Автор: Дмитрий Плетенёв, г. Николаев (Укр.)
Алтайские каникулы. Часть 3
И снова Капчал на пути нашем встал.
13 августа. Самая холодная ночь и самое противное утро. На палатке – корочка льда, на ботинках – тоже. Сегодня утром моя очередь совершать подвиг. Ноги – в мокрые носки (других нет), носки – в обледеневшие ботинки.
Кто ходил в горы, тот знает, что самое трудное – это утром обуть ботинки. Чтоб согреться, начал приседать на улице. Сварил кашу, вскипятил чай, разнёс по палаткам. Погода хорошая, небо ясное, но солнце спрятано за гребнем.
Свернули лагерь, вышли на штурм перевала. Ледник припорошило свежим снегом. Слой – сантиметров 5. Слепит глаза, без очков идти нельзя. Сыпуха под снегом стала ещё страшнее. Андрюха пошёл первым и без ледоруба. Ну, профи, ну, спайдермэн! Сказал, каждый поднимается соло. Блин, соло – страшно, мы пошли след в след с дистанцией метров 5. Из под ног всё сыпется. Под снегом не видно, куда вставать. Лезешь, пот глаза заливает, очки постоянно протираешь. Вверху Андрей полез по скальнику. В одном месте он всунул жумар в трещину, откинулся и отдыхал в такой позе. Наверху только успели отдышаться, Андрюха нас дальше погнал. Но какой вид с перевала открывался! Что в Казахскую, что в Русскую сторону! «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем…». Видимость отличная, горные гряды сменяют друг друга и так до горизонта. Но у меня не было никаких сил достать фотик из рюкзака. Сейчас я жалею, что не пересилил себя.
Ледник Кони-Айры показался мне сказкой по сравнению с ледопадом на Белухе. Ну и что, что трещины – их можно перепрыгнуть. Ну и что, что свежий снег липнет к кошкам – можно ледорубом сбить. Шли в связках. Под самым перевалом обнаружили заячьи следы на снегу. И что его сюда заманило? На привале где-то посередине ледника покидались снежками. Где б ещё мы покатались по снегу в кошках и всей амуниции?
Но как мы обрадовались, когда вышли на первые камни! Ура! Никаких ледопадов и трещин, впереди только милая сыпушка и замечательная зелёночка. Устроили перекус. Андрюха раскидал по камням своё барахло сушиться. Сварили чай. И тут наш замечательный завхоз достал каждому по «Сникерсу». Самая приятная неожиданность и самая неожиданная приятность. Спустились на нашу стоянку у водопада. По дороге встретили группу с офицером и его молодой женой (с которыми мы в микроавтобусе ехали до КПП). Так тепло встретились, поговорили. А в группе много плотных коротко стриженых крепышей – всё офицеры.
Вечером был королевский ужин. Под занавес Илюха приготовил свой фирменный коктейль – горячий коньяк с мёдом. Там ещё орешки плавали. Просто ка-а-а-айф! Жалко, что мало – по глоточку.
Полосатый бесёнок и головомойка в зелёном доме.
На следующий день встали поздно. По дороге насобирали чёрной смородины, шли, не напрягаясь, наслаждаясь пейзажами. Перекусили в кедраче у маленького верхнего озера. Форсировали правый приток Кони-Айры, вышли на Кучерлинское озеро, встали на просторной стоянке приблизительно в 0,5 км от его южной оконечности. На завтра запланировали днёвку.
Тут мы познакомились с местной достопримечательностью – бурундуком. Почти ручной, людей не боится. Мы его сухариками накормили, у него щёки раздулись как два парашюта. Потом он проявил себя как отъявленный наглец: пытался украсть нашу кедровую шишку, заглядывал в палатки, а ночью разбросал Андрюхину курагу, прогрыз Иришкину шапку, понадкусывал Илюшины конфеты и попробовал на вкус Алёнину куртку. У меня никаких потерь. Это потому, что я его воспитывал правильно (кружкой в него кидался, палкой замахивался). Допили вечером коньяк, эти несчастные 700грамм. Надо было ещё брать!
15 августа, пятница. Сегодня – днёвка. Погода солнечная. Утром встал по привычке в 7 часов, прошелся по окрестным склонам в поисках грибов, но ничего не нашёл. Мылись, брились, стирались, сушились… Неспешно наслаждались жизнью. Вечером доели остатки продуктов, осталась только крупа на завтрак. Завтра до обеда планируем выйти на заброску. Ничего не предвещало грозы, однако, ночью сверкали молнии.
А утром капал дождь. Нехотя встали часов в 8. В просвете между сеансами небесного душа позавтракали, собрались и пошли по берегу озера. К 12 часам забрали нашу заброску. Мыши съели всё печенье, остальные запасы не пострадали. Пошли на этот раз по верхней тропе (по которой лошадники ходят).
Со склона открывается красивейший вид на Кучерлинское озеро. Делаем серию фоток. Переваливаем через холмик. Тропа, разбитая лошадями, идёт по лесу и теряет высоту. Точнее там идёт несколько переплетающихся тропинок. Так получилось, что я, Ириша и Илья вырвались в перёд и кабанчиком порыли на нашу стоянку на ручье. Весь день лил дождь. Грязюки (шклевотины, как говорят спелеологи) – по щиколотку. По дороге собирали грибы. К 16-ти часам вышли на стоянку. Поставили палатку и соорудили ужин. Андрюха с Алёной подошли около 17. Оказывается, они заплутали и чуть на Аккем не ушли. Когда тропа явно пошла вверх на перевал, они свернули в сторону реки. Хоть я и пригрелся в ромашковой палатке, но перебрался к Андрюхе. Они тоже грибы собирали. Мы с них сделали такую классную зажарку (на горелке, прямо в палатке). По лесу разносился грибной аромат, возбуждая обильное слюноотделение у проходящих туристов.
Потом Илюха прибегал к нам за своей и Ириной порциями. Вкусненькие были грибочки, только мало! Вообще, говорят, в этом году засушливое лето, нет ни грибов, ни шишек, ни мёда. В Николаеве нам обещали поляны грибов, шишки с детскую голову и дожди по 4 дня. Ни одно пророчество не сбылось.
17 августа. Позавтракали кашей приготовленной на остатках газа. Пошли на Елань двумя группами (хотя никто, кроме Андрюхи не поддержал эту идею): впереди я, Илья, Ириша, сзади Алёна и наш командир. Погода более-менее наладилась, дождь перестал, но облачность осталась. Где-то в районе наскальных «козлов» Илья отстал, и мы с ним разминулись. Там дорога делает крюк к этим «козлам», а Илья решил сократить и попёр напрямик. В итоге мы с Иришей прождали его минут 30, встретили Андрея с Алёной и все вместе порулили на Елань. Приходим, а Илья сидит, палатку сушит. Вывод: не сворачивайте с хорошо протоптанной дороги.
Вот наконец-то мы все на Елани. Можно сказать, в цивилизации, ведь тут ловит мобильник и продают пиво («Ворсин» 1,5л за 80руб.). Позвонили Ивану (который нас сюда привёз), он подъехал на джипе (наигрязнейшем на всём Алтае) и доставил нас в Тюнгур в целости и сохранности. Да здравствует, цивилизация! Иван нашёл нам машину до Бийска (японский микроавтобус на 7 человек). Водитель (его зовут Игорь) посоветовал нам остановиться на ночь на турбазе «Зелёный дом» и даже закинул нас туда.
Вопрос жилья стоит рассмотреть подробнее. Обычно туристы останавливаются или на «Высотнике» или на «Белом кречете». Эти базы расположены рядом с мостом на правом (южном берегу Катуни). «Высотник» – слева от дороги, а «Белый кречет» – справа, если идти в горы. На обоих базах дерут втридорога с туристов. Нам предлагали встать на ночь за 100руб./чел на «Белом кречете» и за 150руб./чел на «Высотнике». Условия одинаковые: туалет, умывальник, дрова. Баня стоит в районе 1000руб./час. В этих капиталистических джунглях райским уголком выглядит база «Зелёный дом»: ночёвка – 40руб./чел, баня – 100руб./чел (за час). Такие божеские цены объясняются, видимо, не совсем легальным положением этого заведения. Как её найти? Допустим, вы перешли мост и стоите лицом в сторону гор, поворачивайте направо и идите по дороге километр-полтора. Вы пройдёте старый вертолёт, потом загадочную т/б «Тюнгур» с флагами, потом по правую руку появятся домики типа дач. Считайте, вы уже пришли. Один из домиков (где-то посередине) и есть «Зелёный дом». Со стороны улицы он ничем не выделяется: одноэтажный, деревянный, с сарайчиками, с досками в качестве дорожек. Спросите местных – они знают.
Я, Андрюха и Алёна остались разбивать лагерь, а Ириша с Ильёй поехали с Игорем искать двоих человек на вакантные места в автобусе. Ещё они в магазин заехали. Тем временем мы поставили палатки, притащили канистру с водой, накололи дрова, начали готовить ужин. Тут вернулись наши гонцы с пивом и закуской. В этот вечер пили «Ворсин» Барнаульского пивзавода (другого просто не было в продаже). Надо сказать, пиво так себе.
Кстати, два слова о российском пиве. Из светлых сортов (а мы только такое и пробовали) больше всего понравился «Старый мельник». От одной бутылки только эстетическое наслаждение получаешь. Ещё хорошее пиво «Сибирская корона» и «Золотая бочка». Башкирский «Шихан» смахивает на разбавленный «Черномор» :biggrin: «Челябинское» и «Жигулёвское» тянут на дохлую троечку.
Эх, как же здорово похлебать пива с солёной рыбкой! А потом ещё рисовой кашей закусить. И всё это на скамейке и сидя за столом. Горы – это хорошо, но у цивилизации тоже есть масса достоинств. Вот, например, туалет. У них на базе стоит деревянная будка в алтайском стиле (такой остроконечный гибрид терема и вигвама). Целый рулон туалетной бумаги нас привёл в восторг, наша «лавинная лента» размокла ещё под Белухой.
А потом мы пошли в баню. О! Это одно из главнейших изобретений человечества. Настоящая русская баня, на дровах, обшитая деревом, с полками. Мы, презрев все догмы этики и морали, парились в баньке все вместе и в чём мать родила. Потом ещё не один раз проскользнёт у нас в разговоре фраза «И это после всего, что между нами было…» А было здорово! Эх, жалко в Николаев эту баньку не заберёшь!
В эту ночь мы отходили в царство Морфея чистыми, сытыми, сухими и довольными.
Марафон бешеной собаки.
А утром микроавтобус унёс нас в сторону Бийска. Нам попались приятные попутчики – пара из Питера. Водитель, как я уже говорил, тоже классный мужик оказался. Показал в Усть-Коксе сувенирный магазин с самыми низкими ценами. Мы там хорошо отоварились. Я купил окорину – это такая алтайская глиняная свистулька с четырьмя дырочками. Ещё Игорь рассказал историю про Йети с вертолётом, показал Денисову пещеру и речку, где ловят хариуса. На подъезде к Бийску неожиданно открылся багажник, и полетели 2 рюкзака питерцев. Но вовремя заметили, всё обошлось.
Вечером купили билеты до Новосибирска и дальше до Краснодара. Мы решили через Крым и через Сотеру домой возвращаться. Пока было время до отправления, посушили палатки на клумбе. До Новосиба нам с Андрюхой пришлось в общем вагоне ехать. У них в России в общаке стоят сидения как в автобусе. На них спать крайне неудобно!
В Новосибирске Андрей сразу же запрыгнул в свой поезд и скрылся в Харьковском направлении. У него работа, «Азот» горит. Ну, счастливо, товарищ! Ещё встретимся в походе, я уверен.
А наш поезд (Иркутск-Адлер) отправляется вечером. Девчонки не захотели прогуляться по городу, а мы с Ильёй пошли. Точнее поехали на метро. Боже мой, такого пустого вагона я в жизни не видел! 8 пассажиров на вагон!!! Завидуйте, киевляне. По центру прогулялись пешком. Накрапывал дождик. Наша одежда не отличалась чистотой. Я был заросший и небритый. Поэтому, когда мы зашли в культурную столовую, официантки, наверное, подумали, что мы сибирские сибиряки из глубокой глубинки. Очень недурственно мы поели в этой «Вилке-ложке». А город в целом неплохой, улицы прямые, широкие, отовсюду веет советской эпохой семидесятых. Не знаю, почему такое ощущение сложилось. Что интересно, Новосибирск был основан как Новониколаевск.
В одном моменте мы дали маху. Оказывается, ходят поезда из Новосибирска напрямую на Симферополь. Я как-то выпустил такой вариант из поля зрения, когда пробивал поезда по интернету. Будьте бдительны!
Вечером удачно сели в поезд. Проводницы нам попались – просто золото. Две симпатичных азиаточки. Как золушки, целый день трудились, убирались, предупреждали за 40 мин. о санитарной зоне. Сколько я езжу ни разу таких проводниц не встречал. Оказывается, это студентки подрабатывают во время каникул. Мы им целую страницу дифирамбов написали в «Жалобной книге».
Ночью проехали Казахстан, я опять всё проспал. Утром были в Кургане, потом в Челябинске. В Орске красивейший вокзал, как китайская пагода, из дерева построенный. Всяческих похвал достойна станция ЮУЖД Новоперелюбовская. Местные жители только ради нашего поезда превратили перрон в ярмарку. Чего там только не было! Манты, салаты, пироги, торты, огурцы малосольные, ватрушки, семечки, рыба (сухая, жаренная, копчёная), пиво, мороженное и ещё тонна всякой снеди. И всё это по божеским ценам. Жареного карася (больше ладони) я сторговал за 2грн. А дальше цены поползли вверх. Чем южнее – тем дороже. Апогей рентабельности – вода за 50руб. На вокзале в Краснодаре точно такую же купили за 25руб.
За 5 дней пути мы научились мыть голову в туалете, стирать носки и сушить мокрые вещи за окном. Ещё я сделал несколько выводов по поводу длительных поездок по ж/д: 1) брать сладкого в 2-3 раза больше, чем кажется на первый взгляд 2) брать на 50% больше воды, чем планируется 3) брать побольше чтива (хорошего и не очень).
В Краснодар мы прибыли 22 августа в 21:30. С этого момента мы до Сотеры бежали как бешеные собаки. Взяли билеты на электричку до Крымска на 2:52. До этого спали по очереди в зале ожидания. В Крымске были в 5:20. Не успели мы на перрон ступить, к нам подошли менты. Документы попросили, увидели, что на миграционной карточке нет печати, и аж озверели. Благо, здравый смысл возобладал, отпустили нас без последствий. На автовокзале ничего путного до Порт-Кавказа не нашли, пришлось нанимать машину. 150км нам обошлись в 1500руб. В 8:30 мы уже были в Порт-Кавказе. Купили билеты на паром (160руб.), прошли милицейский, таможенный контроль. Никто и слова не сказал про наши миграционные карточки. Следовательно, менты из Крымска брали нас «на понт». Наконец-то в 10 часов мы заняли места на пароме. Берёт «Киев-Стар», позвонил родителям. В Порт-Крыму Илюха выиграл золотую медаль в забеге от аппарели до таможни. При чём стартовал в шестом ряду. Быстренько прошли досмотр, быстренько загрузились в маршрутку. И только тут почувствовали себя на родной земле. Как хорошо дома, на Неньке-Укрине, где менты не проверяют документы, где можно на улице пить пиво, где не надо брать справку в ФСБ, что ты не верблюд. На автовокзале никаких вариантов до Сотеры не было, поехали на автобусе до Феодосии. В 13:00 (по Киеву) были на месте. Сели в автобус «Феодосия-Судак». В Судаке взяли билеты на 17:20 до Алушты. Вдруг оказалось, что автобус сломался и рейс отменяется. Каким-то чудом Ирише удалось взять 4 последних билета на следующий рейс. Это было ещё одно доказательства Бога. Итак, в 18:20 мы стартовали в направлении Алушты. Высадились на повороте на «Алые паруса». Уже почти стемнело. Нас встречали Ген и Медвежонок. Спустились на берег моря, прошли влево до диких пляжей, где стоял лагерь наших николаевских туристов-сотоварищей. Наконец-то марафон бешеной собаки закончился. Мы расслабились в кругу друзей.
Туристы-сотоварищи решили нас встретить, они приехали на Сотеру за день до этого, а сегодня приготовили нам самый лучший в мире ужин. Супчик, свежие овощи, ананасы маринованные… И, конечно же, пиво! О, ужин – выше всяческих похвал. Спасибо дежурным, слава завхозу, честь и хвала нашим товарищам. Это так здорово, когда тебя встречают!
Отчего не ходить в походы,
И на подвиги не пускаться,
И не странствовать год за годом,
Если есть куда возвращаться.
Мы ещё провели пару дней на море. 27 июля мы покинули Николаев, а ровно через месяц, 27 августа, мы вернулись в городскую суету, в мир трамваев, Интернета и вечерних новостей. Но сердца наши остались в царстве ледников и морен, в стране бурных ручьёв и бирюзовых озёр, в мире крепкой дружбы и искренней любви.
В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы, просто некуда деться,
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах свое сердце.
|