Автор:
Cергей К., Москва
Записки инструктора. Часть 15
12 марта, 2009
оз. Аккемское – р. Аккем (15-й день)
«…Подожжён на осинах лист.
Мы сегодня спускаемся вниз.
Вдоль Аккема косая линеечка сосен…»
(Из туристской песни)
Сегодня нам предстоит один из самых длинных ходовых дней. До вечера мы должны вниз по Аккему дойти практически до границы леса. Учитывая то, что несколько человек по состоянию здоровья или из-за слабой физической формы, идут достаточно медленно, предполагаю выйти на ночную стоянку к 6 часам вечера (в дальнейшем расчёты оправдались полностью – ровно в 18.00 «головной дозор» был на месте).
Утром после завтрака начинаем собирать палатки. И тут на аккемские стоянки налетает почти ураганный ветер. В миг в воздух поднимаются какие-то пакеты, чьи-то шляпы и кепки, за которыми начинают активно носиться их хозяева. Для палаток такой ветер тоже приличное испытание. Открываю второй выход у своей «двухскатки» и ветер спокойно проносится через неё, совершенно её (а заодно и меня) не напрягая.
В это время туристы начинают собирать свои «купола». Дуги их палаток начинают подозрительно гнуться (у одних дуга всё-таки сломалась). Чтобы быстрее уменьшить ветровую нагрузку на свои домики, народ пытается быстрее их снять. При этом желающие могут наблюдать забавную картину – как только отцепляют оттяжки, палатки (растянутые на дугах, как дельтапланы) тут же взмывают вверх. В результате, проходящие мимо видят, как на нашей стоянке на сильном ветру стоит несколько человек, удерживая за дуги рвущиеся в небо цветные купола. Жаль, что эту эффектную картину никто не успел сфотографировать – не до того было.
Наконец лагерь собран. Бросив прощальный взгляд на Белуху, выходим.
До первого большого привала тропа не блещет разнообразием – обычная горная тайга: камни, корни, завалы из деревьев и прочие подобные радости. Но набора и сброса высоты нет, поэтому идти не сложно. Тем более, что погода отличная, а рюкзаки стали намного легче.
За несколько часов доходим до стоянки напротив Текелю. Пока подтягиваются отставшие туристы, есть возможность полюбоваться (хотя и издали) одним из самых высоких водопадов Горного Алтая. Когда-то в одном походе (в 2000 г.) в Аккеме воды было очень мало и нам удалось с этой стоянки переправиться на противоположный берег и подойти вплотную к Текелю - полюбоваться его мощью и красотой. Сейчас, к сожалению такой возможности нет, и нам остается посмотреть на него только издалека.
После Текелю тропа становится более разнообразной – появляются частые курумники, прижимы и бесконечные небольшие подъёмы и спуски.
Ещё через пару часов падаем на обед. Замечательная погода и сытный перекус вводят народ в состояние расслабухи.
Немного повалявшись и усвоив съеденные калории, снова залезаем под рюкзаки.
И вновь: камни, корни и много-много противных тягунов. Учитывая количество этих затяжных подъёмов, народ начинает активно интересоваться: «А действительно ли мы идём ВНИЗ по Аккему»?
Тем не менее, большая часть нашего дружного коллектива передвигается в очень хорошем темпе.
Как я уже сказал, ровно в 18.00 головная часть группы вываливается на стоянку. Скидываю рюкзак и не могу не сфотографировать тех, кто со мной первыми сюда вышел. То, что вы видите – не позирование, а их натуральное состояние. Смотрелось очень колоритно! Проходящие мимо туристы из других групп, увиденным зрелищем остались довольны. :)
Если пройти ещё немного, то можно выйти на известную всем стоянку «Три берёзы», но я там обычно не ночую (причину опишу в следующей части отчёта). Кроме этого, место, где мы встали – последняя нормальная горно-таёжная стоянка: стоим на склоне рядом с горной речкой, впадающей в Аккем. Вокруг тайга. А все следующие стоянки до самой Кучерлы будут совершенно другими – ровные открытые травяные поля, вокруг берёзки, и с дровами всё «кисло». Вот поэтому мы дальше и не идём.
Постепенно начинает подтягиваться и остальная группа. В этот раз замыкающими шли Дана и Антон (с овчаркой Дикси) – одни из самых сильных ребят. Ставя их «замыкателями» был в полном спокойствии за «хвост» своей группы. И тут, на тебе – с ними самими происходит небольшое «ЧП».
Незадолго до стоянки Дана наступает на осиное гнездо! Разъярённые осы тут же приступают к наказанию своих обидчиков. Её жалят несколько штук и она начинает от них убегать. В результате падает и сильно повреждает ногу. Антону (тоже немного покусанному) приходится забрать себе её рюкзак. Так они и добрели до лагеря: он – с двумя рюкзаками, она – еле ковыляя с больной ногой.
В это время лагерь уже практически полностью установлен и мужички, под чутким руководством нашего главного лесоруба - Игоря (астронома) активно занимаются заготовкой дров. В результате мы имеем кучу дров, а Игоря «имеют» клещи. Точнее пара клещей пытается это сделать, но, найденные им на своём теле, тут же прекращают своё мерзкое существование. И хотя всё обходится благополучно, «звоночек» всё же прозвенел и народ начинает тщательно проверять свою одежду и потаённые места в складках тела.
На этой стоянке происходит ещё одно знаковое событие – ломается рукоять нашего основного, и практически единственного нормального топора. Инструмент сей служит мне верой и правдой почти во всех моих походах, и вот – приехали! А ведь мне через пару дней вторую группу с ним вести. Благо, ещё по пути из Барнаула в Тюнгур, я на всякий случай купил в одном хозяйственном магазине запасное топорище. Как чувствовал! В общем, приступаем к его ремонту, и наш спаситель, кормилец и «обогревалец» обретает вторую жизнь.
Вечером «последний костёр». Все понимают, что это «ВСЁ»! Спать идти не хочется. Сидим, вспоминаем все наши приключения. В этот раз почему-то особенно не хохмиться – просто сидим, греемся у огня и разговариваем, наслаждаясь напоследок общением друг с другом.
Фотографы, теперь уже не экономя свои аккумуляторы, щедро демонстрируют всем желающим отснятый материал.
На этой стоянке кедровых дров уже нет и приходится топить пихтой и лиственницей. Это сразу заметно по меньшему жару и большому количеству искр. Зато и «костровые» фотографии в этот раз получаются очень необычными.
Насидевшись у костра и вдоволь наговорившись, самые стойкие в третьем часу ночи отправляются спать.
Завтра последний ходовой день...
|