Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Алтай >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Дмитрий Плетенёв, г. Николаев (Укр.)

Алтайские каникулы, часть первая

Предыстория.

С чего же начать? Попробую начать с самого начала. Приблизительно за месяц до дня Х (поезд отправлялся 27.07) мне предложили идти на Алтай. Что я знал об Алтае? Практически ничего: это горы где-то на полпути к Сахалину, где блуждал Рерих. А ещё там собирают кедровые орешки. Одним словом, я сразу согласился.
Итак, наша великолепная пятёрка окончательно оформилась в таком составе:
Андрей Родионов – наш командир, опытный альпинист, побывал на Белухе 7 лет назад, и всё это время спал и видел, как бы вернуться к ледяной красавице
Ирина Слободянникова – самый обаятельный турист Николаевской губернии, её манила алтайская флора, особенно цветы
Илья Рябков – наш прославленный завхоз и обладатель самого неподъёмного рюкзака
Алёна Маноли – начинающая туристочка с большими глазами (по совместительству – наш главврач и аптекарь)
Дмитрий Плетенёв – чайник в плане альпинизма, фанат путешествий и автор этих путевых записок.

Пол-России без штанов

Итак, сухари засушены,
рюкзаки собраны,
аккумуляторы заряжены.
Наш вояж начался на ж/д вокзале, откуда в дождливый вечер 27 июля отправился поезд «Николаев-Харьков».
Нас провожали друзья-туристы.
Анечка, спасибо тебе за конфеты, аж до Урала они радовали нас своим наличием.
Прощайте, красотки,
Прощай, небосвод,
Подводная лодка
Уходит под лёд.

В Харькове мы провели целый день. Город запомнился, во-первых, 30-ведёрным самоваром в здании вокзала, во-вторых, бдительным милиционером на привокзальной площади. Оказывается, сидеть туристам на газоне – почти преступление. А местным шавкам удобрять клумбы – это вполне в рамках закона и морали.
Днём к нам присоединился Андрюха, он добирался из Черкасс. «Умывальников начальник и мочалок командир» возглавил наше «бандформирование» и повёл нас на захват боковых полок в поезде «Харьков-Владивосток». Плацкартный вагон поглотил «могучую кучку», захлопнул двери тамбура и унёс нас в вечерние сумерки.
Ночью проезжали русскую границу. Проверяющий нас пограничник скептически посмотрел на наши толстые рюкзаки, решил их не досматривать. И правильно сделал. Ибо в рюкзачных недрах затаилась стайка газовых баллонов.
И покатились вагоны, и застучали колёса… За окнами мелькали среднерусские пейзажи, разбавленные аккуратными полустанками. Безымянные реки, большие и малые, осёдланные железнодорожными мостами, мирно несли свои воды на юг. А мы неслись на восток. Время искривилось и измерялось приёмами пищи. Утром – пюрешка, на обед и ужин – мивинка. На десерт – чай с неучтённым сахаром (и шендриковскими конфетами).
Большие города разочаровывали. Пенза – безликим вокзалом, Самара – неважнецкими конфетами, Уфа – ремонтом прямо на перроне. Единственная станция, завоевавшая уголок в моём сердце, – это Сызрань.
И ту мент на перроне не дал сфотографировать по-человечески. В районе Златоуста перевалили через Урал – ворвались в Азию. Отметили это мороженкой. Проезжали по такому красивому месту где-то на Южном Урале. С обеих сторон – скалы, посредине – река, поезд, как змея, ползёт на пузе, огибая гряды. За Курганом два раза пересекли Казахстанскую границу. Всё прошло безболезненно. Я, например, даже не проснулся.
Всю дорогу стояла жара. Я превратил свои ходовые штаны в шорты, а Алёна соорудила юбку из простыни, в которой благополучно проехала пол-России. На третий или четвёртый день Илья открыл кружок наузистики (науки о завязывании узлов). Я научился завязывать булинь тремя способами и эшафотный узел.
В Новосибирск прибыли с опозданием. У нас было ровно 5 минут, чтобы найти наш поезд на Бийск, найти наш вагон и загрузиться с тяжеленными рюкзаками. Нервничали в тамбуре. Но Бог есть! Мы получили этому доказательство! Поезд на Бийск стоял на соседнем пути, и встали мы рядом с нашим вагоном. Наш «дранг нах ост» закончился в Бийске –- «воротах Алтая», куда мы прибыли 1 августа в 6 часов по местному времени.

Интернациональный лагерь на реке Абай

Прямо на вокзальной площади нашли машину («Газель») до Тюнгура. За 5 наших посадочных мест заплатили 1300руб. Кроме нас ехали офицер с молодой женой и ещё одна парочка.
Алтай – огромная страна, от Бийска до Тюнгура ехать 500км, то есть целый день, мы затарились едой, купили пятилитровый баняк воды.
Поехали. Оказывается, сегодня, 1 августа, на Алтае можно будет наблюдать полное (!!!) солнечное затмение. Вот это да! Неожиданно! Посмотрим.
Весь день мы ехали по живописным местам, кругом разбросаны холмы, поросшие берёзками, дорогу перед самой «Газелью» перебегали суслики, в небе парили соколы. Местами приходилось останавливаться из-за коров – они ходили по асфальту, как модели по подиуму, а иногда лежали на нём как на пляже.
Часиков в 15 (по местному) мы подъехали к КПП Усть-Кокса при въезде в приграничную зону. И тут нас погранцы завернули. Оказывается, чтобы получить пропуск на въезд в приграничную зону, надо было за 10 дней подать документы в ФСБ (для НЕ граждан России/Белоруссии). Они там проверяют, чтоб ни один террорист из Украины в Казахстан не прошёл через Россию. Эти правила ввели с октября, мы об них ничего не знали, на сайте «Высотника» тоже ничего не писали. Ириша с Андрюхой пытались как-то договориться, но всё тщетно, говорят, езжайте домой, вы у нас газ воруете. Ну и положеньеце! 5 дней трястись в поезде, кучу денег потратить, чтоб за 100 км до начала маршрута нас развернули. Что делать? Вижу, девчонки чуть не плачут. Остались на КПП. Андрюха посулил водителю любые деньги, если тот договорится с комендантом в Усть-Коксе. Ну, это маловероятно.
В километре от КПП течёт речушка, пошли туда ждать. Там на берегу стоят палатки, видимо, не нас первых завернули. Начали думать, что делать. Или подъехать к Тюнгуру с другой стороны, но там дня 3 идти ещё придётся, через сёла проходить, а там местные… Андрюха в прошлый раз от шпаны ледорубом отмахивался. Или тут обойти КПП и ловить транспорт до Тюнгура, но обратно как без пропуска ехать?
Полные грустных дум, мы не заметили, как начало темнеть. В 18 часов по местному времени (в 15 по Москве) тень луны стала поглощать солнце. Наши сварочные очки остались в рюкзаках на КПП, пришлось проявить находчивость и использовать пластиковую крышку от судочка для наблюдения за солнцем. Я вам скажу, зрелище завораживающее! Особенно в апогее. Солнце – как с картинки из учебника по астрономии. Чёрный диск и светящийся ореол. Небо потемнело, проступили звёзды. Вокруг всё притихло – ни ветерка, ни птички. Со всех сторон на горизонте появилась заря, как перед восходом. Такое состояние фантастическое – вне времени и пространства. А через минуту история снова запустила свои шестерёнки, солнце вышло из-за тени, и жизнь продолжилась. Подумать только, ради этой минуты люди ехали на Алтай из Харькова, из Кореи, одна группа взобралась на перевал, думали, там виднее будет, а тут налетело облачко и закрыло собой всё зрелище.

Водитель ничего не добился, встали лагерем на берегу речки, которая, кстати, называется Абай. Нашими соседями по лагерю и по несчастью оказались французы, чехи, на следующий день не пускали итальянцев. Мы себя ощутили полноправными европейцами.
С французами вообще отдельная история. Их было 5 человек, все студенты. Они ехали на Аккем со своими друзьями-белорусами, пограничники белорусов пропустили, а французов – нет (уж не знаю, что лягушатники у русских воруют :smile: ).
Встали они на Абае. Интересно, как они собирались с погранцами решать вопрос – русским языком жабоеды не владели, а пограничники не то что на французском, они и по-русски то с трудом ( :smile: ). Скажу без лишней скромности, повезло им со мной, мы смогли объясниться на ломаном английском. Вечером лагушатники попросили, чтоб я позвонил одной даме-бизнесменше, договорился по их вопросу. Пришлось идти в кафе (возле КПП), проситься позвонить с мобильного… Но мои труды окупились сторицей! В каждом заборе есть лазейка. И тут она тоже нашлась. Оказывается, эта Лариса (мадам из турагентства) имеет доступ к коменданту и делает пропуска всего за 700руб. Бог есть! Мы получили второе доказательство. Я договорился о нас и о французах.
На следующий день (2 августа) в обед к нам в абайский лагерь приехала Лариса. Она привезла пропуска французам и чехам. Наши документы будут готовы только завтра. Я опять выступил в роли переводчика. Оказывается, Лариса уже один раз выписывала им пропуска, но лягушатникам показалось дорого 700руб. (= 140гр. = 28$) с человека, и они отказались. И это в их то положении! Зажать 28 баксов и остаться без знания языка в Алтайской глуши! При чём виза у них кончается 10-го числа. Во второй раз им пропуска обошлись в 900руб. Потом они долго и нудно торговались за машину до Тюнгура (а я это всё переводил), в итоге таки заплатили. Не знаю, или жабоеды такие скупые, или они чего-то не догоняют... Напоследок Луиза (француженка, которая со мной общалась) поблагодарила меня и даже подарила печенюшку (кстати, очень вкусную).
Остались мы одни «в карантине» сидеть. В лесочке неподалёку росла красная смородина. Мы с Андрюхой пособирали её, передавили с неучтённым сахаром, получилось вкусненькое варенье к чаю.
3 августа. Воскресенье. Уже неделя, как мы выехали из родного Николаева, а до начала маршрута (Тюнгур) ещё не добрались. В обед приехала за нами машина. Мы специально подняли флаг Украины, чтоб было видно, кто стоит. Сделали нам все бумаги, миновали КПП и понеслись на всех парах к Тюнгуру, а водила нам попался лихой, без тормозов. Где-то на полпути кончился бензин, на буксире дотащили нас до заправки. Наконец-то добрались до Тюнгура, переехали через мост (уменьшенная копия Золотых Ворот Сан-Франциско). Дорого нам обошлись эти несчастные 100 км, мы заплатили 2500руб.
Уже вечерело, но мы решили рвать дальше. Нашли водителя (Иван, алтаец, бывший борец) с джипом (цвета белой ночи). Он нас подкинул до Елани (взял недорого, что-то около 100руб./чел.). Елань – это такой длинный луг, последний форпост цивилизации, где ловит мобильник. Мы этим воспользовались и отправили последние предпоходные смс-ки. Тропа пошла по правому берегу. За спиной остались 2 деревянных моста через Кучерлу. Минут 40 прошли до первого удобного места под ночёвку (возле ручья), там и встали.

Продолжение следует...
Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru