Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Е.В.Буянов >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Евгений Буянов, Санкт-Петербург

Глава третья. Концовка.
Глава четвёртая

Неумение, или отрицание той или другой техники являются признаками невысокого уровня подготовки, отсутствия мастерства. Можно отметить, что при становлении той или иной техники неумение можно еще как-то прикрывать отсутствием технических средств или личными пристрастиями. Но вот когда техника достаточно развита и отработана, а технические средства вполне доступны, освоение этой техники даже новичками не занимает много времени.

При подъеме на СТРЕМЕНАХ закрепление якоря осуществляется оттяжкой стремени или "крюконоги" за нижнее отверстие 6 примерно на уровне плеч в "нижнем" положении: при прямой ноге на полшага ниже, а при согнутой ноге на полшага выше плеча: рис. 3а. Держа якоря в руках и врубаясь ими (см. ниже) участник передвигается, шагая ногами вверх в поочередном висе маятником то на одном, то на другом якоре. При заглублении рывок можно выполнять не рукой, а ногой через тягу стремени. Чтобы усилие такого рывка было больше, тяга стремени должна быть выполнена жесткой, желательно из тонкого стального троса (веревочные тяги будут заметно амортизировать усилие рывка). При этом надо помнить, что очень небольшое ослабление троса может вызвать полную разгрузку якоря, который в ненагруженном состоянии самопроизвольно выпадает из углубления. Во время паузы необходимо держаться рукой хотя бы за один якорь. Во избежание случайного выпадения якоря вниз его надо закрепить либо на темляке, либо на короткой дополнительной оттяжке, позволяющей легко достать упавший якорь свободной рукой.

При передвижении на кошках: рис. 3,б-3в два якоря целесообразно закрепить на ветвях двойной петли-оттяжки. Эти петли смыкаются в узле, закрепленном на грудной обвязке, которая, в свою очередь, соединена с беседкой так, что в висе на каждой из ветвей или на обеих ветвях участник не испытывает дискомфорта. Длина каждой ветви отрегулирована на длину руки в состоянии нагрузки весом участника. При передвижении якорь занимает высокое положение: от уровня плеча до уровня над плечом на расстоянии вытянутой руки (шаг передвижения): рис. 17- 3б. Основой техники передвижения на кошках является умение ходить на передних зубьях кошек: чем лучше они включаются в работу, тем меньше нагрузка на руки. На тренировках надо учиться преодолевать короткие (до 2 м ) участки крутого льда на передних зубьях с сохранением равновесия преимущественно без помощи рук. С якорями участник преодолевает очередной участок склона (несколько метров до установки очередной ИТО) мощным рывком вверх.

Техника зацепления якорем одинакова для обоих способов. Неровности рельефа ощупываются проводкой лезвия по льду вверх. Если якорь на неровности немного заваливается вперед (начинает "клевать"), значит, появляется выступ, зацепление за который будет более простым и надежным, чем за гладкую стенку.

Рис. 19. Приемы работы с ледовым якорем, как с режущим инструментом.

На рис.5 и 6 даны примеры неправильного и правильного использования ледового якоря. Надо помнить, что ледовый якорь является преимущественно режущим, - неударным инструментом, и заглубление его ударами (рис. 5А) является неправильным: попасть два раза в одну и ту же точку трудно. В отличие от ледового молотка якорь заглубляется не ударом, а резким и сильным РЫВКОМ за ручку вниз, при этом надавливают концом лезвия на лед желательно без потери контакта нижнего упора 4 со склоном, как на рис. 5Б. После сильного рывка (дернуть изо всей силы) лезвие якоря должно зарыться в лед. Если якорь скользит, надо пропилить канавку возвратно-поступательными движениями вверх-вниз, и проверить сильным рывком вниз (обязательно проверить перед нагрузкой весом!).

Возможно скольжение острия по поверхности без зацепления. Возможно скалывание льда: см. рис. 5В. Скалывание обычно происходит либо прорывом неглубокой канавки насквозь, либо «линзой» (обычно, по плоскости, приближенной к плоскости действия наибольших касательных напряжений). Скалыванию способствуют поворот якоря вокруг острия (угол a на рис. 18-5В) из-за отхода нижнего упора (величина H на рис. 18- 5В). В меньшей мере этому способствует и рыскание («вихляние») якоря в боковых направлениях вокруг оси V (на угол b) при нежестком удержании якоря рукой. В общем случае направления скола зависят от профиля и структуры льда.

Правильное зацепление якоря показано на рис. 5Г: на нем изображены три главные силы, приложенные к якорю (заметим: к якорю, а не к рельефу). Сила F – эта сила со стороны руки (или равнодействующая сил со стороны руки и стремени при лазании со стременами). Сила G со стороны рельефа, приложенная к острию якоря, удерживает якорь за конец лезвия. Сила N – сила со стороны нижнего упора, - практически она ортогональна направлению АВ. Векторная сумма всех сил равна нулю: это взаимно уравновешенная система сил (легко видеть, что силы F и G векторно дают в сумме силу, равную и направленную противоположно силе N):

G + F + N = 0

Если сила F более приближена к линии зацепления АВ (через острие касательно нижнему упору): F’, то реакция N уменьшается до N. При нагрузке якоря со стороны стремени усилием Fc это усилие складывается с силой F со стороны рукоятки в результирующую силу F:

F’ = Fc + F.

Тогда якорь уравновешен при

G + F + N = 0

Рисунок 20. Неустойчивые положения ледового якоря.

 

На рис. 20А показано неверное зацепление якорем без опоры на нижний упор: в большинстве случаев направление силы F таково, что взаимно уравновешенная система сил не складывается, и при нагрузке якорь опрокидывается.

В принципе, конечно, возможна маятниковая нагрузка на якорь, как показано на рис. 20Б, когда силы G и F уравновешены по вертикальной оси силы тяжести без нижнего упора в лед. Но все же зацепление с опорой и на нижний упор (пунктир) является более предпочтительным. А зацепление с более глубоким захватом предпочтительнее из-за уменьшения вероятности скола льда (с более длинной линией скола на этом рисунке).

Неустойчивым является положение якоря с нижним упором, создающим реакцию Н, которая не дает якорю смещаться вниз для зацепления - см. рис. 20В.

Теперь о технике передвижения. Пройдя несколько метров на кошках, участник надежно врубается в склон двумя якорями и упором кошек для паузы-остановки. Правило трех точек при ледолазании на кошках действует так же, как при лазании по скалам (рис. 17). Положение должно быть устойчивым, якоря расположены возможно выше (даже в случае потери опоры одним из якорей участник на трех точках опоры не должен терять равновесия). Руки плавно отпускаются, перенося нагрузку на петли-оттяжки: рис.17- 3в. Пауза используется для установки промежуточного крюка, в карабин которого продевается страховочная веревка. После этого участник отдыхает, руки надо встряхнуть и расслабить (усталость в виде молочной кислоты в мышцах должна быть смыта свежим притоком крови). При лазании на кошках надо использовать кошки с развитыми передними зубьями. Жесткая конструкция платформы кошек и более жесткая конструкция ботинка позволяют заметно разгрузить голеностоп при лазании, но при гибкой подошве ботинка создают некоторые неудобства при хождении по обычному рельефу (впрочем, такие гибкие подошвы сейчас используются редко).

При подъеме на стременах (рис. 17-3а) перемещение осуществляется шагами в висе маятником то на одном, то на другом якоре. Зацепление якорем за лед производится так же, как и при движении на кошках, но для проверки можно дернуть якорь не только рукой, но затем и ногой через тягу стремени. После проверки зацепления весь вес переносится на якорь через тягу для освобождения другого якоря, на котором человек висит маятником, стоя на стремени и держась рукой за ручку якоря.

При подъеме на якорях необходима такая же тщательная страховка, как и при лазании по скалам с аналогичной крутизной. Очень острое лезвие якоря может быть причиной серьезной травмы, поэтому каска совершенно необходима. Надо помнить, что опасен якорь на упругой оттяжке, которая может дернуть его, как пружина. Может быть опасен и подъем прямо вверх: при срыве участник может зацепиться за свой же страховочный крюк, поэтому целесообразно смещаться немного в сторону.

Преимуществом техники подъема на кошках является относительно большая свобода рук и всего корпуса: руки и ноги передвигаются автономно. Недостаток: относительно большая нагрузка на руки, чем при движении на стременах. Проходить относительно отвесные недлинные участки, чередующиеся с более простыми, лучше на кошках. А проходить очень длинные сложные участки целесообразно на стременах. Соответственно изменяется положение хвата рукоятки: для движения на кошках - как у якоря Худницкого (рис. 18 – верхний вариант), а для движения на стременах - как у якоря Белоусова (рис.16) или якоря на рис. 18 – нижний вариант.

На рис. 18, б даны размеры улучшенной конструкции якоря В.Худницкого из стали 60С2А с термообработкой (закалка и отпуск до HRCэ 43-45) толщиной (3 – 3,5) мм. Можно изготовить более сложную конструкцию с дополнительной оснасткой (перемещаемый упор 4, верхний упор 5, сменные или складные лезвия, перемещаемая рукоятка на 2 положения для лазания на кошках и стременах, скошенное лезвие, лезвие с лопаткой, темляк, отверстия для крепления темляка). При этом хват рукоятки можно склеить из пенопласта или склепать из полосок пластика (скруглить напильниками по форме руки). Конечно, модификации рукоятки допускают некоторое смещение верхней стороны к линии наибольшего габарита по оси Х (крайней правой габаритной линии на рисунке), - так можно увеличить внутренний вырез рукоятки для увеличения размеров хвата.

Лучшие известные мне литературные публикации по конструкции ледовых якорей: [2] и [3] - якорь Белоусова, [4] - якорь "Аист" Буянова и Худницкого (складная конструкция преимущественно для лазания на кошках). Серийно выпускался якорь "Серак" (экспериментальная Судоверфь, С.-Петербург). Следует предостеречь от использования публикации [5], - при ее подготовке редакция допустила ошибку, и был опубликован совсем не тот материал (конструкция неработоспособна!).

Появились скальные модификации ледового якоря айс-фифи. Они выполняются примерно по форме айс-фифи из толстой проволоки. Острие расплющивают, затачивают и закаливают как острие отвертки. В рабочем положении его ребро горизонтально, как у "небесного пальца" (скайхука).

Снегоступы

Известно много конструкций снегоступов, на них выдаются патенты, о них написаны книги. Специфика горных походов и восхождений в многоснежных районах: самых высоких гор Памира и Тянь-Шаня летом (на высотах более 5000 м ), зимних гор и гор в межсезонье требует применения специальных снегоступов, позволяющих преодолевать и крутые снежно-ледовые склоны и участки протяженных ледниковых полей по глубокому снегу.

С этой точки зрения наиболее удачными представляются жесткие снегоступы Резникова, испытанные в походных условиях, простые и надежные (см. п.1 библиографии в конце статьи). Ниже приводится несколько усовершенствованный их вариант. Эти снегоступы не нашли пока массового применения, по-видимому по двум причинам: использовать их рекомендуется только в достаточно сложных походах, в районах с усложненной снежной обстановкой и только в совокупности с лыжными палками, преимущественно регулируемыми (по длине).

Рис. 21. Жесткие снегоступы конструкции Резникова.

 

На рис. 21 изображен общий вид снегоступов, способы использования. Снегоступ (рис. 21,а) изготавливается из листового сплава алюминия толщиной 1,5 мм (например, АМГ-6, сплавы АМЦ не рекомендуются лист сплава Д16 гнуть с радиусом сгиба не менее 5 мм ). По трем сторонам (кроме носка) делается отгиб высотой под прямым углом высотой 20 мм . Предварительно на этих сторонах можно выполнить буртик-скругление загибом участка края (см. сечение В-В) для увеличения жесткости и прочности. Снегоступы выполняются так, чтобы один из них легко и свободно вкладывался в другой: сечение В-В для транспортировки. Отогнутые края склепываются в углах: внешний снегоступ с внешним загибом продолжения края: А, а внутренний - с внутренним загибом А'. Углы передней, носочной части снегоступа срезаются под 45 градусов с катетом, равным одной трети длины этой части. Все угловые выступы снегоступа тщательно скругляются напильником и шкуркой (снять все заусенцы). Внутри снегоступа делается разметка овальных отверстий под верхние крепежные выступы кошек. Осевая линия подошвы должна быть параллельна длинным сторонам снегоступа и совпадать с его средней линией, либо иметь небольшое смещение к внутренней части стопы при положении отогнутых краев вниз. Отступы спереди и сзади одинаковы. Отверстия выполняются сверлом большого диаметра и круглым напильником так, чтобы верхние крепежные выступы кошек жестко фиксировали снегоступ от поворота или смещения в горизонтальном направлении.

Снегоступ жестко устанавливается между платформами кошки и ботинка (желательно, в бахиле), при этом ремни креплений кошек должны пройти через отверстия снегоступа: крепление должно позволять это сделать, иначе снегоступ не установить! Верхняя платформа кошек должна быть плоской. Заднюю дужку креплений кошек рекомендуется выполнить с небольшим карабином, иначе она помешает при установке снегоступа.

Для подъема по крутым склонам снегоступ устанавливается отогнутыми краями вниз (рис.21б). Для передвижения по ровным заснеженным склонам с возможностью частичного скольжения вперед (как на лыжах) снегоступы меняются местами (левый на правый и наоборот) и устанавливаются отогнутыми выступами вверх.

Снегоступы проваливаются в снег, но значительно меньше, чем ботинки, т.к. их площадь в 4-5 раз больше. Идти следует, расставив ноги немного шире, чем при хождении на кошках: рис. 21 в. При подъеме по склону (рис. 21, г ,д) вдавливанием и нагрузкой на снегоступы делаются горизонтальные ступеньки, по которым поднимаются остальные участники. В этом состоит главное преимущество снегоступов жесткой конструкции. Тропление по глубокому снегу с рюкзаком тяжело физически и требует частой смены ведущего. Применение снегоступов уменьшает риск срыва в закрытую трещину, но несколько увеличивает риск вывиха голеностопа при неудачном падении набок или срыве.

Снегоступы можно использовать и не по прямому назначению: в качестве подставок под примус, в качестве крышек импровизированного стола, в качестве снежных лопат. Как заступ (лопату) снегоступ удобнее использовать, если предусмотреть съемную П-образную ручку из изогнутой трубки или двух уголков с перемычкой-хватом, а в качестве второй ручки используется замкнутая петля ремня или репшнура, продетая через его средние отверстия (можно сделать и специальные небольшие отверстия в более удобном месте). Для транспортировки в рюкзаке снегоступы желательно упаковать в прямоугольный мешок из плотной ткани. Вес снегоступов-до 800 г

Фото 4. Ходьба на снегоступах, Ц.Тянь-Шань (ледник Каинды), июль 1989 г .

"Фонарики", гамаши, бахилы, чуни

Все они служат для защиты низа ног: для предохранения ботинок (чтобы в них не попадали камешки, снег, влага) путем уплотнения стыка голеностопа, для утепления. В случае плохого утепления ног, промокания ботинок, перетяжки ремнями кошек, ноги начинают мерзнуть очень сильно. Поход на больших высотах в не слишком качественной отечественной обуви может превратиться в пытку, возможны серьезные отморожения. Для простого похода достаточно хороших "фонариков", для сложных походов НЕОБХОДИМЫ еще и хорошие гамаши или бахилы.

Конструкции и способы пошива хорошо описаны в [20] , стр. 86-92, а здесь приводятся рекомендации по возможным модернизациям исполнения и пошива - см. рис.22.

"ФОНАРИК" представляет замкнутую цилиндрическую манжету, снабженную сверху и снизу резиновыми стяжками и крупным текстильным крючком для зацепа спереди за шнуровку ботинка. "Фонарик будет лучше лежать, если его сделать с расширением книзу в виде поверхности наклонного конуса для прикрытия верха ботинка. Расширение может быть выполнено трапециевидной (вместо прямоугольной) выкройкой, либо с трапециевидной вставкой (для красоты можно применить лоскут материала другого цвета): рис.22д. Для лучшей обтяжки голеностопа в средней части "фонарика" (на уровне верхнего среза ботинка) может быть выполнена дополнительная  (третья) стяжка резинкой путем складки материала с прострочкой. На всей верхней части "фонарика" можно сделать параллельные прострочки сложенного вдвое материала по винтовой линии, чтобы, вставив между слоями тонкую резинку, превратить верх "фонарика" в эластичную манжету, облегающую верх голеностопа. Чтобы верхняя часть "фонарика" не скатывалась "гармошкой" вниз, можно применить слой ужесточающего материала (пенополиэтилена, пенополиуретана, 3 мм ), выполнив верх по типу стоячего воротничка (материал можно пришить или вложить между двух слоев ткани). «Фонарик» внизу может быть сделан двойным для лучшей защиты в зоне ботинка и стыка ботинка (внутри двойного «фонарика» выполнен подгиб материала в два слоя для защиты верха ботинка со средней дополнительно стяжкой).

Рис. 22. «Фонарики», гамаши, бахилы: А – «фонарик», Б – гамаша, В – бахила, Г – раскрой верха гамаши (бахилы), Д – раскрой «фонарика», низа гамаши (середина бахилы), Е – низ бахилы из утепленной галоши.

 

Чтобы "фонарик" плотно охватывал всю голень, можно его верхнюю, желательно удлиненную до верха голени, часть выполнить на застежке-молнии, расположив ее сзади: рис. 21г. Это уже почти ГАМАША. "Полная" гамаша получается, если добавить нижний охват подошвы и, желательно, идущие от него задние полуохваты (или заднюю застежку, например, кнопку, встречную часть которой закрепить на ботинке). Следует отметить, что гамаша со сквозной молнией от верха до низа легче снимается и одевается, но хуже держит влагу, холод и снег, а молния на ней может сломаться гораздо быстрее из-за загрязнения, замерзания, перетирания ее нижней части. Нижний охват гамаши без сквозной молнии должен сниматься через каблук ботинка при полном раскрытии молнии.

Гамаши можно утеплить слоем подходящего материала, например, шерстяной вязкой сверху, слоем шерсти снизу. Возможно применение комбинированных материалов: например, установка полосок пенополиэтилена, промежутки между которыми утеплены слоем шерсти. Хорошие, красивые гамаши особенно нужны тем, кто применяет брюки-бриджи с гетрами (удобно, в частности, при хождении на кошках).

БАХИЛЫ защищают весь ботинок и всю голень до колена. Для сложных походов на больших высотах Памира и Тянь-Шаня в случае отсутствия качественной специальной обуви импортного производства УТЕПЛЕННЫЕ БАХИЛЫ являются выходом из положения. Такие бахилы выполняются по технологии, отработанной туристами-лыжниками (см. [407], [32]). Низ бахилы выполнен из резиновой галоши, обклеенной изнутри слоем пенополиэтилена (3- 4 мм ). Эта галоша с утеплителем должна с небольшим усилием плотно одеваться на туристский ботинок. Верх бахил доходит почти до колена, в нижней части имеется расширение, выполненное подобно описанному расширению "фонарика". Верх пришит к верхнему краю галоши сапожным швом толстой синтетической ниткой. Молния должна быть расположена сзади, иначе надеть бахилу на ботинок будет очень тяжело. Верх бахилы должен быть утеплен тканевой основой с утеплителем. Установка утеплителя без прочной тканевой основы сверху недопустима: непрочный материал утеплителя (3-мм пенополиэтилен, пенополиуретан) порвется очень быстро. Утеплитель можно приклеить, пришить строчкой или простежкой, вставить в специально выполненные пазы (вертикальные, горизонтальные) между слоями материала (рис. 21е). В верхней части бахилы, и гамаши имеют завязку или эластичную кольцевую стяжку из широкой резинки, причем стяжка раскрывается и регулируется, например, застежкой - "репейник". Чтобы облегчить бахилу, гамашу, сделать их более облегаемыми, их раскрой может быть выполнен с учетом размеров индивидуальной голени: рис. 22.

Бахилы, гамаши могут быть снабжены петлей-стременем, затягиваемым пряжкой. Крепление посредством карабина осуществляется за петлю верхнего огона. Такое стремя можно снабдить охватами в зоне голеностопа и под коленом, крючком крюконоги для подъема по специальной компактной лесенке со ступенями в виде колец (см. [25], стр. 161). Впрочем, стремена целесообразнее выполнить в виде отдельных от бахил элементов, т.к. нужны они далеко не всегда.

Бахилы являются "спасительным средством" в случае, если начинают разваливаться ботинки: в ботинках, обтянутых бахилами можно идти. Вообще при применении бахил ботинки в походе изнашиваются значительно медленнее. На биваке утепленные бахилы нередко удобно использовать без ботинок, как импровизированные валенки. Приятно после трудного перехода, на снежном поле ледника снять промокшие ботинки, надеть теплые сухие носки, тапочки, бахилы и на согретых ногах ходить по снегу... А утром, так же обувшись, готовить завтрак. Для походов на не очень больших высотах (до 5000 м ) вполне достаточно и обычных, не утепленных матерчатых бахил, которые существенно утепляют ботинки, защищают их от влаги.

Фонарик, гамаша, бахилы могут быть выполнены двойными, - с двойным утеплением и двойной зашитой. При этом внутренняя часть из плотной ткани устанавливается под брюки, а внешняя часть из легкой ткани – поверх брюк. Нижняя часть служит для двойной защиты ботинок от влаги. Швы должны быть хорошо проклеены, чтобы вода не текла через двойную ткань.

ЧУНИ выполняются, как толстые пуховые носки и используются во время сна, в палатке и при работах на биваке. Они очень хорошо утепляют ноги, в них ноги не потеют (пух очень гигроскопичен). Более прочные чуни могут быть сделаны и из меха, но они будут тяжелее. Чуни особенно широко используются в практике лыжных походов. Туристы-лыжники также используют для работ на биваке очень теплые валенки из пенополиэтилена (см. [32], стр. 39). Конечно, при наличии утепленных бахил такие валенки не нужны.

Лыжи

ЛЫЖИ используются обычно в зимних походах и восхождениях. Такие лыжи должны быть обязательно снабжены устройствами, предотвращающими их потерю на крутых склонах. Достаточно легкая и удобная конструкция складных лыж для путешествий по горным заснеженным районам автору не известна. Практические попытки использования выпускаемых промышленностью коротких пластмассовых лыж показали, что эти лыжи не обладают требуемой жесткостью и слишком сильно прогибаются под тяжестью туриста с рюкзаком, т.е., помимо небольшой длины, очень небольшого веса и значительной ширины, лыжи горных туристов должны обладать весьма высокой жесткостью на изгиб с расчетом на дополнительный вес рюкзака до 50 кг .

В плане создания новых конструкций лыж для горных походов очень перспективной представляется идея московского изобретателя В.М.Ефимова. Он создал металлические лыжи для минислалома, выполненные штамповкой из пластины дюраля толщиной 2 мм . Продольно-поперечная жесткость лыж обеспечена гофрированным профилем поперечного сечения (глубина гофра уменьшается к носку). Благодаря этому гофру лыжи имеют острый боковой кант, облегчающий зацепление за снег и маневрирование: обучиться слалому на них легче, чем на обычных слаломных лыжах. Универсальное крепление позволяет закреплять практически любой жесткий ботинок. Лыжа длиной 600 и шириной 125 мм весит около 300 г . Конечно, для походной лыжи она коротка. Но представляются достаточно простыми следующие доработки этой конструкции:

      создание складной лыжи путем сочленения двух лыж внакладку в месте соединения с креплениями (передняя лыжа ставится под крепление снизу, а задняя - под крепление сверху)

      создание снегоступов путем установки двух лыж параллельно

      возможность обеспечения установки крепления, соответствующего этим случаям

      возможность сочленения лыж в сани-волокуши для буксировки рюкзака, перевозки пострадавших.

Думается, такая конструкция мини-лыж перспективна и в паре с регулируемыми палками (компактный комплект), хотя изначально она задумана для использования без палок.

Лыжи как средство передвижения имеют свою "нишу применения". В ряде случаев их применение нерационально и опасно: на крутых склонах, на длинных заснеженных и ледовых участках торосистых льдов, на заснеженных участках с буреломом... В отдельных случаях целесообразна установка под крепления лыж кошек (для лучшего торможения, для передвижения по льду). Кошки крепятся на лыжах (лыжные крепления должны обеспечивать освобождение ног при падениях, иначе возможны серьезные травмы). В ряде случаев лучше вместо лыж использовать снегоступы.

К предыдущей части ____ К следующей части
Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru