Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 5 к.с. по Ц.Кавказу в июле-авгутсе 2009 г. Часть 2 из 2
Продолжение. Начало здесь. 23.07.09. 6 день. Ночевки в кармане правобережной морены лед. Шхельда - ледовый кар правого притока лед. Шхельда. Пройденное расстояние 4 км, перепад высот + 960м. (Высоты по GPS : 2720 - 3680м.), чистое ходовое время 6ч.40мин. В первой половине дня облачно, с середины дня - переменная облачность, с 19:00 туман-снег. Подъем в 4:30. Выход в 6:25. От места ночевки по конгломератно - осыпному склону спуск на ледник. Движение по центру довольно ровного и полого ледника. (Фото13) Через час пути характер поверхности ледника меняется. Начинается зона трещин. Движение замедляется и принимается решение выйти на снежник, покрывающий правый борт ледника. Находим проход по моренному валу с нагромождением крупных камней. По снежнику траверсируем склон правого борта ледника в восточном направлении. Слева по ходу появляется небольшой скальный выступ, который мы, по ошибке, принимаем за "немецкие ночевки". Поднявшись по некрутому осыпному склону с выходами скал, понимаем, что ошиблись, т.к. "немецкие ночевки" находятся на подобном скальном выступе, до которого не дошли метров 200. После предварительного просмотра склона, находим траверс до следующей скалы по простым скалам и осыпям. Двигаться надо аккуратно, т.к. под нами склон становится очень крутым и заканчивается скальными выходами. Выход на площадки в 12:00. "Немецкие ночевки" расположены на скале над поворотом ледника, напротив Ушбинского ледопада. Здесь много площадок, есть вода, однако источник совсем слабый. Даже сейчас, в середине дня, воду набираем маленькой кружкой. Ручей питается снежником, расположенным над стоянками. Возможно, что совсем скоро, из-за обильного таяния снегов на Кавказе, здесь не останется источника воды. В любом случае, надо быть готовыми к тому, что рано утром и после захода солнца воды может не быть. Наконец-то вышло солнце. Обедаем и пользуемся этим редким моментом для просушивания одежды. С места обеда выходим в 14:30. Спускаемся на снежник и по снежникам правого (ор) борта ледника, а также по "островкам" морен, поднимаемся на пологую часть верхнего цирка ледника. Ледник открытый. Трещин нет. Хорошо просматриваются перевалы Чатын Сев. и Чатын Ложный.(Фото 14) Слева по ходу открывается крутой ледничок, выводящий в ледовый кар правого (ор.) притока ледника Шхельда. Правый борт ледничка положе и засыпан снегом. Выбираем путь по снегу, ближе к границе с открытым льдом.(Фото 15) Склон крутизной 25-30º. Движение в связках с одновременной страховкой В верхней части подъема крутизна увеличивается до 35-40º. Делаем промежуточные точки страховки на ледобурах. На границе с закрытой частью ледника, склон выполаживается и начинается зона трещин. Обходим трещины и оказываемся в верхнем ледовом каре. Перепад высоты до выхода на пологую часть составляет около 100м, протяженность подъема ~ 300м. Здесь ледник становится закрытым. Он ограничен отрогом пика Вуллея. В ледовый кар вышли в 18:30. Опустился плотный туман и через полчаса выравниваем площадки и устанавливаем лагерь. Высота 3680.
24.07.09 7 день. Ледовый кар - Зап.гребень пика Вуллея - л.Двойной (пер. Шхельдинский). Пройденное расстояние: 2 км перепад высот: +380м, - 190м (Высоты по GPS: 3680м - 4060м - 3880м) чистое ходовое время: 6ч. утром переменная облачность, днем пасмурно, с 15:30 туман, гроза, мокрый снег. Подъем в 5-00, выход в 7-00. От места ночевки по закрытому леднику (30-350) в связках начинаем подъем на ледовое плечо, отходящее от седловины в западном гребне пика Вуллея. (Фото 16). По пологому (ок.20º) плечу выходим на седловину. От места ночевки 1,5 часа. Высота 3900м. С седловины направо по ходу сначала непосредственно по гребню (~100 метров), а затем по правой стороне гребня, выходим к основанию большого скального жандарма. Обходя жандарм справа, по простым скалам и осыпным полкам выходим на гребень выше жандарма. (Фото 17). Протяженность участка ~200 метров, крутизна 45-600, много живых камней. Движение с одновременной и попеременной страховкой через рельеф, петли на скальных выступах и закладках. Выход на гребень в 12-30, высота 4060м. По заснеженному гребню через 100 метров выходим на его пологую часть, с которой хорошо просматривается спуск на верхнее плато ледника Двойной (перевал Шхельдинский). Примерно в 30 м ниже гребня, склон подрезан бергшрундом. С гребня налево по ходу и вниз проходим траверсом по снежно-ледовому склону (30 метров, 35-400), спускаемся к "мосту" через бергшрунд. Для пересечения бергшрунда в глубоком снегу на ледорубе были закреплены перила (20 метров). (Фото 18). Последний участник спускался без рюкзака с нижней страховкой. Ниже бергшрунда ледник выполаживается. Сначала вправо вниз в направлении пика Вуллея, а затем прямо вниз выход на верхнее плато ледника Двойной. Движение в связках с одновременной страховкой. Выход на пер. Шхельдинский в 15-00. Высота 3880м.
25.07.09 8 день. Ледник Двойной (пер. Шхельдинский) - разведка подъема на пер. Двойной. Подъем в 4-30. Плотная облачность, туман. Видимость нулевая. Собрались и сидим на рюкзаках. К 7-00 появились разрывы в тумане. Погода очень неопределенная, поэтому было принято решение провести разведку пути подъема на перевал без рюкзаков и, при наличии возможности, перенести лагерь на седловину. Предварительный просмотр (накануне, во время спуска с гребня пика Вуллея) показал, что на перевал можно подняться по кулуару, который выводит на перевал Двойной с ледника Лекзыр. В этот кулуар, точнее в его верхнюю часть, можно попасть, перевалив через скальный гребень ГКХ, отходящий от узловой вершины Кавказ Восточный. Другой вариант подъема - непосредственно через узловую вершину. В любом случае сначала целесообразно подняться на пологое осыпное плечо, в том месте, где гребень отходит от вершины. Подъем от места ночевки на плечо ГКХ под узловой вершиной Кавказ Восточный описан в разделе 26.07.09 участки 0-5. Возможности для установки лагеря нет. С плеча просматривается вариант подъема на седловину перевала, если спуститься в верхнюю часть снежно-ледового кулуара. Однако, это потребует задействовать все имеющиеся в группе веревки (на разведку взяли только две) и минимум часа 2-3. В связи с этим решено просмотреть другой вариант выхода на перевал - через узловую вершину. От места примыкания гребня к вершине влево по ходу уходит хорошая тропа, траверсирующая вершинную башню и выводящая к кулуару, ведущему на перевал Седло Кавказа. Прямо на тропе есть место под одну палатку. Не выходя на тропу, поднимаемся в широкий осыпной кулуар, пересекаем его, поворачиваем направо и выходим к небольшому (5 м) камину. Выше камина по простым скалам подходим к стенке (15 м, 800), выводящей на предвершинный гребень. Это ключевое место маршрута. (Фото 19). Подъем по стене технически не сложен, однако камнеопасен, много живых камней. Страховка организуется через закладки. Подъем от плеча ГКХ на гребень до предвершинного гребня занял 1,5 часа (без рюкзаков). По некрутому предвершинному гребню можно по снежникам и осыпям выйти на узловую вершину. Так как уже наступила вторая половина дня, а погода намного не улучшилась, разведку завершили. С предвершинного гребня спуск в лагерь по пути подъема. Вариант выхода на перевал Двойной через вершину показался более опасным из-за камнеопасных участков, особенно при выходе на предвершинный гребень и неочевидностью пути спуска с вершины на седловину. Принимается решение на следующий день идти перевал насквозь через снежно-ледовый кулуар. Отбой в 18-00.
26.07.09. 9 день. Пер. Двойной (3А) - Верхнее плато л. Бжедух Пройденное расстояние: 2,4 км перепад высот: +200м, - 500м чистое ходовое время 10ч., Утром ясно, с 19:00 туман, дождь. Подъем в 3-30, выход в 5-30. Участок 0 - 1. (Фото 20) От места ночевки, в связках, по снежному склону (~300 м, 30-350), подъем к основанию снежного кулуара. Участок 1 - 2. (Фото 20) Вверх по снежному кулуару между выходами скал 20 м ,45-500 и траверс вправо под скалы 30 метров 350, попеременная страховка через ледобуры. Участок 2 - 3. (Фото 20) Влево вверх по ледовому кулуару 20 м,, натечный лед, 50-600, попеременная страховка через ледобуры, выход на ГКХ. Участок 3 - 4. (Фото 20) Влево по ходу траверс по снежному склону, не выходя на гребень (есть опасность обрушения карниза) 70 м, 300, движение одновременно, до основания скального жандарма. Участок 4 - 5 . (Фото 20) От основания скалы направо вверх по снежно ледовому склону 60 м, 40-450, движение с одновременной страховкой через ледобуры, верхняя точка страховки - петля на скальном выступе. Выход на осыпное плечо гребня, примыкающего к узловой вершине Кавказ Восточный. Выход на плечо в 8-00. Высота 4030. Участок 5 - 6 . (Фото 21) С перемычки спуск на юг 50 метров, перила, по скальному углу в месте примыкания ГКХ к узловой вершине. Много "живых" камней. Спуск выводит в верхнюю часть снежно-ледового кулуара, ведущего к перевалу. Кулуар разделен на две части жандармом. Ширина кулуара в верхней части, между скалами гребня ГКХ и жандарма, не больше 10м. Участок 6 - 7 . (Фото 21, 22). Снежно-ледовый кулуар, крутизна 45-500. Подъем на седловину вдоль левого по ходу борта кулуара, 110 метров - перила на ледобурах и скальных выступах. Местами лед на скалах тонкий. Ближе к центру кулуара много снега. Выход на седловину всей группы в 12-00. Высота 4080. Перевал Двойной - 3А (координаты в системе WGS 84: 4310,3644 СШ и 4240,8760 ВД), высота 4080м. Характер: ледово-снежный, ориентация запад - восток. Расположен в Главном Кавказском хребте. Соединяет: 1) долины рек Местиачала (в Грузии) и Шхельда (в России), или 2) ледник Двойной и ледник Бжедух. Седловина узкая (от 0,5 до 1,5 м), снежная. При необходимости можно выкопать площадки под две палатки у скального выступа. В сторону ледника Бжедух свисают карнизы. В северной части в направлении в. Бжедух, седловина становится совсем узкой. Тура нет. Сложили новый тур на скальном выходе с юго-восточной стороны седловины. Пока готовился чай, была проведена разведка спуска, которая показала, что практически на месте выхода на седловину карниз минимален и есть косой мост через бергшрунд. Для организации спуска был срублен карниз и повешена петля на камне, зарытом в снег. Спуск начали в 13-40. Участок 1 - 2. (Фото 23, 24). Перила 30 метров вниз по ледовому склону и 15 метров влево вниз по узкому ледовому мосту на пологий участок ледника. Участок 2 - 3. (Фото 24) 300 метров вправо вниз сначала по пологому (30-350) закрытому леднику, а затем по более крутой его части (35-40º, местами движение "на три такта") в направлении ледового "пупыря" - серака, самого низкого, из доступных по "ровному" леднику. Участок 3 - 4. (Фото 24) 150 метров вниз, вдоль бергшрунда под в. Бжедух на ледовый "пупырь". Крутизна 45-500, попеременная страховка через ледоруб. Выход на "пупырь" в 17-30. Высота 3870м. Участок 4 - 5 . (Фото 24) Обход серака справа по ходу 40 метров, крутизна 50º. Движение с попеременной страховкой. Под сераком - 25 метров горизонтальные перила влево по ходу и 20 метров вниз, под основание большого ледового разлома, прикрывающего сверху от падающих камней и льда. При спуске группы с ледового "пупыря", в 17-40, произошел первый сход камней. Камнями пробивалась зона правее серака. Участок 5 - 6 . (Фото 24) По закрытому леднику крутизной 30-350 влево вниз движение в связках одновременно, местами переходя на движение на 3 такта. Затем спуск по центральной части ледопада к мосту через хорошо заметную большую трещину. Далее прямо вниз до пологой части ледника и через обломки огромного ледового обвала вправо вниз на верхнее плато ледника Бжедух. После выхода группы на пологую центральную часть ледопада, в 18-40, произошел второй сильнейший камнепад, который накрыл всю правую часть ледопада. Выход на верхнее плато ледника Бжедух в 19-30. Высота 3580м. Рекомендации по перевалу: · По всему склону, слева от пути спуска (из под перевала Седло Кавказа), периодически сходят небольшие мокрые лавины с обломками камней. · во второй половине дня повышается опасность схода камней со склонов вершины Бжедух. · При прохождении перевала с л. Двойной на л. Бжедух имеет смысл переночевать на седловине и начинать спуск рано утром.
27.07.09. 10 день. Верхнее плато л. Бжедух - пер. Бжедух 2Б - а/л Джантуган (Приют "Очаг" ) Пройденное расстояние - 10 км перепад высот -1280м, чистое ходовое время: 8ч.30мин. утром - переменная облачность, с 18:00 туман, дождь. Подъем в 6:00, выход в 7:50. По пологому закрытому леднику с небольшой потерей высоты подход под небольшую вершинку в северном отроге ГКХ, отходящем от в. Бжедух. (Фото 25). Перевал Бжедух с верхнего плато ледника не виден, он закрыт контрофорсом северного отрога и расположен севернее вершинки. К отрогу подошли в 9-00. Высота 3530м. Склон отрога некрутой (35-500), но камнеопасный, особенно в нижней части. Слева от вершинки в отроге хорошо заметен скально-осыпной кулуар, выводящий на седловину в контрфорсе гребня. Так как у основания контрфорса начинается ледопад, то логичным путем на пер. Бжедух является выход на седловину контрфорса. В месте примыкания ледника к скалам небольшая подгорная трещина, местами перекрытая камнями. В наиболее удобном месте для подъема повешены перила (30 м). Движение по одному ("живые" камни) до осыпной полки, уходящей влево вверх. Отсюда - одновременное движение в связках по простым скалам полки, со страховкой через скальные выступы и организованные точки (закладки), до кулуара. Подъем вверх по правой, по ходу, стороне широкого камнеопасного кулуара и выход на седловину контрфорса левее вершинки. Далее по полке спуск в небольшую мульду и подъем на седловину еще одного контрфорса. Здесь есть площадки под палатки. Отсюда внизу видна широкая седловина перевала Бжедух. Спуск на нее по некрутой средней осыпи. Выход на седловину перевала в 11-40. Высота 3600. Седловина широкая, осыпная. Вода только из снега. Тур на гребне. На седловине обед и пользуясь редким выходом солнца - небольшая сушка. При рассеивании облаков хорошо просматривается хребет пика Кавказ. (Фото _П). Выход с перевала в 13-40. Спуск начинается примерно в 70 метрах левее седловины. Движение плотной группой по скально-осыпным полкам крутизной 30-500. Сначала метров 70 прямо вниз, затем вправо вниз спуск к крутому снежнику (~450). Далее по мелкой осыпи и конгломерату вдоль снега. Не доходя примерно 20-30 метров до скального "прижима" снежника, переход влево по скально-осыпным полкам обходя слева нависающую скалу. Ниже скалы снежник выполаживается (30-350), однако снег достаточно плотный. Поэтому под скалой надеваются кошки и дальнейший спуск по снежнику на пологую часть ледника. Спуск от седловины до пологой части ледника Кашкаташ занял 2,5 часа. (Фото 26). По пологому открытому леднику выход на правобережную морену. По гребню морены идет тропа. В кармане морены много площадок под палатки. По тропе спуск на поляну у а/л "Джантуган". Выход к альплагерю в 19-00. Высота 2130. Так как в самом альплагере свободных мест не оказалось, на ночевку и дневку расположились в приюте "Очаг" - 5 минут по дороге выше а/л "Джантуган".
28.07.09. а/л Джантуган - дневка. Весь день дождь, гроза, туман, сырость. И никакого отдыха. 29.07.09. 12 день. а/л Джантуган - левобережная морена л. Джан-Куат Пройденное расстояние 8 км перепад высот: +570м чистое ходовое время: 3ч.50мин. утром ясно, с 12:00 сильный ветер, снег с дождем. Подъем в 5-30, выход в 7-00. От альплагеря по тропе правым берегом реки Адыл-су за два перехода поднимаемся до границы леса. (Фото 27). Далее по мостику, между двумя большими камнями, и по тропе на левом берегу подъем на древнюю морену к площадкам "Зеленой гостиницы". По тропе, идущей по гребню левобережной морены ледника Джан-Куат (Фото28), подъем на уровень верхней пологой части языка ледника. Не доходя примерно 200-350 метров до ледника много площадок, есть вода. Организуем обед. Погода резко портится. Холодает, пошел дождь а затем снег. Вынуждены ставить лагерь. Выход на площадки в 11:30. Высота 2870.
30.07.09. 13 день. л. Джан-Куат - пер. Джантуган Вост - Вершина Гумачи. Пройденное расстояние: 5 км перепад высот: +910м чистое ходовое время 5ч.30мин. утром ясно, днем - переменная облачность, с 13:00 плотный туман, снег. Подъем в 5-30, выход в 7-30. От места ночевки спуск по морене на пологий открытый язык ледника Джан-Куат. Метров через 500 ледник становится закрытым, и дальнейшее движение происходит в связках и кошках. Движение по центру ледника с постепенным смещением влево по ходу на верхнее плато ледника Джан-Куат. (Фото 29). Состояние снега позволяет двигаться с одновременной страховкой, обходя большие разломы. Бергшрунд под перевальной седловиной переходится по снежному мосту метрах в 200 левее по ходу, под склоном в. Гумачи. Далее траверс некрутого склона на седловину перевала Джантуган Восточный. Выход на седловину в 11-20. Высота 3600. Перевал Джантуган Восточный, 2Б (координаты в системе WGS: 43 11,2908СШ, 42 46,3662 ВД), высота 3600м, характер: ледово-снежный, ориентация: север - юг. Расположен в ГКХ между в.Башкара и в.Гумачи. Соединяет долины рек Адылсу и Местиачала. Ведет с лед.Джан-Куат на лед.Лехзыр. Седловина перевала узкая скальная. Спустившись ~10 метров на Джантуганское плато можно организовать комфортный бивуак. Со стороны ледника Лекзыр образовался большой надув. В обе стороны обзор закрыт отрогами. На север виден только пер. Гумачи. На перевале до 12-30 перекус. Погода медленно, но верно портится. Видимость падает. С седловины влево по ходу по простым скалам западного гребня начинается подъем на вершину Гумачи. Через 200 метров движение начинает сильно затруднять свежий снег на скалах, местами глубокий. Значительно усложняется выбор пути. Далее по гребню 100 м, затем по снежной мульде 40 м вверх и вправо под скалу. Видимость падает до 20-30 м. (Фото 30). Под снегом местами появляется лед. Скалу обходим справа, а затем вверх по узкому снежно-ледовому кулуару (20 м. 600) под вершинную башню. Далее траверс - вправо по ходу 50 метров вдоль скалы по обледенелым камням и снегу. Выход на гребень вверх, вправо по обледенелым скалам 45-500, 50 м перила. Плотный туман. В 50 метрах левее по ходу от точки выхода на гребень вершина Гумачи. Выход на гребень в 16-00. Высота 3778. На гребне поворачиваем направо и проходим траверсом примерно 40 метров. Здесь находим площадки под 2 палатки. Одна прямо на гребне, вторая в нескольких метрах ниже по склону. Выравниваем площадки и ставим лагерь.
31.07.09 14 день. Вершина Гумачи - А/л "Уллу-тау". Пройденное расстояние 8 км перепад высот: - 1430м чистое ходовое время 7ч. Утром и днем ясно, с 18-00 моросящий дождь. Подъем в 6-00, выход в 8-30. От места ночевки по скальному гребню в направлении южной вершины Гумачи 100 метров в связках с одновременной и попеременной страховкой. (Фото 31). Просмотр дальнейшего пути показал, что наиболее простой проход к перевалу Украина начинается от понижения гребня в том месте, где стоял лагерь и проходит по "полке" на склоне южной вершины. Однако и на гребне и на склоне скалы обледеневшие и покрыты свежим снегом, что делает выбор пути не очевидным. Изучив в бинокль гребень вершины Чегет-тау, стало очевидно, что предыдущие три дня непогоды существенно усложнили запланированный маршрут. (Фото 32). Проанализировав сложившуюся ситуацию: - отставание от оптимального графика на три дня - необходимость закладывать на запланированный траверс не менее трех дней в связи с усложнением маршрута - крайне неблагоприятные погодные условия в данном сезоне - необходимость обеспечения совершения, в отведенные сроки, похода, который отвечает всем параметрам пятой категории сложности было принято решение отказаться от траверса и пройти маршрут в "облегченном" варианте. По гребню спуск к месту ночевки и далее по простым скалам 50 метров подъем на Северную вершину Гумачи. Здесь и далее движение в связках с одновременной страховкой. С вершины - 50 метров простые скалы, далее в кошках по заснеженному гребню 50 метров и затем по закрытому леднику вдоль гребня в направлении перевала Гумачи (30-350). Не доходя до перевала - поворот направо, по закрытому леднику, лавируя между трещинами, спуск на пологую часть ледника Гумачи. Перейдя ледник - подъем на левобережную морену. Здесь много площадок под палатки. Вода из ручьев на леднике. Выход на площадки в 12-30. Высота 3460. (Фото 33). После обеда, в 15-00 начат спуск в альплагерь "Уллу-Тау". Спуск вдоль левого борта ледника петляя между трещинами. Нижняя ступень ледопада обходится слева по снежным мостам. Так как движение происходило во второй половине дня и мосты могли "раскиснуть", ледопад обходили в связках одев кошки. Дальнейший спуск до лагеря проходит по тропе идущей сначала по гребню левобережной морены, а затем уходящей влево по ходу, через небольшой отрожек, и спускающейся в долину реки Адыр-су. В альплагере были в 18-10. Высота 2380.
01.08.09 А / л " Уллу - тау " - Дневка . 02.08.09. 16 день. А/л "Уллу-тау" - пер. Грановского - Моренное озеро. Пройденное расстояние 14 км перепад высот: + 1400м, -690м чистое ходовое время 10ч. утром туман, днем - переменная облачность, вечером дождь. Подъем в 4-30, выход в 6-00. От альплагеря "Уллу-тау" движение по тропе идущей по правому берегу реки. Через 500 метров после поворота ущелья влево по ходу, тропа поднимается на ступень древней морены. У ручья есть места для палаток. Высота 2800. От альплагеря 2 часа. Далее тропа идет по гребню правобережной морены восточной ветви ледника Адырсу и выводит на пологий открытый ледник. (Фото 34) Подъем вдоль правого борта ледника. Метров через 500 ледник становится закрытым, и дальнейшее движение происходит в связках с одновременной страховкой. Седловина перевала с подхода не видна. Снизу хорошо просматривается снежный гребень, выводящий на седловину. По некрутому (20-250) леднику подход под взлет на снежный гребень. Взлет - 40 метров 30-350, снежный мост через бергшрунд. Снежный гребень крутизной 20-250, протяженностью 100 метров выводит на перевал. Седловина широкая. Тур на скальном гребне со стороны л.Башиль. Выход на перевал в 15-00. Перевал Грановского, 2А (координаты в системе WGS 84: 43 11,0112 СШ, 42 52,0758 ВД),высота 3770м, характер: ледово-снежный, ориентация: запад - восток. Расположен с северном отроге ГКХ. Соединяет долины рек Адырсу (ледник Адырсу) и Башиль-Аузусу (ледник Башиль). Спуск с перевала начат в 16-15. Справа от скального гребня по закрытому леднику в связках с одновременной страховкой (300, 150 м) выход на пологое плато (Фото 35). Плато пересекается по центру, а затем спуск левым бортом ледника между скальным выходом и ледопадом (30-350, 250 м). В начале спуска опасные разломы. Далее по пологому леднику влево, обходя нунатак, так же левым бортом, спуск (300, 150 м) на открытый пологий язык ледника. Примерно через 400 метров движения по леднику - подъем на левобережную морену, по гребню которой идет тропа. Практически от места выхода на гребень начинается озеро, замкнутое между моренами ледников Северный и Западный Башиль. На морене есть много площадок. Вода из ручья на южном берегу озера. Высота 3080. Выход на площадки в 18-30.
03.08.09. 17 день. Моренное озеро - Верхн. Лычатские ночевки. Пройденное расстояние: 6 км перепад высот: -120м, + 300м Чистое ходовое время: 6 ч. утром солнечно, к обеду туман, с 16:00 дождь, гроза. Подъем в 5-30, выход в 7-00. От озера сначала по гребню морены, а затем по моренным увалам спуск к ручью из под ледника Зап. Башиль. Переход через ручей обозначен "турами". На левом берегу ручья идет тропа с перевала Голубева. Тропа малохоженная и местами прерывается, идет в непосредственной близости от ручья и выводит на язык ледника Башиль. (Фото 36). От озера (с учетом поиска в тумане места переправы) 2 часа. Высота 2700. Пересекаем пологий открытый ледник в направлении большой промоины в правобережной морене. (Фото 37). Далее по крутому конгломератному склону подъем на травянистый склон, в верхней части которого идет тропа. По тропе направо (по ходу) до небольшого, но крутого снежника. Обычно он проходится без организации страховки, но в этот раз под тонким слоем снега - плотный фирн, не позволяющий сделать полноценные ступени. Пересекаем снежник, для безопасности организовав перила, и поднимаемся на "Верхние Лычатские ночевки" по тропе, обозначенной турами. На ночевках в 14-00. Высота 2960. На ночевках воды нет. За ней надо спускаться обратно к снежнику - там из-под камней течет мощный ручей. Воду на утро лучше набирать с вечера, т.к. с утра ручей слабый, либо совсем замерзает. После перекуса, в 15-30, выход в направлении перевала Бодорку. Движение по тропе на правобережной морене восточной ветви лед.Башиль. Тропа легко читается, хотя в некоторых местах уже начала пропадать. Через 20 мин. выходим на пологий закрытый ледник и продолжаем движение по его правой (ор) стороне. В 16-00 со стороны перевала Лычат вышло грозовое облако, которое затянуло весь верхний цирк восточной ветви ледника Башиль. Гроза вынудила нас спуститься с высоты 3100 на "Верхние Лычатские ночевки". Принимая во внимание, что запасных дней не осталось, а в сложившихся метеоусловиях на прохождение перевала Бодорку потребуется еще два дня, группой было принято решение отказаться от его прохождения, ради возможности пройти перевал Ортокора 3А и завершить, таким образом, полноценную "пятерку". Однако опустившийся плотный туман и моросящий дождь не позволили начать спуск в долину реки Башиль для обхода хребта Болдошке (Бодорку).
04.08.09. 18 день. Верхн. Лычатские ночевки - т/б "Башиль" - т/б "Чегем". Пройденное расстояние: 22 км перепад высот: -990м, +100 чистое ходовое время: 9 ч., весь день солнечно. Подъем в 3-30, выход в 5-30. Спуск от ночевок по тропе идущей по гребню правобережной морены ледника Башиль до потока, вытекающего из ледника под перевалом Чат. Вдоль потока, без тропы, вниз, где на пологой долине он разбивается на множество ручьев и позволяет перейти его по камням. Дальнейший спуск по тропе, идущей по правому берегу реки Башиль. Следует держаться тропы, идущей непосредственно вдоль берега. Метров через 100 после входа в лес, тропа раздваивается. Правая уводит на тупиковые пастбища. Левая - еще метров 100 траверсирует склон, а затем резко спускается вниз к мосту через реку.ВНИМАНИЕ! Тропа - сильно заросшая, и после входа в лес не стоит торопиться, чтобы не пропустить спуск к мосту. Координаты моста в системе WGS84: 43 12,0168 СШ, 42 57,7662 ВД. Высота ~2150м. По хорошо набитой тропе спуск на широкую поляну левого берега реки Башиль, на северной границе которой стоит кош. От него сначала по дороге, а за развалинами погранзаставы - вправо по тропе, выход к висячему мосту через реку Башиль. Сразу за мостом начинается турбаза "Башиль". На турбазу спустились в 11-30. Высота 2000м. По дороге спуск до слияния рек Башильауз и Гора-Аузсу, затем подъем по дороге вдоль реки Гора-Аузсу до турбазы "Чегем", где забрали заброску. На турбазе в 18-00. Высота 2100м. На ночевку встали на один переход выше турбазы в лесу. Здесь прекрасные стоянки. 05.08.0. 19 день. Подход под перевал Ортокора Западный. Пройденное расстояние 10км перепад высот: +1650м чистое ходовое время: 8ч. солнечно. Подъем в 6-00, выход в 8-00. От турбазы "Чегем" по дороге до развилки с табличками "Тютюргу" - на лево и "Нарзаны" - направо. Далее - налево, по тропе, которая довольно резко набирает высоту и выводит в широкий "карман", между правобережной мореной ледника Шаурту и травянистым склоном, выводящим в цирк ледника Тютюргу. От турбазы 2 ходовых часа. Высота 2380м. В связи с обильными дождями в последние дни, уровень воды реки Тутюр-су оказался выше обычного и не позволил перейти её по камням. Пришлось переходить вброд. (Фото 38). По тропе, сначала идем по травянистому "карману" морены лед. Шаурту (есть ручей и стоянки) до небольшого водопада. Здесь есть камень с памятными табличками погибшим туристам на пер. Ортокора Вост. (Фото 39). От водопада поворачиваем направо по ходу и поднимаемся на гребень морены, по которому двжемся до резкого взлета моренного гребня. Отсюда выходим направо на открытый ледник и по его правому (ораграфически) борту, в обход ледопада, поднимаемся на небольшое выполаживание выше "Нижних Шауртинских ночевок". Высота 3250. (Фото 40). В снежные годы, если ледник закрыт, целесообразно подниматься по гребню морены до "Нижних Шауртинских ночевок" и затем выходить на ледник. Набрав по пологому открытому леднику еще 100 метров высоты, упираемся в зону больших разломов. Дальнейшее движение в связках, с одновременной страховкой. По снежным и ледовым мостам, двигаясь вправо вверх, выходим на пологий участок под взлетом на верхнее плато ледника Шаурту. По центру взлета, лавируя между большим количеством открытых разломов, поднимаемся на верхнее плато (закрытый ледник) где поворачиваем направо к нунатаку. Вдоль рантклюфта поднимаемся до более-менее пологой площадки, на которой организуем бивуак.(Фото 41). Высота 3750м. Выход на площадку в 18-00.
06.08.09. 20 день. Перевал Ортокора Западный. Пройденное расстояние 2,6 км перепад высот: +575м чистое ходовое время (без разведки): 6ч. весь день солнечно, на перевале сильнейший ветер. Подъем в 4-00, выход в 6-00. Участок 1-2. От места ночевки движение по закрытому леднику обходя нунатак с западной стороны (под склонами пер Ортокора Вост. Фото 42). Через понижение ледника (Фото 43), с зоной больших разломов, по центру ледового склона, спускающегося от пер. Ортокора Зап., подъем к основанию снежного конуса в средней части большого поперечного разлома. Движение в связках с одновременной страховкой, крутизна 30-350. Последние 25 метров до основания конуса - лед крутизной 45-550, попеременная страховка через ледобуры. У основания конуса в 8-30. Высота 3980. Участок 2-3. Выход на вершину снежного конуса, далее стенка разлома (Фото 44) (рыхлый лед, 950, 5 метров) и подъем по желобу (15 метров, 50-550, лед/плотный фирн) до небольшой ледовой полочки. Первый участник с ледовым инструментом, без рюкзака. Остальные участники преодолевали участок с использованием перил. Последний вышел к верхней точке закрепления перил в 9-45. Участок 3-4. Общее направление прямо - вверх по центру склона, лавируя между закрытыми трещинами. В верхней части движение вправо - вверх, в обход большой трещины, выход в выполаживающийся цирк перевального взлета (Фото 45). Движение в связках с одновременной и попеременной страховкой, крутизна 40-500. Высота выполаживания 4250. Выход в цирк в 12-00. Участок 4-5. Движение вправо - вверх к снежному мосту через бергшрунд (правее первого от седловины скального острова). Далее по снежному склону 35-400 40 метров вверх и по правой кромке скального острова выход на гребень в 50 метрах правее и выше седловины. Спуск по скальному гребню 20 метров крутизной 45-500, и далее по острому снежному гребню 30 метров на седловину перевала (Фото 46). Движение в связках с одновременной и попеременной страховкой. Выход на седловину в 13-30. В снежные годы, при засыпанном бергшрунде, возможен выход по центру снежного склона, крутизной 35-550, непосредственно на седловину. Перевал Ортокара Западный, 3А, (координаты в системе WGS 84: 43 5,3172 СШ, 42 2,5152 ВД), высота по GPS 4325м, характер: ледово-снежный ориентация: север - юг. Расположен в ГКХ. Соединяет долины рек Тютюр-Су и Черек Безенгийский. Ведет с лед.Шаурту на зап. ветвь лед.Цаннер. Седловина снежная, шириной от 0,5 до 3-х метров. Открывается прекрасная панорама западной части Безенгийской стены (Фото 47). Тур на скальном выходе, ближе к жандарму "Двугорбый". Для организации места под ночлег было снято до 1 метра снега, однако, шквальный ветер, поднявшийся вечером и продолжавшийся всю ночь и утро, угрожающе прогибал палатки. Проведена разведка траверса жандарма "Двугорбый". Отбой в 18-30.
07.08.09 21 день. Траверс жандарма "Двугорбый". Спуск на перевал "Кель". Пройденное расстояние 3 км перепад высот: -700м ходовое время: 13ч. утром солнечно, сильный ветер, с 10:00 - грозы, снег, туман. Подъем в 4-00, выход в 6-30. С седловины по гребню выход на южный склон жандарма (Фото 48), и далее движение без потери высоты по полкам сильно разрушенного скального Юго-Восточного и Восточного склонов, крутизной 30-500и снежно-ледовым "языкам" крутизной 40-500 свыходом на перемычку в Каргашильском хребте, севернее жандарма "Двугорбый". Выход на перемычку в 9-30. Движение в связках с одновременной и попеременной страховкой. С перемычки открывается панорама вершины Дыхтау и восточной части Безенгийской стены. Налетевшая с Юго-Запада гроза, прервала разведку дальнейшего движения по гребню (Фото 49) и вынудила начать в 10-00 спуск с перемычки на Северо-Восток (вниз - влево), в направлении большого снежного кулуара (Фото 50 -51). Участок 1-2. 100 метров - перила по разрушенным скалам крутизной 70-900, пересекая снежно-ледовый кулуар. Участок 2-3. 50 метров по разрушенным скалам крутизной 60-800, движение в связках с попеременной страховкой Участок 3-4. 150 метров - перила по разрушенным скалам крутизной 70-900, пересекая два снежно-ледовых кулуара. Участок 4-5. По разрушенным скалам крутизной 60-800 движение в связках с одновременной и попеременной страховкой - 250 метров. Далее по скальным полкам и небольшим осыпям крутизной 40-500 плотной группой спуск к основанию скального гребня, ограничивающего большой снежный кулуар. Участок 5-6. По снежному склону крутизной 30-350, движение в связках с одновременной страховкой - 150 метров до полузасыпанного снегом бергшрунда и далее по пологому закрытому леднику, спуск к осыпному склону, выводящему на перевал "Кель", высота 3600. Постановка на ночлег на площадках на восточном склоне перевала в 20-00
08.08.09. 22 день. Спуск с перевала "Кель" до а/л "Безенги". Пройденное расстояние 13 км перепад высот: -1320м чистое ходовое время: 4ч.20мин. облачно, с 13:00 моросящий дождь. Подъем в 3-30, выход в 6-00. Всю ночь дул очень сильный ветер, к утру, он еще более усилился и завалил одну из палаток, что усложнило сборы. С перевала 20 минут спуск по восточному склону гребня вершины Кельбаши до травянистых площадок над "бараньими лбами". Мелкая и средняя осыпь крутизной 30-350, слабовыраженные следы тропы. По полкам "бараньих лбов" - вниз вправо на осыпной склон крутизной 30-350и по нему прямо вниз, до хорошо набитой тропы, идущей по левобережной марене ледника Безенги - 30 минут. Далее по тропе 10 минут до озера с площадками - "Баранкош". Тропа па гребню морены идет до его резкого понижения, затем выходит направо на ледник. Место перехода хорошо промаркировано "турами". От "Баранкоша" 30 минут. Спуск по центру открытого ледника до ручья, стекающего с правобережной морены, от "Миссескоша". Здесь, по "турам" выход направо на тропу, которая теперь идет не по гребню правобережной морены, а в кармане между мореной и отступившим ледником. По тропе спуск до альплагеря "Безенги". В лагере были в 11-20. Высота 2100. Благодаря наличию в ущелье сотовой связи, от места выхода тропы на ледник, мы смогли, через друзей в Москве, связаться с директором альплагеря, и договориться, чтобы заказанная заранее на 11-00 машина нас дождалась. Пройдя парадным маршем по центральной площади альплагеря, на которой начинались праздничные мероприятия, посвященные его пятидесятилетию, мы успели только переобуться, закупить хичинов с пивом, и в 12-10 выехали на "буханке" в Минводы., куда и прибыли в 17-00, с учетом стоянки у пограничников и заездом на базу "Безенги" в Нальчике. 5. Финансовые расходы
6. Сведения о материально-техническом оснащении группы. 6.1 Общественное снаряжение.
6.2 Личное снаряжение:
Половина ледобуров была вынесена в общественное снаряжение. В общей сложности на каждого участника приходилось по два ледобура. Весь маршрут был разделен на два участка, которые отличались по перечню используемого снаряжения. 1-й участок - это прохождение перевала Юсенги, траверс пика Вуллея, прохождение перевалов Двойной и Бжедух. Данные препятствия планировались как самые требовательные к количеству используемого снаряжения. Из-за высокой камнеопасности при спуске с пер. Юсеньги Южный, было принято решение использовать 4 основные веревки, чтобы обеспечить возможность организации полноценной верхней страховки при работе на двух веревках. Это бы ускорило прохождение опасных участков и помогло бы избежать скопления всей группы в одном месте. 2-й участок - от а/л Джан-Туган до а/л Уллу-Тау. На нём планировалось использовать три верёвки. К сожалению, при прохождении траверса пика Вуллея и перевала Ортокара камнями были побиты две веревки, и от них пришлось отказаться. "Лишнее" сняряжение было отправлено в Москву со знакомыми, которых мы встретили в альплагере Уллу-Тау. Почти все специальное снаряжение, которое было взято, было использовано по назначению. Исключение составил лишь второй скальный молоток. Рекомендации: - более внимательно относится к ветроустойчивости используемых палаток. В нашем случае одна палатка была повреждена ветром на перевале Кёль. К счастью, на нем мы ночевали перед самым завершением маршрута. - При наличии двух основных веревок, при работе группы на спуск на сложном участке рекомендуется предусмотреть наличие сдергивающей веревки, чтобы ускорить продвижение группы и избежать скапливания всех участников на одной стации. 7. Выводы и рекомендации. Главным событием и действующим лицом прошедшего мероприятия оказалась погода. За двадцать два дня в высокогорной зоне было только пять дней без дождя или снега днем. Лето 2009 года на Кавказе побило все рекорды по ненастью. Однако несмотря ни на что, главная цель похода была достигнута. Совершено горное путешествие пятой категории сложности с прохождением двух очень интересных и далеко не самых простых перевалов 3А. Пройдено пешком почти 160 километров вдоль Главного Кавказского хребта. Посещено 8 красивейших ущелий Центрального Кавказа (Баксан, Юсенги, Шхельды, Адыл-су, Адыр-су, Башиль, Чегем, Безенги). Все участники группы вернулись домой целыми и невредимыми (не считая одного ушиба, одного растяжения и многих мелких потертостей). Выбранный график активной акклиматизации - максимальная возможная высота (4100) налегке в первый день, небольшой груз и почти 25 километров пешком на умеренной высоте (2700) во второй и две первые ночевки на уровне до 2000 метров - полностью себя оправдал. Ни у одного участника не было даже небольших проявлений горной болезни. Наличие довольно развитой дорожной и туристско/альпинистской инфраструктуры на Центральном Кавказе позволили организовать 4 заброски практически на нитке маршрута. Такое количество забросок обеспечило движение по маршруту с максимальным весом рюкзаков не превышающим 27 килограмм у мужчин и 23 у девушек. Надежным партнером с вполне приемлемыми ценами (как нам показалось) в организации логистики проявила себя компания _ООО "КавказСкиТур".( www.kavkazskitur.ru) . Пройденный насквозь перевал Двойной (3А к.с.), при аналогичном состоянии снежного покрова и погодных условий, может быть рекомендован для прохождения только очень хорошо подготовленным группам, совершающим не первый поход пятой категории. При этом следует учитывать, что в связи с интенсивным таянием ледников, ледовая "шапка" вершины Бжедух также уменьшается и перестает сдерживать разрушение гребня, обломки которого в виде камнепадов перекрывают среднюю часть перевального взлета со стороны ледника Бжедух. Пересечение этого участка может быть относительно безопасно только в первой половине дня. При прохождении перевала со стороны ледника Двойной на ледник Бжедух следует предусмотреть ночевку на седловине, где можно раскопать площадки на две небольшие палатки. Для этого необходимо иметь в группе достаточное количество снежного инструмента. Планируя настоящий поход, мы осознавали, что столь насыщенный и плотный график возможно осуществить только при сочетании благоприятной погоды и максимально быстрой и слаженной работы группы. Очень надеясь на оптимальное сочетание того и другого, тем не менее, были запланированы запасные варианты, которыми, к сожалению, пришлось воспользоваться. Накопленное отставание от графика и усложнение участка траверса от вершины Гумачи до перевала Гарваш по погодным условиям заставило отказаться от прохождения этой "изюминки" маршрута. По той же причине в условиях жесткого цейтнота, для сохранения целостности маршрута пятой категории пришлось обойти красивый перевал Бодорку. При прохождении связки перевалов Ортокора Западная-Восточная та же непогода заставила "открыть" вариант спуска с перемычки между жандармами в самом начале Каргашильского хребта на ледник Ортокора (Кель). Вынужденно использованный вариант спуска вполне соответствует категории сложности перевала (3А) и надо отметить, что за все время спуска на маршруте не сошло ни одного камня (кроме спускаемых самими участниками). В то же время в редкие просветы (за время спуска трижды накатывала гроза) было видно как по кулуару, выводящему с ледника Ортокора (Кель) на перевал Ортокора Восточная, регулярно сыпали камни. Приложение 1: Перевальные записки.
Приложение 2: Фотографии.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||