Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 1 к.с. по З.Кавказу летом 2009 г.
ОТЧЁТ О ГОРНОМ ПОХОДЕ I К.С. В РАЙОНЕ ДОМБАЯ 19 - 31 ИЮЛЯ 2009 Г.
Маршрутная книжка № 11/3-107
Руководитель группы Арламенков А.Н. e-mail arlandrej@yandex.ru
МОСКВА 2009 г.
I. Общие сведения о походе.
Поход: спортивный
Проводящая организация: Турклуб МГУ
Вид туризма: горный
Категория сложности: первая
Протяжённость: 87 км.
Продолжительность: 13 дней, из них 10 ходовых
Сроки проведения: 17 июля - 2 августа 2009г (с подъездом и отъездом)
Район похода: Домбай
Максимальная высота: 3168м (перевал Алибек)
Максимальная высота ночёвки: 3000м (после перевала Алибек)
Маршрут: пос.Теберда - пер.Муху (н/к) - р.Марка - пер.Орючат(1А) - р.Аксаут - пер.Алибек - пос.Домбай. (Схема маршрута)
Определяющие препятствия: перевалы Муху (н/к), Орючат, Алибек (1А).
При прохождении маршрута использовалась туристская карта-хребтовка М 1:100 000 "Западный Кавказ. Западное Приэльбрусье" (г.Пятигорск 1991г.), топографическая карта М 1:00 000 "Теберда" (Ростовская ВЧК 1996г.) топографическая карта М 1:200 000 "Карачаево-Черкессия" (Роскартография, Москва 1996г.). II. Состав группы.
III. Описание маршрута.
1. При отсутствии указаний все направления указаны орографически. 2. Указано общее ходовое время с учётом привалов, разведок, работ с верёвками и т.д. Время обеда и ночёвки не учитывается. 3. Время московское. 4. На всех камнеопасных участках использовались каски. 5. При отсутствии указаний страховка не использовалась или применялась индивидуальная страховка ледорубом. 6. При отсутствии данных об особенностях переправ реки проходили вброд, по камням и т. д. без каких-либо затруднений. 7. Высоты перевалов указаны по классификатору 2001г. 8. Названия географических объектов, в случаях неоднозначности их написания, приведены по топографической карте М 1:00 000 "Теберда" (Ростовская ВЧК 1996г.)
Перевал Муху
Категория перевала н/к, высота 2764м, травянисто-осыпной, ориентация восток-запад, соединяет реки Муху и Кичи-Марка.
Перевал проходили в направлении река Муху - река Кичи-Марка. Описание даётся от посёлка Теберда до реки Марка.
[19.07.09] Пасмурно, небольшой дождь. Дорога на перевал начинается из посёлка Теберда по правому берегу реки Муху (сразу после моста, если ехать из города Карачаевска). Сразу же после посёлка на этой грунтовке стоит кордон заповедника. "Газель" смогла поднять нас ещё выше, до д/о МВД (1км от моста), но дальше водитель ехать отказался. (В принципе на УАЗе можно заехать прямо на перевал). Под дороге через сосновый лес дошли до моста через Муху и перешли на левый берег. Пройдя ещё метров 200, встали на ночёвку на широкой плоской поляне между дорогой и рекой. [20.07.09] Утром ясно, дальше переменная облачность. Вечером сильный дождь с градом. Продолжили движение по дороге. Напротив долины Азгека встали на обед. Дальше лес по постепенно исчезает, на склонах появляются снежнички. Перешли широкий ручей и встали на ночёвку на поле рядом с дорогой. [21.07.09] Утром ясно, дальше переменная облачность, небольшой дождь. Продолжили подъём по дороге. Увидели перевал и ведущую на него дорогу. Перед кошем дорога вброд пересекает глубокий приток Муху, но в 30м выше по течению находится пешеходный мостик. После коша дорога уходит вправо, пересекает реку Муху (превратившуюся в широкий ручей) и поднимается на холм, а влево уходит набитая тропа. Мы пошли по дороге и вынуждены были подниматься, а потом спускаться с холма и ещё раз пересекать Муху. Если же идти по тропе, то дважды пересекать реку и набирать/сбрасывать лишние 20м не нужно (Фото 1.1). После реки по дороге полого поднялись на седловину перевала. Седловина широкая травянисто-осыпная, сильно загрязнённая бутылками, банками, фантиками и т.д. Тур находится посредине. Записки в туре не обнаружили, свою также решили не оставлять. Начался дождь с градом. (Фото 1.2, Фото 1.3). Спуск с перевала идёт по тропе по травянисто-осыпному склону правого борта долины. Тропа круто уходит вниз, затем траверсом ведёт вдоль склона и спускается к реке Кичи-Марка перед скальными выходами правого борта у её разлива у широкого плоского камня (Фото 1.4). Реку переходили вброд (глубина в месте разлива по колено, ширина глубокой части 2м) с гимнастической страховкой за перила, закреплённые на правом берегу за камень, а на левом - на участнике. Дальше по левому берегу Кичи-Марки по террасе над рекой (вдоль реки идти нельзя, так как она скоро уходит в крутой каньон) по неявно выраженной тропе дошли до леса. От верхней границы леса у левого края террасы по тропе спускались по крутому лесному склону до дна долины Марки. Пройдя вверх по правому берегу Марки по тропе около 1км встали на ночёвку.
Общее время прохождения: Подъём от посёлка Теберда до седловины перевала - 812 часов Спуск от седловины перевала к реке Кичи-Марка - 035 часов Спуск от брода через Малую Марку до реки Марка - 135 часа. Итого: 1022 часов.
Выводы: 1. Перевал - типичная н/к. 2. Если не ставить спортивных и акклиматизационных целей, можно со стороны Теберды доехать до седловины перевала на УАЗе. Перевал Орючат
Категория перевала 1А, высота 3000м, осыпной, ориентация запад-восток, соединяет западный исток реки Уллу-Марка и реку Аксаут.
Перевал проходили в направлении река Уллу-Марка - река Аксаут. Описание даётся от 3км выше слияния рек Марка и Кичи-Марка до реки Аксаут.
[23.07.09] Утром ясно, дальше переменная облачность, вечером пасмурно, туман. Шли вверх по местами заболоченному правому берегу реки Марка по тропе. За поворотом реки на левом берегу стоит кош, к нему ведёт пешеходный мостик. Со слов пастуха тропы по левому берегу нет. По мере подъёма лес постепенно исчезает, появляются осыпные выходы. Дальше по травянисто-осыпному склону по тропе подошли к развилке западного и восточного истоков Марки. Поднялись по восточному истоку (стекающему от перевала Бадук), тропа раздваивается, правая уходит вверх к перевалу Бадук, а по левой мы пересекли восточный исток по большим камням (необходима осторожность, поскольку местами большие щели между камнями густо заросли кустами и травой, их можно не заметить и провалится). По тропе вдоль западного истока по травянисто-осыпному склону поднялись на слежавшуюся средне-крупную осыпь и по ней траверсом вышли на широкую травянистую террасу. Увидели седловину перевала (Фото 2.1). Встали на ночёвку. [24.07.09] Утром ясно, дальше переменная облачность, на спуске с перевала дождь с градом. Поднимались на следующую ступень долины западного истока Марки. По козьей тропе над поднялись по крутому травянисто-осыпному склону на полку над развилкой истоков (Фото 2.2). Дальше крутым траверсом по частично заросшей средне-крупной осыпи вышли в цирк западного истока Марки. По дну цирка пересекли реку в месте разлива и начали подъём серпантином на средне-крупноосыпной левый борт в направлении седловины перевала (Фото 2.3). Вышли на северный край цирка, поднялись к тропе, ведущей на перевал. По тропе по травянисто-осыпному камнеопасному склону со скальными выходами поднялись на перевал. Седловина перевала узкая скальная, тур находится слева по ходу у тропы. Второй тур (очевидно, используется в межсезонье, когда первый не видно под снегом) находится правее (по ходу) тропы на гребне (Фото 2.4, Фото .2.5, Фото 2.6). Сняли записки групп Селютина А.С. из Майкопа от 19.07.2009 и Пузановой И.О. из Ставрополя от 05.05.2009. Спускались по тропе по крутому средне-мелкоосыпному камнеопасному склону плотной группой. Над снежником на дне морены по тропе ушли по правому травянистому борту цирка в крупноосыпной, частично заснеженный, карман морены (Фото 2.7). По морене вышли на травянистую широкую полку и встали на ночёвку у ручья (Фото 2.8). [25.07.09] Утром ясно, дальше переменная облачность. Продолжили спуск по правому травянистому борту долины. Вышли на тропу и спустились к кошу над границей леса. От коша влево через реку Джейган идёт хорошо заметная тропа, однако идти к Аксауту нужно вдоль правого борта по конной тропе, начинающейся за кошем и круто спускающейся в лес вдоль ручья. По тропе пересекли ручей, и пройдя лес, вышли к грунтовой дороге на левый берег Аксаута.
Общее время прохождения: Подъём от слияния рек Марка и Малая Марка до цирка - 720 часов Подъём от цирка до седловины - 220 часов Спуск к Аксауту - 545 часов Итого: 1525 часов.
Выводы: 1. Перевал - типичная 1А.. 2. Ночевку перед подъёмом на седловину лучше устраивать в цирке, где есть подготовленные места под палатки. 3. Подъём на перевал с травянистой ступени перед цирком по травянисто-осыпному правому борту долины не рекомендуем, поскольку он хотя и просматривается, и выглядит достаточно логично (перевал находится прямо над северным краем цирка), но значительно круче.
Перевал Алибек
Категория перевала 1А, высота 3168м, снежно-осыпной, ориентация восток - запад, соединяет реки Алибек и Аксаут.
Перевал проходили в направлении река Аксаут - река Алибек. Описание даётся от слияния рек Аксаут и Джейган до посёлка Домбай.
[26.07.09] Переменная облачность. По лесному правому берегу реки Аксаут по грунтовой дороге дошли до базы МЧС Встреченный патруль пограничников проверил документы. Перед базой встали на ночёвку справа от дороги у ручья. [26.07.09] Ясно, вечером легкие облака. Прошли через базу МЧС (для того, чтобы открыли ворота, нужно кого-нибудь позвать, дёрнув за верёвочку звонка), где с нас попросили список группы. Дальше по дороге через погранзаставу, где проверили документы. После заставы дорога раздваивается. Левая уходит к старой штольне и старой тропе на перевал в верховья Аксаута, куда сейчас не пускают. Правая пологим серпантином поднимается в долину реки Кти-Теберда по правому борту. Поднялись по ней, и на развилке, отмаркированной столбиком из камней, повернули направо (по ходу) к реке. Пересекли Кти-Теберду по мосту, и по левому борту через семь поворотов серпантина, на границе хвойного леса, вышли к тропе на перевал. Она начинается с поляны справа (по ходу) от дороги у большого раскидистого одинокого тополя. По тропе траверсом травянистого берёзового склона, переходящим в безлесный травянисто-осыпной, прошли свежий селевой вынос и спустились в долину на правый берег реки Джаловчат. Пройдя небольшой участок колючих зарослей, вышли на широкую травянистую площадку перед снежником под перевалом Сулахат ("Зелёная гостиница") (Фото 3.1). Встали на ночёвку. [27.07.09] Переменная облачность. На спуске с перевала дождь. Продолжили движение по тропе по правому берегу реки Джаловчат. По средне-мелкой осыпи и снегу прошли под водопадиком и серпантином по травянисто-осыпному склону поднялись до крупноосыпной ложбинки. Дальше по тропе в направлении перевала Сулахат дошли до ручья и увидели седловину перевала (Фото 3.2). Пересекли ручей и вдоль него вышли на чёрную мелкую осыпь под перевальным взлётом. По ней плотной группой серпантином поднялись на снежный взлёт и вышли на перевал. Седловина представляет собой неширокий разрушенный скальный гребень. Тур находится посредине перевала. Справа по ходу табличка "Солдату - защитнику перевала". Сняли записку группы под руководством Тимофеевой Л. от 20.07.2009 (Фото 3.3, Фото 3.4). Спускались по перилам (1 верёвка), закреплённым за скальный зуб седловины, пересекая крутой раскисший снежник без выката, уходя на правый борт цирка на осыпь под скальные выходы. Перила снимал последний участник, шедший свободным лазаньем (по снежнику на 3 такта). По средне-мелкой осыпи плотной группой обошли снежный язычок и вышли на плоскую осыпную полку посредине цирка правее ручья, текущего с перевалов Кичи-Теберда ("Верхние ночёвки) (Фото 3.5, Фото 3.6). На этой полке имеется большое количество подготовленных площадках под палатки. Встали на ночёвку. [28.07.09] Утром дождь с градом, с середины дня переменная облачность. По тропе вдоль ручья, уходящего к левому борту цирка от верхнего края ночёвок, по средне-мелкоосыпному склону спустились к основному ручью, текущему с перевалов Кичи-Теберда. Пересекли его и шли по тропе по травянисто-осыпному склону левого борта долины (Фото 3.7). После крутого спуска оказались ниже водопада, текущего посредине долины, над слиянием ручьёв с перевалов Кичи-Теберда и Сулахат. В этом месте тропа раздваивается. Направо она уходит вниз к реке и подготовленному месту стоянки. Возможно, это нижняя тропа, пересекающая реку Алибек и ведущая в альплагерь по её правому берегу. Из-за плохой погоды мы не стали проверять этот вариант, а пошли по левой тропе траверсом склона. Дошли до верхней границы березняка, где раскисшая тропа круто уходит вниз (пришлось страховаться ледорубами, каски здесь в дождливую погоду снимать нельзя!) и, пройдя лес вышли на грунтовую дорогу. По дороге вышли в альплагерь "Алибек". [31.07.09] Ясно. Из альплагеря по грунтовке дошли до посёлка Теберда. Перед самым выходом в посёлок стоит кордон лесников.
Общее время прохождения: Подъём от реки Джейган до "Зелёной гостиницы" - 725 часа Подъём от "Зелёной гостиницы" до седловины перевала - 405 часа Спуск от седловины до "Верхних ночёвок" - 145 час Спуск от "Верхних ночёвок" до альплагеря "Алибек" - 525 часов Спуск от альплагеря "Алибек" до посёлка Домбай - 110 час Итого: 1950 часов.
Выводы: 1. Перевал выглядит немного сложнее, чем 1А. Прохождение без провешивания перил, особенно для групп, плохо подготовленных к подъёму-спуску по крутому снегу, не рекомендуется. 2. Возможно, есть смысл спускаться с перевала не по верхней тропе, как мы, в обход сбросов и с крутым спуском по лесу, а по нижней, через реку Алибек и дальше по её правому берегу.
IV. Итоги, выводы, рекомендации
1. Обстановка в районе похода. Общая обстановка в Карачаево-Черкессии спокойная. Отношение местных жителей и официальных властей к туристам нормальное или дружелюбное, за исключением сотрудников заповедника. За всё время похода каких-либо конфликтных ситуаций с местными жителями и пограничниками не возникало режим же в заповеднике во время нашего пребывания был резко ужесточен, что вызвало проблемы при получении разрешения на прохождение, а также повышенное внимание к нам со стороны егерей и милиции при прохождении заповедника и вблизи него.
2. Пребывание в погранзоне. Поскольку район похода включал в себя погранзону, требовалось наличие пропуска. Мы его оформляли заранее из Москвы через фирму "Барс" по цене 10руб*чел/день, связываясь ней по e-mail www.bars@dombai.info. Требования к заявке - полные паспортные данные участников, места работы и маршрут похода с указанием и перевалов, и долин. Форма заявки изменена по сравнению с прошлым годом. Так как пропуск оформляется как групповой на руководителя, то свободное и одиночное хождение участников по долине реки Аксаут не рекомендуется, поскольку она постоянно проверяется патрулями.
3. Пребывание в заповеднике. К сожалению, к моменту нашего приезда режим заповедника был резко ужесточён, патрулирование усилено мобильными группами егерей и милицией. С трудом удалось оформить пропуск на прохождение по границе заповедника (посёлок Теберда - перевал Муху и перевал Алибек - посёлок Домбай). Получить же разрешение на прохождение долины Азгека, перевалов Бадук и Бадук-Хутый оказалось невозможно. Неизвестно, какой режим заповедника будет в дальнейшем и возможны ли будут походы в этом районе. Не рекомендуем ходить по заповеднику без пропусков. Нам не удалось оформить их заранее, а об ужесточении режима и закрытии почти всего заповедника мы узнали, уже приехав на место. При этом по информации, имевшейся за неделю до отъезда, на месте было возможно оформление пропусков на всю территорию заповедника.
4. Заезд и выезд в район похода. С этого года прицепные вагоны Москва-Черкесск к поезду №62 отменены. Поэтому ехали до Невинномыска поездом №393. Это единственный поезд, который прибывает в Невинномыск утром, в 1052. Все остальные московские поезда прибывают посреди ночи, что неудобно. Правда, уходит он из Москвы в 140 ночи с Павелецкого вокзала. От Невинномысска до посёлка Теберда ехали на заказанной заранее у фирмы "Барс" "Газели" (3500руб./машина). Выезжали из посёлка Домбай в город Невинномысск на "Газели" (4000руб/машина), заранее договорившись по телефону с водителем, который вёз нас в Теберду. Из Невинномысска до Москвы ехали поездом №61, который очень неудобно приходит в Москву в 430, когда метро ещё закрыто, поскольку на другие поезда на этот день билеты купить не удалось. Удобнее ехать поездами №3 или №33, приходящими в 2245 и 639 соответственно.
6. Сотовая связь в районе похода. В посёлках Теберда и Домбай действуют операторы МТС и Билайн. В долине реку Муху связь исчезла между первым мостом и долиной Азгека. На перевалах Муху и Орючат, в долинах Кичи-Марки, Марки и Аксаута связь отсутствовала. На перевале Алибек и "верхних ночёвках" связь появилась, в альплагере "Алибек" связь была, но в плохую погоду слабый сигнал можно было принять только на верхнем этаже здания после определённых поисков, и не на все модели телефонов. V .Схема маршрута
VI. Фотографии
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||