Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Несколько рассуждений советского альпиниста о стиле восхождений - "соло"
Предмет, о котором пойдет разговор, лет 15 тому назад вообще не подвергался обсуждению, более того, он был просто запрещен и само понятие "соло"- восхождения подвергалось жесточайшей критике и гонению. Хотя и в те времена были свои подпольщики. Но так сложно сложена жизнь, что порой приходиться разводить руками непоследовательности событий этой самой жизни. Ветры перестройки в стране, которые полностью сдули отлаженную систему профсоюзного альпинизма (т.н. лагерного альпинизма, учебного альпинизма), очень быстро внесли в остатки альпинизма многое новое и в первую очередь, пожалуй - свободу в выборе того, чем хочет и чем может заниматься человек в альпинизме.
Именно так произошло с направлением "соло" восхождений. Сейчас, по сути дела, никому нет дела, как ты ходишь в горах - в составе своей, давно "схоженной" группы или, каждый раз из базового лагеря твоя фигура в одиночку уходит к горе. Конечно, нам, представителям старшего (уже!) альпинистского поколения, рассуждать на столь животрепещущую тему не очень-то с руки. Мало кто из нас в годы своего спортивного расцвета пробовал, что это такое "соло"- восхождение. Но тем не менее, общий опыт и те знания, которые накопились за многие десятилетия отработанные в горах, дают некоторую смелость поговорить и об этом явлении. Кто идет в горы в одиночку? Сразу определимся - ни о каких-то экстремальных одиночках, типа Кассина, ушедшего на п.Коммунизма и пропавшего не знамо где при этом ни о фанатичном довоенном Зельгейме, который прямо говорил, что не ждет своего возвращения с любого очередного восхождения - разговора не будет, ибо у этих людей все-таки что-то было не так в главном. Похоже, что в стиле "соло" задерживаются (или приходят в него) люди с серьезными индивидуалистическими чертами характера. Вместе с этим, эти люди должны (обязаны!) быть весьма сильны духом. Ведь порой им приходиться многие часы (а то и сутки) висеть в гордом одиночестве над бездной, где и поговорить-то не с кем, разве, что с постоянным напарником - "гри-гри" (шутка!). При этом требуется постоянство в контроле, за самым мельчайшим собственным действом, направленном на обеспечение собственной безопасности, а по сути дела - сохранения своей жизни. Случись с "солистом" не то, что серьезное, но остановившее его движение на какое-то время, что делать одному? - не говоря уже о НС. Значит, должно быть, понимание меры ответственности за столь необычное направление в своей жизни. Значит, необходимо себя приготовить к этому. Значит, обязательно понимание во имя чего затевается столь рискованное дело. Итак - во имя чего? Не являясь специалистом в области психологии, могу твердо сказать, что ответ на этот вопрос, лежит в очередной диссертационной работе и ждет своего автора. Тем не менее - цели есть, есть направление для их реализации, есть то, что называется психологической устойчивостью личности. Значит - личность!? Да и, прежде всего - личность. Середнячку здесь делать нечего, да и результата он никогда не добьется соответствующего. Но все- таки - во имя чего? Однозначного ответа и тем более ответа лежащего на виду нет, и не может быть. В первую очередь этот должен быть человек твердо уверенный в своем избрании. Он знает ради чего идет на постоянный риск. Рекорды? - может быть, но не только. Известность? - да. Утверждение чего-то такого, чего у нас смертных нет и в помине? - обязательно. Здесь сильная личность, пожалуй, ищет сильных приложений своего характера, ищет сильных эмоциональных воплощений и главное - ищет далеко не рядовой путь для своего самовыражения. Для чего? Опыт сильнейших и ведущих "соло"- альпинистов мира показывает, что все они достаточно быстро выбирают этот стиль горовосхождений для профессионального приложения своих возможностей, и может быть обуздания (удовлетворения?) спрятанных в глубине души страстей. Скорее всего, именно профессиональная деятельность подводит черту под вопросом - во имя чего? Любительство, как правило, в таком архи-сложном деле долго жить не может. В прямом и переносном смысле этого понятия. Опыт лучших и сильнейших к сожалению подтверждает и этот вывод. Профессионализм высокой марки постоянно требует открытия новых граней. Одна из таких граней у альпинистского профессионала, конечно "соло"-восхождения. После этого - имя, затем успех, накопление авторитета и популярность (а значит и высокие материальные стимулы) среди будущих клиентов. Не стоит обольщаться - путь к вершинам стиля "соло" тяжел и опасен. Альпинистский мир, в свое время сразу принял все то, что создавалось Рейнхольдом Месснером. Этот мир, внимательно и, с уважением следит за его последователями, которые, применяя принципы Месснера, развивают их и применительно к своим возможностям улучшают, добиваясь превосходных результатов. И в этом случае венцом мастерства остается "соло" - альпинизм. Заметьте - последователями, а не учениками. Мы об этом еще поговорим. Особенно долго самыми выдающимися достижениями будут считаться "соло" на вершины превышающие 7 и 8 тыс. метров. Все, что в этом направлении сделано тем же самым Р.Месснером, на долгие годы останется непревзойденным эталоном. Подражение, обучение, свой путь!? Вспоминается один вечерний разговор, состоявшийся давно-давно на КСС Судака. Мы пили прекрасное Крымское шампанское, ели чудесный виноград, слушали тихий шелест волн и обсуждали пожалуй самую трудную проблему отечественного альпинизма (тех лет) - проблему восходителей исповедующих стиль "соло". Главным "разговорщиком" был, конечно, знаменитый "Фантик" - Юра Лишаев. К этому времени Лишаев был автором столь серьезных крымских "соло"-восхождений, что лично я, где-то по хорошему завидовал ему и задавался вопросом - "Ну, как же это ему удается?". Юре искренне хотелось узнать отношение к обозначенной проблеме, человека представлявшего "правильный альпинизм", к тому же по его словам - "обремененного опытом многих десятилетий работы начальником учебной части "Узункола". Его серьезно волновали запретительные меры. Он просто не понимал, почему стиль восхождения, присущий его внутреннему миру, вдруг кем-то со стороны запрещается. Ему очень хотелось узнать (даже гипотетически) - будет-ли такое время, когда запреты все-таки рухнут и все, кто захочет попробовать силы в столь необычном, не умещающемся в рамках общепринятого альпинизме, не будет изгоем тогоже альпинистского общества. Надо прямо сказать - Юрий Лишаев долгие годы был именно таким изгоем. Его боялись брать в команду, а вдруг наверху не так поймут, что-то тогда будет:Ему хотелось узнать, если произойдет так, что он вдруг приедет в наш "Узункол" и попросится в альпинизм обычный, его возьмут? Постановка вопроса была чрезвычайно необычна. То, что Ю.Лишаев твердый в своих целях индивидуалист - вне всякого сомнения. Альпинизм же обычный (наш, советский) - коллективистское "от" и "до" явление. Но зная,что Юра является сильной личностью, то и ответ был безо всяких экивоков - да можешь, но переборов себя. И в чем-то, наступив на собственное "я". И что на первых порах не лезть вперед, показывая это самое "я" - смотри и учись новому для тебя делу. Ответ удовлетворил Юрия. "Думаю, что и я смогу чем-то быть полезным своим новым товарищам" - произнес он. Как-то быстро пришло понимание, что мы находим общие точки соприкосновения. Меня же интересовал профессиональный вопрос - есть у Лишаева ученики, как он их собирает, как учит, чему учит. - "Нет, учеников у меня нет. Подражатели есть, но они сами по себе. Спросят о чем-то - отвечу". Подумав, дополнил - "Учеников в "соло" не может и не должно быть. В "соло"- восхождениях подражание не допустимо. Со стороны не должно быть советчиков и подсказчиков. А тренер, учитель, наставник - он без советов и подсказок не мыслим. Значит будет создаваться не личностное отношение к такому серьезному делу, а копирование мнения тренера, наставника, учителя..." Согласитесь - трудно не согласится с таким мнением. "Это дело настолько индивидуально, что, только проговорив сам с собой не один вечер, ты можешь принять решение или отказаться от его принятия. Ты должен решить все сам и за себя" - так он закончил наш затянувшийся допоздна разговор. (выделено автором). Вместо вопроса - небольшое отступление. Уважаемый читатель, на какой бы ступени альпинистского мастерства вы не находились, не лукавя, дайте ответ - вам, никогда не хотелось испробовать подобных эмоций? Про себя отвечу - да, хотелось. Помнится, как однажды в одиночку я пошел на Узункольскую вершину Чат-баши. Зачем? - чтобы переночевав около тура и встретив первые лучи восходящего солнца, успеть сделать один единственный снимок в сторону Эльбруса. Рано утром там бывает (не каждый день!) удивительное явление, когда восходящее солнце, как бы садится на плечо Кюкюртлю и брызжет во все стороны первыми лучами. Только на спуске пришло осознание того, что со мной могло бы быть, если случилось бы непоправимое - просто случайный камень или вывернутая лодыжка... Были "в тихую" и другие уходы в горы - то спуски на лыжах по каким-то кулуарам, то с Гвандры, то с перевала Буревестник, что между Фильтром и Замком. Но все это было ради одноразового удовольствия и не являлось чем-то большим и серьезным. Да и пощекотать себе нервы - ну как-же, ведь сам начуч - нарушитель всех Правил. Но как это мало похоже на то, что называется "соло"-восхождение. Вот однажды пришлось идти по стене Кирпича с французом Оливье Пинаром в двойке, но без связывающей веревки. Если честно говорить, то Оливье дважды организовал связку, а так мы шли сами по себе. Это был его стиль. Он был наш гость, к тому-же шеф-гидов Шамони. У него было хобби - в любом горном районе пройти "премьеру" с хозяином района. Я был хозяин района и у меня когда-то было первопрохождение по стене Кирпича через "бутылку". Честно говоря ни до ни после переживать таких эмоций и волнений мне никогда и ни в какой ситуации не приходилось. Очень быстро я понял - нельзя смотреть вниз! Но не в этом дело - впервые соприкоснувшись с абсолютно свободным лазанием по крутым скалам, имея под ногами все увеличивающуюся глубину, не ощущая столь привычной связочной веревки - скажу вам, здесь не до шуток. Если нет внутреннего позыва, если нет твердого убеждения, что это дело - твое! - не зачем пробовать и искушать судьбу. Вот что является главным. Как быть, если вдруг, что-то случилось... Даже когда альпинисты идут в двойке на самое сложное восхождение, у них в запасе сильный психологический фактор - "напарник всегда мне поможет, если со мной вдруг..." Следующий сильный фактор - связывающая их веревка. Веревка уходящая от тебя к напарнику всегда вселяет уверенность, всегда напоминает о том, что ты не один, даже, если долгими часами не видишь партнера. Безопасность в "соло" главный и даже - главнейший вопрос. Если в обычном альпинизме необходимо соблюдение определенной последовательности, то здесь как нигде в альпинизме требуется соблюдение принципа - ни в коем случае не перегибать палку! Здесь человек (по собственной воле) полностью предоставлен сам себе и сам должен беспокоиться о собственной безопасности - никто ему не поможет. Можно спросить, а спасатели!? Вот в этом сочетании знаков - восклицания и вопроса кроется проблема. Вспомните, что даже в благополучные времена профсоюзного альпинизма, наша спасательная служба далеко не каждый раз оказывалась на высоте. Ну, а сейчас, когда и той службы нет, что остается "солисту"? Только постоянное и предельно трезвое понимание того, что все находится в твоих руках. А если так, то все, что делаешь, должно делаться с расчетом на многократный запас прочности и надежности, работать так, чтобы в исключительной ситуации никакая неожиданность не подвела тебя. Что это может значить? Только одно - если, к примеру, идешь по навесам, где велика опасность срыва, в результате которого тебя обязательно отбросит от скал и может быть так далеко, что к ним уже не дотянуться - значит ты должен знать, как не сорваться до такой меры и как ты сам сможешь выбраться из этого пикового положения. Значит запас прочности должен быть таким, что любая ситуация не должна вырываться из твоих рук и не выходить за пределы твоих возможностей. Альпинисты, совершающие "соло"- восхождения, об этой проблеме говорят интересные вещи - мол, сам стиль восхождений, как бы защищает восходителя от случайностей. Ведь начинающему просто не придет в голову лезть в одиночку попросту по "сумасшедшей" стене, да без веревки и прочее и прочее. Значит природа (внешний вид стены) оберегает человека: она не подпустит его к тому, к чему он еще не готов, к тому, чего не выдержит его психика. Неожиданный поворот, неожиданный вывод, неожиданное мнение, которое явно содержит в себе зерно рациональности. Вопрос очередной и может быть последний. Когда и в чем будет конец изысканиям в горовосхождениях? Будущим поколениям альпинистов не достанется непройденных стен (новые-то горы растут очень медленно), изыски в технике вряд-ли будут столь стремительны, как в последние 20-30 лет. Наверное главенствующим, будет принцип - не стоять на месте. Человек, однажды занявшийся каким-то делом (а особенно - любимым), не успокоится до тех пор, пока его не перестанут носить ноги и, голова не перестанет изобретать, стараяс перешагнуть за линию горизонта. Но линия горизонта, лишь условная линия. Вот и человек двигаясь, все время к этой линии, никак не может ее достичь (догнать). Он будет изобретать новые способы, как себя пододвинуть поближе к этой черте, а там, глядишь, чем черт не шутит, ухвачу-ка ее руками, но: Так и у альпинистов. Давайте вспомним основоположника прохождения Кавказских проблемных стен (тогда не было слова "экстрем") - Льва Мышляева. Даже он, совершив ряд выдающихся восхождений на Кавказе, уже примерялся к южной стене пика Коммунизма (хотя "проблемных" стен было еще более, чем в достатке). Со временем наверное будут меняться скорости прохождения маршрутов, появятся новые стили, улучшаться меры безопасности, изменяться тактико-технические нормы (в т.ч. и по набору и количеству снаряжения). Скорее всего могут даже меняться представления о собственно понятии - альпинизм. Изменится психология, как самих восходителей, так и лиц со стороны. Измениться еще что-нибудь, но остановки не будет, ибо всегда найдуться люди которым интересно знать, "а что там находится наверху" или, "за линией горизонта!?" Обязательно будут люди, которым всегда будет интересно ходить в горы с определенной компанией таких-же любознательных и одержимых вечным поиском людей. Нет, остановки не будет... Люди всегда придумывают для себя очередные сложности... P.S. Прочтение статей ведущих альпинистов России, проповедующих стиль "соло" восхождений, к сожалению не дает ответа - "как и что делается у них во время этих сложных восхождений". Много рассуждений о том, как им тяжело "воевать" с тяжелым баулом и о "разговорах с милягой гри-гри", но советов о собственно многотрудном деле, тонкости профессии "соло"- альпиниста, предостережений молодым, рассуждений о путях совершенствования и много другого из чего складывается не только мнение о самом "солисте", но в первую очередь о его желании поделиться практикой - этого нет. Конечно путевые заметки нужны, нужны эмоции и впечатления, но равно также нужно все то, о чем сказано чуть выше. Особенно сейчас, когда нет стройной системы альплагерей с наработанными методиками работы и обучения, когда ушли в прошлое альпинистские конференции и специализированные сборы по технике безопасности и многое другое, что в свое время не так часто как хотелось бы, но позволяло иметь эпизодическую трибуну обмена опытом. Появление журналов с альпинистской тематикой - это дань сегодняшнему дню нового Российского альпинизма. И так получается, что постоянная и надежная трибуна в виде журнала никоим образом не используется для учебно-методической работы и обмена опытом. Жаль, что сами спортсмены, равно, как и редакторы журналов не задумываются об этом, ибо именно публикации на такие темы не только придадут вес печатному органу, а в первую очередь могут серьезно помочь расширению круга читателей, повышению рейтинга журнала и в конце концов - повышения его тиражности, а главное - начнут работать на самую главную составляющую альпинизма - безопасность. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||