Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Всего отзывов: 3 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Находка на Кавказской вершине Пирамида

Западный Кавказ. Район Узункол. Ущелье и река Мырды.

В центре – вершина Пирамида -3650 м. (Фото П.П.Захаров)

Солнечный, теплый полдень августа 1972 года. Группа французских альпинистов вольготно раскинувших на камнях вокруг тура блаженствовала, любуясь панорамой открывшейся им с вершины Пирамиды. Чтобы почистить вершину от всякого хлама, накопившегося между камнями, я начал кругами ходить по камням вершины. Делая очередной круг диаметром примерно метров в десять-двенадцать, мой взгляд среди хаоса валявшихся камней, задержался на двух очень ровно выложенных гранитных плитах, занимавших площадь почти в квадратный метр. Обойдя их вокруг, я понял, что лежат они здесь давно т.к. боковые щели уже были занесены мелкой крошкой и улежавшейся пылью. Плиты лежали так, что по какой то не ведомой мне причине, их очень внимательно уложили. Кто? Зачем? Плиты лежали в некотором углублении и, если смотреть на них, как бы немного сверху со стороны, то станет ясным почему их долгое время никто не замечал - они явно находились вне круга обозрения, открывавшегося с камней, когда находишься рядом с пирамидкой тура, да и лежавшие рядом обломки перекрывали доступ взгляда к ним. Вершина каменная, первый жандарм отстоит от тура метров в пятидесяти. А посему, даже, если вдруг кому то, что то захотелось сделать на вершине, то проще попросить отвернуться, чем так далеко уходить по камням вниз.

Раздумывая о таких простых материях, ботинком попробовал покачать плиту сначала одну, а затем вторую. Дальняя, от меня плита чуть-чуть колыхнулась. Нет не так - не колыхнулась, а как бы несколько опустилась под ногой. Опустившись на колени я начал разбирать каменную мелочевку, накопившуюся около канта плиты. Откопав кусок края плиты в ширину сантиметров в 30, стало понятным, что плита плотно лежит на какой то ровно выведенной ограде, а может быть стенке - такой ровной была линия ее лежания на стоявшем вертикально камне или другой плите.

Расковыряв весь край начал раскачивать верхнюю плиту, подавалась она с трудом. Затем разобрав камни лежавшие под открывающейся стенкой, стало понятным, что быстрее будет, если ее вывалить из под этой верхней плиты-потолка.

С вершины доносились веселые крики и шум разговора – значит, гости альплагеря «Узункол» не торопились уходить вниз. С трудом вывалив вторую гранитную плиту я увидал ровно выстланный более мелкими платами пол (если так можно сказать). Около одной из стен этой ямы-помещения стояла какая то необычная пластина, на которой висели клочки сгнившей ткани. Аккуратно развернув остатки ткани (что то, типа остатков толстой холстины), мне открылся почти правильной формы квадрат, размером почти 15х15 см., обильно покрытый то ли пылью, то ли потеками застывшей грязи.

Лицевая сторона Тыльная сторона

Колупнув ногтем эту пыль с края пластины, мне стало понятным, что она явно металлическая (да и вес ее говорил об этом). Не помню почему, но в тот момент мне захотелось привязать место положение этого «хранилища» к сторонам света. Стенка, под которой стояла пластина была направлена точно на восток. Внимательно осмотрев «помещение» и не найдя ничего привлекательного я стал разглядывать пластину со всех сторон. Аккуратно сдувая пыль и отколупывая комочки застывшей грязи довольно скоро открылись общие контуры пластины, Прежде всего, поразила ее форма - она очень напоминала старорусскую букву - «Фета» (нынешнюю Ф). По внешней плоскости пластины шел какой то рисунок или орнамент. Застывшая грязь между линиями контура рисунка не позволяла точно определить его характер. По телу пластины виднелось несколько дырочек-каверн, как будто в этих местах металл проржавел.

Первая пришедшая мысль была - «Да это же деталь окантовки (оббивки) предалтарного креста в сванских фамильных церквях!». Вес пластины вселял сомнение в скоропалительности вывода. Сваны в своих церквях подобные кресты оббивали чеканными пластинами тонкого серебра. Здесь же был достаточно весомый и, главное - это был толстый (примерно 4 мм) предмет из какого то металла. Не удержавшись, крюком чуточку поцарапал пластину с тыльной стороны - бронза! Приглядевшись к лицевой стороне, понял, что это не чекан. Да, сваны в период ранней бронзы лили предметы из бронзы, меди и железа и никакой чеканки у них еще не было.

Что же я держал в руках!? Последующие консультации у специалистов карачаевской истории из Карачаевского пединститута, разговоры со специалистами из Ставропольского краеведческого музея не продвинули ни на шаг определения, что же это удалось таким необычным образом найти. Никакого четкого ответа ни о месте нахождения, положения своеобразного «хранилища» и самой буквы «Фета» так и не нашлось.

Более того, остался без ответа вопрос - почему бронза? Почему литье? Почему такой не обычный для сванских, если этот предмет можно отнести к Сванетии, орнамент по линиям, составляющим эту букву?

На фото этой находки: на нижней наклонной поперечине явно проглядывает не христианская тема орнамента. Здесь видны горские башни, стоящие по берегу горного бурного потока. На кончике вертикальной же линии составляющей букву видны контуры горы. Все остальное точно воспроизводит характерные христианские мотивы икон.

Для того чтобы точнее понять неопределенность находки мы немножко коснемся религиозных мотивов, которые характерны для ее места положения:
- Вершина Пирамида (3650 м) находится в высокогорной части Карачаево-Черкессии (в прежние времена - Верхний Карачай, ближайшие аулы: Хурзук, Карт-Джурт, Учкулан).

- Карачаевцы - коренные жители этих мест никогда не имели отношения к христианской вере и не могли знать старорусского алфавита. Ничего подобного бронзовому литью в их ранней истории просто нет. Как нет и чеканки по серебру на религиозные темы.

- В том районе до этого случая не было отмечено нахождения, каких либо религиозных и культовых объектов.

Напрашивающееся предположение о сванском происхождении этой находки, хоть это и имеет много привлекательного, но так же много находится и отрицательных сторон:

- Во первых, если даже допустить, что этот предмет, отлитый из бронзы имеет отношение к развитию литейного ремесла в Сванетии, то весь ход развития техники и технологии литейного производства приводит нас к тому, что основными металлами в этом деле являлись медь, бронза и железо.

- Археологические находки на территории Сванетии подтверждают это. Они говорят о том, что самых различных видов топоры: боевые, хозяйственные, парадно-культовые и двойного назначения, а так же украшения, предметы быта, скульптурные изображения животных из литой бронзы распространявшихся на всей территории Кавказа, были характерны для горной полосы Западной Грузии (и Сванетии в т.ч.).

В ходе подобных поисков не было найдено ни одного предмета церковного назначении литого характера из бронзы.

- Напротив, исторические изыскания говорят, что предметы, напрямую относящиеся к церковной утвари у сванов исстари (X-XIII вв. и еще раньше) относилось к искусству чеканки по тонкому серебру. До сих пор хранящиеся в родовых (фамильных) сванских церквях чеканные иконы, обрамление предалтарных крестов, обивка церковных дверей полностью исключает наличие какого-либо другого металла для производства подобных предметов.

- В разные времена серебро в Грузии было довольно дорогим металлом, а соотношение ценности серебра и золота на протяжении истории постоянно менялось, например, если в начале ХХ века их соотношение было 1:3,5 , а в XIV веке доходило даже до 1:6. История подтверждает, что даже эти факторы не влияли на изменение культуры производства церковных предметов - чеканка во все времена была в почете у сванов.

Вот так и получилось, что находка открылась, а ее история весьма туманна и необъяснима до сих пор.

Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

Ответ специалиста

Вот что ответила на мой запрос об этой иконе сотрудник Русского музея, специалист по древнерусскому искусству и иконам Пивоварова Надежда Валерьевна: Добрый вечер, Евгений! Вынуждена Вас разочаровать. Предмет, который представлен на Вашем фото , - не раритет. Это массовая продукция 18-19 вв., т. н. "Крест-Распятие", произведение старообрядческого медного литья. В музейных собраниях и в частных коллекциях такие изделия исчисляются сотнями и даже тысячами. Ваш предмет сохранился фрагментарно (утрачена верхняя часть). Чтобы представить вид подобных изделий (лучшего качества и сохранности и с эмалью на поверхности) посылаю Вам картинку. С уважением, Надежда Пивоварова К ответу прилагался снимок "целой иконы", практически идентичной, но целой, - с небольшим крестом сверху (на ее центральном столбе). Я переслал ответ и снимок Пал Палычу. Можно дополнить статью этим изображением... Ну, а вот как икона оказалась на вершине Пирамида - "другой вопрос".
 
"бронза" на Пирамиде

Может быть все значительно проще. В 1984 на Гвандре мы нашли записку, которая нас - атеистов-комсомольцев - изумила. Прошло много лет, поэтому то, что осталось в памяти. "Во имя Господа (нарисован крест)! Мы, слушатели Ленинградской Духовной семинарии (имя рек)..." Ну и дальше то, что обычно пишут. Только пожелание было не совсем обычное: " Молимся за Вас". Гвандра - от 1б, Пирамида - от 2а. Может быть в то время были не только светские альп(тур)клубы? А почему слушатели Духовной семинарии не могут быть альпинистами? Сделали, я уж не знаю как назвать находку на Пирамиде, принесли и правильно (на восток) установили. Во имя Господа.
 
Находка

Стоило сохранить остатки ткани. Возраст ткани специалисту определить не так-то сложно. Ну а из этого можно предположить год восхождения.
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru