Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Горные "Благоглупости". Продолжение

- Вершина Малая Трапеция по Вост. гребню 4Б к. сл. (Узункол)

Спортивная группа Ленинградских альпинистов совершала восхождение в целях тренировки перед более сложным маршрутом. С собой у группы было значительное количество разнообразных самодельных титановых скальных крючьев (в т.ч. и коробов). Предложение начспаса лагеря сделать проверку крючьев на страховочном стенде, было проигнорировано. Последовавший запрет на применение на восхождении этих крючьев так же был проигнорирован – руководитель группы тайком вынес сверток с крючьями из лагеря и спрятал около тропы.

С вечера на маршруте, все железное снаряжение в т.ч. и титановые крючья, было уложено под крылышки палатки. Начав рано утром движение вверх, руководитель группы, подойдя к технически сложному участку, забил первый титановый короб. Поднявшись еще на несколько метров, он потерял равновесие и начал падать. Поскольку при его падении веревка изменяла направление падения, то нагрузка на титановый короб оказалась чрезмерной, и он лопнул в проушине и карабин с веревкой вырвались из проушины.

Как потом выяснилось, самодельные крючья были изготовлены без учета марки титана (это был титан, не выдерживающий низких температур и ударных нагрузок).

Малая Трапеция (справа – Большая Трапеция)
- место происшествия
- Вершина Далар по Зап. стене 5А к. сл. (Узункол)

Во времена описываемых событий этот маршрут еще находился в 5Б категории сложности. После окончания успешно совершенного восхождения группа инструкторов и старших разрядников начала спуск с вершины. Спускавшийся первым, руководитель группы на одном из участков спуска, предупредил следовавших за ним участников о недопустимости использования в качестве опоры выглядевшей вполне надежно, значительного размера скальной плиты. Тем не менее, один из участников группы подойдя к этому месту, для удобства спуска, «обнял» плиту двумя руками. В этот момент плита отошла от стены и, подмяв его под себя, пару раз прокатилась по стене вместе с ним. По какой то причине этот участник во время падения не только не разжал руки, но и не оттолкнулся от плиты. В истории лагеря «Узункол» это были, пожалуй, самые сложные и тяжелые спасательные работы с привлечением вертолетной помощи.

- Вершина Аксаут – траверс 5 Б к.с. (Зап.Кавказ)

Спортивная группа альплагеря «Алибек» завершая траверс массива Аксаут, вышла на снежный склон, ведущий вниз от основного гребня (традиционный путь спуска). Ведущая одной из связок, инструктор с солидным инструкторским и спортивным стажем начала спуск вниз по склону слегка проскальзывая подошвами ботинок по снежному склону (скольжение типа конькового шага). К этому времени верхнее покрытие снежного склона подтаяло и, на подошвах ботинок образовались снежные подушки. Не обращая внимания на сложившуюся обстановку, связка продолжала спуск без организации страховки. При очередном проскальзывании ногами по склону, ботинки срываются со склона и, начинается падение вниз по склону. Попыток самозадержания не было, т.к. ледоруб находился только в одной ее руке и, поймать его для самозадержания уже не было возможным. Последовал срыв напарника по связке.

Туристские «благоглупости» во время горных походов
- Центральный Кавказ. Район перевала Ах-Су. Туристский маршрут 3 к. сл.

Для ускорения подъема в сторону перевала все пять человек группы шли, привязавшись на одну веревку! – классический «паровоз»!. Для перехода встретившейся на пути довольно глубокой и широкой трещины была организована страховка через ледоруб. Как видно на фото, первый, обойдя видимую часть трещины и, навалившись корпусом на головку ледоруба, организовал страховку для остальных участников связки-гиганта. В этот момент сверху пошли камни. Первый убегая от «обстрела» по диагонали влево и чуть вверх снимает свою «страховку». В это время, девушка, шедшая второй в связке, выдергивает свой ледоруб из снега и, собрав веревку двигается вперед по следам первого в связке. Стоявшие чуть ниже три участника связки-«паровозика», также начали движение в сторону трещины. Когда группа-связка собралась на другом крае трещины, то на вопрос – «Зачем ты пошла?», девушка ответила: «А я подумала, что первому не хватит веревки… вот и пошла…А что?»

- Западный Кавказ, район перевала Хоккель. Туристский маршрут

Чтобы успеть к месту встречи с другой группой, «догонявшие» предприняли необычный прием увеличения темпа движения. На рельефе, показанном на фотографии, участники группы туристов шли без связок, без организации какой либо страховки, на них не было ни касок, ни кошек. Учитывая довольно жесткое состояние фирна – для ускорения передвижения, даже ступени не подрубались ледорубом.

- Центральный Кавказ. Перевал Далла-кора. Туристский маршрут 5 к. сл.

До места приведенного на фото, группа прошла по перилам с применением жумаров, а на последнем взлете, перед выходом на гребень, все почему то решили «пробежаться» просто так – без страховки и вообще без веревки. Но внезапно ситуация сложилась так, что они застряли на одном месте – «пробка»…
Рельеф, находящийся за нижним обрезом фото, похож на ледовую «лопату» протяженностью порядка 150 м и по всей ее протяженности с серией рваных бергшрундов, крутизна «лопаты» - порядка 50º, на склоне «лопаты» множество свежих следов от сошедших камней. Таким образом, сохранялась опасность очередного схода камней.

К предыдущей части _____ Продолжение следует....
Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru