Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 1 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Руководитель: Юлаев А.Н., г.Саратов

Отчет о горном походе 4 к.с. по Ц.Кавказу летом 2009 г. Часть 2 из 2

Часть 2. Часть 1 здесь

День 13 – 02.08.2009. 6км 8:35

морена ледн. Гулар - пер. Саудор (2Б, 3800) – ледн. Скатиком – пер. Чилингини (2Б, 3600)

Встали рано, сегодня предстоит серьезный перевал, но, как назло, с самого утра все вокруг обложило густым туманом, вынуждены пережидать. Вышли с места ночевки в 7ч.35мин., когда немного развеяло. Поднимаемся по некрутой морене, выходим в цирк перевалов Саудор и Вологата. Под перевальный взлет подошли в 8ч.45мин. Подъем на перевал представляет собой скально-осыпной склон крутизной около 40 градусов (П.12). Замечаем скальный "клюв" над перевальной седловиной, указанный на фотографии, на который надо ориентироваться при подъеме (ф.22).



Ф. 22 Скальный зуб и седловина

Поднимаемся по крупным камням вдоль русла пересохшего ручья до снежника (~100м), крутизна склона около 35 градусов, пересекаем его (~50м, крутизна 30 градусов) и выходим на подвижный скально-осыпной склон, представляющий большей частью мелкую подвижную осыпь (около 35-40 градусов). Медленно, но верно преодолеваем его по направлению к узкому заснеженному кулуару, зажатому между скалами (~400м). Под снегом обледенелые скалы, поэтому надеваем кошки. Организация страховки на скально-осыпном склоне не потребовалась. Подъем достаточно изматывающий, поскольку на каждые два шага вверх по осыпи - съезжаешь на шаг вниз. Поднимаемся по кулуару и примерно через 50м выходим к сильно разрушенным скалам. Весь подъем по мелкой осыпи осуществляли плотной группой, чтобы не засыпать камнями друг друга. До перевала осталось совсем чуть-чуть. Первый преодолевает скальный участок, представляющий собой расщелину с уступом свободным лазанием. При подъеме же второго из-под ног отваливается кусок скалы и с грохотом проносится мимо оставшейся группы. Успеваем отпрыгнуть в сторону, но камень уносит вниз рюкзак одного из участников, практически до снежника в нижней части подъема. Время - 11 часов. Делать нечего, обездоленный участник и руководитель отправляются на поиски рюкзака, остальная группа тем временем осторожно преодолевает скальный участок. Далее на подъеме провешиваем перила (40м). Располагаемся в удобном месте на небольшом скальном гребне, отдыхаем и ждем участника, ушедшего за рюкзаком. Тем временем делаем небольшую разведку на перевал. На фотографиях перевал имеет две седловины. Выбираем из них левую по ходу. До седловины перевала - около 50м. В 12ч.30мин. часов группа поднимается, наконец, на перевал, последние несколько метров преодолеваем по скалам (до 70 градусов) свободным лазанием с перильной страховкой (ф.23).



Ф. 23 Последние метры до седловины

ЧХВ от места ночевки 3 часа. Тур тут же на скалах. Сняли записку туристов Донского госуниверситета (П.15). Погода на перевале не шепчет: сильный туман, спуск практически не просматривается (ф.24).



Ф. 24 На перевале Саудор

Немного ждем, вскоре немного развеивает и в 13 часов все же начинаем спускаться. На седловине организуем станцию на скальном выступе, выходим сначала на полочку в нескольких метрах ниже, затем уходим в узкий скальный кулуар, круто уводящий вертикально вниз (до 55 градусов) (П.13,14). Длины веревки едва хватает, чтобы выйти на лед и организовать станцию на ледобурах. Скалы с этой стороны перевала также сильно разрушены, организовать станцию на скалах не представляется возможным. Последний снимает перильную веревку и спускается по кулуару с нижней страховкой без рюкзака. Ситуация со сходящими камнями на спуске обстоит еще хуже, чем на подъеме. Большинство камней под участниками уходит с грохотом вниз. Видимо ледник за последние годы отошел от седловины вниз, уступив место скалам. Теперь ледовый склон начинается намного ниже чем это было раньше (ф.25, 26).



Ф. 25 пер. Саудор. Из отчетов МГЦТК



Ф. 26 Перевальный СВ взлет Саудора

Дальше ледовый склон становится положе крутизной около 40 градусов, в нижней части подрезанный бергшрундом шириной около 2м. Двух 50 метровых перил как раз хватает, чтобы спуститься от выхода на ледовый склон до бергшрунда и перепрыгнуть его, находясь все еще на перилах. После бергшрунда ледник выполаживается до 25 градусов, затем и вовсе выполаживается. Спускаемся на ровное плато ледника Скатиком в 17ч.10мин. Связываемся, обходим трещины в центральной части ледника слева, выходим на открытый ледник. Продолжаем спуск по леднику (~15 градусов), постепенно забирая ближе к правому его краю. Перед началом ледопада резко уходим вправо в сторону пер.Чилингини (П.16), огибая слева по ходу скальный нунатак. Здесь ледник снова закрытый, связываемся. Обходим зону трещин справа по ходу, прижимаясь к нунатаку, и по широкой дуге справа-налево-направо (20-25 градусов) выходим на перевал Чилингини. Седловина перевала представляет собой обширное снежное плато, это, скорее, не перевал, а ледовая перемычка между ледниками Скатиком и Сонгути. Не задерживаясь, поднимаемся еще выше, на морену справа по ходу от седловины. Здесь есть неплохие ночевки в виде расчищенных мест под палатки, ручеек. Находим даже тур с перевальной запиской (Адлерский турклуб "Серпантин" П.18). Время 19ч.05мин. ЧХВ дня 8ч.35мин. (3 часа подъем на перевал, 4ч.10мин. спуск, 1ч.25мин. переход до ночевок на перевале Чилингини). Высота ~3800м.

День 14 – 03.08.2009. 8,4км 4:30

пер. Чилингини – ледн. Сонгути – пер. Снежинка (2А, 3598) – ледн. Верхний Уларг –

ручей, вытекающий из-под ледн. Средний Уларг

С утра ясно, облака сплошным ковром лежат внизу, застилая долины, очень красиво (ф.27).



Ф. 27 Утро на пер.Чилингини

Вышли с места ночевки в 9ч.10мин. Спускаемся с места ночевки и перевала Чилингини на юг, выходим на ледник Сонгути. Идем по леднику траверсом в сторону показавшейся седловины перевала Снежинка (П.19). Придерживаемся правой стороны по ходу движения, обходя разломы в центральной части ледника, но, в то же время, стараясь не подходить слишком близко к скалам, с которых, судя по следам на снегу, периодически сходят камни и ледовые обвалы. Доходим до зоны трещин частично засыпанных снегом приблизительно напротив начала основного ледопада Сонгути, связываемся и плавно по закрытому леднику (25-30 градусов) выходим на перевал Снежинка (ф.28), (П.17).



Ф. 28 На перевале Снежинка

Время 10ч.50мин. (ЧХВ от места ночевки 1ч.15мин.) Седловина перевала - снежно-ледовая, широкая, чем-то напоминает перевал Чилингини, тоже перемычка, но уже между ледниками Сонгути и Верхний Уларг. Какое-то подобие тура нашли на небольшом скальном островке южнее седловины, но записки там нет. Спуск с перевала начали в 11ч.05мин. Прямо под седловиной - трещины и к тому же довольно круто, поэтому сначала уходим по ледопаду траверсом немного вправо-вниз (~100м) к центральной по ширине части ледника в поисках более удобного пути для спуска (ф.29).



Ф. 29 Спуск со Снежинки на В.Уларг

Провешиваем вниз перила (50м) по снежному склону с жестким настом крутизной около 40 градусов. Длины веревки как раз хватает, чтобы спуститься на снежную полочку над широким разломом ледника. По этой полочке обходим разлом справа по ходу (горизонтальные перила около 20м). После разлома склон немного выполаживается, а главное нет трещин, если идти по центру ледника, спускаемся на три такта в связках с одновременной страховкой. Вскоре становится еще положе, разворачиваемся спиной к склону и спускаемся на открытый ледник. Здесь также много трещин, лавируя между ними, смещаемся сначала к левому краю ледника, затем пересекаем его в направлении вправо-вниз. В 12ч.50мин. выходим на правобережную морену и продолжаем спуск по ней. Довольно круто (до 30 градусов), много живых камней, которые легко уходят из под ног вниз по склону. В 14ч.20мин. (ЧХВ 1ч.10мин. спуска по морене) встаем на обед у ручья, стекающего с ледника Верхний Уларг. Погода портится, туман, периодически накрапывает дождь.

С обеда вышли в 16ч.40мин. Практически сразу вышли на слабую тропу, траверсирующую травянистого склон и по ней примерно через 20 минут вышли к ручью, предположительно стекающему с ледника Средний Уларг. Ввиду практически нулевой видимости из-за тумана принимаем решение вставать на ночевку. Немного побродив в окрестностях ручья, обнаруживаем на правом его берегу расчищенные места под палатки. Время 17ч.15мин. ЧХВ дня 4ч.30мин. Высота ~2700м. Туман под вечер немного развеяло, надеемся, что завтра будет лучше. Вечером периодически шел дождь.

День 15 – 04.08.2009. 5,2км 4:30

ледн. Средний Уларг – ледн. Нижний Уларг – пер. Уавси Сев. (1Б*, 3750) –

в. Уавсихох (1Б альп. По Ю гребню, 3856, радиально) – ночевки на морене ледн. З.Кайсар

С утра ясная погода, хотя есть незначительная облачность, солнце. Ручей, у которого мы ночевали, действительно стекает с ледника Средний Уларг, значит, где-то здесь нам надо начинать подъем в сторону перевала Уавси Северный. Хорошо видна основная ступень ледопада Сонгути. Выходим от места ночевки в 8ч.10мин. Поднимаемся на гребень правого моренного вала ледн. Средний Уларг и подходим по нему к бараньим лбам ледника Нижний Уларг (ЧХВ 1 час) (ф.30).



Ф. 30 К ледн. Нижний Уларг. Справа ледн. Средний Уларг

Самого ледника пока не видно за перегибом. Обходим бараньи лбы сначала слева потом справа по ходу и в 10ч.40мин. (еще 45 минут ЧХВ) подходим к крутому (до 35 градусов) осыпному кулуару, уводящему к нашему перевалу на СВ от ледника (П.21). Неторопливо поднимаемся по живой подвижной осыпи и в 12ч.05мин. (ЧХВ 1ч.05мин.) выходим к огромному валуну, расположившемуся прямо посредине осыпного кулуара. Отсюда возможны два варианта подъема на гребень. Мы выбрали правый по ходу путь. Последние метры до седловины проходим по скалам (50-60 градусов) свободным лазанием (ф.31).



Ф. 31 Подъем на пер.Уавси С

В 13ч.05мин. (еще 25 минут ЧХВ) выходим на седловину перевала Уавси Северный. Есть тур и перевальная записка. Сняли записку группы горного турклуба МГУ (П.23) С перевала открывается великолепный вид на ледник Западный Кайсар и перевалы Родина Северный и Южный. Спуск с перевала начали в 13ч.35мин. и уже через 10 минут вышли к ночевкам на морене под перевалом. Озерцо, небольшой ручеек из-под снежника.

Торопиться нам некуда, два дня в запасе и один перевал впереди, устраиваем полудневку. Обедаем. Во второй половине дня погода привычно портится, опять наползает туман, сильный дождь с градом. В 17 часов, дождавшись прекращения дождя, принимаем решение подняться радиально на вершину Уавсихох (П.22). Трое: Юлаев, Корсаков и Герасимов выходят на вершину, оставшиеся в лагере поддерживают с ними связь. По описанию с нее открывается замечательный вид. Самый простой путь на вершину лежит через перевал Уавси Северный. Поднимаемся на перевал в 17ч.10мин. и идем по гребню в сторону вершины с участками несложного свободного лазания по скалам в северном направлении. Все жандармы на гребне обходятся справа по ходу. На вершину выходим в 17ч.30мин (ф.32).



Ф. 32 На вершине Уавсихох

Сделать красивые фотографии не удалось, все вокруг обложило туманом. Забираем из тура записку (турклуб МГУ П.24), оставляем свою и в 18 часов выходим назад. Спускаемся в лагерь по пути подъема в 18ч.35мин. ЧХВ дня 4ч.30мин. (учитывая 1ч.05мин. подъема на вершину Уавсихох). Высота ~3500м.

День 16 – 05.08.2009. 12км 4:05

л. Зап. Кайсар – пер. Родина Сев. (2А, 4000) – д.р. Цеядон – а/л Цей

Наутро погода ясная. Выходим с места ночевки в 7ч.30мин. Спускаемся по крутому осыпному кулуарчику на ледник Западный Кайсар (ф.33), одеваем кошки.



Ф. 33 Спуск на ледн. З.Кайсар

В этой части ледник открытый, поэтому идем без связок. Пересекаем ледник в направлении перевала Родина Северный, подходим под перевальный взлет примерно по центру и начинаем подъем по снежному склону крутизной до 35 градусов (ф.34), (П.25).



Ф. 34 Подъем на перевал с севера

На середине подъема склон подрезан двумя засыпанным снегом бергшрундами, но укрепленный утренним морозом наст отлично держит. На перевал выходим в 8ч.40мин (ф.35). (1час ЧХВ от ночевок).



Ф. 35 На перевале Родина С

Сняли записку краснодарцев (П.28). В 9ч.05мин. начали спуск с перевала (П.26). Около 300 метров спускаемся по снежнику крутизной до 35 градусов на "три такта". С этой стороны перевала снег уже размяк, ступени бьются легко (ф.36).



Ф. 36 Спуск с перевала Родина С на юг

Внизу снежный склон выполаживается до 20 градусов (П.27). Пересекаем снежник вниз и в 9ч.45мин. выходим на осыпной склон (ЧХВ 40 минут). Камнеопасно, поэтому долго не задерживаемся, снимаем кошки и продолжаем спуск по мелкой подвижной осыпи вдоль левого борта русла пересохшего ручья Орахком. Через 30 минут выходим на травянистый склон крутизной около 30 градусов и по нему спускаемся в долину реки Цейдон (еще 40 минут ЧХВ). На всем пути спуска по Орахком нет мест под ночевки. Ориентируясь по турикам, спускаемся к реке, еще через 20 минут спуска вдоль реки по лесу выходим на уверенную тропу. Идем по тропе вниз левым берегом реки Цейдон. Чем дальше, тем она становится натоптаннее и шире, видно, что долина весьма популярна. В 12ч.40мин. выходим к хорошему ручью, пересекающему тропу, становимся на обед. Мимо проходят отдыхающие, интересуемся, далеко ли до альплагеря Цей. Оказывается, он совсем близко, можно дойти меньше, чем за час. С обеда выходим в 15 часов, и уже в 15ч.45мин. мы в альплагере. Дожидаемся рейсового автобуса (ф.37) и в 17ч.50мин. выезжаем из Цея в районный центр Алагир.



Ф. 37 Автобусная остановка, а/л «Цей»

Там пересаживаемся на маршрутное такси и в 20 часов приезжаем во Владикавказ. ЧХВ дня 4ч.05мин.

8. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

В основные опасности при прохождении перевалов можно выделить:

1. Возможность камнепадов. Особенно камнепадоопасны восточный склон пер.Дыхниауш, восточный склон пер.Гюльчи, оба склона пер.Саудор, западный склон пер.Уавси С, а также южный склон пер.Родина С.

2. Возможность срыва на крутых снежно-ледовых, снежно-фирновых и ледовых склонах. В частности на относительно непротяженных или относительно пологих участках: западный склон пер.Дыхниауш, западный склон пер.Гюльчи, ледн.В.Уларг, оба склона пер.Родина С. и на протяженных склонах: восточный склон пер.Дыхниауш, восточный склон пер.Гюльчи, северный склон пер.Саудор.

3. Особое внимание следует уделить передвижению по закрытым областям ледников из-за засыпанных снегом трещин. На таких ледниках движение необходимо осуществлять в связках.

4. Передвижение в условиях ограниченной видимости, вызванной наличием густого тумана.

5. Также стоит указать и на отрицательные температуры воздуха (до -7°C) в вечернее, ночное и утреннее время на ледниках и около ледниковых участках.

9. Дополнительные сведения о походе.

(Географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида туризма полезная информация.)

9.1. Географическая характеристика района.

Центральный Кавказ - наиболее высокая и труднодоступная часть Большого Кавказа. Вершины Шхара, Дыхтау, Коштантау, Джангитау, Казбек превышают 5000 м. Здесь находится и высшая точка Кавказа - гора Эльбрус (5642 м) - двуглавый конус потухшего вулкана, исполином возвышаясь над заснеженными хребтами, виден за 100 и более километров. В высокогорьях Центрального Кавказа находятся и наиболее грандиозные ледники. Безенгийская стена, склоны Эльбруса и Казбека несут почти сплошной ледовый покров. Здесь есть все виды ледников, в том числе и долинные. Среди наиболее известных вершин региона - знаменитые Ушба, Шхельда, Тихтенген, Тетнульд, Шхара, Айлама.

Долины Центрального Кавказа просторнее чем на Западном Кавказе. Центральный Кавказ в осевой, наиболее высокой своей части сложен твердыми породами - гранитами, кристаллическими и глинистыми сланцами, песчаниками. Периферийные части составлены осадочными, более молодыми и мягкими породами - известняками, мергелями, доломитами. Поднимающиеся на звеньях Бокового хребта вулканические конусы Эльбруса и Казбека расположены на высоко поднятых цоколях из гранитов и сланцев. К западу от Крестового перевала, на Кельском вулканическом плато находится множество неактивных вулканов.

В орографическом плане Центральный Кавказ состоит из Водораздельного хребта сложного рисунка, где отдельные участки имеют направление, на 90-120° отличающееся от генерального, и ряда значительных хребтов-отрогов - Эльбрусского, Адылсу, Адырсу, Бодорку, Каргашильского, Бокового, Суганского, Цейского, Саудорского, Тепли, Джимарайского на севере и Штавлерского, Накринского (Цылгмыл), Ушбинского, Светгаро-Гвалдинского, Кулак, Загари, Чхундер, Сванетского, Лечхумского, Рачинского на юге. Участки Водораздельного хребта, расположенные к югу-западу и югу от подрайонов Тепли и Джимарай-Казбек, относящихся к Боковому хребту, носят название Двалетского и Мтиулетского хребтов.

Для среднегорья и низкогорья Центрального Кавказа типичен горно-эрозионный рельеф, в высокогорье господствует горно-ледниковый, представленный зазубренными гребнями с крутыми склонами, карлингами, карами, троговыми долинами.

Климатические особенности районов определяются высотной зональностью и образуемым Водораздельным хребтом горным барьером, развернутым под углом к основным влагоносным воздушным потокам, приходящим с запада. Количество осадков колеблется от 2000 мм в западной части до 1500 мм - в восточной.

Центральный Кавказ несет значительное оледенение, 70% площади которого приходится на северный склон и около 30% - на южный, что объясняется метелевым переноса снега западными ветрами за барьер Водораздельного хребта и повышенной инсоляцией южного склона. Около 40 ледников региона имеют площадь, превышающую 5 кв. км., а пять из них (Дыхсу, Безенги, Караугом, Лекзыр и Цаннер) имеют площадь приблизительно по 40 кв. км. каждый. Более 140 кв. км. составляет ледяная шапка Эльбруса.

Погода в регионе не отличается устойчивостью: солнечные дни даже летом нередко сменяются в высокогорье жесткой и длительной - до 3-5 дней - непогодой. Центральный Кавказ располагает богатыми возможностями для проведения любых спортивных походов и мероприятий. Здесь практикуются походы для начинающих, походы для родителей с детьми, местные и выездные массовые слеты и соревнования, учебные мероприятия (как для начальной, так и высшей подготовки), походы в межсезонье и в зимний период. В пределах региона могут быть проведены горные походы I-VI категорий сложности.

К подрайонам, имеющим технически несложные перевальные пути, включая указанные в скобках перевалы через ГКХ, относятся Приэльбрусье (Донгузорун-1А), верховья рек Чегем (Твибер-1Б) и Черека-Балкарского (Шаривцек-1А и Гезевцек -1Б), Дигория (Гебивцек-1А и Гурдзивцек-1Б), Тепли-Джимарай-Казбек (более десяти перевалов трудности н/к и 1А) и Сванетский хребет.

Наиболее технически сложными подрайонами и горными узлами являются участок Главного хребта между вершинами Юсеньги Узловая и Ортокара, Главный и Боковой хребты в районе Безенгийской стены, группы Дыхтау-Коштантау и Цей-Караугом.

9.2. Питание.

Состав и количество продуктовой раскладки с одной стороны мотивировались наличием необходимых элементов питания в условиях высокогорья (белки, жиры, углеводы - 1:2:3) и оценочными энергозатратами участников похода (2500 ккал), с другой стороны экономией денежных средств. Поскольку углеводы усваиваются быстрее, чем жиры, при этом затрачивается меньшее количество кислорода, на них и был сделан акцент при составлении раскладки. Упор по питанию в плане калорий ставился на перевальные дни, когда утром были запланированы мясные завтраки, в остальные дни - молочные завтраки. В итоге раскладка по калорийности составила величину приблизительно на 300 ккал на человека в день меньшую желаемой величины из-за необходимой экономии веса рюкзака.

Питание на маршруте было организовано по следующей схеме:

завтрак – мясная или молочная каши, халва, сухари или хлебцы, конфеты, чай

обед – суп, сухари, колбаса или сало, чай, кофе, сладкая фруктово-ореховая смесь.

ужин –каша, картофель или рожки с мясом, сало, сухари или хлебцы.

В перевальные дни раздавался перекус, состоящий из сухофруктов, орехов, шоколада и глюкозы.

9.3. Снаряжение.

Общественное

№№

наименование, кол-во

масса, кг

1

палатка 4 "полусфера"

4,0

2

палатка 4 "полусфера"

4

3

газовые горелки (3)

2*0,550 и 1*0,450

4

веревка 50м ࡶ

1,5

5

котлы 7л и 5л, тёрка

1,6

6

веревка 50м 呪 2шт

2*3,5

7

стеклоткань 2 куска

2*0,3

8

половник 1шт

0,1

9

ледовый молоток

0,8

10

термометр

0,1

11

ремнабор

1,5

12

аптечка

2,0

13

фотоаппарат

1,8

14

лопаты-снежный якорь

0,3

15

Расходные куски веревки, ледосброс, ск. крючья 6шт, петли на станции 3шт, закладки 10шт (набор)

3

16

компас, карты, описания, билеты, маршрутка, фотографии

1,2

17

запасной комплект карт

0,1

18

рации 2шт

0,3

19

часы-будильник 1-2шт

0,05

20

ножи, разделочная доска, скатерть

0,4

21

целлофановые пакеты

0,1

22

динамометр

0,1

23

газ в баллонах (нетто 220г/баллон) 24шт

5,28

Всего

32,1

Мы использовали радиостанции Motorola TLKR-T3, радиус действия по паспорту и фактически (при прямой видимости) - 5 км, ресурс непрерывной работы батареек (3 x AAА) 20 часов. Фактически, пользуясь рациями без ограничений, за время похода мы истратили 2 комплекта батареек.

Ледовый молоток (ВЦСПС) использовали и на скалах, для работы с крючьями.

Личное

№№

наименование, кол-во

масса, кг

1

рюкзак

1,5

2

ботинки

2

3

личные вещи

5,5

4

спальный мешок

1,5

5

фонарь налобный

0,1

6

ледоруб

1

7

кошки

1

8

страховочная система

0,3

9

каска

0,3

10

очки от солнца

0,05

11

куски репшнура 呪-3шт, ࡶ-1шт (на схват)

0,6

12

рукавицы

0,1

13

спусковое устройство

0,2

14

фонарики

0,1

15

карабины 5шт

0,75

16

жумар

0,2

17

ледобур 2шт

0,2

Всего

15,4

Итого на 1 участника вес рюкзака в среднем составлял: 15,4+32,1/6+9,22=29,97кг.

Максимальная нагрузка на одного мужчину 32 кг,

Максимальная нагрузка на одну женщину 20 кг.

10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств пере­движения.

11.

Статьи расходов

На 1 человека,

руб

На группу 6 чел,

руб

Саратов – Пятигорск

1090

6540

Пятигорск – АУСБ «Безенги»

583

3500

а/л «Цей» – Владикавказ

64

384

Владикавказ – Нальчик

150

900

Нальчик – Пятигорск

100

600

Пятигорск - Саратов

1483

8898

Итого билеты

3470

20820

Питание на маршруте

1800

10800

Проживание на квартире во Владикавказе

133

800

Проживание в гостинице в Нальчике

250

1500

Газ

210

1260

ЗИП

30

180

Аптечка

525

3150

Итого

6418 руб.

209$

38 508 руб.

12. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Маршрут пройден с некоторыми изменениями от заявленного ранее. Располагая временем и силами, дополнительно совершили восхождение на обзорную вершину Уавсихох. В целом пройден разносторонний линейный автономный поход, соответствующий маршруту четвертой категории сложности. Участники приобрели достаточный опыт преодоления простых и средней сложности скальных, снежно-ледовых и снежно-фирновых склонов, соответствующих перевалам 2Б к.с.

На всех продолжительных снежных и ледовых участках крутизной 40-50 градусов были провешены перила. Участки закрытых ледников проходились в связках, при необходимости организовывалась попеременная страховка участников. Простые скальные склоны проходились свободным лазанием. На скалах средней сложности провешивались перила. Ручьи переходились вброд. Через р.Карасу была организована навесная переправа с использованием стальных тросов, оставшихся от разрушенного моста.

В этом году погоду на Кавказе в целом можно оценить как плохую: ориентирование осложняли почти ежедневные густые туманы. Почти каждый день несколько часов шел дождь, на ледниках - снег, град. Снега в этом году по сравнению с предыдущими было меньше.
С позиции познавательной и эстетической сторон путешествия группа посетила несколько интереснейших районов Центрального Кавказа: начиная с обжитых классических (Безенги, Дигория, Цей) и заканчивая малопосещаемыми (район долины р.Дыхсу, Штульская перемычка, Караугомская долина). Для большинства участников район Безенги являлся новым, а Дигорский район - для всех.

Некоторые выводы и комментария по прохождению перевалов приведены ниже.

пер.Дыхниауш (2Б,3872). Классический 2Б перевал. С западной стороны характер склона более сходен с 2А - 80м перевальный взлет от бергшрунда, подход по слабо разорванному закрытому леднику. Основная сложность - крутой неоднозначный спуск на восток. Над центральной частью седловины висит снежный карниз. Спуск лучше осуществлять по снежному кулуару в северной части седловины. Также, необходимо добавить, что восточный склон камнепадоопасен.

пер.Гюльчи (2Б,3900). При проработке маршрута этот перевал виделся самым сложным и протяженным препятствием на маршруте. Подъем с запада представляет собой частично закрытый сильно разорванный ледник с преодолением 80 градусных ледовых стенок протяженностью 10-15м. Спуск на восток - ряд крутых скал, разделенных снежными кулуарами. Более того, в солнечную теплую погоду восточный склон камнепадоопасен, начиная уже с 8-9 утра. По итогам прохождения похода большинством участников этот перевал был отмечен как один из наиболее удачных в техническом плане, поскольку на спуске каждый участник смог провесить одну, а то и две веревки перил. Мы провесили на спуск до бергшрунда 450м перил вместо 300м, обозначенных в некоторых отчетах прошлых лет. На прохождение перевала следует закладывать от одного до двух дней с ночевкой в последнем варианте на снежной пологой седловине.

Связка пер.Саудор(3800) + пер.Чилингини(3600) + пер.Снежинка(3598). Самый сложный из связки в плане техники - Саудор. При подготовке маршрута не удалось найти описания, были только фотографии давних лет. Подъем с запада почти под седловину по осыпному склону технической сложности не представляет, однако, весьма изматывающий. Последние 100м до седловины склон сильно камнепадоопасен. Характер склона перевального взлета с СВ сильно изменился по сравнению с фотографиями прошлых лет. Ледник от седловины вниз стаял на 50м, обнажив разрушенные скалы. Спуск на северо-восток можно осуществлять по трем вариантам:

1. С седловины прямо вниз по крутому разрушенному скальному кулуару с выходом на ледник (50м).

2. По скальной полке с седловины перевала, уходя вправо по ходу, также с последующим выходом на ледовый склон (около 60-80м).

3. Со скального выступа гребня немного юго-восточнее седловины вниз, почти сразу на крутой ледовый склон (около 10м по скалам).

Наиболее безопасен с точки зрения камнепадоопасности на наш взгляд второй вариант - по скальной полке. Сам ледовый склон сильно простреливается камнями, летящими с сильноразрушенного гребня, также есть следы мелких лавин. В нескольких десятках метров по гребню на СЗ от седловины перевала есть выложенные ночевки. Перевал Чилингини представляет собой просто снежно-ледовый перелаз крутизной 20-25 градусов. Тем не менее, связаться не будет лишним, поскольку ледник закрытый и в средней степени разорван на северном склоне. Траверс с Чилингини на Снежинку большой технической сложности не представляет. Трещины появляются только в месте начала ледопада ледн. Сонгутидон и обходятся в связках. Спуск со Снежинки по ледн.В.Уларг потребовал провешивания только одних 50м перил в центральной части ледника. В целом, пройдена интересная связка из трех перевалов, давшая нам возможность оценить красоту и сложность этого района.

пер.Уавси Сев.(1Б,3750). Достаточно трудоемкий и в меру камнеопадоопасный перевал с западной стороны, из-за подвижного осыпного склона.

в.Уавсихох (1Б альп.,3856). Интересная обзорная технически доступная вершина района. Очень жалко, что восходили в условиях ограниченной видимости.

пер.Родина Сев.(2А,4000). Классический перевал 2А к.с. Подъем с севера при уверенном движении группы и в морозную погоду можно осуществлять на "три такта". Спуск на юг в дневные часы камнепадоопасен. Оптимальное направление прохождения перевала с севера на юг. В обратном направлении - утомителен, кроме того отсутствуют места под палатки в д.р.Орахком.

В течении прохождения маршрута участники группы использовали стандартное среднее по стоимости горное снаряжение: кошки - "Climbing Technology", "Grivel", ледобуры - титановые советские, ледорубы "Climbing Technology", веревки коломенские ультрастатика, петли, а также закладки и скальные крючья фирмы "Венто". Хочется особо отметить изобретение, успешно применяемое саратовскими горными туристами для сдергивания страховочных перил на ледовых склонах - металлический палец диаметром, равным наружному диаметру ледобура с металлических тросиком на конце пальца, к другому концу тросика и прикреплялась веревка 50м d6 для сдергивания точки крепления перил.



По остальному снаряжению можно отметить следующее. Палатки для горных походов удобнее использовать с "юбкой", из-за ее отсутствия приходилось в ветреную погоду сооружать ограждение из камней с наветренной стороны палатки. Для экономии расхода топлива и уменьшения времени приготовления пищи целесообразно котлы очищать от сажи после каждого их использования на костре в лесной зоне. Весьма полезным оказалось использование раций как на технических участках при прохождении локальных препятствий маршрута (перевалов, переправы реки), так и во время разведок для удобного взаимодействия между участниками. Две трети от общего количества использовавшегося на маршруте газа составляли корейские одноразовые (незаправляемые) баллоны, относительно дешевые, но не очень надежные в условиях использования при низких температурах окружающей среды. Поэтому оставшаяся треть топлива была дополнена газовыми баллонами фирмы Kovea, которые применялись только при низких температурах воздуха и в перевальные дни. Время закипания воды в котлах объемом 5л при использовании газа Kovea сокращалось приблизительно в полтора раза по сравнению с корейским газом при прочих равных условиях.

Весьма продуктивным результатом сказалась школа по горной технике, в которой приняла участие половина группы в рамках смены АУСБ "Безенги" накануне похода. Любые склоны, встретившиеся на маршруте, не вызывали неопределенности в действиях группы в плане прохождения. Остальные участники смогли получить дополнительные практические навыки на снежных занятиях во второй день похода, где были отработаны все необходимые основные приемы передвижения по снежному рельефу, на склонах разной крутизны и плотности снега.

По итогам прохождения похода участниками были сделаны следующие выводы по организации питания:

1. добавить в расклад сублимированные рыбу и творог

2. чечевица и сухие овощи были отмечены как одни из наиболее удачных решений при составлении продуктового расклада

3. исключить или перевести в разряд сюрпризных продуктов чай каркаде
халву разнообразить щербетом, молочным ирисом и т.д.

4. увеличить количество соли до 80-90г/чел.

Оценка сложности маршрута

Характеристики маршрута: П = 152км t = 16 дней. Минимальная протяженность: П = 152км > Пmin = 150км.

Продолжительность: t = 16 дней > tmin = 13 дней.

Некоторое увеличение продолжительности маршрута по сравнению с номинальным сроком связано с прохождением дополнительных перевалов к установленному минимальному их количеству, необходимому для похода IV к.с., а также неблагоприятными погодными условиями.

Километраж пути, а также определяющие технические препятствия маршрута соответствуют спортивному горному походу четвертой категории сложности.

Пройденный маршрут может быть рекомендован группам для совершения горного похода IV к.с.

12. Приложения.

12.1 Обзорная карта района



Схема подъездов к району похода: синий маркер – ж/д транспорт, красный маркер – автотранспорт.

12.2 Фотографии перевалов и контрольные записки.

пер. Дыхниауш



П. 1 К перевалу Дыхниауш по лед.Уллучиран



П. 2 Путь спуска по ледн.Башхауз после перевального взлета Дыхниауша



П. 3 Спуск с пер. Дыхниауш



П. 4 Прохождение бергшрунда



П. 5 Перевальная записка

пер. Гюльчи



П. 6 Путь прохождения ледопада на подъеме на Гюльчи



П. 7 Спуск с седловины на восток



П. 8 пер.Гюльчи с востока. (фото из отчета Таранцовой Е.Е.)



П. 9 Спуск с седловины на восток (фото из отчета Зеленцова Д.Ю.)



П. 10 Перевальная записка

пер. Саудор



П. 11 Путь подхода к перевалу Саудор через ледн. Караугом



П. 12 Седловина и путь подъема с ЮЗ на пер. Саудор



П. 13 Перевальный взлет на спуске. Пройденный путь и другие варианты спуска



П. 14 Саудор с СВ



П. 15 Перевальная записка

пер. Чилингини



П. 16 Траверс ледн. Скатиком от пер. Саудор до пер. Чилингини. Фото Виталий Базунов



П. 17 Траверс ледн. Сонгутидон от пер. Чилингини до пер. Снежинка



П. 18 Перевальная записка

пер. Снежинка



П. 19 Путь траверса на пер.Снежинка от пер.Чилингини



П. 20 Траверс от пер. Чилингини на пер.Снежинка и спуск с него

пер. Уавси Северный и в. Уавсихох



П. 21 Подъем на пер.Уавси С с запада



П. 22 Спуск с пер. Уавси С и путь на в. Уавсихох с ЮВ



П. 23 Перевальная записка



П. 24 Контрольная записка

пер. РодинаСеверная



П. 25 Путь подъема на перевал с севера



П. 26 Спуск с пер. Родина С на юг в д.р. Орахком



П. 27 Спуск с пер. Родина С в д.р. Орахком. Фото сделано с юга



П. 28 Перевальная записка

13. Литература

1. Сосновцев М.В. «Отчет о горном туристском походе 4 категории сложности по Центральному Кавказу», маршрутная книжка №19Г-2004, 2004.

2. Монсар О.А. «Отчето горном туристском спортивном походе 5-ой категории сложности по Восточному Кавказу (Суган, Караугом)», маршрутная книжка №74-06, 2006.

3. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1179

4. http://www.piligrim-andy.narod.ru/photo/panoram2.html

5. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=3148

6. http://caucatalog.narod.ru/os2008_4/os2008_4.html

7. http://piligrim-andy.narod.ru/photo/cejkar.html=

8. http://www.piligrim-andy.narod.ru/text/perev.html

9. http://caucatalog.narod.ru/

10. http://www.geolink-group.com/tourclub/trips/2001dz5/index.html

11. http://poxod.ru/guidebook/sugan/p_sugan_predisloviepmn_a.html

12. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=419

13. http://prielbrusie.narod.ru/map/index.html

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

***

Понравился и отчёт и маршрут! Маленькое замечание по снаряге - ледовый сбрасыватель был придуман всё-таки Абалаковым и появился вслед за ледобурами. Вот с такой конструкцией мы ходим с конца 70-х http://i077.radikal.ru/1104/06/eb4c1541d576.jpgОна более безопасна, чем просто стержень с тросиком.
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru