Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Н.Лещенко, Москва
Отчет о горном походе 4 к.с. по Фанским горам в августе 2010 г. Часть 1 из 2
Туристский клуб «Вестра»
ОТЧЕТ
о горном учебно-тренировочном походе 4 к.сл. в Фанских горах, совершённом слушателями школы специализированного уровня туристской подготовки в период с 4 августа по 26 августа 2010 г.
Нитка маршрута:
а/б «Артуч» - Куликалонские озера – пер. Зиерат (1Б, 3364)+ пер. Чукурак (1Б, 3171) кольцо - пер. Алаудинский (н/к, 3730 м) – оз. Алаудин - Мутные озера – пер. Чимтарга (1Б, 4500) – радиальное восхождение на в. Энергия (2Б, 5105) – д.р. Зиндон Прав. - пер. Мирали + пер. Дон (2Б, 5060 м) – Мутные озера – пер. Казнок Вост. (1Б, 4089) – д.р. Казнок – пер. Самарский (2Б, 4363) – оз. Верх. Алло – оз. Б. Алло – д.р. Амшут – оз. М. Алло – д.р. Арчамайдан – пос. Зимтут
Маршрутная книжка № 1/3-403 руководитель Лещенко Н.А. (координаты руководителя - в МКК)
Москва 2010 г. 1. Справочные сведения.
Вид туризма горный, учебно-тренировочный поход
Район путешествия Фанские горы
Категория сложности четвертая
Количество участников одиннадцать
Сроки проведения 4 – 26 августа 2010 года
Продолжительность активной части маршрута 18 дней
Протяженность маршрута 114,07 км
Маршрут группы
а/б «Артуч» - Куликалонские озера – пер. Зиерат (1Б, 3364)+ пер. Чукурак (1Б, 3171) кольцо - пер. Алаудинский (н/к, 3730 м) – оз. Алаудин - Мутные озера – пер. Чимтарга (1Б, 4500) – радиальное восхождение на в. Энергия (2Б, 5105) – д.р. Зиндон Прав. - пер. Мирали + пер. Дон (2Б, 5060 м) – Мутные озера – пер. Казнок Вост. (1Б, 4089) – д.р. Казнок – пер. Самарский (2Б, 4363) – оз. Верх. Алло – оз. Б. Алло – д.р. Амшут – оз. М. Алло – д.р. Арчамайдан – пос. Зимтут.
Пройдено категорийных перевалов 7, из них: н/к – 1 перевал, 1А – 2 перевала, 1Б – 2 перевала, 2Б – 2 перевала
Совершено восхождений 1, из них: 2Б - 1
Максимальная высота 5105 м (вершина Энергия)
Максимальная высота ночёвки 5060 м (пер. Мирали)
Маршрут утверждён МКК ФСТ-ОТМ в составе: Деянова Р.З., Зеленцовой Е.В., Кодыша В.Э., Новинского Н.Б., Пигулевского А.К.
1.1.Список отделения, маршрутная книжка № 1/3-403
2. Заявленный и пройденный маршрут2.1. Заявленный маршрут.
Итого активными способами передвижения: 114,07 км
2.2. Пройденный маршрут.
2.3. Высотный график.
3. Выбор района УТП.
Совершить поход в Фанских горах было давней задумкой. И для учебно-тренировочного похода посетить этот район, незнакомый ни для руководителя, ни для участников, было очень интересно. Итак, основная цель похода - посмотреть знаменитые и воспетые Юрием Визбором Фанские горы. Район еще интересен своими скальными маршрутами, большими высотами. Но построение нитки маршрута было несколько связано условиями взаимодействия с другими отделениями школы. Однако, так как поход учебно-тренировочный, то необходимо было выделить время на проведение занятий. Также, хотелось посмотреть Самарканд и Бухару, и поэтому заезд в район был спланирован через Самарканд, да и билеты туда-обратно дешевле из одного пункта. Хотя при этом, возникали проблемы с переходом границы Узбекистан – Таджикистан и обратно. При заезде через Душанбе – все просто. Маршрут начинали в а/л «Артуч», и так как три человека должны были заехать через Душанбе в а/л «Вертикаль», то они и подвозили заброску. Так что через перевал Алаудинский группа шла не очень груженая. С Алаудинских озер, поднимали заброску в 72кг на Мутные озера и для экономии сил, наняли осликов.
Общая схема маршрута. Обозначения цветом на картах: красный – max высота дня, желтый – промежуточные высоты, розовый – стоянки. Даны координаты точки и высота.
4. Подъезды и подходы
Поскольку билет на самолет «туда-обратно» существенно дешевле отдельных билетов «туда» и «обратно», а пропускать древности городов Самарканд и Бухара начальник школы, инструкторский состав и слушатели не хотели (когда еще залетишь в эти края), решено было заезжать через Самарканд. Билет на самолет «Москва-Самарканд-Москва» с фиксированной датой обошелся в 16000 руб. Уже при бронировании билетов необходим загранпаспорт. В Самарканде мы воспользовались услугами альпбазы Артуч (тел. городской: +(998 662) 329014), расположенной в 15 мин. ходьбы от аэропорта. Здесь можно остановиться в палатках (что мы и сделали при выезде) за $1 чел/сут. Можно взять номер от $7 до $12 чел/сут. Имеется бесплатный - для проживающих - всегда горячий, душ, вполне себе чистый туалет. Также к услугам проживающих – кухня, с бесплатной газовой плитой и электрический чайник. Можно оставить заброску $5 за место, без ограничения по времени. Директора, Никонова Виктора Владимировича (сот. тел.: +(998662)276693), при нашем заезде на месте не оказалось, но сотрудники альпбазы созвонились с ним, и он очень быстро организовал нам автобус до границы с Таджикистаном (автобус с кондиционером - $300). Автобус за 1,5 часа довез нас до погранперехода Джартепа, где мы выгрузились и пешим порядком прошли за 1 час сначала узбекскую, а затем, еще за 1 час таджикскую таможню. На таджикской таможне оставили, при переходе «туда» по 1000 руб/группа, «обратно» по 500 руб/группа (уже знали, что говорить). Для таджикской таможни необходимо заранее, перед выездом, составить списки группы (несколько экземпляров), для ускорения процесса. В противном случае, участников будут долго и мучительно записывать в огромный журнал. В целом процесс перехода границы не оставил каких-то совсем не приятных впечатлений. Даже намеки таджикских таможенников, были так обставлены и преподнесены, что не испортили настроения. Кстати на узбекской таможне деньги предлагать вообще нельзя, за взятку там сразу выгоняют с работы, а таможенник в Узбекистане одна из самых высокооплачиваемых государством профессий Сразу за таджикским шлагбаумом нас ждал а/м «Урал» с кунгом, заказанный через интернет на сайте альплагеря «Артуч» (www.fany.ru) цена $400 туда и 400 обратно. Все общение велось с директором лагеря Музаффаровым Абулкасимом Мутаибовичем (по телефону просто Абулкасим). Офис а/л находится в г. Пенджикент по адресу: проспект Рудаки, 85. Моб. тел. директора: +(992 3475) 5-66-61. При выезде, просто позвонили со своего спутникового телефона ему на мобильный(за день) и он выслал тот же «Урал» нас забрать и сам позвонил директору альпбазы в Самарканд, что бы за нами на погранпереход выслали автобус. В Таджикистане, при пребывании на его территории более 3-х дней, необходимо оформлять регистрацию. Мы договаривались с Музаффаровым Абулкасимом. Ему в Пенджикенте оставили по одной цветной фотографии 3х4 см, загранпаспорта(на весь период пребывания в горах) и $25 с чел. Люди и в Самарканде, Виктор Владимирович и в Пенджикенте/Артуче, Музаффаров Абулкасим оказались нормальными, общение с ними было приятным.
5. Техническое описание маршрута.
При описании маршрута все направления движения вдоль рек, ледников приводятся – по ходу движения, если иное – то указывается. Время движения на маршруте приводится без учета отдыха, т.е. чистое ходовое время, и общее ходовое время, без учета обедов. Время - московское. Обозначение цветов на врезных картах: красный – max высота дня, желтый – промежуточные высоты, розовый – стоянки. Приводятся: порядковый номер точки прохождения, дата, время, высота.
5 августа (время московское)
3:45. Прилетели в аэропорт Самарканда. Большое количество времени занимает прохождение таможни, так как требуется заполнять таможенную декларацию в двух экземплярах. Местами не совсем понятно, что писать в графах - разобрались общими усилиями. К окончанию заполнения деклараций на транспортере начал появляться наш багаж. Очень повезло, что нам выделили отдельный коридор на выход, иначе это бы растянулось еще часа на два, а то и три. Так как проверка багажа местного населения занимает достаточно большой промежуток времени.
6:00 - покинули территорию аэропорта. До восьми часов ждали, пока за нами приедет заказанный автобус, на котором будем ехать до границы. Посидеть на площади перед аэровокзалом особо негде. Собрали вещи в кучу, заняли вакантные места под деревом - было довольно жарко, хотя после московского кошмара – кажется прохладно.. 8:00 выехали из аэропорта в сторону границы. Все спали. До границы добрались за час. На границе опять потребовалась заполнять декларацию. Образовалась очередь. Пограничники записывают всех вручную. Что, соответственно тоже долго, но при этом собрали у всех паспорта и быстро проставили печати. 9:30 прошли границу Узбекистан-Таджикистан. На Таджикской границе все намного проще. Задают вопросы – зачем везет продукты, почему не покупаете местные, но - 500 рублей с группы - и все решено.
11:00 удачно все прошли границу загрузились в машины и поехали. До места следующей остановки ехали примерно час.
В 12:00 приезжаем в назначенное место в Пенджикенте, где у нас забирают документы для оформления регистрации на территории Таджикистана. Пока принимают документы, заполняем анкеты – сходили пообедать. В местном кафе кормят достаточно вкусно. Порции огромные - со всем что заказали - справляемся с трудом. Расплачиваться можно рублями. 13:40 выезжаем в сторону гор. Дорога от границы до лагеря занимает 3 часа.
16:34 приезжаем в лагерь. Начинаем разгружать вещи. Находим место под палатки. Лагерь не большой, выглядит ухожено. Есть каменные корпуса. Душ, туалет. Вообще, жить можно. 20:00 - отбой.
6 августа, 1 ходовой день. А/л «Артуч» - оз. Куликалон.
8:00 подъем. Готовим завтрак и собираемся на скальные занятия. Выходим в 9:30 и за 40 минут доходим до оз. Чукурак. Там, по описанию, есть скальная лаборатория. И действительно – скалки неплохие, по обоим берегам озера. Можно выбрать самые разные маршруты. И довольно плотная порода, и есть размеченные маршруты.
13:00 - возвращаемся в лагерь. Начинаем собирать, моросит меленький дождичек. Торопимся. Готовиться к первому ходовому дню. Дождичек прекратился. В 14:00 покидаем лагерь. Выходим на дорогу, идущую вдоль реки Артуч вверх по течению. Не доходя до моста 100 метров - делаем привал. 14:40-15:05 привал. 10:05-15:30 второй переход. Переходим на другую сторону реки по мосту. 15:30-16:00 привал. 16:00-16:35 подъем по крутой тропе. Погода начинает портиться. 16:35-16:50 привал. 16:50-17:20 начинаем подъем на следующий крутой взлет. 17:20-17:55 привал.
18:00-19:10 подходим к месту ночевки на берегу озера Куликалон. Вообще ночевка предполагалась на берегу озера Лесное, но завтра нам надо пройти перевалы Зиерат и Чукурак, и от этой стоянки подходы ближе.
Расчет ходового времени:
Подъем от а/б «Артуч» до Куликалонского озера – 3ч 20мин
7 августа, 2 ходовой день. Оз. Куликалон – пер. Зиерат – пер. Чукурак – оз. Куликалон.
5.1. Перевалы Зиерат (1А, 3364) и Чукурак (1А, 3171)
Перевалы расположены в хребте Говхона. Перевал Зиерат позволяет пройти с оз. Куликалон на оз. Зиерат. Перевал Чукурак позволяет пройти с оз. Чукурак, мимо оз. Белое, на оз. Куликалон. Ориентация перевалов – запад-восток. Перевалы осыпные.
Прохождение: 7 августа 2010 года. С перевала Чукурак сняты записки: группы туристов из Калуги от 3.08.2010г. руководитель Науменко Д. и группы туристов из Ижевска руководители Радионова Н.А. и Радионова Ксения. На пер. Зиерат несколько туров, но записки в этих турах не обнаружили. Написали свою. Необходимое снаряжение: трекинговые палки. Погода во время прохождения: ясно, в середине дня переменная облачность.
6:00 подъем, в 6:40 - выходим из лагеря в сторону перевала Зиерат. Озеро Куликалон обходим с правой стороны от стоянки, далее по травянистому склону без тропы поднимаемся на пер. Зиерат. 7:25 - подошли под подъем ведущий на перевал Зиерат. Подъем на перевал представляет травянистый склон. Местами мелкая осыпь. По всему подъему много козьих троп, по которым довольно удобно идти.
В 9:10 выходим на седловину перевала. Седловина широкая, травянистая.
В 9.30 начали спускаться с перевала. Спуск с пер. Зиерат несложен: верхняя часть спуска - травянистый склон, протяженностью примерно 300 м, который постепенно выводит на осыпи. Тропа петляет среди нагромождения камней.
Постепенно склон выполаживается и на подходе к оз. Белому тропа вновь становится травянистой. Тропа промаркирована турами. В 9.50 – при спуске с перевального взлета встречам группу Фармаковского – они идут на перевал Зиерат.
С 10.50 до 11.30 - подход под озеро Белое, на котором устраиваемся на обед.
В 12.05, обойдя оз. Белое справа, начали подъем под перевал Чукурак. Идем вдоль ручья, до развилки троп. Уходим вверх налево по тропе, вдоль ручья. Только потом поняли – надо было идти вправо, на широкий травянистый склон. Но там не было бы воды…
При подъеме под перевальный взлет встречаем группу французов. Отдыхаем у ручья, перекус конфетками и далее поднимаемся на перевал Чукурак по утоптанной земляной тропе вдоль ручья, вытекающего из родника (в роднике можно набрать воду). Тропа выводит на ложную седловину перевала. Истинная седловина находится правее (относительно пути нашего подъема от озера Белое). Переход по гребню на истинную седловину проблем не создает.
Спускаемся с перевала Чукурак по хорошо утоптанной, но крутой тропе. Быстро спустились до самого лагеря. В лагере нас ждал сюрприз – Валера, оставшись в лагере, умудрился наловить свежей рыбы и сварить уху! Он взял с собой удочку! Спуск к озерам с перевала, по хорошей тропе занял 30-35 мин. В 15.55 вернулись в лагерь.
Расчет ходового времени: Чистое ходовое время – 6 ч 52 мин Общее ходовое время – 8ч 40 мин.
8 августа - оз. Куликалон - пер. Алаудинский – оз. Алаудин
5.2. Перевал Алаудинский (н/к, 3730)
Перевал расположен между пиками Алаудин и высотой 3818, ведёт от оз. Куликалон к оз. Алаудин. Ориентация перевала – запад-восток. Перевал осыпной.
Прохождение: 8 августа 2010 года. Снята записка группы туристов из Ижевска под руководством Родионовой Ксении от 08.08.2010 года. Необходимое снаряжение: трекинговые палки. Погода во время прохождения: переменная облачность, мелкий дождичек в середине дня.
Подъем в 5.20. Собираем лагерь, завтракаем и выходим в 6.30. Тропа ведет между возвышенностей. Через 40 минут тропа заканчивается, подошли к широко разлившейся реке. Место переправы на исходном берегу никак не обозначено. На целевом берегу как ориентир можно обозначить выложенную из камней стенку. К ней мы и перешли в брод с левого (ор.) на правый (ор.) берег ручья по камням. А можно вообще - снять обувь и… тогда везде вам дорога. Дабы не терять время на обход возвышения подъем по лощине. Есть тропа. К 9.00 набираем 200 метров от реки и выходим на первое выполаживание.
После короткого отдыха продолжаем движение по широкому плато и набираем еще 200 метров. Следующая остановка на уровне пер. Промежуточный (на верхнем фото – слева). На склоне под перевалом есть место для стоянки (небольшое выполаживание, рядом ручеек). Продолжаем движение и в 11.50 – 12.10 – вся группа на перевале.
Седловина перевала довольно широкая и удобная для отдыха. На перевале и в 350м ниже есть мобильная связь (только МТС).
Фотографируемся, народ пытается дозвониться в Москву. Спуск с перевала начали в 12.50, вниз уходит крутой утоптанная тропа, усеянной мелкими камушками - очень неприятно при дожде… Тропа выводит прямо к озеру Алаудин. На озере Алаудин, прямо напротив спуска есть чайхана, где можно поесть и попить чаю. К чайхане мы вышли в 15.15.
Также у чайханщика можно заказать осликов по цене 70 сомони (500 руб., 2010 г) за ослика. 1 ослик может перевезти 40кг груза. О чем и договорились с чайханщиком.
Перекусив в чайхане и переждав сильный дождь, начали искать место по лагерь. Решили остановиться на северном берегу оз. Алаудин.
Расчет ходового времени: Чистое ходовое время – 6 ч 5 мин Общее ходовое время – 8ч 55 мин.
9 августа, 4 ходовой день. Оз. Алаудинское – Мутное оз.
От озера Алаудин идет хорошо протоптанная тропа до самого озера Мутное – просто проспект какой-то. Часто встречаются группы иностранцев, в сопровождении проводников.
Весь подъем до Мутных озер можно разделить на три ступени. Первая ступень – от оз. Алаудин тропа идет, достаточно полого, до оз. Пиала.
Вторая ступень от оз. Пиала - является самой крутой. При подъеме, справа по ходу под скалами есть вода, стекающая по скалам. По пути камень с надписью и указателем на Мутные озера.
А третья ступень – средней крутизны – выводит на довольно плоский участок, по которому до Мутного озера еще 15 минут ходьбы. Стоянок на берегу Мутного озера много. Если идти к перевалам Чимтарга, Дон, Казнок Зап. – то по берегу надо уходить вправо, если же путь лежит к пер. ВАА, Казнок Вост., Мазалат и другие, то можно забрав немного влево, можно выйти к хорошим альпинистским ночевкам у подножия вершины Фагитор.
Расчет ходового времени: Чистое ходовое время – 3 ч 36 мин По участкам подхода: 9.10-9.50 выход из лагеря – подход под первую ступень. 10.15-10.36 - подход под вторую ступень подъема 10.50-11.35 - подъем на вторую ступень. 12.10-13.05 - подъем на третью ступень. 13.15-14.10 - идем направо, практически без набора высоты, вдоль берега Мутного озера, до места стоянки.
10 августа, 5 ходовой день. Оз. Мутное – стоянка на 3800 + ледовые занятия на высоте 4000м.
Утром от озера Мутного решили перебазироваться на площадки метров на 200 вверх. С них хорошо просматривался путь на перевал Чимтарга.
Стоянки расположены чуть левее тропы. Оборудовано место под 3 палатки, под 4-ю палатку место оборудуем самостоятельно. Эта тропа явно не просматривается, но на ее протяжении выставлены туры. После оборудования лагеря уходим на ледовые занятия. Ледовые занятия планировали еще в Москве провести на леднике Двуязычном, но он оказался сильно зачехлен обломками породы и на наш взгляд, не очень пригодным для занятий, что решено было найти другое место. В 16.00 выходим на ледовые занятия. Место нашли на изгибе ледника В.Энергия, по пути подхода на перевал Чимтарга, что на 250м выше нового лагеря. Место, хотя и не очень крутое, но вполне пригодное для того, чтобы походить в кошках и отработать технику движения связок со страховкой через «скользящие буры». Прозанимались 2 часа и к 18.30 вернулись на стоянку.
11 августа, 6 ходовой день. Стоянка на тропе к пер. Чимтарга 1Б – стоянка под пер. Чимтарга 1Б (на высоте 4500м).
5.3. Перевал Чимтарга (1Б, 4600)
Перевал расположен между вершинами Энергия и Чимтарга. Ведет от Мутных оз. В д.р. Пр. Зиндон. Ориентация перевала – запад-восток. Перевал снежно-осыпной.
Прохождение: 13 августа 2010 года. С перевала сняты 2 записк: группы ТК «Вестра» от 12.08.2010, руководитель группы Фармаковский А.В. и группы туристов из Рязани, Москвы, Англии в составе 7 чел. – записка даты не имеет. Необходимое снаряжение: трекинговые палки. Погода во время прохождения: сначала – переменная облачность, потом небольшой дождь.
Подъем в 5.00, выход в 7.00. От места ночевки траверсом выходи на тропу, маркированную турами. Тропа ведет по морене, состоящей из крупных и средних камней, и постепенно выводит на ледник В.Энергия. Проходим изгиб ледника, на котором накануне проводили занятия. Ледник постепенно изгибается вправо и выводит на крутую мелкую осыпь. Поднимаемся на гребень морены, оттуда хорошо просматривается дальнейший путь к перевалу. Спускаемся с морены на снежный галстук и затем опять, по морене вверх. По описанию, надо идти вдоль стекающего с перевала ручья справа по ходу движения. Но оказалось, что это не совсем так и решаем переходить снежник (в кошках), после чего оказываемся на отличной тропе к перевалу. И через 15 минут приходим на отличные стоянки на высоте 4500м. Много отличных мест под палатки. Рядом вода из маленького ручейка, но утром ее может не быть – нужно набирать с вечера. На нашей стоянке оборудована кухня.
Расчет ходового времени: Чистое ходовое время – 4 ч 21 мин Общее ходовое время – 6 часов
12 августа, 7 день – дневка. Подъем на пер. Чимтарга налегке – радиалка.
Сегодня должны были штурмовать вершину Энергия 2Б. Плохая видимость, очень сильный ветер – сносит, сбивает с ног. Дневка по погоде. Спустившаяся с вершины группа СК «Вертикаль» сказали что, на вершине все время метет и плохая видимость. Тропа до пер. Чимтарга явно просматривается и идет по крутой осыпи мелкого и среднего размера. Около самого перевала недлинный снежник, идти нужно аккуратно. После снежника небольшая каменистая площадка, затем крутой снежник, который обходим справа (по ходу движения) и выходим к перевальному туру.
За 40 минут налегке часть группы поднялись на перевал по тропе. На завтра нам надо будет пройти по этому пути, только с рюкзаками, так как после восхождения планируем спуститься в д.р. Прав. Зиндон.
13 августа, 8 ходовой день. Пер. Чимтарга 1Б – вершина Энергия 2Б – пер. Чимтарга 1Б – стоянка в д.р. Правый Зиндон.
5.4. Восхождение на вершину Энергия по сев. гр. (2Б альп., 5105)
Характер склона – комбинированный
Прохождение: 13 августа 2010 года. С вершины снята записка группы СК «Вертикаль» из г.Киева от 12.08.2010г. Необходимое снаряжение: каски, системы, ледорубы, спусковое устройство, подъемное устройство, веревки основные (5Х50м), петли, ледобуры. Погода во время прохождения: с утра (в 7-9часов), переменная облачность, переходящая в довольно плотную, усиление ветра, снег.
Подъем в 6.45. Погода нормальная – переменная облачность. Выходим со стоянки в 7.15 и в 7.55 – мы на перевале. Надеваем системы, собираем снаряжения для восхождения. Оставляем рюкзаки на перевале, накрыв их тентом (наконец-то пригодился).
В 9.00 начинаем движение с перевала Чимтарга вверх по тропе, идущей по плотной осыпи к вершине. Тропа заканчивается месяцевидным осыпным взлетом перед ледником. Набор высоты по тропе около 100м. 9.30 - подошли под техническую часть маршрута. Подъем представляет собой снежно-ледовый склон крутизной вначале 25-30 градусов, а далее до 45 градусов. Обработку технической часть маршрута начинаем в верхней части серповидной морены.
Станции делаем на ледобурах. На всем протяжении склона лед не плотный, некоторые буры не хотят вкручиваться.
1-ая и 2-ая веревки идут строго вверх (60м+50м).
Станции для самостраховки крутим отдельно.
3-я веревка идет справа от скального выступа, лед очень тонкий, буры длиной 16см не вкручиваются до конца. Стараемся, чтобы на станции собиралось минимум народа. 4-ая веревка идет по снежно-ледовому склону крутизной около 45 градусов. 5-ая веревка идет по камням, покрытым слоем льда и снега под большой камень. На камне есть старые крюки и места для станции. Траверсируем склон вправо вдоль камня, сразу после него вверх между камнями. Наверху есть уступ для организации станции, а также хороший лед, где можно организовать станцию, что мы и делаем. Далее идет выполаживание. До вершины остается менее 50метров, которые спокойно проходятся в кошках. На вершину выходим 12.40.
Погода, вначале восхождения такая симпатичная, начала портиться – пошел снег, ветер умеренный. Периодически группу накрывали плотные облака, и видимость становилась не более 10-15метров.
Спуск с вершины по пути подъема. В 13.00 начинаем спуск вниз. В 14.45 спустились на перевал. Быстро собираем рюкзаки и в 15.30 начинаем спуск с перевала в направлении д.р. Прав. Зиндон. С перевала забираем вправо по ходу движения. Спуск по крутой мелкоосыпной тропе. Через 20 минут выходим к стоянкам, где тропы раздваиваются. Одна идет строго вниз, а вторая - вправо под скалы. Выбираем вторую и продолжаем спуск. Тропа осыпная. По пути пересекаем два снежника – один через 10 минут после перевала (проходим без кошек, иногда подрубаем ступеньки), второй – через 30мин после перевала - натягиваем перила 20м с закреплением на камнях – дабы есть возможность поскользнуться и улететь.
Далее тропа по мелкой осыпи просматривается четко и постепенно выводит нс к отличным стоянкам на берегу р. Правый Зиндон. Много мест под палатки, рядом – река с чистой водой.
На стоянках встречаем французов с проводниками. Таджики очень милые люди, накормили нас супом и дали орехов, и пачку печенья, которая была не лишней для нас.
Расчет ходового времени: Чистое ходовое время – 7 ч 45 мин Общее ходовое время – 11 часов 10 мин (включая восхождение) Чистое время на восхождение – 3 ч 40 мин (без учета спуска).
14 августа, 9 ходовой день. Д.р. Правый Зиндон – подход под пер. Мирали.
После вчерашнего дня отсыпаемся. И сушимся, так как намокли под вечерним дождем. 10.30 выходим с места ночевок. От места стоянки спускаемся по долине (сброс 200м) до поворота на перевал Мирали Тропа ведет вниз. За 30 минут доходим до места начала подъема. Тропа четкая, состоит из мелких камушков, идет по правому (ор.) берегу реки Зиндон. Поворот в сторону пер. Мирали возле огромного камня, справа по ходу движения. Тропа идет по крутому мелкоосыпному склону и хорошо просматривается до места стоянки у крупных камней недалеко от «бараньих лбов» (открывается вид на пер. Мирали и вершину Мирали). Время – 12.30. На перевал идти уже поздно и ближе к перевалу стоянок не нашли. Выравниваем места под палатки. Вода из водопада неподалеку, до которого около 7 минут ходьбы.
Расчет ходового времени: Чистое ходовое время – 1 ч 30 мин Общее ходовое время – 2 часов 10 мин
15 августа, 10 ходовой день. На пер. Мирали (со стороны д.р. Пр.Зиндон).
5.5. Связка перевалов Мирали-Дон (2Б, 5060)
Перевал Мирали расположен между вершинами Мирали и Чимтарга. Пер. Дон расположен в северо-восточном плече в. Мирали. Связка перевалов ведет из долины р. Правый Зиндон к Мутным озерам. Перевалы скально-ледовые. Ориентация – восток-запад.
Прохождение: 15-16 августа 2010 года. С перевала снята записка группы туристов турклуба «Пульс» из Полтавы (Украина) от 29.07.2010г. Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, системы, спусковое устройство, подъемное устройство, кошки, ледобуры, веревка основная (5шт на 11 чел), петли для организации станций. Погода во время прохождения: переменная облачность.
Выходим со стоянок в 6.30-7.00. От места стоянки тропа довольно скоро пропадает, идем по камням до «бараньих лбов» забирая влево. Подходим под «бараньи лбы» и в 7.30-7.45 выходим на снежник. Идем по снежнику вверх и, пройдя еще немного, надеваем кошки. Продолжаем движение вверх по снежному кулуару в виде «галстука», оставляя «бараньи лбы» слева. Сверху от случайных камней нас пока прикрывают «бараньи лбы». Поднимаемся еще немного и сворачиваем вправо, в карман «бараньих лбов».
Далее идти вверх без прикрытия опасно – с прогреванием склона солнцем возрастает вероятность «словить» камни. Подходим к скалам. Скалы местами чистые, а местами покрыты тонким слоем натечного льда.
На бараньих лбах, слева на право, вешаем одну веревку (50м).
Далее, по полкам, доходим до самого верха «бараньих лбов» и выходим на закрытый ледник. Надеваем обвязки, кошки, связываемся (4*2чел+3чел).
В 10.30 связками выходим на ледник. В отличие от описаний прошлых лет, обход крутой части ледника возможен только слева по ходу движения. Идем по распадку и, пройдя первый взлет, подходим к обледенелым скалам.
Обходим скалы справа и забираем вверх влево к морене. После короткого отдыха на морене, в 12.30 продолжаем движение в направлении перевала, который уже хорошо виден. Преодолевая перевальный взлет, сначала двигаемся в лоб, а затем, набирая высоту, уходим влево под скалы. От скал начинам траверс на седловину. В 15.30 вся группа вышла на седловину пер. Мирали. Седловина широкая. Вся засыпана снегом.
Со стороны, противоположной подъему – снежный карниз, к краю подходить нельзя. Очень сильный ветер ночью и утром. Под снегом, по всей вероятности, есть места под палатки. Есть место под 2 палатки под взлетом на вер. Мирали. Мы встаем прямо на снегу – вырубаем площадки. Обустраиваем лагерь. Для приготовления пищи топим снег.
Расчет ходового времени: Чистое ходовое время – 6 ч 21 мин Общее ходовое время – 9 часов.
16 августа, 11 ходовой день. Траверс пер. Мирали - пер. Дон по 2Б, спуск на стоянку на леднике под пер. Дон
Несмотря на мягко сказать «прохладное» утро – ранний подъем, к 8.00 лагерь почти собран. Начинаем организовывать траверс в сторону пер. Дон. Склон, который предстоит траверсировать, снежно-ледовый, крутизной (45-50 градусов), покрытый толстым слоем снега. Первую станцию организована на ледобурах. На склоне слегка просматриваются чьи-то старые следа. Тропим. Остальные станции делаем на ледорубах, благо глубокий плотный снег.
Двигаемся связка по связке с попеременной страховкой. До перемычки, которую видно с перевала, провешиваем 6 веревок. На это провешивание тратим 3 часа.
Далее еще 3 веревки по склону, вдоль скал, не переходя за гребень. Постепенно понижаясь, склон выводит на гребень. На гребне находим небольшую скальную площадку, где можно собраться вместе. Западная часть гребня образована снежными карнизами, так что стараемся не подходить близко к краю. От скальной площадки продолжаем движение в связках ниже гребня с одновременной страховкой. Так проходим около 200метров. Крутизна склона постепенно увеличивается до 30-40 градусов. Переходим на движение связка по связке с попеременной страховкой. В этой части склона снег довольно мягкий и рыхлый. Двигаемся вниз, вдоль гребня, постепенно забирая влево. Так провешиваем 7 веревок. Гребень выводит на локальное понижение с довольно большой скальной полкой, откуда можно просмотреть Куликалонские и Алаудинские озера. Проходим 30метров вниз по скалам. Находим станцию на большом камне, на камне оставлена отличная петля – видимо через нее сдергивали веревку. Но впоследствии оказалось, что данная станция ненадежна – камень, видимо раньше, примерзший к нижним камням, при нагрузке начал легкое движение. Сразу решаем сделать станцию на льду, расположенном рядом. Лед, толщиной порядка 20см, держит довольно надежно. Провешиваем 50 метров дюльфера. Находим следующую станцию - она расположена в трещине (вниз и влево по ходу движения). Станция представляет собой 3 крюка. Продеваем в них расходный конец веревки длиной 5метров. Дюльферные перила ведут вниз по трещине. Далее - огибая скалистый выступ, расположенный справа по ходу движения, выходим на полку, где можно собраться всей группой. Организуем очередные дюльферные перила - при этом нам приходится соединить две веревки по 50метров. Перестежка происходит на небольшой полке, расположенной в трех метрах от ледника. Ледник покрыт довольно плотным снегом. Постепенно веревки становятся ледяными. Через реверсо спускаться, особенно по первой из двух связанных веревок очень тяжело, особенно девушкам, так как веревка просто в него не проходит. С восьмеркой те же проблемы, хотя немного легче. Так что пришли к выводу, что неплохо брать большую восьмерку или спускаться на карабинном тормозе. «Крайний» участник спускается на снег в 20.00. Крутизна склона 40-35 градусов. Первые 100метров спускаемся на три такта в кошках. Далее уходим вниз по склону. Спускаемся далее вниз по снегу в долину. Через 30 минут доходим до лагеря. Нашли очень удачное место на камнях, которое представляется единственным возможным.
Расчет ходового времени: Чистое ходовое время – 12 часов Общее ходовое время – 12 часов 30 мин
17 августа, 12 ходовой день. Место стоянки под пер. Дон – озеро Мутное.
В 11.00 выходим со стоянок на леднике, под пер. Дон, спускаемся по зачехленному леднику вниз. Очень скользко, под камнями лед, все едет, очень много воды. Через 30 минут походим к тропе, ведущей вдоль бараньих лбов на спуск. Тропа хорошо просматривается и помечена турами. Местами выходим на участки мелкой, очень подвижной осыпи.
Спуск по тропе до Мутных озер занимает 1 час 20 мин В 13.00 встаем на обед на оз. Мутном и забираем нашу заброску. В 14.30 переходим на другую сторону проходи еще 15-20 минут до тропы ведущий в сторону пер. Казнок и встаем на ночевку на оборудованных стоянках у подножия вершины Фагитор. Отличные стоянки, много мест под палатки, есть закрытая кухня, «столик» со «стульями» (из камней). Вода из ручья.
Расчет ходового времени: Чистое ходовое время – 2 часа 20 мин Общее ходовое время – 3 часа 00 мин Часть 2 >>>>>>>>>>> |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||