Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: М.Расторгуев, г.Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по Ц.Кавказу в июле 2006 г. Часть 1.

ФСТ-ОТМ

МГТУ им. Н.Э. Баумана

ОТЧЕТ

о горном спортивном походе

ТРЕТЬЕЙ к.с. совершенном группой

туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана

в июле 2006 года

Руководитель: Расторгуев Михаил Викторович

Адрес: Москва, Сущевский вал д.13/1 кв.44

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

01. Проводящая организация (наименование, адрес, телефон).

Кафедра физического воспитания Физкультурно-оздоровительного факультета МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Москва, Госпитальная набережная, д.4/2, Спортивный комплекс МГТУ 263-22-29.

02.

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км.

Продолжительность, дней

Сроки проведения

общая

Ходовых дней

Горный

Третья

12

10

11.07.06 – 22.07.06

1 дневка-отсидка + 2 п/д

03. Район, подрайон, массив похода.

Центральный Кавказ, Приэльбрусье

04. Подробная нитка маршрута (пройденная)

Пос.Терскол – р.Терскол-су – пер.Скальник 2А – ледн.Ирик – пер.Ирик-Ирикчат (Медвежонок) рад. по 1Б – пер.Фрези Грант 1Б – пер.Ассоль (рад. по 1А) – пер.Тренировочный 2А – ледн.Ирикчат – пер.Ирикчат – плато Джикаугенкез – пер.Джикаугенкез 1А – р.Субаши – р.Кыртык – р.Мукал – ледн.Мукал (1Б) – пер.Мукал-Мкяра (рад.по1Б) – пер.Ложн.Мукал-Мкяра (рад.по 1А) – пер.Ритенок+пер.Бауманец (рад.по 1А) – пер.Российских офицеров 1Б – р.Ирикчат – р.Адыл-су – УСБ «Джан-Туган» – р.Адыл-су – ледн.Джан-Куат – пер.Гумачи 2А – ледн.Гумачи – р.Адыр-су – ледн.Адыр-су – пер.Грановского 2А – ледн.Вост.Башиль – ледн.Сев.Башиль – пер.Голубева 2А – ледн.Юном – руч.Шогенцукова – пер.Шогенцукова+пер.Куллумкол = 1Б – ледн.Суллукол – р.Адыр-су – пос.Верх.Баксан.

05. Определяющие препятствия маршрута (перевалы, траверсы, вершины, каньоны, переправы,

пороги, растительный покров, болота, осыпи, пески, снег, лед, водные участки и т.д.)

Вид препятствия

Категория трудности

Длина препятствия (для протя-женных)

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)

Путь прохождения (для локальных препятствий)

перевал

Скальник – скальный 3413

Скальный кулуар ок.450 – 130 м.

Спуск: длинный снежный склон

перевал

Тренировочный – снежный 3485

Спуск:230 м перил ок.350 снежно-фирнового склона

перевал

Гумачи – скально-снежный 3540

Несложные скалы ок. 450 ≈ 50 м.

Разорванный заснеженный ледник на спуск

перевал

Грановского – снежный3950

Протяженный снежный взлет и снежный гребень на подъем протяженный снежный склон, оставляя скальный контрфорс слева (на спуск)

перевал

Голубева – снежно-фирновый3765

120 м. снежно фирнового склона 500-300 на спуск

06.

Фамилия, Имя, Отчество

Адрес, телефон.

Туристский опыт (max)

Расторгуев Михаил Викторович

Москва, Сущевский вал д.13/1 кв.44 8-499-764.25.62(д.)

2 х 5 ГР – Кавказ

5 ЛР – Кейвы

Карташов Олег Сергеевич

Москва, Измайловский пр-т, д73б Общ МГТУ № 8

2ГУ – Кавказ

х

Карныгин Илья Владимирович

Москва, Профсоюзная ул. д.98 кор.1 кв.29

2 ГУ – Кавказ

х

Букатин Евгений Владимирович

Москва ул.Красного Маяка д.20 кор.1 кв.97

2ГУ – Кавказ

х

07. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Москва, Большая Коммунистическая ул., д.17 биб-ка МГЦТК

Москва, Госпитальная наб., д.4/2 Спорткомплекс МГТУ им. Н.Э. Баумана. Клуб туристов

08. Поход рассмотрен МКК

ФОЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана

По путевкам студенческого профкома МГТУ 5 групп туристов МГТУ 05 июля 2006 года приехали в УСБ «Джан-Туган» для прохождения предпоходной и акклиматизационной подготовки и совершения горных спортивных походов. После прохождения предпоходной подготовки и акклиматизации, 4 группы планировали совершение спортивных горных походов 2 к.с. и одна (наша группа) – горный спортивный поход 3 к.с. в рамках Чемпионата Москвы.

Требования налагаемые «Джан-Туганом»: 24 июля – отъезд => 22 июля возвращение из походов, 23 июля сдача снаряжения и оборудования, а так же оформление финансовой документации (командировок, авансовых отчетов и т.п.) Возвращение 23 июля – аврал.

Общее состояние района – очень много снега. Как следствие – очень полноводные реки, что сильно затрудняет переправы вброд и по камням. Крутые осыпные склоны, классифицировавшиеся прежде как «неприятная 1Б», стали полноценными 2А, требующими перильной страховки. С другой стороны, прохождение многих ледовых перевалов заметно упростилось.

Во время акклиматизационно-тренировочных занятий мы разбили двое наручных часов и в дальнейшем испытывали проблемы с определением времени (часы, купленные в пос.Эльбрус остановились на второй день после покупки, еще до выхода на маршрут в пос.Терскол купить часы вообще не удалось аккумуляторы мобильных телефонов разрядились на второй день похода, постоянно включать-выключать (или не выключать) цифровой фотоаппарат – “посадить” его аккумуляторы и остаться без фотоаппарата)

Контрольное время, при постановке на учет у спасателей в ПСО «Шхельда» МЧС объявлено (таки) 23 июля 2006 года. При постановке на учет в ПСО, спасатели (И.Череску), настоятельно рекомендовали отказаться от прохождения перевала МЧС: очень камнеопасно, особенно во время дождя возможность спуска непосредственно по гребню неизвестна со дна этого ущелья уже эвакуировали тело погибшего охотника, вертолетом (на руках не получалось).

По возвращению в Москву выяснилось, что у фотоаппарата «Зенит-412» 2003 года выпуска оказалась нарушена юстировка. Резкими получились только фотографии, сфокусированные на «∞» при значениях диафрагмы 16 и 22. Остальные фотографии получились нерезкими и многие из них были заменены на фото предыдущих лет.

Упоминания «право-лево» - орографические. «По-ходу» ВСЕГДА оговаривается ОТДЕЛЬНО.

ОТЧЕТ

01. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна и т.п.

Прохождение максимально напряженного спортивного горного похода 3 к.с. (заявлено 8 перевалов 2А). Сбор информации прибором GPS для последующей корректировки карто-схем (касается, в первую очередь, перевалов, первопрохождение которых совершено туристскими группами МГТУ в рамках спортивно-географической экспедиции т/к МГТУ в предыдущие годы)

02. Варианты подъезда и отъезда.

Заезд.

Самолетом или поездом до г. Минеральные воды далее рейсовыми автобусами или нанятым автотранспортом до пос.Терскол

Самолетом или поездом до г. Нальчик далее рейсовыми автобусами или нанятым автотранспортом до пос.Терскол возможен проезд на маршрутном такси до гор. Тырныауз и далее рейсовым автотранспортом или нанятым автотранспортом до пос.Терскол.

Отъезд.

Обратный заезду. Проезд до г.Тырнауз и далее в г.Нальчик маршрутным такси ГАРАНТИРОВАНО дешевле нанятого автотранспорта из Баксанской долины до г.Нальчик маршрутное такси уходит от бывшего автовокзала по заполнению машины. Дешевле только прямой рейсовый автотранспорт от пос.Терскол до гор. Нальчик (ходит он неустойчиво и с нарушением расписания, заполнен местными жителями (они едут до Тырныауза) – посадка вне пос.Терскол м.б проблематична).


3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Основной маршрут

Запасные варианты

Аварийный выход с маршрута

пос. Терскол – р.Терсколсу – цирк перевалов Скальник и Терсколак

=

Спуск вниз в пос.Терскол

пер.Скальник2А – ледн.Ирик – пер.Медвежонок (Ирик-Ирикчат) 2А – ледн.Ирикчат – пер.Ирик-Субаши

пер. Терсколак 1Б вместо пер.Скальник

пер.Фрези Грант+пер.Тренировоч-ный 1Б вместо пер.Медвежонок

пер.Ирикчат+пер.Джикаугенкез 1Б вместо пер.Ирик-Субаши

Спуск в пос.Эльбрус после пер.Скальник

пер.Ирик-Субаши 2А – р.Субаши – р.Мукал – ледн.Мукал

пер.Ирикчат+пер.Джикаугенкез 1Б вместо пер.Ирик-Субаши

Спуск в пос.Верхний Баксан

пер.Вл.Шорина 2А – р.Кубасанты – пер.К2 1Б – цирк пер.Кубасанты

пер.Ритенок 1Б – вместо пер.Вл.Шорина

Возвращение на ледн.Мукал через пер.Ритенок из долины р.Кубасанты и спуск в Верх. Баксан

пер.Российских офицеров 1Б – р.Ирикчат – р.Адыл-су – ледн.Джан-Куат вместо перевалов Вл.Шорина, К2 и МЧС

пер.МЧС 1Б п/п – р.Баксан – р.Адыл-су – ледн.Джан-Куат

Спуск в пос.Эльбрус с перевалов долины р.Ирикчат

пер.Гумачи 2А – ледн.Гумачи – р.Адыр-су – ледн.Адыр-су

пер.Койавганауш 1А вместо пер Гумачи

Спуск в УСБ «Джан-Туган» или а/л «Уллу-Тау» соответственно

пер.Грановского 2А – ледн.Вост. Башиль – ледн.Сев.Башиль

=

Спуск на т/б «Башиль»

пер.Голубева 2А – ледн.Юном – р.Юном – руч.Шогенцукова – пер.Шогенцукова н/к

=

Спуск в а/л «Уллу-Тау»

ледн.Суллукол – пер.Спартакиады 2А – ледн.Сев.Тютю

пер.Куллумкол 1Б – р.Адыр-су – пос.Верх.Баксан

Спуск в а/л «Уллу-Тау» или пос.ВерхБаксан соответственно

р.Тютюсу – гор.Тырныауз

4. Изменения маршрута и их причины.

Заявленный маршрут

Пройденный маршрут

Причины изменения маршрута

пос. Терскол – р.Терсколсу – цирк перевалов Скальник и Терсколак

пос. Терскол – р.Терсколсу – цирк перевалов Скальник и Терсколак

=

пер.Скальник2А – ледн.Ирик – пер.Медвежонок (Ирик-Ирикчат) 2А – ледн.Ирикчат – пер.Ирик-Субаши

пер.Скальник 2А – ледн.Ирик – пер.Медвежонок (Ирик-Ирикчат) рад.по 1Б – пер.Фрези Грант + пер.Тренировочный=2А

Реальная сложность пер.Медвежонок (в условиях этого сезона) оценена в 2Б кат.тр. Уход на запасной вариант. Сложность перевала Тренировочный оказалась 2А кат.тр.

пер.Ирик-Субаши 2А – р.Субаши – р.Мукал – ледн.Мукал

ледн.Ирикчат – пер.Ирикчат 1Б – плато Джикаугенкез – пер.Джикаугенкез 1А – р.Субаши – р.Мукал – ледн.Мукал

Потеря массы времени на прохождение пер.Тренировочный, опасения очень сильно выбиться из графика. Уход на запасной вариант.

пер.Вл.Шорина 2А – р.Кубасанты – пер.К2 1Б – цирк пер.Кубасанты

пер.Мукал-Мкяра (рад. по 1Б) – пер.Ложн.Мукал-Мкяра (рад. по 1А) – пер.Ритенок+пер.Бауманец (рад. по 1А) – пер.Российских офицеров 1Б – р. Ирикчат – р.Адыл-су – ледн.Джан-Куат

Устойчивая непогода (ОТСУТСТВИЕ ВИДИМОСТИ) в первой половине дня. Потеря времени ДЛЯ сквозного прохождения пер.Владимира Шорина. Уход на запасной вариант.

пер.МЧС 1Б п/п – р.Баксан – р.Адыл-су – ледн.Джан-Куат

пер.Гумачи 2А – ледн.Гумачи – р.Адыр-су – ледн.Адыр-су

пер.Гумачи 2А – ледн.Гумачи – р.Адыр-су – ледн.Адыр-су

=

пер.Грановского 2А – ледн.Вост. Башиль – ледн.Сев.Башиль

пер.Грановского 2А – ледн.Вост. Башиль – ледн.Сев.Башиль

=

пер.Голубева 2А – ледн.Юном – р.Юном – руч.Шогенцукова – пер.Шогенцукова н/к

пер.Голубева 2А – ледн.Юном – р.Юном – руч.Шогенцукова – пер.Шогенцукова н/к

=

ледн.Куллумкол – пер.Спартаки-ады 2А – ледн.Сев.Тютю

ледн.Куллумкол – пер.Куллумкол 1Б – ледн.Суллукол – р.Суллукол – р.Баксан – пос.Верх.Баксан

Общая неустойчивая погода. Плот-ный туман утром и вечером. Опасе-ния опаздать к окончанию студен-ческой смены в УСБ «Джан-Туган». Уход на запасной вариант.

р.Тютюсу – гор.Тырныауз

5. График движения.

Даты

Дни пути

Участки пути

Км

Определяющие препятствия на участке

Метео-условия

11.07

01

пос.Терскол – цирк перевалов Скальник, Терсколак

Тропа левым берегом Терсколсу, при обходе бараньих лбов основной массив оставляем слева.

Переменная облачность

12.07

02

пер.Скальник 2А – ледн.Ирик – пер.Медвежонок (Ирик-Ирикчат) рад. по 1Б – гребень пер.Фрези Грант

пер.Скальник: Скальный кулуар ок.450 – 130 м. спуск: длинный снежный склон

пер.Медвежонок: протяженный снежный склон до 300 спуск: протяженный ок. 500 снежно-фирновый склон ≈ 350-400 м.

Гребень пер.Фрези Грант: Сильно разрушенные скалы 350-450, h? м.

Ясно

Ясно

Ясно

13.07

03

пер.Фрези Грант 1Б – пер.Ассоль (рад. по 1А) – пер.Тренировочный 2А – ледн.Ирикчат – пер.Ирикчат 1Б – плато Джикаугенкез – пер.Джикаугенез 1А – р.Субаши (ночевки Субаши)

пер.Фрези Грант: спуск по выполаживающемуся снежному склону от 500.

пер.Ассоль: некрутой снежный склон

пер.Тренировочный: спуск:230 м перил ок.350снежно-фирнового склона.

пер.Ирикчат: протяженный выполаживающийся снежный склон от 400 на спуск.

пер.Джикаугенкез: ? м перепада подъема по 350 снежно-осыпному склону

Переменная облачность

14.07

04

р.Субаши (правый берег) – р.Кыртык – р.Мукал – цирк ледн.Мукал.

Тропы. Переправа вброд через р.Мукал

Ясно

Пасмурно

Дождь

15.07

05

ледн.Мукал (1Б) – пер.Ложн.Му-кал-Мкяра (рад. по 1А) – пер.Му-кал-Мкяра (рад.по 1Б) –– пер.Рите-нок+пер.Бауманец (рад.по 1А) пер.Российских офицеров 1Б – пер.3324 н/к – ночевки «Ирикчат»

Язык ледн.Мукал: 130-150 м. набора высоты по снежному склону до 300 вдоль нунатака, оставляя его справа

Пер.Мукал-Мкяра: 80-м. 300 снежный склон

Пер.Ложн.Мукал-Мкяра: 200-м 200 снежный склон

Пер.Ритенок+пер.Бауманец: 130-м 200 снежный склон на Ритенок сильно разрушеные пологие скалы гребня на Бауманец

Пер.Российских офицеров:

Пасмурно

Дождь-туман

Переменная облачность, иногда солнце

16.07

06

р.Ирикчат – пос.Эльбрус – р.Адыл- су – УСБ «Джан-Туган» - р.Адыл-су – л.Джан-Куат (ночевки «Парус»)

Тропы

Ясно

17.07

07

ледн.Джан-Куат – пер.Гумачи 2А – ледн.Гумачи – р.Адыр-су –АУСБ «Уллу-Тау» – р.Адыр-су.

пер.Гумачи: Несложные скалы ок. 450 ≈ 50 м.

Разорванный заснеженный ледник на спуск

Ясно.

Вечером туман

18.07

08

р.Адыр-су – ледн.Адыр-су

(морена под пер. Серова)

Тропы до ледника. Некрутые снежные склоны по леднику

Переменная облачность

19.07

09

Дневка-отсидка

=

=

Дождь

20.07

10

пер.Грановского 2А–ледн.Вост.Ба-шиль – руч.Вост.Башиль – озеро

пер.Грановского: протяженный снежный взлет и снежный гребень (на подъем) протяженный снежный склон, оставляя скальный контрфорс слева (на спуск)

Переменная облачность, вечером туман

21.07

11

руч.Сев.Башиль – ледн.Сев.Ба-шиль – пер.Голубева 2А – ледн. Юном – р.Юном – руч.Шогенцу-кова – «Райские ночевки»

пер.Голубева: 120 м. снежно фирнового склона 5000 на спуск

переправа вброд через р.Зап.Юном

Ясно

Ясно

Туман

22.07

12

руч.Шогенцукова – пер.Шогенцу-кова н/к – ледн.Куллумкол – пер. Куллумкол 1Б – ледн Суллукол – р.Суллукол – р.Баксан – пос.Верх. Баксан

Тропа до пер.Шогенцукова. Пологий ледник между перевалами Шогенцукова и Куллумкол. Обход разорванного льда по скалам и осыпям правого борта ледника. Некрутой снежный взлет на пер.Куллумкол. Протяженный выполаживающийся спуск от400 с перевала Куллумкол. �� км сброс высоты по травянистому склону в лесу средней крутизной ок. 500.

Туман

Ясно

Туман

6. Техническое описание прохождения группой маршрута.

11 июля. День первый.

Стартовали из пос. Терскол достаточно поздно – ровно в 12.00. Дорога в ущелье Терсколсу начинается прямо от Баксанского шоссе чуть выше памятника защитникам Кавказа. Можно пойти непосредственно от памятника, оставив его слева по-ходу. Минут через 10-15 дорога по мосту переходит на левый берег Терсколсу, дальше переходит в тропу и движется вдоль реки, недалеко от нее. Минут через 15-20 после моста тропа проходит мимо коша, в этот момент пустого. Через некоторое время после коша тропа выходит на протяженный сырой участок: ручей бокового притока распадается на множество маленьких ручейков, пространство между ними заболочено. Пройти, не замочив ноги, практически невозможно.

Через полтора перехода от начала пути подошли к морене. Основная тропа идет между рекой и мореной к леднику и «бараньим лбам». По ней гуляют отдыхающие турбаз Терскола и Чегета. Несколько малозаметных в траве троп сворачивают к морене и поднимаются на нее. Нам туда. У подножия морены трава кончается и тропы становятся заметными. По тропе поднимаемся на морену и движемся по ней. Прямо по курсу высокие бараньи лбы. Справа от них ледник с ледопадом. Чуть выше начала морены последняя «большая» чистая вода. Здесь грамотно сделать пережор.

От «последней «большой» чистой воды» резко сворачиваем вправо (по-ходу), и по дну сухого русла движемся к левому краю «бараньих лбов». Находим малозаметную тропу и начинаем подъем на бараньи лбы. Ориентируемся, в первую очередь, на туры. Для себя помним, что общее направление – вверх-чуть влево (по-ходу). Через полтора-два перехода выходим на верхний край «бараньих лбов». Здесь имеются площадки для палаток (где брать воду – ?)


Фото 1. Перевал Скальник от левобережного
цирка ледника Терскол

От «бараньих лбов» за ≈ 1 переход входим в цирк перевалов Скальник, Терскол-скальный и Терсколак. Идти хочется у левого борта цирка – здесь более слежавшаяся и мелкая осыпь. Помним, что в 2003 году с левого борта цирка хорошо сыпануло чуть-чуть за спинами нашей «бауманской» «четверки».

По центру крупная и крупноблочная осыпь. Идти по ней неудобно, но гарантированно безопасно. Постоянно слышны звуки падения одиночных крупных камней, но до середины они не долетают.

Проходим чуть выше подножия перевала Скальник (Фото 1) и в 17.40 начинаем искать место для лагеря. Олег и Женя уходят вешать веревки на завтра. РМВ и Илья ставят лагерь и ищут воду. Снежников много, но открытой воды не видно.

12 июля. День второй.

Перевал Скальник из себя представляет скальный массив, рассеченный множеством кулуаров с вертикальными стенками. Все кулуары камнеопасны, но, в первую очередь, спущенными вами же камнями. Подъем осуществляется по самому широкому кулуару, выводящему на самую низкую точку гребня. С вечера провешено 130 метров перил. Ширина кулуара ≈ 7-10 метров. В самом узком месте около 1,5 метров. Крутизна меняется в пределах 350-600. Последние 7-8 метров практически вертикаль. Дно кулуара осыпное (отсюда-то и берутся камни, летящие вниз и бьющие ваши же веревки).

По провешенным вчера веревкам вышли на седловину.

Перевал СКАЛЬНИК 2А, 3413GPS, (N 43018.345 Е 42030.835) скально-снежный (ледовый). Соединяет ледник Терскол и среднее течение ледника Ирик. Склоны имеют северную и южную экспозиции. Седловина узкая, осыпная.

С севера к седловине примыкает ледничок. Непосредственно под седловиной – карниз (наддув). Наддув оставляем справа и пытаемся начать спуск. Крутизна около 500 (в верхней части). Снег еще жесткий. Ступени бьются с трудом. Одевать кошки на 10-15 минут не хочется. Снимаем рюкзаки и аккуратно сталкиваем их вниз. Рюкзаки вначале спокойно едут, но потом все-равно начинают кувыркаться (как там наши газовые баллоны?) Спускаемся до рюкзаков и одеваем их. Далее спускаемся вниз, придерживаясь левого борта ледничка. Помним, что по центру выступает огромное ледовое пятно (Фото 2).


Фото 2. Перевалы Терскол-скальный
и Скальник от ледника Ирик.

В предыдущие годы зазор между ним и скальным островом у левого борта ледничка составлял всего 10-15 метров. Выйдя к выполаживанию, уходим влево к озеру между ледничком и правобережной мореной ледн.Ирик (на карто-схемах не нанесено N43018.390 Е 42048.656 – нижний край).

Переваливаем через морену и начинаем пересекать ледник Ирик в сторону его левого притока, в цирк перевалов Чат-Эльбрусский, Союзмультфильм, Ирик-Ирикчат (Медвежонок) Фрези Грант (Фото 3).


Фото 3. Левобережный цирк ледника Ирик
(пер.Ирик-Ирикчат (Медвежонок))

Место пересечения ледника – выполаживание. Немногим выше – ледопад у истока (ледник отходит от ледовых полей Эльбруса), немногим ниже – начало устьевого ледопада. У правого берега ледник открыт. У левого – «полузакрыт». Трещины, в общем-то, читаются, но возможно, что не все. Известно, что у левого берега ледник сильно иссечен короткими широкими трещинами. В предыдущие годы (когда ледник был полностью открыт) найти проход между ними сложности не представляло. РМВ и Женя Букатин встают в связку и уходят на разведку. Возвращаются минут через 20 и говорят, что по их следам можно идти без связок. Это и было сделано.

От ледника Ирик начинаем подъем в цирк пер.Ирик-Ирикчат (Медвежонок) (Союзмультфильм и пр.) сместившись от седловины немного влево. Перевал Медвежонок находится почти точно напротив захода в цирк от ледн.Ирик.

за переход доходим до слива огромного мелкого озера. На самом деле это не озеро, а разлив притока. Причем, в предыдущие годы такого не было. Значит в этом году воды много, она не успевает сливаться и накапливается.

Вдоль левого борта цирка, выше «озера» идет огромная пологая полка. Движемся по ней к подножию перевала. Полка упирается в крутой (до 500) протяженный снежно-фирновый склон, выполаживающийся в верхней части. Слева (по-ходу) от склона идет снежно-фирновый гребень. Выход на его еще круче, но на порядок короче. Объявляется пережор и разведка уходит на гребень.

Вернувшаяся разведка сообщила, что по гребню можно идти.


Фото 4. Перевал Ирик-Ирикчат (Медвежонок)
от ледника Ирик.

Наверху гребень упирается в выполаживание. Сюда же приводит крутой протяженный снежно-фирновый склон. От начала выполаживания до выхода на перевал проблем не видно (Фото 4). Спускаться же разведка предпочла по склону, а не по гребню.

По гребню и выполаживанию выходим на перевал. С перевала снята записка группы под руководством Г.Марковского (turclub@syktsu.ru) .

Перевал Медвежонок (Ирик-Ирикчат) 2А (2Б?), 3566GPS(N43019.849 Е42032.603). Скально-фирново-осыпной (снежный). Соединяет ледники Ирик и Ирикчат. Склоны имеют западную и восточную экспозиции. Седловина осыпная, широкая.

Перевал Медвежонок в книге А.Алексеева «Эльбрус и его отроги» назван Ирик-Ирикчат.

В 2002 году связка В.Чернов – А.Южанинов (из группы МГТУ им. Н.Э. Баумана, 5 к.с. под рук-вом М.В. Расторгуева), совершая разведку новых перевалов с ледника Ирикчат на ледник Ирик, радиально вышла на эту седловину в “переменном” тумане со стороны ледника Ирикчат (по определяющей стороне). Они-то и назвали перевал МЕДВЕЖОНОК (из мультфильма «Ежик в тумане» – «Медвежонок... Лошадка...») и классифицировали его, как 2А, хотя и признали, что «“тройкам” здесь будет крутовато». На перевале БЫЛ обнаружен тур, в котором лежала записка, что это «перевал ЧАЙНИКОВ». Т.е. авторы записки признавали, что поднялись сюда «сдуру» (со стороны ледн.Ирик, по НЕопределяющей стороне).

В книге А.Алексеева «Эльбрус и его отроги» перевал назван Ирик-Ирикчат по названию соединяемых ледников.

Гр. Марковский дал свое, третье, название (которое мы не приводим, дабы не распространять заведомо неверную информацию). Подозреваем, что за перевалом утвердится название ИРИК-ИРИКЧАТ (возможно И-2, или Ир-Ир – это короче и удобнее)

Вниз с перевала ведет неширокий крутой, в этом году полностью заснеженный кулуар. Чуть ниже мощным скальным гребнем кулуар разделяется на два рукава, один из которых имеет непросматриваемую узость (не обрыв ли там?) а другой смотрится “подобстрельным”. ИЗМЕРЕННАЯ шкалой компаса крутизна склона составила 650 (в верхней части, на протяжении 80-100 метров). Затем выполаживание и потом вновь увеличение крутизны. Протяженность склона оценена в 250-300 метров (5-6 веревок). Общая трудность перевала оценена в 2Б (!) Для горных “троек” прохождение перевалов 2Б, к тому же сквозное первопрохождение, ЗАПРЕЩЕНО. Уходим на запасной вариант: перевалы Фрези Грант – Тренировочный (и теряем время). Возможно, что сверху мы не увидели оптимальный путь, и может быть перевал действительно не сложнее 2А.

С перевала спускались, оставляя гребень слева. М.б. здесь и надо было подниматься.

На траверзе пер.Чат-Эльбруский начали подъем на гребень левого борта цирка.


Фото 5. Пер. Фрези Грант из левобережного
цирка ледн.Ирик. (фото 2004 года)

Ориентиром для начала подъема послужила характерная скальная “башня”, которую нужно оставить справа. ОШИБКА: искомая «характерная скальная “башня”» (Фото 5) находится на траверзе окончания отрога правого борта цирка (а не на траверзе пер.Чат-Эльбруский), к тому же она много больше выбранного нами ориентира. Ошибка произошла из-за общей схожести ориентиров, т.к. размеры объектов по фотографии определить очень трудно.

По 300-350 снежному склону начали подъем на гребень. Когда крутизна возросла до 450 – ушли на осыпи и далее поднимались по осыпям вдоль скальных контрфорсов. Около 19 часов вышли на гребень, разобрались, что это не пер.Фрези Грант и остановились на ночевку.

13 июля. День третий

Утром начали траверс гребня на юг. Когда уткнулись в “непроход” приспустились на запад (обратно в цирк) и траверсом “живых” осыпей склона борта цирка вышли к искомой «башне» (Фото 5). По живым осыпям вдоль скальных контрфорсов поднялись на пер.Фрези Грант.

Перевал Фрези Грант 1Б, 3550GPS(N 43019.362 Е 42032.738) снежно (фирново)-осыпной. Соединяет левый приток ледника Ирик и безымянный цирк правого берега реки Ирикчат. Склоны имеют западную и восточную экспозиции. Имеется три широкие осыпные седловины, разделенные невысокими частично разрушенными скалами.


Фото 6. Перевал Фрези Грант из правобережного
цирка реки Ирикчат. (Фото 2004 года

С седловины вниз ведет 450 60-ти метровый снежный склон (Фото 6). Далее выполаживание. Снег еще очень жесткий, ступени бьются с трудом. С перевала повесили одну 80-метровую веревку и по ней спустили рюкзаки. Сами участники спустились ногами. Снежный склон приводит на скальную полку. Снег прямо-таки “упирается” в нее. На полке можно поставить палатки. Слева от полки – перевал Тренировочный, справа – перевал Ассоль. (Фото 7 и Фото 8)


Фото 7. Пер.Тренировочный из цирка р.Ирикчат


Фото 8. Пер.Ассоль из цирка р.Ирикчат

От полки к перевалу Ассоль ведет пологий (≈ 100) снежный склон. Затем резкий взлет по 350-400 склону. Раньше здесь была средняя и мелкая живая осыпь. Всего, правда, 30-35 метров.

Перевальный взлет подрезан трещиной.

Перевал Ассоль 1Б (при сквозном прохождении), 3490GPS, (N 43018.230 Е 42031.263) снежно-осыпной. Соединяет безымянный цирк правого берега реки Ирикчат и среднее течение ледника Ирик. Склоны имеют юго-западную и северо-восточную экспозиции. Седловина узкая, осыпная.

Вернулись на полку и от нее начали движение по маршруту – на пер.Тренировочный.

Подъем: 400-500 метровый осыпной склон увеличивающейся крутизны (до 350-400). В этом году все засыпано снегом, хотя по опыту первовосхождения известно, что под снегом осыпи. Седловина перевала свободна от снега – уже растаял. Где-то в 11 часов были на перевале.

Перевал Тренировочный 1Б-2А, 3485GPS , (N 43018.230 Е 42031.263) снежно-осыпной. Соединяет безымянный цирк правого берега реки Ирикчат и низовья ледника Ирикчат. Самостоятельного значения не имеет. Логичен в связке с перевалами Ассоль или Фрези Грант (в этом случае ведет с ледника Ирик на ледник Ирикчат). Склоны имеют юго-западную и северо-восточную экспозиции. Седловина неширокая, осыпная.


Фото 9. Пер. Тренировочный от ледника Ирикчат

Спуск с перевала представляет собой неширокий скально-осыпной кулуар, расширяющийся книзу. В этом году кулуар забит снегом (Фото 9). Начинать спуск удобнее с северного края седловины. На спуске с перевала повешено 230 метров перил по снежному склону средней крутизной 400 (местами – больше).

Спуск закончили ≈ в 13 часов.

В этот день мы уже должны были ночевать на леднике Мукал. А к середине дня только стоим на Ирикчате. В 2004 году группе Расторгуева для подъема на пер.Ирик-Субаши потребовалось пять часов. Еще полдня на спуск в Субаши и полдня на подход к леднику Мукал. Итого имеем отставание полтора дня. У нас сегодня уже 3 перевала и 5 часов работы. Устали. Уходим на запасной вариант пер.Ирикчат – пер.Джикаугенкез, и если сегодня остановимся на “ночевках Субаши”, то будем иметь суммарное отставание полдня.


Фото 10. Перевал Ирикчат и ледник Ирикчат


Фото 11. Перевал Ирикчат от плато Джикаугенкез

Выходим на ледник Ирикчат и начинаем подъем вправо-вверх (по-ходу), в направлении хорошо видимого перевала Ирикчат (Фото 10). Легко пересекли ледник и вышли на тропу левого берега Ирикчат. В этом году она регулярно уходит на снежники и рассыпается на них. Потом снова появляется. Общее направление движения – вверх, к перевалу.

На собственно перевальном взлете все тропы соединяются и к перевалу ведет “бродвей”. Сложность перевального взлета с этой стороны – никак не выше н/к.

Перевал Ирикчат 1Б, 3667, снежно (фирново)-“осыпной”. Соединяет ледник Ирикчат и плато Джикаугенкез северо-восточных полей Эльбруса (долина р.Малка). Склоны имеют северную и южную экспозиции. Седловина огромная, имеется более десятка площадок под палатки.

Спуск с перевала – протяженный снежный склон 350-400 (Фото 11). Спускаться лучше чуть-чуть западнее центра седловины (ближе к Эльбрусу) – здесь положе. Спускаемся точно вниз, по линии падения воды (через полтора месяца этот “номер” уже не пройдет – откроются трещины).


Фото 12. Перевал Джикаугенкез
от плато Джикаугенкез

Где-то за полперехода доходим до выполаживания. Сворачиваем на восток (право по-ходу) и за полтора перехода по уже раскисшему снегу подходим под перевальный взлет перевала Джикаугенкез (Фото 12).

Вверх уходит склон 300-350. В обычные годы он осыпной и проблем не возникает. Сейчас много снега. Местами проглядывает натечный лед. Выступающая, местами, мелкая осыпь пропитана влагой и стала обыкновенной грязью, которая не держит ногу. Вынуждены выбирать путь исключительно по снежникам.

Для этого приходится далеко уйти к южному краю седловины (где крутизна уже 450-500, а по самому верху гребня – наддув), под наддувом “траверснуть” склон к центру седловины и выйдя на гребень спуститься к туру в центре седловины. Через полтора месяца ничего этого уже не будет. Перевал вновь станет обыкновенной осыпной «единичкой А», “мягкой и пушистой”.

Перевал Джикаугенкез, 1А-1Б, 3520 м., снежно-осыпной. Соединяет ледник Субаши и ледовое плато Джикаугенкез северо-восточных ледовых полей Эльбруса. Склоны имеют северо-западную и юго-восточную экспозиции. Седловина большая, осыпная.


Фото 13. Перевал Джикаугенкез от ледн. Субаши
(фото 2004 года, сделано с пер.Ирик-Субаши)

От седловины тропа уходит на север, к боковому осыпному отрогу. Длительное время идет на восток (юго-восток) по этому отрогу. Переваливает через него в соседний цирк. Спускается на дно цирка и идет вниз по дну цирка, иногда выходя на склоны его левого борта (Фото 13). За один час тропа приводит от перевала до ночевок “Субаши” (N 43020.498 Е42034.661).

14 июля. День четвертый

По левому берегу Субаши идет грунтовая дорога. Она проложена геологами для Тырныаузского завода. Начинается дорога от В.Баксана и заканчивается практически на перевале Балык. Чтобы попасть на дорогу надо перейти на левый берег Субаши. У ночевок “Субаши” это сделать просто. Но впереди просматривается прижим, траверсировать который будет очень неприятно. Помним, что в предыдущие годы напротив цирка перевала Балык через Субаши был лавинный мост. В этом году много снега – надеемся на повторение ситуации.

Через 20 минут после ухода от ночевок “Субаши” подходим к каньону (травянисто-осыпной прижим перешел в скальный каньон). Рядом с каньоном на нашем берегу множество площадок. Возможно, что группы движутся наверх правым берегом Субаши, доходят до каньона и утром “по малой воде” пытаются ниже каньона перейти на левый берег и далее к перевалам Балык и Джикаугенкез.

Если от ночевок “Субаши” сразу уйти на левый берег и начать траверс склона левого борта реки без потери высоты, то прижим и каньон можно легко обойти. Если двигаться левым берегом вдоль самой реки, то потребуется не менее часа набора высоты для обхода каньона.

Мы продолжили путь вниз правым берегом. На слиянии рек Субаши и Мкяра (образование р.Кыртык) должен быть кош. Около него должны быть мосты и через Субаши и через Кыртык.

Минут 20 тропа шла по осыпным холмам и вышла на обширные, пологие, зеленые пастбища. На полянах несколько стад коров.

После зеленых пастбищ впереди забрезжил сброс к Мкяре (здесь почти все реки имеют устьевой каньон). Субаши постепенно ушла в каньон. Тропа прижалась к каньону. Временами более набитые (почему-то?) ответвления приспускаются вниз и траверсируют борт каньона. Очень утомительно. Через 2-3 раза мы перестали спускаться вниз.

Часа через два от ночевок “Субаши” тропа вышла к слиянию долин Субаши и Мкяры. Где-то далеко внизу сливаются сами реки. Все тропы как-то разом оборвались – очевидно, здесь каждый идет своим путем. Начинаем спуск влево-вниз. Склон конгломератно-осыпной, весь поросший высокой травой и бурьяном. Они закрывают камни и локальные сбросы. Идется очень трудно, поэтому медленно.

Пологое пространство между рекой и бортом ее долины достаточно обширно. Оно тоже все поросло бурьяном. Прогалы между кустами бурьяна принимаем за тропу и постоянно мечемся право-лево. Наконец перестали искать тропу и просто пошли к Субаши. Уперлись в реку и немного приподнялись по ней до моста. От моста к кошу идет тропа. В коше никого не оказалось. От коша к мосту через Кыртык идет грунтовка. Ее “пробили” сами “кошмэны”. Основная (геологическая) дорога идет много выше коша левым берегом Кыртыка. Что бы попасть в верхний Баксан никуда больше переходить не надо. Хотя еще минимум один мост через Кыртык имеется в нескольких километрах ниже, у другого коша, напротив пещеры.

Мост через Кыртык пешеходный, грунтовка обрывается перед ним. Сразу начинается тропа правым берегом Кыртыка (в дальнейшем – Мкяры).


Фото 14. Стрелки рек Мукал, Мкяра и Субаши

Нам надо подняться к слиянию рек Мукал и Мкяра (Фото 14), перейти на левый берег Мукала и затем, войдя в цирк, выйти на ледник Мукал.

Подходим к р.Мукал. Переход через нее в предыдущие годы хлопот не доставлял. Сейчас все по-другому. Мощный широкий поток. Начинаем икать место для переправы. Через 10-15 минут поиска отказываемся от мысли “перейти по камням не замочив ног”. Находим место, где Мукал разбивается на два рукава. Первый переходится вброд, а второй – уже, но мощнее – по камням. РМВ сбегал туда-сюда без груза и решил, что можно идти.

Первый поток РМВ перешел спокойно. При прыжке через второй поток, то ли нога не удержалась на камне, то ли инерции не хватило – его толкнуло назад и сбросило в реку. Тут же прижало к нижним камням, и на левый берег он выбрался сам. Итог – очередная травма ноги и необходимость разгружать его. Остальные участники переправились без происшествий.

Пока отжимались, обсыхали и “ремонтировали” ногу РМВ сделали пережор. Время-время.

По травянистому склону 250-300 стрелки рек Мукал и Мкяра поднялись на пологою полку левого борта долины реки Мукал. (Движение по склону стрелки рек необходимо для обхода каньона реки Мукал). Ближе к реке нашли тропу и двинулись вверх по тропе левым берегом реки к цирку ледника Мукал.

Заход в цирк возможен двумя путями.

1) Дойти до слияния ручья из-под перевала Сылтран и реки Мукал и далее по некрутым осыпным склонам берега реки войти в цирк ледника. В дальнейшем надо будет пересечь цирк по диагонали (вперед-вправо по-ходу) и подойти под нунатак. Обычно так идут при движении на ледник Мукал с перевала Сылтран.

2) По 300-400 травянисто-осыпным склонам подняться в западный край цирка, почти сразу под нунатак. Поворачивать направо (по-ходу) и начинать подъем надо почти сразу после прохождения разделительного гребня между ледниками Мукал и Мкяра. Так, обычно, движутся на ледник от Кыртыка.

Пока поднимались к цирку и пересекали цирк начал накрапывать дождик. Разворачивать лагерь на леднике под дождем очень не хотелось. Решили остановиться здесь (тормозящий группу РМВ не возражал).

Все пространство цирка под ледником Мукал очень пологое. Множество почти горизонтальных песчаных площадок. Все они во время дождей заливаются водой. Для палатки нужно искать возвышенное место. Может быть строить площадку на осыпях. Могут быть проблемы с водой. Она есть, но мутная. Чистой воды почти нет. Нужно подойти почти к самому леднику или набирать воду из ям, где она уже отстоялась.

15 июля. День пятый.

С утра – мелкий дождь и туман. Спим. Чуть позже начинаем собираться. Где-то около 10-30 выходим.


Фото 15. Нунатак ледника Мукал

При первопрохождении перевалов ледника Мукал (1994 год) и в последующие годы на ледник поднимались ближе к правому краю его языка, рядом с ледовым бугром. И выходили под перевал Бауманец. Иногда (как в августе 1995) приходилось вешать веревки. В 2000 году командой М.Расторгуева (5 к.с.) был найден путь подъема по полке вдоль нунатака, оставляя его справа. В самой верхней части подъема – нагромождение нешироких неглубоких трещин. В последующие годы группы туристов МГСУ прошли между нунатаком и скалами левого борта цирка ледника. Нагромождение трещин там еще больше. “Классическим” остается путь вдоль нунатака, оставляя его справа (Фото 15).

Вдоль нунатака, оставляя его справа, поднимаемся на ледник Мукал. Видимость 100-150 метров.

Начинаем расчет времени. Сегодня пятый день. По графику мы сегодня должны быть в «Джан-Тугане» и далее на ледн.Джан-Куат. По опыту предыдущих команд (4 к.с. М.Расторгуева, 2003 год) подъем на пер. Бауманец – 4 х 50 метров. У хороших команд – 40 минут на веревку = 2 часа 40 минут. Мы в долине реки Кубасанты, из которой, как принято считать, НЕТ ВЫХОДА вниз. (На самом деле надо спуститься ниже перевала Нейтрино, подняться на гребень разделительного хребта левого борта долины и по хребту спуститься в поселок Нейтрино долины р.Баксан). Выход из долины Кубасанты по маршруту – пер Кезген-Кубасанты (К-2). Подход под перевал – еще один час спуска. Узнать бы его в таком тумане? Подъем на перевал – час-час двадцать. Далее за пер.К-2 – сквозное первопрохождение перевала МЧС. И хотя время – чуть больше 11 часов, формально сегодня мы успеваем в цирк перевалов К-2, Кубасанты, МЧС. Спуститься с МЧС уже не успеваем. Значит, спускаемся (может быть) завтра. Получаем два дня опоздания и этим “съедаем” все запасное время. Именно ради первопрохождения перевала МЧС и задуман весь этот крюк с каскадом из трех перевалов. Именно от этого первопрохождения спасатели рекомендовали отказаться. Особенно в неустойчивую и плохую погоду. Погода неустойчива весь июль. Если сидеть на пер.МЧС и ждать солнца – можно не дождаться. Можно не идти МЧС, а просто спуститься в Ирикчат из цирка пер.Кубасанты. Нужен ли тогда весь этот каскад перевалов? Тем более, что за «Джан-Туганом» нас ждут четыре «двойки А».

Видимость падает еще больше. Решаем не идти пер. Бауманец и весь каскад, а сразу уйти на пер.Российских Офицеров. Сворачиваем на западную ветвь ледника Мукал и подходим под перевалы Мукал-Мкяра и Ложный Мукал-Мкяра. Видимость падает окончательно. Ставим палатку, но рюкзаки не разбираем. Включаем горелку. В это время немного развиднелось (кто-то специально ждал, когда мы кинем “якорь”). Пока топится снег и готовится кипяток решаем сбегать на перевалы Мукал-Мкяра и Ложный Мукал-Мкяра, что бы засечь их GPS координаты.

К перевалу Ложный Мукал-Мкяра приводит длинный снежный 200-метровый склон≈ 200 (Фото 16).


Фото 16. Перевалы Мукал-Мкяра и Ложный Мукал-Мкяра
с ледника Мукал

Перевал Ложный Мукал-Мкяра 3А, 3820 (N 43019.701 Е 42037.587). Снежно-скальный. Соединяет ледник Мукал и нижнее течение ледника Мкяра. Склоны имеют западную и восточную экспозиции. Седловина узкая, осыпная.

Перевал назван так потому, что параллелен перевалу Мукал-Мкяра, а подъем на него от ледн.Мукал значительно проще. Точка начала подъема на оба перевала одна и та же. Кто плохо знает описания, тот не задумываясь сворачивает на Ложный Мукал-Мкяра и оказывается перед протяженным спуском 3А кат.тр.

Сбегаем вниз и решаем тут же подняться на пер.Мукал-Мкяра. С той же целью – засечь GPS координаты.

На перевал Мукал-Мкяра ведет 80-метровый 300-350 снежный склон (Фото 16).

Перевал Мукал-Мкяра 1Б, 3740 (N 43019.542 Е 42037.420) Снежный. Соединяет верховья ледников Мукал и Мкяра. Склоны имеют западную и восточную экспозиции. Седловина узкая, осыпная.

Спускаемся вниз и возвращаемся к палатке. Дежурный “кольнул” кастрюлю с почти-кипятком и поставил чай заново. Видимость не изменилась – перевал Российских Офицеров в тумане. Появляется возможность сбегать на перевал Ритенок (Фото 17).

К нему ведет протяженный снежный склон такой же крутизны (≈ 200), как и на Ложный Мукал-Мкяра.


Фото 17. Перевалы Ритенок и Российских Офицеров
с ледника Мукал. (Фото 1994 года)

Перевал Ритенок 1Б, 3500 (N E ) Снежный. Соединяет верховья ледника Мукал и верховья правого истока реки Кубасанты. Склоны имеют северо-западную и юго-восточную экспозиции. Седловина обширная, заснеженная.

Прямо с перевала Ритенок по скально-осыпному гребню (ок. 10 минут подъема) вышли на пер. Бауманец. (Вид на пер. Бауманец от ледника Мукал см. фото 15)

Перевал Бауманец 2А (при сквозном прохождении с восточной ветви ледн. Мукал), 3540 (N E ) Ледово-осыпной. Соединяет восточную ветвь ледника Мукал и верховья правого истока реки Кубасанты. Склоны имеют северную и южную экспозиции. Седловина узкая, скальная.

Спустились к палатке. Чай готов. Перевал “развиднелся”. Попили чаю. Быстро собрались и двинулись к перевалу. Еще на подходах поднялся сильный ветер. Надеялись, что он сдует туман. Наоборот. Весь туман с ледника он припрессовал к склону Российских Офицеров. Видимость упала до 20-30 метров. Пошел мелкий дождь. Либо всем возвращаться, либо “пробиваться на ощупь” – на склоне ставить палатку негде. Разведка без рюкзаков с веревкой вышла вперед. По описаниям склон подрезан двумя трещинами, между которыми надо проманеврировать (Фото 17).

Поднимаясь по линии падения воды (крутизна склона ок.500 в верхней части) разведка почти уперлась в перевальный тур. Вот перед ним-то была неширокая неглубокая трещина (все согласно описаниям). Трещину ждали и потому своевременно обнаружили.

По своим следам разведка спустилась к остальной группе и своим рюкзакам (в это время все остальные сидели на рюкзаках накрывшись тентом от палатки). По имеющимся следам вся группа поднялась на пер.Российских Офицеров.

Перевал Российских Офицеров 1Б, 3500. Снежный. Соединяет верховья западной ветви ледника Мукал и левый приток реки Ирикчат. Склоны имеют юго-западную и северо-восточную экспозиции. Седловина узкая, скально-осыпная.

Пока писали перевальную записку, налетела очередная порция тумана с дождем и градом. Командир громко матерно выругался. Очень громко и очень матерно. И на погоду, и на “ребят, что ею управляют”. Хорошо, что не было барышень – у них бы завяли ушки. Моментально туман сдуло, град с дождем кончился и еще два дня стояла хорошая погода. (Не мог раньше ругануться?...)


Фото 18. Перевал Российских Офицеров
от цирка р.Ирикчат

Со стороны Ирикчата (Фото 18) к седловине примыкает большой снежник. Предыдущая группа ( ) пробила по нему колею. Спускаемся по колее. Колея кончается, но снежники вниз продолжаются. Иногда приходится маневрировать между выходами скал, что бы выйти на широкое (протяженное) снежное поле.

Снежники переменной крутизны (200-350) приводят на обширное плато около ярко выраженного скального массива – вершины 3433.

В этот же цирк приводит спуск с перевала КЕЗГЕН. Дальнейший спуск вниз будет проходить по осыпным и травянистым склонам. В нижней части – только травянистые. Ручей, вытекающий из цирка, падает в Ирикчат 5ти метровым водопадом недалеко от слияния рек Ирик и Ирикчат (водопад обходится справа). При подходе к нему ручей уходит в узкий сай (еще не каньон, но близко к этому). Борта сая крутые (ок. 400), покрыты длинной мокрой (после сегодняшних дождей) травой на склонах.

Более “классическим” следует считать путь первопроходцев. Гребень вершины 3433 разделяет наш цирк, и цирк перевала ИРИК ВОСТОЧНЫЙ (он же Советский Воин). Подъем на гребень из нашего цирка простой и невысокий – метров 20-30 (подниматься на гребень надо не доходя до вершины). В гребне имеется несколько понижений, куда удобно подниматься. С каждого понижения вниз, в цирк пер. Ирик Восточный, ведет осыпной кулуар. Крутизна кулуаров переменная (от 200 до 450), перепад высот 120-160 метров. Желания подниматься на этот гребень со стороны цирка пер. Ирик Восточный никогда ни у кого не возникает. Перевал Ирик Восточный находится в восточном плече в. Ирикчат. Под ним находятся альпинистские ночевки «Ирикчат» – около 50 горизонтальных травянистых площадок, между которыми протекают чистые ручьи. (Во время сильных дождей ручьи могут выйти из берегов и затопить площадки!) От ночевок вниз ведет широкая набитая тропа. С ночевок Ирикчат альпинисты выходят на восхождения в. Ирикчат, в.Советкий Воин, в.Кезгенбаши, а так же на траверс вв.Советский Воин – Кезгенбаши. Перевал Российских Офицеров является контрольной точкой этого траверса (или противоположного, Кезгенбаши – Советский Воин). При выходе для восхождения на в.Кезгенбаши альпинисты пересекают разделительный гребень почти у самого его начала (основания). Так же поступили и мы.

ОШИБКА. Спуск здесь значительно длиннее (мы спускались где-то полчаса), крутизна та же, а осыпь более крупная – идти значительно тяжелее. Надо было идти “по классике” – рядом с вершиной.

На ночевках «Ирикчат» мы и остановились на ночевку.

16 июля. День шестой.

За один час по тропам спускаемся к реке Ирикчат. Здесь идет “бродвей” в поселок Эльбрус. По “бродвею” доходим до поворота реки на восток. На широких лугах перед поворотом “бродвей” рассыпается на множество троп. К этому времени река уже уходит в каньон. Тропы вновь собираются в “бродвей”. Он поворачивает на восток и траверсом крутого склона левого борта Ирикчата спускается к кошу, стоящему на слиянии рек Ирик и Ирикчат. После слияния рек, река продолжает называться Ирикчат. Сюда мы спускаемся еще (≈) через час

Чуть ниже коша на левом берегу Ирикчат (никуда переходить не надо) был лесок с многочисленными уютными приятными стоянками. В этом году по леску прошли лавины. От леска остались отдельные группы деревьев. Их, правда, много, но цельным массивом они не смотрятся. Нагромождения бревен завершают неприятную картину. Нет худа без добра – если “кошмэны” не разберут завалы из бревен, то у последующих групп будут дрова. Много дров.

От бывшего леска по тропам левого берега за один удлиненный переход доходим до поселка Эльбрус. (Экспедиция закончилась, дальше начался спортивный туризм)

По автодороге (вначале асфальтовой, затем грунтовой) пришли в «Джан-Туган». Забрали заброску. Подзарядили, насколько успели, мобильные телефоны (в дальнейшем их включали только на ночь, используя как будильник). Оставили GPS. Выбросили “севшие” батарейки. (Их честно несли до цивилизации)

Первым переходом дошли до слияния рек Башкара, Джан-куат и ручья Адыл-су. Около получаса потеряли на пограничном посту – ‘ребята’ не торопились оформить наш заход в погранзону, все чего-то (а не кого-то) искали.

Вторым переходом дошли до поляны “Зеленая гостиница”. После слияния рек Джан-куат, Башкара и Адыл-су тропа проходит по скальному прижиму (двум встречным группам разойтись ой, как нелегко). После прижима – мост на левый берег реки Джан-куат. Сразу за мостом развилка троп: одна спускается к реке и идет ее левым берегом. Другая поднимается на морену (ее все-таки надо считать правой мореной реки Башкара). Обе тропы приведут к “Зеленой гостинице”. Тропа по морене более длинная. В хорошую погоду с нее открываются красивейшие виды на долину Адыр-су, вершины Джан-Туган и Башкара, чуть позже на Башкаринское озеро. Здесь обычно водят “плановиков” и тех, кто идет на “Зеленую гостиницу” первый раз. Мы пошли нижней тропой – она короче.

За третий, удлиненный, переход поднялись к ночевкам “Парус” на левобережной морене ледника Джан-куат. (Ночевки названы по их ориентиру, большому остроугольному камню, выделяющемуся своей формой и цветом среди соседних камней).

Продолжение здесь

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru