Проблемы обучения начинающих альпинистов одновременной страховке на скальном рельефе
Лиукконен Андрей
Как-то традиционно сложилось в отечественном альпинизме, что одновременная (другое название- взаимная) страховка считается чем-то необязательным, факультативным. В программах подготовки обучение одновременной страховке отдельным пунктом никогда (по крайней мере, в последние десятилетия) не выделялось. В учебных пособиях, в т.ч. недавно изданных, этим проблемам уделяется от силы два- три абзаца. Соответственно сложилась и практика: скальные занятия подразумевают лазание с верхней и нижней страховкой, жумаринг, спуски дюльфером, в самых продвинутых случаях- взаимодействие связок. Почему-то считается, что премудрости одновременной страховки участники должны постигать непосредственно на маршрутах восхождений.
Один-единственный раз наблюдал, как инструктор пытался преподать новичкам азы одновременной («натуральной», как он выразился) страховки на средне-крупном осыпном завале близ хижины Рацека. Участники дико мучались, таская в руках спутавшиеся кольца, веревки цеплялись за все, что только можно, направление вероятного срыва во многих местах было неочевидным, так что новичкам было совершенно непонятно, где страховать, за что и в каком направлении. Инструктор после короткого объяснения просто шел впереди, указывая путь и не контролируя нижние связки. Было ясно, что обучаемые из этого занятия не вынесут абсолютно ничего.
Как правило, участников, с которыми мне довелось работать, изначально по степени владения навыками одновременной страховки можно разделить на две категории по признаку формальной квалификации. Значкисты, у которых все еще обострена реакция на глубину, стараются «заложиться» буквально за все, что попадается на пути, без учета направления срыва, вероятности заклинивания веревки и даже надежности выступа. Разрядники же, более привычные к глубине, поначалу просто одновременно топают, таща за собой веревку как досадную помеху, не обращая внимания на фактическое отсутствие страховки на простых, но потенциально опасных участках.
Поэтому и возникло желание систематизировать в одном тексте все мало-мальски известное об одновременной страховке на скальном рельефе, основанное в т.ч. на личном опыте и наблюдениях. Содержание нисколько не претендует на новизну и всеобъемлющую полноту, поскольку все это давно известно, хотя и местами подзабыто. Возможно, это было бы интересно для начинающих инструкторов и всех тех, кто заинтересован не только в освоении того или иного приема передвижения, но также и в полном уяснении его смысла и предназначения. Был бы очень признателен за конструктивные замечания и предложения.
Вначале договоримся о терминах
Прошлым летом довелось услышать изречение (вначале подумал, что это шутка), что попеременная страховка- это такой вид страховки, при котором партнеры периодически то страхуют друг друга, а там, где страховка, стало быть, не нужна- не страхуют. Потом выяснилось что это- на полном серьезе. Поскольку дискуссии начали возникать уже на таком уровне, полагал бы необходимым предварительно обозначить применяемые ниже термины.
Итак, в основу классификации видов страховки (а мы знаем следующие виды страховки: одновременная, попеременная, групповая (она же перильная) положен характер взаимного передвижения участников связки. То есть, при одновременном виде страховки напарники движутся одновременно, при этом страхуя друг друга во время движения, а при попеременном виде- попеременно, страхуя друг друга по очереди. Страховка в обоих случаях присутствует все время, иначе это уже не страховка вообще!
Для чего вообще нужна одновременная страховка?
Не все участки маршрутов, даже высшей категории сложности, представляют трудность для их прохождения. На учебных же маршрутах 1-2-3 категории имеется пара ключевых мест, но большая часть маршрута, как правило, технически проста. Но техническая простота, как мы знаем, вовсе не означает отсутствия опасности.
Одновременная страховка позволяет проходить отдельные технически простые участки значительно быстрее, чем с применением других видов страховки, не снижая при этом уровень безопасности.
Решение о прохождении участка с одновременной страховкой зависит от множества факторов: технической, физической и психологической подготовленности группы (связки), ее схоженности, фактического состояния маршрута, качества страховочного снаряжения, наличия груза и других факторов, и определяется ведущим в связке на месте для каждого конкретного участка рельефа.
Например, горные туристы крайне редко применяют такой вид страховки на скальном рельефе. Это связано с тем, что пути на перевал редко проходят по скальным гребням (а эти участки скал, как правило, наиболее просты), а вес туристических рюкзаков не всегда позволяет быстро и одновременно безопасно передвигаться по рельефу.
Организация занятий по обучению одновременной страховке
Первое. Требования к исходному уровню участников. Совершенно очевидно, что к началу занятий участники должны иметь представление о видах страховки и об их принципиальных отличиях друг от друга. Для новичков это достигается путем проведения предварительного занятия по видам страховки на склоне с деревьями, отдельными камнями и т.п. Участники проходят П-образные перила, затем выпускают и принимают друг друга по очереди и потом проходят тот же участок одновременно через промежуточные точки. Необходимо объяснить, в каких случаях применяется тот или иной вид страховки.
Затем, участники должны иметь навыки организации страховки через скальный выступ. Объяснить принцип альпинистской страховки (ослабление силы рывка через трение в страховочной цепи). Потери на трение при огибании веревкой карабина, выступа. Все эти темы подробно изложены в специальной литературе.
Важная часть подготовки- самостоятельное определение надежности выступа. Первая стадия- визуальный осмотр (размеры выступа и прочность его соединения с другими составляющими скального рельефа- выступ может быть «живым», но прочно заклиненным другими ). Вторая стадия- проверка прочности с использованием молотка. Если звук звонкий, выступ достаточно надежен, но если звук глухой или дребезжащий, то выступ «живой». Третий вариант- проверка прочности «на ощупь», путем его шевеления или удара по нему ногой. Если в третьем случае выступ шевелится, он слишком ненадежен и его ни в коем случае не следует использовать для страховки. Разумеется, все эти проверки должны производиться осторожно, без риска сбрасывания камней на других членов группы или потери равновесия.
Обратить внимание на наличие острых кромок на поверхностях, которые будет огибать страховочная веревка. Напомнить, что веревка несет наибольшую нагрузку именно на острых кромках. При необходимости, обработка острых кромок молотком.
Второе. Требования к месту проведения занятий. В методической литературе имеются рекомендации использовать для занятий такого рода в том числе скальные завалы. О непригодности таких форм рельефа для занятий по методическим причинам говорилось в начале статьи. Вторая группа причин связана с обеспечением безопасности при проведении таких занятий. Если в ходе занятий на скальном гребешке все сброшенные камни уйдут в кулуары по разные стороны гребешка, то в скальном завале эти камни рискуют травмировать находящихся ниже. И хорошо еще, если один сброшенный или неверно нагруженный в завале камень не спровоцирует подвижку в завале!
Поэтому для занятий такого рода могут быть рекомендованы именно скальные гребешки 1-2 к.с., лучше с короткими стенками 3-й к.с., на которых есть хоть и небольшая, но реальная глубина падения. Это позволит учить участников маневрированию на маршруте, т.е. в данном случае, по мере необходимости быстро и без остановки движения переходить на коротких участках от одновременной страховки к попеременной через выступ. Самое главное- это позволит избежать имитации, а сразу действовать в условиях, приближенным к реальным. Тем более, что скальные гребни- наиболее распространенная форма рельефа, где используется одновременная страховка.
Третье. Общая методика проведения занятий. Наиболее оптимальный состав группы для проведения таких занятий- не более 6 человек. Это связано в первую очередь с тем, что начинающим альпинистам необходимо поверить в действенность такого, казалось бы ненадежного вида страховки, когда тебя никто не принимает сверху на выбранной до сантиметра веревке. Поэтому инструктор поначалу должен работать с каждой связкой индивидуально. Другим, увы, некоторое время приходится ожидать своей очереди. Их можно занять, к примеру, работой с крючьями и закладками в безопасном месте (особенно при наличии стажера).
Место инструктора. По возможности- работа вне связки. В исключительных случаях, он может встать в связку третьим на скользящий карабин. Иные способы перемещения инструктора делают его работу слишком неэффективной.
До сих пор в методических пособиях даются рекомендации использовать ассистентов для демонстрации приемов передвижения. При этом инструктор комментировал бы их действия. Это было бы идеально, но где найти этих самых подготовленных ассистентов?
Каждая из связок поочередно проходит гребешок вверх и вниз, страхуясь одновременно, а в необходимых случаях- попеременно. Причем попеременная страховка не должна останавливать общего движения связки. По мере наработки начальных навыков, возможно прохождение участка несколькими связками друг за другом. Контролировать работу всех связок. Предупредить участников о недопустимости сбрасывания камней и следить за этим лично!
Требовать обязательной подачи громких и четких команд участниками связки и единообразия подаваемых команд, особенно если состав отделения не постоянный.
Основные правила страховки при одновременном движении по скалам
Первое и главное правило: одновременная страховка применяется только там, где вероятность срыва кого-либо из участников связки чрезвычайно низка. Если лидер просит второго выпустить его с нижней страховкой, остальные проходят участок попеременно или по перилам. Всегда следует помнить о том, что срыв кого-либо из участников связки при одновременном движении неизбежно ведет к сдергиванию всех ее участников.
При одновременном движении связки между каждым из ее участников должна находиться хотя бы одна точка страховки (крюк, выступ, в крайнем случае- перегиб на линии гребня). Если такая точка только одна на всю связку, вы рискуете. Если таких точек вообще нет, то нет и страховки.
Передвижение по скалам происходит на укороченной веревке. Длина веревки между участниками 15-20 метров. При длине веревки менее 15 м ее не будет хватать для страховки при прохождении отдельных участков. При длине более 20 м веревка будет путаться, цепляться за камни и выступы, своим весом и объемом, собранным в кольца, может сделать работу связки затруднительной, а то и вовсе невозможной при одновременном движении. В отдельных случаях, когда заранее известно расстояние «от выступа до выступа», длина веревки может быть большей.
При движении по рельефу первый в связке закладывает веревку за выступы с тем, чтобы в случае его срыва веревка легла на выступ и задержала падение. Второй контролирует правильность закладывания веревки и контролирует ее движение вдоль выступа, не допуская сброса веревки с выступа или ее заклинивания. Второй и третий взаимодействуют аналогично.
Действия участников во время одновременного движения должны быть максимально согласованными. Следует иметь необходимую слабину веревки между участниками во избежание сдергивания.
Не включать в состав одной связки более трех человек. В противном случае, связка становится слишком громоздкой и неповоротливой, расстояние между участниками становится слишком малым, запас свободной веревки отсутствует, что исключает эффективное маневрирование.
Осторожно относиться к движению среднего в связке на «скользящем» карабине. Данный способ допускает большую свободу маневра, но требует высокого уровня взаимодействия внутри связки. На скользящем- самый сильный участник!
Так, 10 июля 2005 г. при восхождении на в.Алаудин по м-ту 2А к.с. группа из 4-х альпинистов (стажер Зорина А.В. и трое значкистов- Буханченко И.Е., Гулей В.С. и Корнуков И.А.) использовала только одну веревку, причем девушки- Зорина А.В. и Гулей В.С. были пристегнуты к веревке «скользящим» карабином. При подъеме шедшего первым Буханченко по крутому скальному участку остальные участники одновременно двигались по другой стороне гребня, где было проще. При срыве Буханченко произошло сдергивание всей связки и разрыв связочной веревки, в результате чего шедшие на «скользящем» Зорина и Гулей сорвались и погибли.
Здесь нарушено все, что только можно было нарушить:
Руководитель не контролировала выбор первым маршрута, что привело к движению первого по неоптимальному пути, превосходящем по сложности категорию сложности маршрута и, соответственно, подготовленность участников
В условиях, когда первому должна была быть организована полноценная нижняя страховка, связка продолжала двигаться одновременно. Ни страховочной станции, ни страхующего по сути не было.
Четверо на одной веревке, в т.ч. двое средних- на «скользящем». Ситуация была бы принципиально иной, если бы группа двигалась двумя связками-двойками (а вторая веревка у группы была! Но в рюкзаке…)
Другой пример, ставший, увы, общеизвестным.
12 августа 2008 г. при спуске с в.Гидан по м-ту 1Б к.с. со снежно-ледового участка гребня сорвалась и погибла связка-тройка в составе Шевченко В.Б., Севостьянова С.Ю. (оба- 2-й сп.р-д.) и Земскова С.Е. (1-й сп.р-д). При одновременном движении связка не имела ни одной точки страховки, и при срыве одного из участников была сдернута.
Беспечность самонадеянности…
Порядок страховки с использованием колец веревки
При одновременном движении напарники по связке используют кольца веревки, которые собирают свободной рукой в количестве от 2-3 колец. Кольца служат для большей свободы маневра, страховки и самостраховки.
Если предыдущий участник связки находится на участке маршрута, требующем иного темпа прохождения, последующий участник подходит ближе, собирая веревку в кольца, или наоборот, выпускает напарника вперед, выдавая ему свои кольца.
Первый в связке, как правило, кольца не несет.
На технически простых участках, где вероятность срыва отсутствует, участники связки просто максимально собирают веревку в кольца с тем, чтобы она при движении не цеплялась за выступы рельефа.
При срыве идущего впереди участника кольца- это хотя и небольшой, но запас расстояния и времени для маневра по удержанию сорвавшегося, вплоть до прыжка по другую сторону гребня.
Два-три кольца веревки, накинутые на выступ- один из способов организации самостраховки при отсутствии основной петли.
Правильное положение ледоруба- за лямкой рюкзака. Если ледоруб будет пристегнут к рюкзаку, то при необходимости им воспользоваться придется всякий раз останавливать связку для снятия-надевания рюкзака.
Основные ошибки при одновременной страховке
Неумение быстро и эффективно работать с кольцами веревки: так, участники поначалу не выдают и не собирают кольца веревки, а пытаются просто волочь безнадежно запутавшиеся в руках метры веревки по всему маршруту. Если предыдущий участник останавливается, следующий вместо того, чтобы, собирая кольца, подойти к нему на безопасное расстояние, ожидает продолжения движения на прежнем от него расстоянии.
Для начинающих альпинистов характерно необоснованное увлечение попеременной страховкой на участках, где допускается одновременное движение. Для разрядников, наоборот, желание побыстрее проскочить без страховки потенциально опасные участки, где страховка объективно необходима.
Отсутствие в связке должного взаимодействия: участники путаются, кто кого должен страховать, собирать кольца и т.п., особенно при переходе от горизонтального рельефа к небольшим стенкам (взлеты, провалы гребня).
Неумение быстро прочитать маршрут даже при наличии на нем «тропы», а ведь скорость- это главное преимущество данного вида страховки.
Желание заложиться буквально за все, что «торчит», без учета надежности выступа, потерей на трение при протягивании веревки и вероятности самосбрасывания веревки с этого выступа при движении связки.
Место инструктора на восхождении
Вопрос о месте инструктора на восхождении 2-й к.с., где применяется одновременная страховка, во многом является дискуссионным. Кто-то из инструкторов принципиально ходит маршруты 1-2-й к.с. вне связок, другие- обязательно в связке, чтобы подать правильный пример подопечным.
Ответ здесь, по-видимому, лежит в области компромисса между соблюдением мер безопасности в отношении себя лично (и всей группы! Инструктор обязан лично спустить своих подопечных вниз живыми и здоровыми) и возможностью контролировать и корректировать работу на маршруте всех связок. Многое зависит от состояния маршрута, подготовленности участников, их способности работать на маршруте хотя бы небольшое время вне ока инструктора. Сам водил на одни и те же маршруты и в связке, и вне ее. Так что рецепт на все случаи дать невозможно.
Одно очевидно: во всех случаях, когда инструктор идет по маршруту вне связки, он обязан впоследствии объяснить причину таких действий. Дать понять, что он не идет с участниками в связке не потому, что он им не доверяет. Объективных причин здесь может быть множество: необходимость иметь определенную свободу для контроля за работой всех связок, необходимость просмотреть варианты дальнейшего пути и т.п. Необходимо, чтобы участники остались в убеждении: инструктор не нарушал меры безопасности, но с учетом его опыта и квалификации данный способ движения был для него безопасным.
К сожалению, есть иные примеры.
Зимой 2007 г. отделение новичков под руководством С. совершало восхождение на в.Бокс по м-ту 1Б к.с. На технически простом участке С., не только проходивший маршрут вне связки, но также не имевший ни каски, ни кошек, ни ледоруба, сорвался и получил черепно-мозговую травму. Последующая транспортировка сорвала все учебно-спортивные планы УТС.
Самое печальное, однако, произошло впоследствии. Летом 2007 г. С. закончил Центральную школу инструкторов альпинизма и получил квалификацию инструктора. Дальше- больше. Уже в 2009 г. С. (кмс) прошел переподготовку на 2-ю инструкторскую категорию. Вряд ли в его лице российский альпинизм получил грамотного и подготовленного старшего тренера УТС, безукоризненно соблюдающего меры безопасности и требующего этого от подопечных…
О применении отдельных приемов
В книге «В помощь инструктору альпинизма» серии «Школа альпинизма», Москва 2008, общ. Ред. Захарова П.П. приведен следующий рисунок:
Рис. 25. Пример ведения связочной веревки по скальному гребню при одновременном движении связки:
А – при наличии на гребне отдельных выступов, веревка должна проходить между ними, что способствует одновременной страховке и не замедляет движения
Б – использование отдельного выступа (петля+карабин) для создания промежуточной точки страховки (в случае необходимости эту промежуточную точку можно превратить в точку страховки, когда к ней подойдет 2-й участник связки).
Предложенная методика использования в учебном альпинизме (и особенно при подготовке начинающих альпинистов) отдельного выступа (петля+карабин) для создания промежуточной точки страховки при одновременном движении вызывает определенное недоумение. Ведь скальный рельеф, на котором в основном применяется одновременная страховка- как правило, сильно разрушенные гребни с большим количеством ненадежных выступов. С другой стороны, темп движения, который предполагает одновременная страховка, достаточно высок. Где гарантия, что петля впопыхах не будет накинута на «живой» выступ? Мастера и те нередко ошибаются в определении прочности выступа, так чего же ждать от значкистов? Последствия же отлома и обрушения выступа, в который прощелкнулась связка, нетрудно представить.
Так, 31 июля 2006 г. при восхождении на в.Уллуауз по м-ту 3А к.с. шедший первым Скударнов Я.А. (3 сп.р-д) закрепил связочную веревку несколькими кольцами на ненадежном скальном выступе. Выступ под нагрузкой обломился и увлек за собой
Скударнова. При падении веревка была перебита камнем, благодаря чему вся связка не была сдернута вслед за Скударновым.
Требования к прочности выступа, на который накинута петля и в которую
прощелкнулась связка, значительно выше, чем к выступу, за который веревка просто
заложена, особенно, если в последнем случае такой выступ не один. Поэтому
использование выступа с накинутой на него петлей и прощелкнутой в нее связочной
веревкой, в качестве точки страховки при одновременном движении следует считать
опасным, по крайне мере, для этапов НП. Участки маршрута, на которых приходится
применять данный прием страховки, следует проходить
попеременно.
То же самое относится к применению крючьевой страховки для создания
промежуточных точек при одновременном движении. Хотя бы потому, что у начинающих
альпинистов опыт работы с крючьями и закладными элементами ничтожно
мал.
Адекватность страховки и стиль
восхождения
К сожалению,
имеют место случаи, когда учебные группы при прохождении маршрута злоупотребляют
перильной страховкой на тех участках, которые могли бы быть пройдены
одновременно или хотя бы попеременно. Особенно это характерно для групп
временного состава, где инструктор и все участники плохо знают друг друга. Якобы
это делается в целях обеспечения безопасности.
Однако будет ли безопасным такое восхождение, когда из-за многочисленных
потерь времени на неадекватную страховку группа вынуждена ночевать на горе? Вряд
ли. Поэтому необходимо, начиная с первых шагов в альпинизме, понемногу учить
подопечных адекватно оценивать сложность и состояние рельефа, соизмеряя его со
своими возможностями, а не вешать «канатные дороги», оставляя на долю участников
лишь «прием передвижения» да перестежки.
И, в конечном итоге, формировать у начинающих альпинистов правильное
отношение к понятию «стиль восхождения». Ведь альпинизм, как ни крути, эт
Самое интересное, что, получая второй негативный отзыв, вторично попадаю на человека, который в качестве главного доказательства своей правоты приводит исключительно свои былые достижения (первый назвался учеником Пал Палыча, теперь Вы- кмс, в горах с 1982 г. и, надо полагать, выпускник УМЦ Эльбрус) и поэтому считает себя вправе переходить на личности (тот автор свой отзыв уже подредактировал). Поскольку Ваш отзыв на мою статью- единственный, написанный Вами под этим ником, да и зарегистрировались Вы под ним только сегодня, полагаю, исключительно для того, чтобы написать именно этот отзыв, отвечу персонально. Боюсь, Вы невнимательно прочитали текст. Там говорится об опасности данного приема ТОЛЬКО ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ЭТАПА НП! Причины этого достаточно четко изложены в статье и главная из них- отсутствие у начинающих альпинистов навыка быстрого и четкого определения надежности выступа. Если Вас не убеждает даже приведенный пример на в.Уллуауз, когда даже не новичок, а разрядник (ведущий в связке, и, надо полагать, не самый слабый участник) грубо ошибся в определении прочности выступа даже не при одновременной, а при попеременной страховке, стоившего ему жизни, то оставайтесь и дальше при своем убеждении. Как знатоку основ, Вам должно быть известно, с какого этапа Программа подготовки предусматривает начало работы с крючьями и закладками. А учиться вешать петли участники НП отлично могут на участках с попеременной страховкой, где темп значительно ниже и, соответственно, меньше вероятности ошибиться и четче контроль инструктора. Впоследствии, на последующих этапах подготовки, они уже могут переходить к страховке, в т.ч. одновременной, через петли, крючья, закладки (принцип постепенности, слыхали про такой?) Про камни на маршруте даже странно слышать- камнеопасные участки проходятся в связках только попеременно! И еще. Никакое, даже самое талантливо написанное пособие- не есть Слово Божие, т.е. аксиома. Да и тот несомненный опыт нескольких поколений набирался в несколько иных условиях- системная подготовка, увы, разрушена, и задолго до меня. _________________________________________________________________________________________________________________________________ Р.s. Я вот решил последовать Вашей манере ведения дискуссии и тоже набрал в поисковике Ваш ник. Так это Вы в 1932 г. сдали отца-кулака органам? Не переходите на личности, и здравы будете!
""""Поэтому использование выступа с накинутой на него петлей и прощелкнутой в нее связочной веревкой, в качестве точки страховки при одновременном движении следует считать опасным, по крайне мере, для этапов НП. Участки маршрута, на которых приходится применять данный прием страховки, следует проходить попеременно"""""________________________________________________________________________________ Андрей, это Вы сами придумали, или Вам кто-то сказал? Если сами, то боюсь, Вы человек в альпинизме неопытный, и за плечами не школа УМЦ Эльбрус, или хотя бы школа Безенги??? :))) А если Вам подсказали, то это подстава! --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Да я Павлик, меня все так зовут.
Андрей, а у вас точно не было учебного процесса в инструкторской школе, а что-то типа тихушных коммерческих сборов. А если бы он был, то Вы бы понимали, что книги Захарова П.П. , это аксиома и не требует доказательств. Ибо Захаров П.П., это не просто книги личности, а система опыта нескольких поколений восходителей, этим наш альпинизм и силен. А Вы разрушитель, и статья у Вас примитивная. А насчет того, что начальный этап, это прежде всего учебные восхождения, где инструктор должен научить своих участников основам безопасного передвижение на горном рельефе. И что гребни бывают разные, и вместо того, чтоб научить своих участников грамотно организовать безопасную страховочную точку (петля, заклад, итд.), вы предлагаете отказаться, и применить самую ненадежную и часто опасную страховку, закладывание веревки в разрушенный гребень. Где присутствует трение о рельеф(камнепад), а веревка соскакивает с выступов еще быстрее чем петля. Кстати петли тоже надо учить ставить, и тогда они не соскочат. Короче на эту тему вам грамотно вставят опытные дяди от советской школы альпинизма. И еще, относитесь с уважением к личностям, таким как Сергей Бурлуцкий, вам до него расти еще лет 35.---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Кстати Андрей, это Ваша первая гора?
Архыз, 30.04 – 09.05. 2003 год
Участники:
1. Беспалько Александр
2. Терентьев Сергей
3. Лиукконен Андрей
4. Ерастова Наталья
5. Власов Юрий
6. Осипова Валентина
7. Авдокачев Александр
8.Титова Мария
9. Вихорнова Татьяна
10. Игрецкая Милена
Инструктор: Онипченко Максим Гертрудович
Восхождения, совершенные в рамках сборов
Всем составом на в.3200 по маршруту 1Б к.тр. (Онипченко + 10 чел)
Все это требует обсуждения в Форумах. Но откровенно слабая статья, с многими методическими пробелами, просто нет места для подробного ответа. Что касается Пал Палыча - Вам то же самое, если не напишут, то подумают. Как минимум есть этические нормы, общепринятые в инструкторской среде. Школы альпинизма, созданные в Узунколе, Пал Палычем, и Уллу-Тау, в свое время, не имеют аналогов в мире, причем, в современных условиях, подобных центров альпинизма никто в будущем уже не создаст.
Я Андрея видел в Безенги, он там работает, нормально. Мысли его трезвые и, главное, он понимает, что говорит. Статья его - не обсуждение справочника конструктора. На рельефе многое приходится решать по месту и по обстоятельствам, ситуацию и видение ее не всегда удается описать адекватно, а мы не всегда понимаем соответственно, зато спешим накинуться на писавшего. В идеале каждый участник восхождения в КАЖДОЙ точке маршрута должен давать оценку (объективную!) вероятности аварийной ситуации и принимать достаточные меры для ее локализации. Это трудная задача и Лиукконен пытается не только поставить задачу, но и описать методику обучения этому (искуству?). Спасибо ему за это.
С применением вышеупомянутой техники водил группы по 3б к.с. (в связке совершал восхождение инвалид ,протез ноги до коленного сустава, ноябрь,февраль ) погодные условия далеко не идеальны. Ни одной предпосылки к проишествию. Нужна ,на мой взгляд, определённая степень доверия в группе. Всё о чём пишет Андрей необходимо знать и применять,а не знать и рассуждать.Спасибо за тему.
Но вся беда в том, что для того, что бы ходить с одновременной страховкой нужен опыт. А опыт появится после нескольких лет занятий горным спортом. Количество восхождений должно перейти в качество А для этого нужно время. Пока что большинство альпинистов от новичков до мастеров на простых рельефах ходит со "сванской страховкой": Иды, я тибья вижю". Надо менять психологию, а как, если русский человек генетически пофигист.