Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: М.Бертов, г.Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по Алтаю летом 2009 г. Часть 2 из 2
Фотоальбом к отчету

Продолжение. Начало Здесь

6 день. 23.07.09. М/н - пер. Восход (2А) - р. Талдура

10,44 км

+400 м / - 900 м

ЧХВ 8 ч 20 мин

Подъем дежурного в 5 часов, на улице холодно, вода, залитая вечером в бутылки, замерзла и не спешит их покидать. Дежурный приготовил кашу, после чего легким движением или стечением обстоятельств кан с водой для чая оказался опрокинут внутри палатки. Однако вскоре драгоценная жидкость была возвращена в кастрюлю, и дежурство продолжилось вне палатки.

Одеваем системы, кошки. В 7.30 в связках с одновременной страховкой выходим на ледник и начинаем по нему подъем к перевалу Восход (2А, 3240 м) (Фото 39). По смерзшемуся снегу без проблем доходим до снежного взлета крутизной до 40° и протяженностью 200 метров. (Фото 40, 41).Начинаем подниматься в лоб формируя ступени. Пройдя первые метры решаем дальше провешивать перила. Организуем станции на двух ледорубах. Подряд провешиваем 4 веревки (Фото 42). Бергшрунд под седловиной различим даже под таким большим слоем снега, обходим его справа. В 10.30 группа на седловине перевала. За время подъема солнце успело спрятаться, наверху дует сильный ветер. Сделав фото на память, начинаем спуск.(Фото 43)

Спуск с перевала представляет собой кулуар, наполненный протяженной крутой разнообразной осыпью на любой вкус, цвет, размер. Спустившись на 5-7метров ниже седловины находим подходящий скальный выступ и крепим за него веревку на спуск. Спускаемся по веревке, забирая налево по ходу движения, в конце веревки накапливаемся за камнем (Фото 44).

С этого места движемся плотными группами по 2-3 человека, траверсируя склон. Соблюдаем осторожность, поскольку осыпь мелкая и живая, крутизна до 30°. К 12.15 выходим на снежник, лежащий под осыпью, и, не останавливаясь, уходим дальше вниз по пологому открытому леднику, держась левой стороны. В 13.35 подходим к моренным валам в конце ледника, снимаем снаряжение. Не выключавшийся во время спуска ветер за 3 часа успел порядком поднадоесть.(Фото 45)

В 13.50 продолжаем движение вниз по моренным валам вдоль ручья, вытекающего из родника (Фото 46). За 40 минут доходим до зелёной террасы чуть дальше озера. Местность немного заболочена, но сухие участки найти можно. Устраиваем обед, лёд, оставшийся в бутылках с утра, еще не растаял.

В 16.30 начинаем спускаться вниз к реке Талдура, на противоположном берегу реки видны строения. Стараемся забирать вправо по ходу движения. В долине реки видим несколько встречных групп, все они движутся вниз по долине, в обратном нам направлении. По травяным склонам крутизной до 20° спускаемся вниз к реке, движемся вверх по течению (Фото 47, 48, 49). В 18.30 находим подходящее место под палатки и останавливаемся в 500 мот языка ледника. Погода во время спуска успевает закончиться. Мелкий снег с дождем, ветер.

7 день. 24.07.09. М/н - ледн. Талдуринский

6,84 км

+ 620 м

ЧХВ 2 ч 40 мин

4 утра - подъем дежурного, 5 утра - завтрак. Нет, выхода в 6, 7 или даже 8 часов не последовало. Погода снова не располагает к нашему дальнейшему передвижению. За бортом низкая облачность, осадки. К 11 часам спать надоедает. Становится понятно, что, если погода и дальше будет вести себя таким образом, то тратя каждые два ходовых дня полдня на отсидку, мы не успеем пройти перевалы Сибстрин (2А), НИСИ (1Б), Мрачный (2А) и вовремя выйти к заброске. Большое отставание от графика в этой части маршрута и возможное зависание среди отрогов Южного Чуйского хребта не оставит достаточно времени на прохождение перевалов в Северном Чуйском хребте. Придется изменить маршрут и воспользоваться запасными вариантами.

В полдень дежурный отправляется готовить обед, после которого начинаются сборы. В этот раз не видно даже кэгэнэшек. В 14.30 выходим по левому берегу реки вверх по течению в сторону пер. Талдуринский (1Б). Идём по осыпи, покрытой свежевыпавшим снегом, забирая вправо по ходу движения (Фото 50, 51, 52). Снег всё продолжает падать. Через три перехода набрав 600 м по высоте и пройдя около 7 км к 17.30 выходим на средних размеров террасу. Одновременно с этим видимость резко падает. Принимаем решение ставить здесь лагерь.

На террасе находим сложенную стенку из камней, наращиваем ее, присыпаем снегом. Утаптываем места под палатки. После часа бивачных работ небо немного растягивает и мы видим, что ниже нас в долине р. Талдура светит солнце, а на нас снова надвигается туча. Родилось подозрение, что эта туча преследует нас на протяжении всего нашего пути, иногда немного обгоняя. Было замечено, что там, где нас нет, облаков обычно значительно меньше или нет совсем. В дальнейшем часто направление движения определяли по тому, где наиболее темное небо J

На биваке радостно вспоминаем быт лыжных походов, один из участников лепит себе снежную женщину. Называем Зинаидой. По тут же созданному поверью, пока она не растает, нас не покинет хорошая погода. (Фото 53)

8 день. 25.07.09. М/н - пер. Химик (1Б) - пик 3646 м - пер. Перемётный (1Б) - нижнее озеро в истоке р. Атбажи

10,5 км

+460 м / -1000 м

ЧХВ 7 ч 50 мин

Подъем в 6 утра, в 7.30, вновь вспоминая лыжный туризм, выходим. Утро встречает нас бодрящей ледяной свежестью и солнцем. Открываются потрясающие виды на окрестные хребты. (Фото 54, 55, 56) Проходим 50 минут по снегу и оказываемся под перевальным взлётом пер. Химик (2А) (Фото 57). За два перехода к 10.45 по средней осыпи крутизной до 30°покрытой снегом, но от этого не менее "живой", почти в лоб поднимаемся на перевал Химик (2А). (Фото 58, 59)

На осыпной седловине перевала любуемся п. Икту (Фото 60), ледн. Б. Талдура и озерами в долине р. Атбажи. (Фото 66) Хорошо виден соседний перевал Талдуринский (1Б). (Фото 61, 62, 63)

Спуск с перевала на ледник по крутому снежному склону оцениваем как лавиноопасный, поэтому выбираем другой путь движения. В 11.10 выходим на восток к вершине 3646 м. С вершины движемся на север по гребню, пройдя примерно 100 метров останавливаемся, одеваем кошки и подготавливаем связки. (Фото 64)Выходим на снежный склон крутизной до 25° слева по ходу движения, в связках с одновременной страховкой траверсируем его около 1 км до осыпного контрфорса, перед которым сворачиваем влево по ходу движения и начинаем спускаться на ледник по линии падения воды. (Фото 65, 67)По пологому закрытому леднику выходим в 12.50 на широкую, покрытую большим слоем плотного снега седловину перевала Перемётный (1Б) (Фото 68).

На перевале делаем привал, разведываем возможные пути спуска в сторону р. Атбажи по снежно-ледовому склону крутизной до 35° в верхней части. В 13.30 организуем станцию на ледобурах (лёд под снегом довольно тонкий), спускаемся дюльфером, последний идёт по сдвоенной веревке. Провешиваем ещё одну верёвку, готовимся провесить третью, но спустившиеся вниз участники не находят льда под толстым слоем снега. (Фото 69) Далее спускаемся прусским шагом до выполаживания, смещаясь вправо. (Фото 70) В 14.30 организуем связки и за 15 минут доходим до языка ледника, где снимаем системы и кошки. (Фото 71)

Выходим дальше в 15.10, спускаемся глиссером по снегу до осыпи. Внизу жарко, снимаем с себя пару слоёв одежды, после чего движемся дальше вниз по крупной осыпи. Проходим мимо двух озёр, спрятавшихся в моренных карманах. (Фото 72) Спускаемся с осыпи в зеленую долину и продолжаем движение по разливам р. Атбажи. (Фото 73, 74) К 17.00 выходим на третье озеро, в верзхней его части на левом берегу Атбажи находим оборудованную стоянку с выровненными местами под 2 палатки и сложенным очагом. Останавливаемся здесь на ночлег. С места ночевки открывается вид на пройденные сегодня препятствия. (Фото 75)

Весь день погода радовала. Участники отметили, что пройденный за сегодня участок был очень интересен им с технической стороны.

9 день. 26.07.09. М/н - р. Атбажи - р. Йолдоайры - р. Карагем

19,2 км

-720 м

ЧХВ 4 ч 45 мин

В 8.30 выходим вниз по тропе уходящей по средней осыпи от стоянок на озере. Вскоре тропа переходит на правый берег. (Фото 76) Непривычно тепло и без осадков. Зинаида не тает! За 50 минут доходим до границы зоны леса, делаем длинный привал, после чего движемся по тропе по лесу. (Фото 77, 78) По пути встречаются стоянки с костровищами. Еще через 50 минут движения тропа многозначительно разделяется и теряется. Делаем еще один длинный привал, после чего забираем вправо и примерно через 15 минут выходим к берегу р. Йолдоайры.

В этом месте по поваленным брёвнам переходим на правый берег р. Йолдоайры, где устраиваем обед. Дров вокруг много. Пока готовится обед стираемся и сушимся на солнце, а двое отважных героев отправляются за заброской.

После обеда разбираем заброску и в 14.50 выходим, поднимаясь вверх по осыпному берегу реки. Через 100 метров на склоне начинает расти лес, в лесу находим тропу и примерно через 10 минут движения по ней неожиданно для себя выходим на автомобильную дорогу.

По дороге спускаемся к Карагемской поляне. По пути открываются прекрасные виды долины р. Карагем, вдали блестят на солнце снежники Катунского хребта. (Фото 79, 80)В 15.30 выходим на Карагемскую поляну, где стоит группа туристов ТК Глобус, проходящая свой маршрут в обратном нам направлении. (Фото 81) Общаемся с ними о состоянии некоторых перевалов и переправ и отправляемся бродить Карагем. (Фото 82) На правом берегу реки устраиваем привал, вдоль берега видна тропа. (Фото 83, 84)

В 16.00 выходим по тропе, впереди нас ждет незабываемый час высокого пампасинга. Кустарник выше человеческого роста и жаркая погода вполне заменяют парную. На привале видим алтайцев, часть сидит на берегу реки, несколько человек проезжает навстречу по тропе на лошадях. В контакт с ними решаем не вступать, удаляемся дальше по тропе.

Тропа входит в лес, иногда забирая далеко от берега, местами приходится перелезать через лежащие брёвна. Через час упражнений с брёвнами делаем привал у одного из правых притоков Карагема. В 18.20 выходим дальше по тропе, проходим несколько мест для стоянки, выбираем себе одно из них и в 18.40 останавливаемся. Дальше тропа забирает верх и уходит далеко от берега, подходящих мест для стоянки до озера Камрю нет. (Фото 85)

10 день. 27.07.09. М/н - р. Камрю - оз. Камрю - р. Лев. Камрю

13,7 км

+ 700 м

ЧХВ 5 ч 55 мин

В 8.15 выходим дальше по тропе, за 45 минут доходим до р. Камрю и переходим на её правый берег по брёвнам. (Фото 86, 87) По правому берегу начинаем подъем вверх по реке. Тропа часто теряется в лесу, путь по камням вдоль реки более очевиден. (Фото 88) За 1,5 перехода к 10.50 поднимаемся к озеру. Красота озера поражает всех, и, не в силах налюбоваться, решаем остаться в этом изумительном месте на обед. (Фото 89, 90)Обед готовим на костре на стоянках в нижней части озера.

В 12.40 выходим с обеда и за 25 минут обходим озеро по правому берегу. Далее движемся вверх по правому берегу р. Камрю, тропа то теряется в лесу, то пропадает в камнях на берегу. За 2 перехода к 15.00 подходим к месту слияния лев. и прав. Камрю. Переходим на прав. берег лев. Камрю и начинаем подъем по травянисто-осыпному склону крутизной до 35°. За 1 час 20 минут поднимаемся на среднюю ступень долины, где устраиваем привал и ждем отставших участников. (Фото 91, 92) За время подъема группа сильно растянулась. С места привала видны необычные скальные выходы, сильно пострадавшие от выветривания. (Фото 93)

Далее за 30 минут по крупной осыпи доходим до слияния двух притоков, переходим на левый берег левого притока и подходим к водопаду. (Фото 94, 95) Делаем привал, осматриваем водопад, снова ждем отстающих. Не доходя около 50 метров до водопада, поднимаемся выше его и попадаем на зеленую террасу. Движемся по широким разливам лев. Камрю и за 15-20 минут доходим от водопада до подходящего места для ночевок на правом берегу, где и останавливаемся. (Фото 96)

Начинает моросить дождь, снизу надвигается нелицеприятная туча. Видать, растаяла наша Зинаида. Здравствуйте, хмурые дни, горное солнце - прощай…

11 день. 28.07.09. М/н - пер. Весенний (2А) - ледн. Абыл-Оюк - пер. Абыл-Оюк (1Б) - ледн. Мечта - р. Шавла

8,7 км

+ 750 м / -770 м

ЧХВ 6 ч 35 мин

И снова подъем дежурного в 5 утра, дождь, завтрак, дождь. В 8.30 сквозь облака становится что-то видно, начинаем собираться. В 9.45 выходим вверх по долине. За 30 минут подходим ко второму водопаду, обходим его справа по ходу движения.

В 10.45 походим к языку ледника, одеваем снаряжение. (Фото 97) В 11.15 выходим и за 15 минут поднимаемся по льду крутизной до 25°и протяженность около 40м. Далее ледник немного выполаживается, в этой части он покрыт снегом, движемся в связках вдоль левого борта. (Фото 98, 99) За час подходим под взлет перевала Весенний (2А), который представляет собой среднюю и мелкую подвижную осыпь, местами прикрытую снегом, крутизной до 35° и протяженностью 150м.(Фото 100) В 12.30 начинаем подъем на седловину, движемся по снегу, в верхней части смещаемся на осыпь вправо по ходу движения. (Фото 101) На перевальную седловину выводит небольшая скальная стенка, высотой 5 м и крутизной до 80°. Лидер пролезает её с гимнастической страховкой, после чего делает станцию на скальном выступе и провешивает 2 параллельных коридора перил. Остальные участники поднимаются лазаньем, пристраховываясь к веревке подъемным устройством. (Фото 102)

В 13.15 группа на седловине перевала Весенний. (Фото 103)Седловина перевала скальная, узкая. С одной стороны нас спешит нагнать серая туча, с другой видно озеро Абыл-Оюк и одноименный ледник, на который нам предстоит спускаться. (Фото 104) В туре находим записку группы Детского клуба туристов г. Перми под руководством Н. Зюзиной, совершавшей горный поход 3 к.с. в августе 2008 года. Саму записку мы потеряли.

На седловине обнаруживаем побитую жизнью расходную петлю и выглядящий более надежным вбитый швеллерный крюк. В 13.30 начинаем спуск по подвижной осыпи, местами покрытой снегом. Провешиваем подряд 2 веревки. Первую крепим на швеллере, вторую закрепляем вокруг большого камня. Последний спускается по сдвоенной веревке. (Фото 105) Спуск группы по веревкам занимает 1 час. Далее по осыпи выходим к заснеженному участку склона и спускаемся по нему по одному, подстраховываясь ледорубами. Примерно к 15.00 выходим на пологий закрытый ледник Абыл-Оюк, не задерживаясь, начинаем движение в связках вверх по леднику в направлении пер. Абыл-Оюк (1Б). Погода портится, спускается облачность. (Фото 106, 107)

В 15.20 подходим к перевальному взлёту пер. Абыл-Оюк. Взлёт представляет собой неширокий снежно-ледовый кулуар протяженностью 120-150 метров крутизной до 40°, в этом сезоне полностью закрытый снегом. (Фото 108) В 15.30 начинаем подъем, вырубая ступени и подстраховываясь ледорубами.

В 16.10 группа на перевале пер. Абыл-Оюк (1Б). На узкой скальной седловине встречаем погодную неприятность, выраженную в мокром снеге с градом и сильным ветром. Незамедлительно начинаем спуск.

Спуск начинается с крутого (до 35°) снежного участка по кулуару, заворачивающему налево. Проходим его, двигаясь на 3 такта. Далее склон становится немного положе, часть группы спускается глиссером, менее отважные продолжают двигаться на 3 такта. В 17.30 собираемся на открытом леднике, справа на морене видим группу. Это туристы из Чехии, которые не имеют кошек, однако намерены пройти сегодня перевал Абыл-Оюк и спуститься к одноименному озеру по ту сторону перевала. Недолго пытаемся их отговорить, после чего двигаемся дальше.

Пытаемся двигаться по осыпи вдоль правого борта ледника, но скоро выходим на сам ледник и движемся к его языку забирая влево. Спустившись с ледника на осыпь снимаем снаряжение, убираем веревки. Впереди виднеется высокий тур среди моренных валов, движемся на него и находим рядом с ним хорошие стоянки, где и останавливаемся в 18.30. Весь вечер идёт дождь, вокруг облачно. Ночью слышно, как сходят камни.

12 день. 29.07.09. М/н - оз. Верхнее Шавлинское - оз. Нижнее Шавлинское

6,7 км

-250 м

ЧХВ 2 ч 50 мин

Утро. Завтрак. Дождь. Низкая облачность. Всемирная история, банк "Империал"…

В 14.30 решаем, что высиживать больше нечего и надо спускаться вниз к Шавлинским озёрам. От стоянок вниз ведет тропа, которая вначале идёт по осыпи, а затем забирает направо на травяные склоны. Перед озером тропа достаточно круто спускается вниз. (Фото 109) В 15.30 пройдя несколько стоянок выходим к Верхнему Шавлинскому озеру. Делаем получасовой привал на любование красотами. (Фото 110)

В 16.00 выходим по правому берегу озера. Тропа ведет себя несколько непредсказуемо, теряясь в крупной осыпи. Спустя 50 минут разноформатного боулдеринга тропа и мы вместе с ней уходит вправо от реки, в карман древней морены. Путь здесь более очевиден. (Фото 111, 112) Внизу открывается вид на Нижнее Шавлинское озеро. (Фото 113) Следующие 50 минут двигаемся по тропе по лесу, доходим до озера и продолжаем движение по его правому берегу. (Фото 114) Проходим мимо выхода осыпи в озеро и встаем на берегу сразу за ним в 18.00.

Погода к вечеру немного улучшается, неземные красоты озера завораживают. (Фото 115)

13 день. 30.07.09. М/н - пер. Н. Шавлинский (1Б) - ледн. Лев. Маашей - ручей, вытекающий из ледн. Лев. Машей

15,8 км

+ 800 м / - 450 м

ЧХВ 6 ч 55 мин

Утром пытаемся немного просушить вещи, поэтому выходим поздно, в 10.20. Движемся вдоль берега озера и вскоре подходим к крупному правому притоку. Не переходя его, начинаем подъем вверх по тропе, вскоре тропа выходит на непродолжительный участок осыпи крутизной до 20°. Осыпь снова выводит нас на набитую тропу, где в 10.40 делаем привал. Сквозь салатовые ветки лиственниц проглядывает бирюзовое озеро. (Фото 116)

В 10.50 продолжаем движение по тропе, которая сначала ведет через лес, а после небольшого озера выходит на осыпь. Тропа идёт по многочисленным моренным валам ближе к правому борту долины. На протяжении всего пути тропа хорошо промаркирована турами, вопросов о направлении движения не возникает.(Фото 117, 118) В Шавлинской долине между камней то и дело снуют маленькие ушастые зверьки - пищухи. (Фото 119)

За 2 перехода по 45 минут по осыпи доходим под язык ледника, где останавливаемся, чтобы одеть системы и кошки. (Фото 120) За время нашего привала по левому борту долины сходит 4 лавины.

В 14.25 выходим на ледник. Язык ледника покрыт свежим лавинным выносом, снег смерзшийся. Дальше ледник местами открыт. (Фото 121) За 55 минут подходим под взлет пер. Н. Шавлинский (1Б). Видим движущуюся на подъем группу, решаем подождать немного, пока они пройдут часть пути.(Фото 122)

Перевальный взлет крутизной до 30° и протяженностью 250 м покрыт большим количеством снега, по бокам ограничен осыпями. В 16.00 начинаем подъем, двигаемся по снегу ближе к левому по ходу движения борту, примерно в середине подъема обгоняем группу туристов-водников из г. Киев. В это же время с перевала по осыпи слева от нас начинает спускаться еще одна группа. Движемся вверх по центру снежника. Снега достаточно много, бьём ступени. (Фото 123)

В 17.00 группа на седловине пер. Н. Шавлинский (1Б). Седловина узкая, осыпная. Любуемся красотами, фотографируемся. (Фото 124, 125)В сторону спуска уходит снежник крутизной до 40°, который выполаживается к низу. В 17.10 начинаем спуск с седловины, сдвигаемся немного вправо, движемся по краю снежника глиссером. (Фото 126, 127) Преодолев участок снега протяженностью 150 м, выходим на пологий закрытый ледник. (Фото 128, 129) Снег на леднике раскис, поэтому движемся достаточно медленно. Стараемся забирать налево к осыпи.

В 18.00 подходим к осыпи на левом борту в нижней части ледника, снимаем снаряжение, убираем веревки. Далее 1 час 30 минут двигаемся по моренным валам из крупной осыпи по левому берега ручья до мутного озера в разливах реки. (Фото 130) Находим подходящие места под палатки, ставим лагерь.

Погода к вечеру портится, идёт дождь, после которого появляется радуга. Ночью ясно, на небе второй раз за поход видны звёзды.

14 день. 31.07.09. М/н - р Маашей - оз. Машей

8,4 км

- 560 м

ЧХВ 3 ч 30 мин

Утром идёт дождь, но это уже никого не удивляет. В 11 часов выходим, обходя озеро по левому берегу по осыпи. Движемся по осыпи и через 30 минут доходим до более живописного озера с ночевками. (Фото 131) На этом участке следует двигаться по осыпи левее, удаляясь от ручья, спуск к осыпи здесь промаркирован турами. При движении вдоль ручья можно выйти на достаточно крутой, но непротяженный участок живой осыпи перед озером.

В 11.40 выходим дальше по тропе, которая забирается на травяной склон, а затем спускается к ручью, текущему в кармане морены. Часть группы переходит на моренный вал на правом берегу, находит там тропу и движется по ней. Другая часть продолжает движение по осыпи на левому берегу ручья. Возникает желание присоединиться к товарищам на правом берегу, но найти подходящее место, где можно перебраться по камням не так просто. Однако вскоре ручей полностью уходит под камни, и перейти на моренный вал не составляет труда.

Далее движемся по тропе, отмаркированной турами, однако на осыпи тропа часто теряется. На лесных участках путь более очевиден. Во время движения видим язык ледн. Маашей, спускающийся почти до зоны леса. (Фото 132) В 12.50 тропа выходит к берегу р. Маашей, чтобы не потеряться в зарослях делаем привал. (Фото 133)

В 13.00 продолжаем движение вниз по тропе, вскоре начинают появляться стоянки. Тропа идет по левому берегу реки, иногда обходя прижимы. Проходим мимо стоянок, большая часть которых занята, встречаем несколько групп движущихся нам на встречу. В 13.50 останавливаемся на разливах реки на привал.

В 14.00 продолжаем движение по левому берегу, подходим к оз. Маашей и обходим его по левому берегу. В нижней части озера на стоянках в 15.00 встречаем группу туристов. Они заканчивают свой обед и собираются двигаться вверх к леднику. Занимаем их место, готовим обед, сушим вещи, стриаемся, частично моемся. Весь вечер любуемся на снежники Карагема и Маашей-баши и их отражение в озере. (Фото 134)

15 день. 01.08.09. М/н - р. Мажой - р. Чуя - 801 км Чуйского тракта

18 км

- 460 м

ЧХВ 4 ч 05 мин

В 8.10 выходим со стоянок по тропе по левому берегу р. Маашей. Тропа идет по лесу, очень хорошо читается. В начале спуска от озера тропа идет достаточно высоко по берегу, через 30-40 минут пути она спускается к воде, здесь же находятся первые после озера стоянки. Дальше на протяжении всего пути до моста через р. Чую стоянки встречаются часто и в большом количестве. Долина р. Маашей очень популярна среди отдыхающих.

Рельеф постепенно меняется, становится более сглаженным, пологим. Однако если оглянуться назад, всё еще видны снежные макушки гор. Когда дорога выходит на открытые пространства вниз на много километров открывается прекрасный вид. Постепенно становятся различимы машины на Чуйском тракте. (Фото 135, 136)

За 2 перехода по 50 минут доходим до коша. Рекламное объявление гласит о наличии здесь пива, лепешек, сигарет, бани и прочих благ цивилизации. (Фото 137) Стойко проходим мимо, надеясь на магазин ниже по долине. От коша тропа сменяется дорогой и идет по безлесым склонам. Солнце припекает.

В 11.00 делаем привал под деревьями в начале спуска к мосту. От места привала за 20 минут по дороге доходим до моста и переходим на правый берег р. Чуи. (Фото 138) Навстречу нам поднимаются благоухающие шампунями отдыхающие в купальных костюмах.

На левом берегу расположен пост спасателей. Здесь много отдыхающих живущих в палатках, ловит сотовая сеть "Билайн", магазина нет. Здесь же оставляют машины туристы, отправляясь на треккинг по долинам р. Маашей и Шавла. За мостом дорога уходит по правому берегу Чуи в поселок Чибит. Рядом с мостом стоит ГАЗ-66, по словам спасателей, телефон водителя написан где-то на машине, но мы его не нашли и за те четыре часа, что мы обедали, к машине так никто и не подошел.

Переждав немного пока спадет жара и пообедав в 16.00 выходим дальше. В ста метрах от моста дорога резко сворачивает влево, а вправо вверх поднимается тропа. Вскоре тропа выходит на выполаживание и идет параллельно реке, постепенно спускаясь к ней. (Фото 139) Примерно через час пути тропа подходит к берегу, до этого возможности остановиться и набрать воды нет.

Продолжаем движением по тропе, обходим скалистый прижим и видим пикникующих по случаю субботы граждан, стоящих с автомашинами на берегу реки. Проходим по дороге в сторону тракта и, не доходя до него около 500 метров, останавливаемся у костровища на берегу реки. ЧХВ от моста составило 1 час 15 минут. На этом активная часть маршрута завершена.

Ужинаем один раз раскладкой, второй раз крупами найденными по дороге, осматриваем недостроенную Чуйскую ГЭС. Решаем проблемы с выброской, один из участников отправляется автостопом в сторону Усть-Коксы, чтобы присоединиться к группе, совершающей водный поход 5 к.с. по рекам Алтая.

16 день. 02.08.09. М/н - переезд 801 км Чуйского тракта - г.Барнаул

По договоренности с водителем просыпаемся в 5 утра и меньше чем за час собираем вещи. Вместо завтрака (продукты закончились накануне) вновь любуемся силуэтом недостроенной ГЭС, освещенным лиловым рассветом и прикрытой утренней дымкой тумана. (Фото 140)

В 6 утра выезжаем по Чуйскому тракту. Через час-полтора доезжаем до места слияния Катуни и Чуи, переезжаем на другой берег и проезжаем еще немного в сторону от тракта. Здесь мы прощаемся с руководителем, отправляющимся все к той же группе, совершающей водный поход 5 к.с.

После этого возвращаемся на тракт и едем по нему с несколькими остановками. В 15.15 приезжаем на вокзал г. Бийска. В Бийске прощаемся еще с одним участником, который погостив у родственников продолжит познание бескрайних просторов Алтая.

Всю дорогу льет дождь. На прощание Алтай решил вылить на нас всё до капли. Под ливнем в Бийске оставшиеся участники отправляются на привокзальный рынок запастись провизией, после чего в 17.00 отправляются на автобусе в Барнаул.

В Барнаул прибываем в 20.00, здесь сухо и солнечно. Моемся в душе на вокзале, после чего отправляемся на прогулку по вечернему городу. Около полуночи поездом отправляется в Москву еще один участник, после чего оставшиеся четверо уезжают в аэропорт, откуда после задержки рейса также отправляются домой.

Глава 3. Приложения 3.1 Аварийные выходы и запасные варианты маршрута

Аварийные выходы:

Из долины реки Актру в поселки Кызыл-Таш и Курай.

Из долины рек Джело и Талдура выход вниз по Талдуре в поселок Бельтир.

Из долины реки Карагем и его притоков (р. Атбажи, р. Камрю) до Карагемской поляны, откуда через перевал Карагем (н/к) в поселок Бельтир.

Из долины реки Шавла через перевал Орой в поселок Чибит.

Из долины реки Машей к посту МЧС на стрелке р.Чуя и р. Мажой и далее на Чуйский тракт.

Запасные варианты:

Из долины р. Талдуры вместо пер. Сибстри (2А), НИСИ (1Б), пер. Мрачный (2А) пройти пер. Талдуринский (1Б*) или вместо пер. Сибстри (2А), НИСИ (1Б), пер. Мрачный (2А), пер. Стройгаз (1Б*) пройти пер. Переметный (1Б).

С Карагемской поляны вместо долины р. Карагем и р. Камрю, пер. Весенний (2А) пройти по долине р. Абыл-оюк.

От оз. Шавлинское вместо пер. Ниж. Шавлинский (1Б) и долины р. Машей пройти по долине р. Шавла, пер. Орой (н/к), р. Орой к поселку Чибит.

3.2 Изменения маршрута и их причины

После 6-ого ходового дня из-за неблагоприятных погодных условий (2 отсидки по утрам и ежевечерние дожди) группа существенно отставала от планируемого графика. Дальнейшее движение по запланированному маршруту не позволило бы в срок выйти к оставленной в долине р. Йолдоойры заброске, существенно сократило бы время на прохождение части маршрута по Северному Чуйскому хребту.

В связи с этим было принято решение отказаться от прохождения большей части перевалов в Южно-Чуйском хребте, а именно пер. Сибстри (2А), НИСИ (1Б), пер. Мрачный (2А), пер. Стройгаз (1Б*). Однако при дальнейшем отказе от прохождения еще одного перевала категории 2А по погодным условиям походу будет не хватать определяющих препятствий для 3 категории сложности.

Поэтому было принято решение пройти связку пер. Химик (1Б*) и пер. Переметный (1Б), при этом предполагалось, что пер. Химик имеет категорию 2А.

3.3 Транспорт и финансы

Маршруты по Чуйским хребтам традиционно начинаются (и заканчиваются) в поселках, расположенных на Чуйском тракте (М52). Эта дорога соединяет Россию и Монголию. Тракт проходит через города Бийск и Барнаул.

Добраться до Бийска и Барнаула можно поездом. С Казанского вокзала Москвы в 19.39 по четным дням оправляется поезд 096, по нечетным фирменный поезд 036. Поезд 096 прибывает в Барнаул в 10 утра по местному времени, время в пути 2 дня 10 часов. Фирменный поезд 036 прибывает на 3 часа раньше. К поезду 096 имеются прицепные вагоны, следующие до Бийска, однако пользоваться ими мы не рекомендуем. Поезд пребывает в Бийск в 15 часов местного времени, таким образом, теряется половина дня. Добраться быстрее получится, если выйти в Барнауле и доехать до Бийска рейсовым автобусом. Время в пути 3 часа, стоимость билета с багажом летом 2009 года составила 240 рублей. Автовокзал г. Барнаула находится на той же площади, что и железнодорожный вокзал.

Рядом с Барнаулом также расположен аэропорт. Из Москвы ежедневно летают рейсы авиакомпаний "Аэрофлот", "S7", "Ютэйр".

Стоимость билета в плацкартный вагон поезда 096 Москва - Барнаул в июле 2009 года составила 3000 руб. Стоимость билета в плацкартный вагон поезда 035 Барнаул - Москва составила 4500 руб. Цена авиабилетов в оба конца на рейс компании "Ютэйр" в начале апреля составила 8500 руб. Таким образом, очевидно, что если планировать поход заранее, разница в цене между поездом и самолетом оказывается минимальна (точнее проедается она за 2,5 суток пути), а выгода в скорости и комфорте налицо.

По разного рода причинам двое участников прибывали в Бийск днём 17.07 и ночевали у родственников, остальная группа вылетала из Москвы вечером 17.07 и прибывала в Барнаул
в 4.30 утра 18.07. Встреча была назначена на 10 часов у вокзала в Бийске, однако реально летевшие самолётом добрались туда на час раньше.

Стоимость такси из аэропорта в Бийск - 430руб. с человека.

Автомобильное сообщение является единственным возможным вариантом подъезда к началу маршрута. Мы воспользовались услугами фирмы АлтайТранспорт, контактное лицо - Кузнецов Дмитрий, телефон 8-913-245-13-33. К месту начала маршрута за поселком Кош-Агач нас обещали довести за 7 часов, мы рассчитывали на 9, а в итоге вышло 12 часов пути. При этом водитель не довёз нас на 6 км до места назначения, сославшись на ночь, незнание дороги, нервозное состояние его жены, ехавшей рядом, и прочие обстоятельства.

По окончанию маршрута было оговорено, что водитель заберет нас от столбика 801 км
в 19 часов 1 августа. Мы вышли к тракту за 2 часа до указанного времени и созвонились с водителем, он сообщил, что приедет к нам в полночь. Планы разорения барнаульских магазинов и покорения города начинали рушиться. Через некоторое время состоялся еще один телефонный звонок, в ходе которого выяснилось, что в полночь водитель проедет мимо нас, завозя другую группу в Бельтир, а к нам приедет в 5 утра. Предполагалось, что водителю требуется отдохнуть, а значит, зная его темперамент, в Бийск мы приедем к вечеру. Тут уже стал вопрос успевания на поезд… Связались с руководством компании, обещали помочь. На наше счастье рядом в поселке Чибит оказалась другая машина, которая вскоре приехала за нами. Водитель попросил отдохнуть после суток дороги, и мы договорились, что выедем завтра в 6 утра и за 9 часов доедем до Бийска. Так и получилось, в Бийск мы попали ровно через 9 часов пути.

Дальше большей части группы необходимо было попасть в Барнаул. Водитель, везший нас от места окончания маршрута, попросил за путь от Бийска до Барнаула 3000 за машину. Мы подумали и отказались. До Барнаула доехали на рейсовом автобусе за 3 часа и 240 рублей с человека.

Стоимость проезда Бийск - Курай, 801 км Чуйского тракта - Бийск 17600 руб. с машины "Газель".

Итого транспортные расходы на одного человека составили:

Москва - Бийск/Барнаул - Москва (поезд) - 7500 руб.

Москва - Барнаул - Москва (самолёт) - 8500-11200 руб (в зависимости от времени приобретения).

Такси аэропорт - Бийск - 2600 руб

Автобус Бийск - Барнаул - 240 руб

Такси Барнаул - аэропорт - 300 руб

3.4 Картографический материал

Карты масштаба 1:50000

М45-067-4

М45-068-1

М45-068-3

М45-068-4

М45-079-2

М45-080-1

М45-080-2

Карта-схема (хребтовка) Северо-Чуйского и Южно-Чуйского хребтов.

3.5 Высотный график

См. в конце фотоальбома

3.6 Оценка категории сложности похода

Протяженность маршрута 170 км, что более нормы ЕВСКМ для 3 к.с. - 140 км.

Продолжительность активной части похода 14 дней, что более нормы ЕВСКМ для 3 к.с. - 10 дней.

Наличие локальных препятствий (ЛП) на маршруте - 8 перевалов из них н/к - 1, 1Б - 5, 2А - 2, что соответствует нормам ЕВСКМ для 3 к.с. - 1х1Б, 2х2А.

Таким образом, данный поход соответствует требованиям ЕВСКМ для горных походов 3 к.с.

3.7 Итоги, выводы, рекомендации

Пройден интересный и красивый маршрут. Особое впечатление оставили крупные озера Алтая - Камрю, Верхнее и Нижнее Шавлинские, Машей. К сожалению, аномально дождливая погода и обилие снега не позволили нам посетить перевалы основного Южно-Чуйского хребта (Сибстрин 2А, НИСИ 1Б, Мрачный 2А). Также из-за большого количества снега не удалось в полной мере отработать технические приемы передвижения по льду.

3.8 Список использованной литературы

http://www.skitalets.ru/mountain/2008/altay_chegaeva06/

http://www.skitalets.ru/mountain/2008/altay_scherbina06/

http://mountain.ru/world_mounts/altai/2000/evstafiev98/kontingent.shtml

http://mountain.ru/useful/dictionaries/2006/klass/altay.shtml

http://mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=3692

http://tourism.intat.ru/reports/49/

http://www.tourism.ru/docs/report/mountain/8/45/642/#_Toc231662898

http://www.skitalets.ru/foot/2007/altay_soldatov/

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru