Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >
Всего отзывов: 1 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Автор: Анатолий Карманов

Взгляд с горы
или
€-пейский дневник часть 2

25 июля (воскресенье)

Берём курс на Турин, Шамони, Сент-Жерве… Приближаемся к итало-французской границе.
И тут начались тоннели! Вначале мы их просто считали, а затем начали записывать, чтобы не сбиться со счёта.
В итоге их оказалось одиннадцать! Длина – от 100 метров до 3,4 км. А суммарная протяжённость составила 25,5 км!
Но как оказалось, это ещё не всё! Сразу же после въезда во Францию нас ожидал ещё один тоннель-переросток, вытянувшийся на 11 611 метров! Иными словами, если его поставить вертикально, то он будет взирать на Эверест почти с трёхкилометровой высоты! Наверное, за эту высоту с нас и содрали 35,1 €!

* * *

В Шамони совершили небольшой моцион и подались в Сент-Жерве. На площадке у вокзала оставляем автомобиль, берём снаряжение с палатками и спальниками и впрыгиваем в монблановский трамвайчик (билет в оба конца 31,5 €).
По рельсам поднимаемся с высоты 580 до 2372 метра. Ущелье живописное. Трамвайчик, как упрямый тараканчик, карабкается круто вверх. Время в пути один час. На конечную станцию прибываем довольно поздно – в 17.40.
И сразу начинаем подъем к приюту du Tete Rousse (де Тет Рюсс). Он находится на высоте 3289 метров, то есть нам надо набрать почти километр по вертикали. Вначале подъем несложный – серпантинная крутая тропа. И сразу первая встреча с горными козлами – архарами. Они ведут себя как белки в скверике КБЮ – безбоязненно подходят к протянутой руке.
Дальше тропа становится круче. Поднимаемся по скальному гребню. Наконец, снежник – и мы подходим к приюту. Мест, конечно, нет, поскольку там всего два десятка коек. У входа в приют висит приглашение альпийского клуба поучаствовать в расширении приюта ещё на 76 мест. Для этого потребуется ни много, ни мало – 1,8 млн. €. Комсомольцы 30-х за такие деньги построили бы город, а, может, и два!
Разбиваем палатки среди камней, выбрав более-менее ровную площадку. Температура падает, дует холодный ветер. Воды в округе нет. Пытаемся вскипятить снег. Еле-еле доводим растопленную воду до состояния испарения по всему объёму. Быстренько пьем чай и заваливаемся спать.
Завтра – вершина!

26 июля (понедельник)

Среди ночи слышим голоса проходящих мимо альпинистов. По скальной стенке пляшут огоньки фонариков. Конечно, мы тоже могли бы решиться на восхождение в темноте, но, как говорится, не зная броду, не суйся в воду. Поэтому мы подумали, что лучше дождаться рассвета, чем играть с горой втёмную.
Утром кипятим чай и, отделив нужные вещи от ненужных, начинаем подъём. Снежник заводит в кулуар, известный частыми камнепадами. Только остановились, чтобы надеть кошки, как Балашов поймал камень каской, а я сразу два: один левым коленом, второй правой рукой. Брызнула кровь. Больно. Но идти можно.
Благополучно минуем кулуар и начинаем подъём по скальному гребню. Почти как в песне: всё круче, и круче, и круче… Уклон достигает градусов 70 (хорошо хоть не по Цельсию!). Благо, что в сложных местах протянуты стальные перила. Карабкаться вверх тяжело и опасно, но ближайшая цель – приют де Гутер – буквально нависает над нашими отчаянными головами.

* * *

По стальным ступеням поднимаемся к нему. Нас встречает вавилонское столпотворение. На небольшом пятачке смешались желающие покорить вершину и уже побывавших там. Становится понятным, что после восхождения мы не успеем спуститься вниз, поэтому заранее оплачиваем ночлег в приюте (по 29 € с каждого).
Как показало ближайшее будущее, это было дорогое, но мудрое решение. Но сейчас все мысли заняты настоящим. А настоящим во всех смыслах был Монблан!

