Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: И.Муйжнек, Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по Альпам летом 2008 г. Часть 1

ФОТОМАТЕРИАЛЫ

Московский центральный туристский клуб

Федерация спортивного туризма

ОТЧЕТ

о горном туристическом походе V к. сл.

по Валлиским Альпам (Швейцария),

совершенном с 24 июля по 11 августа 2008 г.

Маршрутная книжка № 1/3 - 510.

Руководитель группы - Муйжнек Иван Александрович,

Москва, 123458, ул. Таллинская

relit@rambler.ru

Москва 2011 г.


АННОТАЦИЯ

Представлен отчет о горном путешествии V категории сложности, совершенном группой Московского городского клуба туристов по Валлиским Альпам (Швейцария) с 24 июля по 11 августа 2008 г. под руководством И.А.Муйжнека. Даны справочные сведения о походе, обоснование выбора маршрута, технический дневник похода, итоги путешествия и рекомендации. Отчет проиллюстрирован 189 фотографиями, подробной картой района (1:50000), высотным графиком и схемой прохождения перевала Моминг. Помимо общих технических данных об основных участках пути, в дневнике указана также подробная раскладка по времени между характерными точками маршрута.

Отмечено, что группа выполнила поставленные перед ней задачи: познакомилась с туристическими возможностями новых для нас долин Циналя и Саасталя, прошла 9 перевалов, из которых два технически насыщенные 3А, преодолела перевал Моминг нестандартным, менее лавиноопасным путем. Найден оптималный путь спуска в долину Саасталь с ледника Финдель. Получены технические материалы и составлено описание как популярных, так и редко посещаемых ледников и перевалов Валлиских Альп в районе верховьев долин Циналь, Маттерталь и Саасталь. Даны рекомендации по стратегии и тактике проведения горных походов в Альпах с посещением (или без посещения) горных приютов.

В тексте отчета термины ”правый” и ”левый” (берег реки, борт долины, ледника и т.п.) следует воспринимать в орографическом смысле, за исключением особо оговоренных случаев.


Условные обозначения и сокращения

H

– высота над уровнем моря

верх.

– верховья

верх.

– верхний

верш.

– вершина

вост.

– восточный

г.

– город

гр., град.

– градус, –градусный

дол.

– долина

ж/д

– железная дорога

зап.

– западный

к.сл.

– категория сложности

лд.

– ледовый

лев.

– левый

ледн.

– ледник

м/н

– место ночевки

н/к

– не категорированный

оз.

– озеро

ок.

– около

ос.

– осыпной

пер.

– перевал

пос.

– поселок

пр.

– приют, хижина

прав.

– правый

р.

– река

рад.

– радиальный

сев.

– северный, северо-

сед.

– седловина, седло

ск.

– скальный

сн.

– снежный

трав.

– травянистый

ур.

– урочище

ущ.

– ущелье

шв.фр.

– швейцарский франк

южн.

– южный, юго-

– места и даты ночевок

– путь группы

– возможный путь

I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

1.1. Общие сведения

Вид туризма - горный.

Категория сложности - пятая.

Район - Валлиские Альпы (Швейцария).

Маршрут: Москва - Женева – пос. Циналь (1675) – Классические стоянки (1910) – рад. выход в верх. дол. Циналь (2720) – пер. Милон (2990, 1А) – пер. Тракуит (3250, 1А, радиально) – Классические стоянки (1910) – долина Ла Ле – пер. Ла Ле (3061, 1Б) – лед. Моири – пер. Брикола (3622, 2Б) – лед. Ден Бланш – пер. Ден Бланш (3531, 3А) – пр. Монте (2886) – [Сев. плечо Цинальротхорна (4017) + Терраса Моминга + пер. Моминг (3777)] (3А) – лед. Хохлихт – траверс верш. Верхний Ашхорн (3669, 1Б) – лед. Ротхорн – ручей Трифтбах – пос. Церматт (1600) – пос. Теш (1450) – пр. Тешхютте (2701) – лед. Меллих – [пер. Аллалин (3564) + пер. Адлер (3789)] (2А) – лед. Финдель – пер. Шварцберг Южн. (3575, 2А) – гребень Роффельхорнер – лед. Шварцберг – оз. Маттмаркзее (2197) – пос. Саас Фее (1800) – рад. выход в дол. Альмагеллерталь (2200) – Женева – Москва.

Сроки путешествия - с 24 июля (вылет из Москвы) по 11 августа 2008 г. (возвращение в Москву).

Состав группы - 6 человек.

Руководитель группы - Муйжнек Иван Александрович.

Организация, проводившая путешествие - Московский центральный туристский клуб Федерации спортивного туризма.

Маршрутная книжка - № 1/3 - 510.


1.2. Краткие технические данные по маршруту

Категория сложности

V

Протяженность активной части:

всего

118 км

из них по ледникам

41 км

Продолжительность активной части

15 дней

Количество дневок

0

Количество полудневок

4

Количество ночевок:

в палатке

8

в приютах

7

Интегральный набор высоты

10510 м

Количество перевальных седловин

11

Категорированных перевалов с учетом связок:

1 А

2 (Милон, Тракуит радиально)

1 Б

2 (Ла Ле траверс верш. Верхний Ашхорн)

2 А

2 (Аллалин + Адлер Южн. Шварцберг + гребень Роффельхорнер)

2 Б

1 (Брикола)

3 А

2 (Ден Бланш Сев. плечо 4017 Цинальротхорна + Моминг)

Всего :

9


1.3. График движения

День пути

Дата

Участок маршрута

Протяженность, км

Набор, сброс высоты

Примечания

1.

24.07.2008

Москва – Женева

авиа

закупки

2.

25.07.2008

Женева – пос. Теш

– пос. Циналь (1675)

– мост через р. Циналь выше впадения потока Моминг (1910)

авто

авто

4+8 (челнок)

+470

-235

заброска

Классические стоянки

3.

26.07.2008

Рад. выход в верховья дол. Циналь (2720) – подъем в приют Ар Питетта (2786)

6+8 (заброска)

+1690

-810

4.

27.07.2008

Пер. Милон (2990, 1А) – верховья р. Торен ду Барме – пер. Тракуит (3250, 1А) – пр. Тракуит (3256)

5

+810

-340

полудневка

5.

28.07.2008

Спуск до Классических стоянок (1910) через скалы Ла Ваш (2581) – пр. Пети Монте (2142)

8

+320

-1425

6.

29.07.2008

Урочище Ла Ле – пер. Ла Ле (3061, 1Б) – пр. Моири (2825)

7

+1205

-520

7.

30.07.2008

Лед. Моири – пер. Брикола (3622, 2Б) – конечная морена лед. Ден Бланш

7

+800

-720

8.

31.07.2008

Лед. Ден Бланш – пер. Ден Бланш (3531, 3А) – лед. Гран Корнье (2750)

5

+630

-810

9.

1.08.

2008

Лед. Циналь – пр. Монте (2886) – рад. выход за заброской

2+4 (заброска)

+480

-315

полудневка

10.

2.08.

2008

Лед. Монте – Белый гребень – Сев. плечо Цинальротхорна (4017) – Терраса Моминга

4

+1135

-60

полудневка

11.

3.08.

2008

Терраса Моминга – пер. Моминг (3777,3А) – лед. Хохлихт – траверс верш. Верхний Ашхорн (3669, 1Б) – лед. Ротхорн – ручей Трифтбах (2600)

9

+410

-1770

12.

4.08.

2008

Спуск в пос. Церматт (1600) – пос. Теш (1450) – пос. Оттован (2214) – пр. Тешхютте (2701)

8

+485

-1000

От Церматт до Оттована на поезде и авто

13.

5.08.

2008

Прав. борт дол. р. Меллихбах – правобер. морена лед. Меллих – озеро на морене лед.Меллих (3330)

5+2 (разведка)

+770

-140

(+170

-170)

полудневка

14.

6.08.

2008

лед. Меллих – пер. Аллалин (3564) – лед. Аллалин – пер. Адлер (3789) (связка 2А) – лед. Адлер – лед. Финдель (3150)

10

+725

-905

15.

7.08.

2008

Пер. Шварцберг – пер. Шварцберг Южн. (3575, 2А) – лед. Шварцберг

10

+425

-1055

16.

8.08.

2008

оз. Маттмаркзее (2197) – пос. Саас Фее (1800) – рад. выход в дол. Альмагельталь (2200)

2 + 12 (радиал.)

+400

-720

От озера до Саас Фее на автобусе

17.

9.08.

2008

Саас Фее – Висп – Женева

автобус

ж/д

18.

10.08.

2008

Женева

запасной день

19.

11.08.

2008

Женева – Москва

авиа

Всего пешком

Из них по ледникам

Интегральный набор высоты

124 км

41 км

10580 м


1.4. Техническая характеристика маршрута

Дата

Участок маршрута

Характер пути и технические приемы

Чистое время, час - мин

Протяженность, км

Набор, сброс высоты

Погода

1

2

3

4

5

6

7

24.07.2008

Москва - Женева

авиа

25.07.2008

Женева – пос. Циналь – пос. Теш

– пос. Циналь

авто

ж/д

пос. Циналь – Классические

грунтовая дорога, тропа

1-25

4

+235

Ясно

стоянки

челнок в Циналь

2-00

8

+235

-235

26.07.2008

Заброска в верховья дол. Циналь к ю-з отрогу в. Бессо

тропа, местами узкая над сбросами

3-30

8

+810

-810

Ночью

гроза

пасмурно

м/н – приют Ар Питетта

тропа

2-30

6

+880

дождь,

туман

27.07.2008

м/н – пер. Милон (2990, 1А) – верховья р. Торен ду Барме

тропа, на спуске скальный кулуар (500х15 м – цепь, 300х100 м – осыпь)

1-50

2,5

+200

-340

переменн. облачн-ть

пер. Тракуит (3250, 1А) – пр. Тракуит (3256)

тропа по осыпям и снежникам скальный кулуар 500х7 м

1-20

2,5

+610

пасмурно,

вечером дождь

28.07.2008

м/н – скалы Ла Ваш (2581) – Классические стоянки (1910)

тропа по осыпям и снежникам скальный кулуар 500х7 м

2-40

6,5

+80

-1425

ясно

Классические стоянки (1910) – пр. Пети Монте (2142)

тропа, грунтовая дорога

0-40

1,5

+240

29.07.2008

м/н – пер. Ла Ле (3061, 1Б)

тропа, среднеосыпной кулуар 20-300х 300 м

2-45

3,5

+920

слабый дождь, перемен. облачн-ть

правобер. морена лед. Моири – пр. Моири (2825)

тонкий слой осыпи на мокрых скалах (20-300) перила 300х40 м. Тропа при подъеме к приюту

3-15

3,5

+285

-520

пасмурно

30.07.2008

м/н – пер. Брикола (3622, 2Б)

слабая тропа по крутой морене, ледник с трещинами (кошки, связки), острый снеж. гребень 300 м

3-20

4,5

+800

ясно

лед. Брикола (3622, 2Б) – конечная морена лед. Ден Бланш (H=2900)

ск.–сн. склон (200 м до 450), в верхней части одновр. страх., перила 400х50 м, 350х15 м, 400х40 м крутые осыпи (300х200 м)

4-40

2,5

-720

перемен. облачн-ть

ночью сильный дождь, буря, гроза

31.07.2008

м/н – лед. Ден Бланш – пер. Ден Бланш (3531, 3А)

Осыпь на баран. лбах, фирн, и лед

до 300 (без трещин)

2-00

2

+630

мелкий дождь, перемен. облачн-ть

Спуск с перевала на лед. Гран Корнье

Перила на скалах 60-450х140 м и фирне 400х50 м через бергшрунд, далее на 3 такта (оставили 3 петли и 2 скал. крюка)

4-00

0,3

-150

пасмурно

Спуск по лед. Гран Корнье до прав. поверхн. морены (H=2750)

Поиск пути среди крупных трещин (дюльфер 900х3 м), перила на льду 400х140 м, везде связки, кошки

4-10

2,7

-660

мелкий дождь, гроза

1.08.

2008

м/н – лед. Циналь – пр. Монте (2886)

открытый лед. (кошки), крутой конгломерат (есть готовые перила до 500 х 150м) между баран. лбами. Далее тропа

2-00

2

+315

-150

ясно

Рад. выход за заброской к ю-з отрогу в. Бессо

тропа

1-30

4

+165

-165

пасмурно,

вечером туман, дождь, гроза

2.08.

2008

м/н – Лед. Монте – Белый гребень

тропа по гребню морены, ледник с трещинами (кошки, связки)

3-20

3

+850

Ясно

Сев. плечо Цинальротхорна (4017) – верхнее плато Террасы Моминга (H=3960)

Разведка спуска по Террасе

Узкий снежный гребень скальный гребень до 500 (перила 50 м) спуск по снежному склону с бергшрундом (перила 400х50 м)

2-30

1

+285

-60

3.08.

2008

м/н – спуск по Террасе Моминга под пер. Моминг –

Пологий фирн. склон с огромн. трещинами- бергшрундами. Перила на ледорубах 450х50 м (стенка 600х4 м) и 400х35 м (связки, кошки)

2-10

1,3

-300

Ясно

пер. Моминг (3777,3А) – верхнее плато лед. Хохлихт

Наклонные перила 15 м через бергшрунд, крутой ледов. склон 40-450х120 м (перила на ледобурах). Вдоль скал перила 20 м до седл. Спуск по снеж. склону ок. 300, местами 400, трещины (связки, местами попеременная страховка)

4-05

2,7

+120

-400

траверс верш. Верхний Ашхорн (3669, 1Б) – лед. Ротхорн – пр. Ротхорнхютте -ручей Трифтбах (2600)

Закр. ледник без трещин, простые скалы, на спуске скальная стенка 500х7 м (попеременная страховка), закр. ледн. с трещинами до 250х200 м, связки тропа по гребню морены

3-45

5

+280

-1070

4.08.

2008

м/н – пр. Трифт – пос. Церматт

отл. тропа вдоль

реки

1-40

5

-1000

Ясно

Переезд в пос. Оттован (Тешальп) (2214)

ж/д

авто

Прав. борт дол. р. Меллихбах – пр. Тешхютте (2701)

Грунтов. дорога, тропа, ограничения с водой

1-20

3

+485

5.08.

2008

м/н – прав. борт дол. р. Меллихбах – карман правобер. морены лед. Меллих – оз. к югу от лед. Альпхубель (H=3330)

Старая тропа высоко над долиной, брод

3-00

5

+770

-140

Перемен. облачн-ть

Разведка на лед. Альпхубель

крутая морена, закрытый ровный ледник без трещин

1-10

2

+170

-170

6.08.

2008

м/н – лед. Меллих – пер. Аллалин (3564) – лед. Аллалин

закрытый пологий ледник, на спуске с трещинами, до 300 (связки, кошки)

1-40

3,5

+235

-265

(до 3300)

Ясно

пер. Адлер (3789) (2А в связке с пер. Аллалин) – лед. Адлер – разведка спуска на лед. Финдель – правобер. морена лед. Финдель (H=3150)

закрытый ледник с трещинами, до 300 бергшрунд по мосту спуск 35-400х250 м по фирну и льду спуск к лед. Финдель по крутому льду (350х150 м) и баран. лбам (везде связки)

4-15

+0-40

(разведки)

6,5

+490

-640

Пасмурно, после обеда дождь

7.08.

2008

м/н – лед. Финдель – пер. Шварцберг (3565) – разведка спуска – пер. Шварцберг Южн. (3575, 2А) – гребень Роффельхорнер

закрытый пологий ледник ск.-ос. полка к ю-в. от в. Шварцбергхорн снежн. нож 100 м гребня Роффельхорнер (попеременная страховка)

2-00

+0-30

(разведка)

3,5

+425

-60

Перемен. облачн-ть

лед. Шварцберг – конечная морена ледника

(H=2510)

закрытый ледник с трещинами, 30-400х200 м

2-35

6

-1055

Пасмурно, дождь

8.08.

2008

м/н – оз. Маттмаркзее (2197) – плотина

Тропа, грунтовая дорога

1-05

2,5

-330

Переезд в пос. Саас Фее

автобус

Перемен. облачн-ть

пос. Саас Фее (1800) – Саас Альмагелль – Фурггштальден – дол. р. Альмагеллер (радиально)

грунтовая дорога, тропа, металлические лестницы и подвесные мосты на крутых скалах

5-00

12

+400

-400

9.08.

2008

Саас Фее – Висп – Женева

автобус

ж/д

10.08.

2008

Женева

запасной день

11.08.

2008

Женева – Москва

авиа


1.5 Высотный график


o – обозначены места ночевок


1.6 Состав участников группы

Ф.И.О.

Год рождения

Обязанности в группе

Максимальный горный опыт, высота (Н,м)

1.

Муйжнек Иван Александрович

1956

руководитель,

отв. за снаряжение

VI Р (пер. Лиетува 3Б),

Н=6995 (Хан-Тенгри)

2.

Аляпкин Валерий Владимирович

1966

финансист,

логистик

II Р (Ц. Кавказ)

VI У (пер. Лиетува 3Б),

Н=5600 (пер. Медыр)

3.

Мещеряков Николай Сергеевич

1965

реммастер,

фотограф

VI У (пер. Лиетува 3Б),

Н=6427 (Анкоума)

4.

Кузьмин Александр Викторович

1968

отв. за питание

I Р (Фанские горы)

V У(Зап. Кавказ пер. 40 лет Победы, 3А)

Н=5633 (Эльбрус Вост.)

5.

Трушечкин Михаил Петрович

1963

медик,

фотограф

V У (Ц. Кавказ, Гестола, Тетнульд),

Н=4506 (Белуха)

6.

Шаваз Жюльен

1976

отв. за транспорт,

переводчик,

заказ мест в приютах

IV У (Ц. Тянь-Шань, пер. Байтор, 3А, Н=4550)


2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ

2.1. Выбор района

Целью путешествия было продолжение знакомства с главными районами оледенения Валисских Альп Швейцарии, разведка и прохождение одного из наиболее красивых снежно- ледовых перевалов Альп – перевала Моминг, обзор туристических возможностей района и закрепление уровня горной техники участниками группы.

Для этого мы решили посетить верховья долин Циналя (долина Циналя, сливаясь с долиной Моири образуют долину val d`Anniviers), Маттерталя и Саасталя. Эти долины разделены мощными отрогами, которые отходят на север от главного хребта Валисских Альп, являющегося границей между Швейцарией и Италией. Первый из этих отрогов, более западный, разделяет долины, где расположены курорты Циналь и Церматт (Маттерталь), и несет на себе ряд четырехтысячников, главные из которых Ден Бланш (Dent Blanche, 4357 м) и Вайсхорн (Weisshorn, 4506 м). Второй отрог, более восточный разделяет курорты Церматт и Саас Фее в нем главенствуют вершины Дом (Dom, 4545м) и Тешхорн (Täschhorn, 4490 м). Этот отрог в своей высокой части имеет название Мишабель (Mischabel).

При планировании нитки маршрута перед руководителем горного похода обычно стоит сложная задача: пройти как можно больше интересных мест с наименьшими физическими усилиями. Для реализации этой задачи используют линейно-кольцевые маршруты с системами забросок. Мы так и поступили, решив сделать заброски в районе верховьев долин Циналь и Маттерталь. В долине Маттерталь автотранспорт ходит не выше поселка Теш, расположенном в 5 км к северу от Церматта. При недостатке времени заброску можно оставить непосредственно в Теше, в каком-либо общественном месте, например, камере хранения железнодорожной станции. Мы же это сделали, уговорив педантичных, но добрых швейцарцев на ближайшей к станции автозаправке.


Рис. 1 Схема построения нити маршрута

Принцип построения маршрута хорошо виден из приведенной схемы (Рис. 1). Перед началом активной части похода, как сказано выше, делаем заброску в поселке Теш. Для этого удобно использовать автомобиль, на котором за 2-3 часа легко вернуться к началу маршрута – в поселок Циналь. Если возвращение идет общественным транспортом, то нужно учитывать, что автобусы в Циналь из долины р. Рона (из г. Сьер) ходят довольно редко.

Далее, начав маршрут из поселка Циналь, легко спрятать заброску у верхней границы леса в верховьях долины, например, в районе правого притока – реки, берущей начало из ледника Моминг. После этого делается акклиматизационное кольцо. Кроме этого, используя отличные тропы можно сделать радиальный выход в самые истоки Циналя с целью дополнительной заброски. Это поможет облегчить рюкзаки на первых сложных технических перевалах.

2.2. Горные приюты: особенности и соблазны

Нельзя забывать об особой специфике походов в Альпах - наличии горных хижин и приютов. Во многих случаях они существенно увеличивают безопасность горного путешествия и дают возможность дополнительно снизить вес переносимого груза, узнать о надвигающейся непогоде и разрешить возможные аварийные ситуации. При построении не очень сложного горного похода в Альпах невозможно пройти мимо приюта. Если же идешь через сложные перевалы (2Б и выше), надо быть готовым к автономному туристическому путешествию, т.е. иметь полный набор бивачного снаряжения. Это особенно актуально, если учитывать неустойчивость погодных условий в высокогорных Альпах. Посмотрите на наши характеристики маршрута (раздел 1.4): вероятность послеобеденного дождя составляла 60 %.

Таким образом, на хижину надейся, да сам не плошай! В первой, акклиматизационной части нашего маршрута мы ночевали главным образом в приютах в начале технической части похода распределение ночевок в палатках и хижинах стало 50 на 50, а в конце – в долинах Маттерталь и Саасталь была только одна ночевка в приюте.

Итак, что дают туристам горные приюты:

1) возможность ходить несложные походы (I, II) без палаток, спальников и проч. бивачного снаряжения

2) возможность очень раннего выхода при минимуме затрат энергии

3) телефонная связь (см. список телефонов в разделе 6).

4) возможность получить консультации о погоде и специфике окружающих горных маршрутов

5) психологическая поддержка (всегда знаешь, что где-то рядом, в 2-4 часах ходьбы, есть место, где можно укрыться от непогоды или найти помощь).

Приюты делятся на обслуживаемые, где туристов могут покормить, а помещения отапливаются, по крайней мере, часть из них, и необслуживаемые (биваки). В любом случае клиента ждет пара армейских верблюжьих одеял, матрац и подушка. В необслуживаемой хижине найдется посуда для готовки и газ, за который, правда, надо дополнительно заплатить.

Стоимость ночевки в первом случае стоит около 30 шв.фр., питание (завтрак+ужин) – 20 шв.фр., ночевка в биваке обойдется в 20 шв.фр. (Один швейцарский франк равен примерно 1,12 доллара США). Существует система скидок: членам альпклубов – 20%, детям и подросткам до 18-19 лет – 40%. Наш опыт показывает, что достаточно иметь разрядную книжку или корочку российского альп- или турклуба, желательно с аббревиатурой UIAA, чтобы получить скидку.

В последние годы горные приюты в Швейцарии реконструируются. Этого требует природоохранное законодательство. Поэтому жить в них становится гораздо комфортнее, так как теперь сантехнические удобства часто находятся не на улице, а внутри хижин. В некоторых уже есть горячая вода, за дополнительную плату (5 шв.фр.) можно принять душ.

В разгар сезона народу в приютах очень много. Чтобы не оказаться на улице, рекомендуется за несколько дней до прибытия сделать бронирование по телефону. Звоните, не пожалеете!


2.3. Изюминка Моминг

При планировании нитки маршрута мы поставили себе главную цель – пройти пер. Моминг. Считается, что он самый красивый среди снежно-ледовых перевалов в Альпах. Его можно увидеть на обложках горных путеводителей, и он, действительно, впечатляет. Перевал поражает своей мощной белой седловиной и кажущимися непроходимыми ледопадами, охраняющими к нему подходы с обеих сторон.

Перевал Моминг (Col de Moming, ударение на втором слоге) расположен в гребне, разделяющим долины Циналь и Маттерталь. Через него проходит самый короткий путь из Циналя в Церматт. Самый короткий, но далеко не самый простой.

Вышеупомянутый гребень отходит на север от главного хребта Валлиских Альп в районе верш. Белая Голова (Tete Blanche). На участке между верш. Ден Бланш и Вайсхорн оледенение очень значительное, напоминающее районы Приэльбрусья на Кавказе. Одно из понижений между вершинами Цинальротхорн (Zinalrothorn, 4221) на юге и Вайсхорн на севере и есть перевал Моминг. Его седловина самая простая на многокилометровом гребневом отрезке.

Уточним, что «простая» - относительно соседних перевалов, но при этом самая выразительная, приковывающая взгляды любого путешественника, оказавшегося в этом районе.

Чтобы пройти перевал с запада, от пос. Циналь, в качестве стартовой площадки обычно выбирают горный приют Ар Питетта (рис.2). Здесь пер. Моминг предстает во всей своей красе как логичный путь из огромного цирка одноименного ледника на восток. Ледник спадает с северных склонов Цинальротхорна многоступенчатым широким ледопадом. Преодоление верхней ступени ледопада (250 м по высоте при средней крутизне 45 град.) с нависающими сераками, что прямо под взлетом пер. Моминг, потенциально лавиноопасно, а путь неоднозначен и требует разведки. При этом промежуточная ночевка в районе верхней ступени ледопада или выше нее очень проблематична. По нашим оценкам подъем на седловину от приюта Ар Питетта может занять 7-10 часов при условии хорошей погоды. Долго и рискованно.


Рис.2 Схема прохождения перевала Моминг

Прохождение ледопада не обязательно, если под его взлет спуститься (!) с северного плеча Цинальротхорна по наклонной снежной полке-террасе (Террасе Моминга), средняя крутизна которой не более 20-30 град. Этот нетривиальный вариант мы предугадали ещё в 2003 году, не имея фотографий перевала, но впервые взяв и изучив швейцарские карты этого горного узла. В тот год пройти этим маршрутом нам не хватило времени. К тому же не было полной уверенности, что так ходят. Теперь же, проштудировав пару альпинистских путеводителей по Валлису, у нас было гораздо больше надежды пройти пер. Моминг именно этим путем – по Террасе Моминга.

Ожидания оправдались с лихвой. Прохождение перевала Моминг стало настоящей изюминкой нашего маршрута. Более подробно с перевалом Моминг, с подходами к нему и его преодолением можно познакомиться в нашей статье:

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=3216


Продолжение >>>>>>>>

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru