Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В Вади Рам и обратно
1. Обратно Пассажиры заняли свои места, и автобус тронулся. Это был пятидесятиместный рейсовый автобус Эйлат – Тель-Авив. Расчетное время в пути 5,5 часов. Не мало. За это время можно пересечь Средиземное море и половину Европы на самолете. Но только из окна автобуса можно разглядеть Иудейскую пустыню и вместе с автобусом «погрузиться» до уровня минус 411 метров к берегу Мертвого Моря. А еще, если повезет, то можно погрузиться в неповторимую атмосферу целой страны.
Армия становится естественным продолжением школы. В израильской армии нет «дедовщины». Это не USSR. Здесь военнослужащие, если хотят, на выходные возвращаются домой. Никому в голову не приходит прикидываться больным и немощным и «косить» от армии. Хотя и здесь это тоже возможно. Но зачем? Ребята ехали домой с рюкзаками и сумками. Многие были с винтовками. У некоторых на поясных ремнях висели магазины с патронами. Внутри автобуса винтовок не было видно, наверное, по правилам пассажирских перевозок их нельзя размещать в салоне автобуса, и все винтовки были убраны в багажник. Я сидел у прохода. Рядом со мной, у окна, сидел мужик лет пятидесяти. Как только все расселись по местам, он дружески ткнул меня локтем в бок и махнул рукой в сторону прохода: - Тирэ, ле банот ло айя маком, итнахлу аль а-рицпа кмо аль сфат аям(2) Веселый мужик, конечно, только я его не понимал. Иврит я не знаю. Я проследил взглядом за его рукой. На полу две девчонки в военной форме, подложив под голову один рюкзак на двоих, мирно дремали. Мест в автобусе хватило не всем. Хорошо, что мне удалось купить билет до Тель-Авива. Было бы грустно 5,5 часов лежать на жестком полу рядом с ними.
- Игану. Аф c акат ишун. Эфшар летаель ве лиштот кафэ. Роцэ кафэ? (3) «Чего он пихается?» – подумал я, – «Сейчас бы прогуляться немного, кофейку попить, да что-нибудь поесть». Почему мой сосед все время разговаривал со мной на иврите, я не знаю. Может вид у меня такой? Когда я входил в автобус и искал свое место, то вроде бы на английском к народу обращался, вряд ли на русском и уж точно не на иврите. Кстати о виде. Это было во время моего первого приезда к друзьям в Израиль в 2008 году. - Что? Новенький? - В смысле новенький? - Ну, недавно приехал? Учишься еще? - Ну да, недавно, дней пять назад, - отвечаю. А сам думаю, и где же это я учусь? Ну, потом мне друзья все объяснили. Оказалось, что принял меня это мужичок за ученика курсов «Ульпан», государственной школы в Израиле для изучения иврита, созданной для тех, кто приехал жить в Израиль.
Так. Понятно. А что ж он меня всю дорогу ивритом грузит? Тут уж я без лишних экивоков пихаю его локтем в бок: - Ну что, Борис, кофе попил? Сам откуда будешь? - Из Магадана, - уже по-русски ответил Борис. - Ну как? Тут то, пожалуй, теплее будет? - Ну да, и фрукты круглый год. После нашего разговора Борис задумался о чем-то своем и больше уже не пихал меня локтями. А спустя три часа мы прибыли на многоэтажный автовокзал в Тель-Авиве. - Taxi? Airport? - No airport, Dafna! - Dafna? What's this? - This is street in Tel-Aviv. - Oh! Dafna! Yes. Ok, seventy shekels. - Why seventy shekels? Just turn on your taximeter! - No taximeter! Why should I pay to Government? Ну, в общем, такой нормальный разговор для России, где-нибудь в Шереметьево 2. Но я ведь не в России и не в Шереметьево. Пишу Оле смс: - Оль, сколько до тебя на такси от автовокзала? Хотят 70. Много? - Много! Можно и за 30. Отойди подальше в сторону. Ну, в общем, все как, у нас. По мере движения от автовокзала цена снизилась сначала до 60, потом до 50. Потом уже согласились включить таксометр. В результате я доехал за 45 шекелей. За 30 все же не удалось. Возможно, не так далеко успел отойти. У подъезда дома меня встретили Оля и Лиза. Обе заводные и кудрявые. Лиза демонстрировала на практике, что означает со щенячьим восторгом бегать и валяться на траве. Оля, в душе готовая составить Лизе компанию, лишь снисходительно улыбалась и перепрыгивала через грозивший обкрутиться вокруг ее ног поводок. Оля была при исполнении. Вечером после скалодрома к Оле заехали Дима с Аней. Чуть позже к Олиной соседке пришла подруга. Эйнав представила нам свою подругу, потом, показывая на нас, что-то сказала ей на иврите, после чего все носители языка рассмеялись: - Зот Оля, шхена шели. Зе Дима-ах шела, зот Аня-ишто, вэ зе Алекс-у ишан по.... Я удивленно посмотрел на Олю, Диму, Аню. Оля улыбнулась и перевела для меня, как Эйнав представила своей подруге присутствующих в квартире: - Это Оля – моя соседка, это Дима – ее брат, это Аня – его жена, а это Алекс – он здесь будет спать… - Кен, Беседер,(5) - только и смог вымолвить я, - Сабаба (6) … А что тут можно еще добавить? Это был весь мой словарный запас. Я ведь еще новенький…
2. Туда Историю моего знакомства с Вади Рам, пожалуй, можно разделить на две гигантские и протяженные во времени фазы.
В 2008 году я наткнулся в интернете на публикацию Яна Рыбака про его приключения в Иордании. Так я узнал, что есть на свете Вади Рам. И узнал, что есть Ян. Чуть позже, на Тянь-Шане, я встретился на Горе с Олей и Димой. И уже после сезона Оля заочно познакомила меня с Яном. А вскоре, во время моей вылазки в Тель-Авив, случилось и очное знакомство с ним. Но в тот момент Вади Рам все еще оставался далекой и недоступной «страной». Миф о недоступности Вади Рам был разом развеян Яном, Димой и Олей. Это случилось, когда я понял, что эти ребята могут в Израиле сесть в четверг вечером в машину, доехать до иорданской границы, в пятницу и субботу полазать от души в Вади Раме, а в воскресенье снова приступить к работе. Кстати, по поводу «в воскресенье снова приступить к работе»… Да, да, я не ошибся, именно в воскресенье. Есть такое дело в Израиле, как шабат(8). И поэтому официальные выходные в Израиле – это пятница и суббота, ну а воскресенье – первый рабочий день недели. На эту тему так, по доброму, шутил в Вади Раме Анатолий Карпов: «Представляешь, - говорит, - звонит кто-нибудь из Европы в службу тех поддержки в Check Point в Тель-Авив в четверг вечером: - Ну, типа, ребята, у нас беда, firewall (9)«упал», нужна ваша помощь в настройках. А ему в ответ: - Сегодня, пожалуй, уже не успеем помочь, а вот прямо с утра в воскресенье и приступим. - Как в воскресенье? У нас воскресенье – выходной! Давайте завтра, в пятницу! - В пятницу мы не можем, мы по пятницам не работаем. У нас Шабат. - Так что, нам ждать до понедельника? И это техподдержка? Так вот, переход от просто раздумий про Вади Рам, как об абстрактном объекте к фазе раздумий про реальную поездку в Вади Рам можно сравнить с ситуацией доливки моторного масла в машину.
В какой-то момент ты все же про это вспоминаешь, а вспомнить про это нужно, пока ты еще не успел запустись двигатель, иначе уровень масла уже не измерить. Ну в общем, рано или поздно, но как-то ты это делаешь, замеряешь уровень масла и видишь, что пока еще ситуация ничего. Ну, то есть убыло оно где-то на треть из допустимого интервала. Продолжаешь спокойно ездить дальше. Потом опять, как какой-то червячок в голове, начинает тебя точить эта мысль про масло, ты пытаешься опять не забыть и, в очередной раз измерив, обнаруживаешь, что осталось всего то уже треть от нормального уровня. И вот тебе уже не так спокойно, как в первый раз. Ты начинаешь звонить в сервис, узнавать марку масла, вязкость, производителя, стоимость. Ну а сам, вроде бы и собрав всю необходимую информацию, все равно продолжаешь ездить и ездить и все никак не можешь выбрать день и время, чтобы доехать до этого магазина и купить там правильное масло. Потому что «неправильное» можно купить на любой заправке, но хочется залить правильное, фирменное. И вот время идет и идет, а ты думаешь и думаешь про это масло и никак не можешь выбрать ни удобный день, ни подходящее время. А потом, вдруг, «Бац!» - на приборной доске загорается индикатор: «Долей масло!» (И хорошо, если таковой в машине есть, а иначе просто заклинивает двигатель…) Все! И тебя как подменили! И вот теперь ты бросаешь машину на первой же попавшейся парковке, прыгаешь в метро, летишь в этот магазин за фирменным маслом, покупаешь, возвращаешься, доливаешь в машину сколько надо и потом уже размеренно катишь себе дальше такой уже спокойный и умиротворенный. Потому что ты разом отбросил все сомнения, принял решение и стал действовать. А все почему? Да потому, что зажглась эта самая волшебная сигнальная лампочка. Так и в жизни. Ты ходишь-бродишь, думаешь-кумекаешь, подходишь и отходишь, а потом, «Бац!» - и в голове что-то переключается, вспыхивает индикатор «Долей масло!» - и ты берешь билеты, выбиваешь отпуск, оставляешь семью. Все! Тебя уже нет, ты уже в Вади Раме. Так и у меня в какой-то момент сначала по направлению к моей лампочке побежал электрический ток, а потом она как зажглась! Да так, что горит до сих пор…
- Те маршруты, что я ходил, я бы разделил на 3 класса. 1. Бедуинские траверсы Jebel Rum с заходом на вершину. Они начинаются с противоположной посёлку стороны горы, куда требуется подвозка на джипе (20-25 динаров за машину), ведут через вершину и спускаются на сторону посёлка. Их категория PD\PD +, т.е. лазание не сложнее 3+ (в гайдбуке 3, 4 и 5 бывают с минусами и плюсами, вместо а\в\с). Эти маршруты ходятся, в принципе, в ботинках, без скальников. Я ходил все три основных маршрута: Western Safari (Thamudic) route, Shekh Hamdan route и Sabbah route (последний - посложнее первых двух). 2. Основные маршруты средней сложности на вершину: Rijm Asaf route, Hammad's route, The Eye of Allah. Самый простой - первый, самый красивый - последний. Все они имеют категорию А D +, с максимальной сложностью лазания 5-\5. Думаю, это то, что вам бы подошло после "сугреву". :) 3. Маршруты категории D, D +, Т D - Это: Mira Khuri route и Black Magic route (его я не ходил - хочу сходить...) на Jebel Rum, Hiker's Road route на Jebel um Ishrin . Они обычно не ведут на вершину. Лазание до 5+, иногда могут быть одно-два движения 6а. К тому же классу я отнёс бы и некоторые короткие маршруты типа Goldfinger и Mumkin. Они короче (4-5 верёвок, вместо 9-10), но более напряженные. Обычно, все верёвки - 5 и 5+. Mumkin я тоже ходил - прекрасный маршрут! Погуляй по моей страничке http://picasaweb.google.com/rybakian - тут есть фотки с большинства этих маршрутов. На вашем месте, я бы примерно так и планировал – сперва, что-то лёгкое, обзорное. Затем - "классику жанра", типа Rijm Asaf route или The Eye of Allah, ну и в конце - что-то посложнее. Hammad's route не рекомендую - он не слишком красивый, и, в принципе, - это спусковой маршрут. По нему спускаются к посёлку, по завершении тех маршрутов, которые ведут на вершину. Кроме фоток, цепляю тебе файл, в котором я когда-то попытался систематизировать «Рамовские» маршруты, рассортировав их сперва по качеству (количество звёздочек в гайдбуке), а внутри каждой "качественной" категории - по категории трудности. Там есть и краткое описание, расположение, особенности и т.п. Вам не стоит закладываться на маршруты ниже 3-х звёздочек, учитывая, что вы в Вади Рам первый раз. Ну а вот и таблица, составленная Яном на основании материалов изложенных в Гайд буке «Treks & Climbs in Wadi Rum, Jordan» Tony Howard. Следуя совету Яна, в таблице оставлены только маршруты с оценкой ***.
3. Там Ну и как всегда основной вопрос, а что из снаряжения нужно там, в Вади Раме? Много вопросов мне пришлось задать Диме Резнику и Яну Рыбаку, чтобы получилось то, что получилось. Все маршруты проходили на двойной веревке. Веревку покупали прямо перед отъездом. Поэтому получилось вот так: Веревка BEAL Extra Dry 8,8 мм - 60 м – 1 шт Веревка TENDOM 8,5 мм – 60 м – 1 шт Надо отметить, что более плотное плетение и специальная пропитка веревки BEAL Extra Dry, что казалось бы актуально на ледовых маршрутах, очень помогала продергиванию веревки на спусках дюльфером на крайне «цеплючем» песчанике в Вади Раме. Стоппера BD – стандартный набор (номера с 4 по 13) – практически два полных набора Камалоты BD – номера: 0.3, 0.5, 1, 2, 2, 3, 4. Френды Metolius – набор (использовал Анатолий Карпов) Карабины ВЕНТО с муфтой и без – 40 шт Петли 60 см (Венто, Мармот) – 15 шт Петли 120 см Венто – 2 шт Петли 150 см Венто – 2 шт Кстати, пока мы ходили-бродили по Вади Раму, компания Венто не теряла время даром и получила очередную порцию сертификатов УИАА на свои карабины - http://www.risk.ru/users/kolinzzz /9840/ Что еще можно добавить? Внимательно следите за контрольными лампочками в своей голове. Прислушивайтесь к себе и своим чувствам. И как только загорится лампочка «Долей масло!» - берите билет и стартуйте в Вади Рам.
Проверка перевода: Аня Плоткин, Кфар-Саба Особая благодарность за помощь в подготовке материала – Яну Рыбаку и Дмитрию Резнику Редакторская группа: Оля Мацнева, Ксения Кочнева ___________________________________________________________________ 1 - 03.02.10 21:15 MIGnews.com Сигнал ракетной тревоги прозвучал в среду вечером, 3 февраля, в региональном совете Шаар ха-Негев. Террористы из сектора Газа выпустили по территории Израиля ракету. Судя по всему, она разорвалась за пределами кибуца и никто не пострадал. В ответ на непрекращающиеся обстрелы территории Израиля и попытки провести несколько терактов при помощи бомб, заложенных в бочки, обнаруженные вчера у берегов Ашкелона и Ашдода, ВВС нанесли сегодня ночью ракетно-бомбовый удар по территории анклава. Военные сообщили, что целью их ударов были приграничные туннели – именно через них в сектор Газа из Египта переправляется вооружение для боевиков. 2 - Смотри, девчонкам места не хватило. Зато устроились на полу, как на пляже (иврит) 3 - Приехали. Перекур. Можно погулять и кофе попить. Кофе хочешь? (иврит) 4 - Территории с особым статусом, зачастую именуемые «спорными территориями» - Западный берег реки Иордан, Сектор Газа, Голанские высоты. Ситуация с «территориями» является проблемным пунктом в Арабо-Израильских отношениях (http://slovari.yandex.ru/dict/lanzov/article/lan/lan-0007.htm) 5 - Да, хорошо (иврит) 6 - ОК (иврит) 7 - Снеплинг - он же дюльфер: спуск по веревке с использованием специализированного оборудования. Происхождение этого слова не ясно, возможный источник - Snap-Link. Снеплингом иногда называется также каньонинг (http://www.sarma.co.il/wiki/) 8 - Шабат - Самый праздничный день в жизни иудеев, память о сотворении мира, Исходе из Египта, символ союза между богом и народом Израиля. Соблюдение шабата является одной из десяти заповедей иудаизма и характерно для ряда иудейских, христианских и синкретических сект. Во время шабата иудеи воздерживаются от любого действия, подпадающего под понятие "млаха", т.е работы, связанной с производством или изменением предмета. Во время шабата запрещено готовить пищу, курить, зажигать огонь, включать электрические приборы, выносить из дома любой предмет, ездить на любом транспорте, прикасаться к деньгам (http://religion.babr.ru/iuda/dict/s/shabat.htm) 9 - Firewall (брандмауэр) – основное средство защиты компьютера от вторжений из сети |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||