* * *

Светило солнышко. До неба подать рукой! Мы уверенно отбрасывали тени на снежном гребне. Слева и справа зияла бездна, но отсутствие дна нас пока не пугало. Тем более, погода шептала – вперёд!
Постепенно тропа начинала загибаться вверх, словно собачий хвост. Хорошо, хоть не бубликом. Но всё равно идти нелегко. Пытаемся применить тактику «33 + 0,5», то есть 33 шага и… нет, не пол-литра, а полминуты отдыха для восстановления работоспособности бортовых систем.
Взбираемся на очередной гребень, переходящий в ложбину. Вроде, ложбина – это хорошо, но только не эта. Потому что эта монбланская ложбина сразу накрыла нас облаком. В принципе, облако тоже штука хорошая, но только когда ты на земле, а оно на небе. А когда гора смешивает землю с небом, то облако превращается в туманную вату, которая в свою очередь превращает идущего впереди в смутный силуэт. Как впрочем, и тебя, и того, кто сзади.
Эту вату не может порвать в клочки даже внезапно поднявшийся ветер. Зато нас он рвёт, как Тузик тряпку, и, чтоб догрызть, пытается свалить с ног.
И тут очередной поворот. Да не куда-нибудь, а вверх! Первая мысль – как некстати! Вторая мысль – но мы же вверх и собирались! Это утешает. Поднимаемся к каким-то нежилым хижинам. Словно сирены, задумавшие погубить Одиссея, они скрипят: «Отдохни!»…
Мы не поддаёмся. Или, скорее, не слышим. Или даже не видим. Но какая разница, если в результате мы идём вперёд и вверх, а там…
А там вершина.
Ур-р-р-а-а-а!

* * *

Пытаемся сфотографироваться, но цифровой видоискатель тоже ослеп и видит только белесое марево. Жаль! Но всё-таки, клацая зубами, клацаем несколько мутных кадров…
Теперь – вниз! Но куда?! Тропу замело снегом. Заиндевевшими пальцами вооружаем глаза противотуманными очками. Это помогает сыграть в детскую забаву «холодно-горячо». Выигрыш – жизнь. Проигрыш – всё остальное. Нащупывая ногами тропу, начинаем спуск.
Сил почти не осталось. Пытаемся открыть второе дыхание. Открывалок нет, но, вроде, получается. И опять почти как в песне: «Всё ниже, и ниже, и ниже стремимся с Монблана мы вниз»…
Но в штопор не входим, а шаг за шагом осторожно теряем высоту.
Проходим снежный гребень и чувствуем близость жилья. Хотя закоченевшие палатки тех, кто не догадался заранее запастись местами в приюте, на жильё похожи, как сугроб на Конче-Заспу.

* * *

И вот мы внизу! Но силы остались на вершине. То есть мы есть, а сил нет. Ну и ладно! Есть всё равно не хочется. Покупаем литровую бутылку негазированной воды (другой здесь нет, так что выбирать не приходится). Стоит бутылочка 5 €! Для тех, кто не оценил, скажу, что это цена грузинского чая, разбавленного спиртом, что наш толерантный народ называет коньяком. Крякнув от досады, выпиваем по чекушке H2O и падаем ниц.
Спать, спать, спать…

27 июля (вторник)

Но одно дело хотеть спать и совсем другое суметь. Почему? Да потому что эта июльская ночка притворилась новогодней – такой же тесной и шумной, как подпитая компания.
Оказалось, что небольшая приютская комната, вплотную уставленная двухъярусными кроватями, до отказа забита двумя десятками уставших, промокших, храпящих и кашляющих покорителей вершин. Это можно было стерпеть, тем более никто не обещал, что будет легко. Однако все заграничные мужики, как сговорившись, дружно вдыхали кислород, а выдыхали нечто ему противоположное и практически несовместимое с жизнью.
Уже к полуночи комната стала напоминать газовую камеру. Чтобы не угореть, поочерёдно с Серёгой Балашовым открываем дверь. Почему поочерёдно? Да потому что очередной поляк или немец, или финн, или друг его калмык, выбегая для срочного обмена своих веществ на облегчение, зачем-то двери закрывают. Может, из-за врождённой деликатности?..
Кое-как мы пережили этот сон в летнюю ночь, раздираемую шекспировскими страстями. Однако утром оказалось, что кому-то было ещё хуже. А именно тем, кто спал в столовой на стульях и под столами. Но что поделать – непогода смешала все карты и внесла свои коррективы.

* * *

Опять с трудом кипятим чай, кое-как завтракаем и начинаем спуск.
Надели кошки, связались верёвкой и поползли. Однако круто! Страхуемся карабинами, перестёгиваясь через каждые 3-5 метров. Скалолазный спуск получился намного сложнее и труднее подъёма. Гребень засыпан вчерашним снегом. Холодно. У меня начинает прихватывать примороженные ещё на Эльбрусе пальцы. Перчатки мокрые, так как приходится постоянно придерживаться за покрытые снегом камни.
Тяжело, но пока не смертельно. Перед кулуаром у обоих Серёг случились небольшие неурядицы: у одного с головы каска сиганула в пропасть, а другой сам пролетел вниз метров пять, зацепившись кошкой за штанину. Слава Богу, сумел вовремя остановиться… Кулуар проскакиваем по очереди без страховки. Камни не срываются – их сцементировали снег и мороз.

* * *

И вот мы у своих палаток! Одну завалило снегом, под тяжестью которого лопнули каркасные дуги. Очищаем палатки, чтобы они немного просохли, затем долго варим чай, обедаем и продолжаем спуск – теперь уже от приюта де Тет Рюс.
Шагаем веселее, хотя рюкзаки существенно потяжелели от мокрых палаток и спальников. Спуск не так крут, как от приюта де Гутер, но очень каменист. Мышцы ещё не восстановились, так что «от напряженья колени дрожат».
Потихоньку добираемся до верхней станции монблановского трамвайчика, по дороге приветствуя старых знакомых – архаров. Они вежливо покачивают завитыми в спираль рогами. Глядя на их симпатичные морды, удивляешься: с какой стати завзятых буянов и отчаянных головорезов прозвали архаровцами?
Только на серьёзные раздумья нет времени – мы уже подошли, вернее, подбежали к вагончику. Но в нём яблоку некуда упасть, и нас не взяли. А вот были бы мы архаровцами, то кому-то пришлось бы уступить своё место.
Увы, мы всего лишь представители научно-технической интеллигенции, поэтому ещё час ждём следующего трамвая…

* * *

За окном проплывают знакомые позавчерашние, но тем не менее свежие пейзажи. Однако усталость не даёт ими насладиться сполна, и взгляд равнодушно скользит по окрестным красотам.
Вагончик останавливается на станции в Сент-Жерве. Мари из привокзального бистро уже кажется старой знакомой. Она дарит нам открытки с видами Монблана и довольно внятно объясняет, как проехать к недорогому кемпингу. Он расположен километрах в пяти вверх по дороге…
Подъехав к кемпингу, решили узнать цены в расположенной рядом гостинице Les Domes de miage. Цены нас устроили. Забросив вещи в приличный номер на четверых, спускаемся в ресторан. Сначала пьём пиво на террасе. Конечно, со светлым мюнхенским не сравнить, но всё равно вкусно! Затем заказываем ужин. Притащили свой Nemiroff с перцем, чтобы угостить хозяина Мишу, или Мишеля по-ихнему. Миша-Мишель приносит четыре рюмочки. Я спрашиваю, а где же пятая? Он из-за спины достаёт напёрсток граммов на 20 и на международном языке объясняет: «No, no, работать, работать…».
Камерный вечер в исполнении нашего квартета незаметно перешёл в ночь. На этот раз она не принесла сюрпризов. Нас ждали мягкие постели и тишина.
Да, это вам не лагерциммер!

28 июля (среда)

Итак, мы достигли самой западной точки нашего маршрута. Дальше начинается восток. Значит, пора разворачивать оглобли. До свидания, уютный Сент-Жерве!..
Делаем небольшую остановку в Шамони. Нас окружает море никуда не спешащих людей, ленивой волной покачивающее лёгкие лавочки сувениров и разбивающееся о гранитные цены серьёзных магазинов спортивного и горнолыжного снаряжения. Но нам туда не надо! Мы любуемся позеленевшей бронзой памятников. Их удостоены те, кто реально вложил свой талант в процветание этого сказочного края. И ни одного бюста дважды героям политбюро…
Небо Шамони заляпано каплями краски. Это парапланы. Здешние сорвиголовы стартуют прямо с вершины, возвышающейся над городком. Но это не дикий холм Коктебеля – местная вершина оборудована специальным выносным пандусом…

* * *

Мы опять летим вперёд, и парапланам за нами не угнаться. А от особенно назойливых прячемся в бесконечных тоннелях… Но иногда выскакиваем наружу, потому что лететь с ветерком по бархатным автострадам – одно удовольствие! Только плата за удовольствие порой превышает гривню за километр!
Однако и пешком не дешевле, поскольку цены на хорошую обувь кусаются.

* * *

Милан! Милое название, которое стало для нас ещё милее в силу отложенного знакомства на пути к вершинам. Чего греха таить, знакомство оказалось шапочным. Мы хотели увидеть знаменитый готический собор и театр Ла Скала, но запутались в хитросплетении улиц и выскочили на трассу, ведущую к Венеции.

* * *

Добрались, когда утомлённое солнце нежно с нами прощалось. Поэтому не теряя времени произвели смотр вечерней Венеции.
Классики не врут – поразительный город! Причём всё поражает навылет – улочки в метр шириной, каналы, мосты, гондольеры… Но стоп – дальше ни слова! Идите и смотрите сами. Кто сказал – не получится? У нас же вышло!
В кафешке на берегу Адриатического моря распили бутылочку лёгкого, как поцелуй снежинки, итальянского вина и закусили плавленым… нет, не сырком, а в жизни не догадаетесь – мороженым!

29 июля (четверг)

Утром под мелкий дождик – такой же, как во времена венецианских дожей – берём курс на Вену. Вскоре дождь распоясался так, что дворники не успевают сбрасывать потоки воды с лобового стекла, и приходится ехать на ощупь. Как назло сегодня за рулём я…
За австрийской границей платные дороги внезапно закончились, но их качество практически не изменилось. Разве что вместо трёх-четырёх полос в одну сторону стало две-три. Только нас после проспекта Карла Маркса этим не испугаешь…

* * *

В Вену въехали под тот же дождливый аккомпанемент. Покружив по городу, в самом центре нашли (ну и память у Виктора, он был здесь лет семь назад!) прекрасный отель «Адмирал» – 35 € с завтраком за шведским столом.
Вечерняя Вена очаровала своим изяществом и великолепием. Умытые небесными струями дворцы и площади Хофбурга радовали глаз и тут же печалили сердце: ведь всё приходилось осматривать на бегу. Мы утешали себя тем, что это первая разведка боем, что когда-нибудь ещё сюда вернёмся, что на всех трёх запланированных вершинах – Цугшпитце, Гроссглокнер и Монблан – мы побывали! Но, поверьте, это было слабое утешение…

30 июля (пятница)

Утром прошлись к собору святого Штефана.
Без вечерних подсветок Вена выглядит иначе. Но несмотря на обычный рабочий день нас преследует ощущение вечного праздника. Люди на улицах веселы и доброжелательны. Они улыбаются, они спокойны. А как иначе, если даже венский воздух наполнен вальсом и любовью?
И снова так и хочется сказать: мне здесь нравится, я тут остаюсь! Но труба опять зовёт в новый поход. На этот раз в Будапешт…

* * *

В Венгрии дороги стали даже лучше, чем в Австрии. Хотя трудно представить себе что-то лучше лучшего. Меняем евро на форинты (Венгрия в ЕС, но, как и Польша, ещё не перешла на европейскую валюту), заправляемся (здесь бензин немножко дешевле) и вскоре перед нами во всей своей красе предстали Буда и Пешт…
Оставив машину возле отеля «Интерконтиненталь», отправляемся пешком на площадь Героев. Это оказалось совсем не близко (шли часа полтора), но путешествие того стоило – площадь по-королевски величественна. Но нас опять подгоняет цейтнот – уже сегодня мы хотим пересечь украинскую границу. Поэтому к отелю решили вернуться на автобусе. Заняв места, узнаём, что за проезд следует расплатиться талонами, которые надо было купить заранее (а где?!). Попытка оплатить проезд наличными форинтами не увенчалась успехом. Водитель оказался непреклоннее сфинкса. Рискуем нарваться на контроль (а он у них жёсткий!), но едем…
Перед выходом делаем ещё одну попытку сунуть денег, но под строгим водительским взглядом, как провинившиеся школьники выкатываемся наружу. Зато теперь мы по праву можем считаться настоящими венгерскими зайцами. Жаль, что суровый водитель не выдал нам удостоверений. Но если будете в Будапеште, то сможете про нас спросить. Найти несговорчивого водителя легко: мужик с усами, похожий на Никиту Михалкова в роли проводника из «Вокзала на двоих»…

* * *

…Чем ближе к Чопу, тем дальше Европа! Дорога становится всё уже и хуже. Зато дым Отечества веселит сердце.
А вот и змееобразная приграничная очередь, граничащая с желанием развернуться и рвануть обратно. Однако на удивление без приключений переползаем границу около часа ночи. Вы будете смеяться, но мы даже не выходили из машины, и только Виктор на правах хозяина транспортного средства выскакивал предъявлять паспорта.
Проехав чуть больше километра, опять оказываемся в Европе. Именно так называется гостиница, в двухместных номерах которой мы спокойно спим на родной земле, правда, в кроватях.

31 июля (суббота)

Утром вскакиваем физически окрепшие и морально устойчивые и берём курс на Ужгород.
В его предместье нас ждёт ещё один объект для исследования – «Деца у нотаря», или этнографический музей-корчма. Найти корчму оказалось непросто, потому что снаружи это какая-то непритязательная хатынка, зато внутри – мама, не горюй!
Всё сделано в карпатском национальном стиле, а точнее – в стиле народности русинов. С умом сделано и с любовью! И продумано до мелочей. Под деревянными навесами нас встретили лозунги-таблички, вызывающими добрую улыбку и здоровый аппетит.
Из весьма экстравагантного меню заказали то, чего в жизни не едали. Описывать не буду, а то вы сразу бросите чтение и броситесь к холодильнику, чтобы заглушить призывное бурчание в животе.

* * *

И вновь путь-дорога, зовущая в родные пенаты.
Ночевать остановились в гостинице «Ялинка», что на въезде в Житомир.
Это оказался настоящий заповедник «совка». Ну, посудите сами. Двухместный номер с двумя продавленными почти до пола кроватями, покосившийся шкаф и ни стола, ни стула! Дежурная рекомендовала нам этот номер как шикарный – с ванной. Но какой смысл в ванной, если нет горячей воды? Хорошо что мы закалены горами, а равнинному человеку каково?

1 августа (воскресенье)

…Киев проходим почти без заминок. Со скоростью звука пролетаем Бориспольскую трассу (наверное, единственную в стране, отвечающую международным нормам), и вырываемся на уже почти домашнюю – Борисполь-Днепропетровск.
Скорость нормальная, но хочется ещё быстрее оказаться дома. И вдруг – полосатый жезл из кустов! Гаишный капитан (и не ленится в такую жару +38оС ковать копейку!): «У вас швидкість була 84 кілометри, а ось там стояв знак «50». Шо будемо робити? Протокол, чи як?»
Виктор, не готовый к этой встрече (в смысле, вышел к гаишнику без мелких денег), отдал сотню, хотя можно было и полтинником обойтись…

* * *

…Я крутил баранку и с тоской вспоминал дороги Европы. А ещё – рассказы отца о том, как наши танкисты во время войны проверяли прочность германских покрытий. Танки выезжали на перекрёсток и начинали вращаться на одном месте. Так вот на поверхности оставались только процарапанные круги, а сам асфальт оставался цел-целёхонек…

* * *

…Проезжаем Царичанку, Петриковку, Лобойковку. И вот мы уже на Кайдакском мосту! И вот уже наш дом!
У его подъезда завершается наше семитысячекилометровое путешествие по семи странам с посещением семи знаменитых городов и, главное, с восхождением на три знаменитые горы, которые помогли нам взглянуть на Европу сверху!
Гип-гип-ура!!!

Читать предыдущую часть
Красный Камень – Монблан
лето 2010
Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

Жизнь интересна во всех ипостасях

Прочитав приключения Урубко в Каракорумах, переключился автоматически на следующую статью. Нехотя, перед завтраком, в субботу. И не смог оторваться, а потом прочитал и предыдущую часть. Молодцы, Ветераны! Я чуть моложе, а при таком багаже лет можно считать, что и ровесник. К тому же тоже представитель научно-технической интеллигенции. О приключениях и впечатлениях написано кратко, емко и с юмором. Читая статью и обзирая фото, у меня возникли вход в тему, похохатывание и чувство легкой зависти. Для компенсации последнего ставлю пятерку с плюсом.
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru