Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Владимир Марков >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Владимир Марков. Город Петропавловск-Камчатский.
Фотографии Дакуса Юрия, Брауна Артема.

Мое сердце на этом Идоле, и когда это все кончится? 2010 год. Часть 2

Прошел год. Наступил 2010 год.
Вы думаете, - я успокоился? Напрасно вы так думаете.
Мой напарник (Родионыч) стал папой, и мы с ним в горах это год пропустили. Я решил отделаться разведкой под Восточную стену вулкана Камень.


По прилету в Петропавловск-Камчатский мы сразу окунаемся в марево снега и гор.
Снимок Юрия Богатырева

Зима для перелетов с Владивостока до Петропавловска-Камчатского самое удачное для нас время. Летом по билетам на самолет цены зашкаливают. Не понимаешь куда летишь. Платишь за билет по полной стоимости. А зимой то акция, то что-то заклинивает у Аэрофлота и можно улететь на Камчатку, не поверите, за 5000 руб. в один конец.
Вот именно на этот конец у меня денег и хватило.
Отступать было некуда – Камчатка край земельки нашей российской.
И я решил лететь в один конец. Ехать на долгое время, а может и навсегда.
Но хвосты во Владивостоке, эти хвосты… Оставлять их было нельзя.


Место где раки зимуют начинается прямо с города Петропавловска-Камчатского.
Снимок Юрия Богатырева

Поэтому я решил сделать подарок одному молодому «любителю отдыха в горах». Показать ему «где раки зимуют». Этим любопытным оказался Юра Дакус. Я определяю людей по их деловым качествам и серьезному отношению к делу. Даю год на подготовку личного снаряжения, чтобы не рвать жилы участнику следующей зимней эпопеи. То есть за год купить и подогнать на тренировках личное снаряжение.


Вулкан Ушковская сопка в собственном соку
(Плоская Дальняя)

Вулкан Крестовская сопка в собственном соку
(Плоская Ближняя)

Что вы думаете? У Юры это сработало? Конечно, нет! Стал он все закупать за неделю до выезда на Камчатку, а некоторое вообще за три дня до Камчатки. Да еще прошвырнулись по магазинам в Петропавловске – Камчатском. Я стерпел. А что, был выбор? Хвосты нужно доделывать. Выбора нет! Моя задача подойти с ним к Восточной стене вулкана Камень и только ее посмотреть. Но Юра так старался, что мы еще перед вулканом Камень сходили на вулкан Ушковский. Это второй выход у меня на эту вершину и сходили успешно, что меня приятно удивило. Единственный прокол был у Юры, он не взял на восхождение фотоаппарат. Когда я у него спросил: «Почему ты это сделал?». Ответ был сногсшибательный: «Я думал, будет все сложно и фотографировать будет некогда». Ну, прямо новоиспеченный солдат Швейк. Ладно, хоть сходили весело. А отчет напишем потом, какие наши годы.

Я пообещал Юре на обратном пути сходить на вулкан Крестовский. Ведь я сам еще на нем не был. Но об этом позже. Мы рванули в самое пекло извержения вулкана Ключевская сопка. На перемычку между вулканами Ключевская сопка и вулканом Камень. Там, по прогнозам, альпинисты Петропавловска – Камчатского возвели домик. Теплый домик с большой печкой. Поэтому я без боязни потащил Юру к домику. Дошли без приключений. Точно! Домик стоял там, где и должен быть. Но! Вот это, но! Камчатка всегда меня радовала своей неожиданностью. Открываем дверь. Не поверите. Снег по крышу прямо от дверей. Лопату в зубы и часа 4 копали, вернее, выбрасывали снег с домика.


Домик камчатских альпинистов на перемычке Ключевской

Крыша дырявая и печку не топили. А зря

В настоящий момент по этому желобу течет лава.
Но до подножья вулкана не доходит

Очистили дом от снега и … С крыши домика сорвало весь брезент. Можно было спокойно лежать на нарах в нутрии домика и просматривать весь ледовый маршрут 4А на вулкан Камень. Эта песня. Все, что нас грело и утешало, это извержение самого вулкана Ключевская сопка. Все ревело, горело, бурлило!!! А ночью можно было до утра обозревать бесплатно салют в честь Победы. Причем этот салют не кончался уже более трех месяцев. Вулкан гулял. Масштабы «гуляния» можно узнать у самого главного вулканолога в этих местах Юрия Владимировича Демянчука. Внутри домика температура в минуса аж зашкаливала. Зима на перемычке дает по зубам так, что «зуб на зуб не попадает». Не помогает теплая одежда.


Стоит появиться солнышку и жизнь закипает

Перед радиальным выходом нужно еще раз осмотреть снаряжение

Это у меня очки запотевают от ужаса, когда я на Камень смотрю зимой

Но только стоит утихнуть ветру, а солнышку подняться над домиком, сразу становиться легче. Ты определяешь свое состояние по двум терминам: «жив» или «мертв». Третьего не дано. Так случилось и с нами. На следующий день, когда выглянуло солнце, мы быстро оттаяли. Команда: «приготовиться к выходу» прозвучало неожиданно для Юры, так как у меня оттаял язык. Я заговорил. Все альпинисты идут наверх. А мы с Юрой пошли по леднику Шмидта вниз. Наш маршрут проходил в сторону приюта вулканологов Апахонтичи. Но до него нам не надо было. Только приспуститься и обойти явно выраженный Восточный гребень вулкана Камень справа. Что мы и сделали. При этом потеряли изрядно высоту. Юра честно отработал свою часть программы, как фотограф.


Ключевская ПАШЕТ без перекуров

С перемычки открывается вид на вулкан Безымянный

Постепенно мы подходим к Восточной стене вулкана Камень

Погода баловала нас под стеной Камня. Она, то открывала нам всю панораму, то закрывала вновь. Так продолжалось целый день. Все что хотели мы сделали. Задача моя была следующая. За месяц сделать два подхода к стене вулкана Камень. Снять панораму этого вулкана с Востока (всей стены). То есть понять, как и когда сходит снег со стены. Как выглядит вулкан в каждом временном состоянии и когда лучше работать на его стене. В январе, в апреле, в марте? Нам это удалось. Но впереди еще один подход, но уже с другим человеком.


Уже издалека масштабы стены поражают своей неприступностью

Центральная часть во всей своей красе

Левая часть стены не уступает нисколько по масштабам центральной

Затем поднялись на перемычку. День еще туда-сюда, даже спальники сушили. Успели посушить. Так как к вечеру подул свежий ветер, а на перемычке слово «подул» обозначает прячь все в домик. Юра стал готовить штативы, фотоаппарат для ночных съемок. Мы уже обозревали всю красоту ночного зрелища извержения прошлой ночью. Для Юры начиналась самая главная его работа, как фотографа. Он самоотверженно взялся за ночные съемки Ключевской сопки. Естественно, по неопытности, у него постоянно прихватили пальцы на руках.


Сначала взрыв, потом пламя

Верх летит сотни тон магмы

Но мне кажется, он забегал в приют не для того, чтобы отогреть их, а просто отогреть фотоаппарат. А я не понимал, какая разница температур в приюте и на улице. Печка не топилась. Морозяка в этом районе днем зашкаливает, а ночью? Давайте об этом не вспоминать. Ночь прошла, как обычно. Зимние спальники дали нам возможность отдыхать. Я не оговорился. Мы спали. Иногда просыпались, чтобы повернуться и понадежнее укрыться. На следующий день Ключевская по-прежнему выдавала такие фокусы, что думать о восхождении не приходилось. Впереди еще восхождение на вулкан Крестовская сопка (Плоская Ближняя).


Все это потом катится по склону а основная час магмы течет в низ

Отходим от седла Ключевской и делаем классную панораму вулкана Камень

До боли знакомы Черные скалы и наша пещера под ними

Сидеть на перемычке не стали и рванули вниз на плато Антарктида. У черных скал наша пещера. Наш дом и крепость. Хоть потоп, а температура в ней такая, что можно жить и работать. Писать, думать и переживать пройденный день не с отмороженными мозгами. Итак - сначала вулкан Крестовская сопка, а потом домой. На этот раз плато Антарктика порадовала нас людьми. И кто же, вы думаете, посетил эти места? Конечно, Хисматуллин Борис и Иванов Егор, сладкая парочка «Твикс». Я все время их чувствовал на страницах сайта mountain.ru Никогда не встречались. На тебе – «явились, не запылились».


