торжественное винопитие было не на улице, как пять лет назад, а в хижине – за окном бушевала очередная гроза и гуляли горные туры (фото 82)! По этой причине не состоялся фейерверк. Но если даже он и состоялся бы, то мы вряд ли его увидели: рано легли спать – завтра опять сложный день.

Раскладка по времени на участке

пер. Ла Ле-пер. Брикола-пер. Ден Бланш

Участок маршрута Чистое время,

час-мин

приют PetitMountet – урочище Ла Ле

(поворот к перевалу) 0-30

подход под взлет пер. Ла Ле 1-00

подъем по кулуару на пер. Ла Ле 1-15

пер. Ла-Ле – тропа в кармане морены лед. Моири 2-00

тропа – приют Моири 1-15

приют Моири – правый борт лед. Моири 0-30

по леднику до пер. Брикола 2-50

спуск по скалам до снежника (конец перил) 2-20

траверс снежника и спуск по осыпи на лед. Брикола 1-00

лед. Брикола – галечная пойма под языком

лед. Ден Бланш 1-20

галечная пойма - обход бараньих лбов - лед. Ден Бланш 0-30

подъем по леднику до пер. Ден Бланш 1-30

спуск по скалам на верхнее плато лед. Гран Корнье 4-00

спуск по леднику на нижнее плато лед. Гран Корнье 3-35

по леднику до правой поверх.морены лед. Гран Корнье 0-40

лед. Гран Корнье – лед. Циналь (правобер.морена) 1-00

лед. Циналь – приют Монте 1-00

приют Монте – место заброски у ю-з гребня верш. Бессо 0-40

место заброски – приют Монте 0-40

Итого: 27-25


2.08.2008

Подъем в 4-40 час, завтрак в 5 час. Потом долго копались и вышли одни из последних в 6-20 ч. Ясное утро. Солнце желтым светом зажигает четырехтысячники. За нашими спинами возвышается пирамида Ден Бланша с одноименным перевалом справа от нее. Наш путь спуска с пер. Ден Бланш по лед. Гран Корнье виден как на ладони (фото 83).

Идем вверх отличной тропой по гребню правобережной морены лед. Монте (du Mountet) (фото 84). Сзади стал отчетливо виден еще один исток ледника Циналь - ледник Дюран. К востоку от него красуется снежная пирамида Обер Габельхорна (4063). Мы движемся к верховью лед. Монте, над которым стоит скальный треугольник Цинальротхорна (Zinalrothorn, 4221). Цирк еще погружен в тень, скальная стена Цинальротхорна припорошена снегом (фото 85).

К 7-30 час тропа вывела нас к осыпной седловине La Forcle (3188), через которую обычно поднимаются на вершину Блан-де-Моминг (Blanc de Moming, 3661). Эта вершина соединена с Цинальротхорном длинным скальным, переходящим к востоку в снежный, гребнем под названием Arête du Blanc (Белый гребень). Здесь тропа заканчивается (фото 86). Оставляя седловину слева от себя, поворачиваем направо под скальный забор Белого гребня и выходим на лед. Монте (кошки).

Через полчаса, когда стали появляться редкие трещины, а ледник стал закрытым, организовали связки. Постепенно солнце вставало из-за плеча L`Epaule (4017) Цинальротхорна и освещало все цирки истоков ледника Циналь. Началась тропежка (фото 87). Над главным хребтом слева от Обер Габельхорна показалась громада Маттерхорна (фото 88) – утро выдалось на славу, на небе ни облачка. К 10-30 поднялись на Белый гребень немного восточнее седловины 3732.

Гребень – узкая снежная перемычка, по ней идет цепочка следов ушедших вперед альпинистов (фото 89). Крутизна подъема постепенно возрастает с 100 до 400. Затем Arête du Blanc расширяется, снег сменяется скалами. Однако, чем ближе подходим к плечу L`Epaule, тем гребень становится круче и уже. Скалы несложные, но местами требуют попеременной страховки. В одном месте пришлось повесить 50 м перил (до 500) (фото 90, 91). Наконец, в 12 час группа собралась на плече 4017. Здесь нас впечатляют своей сложностью маршруты, ведущие на верш. Цинальротхорн (фото 92, 93).

На севере уже давно виден скальный массив Вайсхорна (фото 94), к которому ведет основной гребень (северный отрог Валисского хребта) с рядом седловин, одна из которых – наш перевал Моминг. На северо-восточной стороне плеча крутые скалы и снежный склон 400. Идем далее по гребню еще метров 200 до того места, где снежный склон становится более пологим, а скалы отсутствуют. Здесь организуем спуск на север на большое снежное плато (засыпанный бергшрунд, перила 50 м х 40°) (фото 95).

В 13-15 спустились на плато на высоте 3960 м (фото 96). Это – верхняя часть так называемой Террасы Моминга, широкой снежной полки, идущей по косой вниз вдоль основного гребня от плеча Цинальротхорна под основание взлета на пер. Моминг.

Солнечно, все раскисло. Отдаем себе отчет, что возможна высокая лавинная опасность, так как много свежего снега. Делаем кто обед, кто разведку. Видны следы маленьких лавин. Решаем ночевать на плато хотя тут ветрено. Для большего комфорта строим снежную стенку вокруг палаток (фото 97).

Ночью было не холодно, но немного тревожно.

3.08.2008

Подъем дежурного в 4-45 час. Рассветные минуты на большой высоте очень красивы (фото 98). Завтрак в 6-15. Выход в 8-20 ч.

Погода сегодня опять балует. Виды впечатляют, особенно на север – на долину Роны и на восток - на хребет Мишабель с вершинами Тешхорн (Täschhorn, 4491 м) и Дом (Dom, 4545м) (фото 99).

Идем в связках по снежно-фирновым полям Террасы Моминга с огромными разломами и следами лавин. Спуск идет комфортно, так как тропежка минимальна, а средний уклон не более 15 градусов (фото 100).

В ясную погоду этот путь не сложен кроме преодоления центрального разлома в том месте, где ледовая трещина подходит под основание крутого снежного склона под вершинкой Моминг Южный (Pointe Sud de Moming) справа по ходу (фото 101). Здесь может быть по-настоящему лавиноопасно! Спасает то, что склон имеет западную экспозицию. Нужны перила: две веревки среди неявных, полузасыпанных снегом разломов на склоне около 40°, есть участок 5 м х 70°. Отметим, что в средней части спуска по Террасе Моминга слева по ходу есть места для ночевок на снежных наддувах. Общий сброс высоты на пути под взлет пер. Моминг – около 300 м, время движения 2час 10 мин (фото 102).

Далее туристов ждет широкий снежно-ледовый взлет, который легче преодолевать в северной части. Бергшрунд здесь имеет мосты, крутизна склона не более 30° (наклонные перила 15 м) (фото 103). Выше берга взлет не очень крутой, фирновый, но в средней части ледовый, с наклоном 40°-45°. Над бергшрундом навесили 120 метров вертикальных перил, использовали три промежуточных точки страховки (фото 104-105). Скальные выходы северной части седловины обходим справа по постепенно выполаживающемуся фирну. Подъем на перевал Моминг от бергшрунда у нас занял 2 часа 15 минут. На седловине можно поставить пару палаток (фото 106).

С перевала открываются изумительные по красоте виды, как на восток (фото 107, 108), так и на запад, на лед. Моминг. Следует отметить потенциальную опасность лавин и ледовых обвалов, следы которых легко обнаружить на фото 105.

Спуск на восток к леднику Хохлихт (Hohlichtgletscher) начинается по широкому снежному склону крутизной 30, местами 40° с редкими трещинами - бергшрундами (одновременная, местами попеременная страховка). На южной части седловины – карнизы! Общее направление: сначала вниз - вправо, затем по дуге влево, огибая большой фирновый цирк под склонами вершинки Северный Моминг (Pointe Nord de Moming) (фото 109, 110). Приходится тропить: солнце свое дело сделало. Полтора часа работы и мы на снежной тропе, проложенной альпинистами на вершину Шалихорн (Schalihorn, 3975), высота около 3600 м (фото 111). Далее идем вниз, на юг, в сторону верхнего плато ледника Хохлихт при этом следует остерегаться ледовых обвалов из-под перевала Моминг. После длительной непогоды участок пути от седловины до плато может быть лавиноопасным!

С плато (Н=3400) простого спуска в долину Церматта, к поселку Теш, нет. На пути к ближайшему приюту – Ротхорнхютте (Rothornhutte, 3198 м), что к югу от Цинальротхорна - необходимо преодолеть еще один перевал с отметкой 3622 (Верх. Ашйох – Ob. Äschjoch) в восточном отроге этой вершины. Отрог ограничивает ледник Хохлихт с юга. Подъем на него не сложен, но в конце дня утомителен.

По этой причине перед подъемом на седловину 3622 встали на обед (время 14-50, высота 3500 м). Жарко, тени нигде нет (фото 112). Топили снег. Выход с обеда в 16-40.

По широкой дуге за час можно подняться от плато на снежное поле седловины 3622. По пути любуемся великолепием гребня от Моминга до Вайсхорна (фото 113). Отсюда опять нет прямого спуска, приходится траверсировать скальную вершинку Верхний Ашхорн (Ob. Äschhorn, 3669 м) к востоку от седла (фото 114). На юге снова становится виден могучий Маттерхорн (фото 115).

Траверс препятствия у нас занял 45 минут. Скалы Верхнего Ашхорна простые, но в конце спуска на следующую снежную седловину, перевал Нижний Ашйох (Unt. Äschjoch, 3554 м), их крутизна возрастает до 45 градусов. Перед выходом на снег необходима попеременная страховка из-за наклонной плиты высотой около 7 м (фото 116). К югу от перевала Нижний Ашйох лежит плоское поле ледника Ротхорн, которое надо траверсировать в сторону южного ответвления восточного отрога Цинальротхорна, где и находится Ротхорнхютте. Ближе к этому ответвлению можно начать спуск к приюту по закрытому, ровному, но с редкими трещинами леднику (200 х 25°). На путь по лед. Ротхорн у нас ушло 55 мин. От верхнего плато ледника Хохлихт до Ротхорнхютте мы шли 3 ч 20 м, а всего от перевала Моминг – 5 часов, не считая времени на обед.

В приюте Ротхорнхютте не стали останавливаться, гордо прошли мимо (время 20 час), ибо знали, что еще час интенсивной работы и мы будем вознаграждены отличными зелеными площадками под водопадами (Н=2600 м) слева от шикарной тропы, спускающейся от Ротхорнхютте в Церматт (фото 117). Стоянки от тропы не видны и, чтобы сюда попасть, следует переправиться по камням через ручьи, берущие начало из ледника Ротхорн. Чистота, возможность расслабиться из-за отсутствия лишних глаз, великолепные виды на массивы Монте-Розы, Лискамма и Брайтхорна – все делает это место достойным для отдыха на любой вкус (фото 118).

На ночлег встали в 21 час. Главный перевал этого похода успешно пройден! Следует отметить, что траверс вершины Верхний Ашхорн стал дополнительным препятствием, которое мы оценили как 1Б, если только его идти вместе с пер. Моминг

4.08.2008

Завтрак в 9 час. Солнечно, сушимся, обсуждаем планы на будущее. Зеленая трава, цветы, отсутствие суеты – лучшего нам не пожелаешь (фото 119, 120). Выход в 12 часов.

Идем по тропе левого берега ручья. Если оглянуться назад, то можно увидеть вершину Цинальротхорн, узкую полоску лед. Ротхорн под ней и еще ниже серию крутопадающих ручьев, под которыми и находится место нашей ночевки на высоте 2600 (фото 121). Через 30 минут подошли к приюту-гостинице Трифт (Trift, 2337) (фото 122). Чуть ранее, на высоте 2453 осталась позади развилка троп (фото 123). Левая уходила в урочище Трифт-хумме (Trift-chumme) к вершине Меттельхорн (Mettelhorn, 3406 м). На приюте Трифт тоже развилка троп: здесь на юг ответвляется тропа в верховья ручья Цмуттбах (Zmuttbach) у северного подножья Маттерхорна.

Немногим ниже приюта тропа переходит на правый берег потока (Н=2058), который здесь носит имя Трифтбах (Triftbach). Начинается хвойный лес (фото 124). В 14 час мы оказались на окраине Церматта (Zermatt) (фото 125) в верховьях долины Маттерталь (Mattertal). В этом городке-курорте – суета, жара, фастфуды и прочая дребедень цивилизации (фото 126, 127). Идем сразу на железнодорожный вокзал (высота Н=1605 м).

Раскладка по времени при прохождении пер. Моминг

Участок маршрута Чистое время,

час-мин

Приют Монте – седловина LaForcle 1-10

седловина – лед. Монте – Белый гребень 2-20

Белый гребень – плечо 4017 верш. Цинальротхорн 1-30

плечо 4017 – верхнее плато Террасы Моминга 1-00

верхнее плато – спуск под взлет пер. Моминг 2-10

подъем на пер. Моминг 2-15

пер. Моминг – цирк под склонами верш. Сев. Моминг –

альпинистская тропа на верш. Шалихорн 1-15

спуск на верхнее плато лед. Хохлихт –

подход под пер. Верхний Ашйох 0-35

подъем на пер. Верхний Ашйох 1-00

траверс верш. Верхний Ашхорн – пер. Нижний Ашйох 0-45

пер. Нижний Ашйох- лед. Ротхорн-приют Ротхорнхютте 1-00

приют Ротхорнхютте –

р. Трифтбах (ночевки под водопадами, Н=2600) 1-00

ночевки под водопадами – приют Трифт 0-35

приют Трифт – пос. Церматт 1-05

Итого: 17-40


В 15-20 выехали в Теш (фото 128). Через 15 минут суета продолжилась в самом Теше (1436 м). Забрали с автозаправки свою заброску, перераспределили продукты и снаряжение, договорились с такси.

Здесь группа разделилась: Саша Кузьмин и Жульен поехали в Женеву (через Циналь, где осталась наша машина). Остальные в 16-30 отправились на такси на восток в сторону висячей долины Тешальп, к деревне Оттаван (Ottavan, 2214) у верхней границы леса (фото 129). Путь занял 20 мин. Цена 44 шв. франка с авто.

Далее, уже пешком медленно поднялись по дороге и тропе правого борта долины, по дну которой бежит речка Тешбах (Taschbach). На западе стеной стоит горная цепь во главе с Вайсхорном, виден путь спуска с седловины Моминга (фото 130). Подъем до хижины Тешхютте (Täschhutte, 2701 м) занял 1 час 40 мин. Приют обновлен, есть горячая вода (бесплатно) и душ (5 шв. франков). Хозяин по имени Урс – образец немецкой аккуратности и трудолюбия – был очень любезен и предоставил нам скидку.

5.08.2008

Завтрак в 7-10 час. Выход в 9-55 часов. Прощаемся с последним в нашем походе горным приютом (фото 131). Хорошо, что они есть.

Еще вчера мы решили отказаться от заявленного траверса вершины Альпхубель (Alphubel, 4206): постоянное отставание от графика из-за повышенной сложности предыдущих перевалов и накопившаяся усталость дали о себе знать. К тому же, необходимый минимум определяющих перевалов у нас уже был.

Итак, нам осталось сделать траверс южной части хребта, самая высокая часть которого именуется Мишабель, от пер. Аллалин (Allalinpass, 3564) до пер. Шварцберг (Schwarzberg, 3565). Сегодня же задача простая - подойти под первый из этих перевалов.

Существует два варианта подъема под пер. Аллалин от хижины Тешхютте: верхний - через ледник Альпхубель и высоту 3421 и нижний – через правый моренный карман ледника Меллих (Mellichgletscher), который имеет название Vor der Wand. Мы использовали нижний путь.

Итак, мы спустились от хижины Тешхютте по тропе вниз на 130 м до развилки. Приют снизу смотрится как крепость (фото 132). Альпийские луга радуют глаз своим многоцветием. На развилке троп свернули налево. Идем по старой, давно нехоженой тропе над правым бортом долины Тешальп. Пересекли 4 потока: два по старым мостам, два – вброд по камням. В 10-30 подошли к повороту тропы налево, где открылся широкий зеленый карман долины Vor der Wand (H=2700 м)

Здесь очень красивое, дикое место. Много горных козлов, которые нас совсем не боялись. Видно, что люди тут редкие гости.

Карман старой морены плавно сужается, и путь переходит на гребень, справа от которого открывается лед. Меллих (фото 133). Тропа постепенно теряется, кое-где надо преодолевать небольшие бараньи лбы свободным лазаньем (попалась стеночка 7 м х 60°) . Воды нет, только на леднике, путь до которого крут и местами осложнен бараньими лбами.

Через 3 часа пути на восток по долинке Vor der Wand подошли к тому месту, где вместо скального забора слева по ходу открылся висячий ледничок – отросток от лед. Альпхубель (H=3320 м). Последний километр до этой точки шли по открытому лед. Меллих – гребень старой морены сошел на нет и переход на ледник не представлял труда (фото 134). Под висячим ледником находится небольшое озеро с плавающими льдинами, не обозначенное на карте. Здесь сходятся верхний и нижний пути подходов под пер. Аллалин. Рядом расположено еще одно озеро - с чистой водой.

Обедаем. Решаем сделать тут полудневку перед штурмовым днем. Есть места для палаток. Бивак у озера (фото 135) – отличная обзорная точка: отсюда видны все главные вершины Маттерталя – от Ден Бланша и Маттерхорна на западе – до Монте Розы (Monte Rosa, 4634 м) на юге. Пока пасмурно, но ближе к ночи облака ушли и мы стали свидетелями сказочных видов.

Во время обеда мимо нас прошло несколько групп альпинистов, спускающихся, по-видимому, с главенствующей поблизости вершины – Римпфишхорн (Rimpfischhorn, 4199 м). Отдохнув, поднялись по альпинистской тропе на разделительный гребень на высоту 3421 м (верхний путь). Здесь тропа теряется, переходя на южную ветвь ледника Альпхубель. По леднику гуляли горные козочки, но здесь они уже боялись людей. Разведка показала, что путь на пер. Аллалин с запада не представляет технической сложности (фото 136).

На заходе солнца любовались удивительными по красоте панорамами (фото 137, 138).

6.08.2008

Подъем дежурного в 5-00 час. Выход в 7-50 час. Спустились на ледник и одели кошки. Ясное утро.

На большое снежное поле пер. Аллалин (3564 м) поднялись за час по пологому закрытому леднику. Слева по ходу осталась скальная крепость западного отрога верш. Фиихопф (Feechopf, 3888 м) (фото 139). На юг от перевала уходит несложный на вид фирновый гребень на вершину Римпфишхорн (фото 140). Сзади, на западе, как на ладони, видны Вайсхорн, Цинальротхорн, Ден Бланш (фото 141) и Маттерхорн. На юго-востоке белеют снежные поля отгоров Страхльхорна (Strahlhorn, 4190).

Спуск на лед. Аллалин идет пологим, максимум 30- градусным фирновым склоном. Нельзя забирать вправо, так как там зона трещин (разведка). Вскоре справа открываются верховья ледника – там наш следующий перевал – Адлер (Adlerpass, 3789 м) (фото 142). В 9-30 час спуск закончился (H=3320 м), пересекли открытый здесь ледник Аллалин к его правому борту с тем, чтобы обойти некрутой ледопад (фото 143). В 10-30 час поднялись на снежную полку правого борта, здесь есть старые альпинистские тропы, следы лыж (фото 144).

Медленно поднимаемся вдоль этих следов по закрытому леднику от одного промежуточного плато до другого. Красив широкий снежный с ледовыми сбросами северный отрог вершины Страхльхорн (Strahlhorn, 4190 м), который лежит слева от хода нашего движения (фото 145). Наконец, почти через 2 часа, к 12-20 мы поднялись на перевал Адлер, преодолев небольшой бергшрунд по снежному мосту (фото 146).

За перевалом, на его юго-западной стороне лежит небольшой ледник Адлер (Adlergletscher). За ним на юге виден разорванный массив ледника Финдель (Findelgletscher) (фото 147), на правобережную морену которого нам следует спуститься.

До выполаживания ледника Адлер идет крутой снежно-фирновый, иногда ледовый склон (250 м х 35°-40°) без каких-либо полочек (фото 148, 149). На выполаживании резко поворачиваем на юг по направлению к широкой снежной седловине западного отрога вершины Адлерхорн (Adlerhorn, 3988 м) левее отметки 3421 м, где оказались в 13-30.

Мы рассчитывали найти здесь спуск на ледник Финдель, но ошиблись: на юг отрог обрывался отвесными 250-метровыми скалами. Разведка не принесла утешительных результатов, разве что просмотрели пути подходов к следующему нашему перевалу (фото 150) и к пер. Стокхорн (фото 151), ведущему к главенствующим здесь пикам – Дюфур и Норденд. Далее пришлось продолжить спуск по лед. Адлер вдоль его левого борта. Шли до ледового лба (H? м), ниспадающего на лед. Финдель небольшим ледовым зеркалом. Спустились вниз – вправо (150 м х 35°, одновременная страховка) до широкой осыпной полки (фото 152). На юге под нами виден ледник Финдель с двумя озерами на правобережной морене, но путь к ним преграждает пояс бараньих лбов. В 14-15 встали на разведку. Обед.

Разведка нашла проход только в восточной части, ближе к отметке 3421 м. В 15-30 продолжили спуск, уже под дождем по узким полочкам среди заглаженных скал (связки, гимнастическая страховка). За полчаса сбросили метров 70 и в 16 час встали лагерем у озера в кармане правой морены лед. Финдель (H=3150 м) (фото 153). Слава богу, почти не промокли!

С места, где мы заночевали (на карте скальная гряда над ним обозначена как Strahlchnubel) (фото 154) опять же открывались замечательные виды, как на пики Норденд (Nordend, 4609 м) и Лискамм (фото 155), так и на пирамиды Маттерхорна, Ден Бланша и Обер Габельхорна (фото 156).

Пройденные сегодня два перевала можно засчитать как связку. Первый элемент связки - перевал Аллалин – не сложнее 1Б, второй - перевал Адлер со спуском на лед. Финдель у Strahlchnubel – нормальная 2А.

7.08.2008

Подъем дежурного в 5-10 час. Выход из лагеря в 8-00 час. Наша цель на сегодня – перевалить на лед. Шварцберг (Schwarzberggletscher).

Идем на восток, по направлению к черным скалам характерной вершинки – Шварцбергхорн (Schwarzberghorn, 3609) (фото 157) и через 20 мин выходим на закрытый пологий ледник. Идем правым бортом лед. Финдель (фото 158) здесь следует опасаться ледовых обвалов со склонов вершины Страхльхорн (фото 159), трещины закрыты следами старых лавин. Справа по ходу над огромными снежными полями лед. Финдель возвышаются верш. Cima di Jazzi (3803) и чуть в глубине – пик Норденд (фото 160).

В 9-25 выходим на широкую снежную седловину 3535 к югу от Страхльхорна (карниз на восток!). Спуска здесь нет – отвесные полуразрушенные скалы. Идем вдоль гребня на юг к следующей седловине – 3565. С обоих понижений хорошо видна наша цель - лед. Шварцберг и озеро (точнее водохранилище) Маттмарк (Stausee Mattmark, 2197) ниже ледника (фото 161). Однако вторая седловина, которая на карте обозначена как Schwarzberg Weisstor, имеет спуск на восток. Здесь до фирна 40-50 м скал 70°, есть промежуточная полка в 20 м ниже перевала. Ниже скал на леднике – мощный бергшрунд. В общем, перевал тянет на 2Б. Нашли старую петлю для спуска, начали сами готовиться к этой процедуре. Тут обратили внимание на металлический блеск - на водораздельном гребне за узловой вершиной Шварцбергхорн ярко отсвечивала крыша маленькой хижины (фото 162)! От этого бивака спуск на лед. Шварцберг был бы не сложнее 2А к. сл. Оставался вопрос – есть ли безопасный путь в обход верш. Шварцбергхорн к этой хижине?

В 10-30 начали траверсировать, обходя с запада по некрутому фирну скальную вершину Шварцбергхорна (фото 163). Вскоре выходим на снежную седловину 3575 и остаемся на 10 мин в Италии. По узкой скальной полочке продолжаем обход вершин с юга (местами попеременная страховка) и попадаем на острый снежный гребень. 100 м снежного ножа, и мы у приюта Biv. Citta di Luino CAI (3560 м) (фото 164). Это необслуживаемый бивак Итальянского клуба альпинистов (CAI) на 4-6 человек (фото 165). Весь переход сюда от седловины 3565 занял 20 мин.

Отдыхаем и наслаждаемся панорамами (фото 166). В 11-15 час продолжаем поиск пути на лед. Шварцберг: сначала траверсируем около 500 м главный гребень, который именуется здесь Роффельхорнер (Roffelhörner). Гребень простой, снежный, обрывается на юг, в Италию 200-300-метровыми скалами (фото 167). С гребня хорошо видны разрушенные скалы к северу от верш. Шварцбергхорн с седловинами 3535 и 3565 (фото 168). Затем идем вниз–влево широким серпантином. Склон 200 м х 30°- 40° с редкими, но крупными разломами приводит за 30 мин в цирк лед. Шварцберг (фото 169). Еще полчаса и мы спустились на открытую часть ледника, преодолев пологий ледопад (200 м х 25°- 30°). Время 12-30. Можно снять обвязки.

Оглядывались назад, в верховья нашего ледника, на гребень Роффельхорнер еще раз убеждаемся что мы выбрали оптимальный вариант прохождения с лед. Финдель на лед. Шварцберг (фото 170).

Переход с одного ледника на другой можно назвать пер. Шварцберг Южный. Категория сложности этого пути – слабая 2А.

Погода портится. Быстро обедаем среди камней на леднике. Только вышли с обеда (13-45), как пошел дождь. За полчаса подходим к языку ледника, не доходя до него метров 300, пересекаем левобережную поверхностную морену и с трудом вскарабкиваемся на высокий гребень острой моренной гряды (H=2800 м). Здесь хорошая тропа. За гребнем течет бурный чистый поток в зеленом кармане морены.

Дождь усилился, но устроить бивак негде. Справа по ходу видны сколы языка лед. Шварцберг (фото 171), впереди – Маттмарк Штаузее (Stausee Mattmark) (фото 172). В 15-30 тропа спустилась с гребня ближе к ручью в кармане морены, тут есть удобные, закрытые от ветра, ровные места. Ставим лагерь (H=2510 м). Впереди цивилизация.

8.08.2008

С утра все еще пасмурно. Настроение приподнятое, торопиться некуда. Сегодня надо дойти до поселка Саас Фее, где сейчас отдыхают некоторые наши знакомые. 15 км вниз, и мы почти дома!

Выходим от места ночевки в 9-30, идем по хорошей тропе (фото 173). Минут через 30 спустились до отметки 2336, где тропа выходит на грунтовую дорогу, ведущую к дому, похожему на ферму (Schwarzbergalp). Здесь справа от нее открылась большая круглая галечная поляна с огромными валунами по периметру (фото 174). Воды, правда, тут нет.

Дорога серпантином спускается к озеру, точнее, водохранилищу Маттмарк Штаузее. Над его левым скалистым берегом идет дорога, покрытая щебенкой (фото 175). По ней мы вскоре подходим к двойному тоннелю. По левому – разрешено автомобильное движение, по правому – пешеходное (фото 176). Через километр дорога выводит к плотине, по которой идет путь к правому берегу водохранилища (фото 177).

Справа-вниз от плотины у дороги (как раз под основанием плотины) стоит большое здание. Это ресторан «Mattmark» (фото 178). Оказалось, что сюда ходят рейсовые автобусы (ежечасно). Путь до остановки от места бивака занял 1 час. Здесь открывается язык ледника Аллалин, в верховьях которого мы были два дня назад (фото 179).

Решаем ехать до Саас Фее на автобусе, а сэкономленное время посвятить экскурсии в окрестностях этого курорта. Пока ждали автобус, заметили большой крест ближе к леднику Аллалин. Это мемориал, посвященный жертвам ледового обвала, унесшего с собой, по-видимому, много жизней (фото 180).


Раскладка по времени на участке Тешальп – Саасталь

Участок маршрута Чистое время,

час-мин

пос. Оттаван (Тешальп) – приют Тешхютте 1-40

приют Тешхютте–нижняя тропа–поворот к лед. Меллих 0-50

поворот – озеро на правой морене лед. Меллих 2-10

озеро на морене – пер. Аллалин 1-00

пер. Аллалин – лед. Алллин (Н=3300) 0-40

лед. Аллалин - пер. Адлер 2-20

пер. Адлер – лед. Адлер – седловина 3421 0-50

разведки путей спуска –

озеро на правой морене лед.Финдель 1-05

озеро на морене – лед. Финдель - седловина 3535 1-25

седловина 3535 – пер. Шварцберг( 3565) –

обход верш. Шварцбергхорн с юга – пер. Шварцберг Ю.

- гребень Роффельхорнер (бивак CittadiLuino) 0-35

гребень Рофф-нер – открытая часть лед. Шварцберг 1-05

лед. Шварцберг – гребень лев. боковой морены –

конечная морена лед. Шварцберг 1-30

конечная морена–дорога над лев. берегом оз. Маттмарк 0-25

спуск к основной дороге лев. берега –

плотина оз. Маттмарк 0-40

Итого: 15-15

Дорога до Саас Фее идет с пересадкой в Саас Грунде (фото 181) и занимает полчаса (10, 5 шв. франков). Около 12 час мы уже в Саас Фее (Н=1809). Погода постепенно улучшилась.

Переоделись у наших друзей, оставили там вещи, отдохнули и пошли радиально в долину Альмагеллерталь (Almagellertal). Сначала по лесной дороге спустились к поселку Саас Альмагелль (Н=1673) (фото 182), перешли по мосту на правый берег реки Saaser Vispa и по канатной дороге поднялись до высоты 1901 м (1 час). Здесь маленькая деревушка Furggstalden, от которой хорошо видно водохранилище Маттмарк Штаузее (фото 183).

От деревушки высоко над рекой Saaser Vispa проложена тропа среди выходов скал и бараньих лбов. Идем вниз по долине (на север) в сторону правого притока Альмагеллербах (Almagellerbach) (фото 184). Изюминка этого маршрута – длинные подвесные мосты над скальными сбросами и промоинами (фото 185). Хотя мосты дополнительно закреплены боковыми оттяжками, раскачиваются они неслабо. Ходить по ним лучше по одному!

Через час, не торопясь, подошли к мосту через Almagellerbach (H=2040 м). Не доходя до него – отличное место для отдыха со множеством туриков (фото 186). За мостом налево уходит тропа вниз, в Саас Альмагелль, направо – вверх в долину Альмагеллерталь. За полчаса прошли вверх, до горного отеля Almagelleralp (2194 м). Здесь тусуется много туристов, часть из которых продолжают подъем дальше, к приюту Almagellerhutte (2894 м). Нам уже пора вниз.

Возвращались в Саас Фее по уже знакомому пути. Только от Furggstalden к Саас Альмагеллю спустились не по канатке, а на самокатах! Весело и недорого. Взяли этих двухколесных помощников напрокат в деревушке, а возвращали на нижней станции канатки. Умеет отдыхать в горах загнивающий Запад! Издали пройденный путь кажется невероятным (фото 187), но подтверждаем: люди здесь ходят, причем любых возрастов. Обратная дорога заняла 2 часа.

Заночевали в арендованных нашими друзьями апартаментах.

9.08.2008

Утром, часов в 10, отправились в Женеву. Перед отъездом попрощались с горами, сделав последние снимки притягательных альпийских вершин (фото 188, 189). От Саас Фее до узловой станции железной дороги в Виспе (Visp) регулярно ходят автобусы (не менее раза в час). Дорога очень красивая: впереди, на севере блестят снежники Бернских Альп. Очень живописен старый арочный мост в Stalden, что на пути в Висп. Поездка по железной дороге в Женеву занимает около 3-х часов. Поезда ходят раз в полчаса.

10.08.2008

Этот запасной день мы провели в Женеве. Часть группы гостевала у Жульена, часть в молодежном хостеле, рядом с железнодорожным вокзалом. (См. сайт www.yuthhostel.ch 25 шв. франков за ночь)

11.08.2008

Перелет из Женевы в Москву. Рейс «Аэрофлота» из аэропорта Женевы (полчаса из центра города на троллейбусе № 12) в 13-00. В аэропорту Шереметьево-2 в 18-45.


4. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Совершили горный поход в трех долинах Валлиских Альп Швейцарии: Циналь, Маттерталь, и Саасталь. Несмотря на отказ от траверса вершины Альпхубель, набор пройденных перевалов позволяет отнести техническую сложность похода к 5-ой категории сложности.

2. Прошли очень красивый пер. Моминг (3А, 3777 м) нестандартным путем, по Террасе Моминга через Северное плечо (4017) Цинальротхорна, связав в единую нить отдельные, ранее пройденные элементы этого горного узла в логический траверс. Подробное описание этого перевала можно найти в статье http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=3216 .

3. Все определяющие перевалы этого маршрута (Моминг, Ден Бланш, Брикола) высокотехничны и требуют от участников группы полной концентрации сил и навыков.

4. Особо отметим долину Циналя, как место для совершения горных походов любой категории сложности, относительно немноголюдные и очень живописные. Добраться отсюда до Женевы недорого (около 50 шв. франков) и быстро (3-4 часа).

5. «Классические стоянки» в долине Циналь - отличное место для базового лагеря туристов, особенно, если группы пользуются палатками. В верховьях Циналя, в районе приюта Монте, расположено самое красивое место долины в окружении мощных ледников и ряда четырехтысячников.

6. Совершили панорамный траверс хребта Мишабель в его южной части через несложные (2А), но впечатляющие перевалы. Нашли оптимальный путь спуска в долину Саасталь с лед. Финдель через перевал Шварцберг Южный.

7. К востоку от долины Саасталь оледенение Валлиских Альп сильно уменьшается, цивилизация ближе подходит к главному хребту. Логичные снежно-ледовые перевалы здесь найти сложно.

8. Расположенные в ключевых точках горные приюты помогают совершать здесь горные путешествия без бивачного снаряжения, если маршрут не выше 3 категории сложности. Однако при этом существует прямая зависимость прохождения маршрута от погоды. Наша группа использовала такой метод во время акклиматизационного кольца.

9. Валлиские Альпы - очень красивый горный район, особенно для тех, кто не любит тяжелые рюкзаки, для организаций походов с детьми, для совершенствования групповой и индивидуальной техники горного туризма.


5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Л.Д. Долгушин, Г.Б. Осипова. Ледники – М., Мысль, 1989

2. Alpen. Alpes. Alpi – Marco Polo.

3. Швейцария. Путеводитель. Ле Пти Фюте – М., Авангард, 2002.

4. Hutten der Schweizer Alpen/ Remo Kundert/MarkoVolken – Scheizer Alpin-Club. 2001.

5. Landeskarten der Schweiz 1:50000 : 283–Arolla, 284–Mischabel – 3084 Wabern/ 1997.

6. Alpes Valaisannes, vol. 3 Maurice Braundt 2004 маршрут 604.

7. Pennine Alps Central, под редакцией Robin G. Collmb, Alpine Club London, 1975.

8. И. А. Муйжнек. Самый, самый, самый (Альпы: перевал Моминг, он же Ци-Це), Москва, 2008

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=3216


6. СПИСОК ПРИЮТОВ

N

Наименование (рус.)

Наименование

Высота

Телефон

Дополнение

1

Ар Питетта

(Арпитетта)

Cabane d`Ar Pitetta

(d`Arpitetta), CAS

2786 м

027 475 40 28

2

Тракуит

Cabane de Tracuit, CAS

3256 м

027 475 15 00

3

Пети Монте

Cabane Petit Mountet

2142 м

027 475 13 80

4

Моири

Cabane de Moiry, CAS

2825 м

027 475 45 34

e-mail: etsalamin@hotmail.com

5

Монте

Cabane du Grand Mountet, CAS

2886 м

027 475 14 31

6

Тешхютте

Täschhütte, SAC

2701 м

027 967 39 13

Отчет подготовили:

Муйжнек И.А.- идея, текст, схемы, фото,

Аляпкин В.В. – оформление, редактирование,

Трушечкин М.П.-фото,

Кузьмин А.В.-фото,

Мещеряков Н.С.-фото.


КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

В отчете использованы картографические материалы:

1. Landeskarten der Schweiz 1:50000 : 283–Arolla – 3084 Wabern/ 1997.

2. Landeskarten der Schweiz 1:50000 : 284–Mischabel – 3084 Wabern/ 1997.

Компоновка листов карт

Лист

283

1-3

Лист

283

1-4

Лист

284

1-1

Лист

284

1-2

Лист

284

1-3

Лист

284

2-2


Лист 283 1-3


Лист 283 1-4


Лист 284 1-1


Лист 284 1-2


Лист 284 1-3


Лист 284 2-2

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru