Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Безенги-Эльбрус 2009
Простым путем по большим горам Часть первая. Безенги На Кавказе есть 8 вершин высотой более 5000 метров. Две из них довольно простые - Эльбрус и Казбек, находятся в разных концах Центрального Кавказа. А остальные 6 - сложные и располагаются довольно компактно, в районе ледника Безенги. Именно туда мне удалось пойти в моем любимом стиле - простым путем по большим горам. Для этого я присоединился к группе Кости Шрамова на 4-й день их похода. Маршрут следующий: г. Нальчик - пос. Верхняя Балкария и выше по р. Черек-Балкарский 10 км. - далее пешком р. Черек-Балкарский до стрелки рек Карасу и Дыхсу - встреча с группой Кости - вверх по р. Дыхсу - пер. МВТУ (2А, 4200) - п. Башхаауз (рад. 2А, 4471) - лед. Безенги - а/л Безенги - радиалка на лед. Мижирги. Безенги - очень популярный у альпинистов район. От альплагеря до начала маршрутов на основные вершины района можно дойти за день. Маршруты на главные вершины (пятитысячники) имеют сложность не ниже 4А. Простых же вершин и перевалов - очень мало. Наш маршрут является простейшим путем из долины р. Черек-Балкарский в долину ледника Безенги, а пик Башхаауз (4471) - главная вершина в хребтике, разделяющем две долины и соединяющем Безенгийскую стену и Боковой хребет, пики Шхара (5068) и Мижирги (5025). Фотографии участников похода - мои, Сергея, Вадима, Кати, Ольги. Заброска и выброскаОт Нальчика до пос. Верхняя Балкария машина идет 2 часа. Далее хорошая дорога идет вверх ~5 км. до погранпоста, и еще 5 км - каменистая грунтовка до бараньих лбов прижима правого берега р. Черек-Балкарский. От альплагеря Безенги до Нальчика машина идет около 3 часов. Для посещения района требуется пропуск в погранзону и пропуск в заповедник (впрочем, пропуск в заповедник могут и не спросить). Пропуска заказывали через фирму Тау-Сервис, находящуюся в Нальчике (100+100 руб. с человека). У них же заказывали такси. Газель стоит 3000 руб. в любую долину, легковая машина - 2000 руб. Дневник 1 день, 9 августа Поезд прибывает в Нальчик в 6:36. Сажусь в такси, и в 9:15 я уже на старте маршрута. Идет дождь, и очень хочется поскорее встретиться с друзьями. Тропа вдоль Черека сразу выходит на бараньи лбы. В крутых местах на скалах прикреплены перила и хлипкие лесенки из сучьев, скрепленных гвоздями и веревкой. Все очень скользко и грязно по такой погоде. Пока пролезаю, весь измазываюсь в грязи. Интересно, как перегоняют скот и лошадей в верховья Черека. Неужели проводят здесь, по скалам - или гоняют только через другую долину, из Осетии... По пути лакомлюсь малиной и земляникой - она тут крупная и сладкая. Встречаю двух пограничников на лошадях. Они проверяют у меня пропуск и говорят, что в верховьях Карасу видели группу туристов из 9 человек. Странно, наших должно быть меньше. За три часа дохожу до оговоренного места встречи - тросовой переправы через Карасу, недалеко от устья. Оставляю рюкзак в густом лесу и иду вверх вдоль реки, в надежде побыстрее встретить группу. Встречаю их через час пути, когда они остановились на обед около места оставления заброски. После обеда подходим к переправе через Карасу. Остаток дня посвящаем переправе.
Сегодня нам нужно подняться как можно выше вдоль реки Дыхсу. Описание обещает труднопроходимую тропу, идущую по правому (ор.) берегу. И действительно, Дыхсу течет в глубоком крутом каньоне, поросшем густым лесом. Тропа периодически теряется то в лесу, то на осыпи. Утром, около моста в устье Дыхсу, встретили группу из Тулы. Они вышли с ледника на левый берег Дыхсу, и дальше шли по левому берегу - переправиться там невозможно. Намучались, вешая перила на крутых скалах прижима. Противоположный берег действительно выглядит очень сурово, даже не представляю, как им удалось пройти. За день мы прошли всего 5 километров, с набором высоты 500 м. (1600...2100). И это был самый тяжелый день похода.
За два перехода вышли из зоны леса, перешли в левый карман ледника. После густого леса здесь двигаться очень легко. А вскоре вообще вышли на ровный открытый белый ледник - идти легко, как на велосипеде по асфальту. Расслабившись на ровном леднике, прозевали удобный выход в левый карман ледника и залезли в тесный ранклювт, расположенный между ледопадом и левобережной мореной в устье ледника Башхаауз. Вскоре ранклювт стал непроходимым и пришлось выбираться наверх, в карман, по разрушенным скалам. Сверху нам открылись зеленые лужайки и ровная тропа, идущая по гребню морены. Встали на ночевку у небольшого озера в закрытом от ветра месте. Высота 3000 м., густой туман, слабый дождик. Я ухожу гулять вверх по тропе, и в разрывах облаков удается просмотреть путь дальше - нам еще долго идти по карману ледника.
4 день. Мы в густом облаке, идет снег, и зеленая вчера лужайка уже слабо отличается цветом от белого тумана, заполнившего небо. Идем, ориентируясь по GPS, и постоянно сверяем высоту по GPS с горизонталями на карте. На высоте 3550 - сворачиваем на ледник и связываемся. В разрывах облаков удается просмотреть путь метров на 300 вперед. Сережа выбирает наиболее пологий путь по леднику, опираясь на карту и показания GPS. Я выхожу вперед на перегибах ледника, где нужно распутывать трещины, но быстро устаю на тропежке - сказывается недостаток акклиматизации. Основную же работу по тропежке берет на себя Костя - вот уж у кого сил немеряно. Под перевалом МВТУ ровное снежное плато. Встаем на ночевку. Высота 3900, мороз, сыпет сухой мелкий снег. Изредка в облаках проглядывает наш перевал. Вечером обсуждаем, что делать дальше. Непогода стоит уже неделю и кажется, что завтра ничего хорошего не предвидится. Решаем, что на перевал мы пойдем при любой приемлемой погоде, а вот на вершину при плохой видимости идти бессмысленно.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||