Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средняя Азия 2011 (Казахстан – горные лыжи, Узбекистан)
Подготовка
Начали готовиться к поездке и столкнулись с практически полным отсутствием информации. Единственный зимний отчет – берущий за душу «Еду к деду» - москвичей на желтом Хаммере:-). Поэтому первый раз готовили поездку «on-line» - вышли с вопросами на лыжные и автомобильные форумы
(Кстати, пользуясь случаем – всем-всем-всем, отвечавшим нам – большое спасибо за советы!)
И как начали нас на всех форумах отговаривать… Но мы ж не из пугливых:-). Опыт поездок у нас есть: летние - Н.Новгород – Мурманск (6000 км), Н.Новгород - Южный Урал (4000 км), из зимнего: Н.Н. - Румыния+Болгария (6000 км), Н.Н. - Чегет+Эльбрус, 4000 км – неоднократно, Н.Н. - Польша+Чехия (5000 км), Н.Н. - Словакия+Австрия (5000 км)… Хотя, может и побаивались немножко:-)…В основном напрягала погода и отсутствие бензина. Про погоду говорили так: «Это все называется простым словом - Приаральские Каракумы. А там минус 30-38 вполне реальные температуры и при страшном ветре. В случае непредвиденных обстоятельств можно иметь очень большие проблемы для себя. А перегоны без встречно\попутного транспорта измеряются сотней км.» Да и сами мы ролики вот такие видели: Семипалатинск 2010:
Фото очереди к заправке недалеко от Бухары:-)
Взяли в запас 20-литровую канистру. Интересно, как наша машина отнесется к мутной жидкости из баклашки вместо привычного 92-го? Ехать решили через Казахстан (КПП рядом с Актобе) в Узбекистан, там кататься на лыжах на Чимгане, встречать Новый год, потом ехать смотреть Самарканд, Бухару, Хиву, выезжать обратно через Казахстан – КПП у Бейнеу:
О катании в зоне Чимган-Бельдерсай:
«Горнолыжный курорт Бельдерсай находится в 80 километрах на юго-востоке от Ташкента. 1-1,5 часа неспешной езды на автомобиле по новому автобану, и Вы попадаете в чарующую горную местность, со своим загадочным и неповторимым колоритом отрогов Западного Тянь-Шаня, покрытых арчёвыми и яблоневыми лесами, зарослями шиповника и барбариса, с бурными горными реками и водопадами. Главная вершина всего прилегающего горного района - Большой Чимган (3309 м.), словно центральный пик гигантской звезды, от которого во все стороны расходятся лучи склонов, украшенные скалистыми пиками. Чимган – «зеленый склон», прекрасное место для горнолыжного спорта, путешествий или просто отдыха. Природно-климатические условия урочища Чимган настолько прекрасны, что царский генерал-губернатор построил в конце ХIХ века себе в этих местах дом. Вслед за ним, вся элита тоже стала возводить для себя коттеджи и дачи, а в последующем времени, здесь стали строить санатории и дома отдыха.
ПОГОДА
Сезон катания в Бельдерсае - Чимгане начинается с середины ноября и длится до начала апреля (может немного меняться в зависимости от погоды). Температура в зимний сезон колебается от 0 до -15 градусов. Количество солнечных дней в году - 170.
ГОРА
На Чимган Вас поднимает двухместная канатно-кресельная дорога старого типа. Время подъема 10 минут. От верхней станции ККД идет одна единственная трасса сертифицированная FIS. Она не ратрачится, поэтому достаточно часто бывает бугристой. Слева от верхней станции открываются отличные возможности для фрирайда. Только будьте осторожны и пользуйтесь услугами гидов. Склоны Большого Чимгана очень лавиноопасны. На горе Кумбель (Бельдерсай) есть два подъемника. Первая очередь это двухместная ККД, вторая очередь - бугель типа «швабра». Время подъема на первой очереди 35 минут, на «швабре» 2 минуты. Здесь так же проходит одна трасса, сертифицированная FIS. И она так же не ратрачится. На горе Кумбель надо быть вдвойне аккуратнее и не уходить далеко от трасс из-за большой лавиноопасности».
Мы, конечно, соблазнились нератраченными склонами и мечтали о «миллионах тонн снега»
Отъезд запланировали на субботу, в пятницу утром получаем весть с Чимгана: «Снега нет!». Вот это непруха! В пятницу вечером в срочном порядке меняем маршрут. Теперь мы сначала смотрим достопримечательности в Узбекистане, потом катаемся в Алма-Ате, потом назад…Ну ладно, экспромтом даже интереснее, Алма-Ату, опять же посмотрим:-) 25 декабря, суббота. Н.Новгород – Новочебоксарск. Пробег 260 км.
Утро было бодрым – надо было дособирать вещи, нарядить Сашку на ледовую елку, на елке не забыть поздравить тренеров и подарить подарки, после елки не забыть переодеть Сашку из феи в нормального туриста, забрать дочку друзей, которую мы должны будем доставить в Новочебоксарск, запихать всех детей и вещи в машину – уф, сели, трогаемся, едем забирать маму! Ехали долго – 5,5 часов, дорога скользкая, грузовиков полно.
Ночевали у мамы в Новочебоксарске.
26 декабря, воскресенье. Новочебоксарск – Самара – КПП Таловое – Чапаев. Пробег 950 км.
Утром нас ждал сюрприз – на электронке письмо со skier.com.ua: наш аргентинский отчет в числе тройки лучших, спрашивают, куда выслать приз. Прия-я-я-ятно! Выехали в 5-30. Минус 10, снега намело. Дорога просвечивает только изредка, едем по снегу.
Через некоторое время снег сменяет лед…
Перед Самарой вдоль дороги сплошные поваленные и погнутые ветром деревья – видно, нормально тут дуло!
В Самаре наша бабушка жила с 6 лет – конечно, не могли не заехать - провезли ее по знакомым улочкам, посмотрели набережную Волги. Время на час вперед. Последний перед границей населенный пункт – Б.Черниговка. В 18-05 мы на границе. КПП Таловое. Вереница машин в темноте, мужики подозрительного вида вдоль дороги…Леха:-Пойду покурю! -Ты че, не ходи, страшно! Оказалось, ничего страшного: граница круглосуточная (везде пишут, что ночью не работает), пограничники вменяемые, паспортистка – просто милейшая женщина… Третьи радостно: «Был знак сорок, вы ехали 53», хотели 7000 тенге, на месте - 5000 (курс 1 р = 4,8 тенге)». Оставили им 500 рублей. Четвертые стояли, ловили в другую сторону, нас увидели – включили мигалку, развернулись, ломанулись за нами:-). Но…как ни странно, поговорили-поговорили и разошлись. Когда, увидев нас, включили мигалку пятые, мы уже немного прифигели от такого внимания…Но они подумали и решили за нами не ездить. Ночевали рядом с г. Чапаев, за 2 тысячи рублей две приличные двушки.
- Угу. С утра строго: - Сколько человек ходило в душ? Я, конечно, на всякий случай: – Один. А что? Оказалось, за воду надо доплачивать отдельно:-) Время уже плюс два часа. 27 декабря, понедельник. Чапаев – Атырау - Бейнеу. Пробег 830 км.
По дороге до Атырау гашники останавливали всего дважды. Все с радарами и камерами, в случае чего – не поспоришь. Едем, не нарушая – 60 так 60, 40 – значит 40. Непривычно…Но, что приятно, все вежливые, первыми здороваются за руку: «Здравствуйте! Куда путь держите?» Ограничение по трассе – 110. 92 бензин на заправке «Helios» - 88 тенге. За рубли не наливают, поменять – только по 3,5. Едем на следующую – «Каз Мунай Газ», 87 тенге, заправил за рубли 1:4 – еще и извинился:-). Видели верблюдов!!! Атырау (бывший Гурьев) – нефтяная столица Казахстана, порт на Каспийском море и пирс на реке Урал. Город был основан на побережье, но теперь отступает от него на 25-30 км. Река Урал разделяет Атырау на две части: европейскую и азиатскую. А еще в Атырау находится самый длинный пешеходный мост, занесенный в «Книгу рекордов Гиннеса». Очень аккуратный, чистый городок. Немного погуляли по центру, посмотрели городскую мечеть Имангали, поменяли денег (курс покупки рубля 4,81, продажи - 4,90 основные валюты – доллар, евро, рубль – приятно, блин!), купили билайновскую карточку (продают легко на наш паспорт – а в отчетах писали, что проблема) – подключили тариф «Соседи» - вроде 25 тенге (т.е. около 5 рублей – минута в Россию, 7 тенге смс 800 тенге – они остаются на балансе + 300 тенге подключение «Соседей»).
Выезжая из города, сфоткали реку Урал, в которой тонул Чапай, и, как выяснилось, наша бабушка в детстве в Урале тоже тонула. Вот ведь, места просто сплошь исторические! :-) Вдоль дороги на Бейнеу со стороны моря – один за другим сплошные солончаки. Увидев первый, мы рванули к нему, по дороге извозившись по уши в соленой грязи. Конечно, все пробовали белые кристаллики на вкус – соленые! Соль в большинстве мест влажная (была мысль слепить соленого снеговика – жаль торопились на границу – не стали) и только изредка лежит красивыми сухими белыми кристалликами.
Вставили казахскую симку, отписались друзьям и родственникам. Из sms-переписки: - А за нами вчера гаишники гнались с мигалками!- Вот это развлекуха по-нашему! Сколько стоит опция? - Да 500 рублей всего-то! Думаем ближе к вечеру еще заказать!
Пока глазели в телефон, чуть не прозевали за окном верблюжью «стаю». Конечно, не могли не устроить фотосессию! Девочкам больше всего понравился беленький:-)
Мужик едет на верблюде по пустыне. Мастер берет два кирпича и говорит: «Заходи на яму!»
Ехали дальше – верблюды и тут, и там, по обеим сторонам дороги. Бейнеу. Вечер. Спросили у дальнобойщиков про границу – работает с 9 до 9, до границы дорога плохая, ночевать негде. Вывод: ищем жилье здесь, спим, завтра часов в 7 быть на границе. Спросили у местных про жилье. О, говорят, да вы еще и с детьми – тогда вам точно только там можно ночевать! «Там» - оказалось кафе «Акниет», а при кафе…даже не знаю, как обозвать…Единственная комната, в которой единственная мебель – это ковры на полу. Тут тебе и стол, тут тебе и кровать:-). Цена экзотического удовольствия - 100 руб. с человека + 100 руб. стоянка. Взяли спальники, пошли…
Все бы хорошо, но запах тут, конечно…Достали эфирное масло, грели на ложке, пытались перебить запах. Ну, почти получилось:-)… 28 декабря, вторник. Бейнеу – КПП Тажен - Нукус. Пробег примерно 600 км.
Проснулись в 4-30 по местному – 2-30 по Москве. Happy birthday, меня!
Очень хочется помыться…Ну, или, на худой конец, хоть зубы почистить…Но сегодня это непозволительная роскошь – здесь даже туалет далеко во дворе, и кафе, в котором есть умывальник – в такую рань закрыто.
Съели по мандаринке, поплелись в машину. Темень непроглядная... Сегодня надо выехать как можно раньше – до границы с Узбекистаном 90 км бездорожья. Мужики на фурах сказали – 9 часов ходу. Что ж там за дорога такая?!! Долго кружили в темноте в поисках работающей заправки. Заправки тут почти у каждого дома – тут у каждого своя скважина? («И маленький нефтеперегонный заводик во дворе», - добавляет Антоха). Но ни до одной не достучишься – все дрыхнут. С трудом нашли одну работающую, заправились. Дорога оказалось напрочь разбитым асфальтом в начале, потом сменилась просто грейдером.
Обогнали машины 4, ну, навстречу попалось столько же – и все, ехали в темноте одни. Хорошо хоть, дорога сухая и снега нет. Последний населенный пункт перед границей – Аджигит (если что - там тоже видели заправку, только фиг знает – работает ли?). В 7 утра мы на границе. 22-ые из легковых…Рядом – такая же очередь фур. Из 22 машин 14 Дэу Нексия – то-то еще будет, когда въедем в Узбекистан:-) . Легли спать.
В 9 проснулись. Тоска…Стоим…Морально готовимся к прохождению границы (начитались всяких ужасов, наслушались казахских погранцов). Посчитали деньги – тенге, доллары, рубли – записали все на листочек – говорят, с этим строго, указывать надо все до последней копейки.
Наконец, походит наша очередь. Подошедший пограничник с умным видом проверил паспорта (загранпаспорта), свидетельства о рождении детей не взглянул, спросил, где их фотографии (показали вклеенные в наши паспорта) и хитро прищурился:
Заполнили таможенные декларации в двух экземплярах. Телефон, фотоаппарат и прочее – сказали – декларировать не надо, просто написать «личные вещи».
Прошли паспортный контроль, отдали миграционные карточки, двинули на выезд…Выпускающий проверил наличие печатей:
Так прошли казахов. Впереди – узбеки. Через них прорвемся – и свобода, степь, плато Устюрт… Казалось, ждать осталось недолго. Зря казалось! Прошел час, два, три…Стоим, ни с места…Пошли собирать информацию. Оказалось, во-первых, они по жизни просто такие тенетошники, плюс – во-вторых, у них сегодня какая-то проверка… Во, попали! Кругом – места просто на редкость живописные – свалка мусора, бездомные собаки, следы от кострищ…Вот тут, наверное, ночью колоритно! Пообедали, наслаждаясь «великолепными» видами из окна Потом дети с удовольствием погуляли по свалке…Еще посидели в машине… А потом мы не выдержали и заслали Леху на разведку: типа, дети в машине, пусть пропускают! Тут выяснилось, что все, оказывается, записывались в очередь на прохождение границы. Записались последними, стало еще грустнее…Леха в первую машину: а давайте мы первыми поедем? :-) Чувак: «Да я не против, но что остальные скажут?» Пошли по остальным. Основной ответ: «Да я не водитель, ниче не знаю»…Короче, пропустили нас первыми. Еще час-полтора промурыжили нас узбеки – заполнить декларации, туда предъявить детей, сюда предъявить детей, ксерокопии оплатить…Машину досматривали – тщаааательно…Вещи все заставили вытащить на стол, стоящий на улице. Че искали – хрен знает? Наркотики? Так для этого, вроде, собак давно придумали…А этот, в шапке каракулевой (нет, даже в шапке из каракульчи – это из маленького ягненка, это круче:-)) так нудно копался в наших вещах, что у нас с тоски у всех голова заболела. В общем, выехали с границы в 15-00, умотанные вусмерть. А вся очередь так и осталась за шлагбаумом. Спасибо, чуваки, респект вам и уважуха! Через несколько минут остановились у очередного шлагбаума, чтобы заплатить экологический сбор. Оказалось, для легковых машин – не нужно, просто проверили документы. Интересно, что они прямо в этой будке и живут, у них там кровати, и все дела…И на границе также – жилая комната, а в ней – тумбочка с бумажками:-).
На границе Леха успел поменять на сумы 100 баксов – получились две здоровые пачки и еще чуток: 223 тысячи сум! В Узбекистане есть курс официальный (рубль 1:52) и неофициальный (рубль 1:70, бакс 1:2230). В банке, соответственно, никто не меняет – только в магазинах, на базаре и т.п. Уф, выпили за въезд, еще раз выпили – понемногу отпустило…Дорога неплохая (интересно, сколько у них ограничение скорости?), солнце светит вовсю, вокруг степь и опять верблюды. На посту ГАИ подбежал дедушка с пакетом пирожков с картошкой – 3000 сум, сторговали за 2000. С голодухи пирожки показались просто очень вкусными! Интересно, где у них тут в степи картошка растет?
Сворачиваем на Муйнак – бывший город-порт на берегу Аральского моря - очень надеемся успеть посмотреть кладбище кораблей в пустыне. Озеро, которое за великолепные пляжи, обилие рыбы и весьма крупные размеры называли не иначе как морем, сегодня почти превратилось в пустыню, а местные жители так ее и называют – Аралкумы (по аналогии с пустыней Кызылкум). Сегодня от Муйнака до Аральского моря более 50 км, а морские суда стоят в порту г. Муйнак на знаменитом «кладбище кораблей». Дорога дрянь, ехать километров 90 Едем час, второй, начинает смеркаться. Саня всю дорогу верещит: «Где черепашки! Че-ре-паш-ки! Пойдем ловить черепашек! Ну давайте пойдем ловить черепашек!» А нам ваще не до черепашек – у нас бензин кончается! Остановились, залили единственную 20-литровую канистру. Все, больше бензина нет. Ближайшая заправка – в лучшем случае только в Муйнаке. А до него еще километров 50… Наконец, доезжаем до того места, где раньше острыми скалами кончалось море. Дальше едем вниз, на ровное огромное плато, сплошь покрытое ракушечником.
Совсем стемнело. Вдруг почувствовали себя так одиноко, затерянные в тысячах километров от дома…Едем, дорога все хуже, местами пропадает совсем. Впереди забрезжил свет – подъехали, оказалась газовая станция. (В 2008 на бывшем дне Аральского моря были проведены разведочные работы по поиску нефти и газа - результат оказался положительным. Газ здесь высокого качества, с минимальным содержанием сероводородов.) Бензина на газовой станции тоже не было. Спросили дорогу, выяснили, что надо ехать, ориентируясь по столбам. Проехали несколько минут в указанном направлении, и дорогу нам преградила насыпь: ни перелезть, ни объехать. Начали искать объезды, тыкаться в разных направлениях по «полю», светить фарами по сторонам. Кругом один песок…Метались минут 15. Бензин кончается!!! Перспектива ночевать где-то здесь – все реальнее… Кое-как возвратились на газовую станцию, откуда послали нас на другую газовую станцию, к начальнику Сереге, у которого бензин, возможно, есть:-) Поехали искать Серегу… Серега оказался на редкость приятным в общении парнем. «А я смотрю, - смеется, - кто-то по полям рассекает…». Но бензина у Сереги нет. Попали… Сидим в машине, перебираем возможные варианты… Вдруг слышим лай собак и чувствуем несколько глухих ударов по машине. Че еще за фигня? Врубаем фары и наблюдаем: средних размеров собака выцарапывает из-под нашей машины сопротивляющуюся лису, душит ее на наших глазах и начинает драть ей кишки…Фу, Леха, вырубай фары скорей! Решение нашел Серега. Он позвонил своим знакомым, которые ехали к нему в гости, и попросил их купить для нас бензина. Ждем, пьем чай… Через полчаса, оставив нашим спасителям бутылку коньяка, выезжаем на трассу встречать чуваков с бензином. После плутаний по дну высохшего моря, обратная дорога, пусть и раздолбанная вусмерть, кажется такой родной! Всю дорогу обсуждаем, как приятно, когда в черт знает какой дали совершенно незнакомые люди готовы бескорыстно помогать… В какой-то момент все-все небо вдруг осветила яркая вспышка. Молния?!! Вот только грозы нам сейчас не хватало! Повысовывались в окна – нет, черное небо все в звездах… Кто бы мог подумать, что наше сердце будет ликовать при виде подозрительной мутной жидкости в баклашках вместо 92-го бензина! Целых пятьдесят литров! Спасибо, выручили! – достаем бутылку нижегородской водки и в обмен тут же получаем бутылку местной ташкентской. И в придачу – кучу советов о том, как лучше ехать и где лучше заправляться, и даже еще пару телефонов, по которым можно позвонить в случае чего…
Ночевали в гостинице «Ташкент». Поначалу, правда, таксист, у которого мы спросили про ночлег, привез нас к какому-то своему знакомому. Но мы, завидев знакомые ковры на полу и удобства во дворе, быстро сделали оттуда ноги.
Читайте на Mountain.Ru: Как перезимовать лето. Аргентина, август, горные лыжи! Италия, 2011. Доломитовые Альпы (горные лыжи) + Венеция, Рим, Верона |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||