Без преувеличения - уютный дом. Здесь можно закрыть вход и расслабиться

Сладкая парочка «Твикс» Иванов Егор и Хисматуллин Борис

Сразу двое, да еще и на «Буране» с Евстратенко Андреем заехали на плато Антарктида. Это прорыв. Я стал свидетелем первого выезда в этот район нашего снегохода «Буран». «Ямахи» уже давно поднимаются сюда. Тропку натоптал Демянчук Юрий Владимирович. А вот, чтобы «Буран» залез… Это для меня в диковинку. Да ладно. Все в мире течет и изменяется. Завтра на Крестовский. Утро хорошее. Ветра нет. Солнце. Наши друзья еще спят. А мы уже начали подниматься на ледник. Все шло хорошо. В этом месте зимой мы никогда не связывались. Трещины надежно закрыты, а те, что открыты, видны невооруженным глазом. Вот этого глаза у Юры не было. А жаль. Юра неожиданно исчез из поля моего зрения. Никого нет вокруг. Гольное фирновое поле. Я напрягся. Фиг, есть. Метров за двадцать от меня зловеще вырисовывалась дырка, размером в дорожный люк. Я быстро подошел к отверстию в леднике. Внутри темно и тихо.
«Юра!», - крикнул я вниз. Тишина. У меня в горле перехватило. Это точно.
«Юра!», -повторил я опять.
Вдруг на 7-ми метровой глубине сначала, что-то блеснуло (это были очки Юры). А потом раздалось тихое: «Я здесь».
«Ты живой?»
«Живой!», -словно мяуканье маленького котенка донеслось снизу.
«Все нормально?»
«Не знаю, наверное я тут и останусь?», -уже более отчетливо произнес Юра снизу.
«Я тебе останусь! Вылезай – сволочь!»
Без веревки не обошлось. Юра приземлился на полку на свое излюбленное седалищное место. Причем, очень отбил его. Наверху я напоил его чаем. Парень был еще в глубоком нокдауне. «Все!», -подумал я, восхождение закончилось. Пора домой. Подальше от греха. Проходя мимо двойки камчадалов, я их немного насторожил своими впечатлениями о нашем восхождении. Они ребята крутые и у них лыжи ски-тур. Все пучком. К вечеру я еще раз подошел к их лагерю и посмотрел на склоны Крестовского. На Крестовском маячила одна точка. А где вторая? Ждать их возвращения, честно, у нас не было времени. Мы с Юрой рванули в домик Державина. Только в Петропавловске-Камчатском я узнал от ребят, что Хисматуллин Борис вместе с лыжами, рюкзаком и всем внутренним придатком организма улетел в 7ми метровую трещину. Приземлился на снежной пробке. Затем орал вверх Иванову, чтоб тот не бросил его в беде и не ушел в лагерь. Не знаю, сколько Иванов Егор размышлял: «Спасать, не спасать?» Я его, то есть, одну точку на леднике видел минут 15-20, это точно. Так что и лыжи на Крестовском не берегут от падения в трещины. Вот одно не понимаю? Будем мы ходить на Камчатке связавшись страховочной веревкой? Очень тяжелый вопрос. И ответа на него нет. Затем была пурга и школа выживания для Юры Дакуса. И все закончилось, относительно, хорошо. Можно успокоиться и сказать себе на этот год хватит. Но нет. Это не для меня. Ведь я точно знаю, в Петропавловск-Камчатский летит первый мой коммерческий напарник по району Ключевская группа вулканов. А это значить тоже кольцо, но только уже с человеком, кто почувствовал запах гор на Эльбрусе.

Итак. С Подмосковья прилетает Артем Браун. Чистый немец. Характер нордический, беспощаден к врагам Рейха. А я его гид, представитель земли обетованной. Во «запопал». Программа одна и та же. Все заново и все тоже. Мороз, собачий холод. Восхождение на зимние вулканы и, конечно, Восточная стена вулкана Камень в конце апреля месяце. Артем, парень бравый, спортсмен, боец. Живой, темпераментный бизнесмен. Который всюду сует свой нос, чтобы им понюхать и даже притронуться на ощупь. Что он и делал. Вторая часть экспедиции у меня прошла, более удачно и интересней. Думал ли я тогда, что просмотр фотографий по двум экспедициям даст окончательное заключение по Восточной стене вулкана Камень. И не только у меня, но и у Федора Фарберова. Конечно, нет! Что для меня стена зеленого цвета? Ничего – экзотика. А вот для Федора Фарберова это вулканическая порода и на самой стене. А это значить – плывет, течет, сыпется со страшной силой и разрушается. Но это позже, а сейчас? Мы рванули с Артемом к Ключевской группе вулканов. Причем не пешком, а под Красные скалы за домиком Державина доехали на «Буране» Андрея Евстратенко. Затем пешком в нашу готовую снежную пещеру и к нашей заброске снаряжения под вулкан Крестовская сопка.


Евстратенко Андрей на своем верном Жеребце

Вулканические бомбы долетают уже до подножья вулкана

В нашем домике чай пить нужно хорошо укутавшись в одежду,
что бы он не успевал остывать в горле


На этот раз мы печку натопили и высушили одежду

В пещере долго не задерживались. Браун рвался на Ключевскую сопку, а я не мог понять куда его «черти несут». На перемычке Ключевской сопки жили в том же домике под звездами. Единственное, что было новое, мы его более-менее благоустроили и растопили печку. Нет, разве так бывает? Крыша дырявая, а печка греет – не поверите. Вещи, также, высушили. Все пучком.

На следующий день была попытка восхождения на вулкан Ключевская сопка. Честно, как я и думал, мы даже до отметки 4500 не дошли. Поднялись высоко и достигли зоны падения вулканической породы при извержении. Нам хватило. Получили удовольствие классного морозного утра. Чистый воздух и вид на вулкан Камень. Спустились в домик на отдых. На следующий день нам нужно было повторить финт ушами и обойти вулкан Камень с Востока. Что мы и сделали. За месяц снег полностью сошел со стены. Камень поразил меня своими цветами радуги. Какого он был цвета, честно, я так и не понял. В обед одного цвета, вечером другого. Одно было ясно. Вся вертикальная стена вулкана Камень зеленоватого оттенка. Прямо как у Рериха. Что это такое я пойму только в Петропавловске-Камчатском, при разговоре с Федором Фарберовым. А сейчас я снимал фотки, радовался окружающей панорамой. Я отдыхал.


Вулкан Камень утром со склона Ключевской сопки

Эта стена еще не пройдена и ждет своих покорителей

Проблема есть! Как ее пройти?

Дакус Юра делал панорамы, потому что у него фотоаппарат очень навороченный, а Браун Артем со своей мыльницей был скромнее, но свое дело тоже сделал. Сейчас у меня полная информация по этой стене. Есть понятие, и есть задача. Особенно если я Вам пишу статью, а сам на чемоданах, так как по планам в сентябре опять под нее. Так что ЧК не дремлет. Или мы ее достанем или она нас, третьего не дано.


Панорама всей стены вулкана Камень

Как в в фильме «Хроники Ридика». Там солнце всех сжигало.
Здесь оно заходит - все замерзает


Но при этом красиво и по мужски.
Мы одни, здесь люди не живут

Ледовые стены вулкана Крестовская сопка

Сделав полный репортаж стены, мы рванули опять на перемычку, а потом под вулкан Крестовский. Браун парень бравый и поэтому с ним я решил взойти на вулкан Крестовская сопка. Что мы и сделали. И не только взошли, но и написали хороший отчет по этому вулкану.

Возвращались в поселок Ключи с победой. Хорошая гостиница в поселки Ключи, по имени «Светлана» подарила нам горячую воду, теплую постель и прикольные прогулки с лайками, по этому интересному и мало тронутому человеческой цивилизацией, поселку.

Вот на этой нотке я и завершаю свой рассказ. Впереди зима и экспедиция на Камень. А куда деться? Там мое сердце. Нужно идти и проведать мой орган. Как лежит? Не замерзло ли? В следующей статье постараюсь выложить приблизительно всю историю покорения этого исполина, вулкана «Камень». Самую высокую и сложную в техническом плане гору в России. И я не оговорился. Камчатка – Россия во веки веков! И это Закон. Потому, что он написан камчадалами. Удачи всем в бою, ой оговорился – в горах. И возвращайтесь домой в теплую постельку к своим Лайкам, ой оговорился, я же не в поселке Ключи. Возвращайтесь к своим женщинам. Они Вас ждут со скалкой в руках и готовы вам напомнить, где в Вашем доме раки зимуют.

Читайте и другие работы Владимира Маркова:

Мое сердце на этом Идоле, и когда это все кончится? 2009 год. Часть 1

Суровая Камчатка в начале апреля 2010 года. Первое кольцо в районе Ключевской группы вулканов

Фото рассказ. «Суровая Камчатка в апреле 2010 года. Часть 2 Второе кольцо в районе Ключевской группы вулканов»

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru