Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индийские Гималаи. Долины Спити и Кинаур
Долины Спити и Кинаур находятся в западных индийских Гималаях в штате Химачал Прадеш
Целью нашей поездки были храмовые комплексы в долине Спити, и самый древний действующий храм в традиции Махаяны-Табо. Регион посещается туристами,хотя и не так активно как другие места в индийских Гималаях такие как Манали, Кулу, Дармсала. Я отметил на карте наш маршрут и основные точки.
Путешествие мы начали из Манали. Автобус отправлялся в 5 утра. На перевале Ротанг Пас(3979м) мы были около 8-9 утра. Морозный воздух,горячий чай из грязных стаканов, утреннее солнышко озаряет горы.
Грузимся в автобус и едем дальше, около полудня поднимаемся на перевал Кунзум Ла(4550). Это самый высокий перевал на нашем пути и ворота в долины Лахаул и Спитти.
Автобус делает здесь остановку,чтобы пассажиры могли совершить поклонение силам природы и буддийским божествам,обойти вокруг ступ находящихся на перевале. Все без исключение пассажиры нашего автобуса совершают подношения и ритуалы и мы отправляемся дальше.
Финальная точка нашего пути поселок Каза-главный город долины Спити. По дороге останавливаемся на пропускном посту, все иностранцы находящиеся в автобусе должны предъявить свои паспорта, погранцы записывают данные и едем дальше. Около 16-00 наконец то пребываем в Казу. Дорога заняла около 12 часов. Очень удачно на мой взгяд. И хотя горная дорога достаточно утомительна,это просто легкая прогулка по сравнению с дорогой Лех-Манали которую мы проделали 4мя днями раньше! Итак Каза-районный центр долины Спити. На самом деле это всего лишь небольшой поселок. Мы решаем остаться тут на ночь и утром отправиться в Табо, что на 40 км дальше. Рядом с Казой находятся потрясающие буддийские монастыри Ки и Кибер. Их осмотр мы оставляем на обратную дорогу тк планируем возвращаться тем же путем...мы еще не знаем что планам нашим не суждено сбыться.В Казе можно получить пермит(разрешение) на движение в населенные пункты находящиеся далее Табо,мы не делаем этот пермит тк дальше двигаться не планируем.
Следующим утром отправляемся в Табо. Грузимся в автобус и садимся на передние сиденья, так называемые "места для В автобус заходит буддийский Лама и садиться рядом! Выглядит он очень солидно-длинные волосы желто оранжевые одеяния, сразу видно не заурядный монах а Ринпоче. Едем вместе. Когда кондуктор подходит к нам он начинает возмущаться почему это мы сидим тут рядом с ламой...Тулку(перерожденец), высокий Лама,, говорит кондуктор...мы смущаемся но лама говорит, что все нормально и мы ему вовсе не мешаем! Продолжаем путь стараясь каждой порой впитать энергетику святого человека. Вот так вот в Гималаях-святые могут оказаться на одном сиденье в автобусе рядом с вами!!! 2.5 часа и мы в Табо!
Посетить это место я мечтал очень давно. Монастырь Табо был построен более 1000 лет назад. В 1996г, в год празднования 1000летия монастыря Далай Лама давал здесь посвящение в Калачакру. Его Святейшество выразил желание уйти на покой именно в этом месте. Табо располагается на берегу речки Спити, и представляет собой небольшое поселение окружившее храмовый комплекс. Сами храмы - глинобитные сооружение с единственным входом, и внешне более похожи на глиняные бункеры чем на тибетские постройки.
Внутри храмов сохранились уникальные буддийские фрески. Сколько лет фрескам точно не знаю но выглядят очень древними! Вести фотосъемку в храмах запрещено. От фотовспышек фрески портятся, вместо этого туристы могут приобрести открытки с фотографиями фресок. Вырученные деньги идут на постройку школ в регионе. Я позволил себе отсканировать несколько из них, чтобы читатель смог понять на сколько они уникальны
Вокруг Табо на холме много пещер, которые монахи используют для своих практик.Помимо основного храма есть маленький на горе,где я все же сделал несколько фотографий без вспышки подсвечивая фрески фонариком.
Основные храмы были осмотрены нами в первый же день. Вечером первого дня пошел дождь, который не прекращался 4 дня и напрочь размыл все дороги в любом направлении. Регион долины Спити является самым сухим регионом Индии, здесь выпадает минимальное количество осадков. И подобный катаклизм последний раз был здесь 10 лет назад. Итак в результате дождей все дороги размыты, мы напрочь застряли в Табо. Но нам еще повезло, из-за оползней в регионе погибло более 30 человек, сотни были отрезаны на высокогорных перевалах, правительство Индии сбрасывало еду и одеяла с вертолетов пострадавшим. В общем катастрофа национального характера.
В Табо нас было около 30 туристов, мы единственные из Росии. У многих были билеты на самолеты на ближайшие дни,истекали сроки виз. Выбраться в течении ближайших дней не представлялось возможным, телефон не работал. Но были и положительные стороны. Каждый день в храме проводилась служба, которую я с радостью посещал. В монастырском общежитии, где мы жили, была бесплатная библиотека, с отличной подборкой книг по буддийской культуре и философии! Холодные вечера нам скрашивала интернациональная компания а так же вкусная еда в местных забегаловках.
Как бы не нравилось нам Табо, через неделю стало очень скучно, да и времени у нас оставалось в обрез, тк мы торопились на учения Далай Ламы в Дармсалу что в 3х днях пути. Итак на 8й день мы решились отправиться в путь в сторону Реконг Пио, вернуться в Казу мы не могли тк дорога в том направлении была еще закрыта, а перевалы Кунзум Ла и Ротанг были бы закрыты еще несколько недель. Мы не смогли осмотреть храмы Ки и Кибер, недалеко от Казы-будет повод вернуться! Чтобы двигаться ниже Табо нужен специальный пермит которого у нас не было. Но получить его возможности так же не было тк дорога до Казы закрыта, и мы отправляемся в путь без пермита, в надежде на экстренную ситуацию Выехали рано утром, вслепую, мы точно знали, что завалы еще не расчищены, но за день до нас уехала группа французских туристок, у которых заканчивались визы и пропадали билеты домой, так что мы были не первыми. Автобусного сообщения не было, поэтому мы решили взять джип до первого завала, а дальше идти пешком в надежде на попутный транспорт.
До первого завала ехали около часа, по дороге встретили автобус на котором пытались уехать из Табо наши друзья в первый день. Уехать они смогли всего на 14 км, наглухо застряли и шли назад под проливным дождем и камнепадом, реально рискуя своей жизнью! Пересекая пограничный пост мы беспокоились, что нас отправят назад без пермита, но нас пропустили ввиду черезвычайного положения, выдав какую то бумагу на месте.
Первый завал был в районе д. Сумдо, на карте в начале рассказа помечен красным, там трудились рабочие и техника, завал мы перелезли и несколько км шли пешком пока не подъехала другая машина и не подбросила нас до следующего завала, еще час езды в районе Нако. Этот завал был очень серьезным!!!
От дороги просто ничего не осталось и перелезать приходилось по сплошному сыпняку. Около часа мы собирались с духом чтобы пересечь его. Первыми шли поляки Лукаш и Доминика, следом я и Юля последней шла испанка Соня. Когда мы были уже рядом с дорогой Соня начала сползать под весом 2х своих рюкзаков в пропасть и тут начался камнепад. Крупные и мелкие камни летели с огромной скоростью, мы с Юлей чудом выскочили из под камнепада, мне казалось что я летел по воздуху. Соня же оказалось как раз в центре завала, мы с замиранием сердца следили за ней. Спасло ее то что один рюкзак был у не на груди и она прикрыла им голову. если бы этого рюкзака не было, она бы уже не была среди живых, а так отделалась только ссадинами на руках. В общем каждый из нас испытал на себе силу гор, а Соня еще и второе рождение. К слову говоря она жила в Табо полгода как волонтер помогая строить школу. Вот такой вот опыт!!! Ну слава Богу что все остались живы! С горами шутки плохи!!! За завалом дорога была уже чистой и через полчаса подъехал автобус который и доставил нас в Риконг Пио уже затемно. Реконг Пио районный центр долины Киннаур. Город является важным транспортным центром в регионе, так же здесь можно получить пермит для движения на север в долину Спити. Город расположен у подножья горного массива Kinnaur Kailash (Кинаур Кайлас). Название горы созвучно с горой на территории Тибета. Киннаурский Кайлас также почитается как священная гора буддистами и индуистами. Высота главного пика 6349м. В осенние месяцы индуистские паломники совершают кору вокруг горы. По тому же маршруту пролегает туристический трек вокруг горы, продолжительностью около 5 дней с максимальным подъемом на высоту 5260м. Мы тоже планировали пройти этот маршрут на в связи с нехваткой времени отказались от этой затеи!
Кальпа одно из самых красивых мест среди тех где мне удалось побывать в Индии. Сама деревушка небольшая, но сдесь много отелей и гест-хаусов которые разбросаны выше по горе. Ресторан в деревне правда всего один, даже не ресторан а дхабба(кто был в Индии поймет), но еда там очень вкусная, именно там я ел самые вкусные в Индии паранты! Прибыли мы ночью и с утра, когда проснулись, просто обалдели от вида вокруг.
Кальпа потрясающе расслабленное место, многие из местных носят национальные одежды, жизнь течет неторопливо как сотни лет назад, прогуливаясь по улочкам деревни мы как будто попадали в прошлое!
Повсюду растет дикая конопля,местные жителя заготавливают гашиш!
В Кальпе мы провели несколько дней с нашими друзьями поляками Лукашем и Доминикой. Я настоятельно рекомендую это место для всех путешественников по Индии.
Из Кальпы мы отправились прямым автобусом до Дармсалы, скажу вам это было просто ужасно, 20 часов ночью по горному серпантину без малейшего намека на сон..но это уже тема для другого рассказа! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||