Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчёт о горном походе 4 к.с. по Ц. Тянь-Шаню в июле 2009 г. Часть 1 из 2
Отчёт о горном походе Содержание Глава 1. Справочная информация 1.1 Контактная информация 1.2 Район похода 1.3 Параметры и нитка маршрута 1.4 Состав группы 1.5 Местонахождение отчёта 1.6 Итоги рассмотрения отчёта в МКК Глава 2. Организация похода 2.1 Идея похода и планирование маршрута 2.2 Краткая характеристика района похода 2.3 Варианты заезда-выезда 2.4 Аварийные выходы и запасные варианты маршрута 2.5 Изменения маршрута и их причины 2.6 Выпускающие и контролирующие организации Глава 3. Прохождение маршрута 3.1 График движения по маршруту 3.2 Схема маршрута 3.3 Заброска продуктов на перевал Экичат Северный 2А (радиально с востока) 3.4 Перевал Киндык Западный 1Б 3.5 Перевал Оройсу Восточный 1Б п/п 3.6 Перевал Утренней Свежести 1Б п/п 3.7 Перевал Скалозуб 2А п/п 3.8 Перевал Дружба 2Б 3.9 Перевал Экичат Северный радиально с запада 1Б 3.10 Перевал Целинный 2Б 3.11 Перевал Валерия Грушина + перевал Каратор Западный (связка 2Б) 3.12 Подход под пик Джигит до 4100 3.14 Перевал Бригантина 2Б Глава 1. Справочная информация 1.1 Контактная информация Наша группа относится к клубу горного туризма МГУ. Клуб собирается по вторникам и чет-вергам с 19:00 до 22:00 на втором этаже трёхзального корпуса МГУ на Воробьёвых Горах. Начиная с февраля в клубе обычно открывается школа горного туризма или спортивные сбо-ры, проходят лекции по различным аспектам туризма и тренировки (ОФП и ТГТ). Председатель клуба - Дмитрий Юрьевич Зеленцов ( dzelentsov@geolink-group.com, +7(905)7863310) Сайт - http://www.geolink-group.com/tourclub. 1.2 Район похода Поход проходил главным образом в районе горного массива Куйлю, который относится к Центральному Тянь-Шаню и расположен в Кыргызстане. Маршрут начинался от яковой фермы в устье р. Кичи-Талдысу (Малая Талдысу). Первая часть маршрута проходила перевалами в верховьях малопосещаемых ледников Киндык, Орой и Борду Восточный. Далее долинами рек Экичат, Теректы и Каратор мы пересекли массив Куйлю, пройдя несколько перевалов в высокогорном узле ледника Каратор, и перевалили через хребет Терскей, завершив поход в альплагере Каракол. 1.3 Параметры и нитка маршрута
1.4 Состав группы
1.5 Местонахождение отчёта Отчёт направлен в МГЦТК (г. Москва, ул. А. Солженицына, д.17). 1.6 Итоги рассмотрения отчёта в МКК Поход оценён 4 (четвёртой) категорией сложности. Справки выданы в количестве 9 (девяти) штук. Глава 2. Организация похода 2.1 Идея похода и планирование маршрута Поход планировался как спортивный маршрут 4 категории сложности в "снежном" районе. Поход проходил в рамках школы СТП (специальной туристической подготовки), поэтому главной целью было повышение туристической квалификации участников. Абсолютное большинство участников получило основной горный опыт в бесснежных Фанских горах, те-перь им нужно получить опыт технически сложного похода в районе с неустойчивой погодой и большим количеством снега и ночёвок на ледниках. В частности, после прохождения дан-ного маршрута ребята должны были понять, хотят ли они продолжать наращивать сложность походов в горах Центрального Тянь-Шаня и Памира или ограничатся походами в "обычных" горах. Именно поэтому основным районом был выбран Куйлю, существенно более высокий и снежный, чем Терскей Алатау. Проблема с заброской продуктов на линейный маршрут была решена, в общем-то, стандарт-ным для Куйлю способом: продукты на вторую часть похода поднимались по долине р. Ки-чи-Талдысу "челноком", а затем заносились через перевал Экичат Северный (4440, 2А) ради-ально. Тем самым, маршрут планировался линейным, из трёх частей: 1) челнок по долине р. Кичи-Талдысу и радиальная заброска продуктов, 2) высотно-ледниковая исследовательская часть и 3) техническая часть. В ходе второй части предполагалось постоянное пребывание на высоте не ниже 4000м в те-чение 4-5 дней, ночёвки на закрытых ледниках и прохождение перевалов в малопосещаемых верховьях ледников Киндык, Орой и Борду Восточный. Приемлемые описания были только на перевалы Киндык Западный (4470, 1Б) и Дружба (4600, 2Б), также планировалось первое сквозное прохождение перевала Оройсу Восточный (4420, 2А) и первопрохождения двух пе-ревалов (4340, 1Б) и (4630, 2А) в верховьях ледника Орой. Третья часть маршрута предполагала прохождение технически сложного ледопада под пере-валом Целинный, самого перевала Целинный (5050, 2Б), связки перевалов Грушина + Кара-тор Западный (2Б), а также перевала Бригантина (4260, 2Б) в хребте Терскей с выходом в альплагерь Каракол. Также в походе предполагалось совершить несколько радиальных восхождений: первовосхо-ждение на п. 4850 в хребте Куйлю, восхождения на пики Обручева (5203) и Джигит (5170). Маршрут похода планировался с одной днёвкой и тремя днями запаса. Один из дней запаса ушёл на корректировку графика акклиматизации, другой мы потратили на ледопад перевала Целинный, оказавшийся более сложным, чем мы предполагали. От радиальных восхождений нам пришлось отказаться (см. раздел 2.5). Полное прохождение заявленного маршрута по-требовало бы не 3, а 6-7 дней запаса. 2.2 Краткая характеристика района похода Хребет Куйлю - высокогорный и труднодоступный район Центрального Тянь-Шаня. Средняя высота перевалов здесь - 4400-4800м, есть вершины высотой более 5000м. Характер перева-лов - преимущественно снежно-ледовый, снеговая зона находится примерно на уровне 4000м, в силу чего большинство ледников - закрытые. Ледники Куйлю существенно отличаются от ледников Терскея - здесь много достаточно серьёзных ледопадов, и даже после выполаживания ледник остаётся бугристым, местами за-сыпанным покровной мореной. Это затрудняет передвижение по леднику, делая его похожим на ледники Памира и района Иныльчека. Таковы языки ледников Экичат Правый и Айлампа, ледник Каратор. Ещё одна особенность - в силу большой высоты снег на закрытых ледниках очень сильно меняет свои характеристики в течение дня. В совокупности с его большим количеством и сильной разорванностью ледников это делает проблематичным передвижение без снегосту-пов: во-первых, снег сильно проваливается, во-вторых, многие разломы малозаметны и за-крыты мощными мостами, которые во второй половине дня раскисают и начинают провали-ваться. Для передвижения по закрытым ледникам мы использовали самодельные снегоступы и утром старались выходить как можно раньше, не позднее 5 часов. Куйлю расположен между Терскей Алатау и "большими" горами района ледника Иныльчек. Этим объясняется более устойчивая погода: тучи, образующихся над Иссык-Кулем, задержи-ваются на Терскее в то же время, больших вершин-конденсаторов здесь на порядок меньше, чем в "сердце небесных гор". Тем не менее, обычно к полудню здесь собираются облака и начинает накрапывать дождик (или идти снежок), далее следует небольшой перерыв и более сильные осадки с 14 до 16-17, а затем ближе к утру. Так было в первой части нашего похода, с несколькими днями постоян-ных осадков в начале второй. Затем пришёл антициклон, обеспечивший хорошую погоду вплоть до заключительных дней похода, однако лавинная опасность в районе сохранялась на большей части маршрута. В долинах Кичи-Талдысу и Теректы ведётся коммерческий выпас скота, благодаря чему здесь можно найти людей и осёдланных лошадей. Видимо, можно договориться с пастухами и о транспортировке груза, хотя на вид их лошади не способны на многое. В долине Кичи-Талдысу пастухи регулярно воюют с волками, поэтому стоит внимательно смотреть под ноги - кое-где расставлены капканы. На слиянии р. Ашутор, Каратор и Караколтор стоит стацио-нарный кош, через р. Ашутор перекинут мостик. Здесь можно купить хлеба, молока и смета-ны, однако жители коша практически не говорят по-русски. 2.3 Варианты заезда-выезда Основные способы заезда в район из Москвы - поездом (Москва-Бишкек) или самолётом (Москва-Бишкек или Москва-Алматы). Авиабилет Москва-Бишкек-Москва стоил в этом году 18000-20000р. Вариант с залётом через Алматы более дёшев (около 14000р), однако прихо-дится на машине добираться от Алматы до Бишкека. Валюта Кыргызстана - киргизский сом (KGS), курсы на июль 2009г: EUR/KGS = 60, RUR/KGS = 1.32. От Бишкека нужно доехать до г. Каракол на ЮВ берегу озера Иссык-Куль. Машина на 7 человек (Honda Odissey) стоит порядка 2500-3000с, легковой автомобиль 1500-1800с. От Каракола в Куйлю можно попасть только по дороге Каракол-Эныльчек, идущей через пе-ревал Чон-Ашу. Трансферы по горам мы заказывали в фирме "АльпТурИссыкКуль", у Игоря Ханина ( khanin@infotel.kg). Вахтовка Каракол - устье Кичи-Талдысу стоила нам 160eu, вах-товка альплагерь "Каракол" - г. Каракол - 90eu. Также у Игоря можно остановиться на ноч-лег (1eu с человека в день) и оставить вещи на хранение (1eu в день за коробку). При этом на-до учитывать, что вахтовок у Игоря всего две, и при заезде большого числа групп (а в составе сборов МГУ в этом году заезжало более 90 человек в 4 различные точки) может возникнуть задержка. 2.4 Аварийные выходы и запасные варианты маршрута В долинах Кичи-Талдысу, Экичат и Теректы, как сказано выше, ведётся выпас скота и есть пастухи с лошадьми, в верховьях Куйлю - кош, в котором есть УАЗик и лошади. Единствен-ная "проблемная" долина - ледник Куйлю Южный. В случае НС отсюда следует спуститься вниз по р. Куйлю Южная, и послать гонца вверх по р. Куйлю Западная, через перевал Куйлю 1А, к кошу на р. Ашутор за лошадьми. Все определяющие препятствия маршрута мы продублировали запасными вариантами:
Акклиматизация в начале похода затянулась, в первой части похода 2-3 человека постоянно болели и участвовали в подъёме заброски. Поэтому перед прохождением перевала Киндык часть группы не получила перевального опыта в этом сезоне. Идти в такой ситуации перевал 2Б было небезопасно. Ситуация усугублялась непогодой (ветер 10-15м/с, метель, видимость в районе 100м) и днём запаса, потраченным на заброску. В такой ситуации мы приняли реше-ние воспользоваться запасным вариантом и вместо перевала Киндык 2Б пройти перевал Кин-дык Западный 1Б. К сожалению, не удалось выполнить ни одного из запланированных восхождений на верши-ны. От восхождения на в.4850 пришлось отказаться из-за чрезвычайной лавиноопасности по-сле нескольких дней непогоды, от восхождения на пик Обручева - чтобы сэкономить допол-нительный день запаса для в. Джигит и перевала Бригантина. На пик Джигит нам помешала взойти трёхдневная непогода - прождав под началом маршрута сколько было возможно, мы отошли под перевал Бригантина. В остальном маршрут пройден полностью. 2.6 Выпускающие и контролирующие организации Группа выпускалась маршрутно-квалификационной комиссией МГЦТК, в составе: Сазонов В.Е. (председатель), Кодыш В.Э., Пигулевский А.К. Глава 3. Прохождение маршрута При чтении графика движения по маршруту и технических описаний прохождения ЛП необ-ходимо принимать во внимание то, что часы в группе были переведены на 2 часа вперёд от-носительно местного времени. Это позволяло легче вставать в 3:00 и выходить около 5:00. В отчёте указано местное время. Знаком (*) отмечены участки с радиальными выходами, путь возвращения с которых не учитывается в приведённой цифре. 3.1 График движения по маршруту Приводится полное время работы группы на маршруте, в которое включается время разведки пути движения и привалов между переходами, и не включается время обедов и перекусов
3.2 Схема маршрута
3.3 Заброска продуктов на перевал Экичат Северный 2А (радиально с востока) устье р. Кичи-Талдысу - р. Кичи-Талдысу - ледн. Кичи-Талдысу - пер. Экичат Северный радиально с востока (4440, 2А рад.) [11-15.07] Перевал Экичат Северный
Расположен: в хребте Куйлю, водораздел р. Кичи-Талдысу и р. Экичат. Пройден: 15 июля 2009 года радиально со стороны р. Кичи-Талдысу (с востока). Описание даётся: от устья р. Кичи-Талдысу до спуска с перевала. С перевала снята записка: группы туристов т/к МГУ (Москва) под руководством Осина Д.В. (дата не указана). Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, верёвки (по числу связок). 11 июля Из Каракола выезжаем поздно, в 19:10. На серпантине, ведущем на перевал Чон-Ашу, машина то и дело глохнет. К устью реки Кичи-Талдысу подъезжаем в полной темноте, в 0:45. Проходим через загон для лошадей и далее метров 400 по тропе левого берега р. Кичи-Талдысу. Здесь на берегу реки есть большая поляна. Ставим лагерь, затем возвращаемся к дороге за второй частью груза. 12 июля Начинаем подъём "челноком" по долине реки Кичи-Талдысу. Грузим в рюкзаки продукты на вторую половину похода и в 10:00 выходим по тропе левого берега вверх. Пересекаем высохшее русло левого притока. В 11:30 проходим мимо коша. Доходим до места, где между двумя левыми притоками поднимается травянистый гребень крутизной около 25 градусов (Фото 1). Начинается дождь. Переходим первый приток по камням, затем поднимаемся по гребню до выполаживания с крупными камнями (13:45, alt=3450). Это - едва ли не первое место, где можно закопать заброску. Кладём сумки с продуктами в нишу у большого камня, сверху закладываем мелкими. Дождь превращается в ливень с градом. За два часа спускаемся обратно в лагерь. Обедаем, собираемся и в 18:30 выходим вверх с продуктами на первую часть похода и снаряжением. Встаём лагерем на пологих травянистых площадках, не доходя полукилометра до коша (20:40, alt=2960). 13 июля Утром собираем лагерь и в 7:30 выходим вверх по тропе. Поднимаемся до заброски, проходим мимо неё и останавливаемся на обед на 500м дальше, у ручья перед мощным моренным прижимом (Фото 2) левого борта долины (11:45, alt=3510). Пока готовится еда, спускаемся за заброской и подносим её к месту обеда. Во время обеда начинается дождь, идущий с перерывами до вечера. После обеда, в 13:55 выходим вверх вдоль русла реки, обходя прижим. Периодически переходим с одного берега на другой по камням, что не представляет сложности. Выходим на обширное галечное поле с разливами реки (Фото 3). Пересекаем поле на запад, пересекая рукава реки по камням. В итоге оказываемся на левом берегу левого притока реки. Приток стекает из цирка перевалов Киндык, прорезая в конгломерате каньон глубиной 10-15 метров. Чтобы лишний раз не ходить по конгломерату, поднимаемся по маловодному руслу ручья до конца каньона. Оставляем заброску у большого камня на травянистых площадках правого берега ручья (15:50, alt=3760). К 17:00 спускаемся обратно к месту обеда, но не по руслу ручья: вылезаем на верх невысокого (5м) конгломерат левого берега, затем по травянистым склонам левого борта долины срезаем часть пути через галечные поля. По пути попадаем в град. Несколько человек страдает от горной болезни, решаем более не подниматься. Разбиваем лагерь в ста метрах от места обеда, поближе к р. Кичи-Талдысу, на пологом лугу. 14 июля С утра собираем лагерь, выходим в 6:20 и поднимаемся до заброски. Часть пути срезаем по травянистым холмам левого борта долины, по пути вчерашнего спуска (Фото 3). Убедившись, что за ночь с продуктами ничего не случилось, продолжаем подниматься по руслу ручья и выходим в обширный моренный цирк к югу от перевалов Киндык и Киндык Западный. Продолжаем движение по руслу маловодного ручья, огибающего цирк с запада. Поднимаемся до большого камня на правом берегу ручья (Фото 4), разбиваем лагерь на пологой морене близ камня (11:45, alt=4010). После обеда, в 12:35 налегке спускаемся к заброске и поднимаемся с ней в сторону перевала Экичат. Оставляем заброску на широком моренном гребне, идущем по направлению к перевалу (15:10, alt=4000). Возвращаемся в лагерь, не спускаясь к заброске, а огибая скальный контрфорс к западу от лагеря. По такому пути перепад высот по карте не превышает 100м, однако приходится пересекать множество моренных валов. На спуске начинается град и мокрый снег с ветром, видимость не превышает ста метров. В лагере в 16:45. Непогода продолжается весь вечер и ночь. 15 июля Выход в 6:45. Налегке спускаемся по моренному валу до небольшой галечной поляны с озерцом, от неё поднимаемся по морене к оставленной вчера заброске. Грузим заброску в рюкзаки и по моренному гребню идём в направлении перевала Экичат Северный. Проходим до седловины в гребне, дальше решаем спуститься на морену слева по ходу, чтобы избежать излишнего набора высоты. Спускаемся на морену, по ней полого поднимаемся в направлении восточного цирка перевала Экичат Северный (Фото 5). Перед выходом в цирк перевала пересекаем несколько снежников крутизной около 20 градусов и выходим к озеру под языком ледника, стекающего с перевала. Огибаем озеро так, чтобы попасть к левому карману ледника (Фото 6), надеваем кошки и снегоступы, связываемся и по карману подходим под перевальный взлёт (10:35, alt=4260). На перевал поднимаемся по орографически левому краю снежного взлёта, вдоль осыпи и разрушенных скал (Фото 7), с самостраховкой ледорубом. Крутизна снежного склона - до 35 градусов. Поднявшись до верха снежного склона, траверсом выходим влево по ходу на седловину перевала Экичат Северный (12:15, alt=4440). Седловина перевала ледово-осыпная (Фото 8). Тур находится в южной части седловины. Из тура снимаем записку группы туристов т/к МГУ (г. Москва) под руководством Дениса Осина (дата не указана). Закапываем заброску на седловине перевала. В 14:15 начинаем спуск по пути подъёма, глиссером по снежному склону с самостраховкой ледорубом. Спустившись на пологий ледник, связываемся в связки, надеваем кошки и снегоступы и по пути подъёма к 14:50 спускаемся до озера под ледником. Устраиваем перекус, отдыхаем. В 16:05 спускаемся по осыпному склону слева от вытекающего из озера ручья, выходим на моренный гребень и по нему, а затем по уже пройденному утром пути к 17:25 возвращаемся в лагерь. Вечером начинается снегопад, который продолжается всю ночь. Резюме Перевал Экичат Северный - классический способ организации продуктовой заброски в Куйлю. Перевал хорош тем, что и с востока и с запада на него можно подняться как по снежно-ледовому склону, так и по осыпи и разрушенным скалам. Это делает его проходимым даже при повышенной лавиноопасности в районе. При планировании маршрута с такой "челночной" заброской необходимо учитывать, что в случае недомогания и медленной акклиматизации участников существенно увеличивается нагрузка на остальную часть группы, и рюкзаки с заброской получаются не менее тяжёлыми, чем рюкзаки с лагерем и снаряжением. В нашем случае это привело к тому, что заброска продуктов потребовала на день больше, чем планировалось изначально. В случае лавинной опасности подъём на перевал Экичат Северный придётся выполнять по орографически левой части седловины, по осыпи и разрушенным скалам. На седловину перевала нужно будет выходить косым траверсом по снежно-ледовому склону крутизной 40-45 градусов, что потребует провешивания 1-1.5 верёвок перил. Расчёт ходового времени
Здесь и далее: [Время - "грязное" время движения, длительность одного перехода ок. 20 мин. по первому, через 10 мин. после привала последнего участника - выход. Привалы внутри участков пути учтены в затраченном времени, время обедов, стоянок и вынужденных длительных привалов в затраченное время не включаются. ЧХВмин - чистое ходовое время по первому, ЧХВмакс - по последнему. Пройденный путь рассчитан на основе данных, снятых на местности при помощи GPS, и карты 1:100000. Путь приведён с учётом коэффициента 1.2. Перепад высот также рассчитан по данным GPS.]
3.4 Перевал Киндык Западный 1Б морена к югу от перевала - пер. Киндык Западный (4470, 1Б) - ледник Киндык [16.07] Перевал Киндык Западный
Расположен: в водоразделе р. Кичи-Талдысу и р. Киндык. Пройден: 16 июля 2009 года со стороны р. Кичи-Талдысу (с юга на север). Описание даётся: от моренного цирка к югу от перевала до левобережного кармана верхнего плато ледника Киндык. Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, верёвки (по числу связок). 16 июля Утром плотная облачность, метель, видимость около 200м. Выходим в 5:20. От места лагеря идём вверх по руслу маловодного ручья на север и затем поворачиваем вправо по ходу и поднимаемся на вершину моренного гребня, ограничивающего язык ледника с востока (Фото 9, Фото 10, alt=4100). Гребень обрывается на ледник крутым конгломератом высотой 70-100м. Продолжаем подниматься по гребню до места, где он поворачивает на запад. Отсюда в сторону ледника отходит осыпной гребень, полого выводящий на поверхность льда. Спускаемся по гребню до ледника, связываемся, надеваем кошки и снегоступы (6:10, alt=4140). Погода ухудшается. Пересекаем ледник по направлению к восточному краю контрфорса, разделяющего цирки перевалов Киндык и Киндык Западный (Фото 11). Около 500м путь лежит по ровной поверхности закрытого ледника, затем - по ледовой ложбине крутизной до 20гр, выводящей на центральную часть ледника. Видимость снижается до 50-100м, приближаться к склонам крутизной более 20гр небезопасно - снег проседает на большой площади и сходит лавинами. Выходим на центральную часть ледника. Поднимается сильный северный ветер, снег летит горизонтально. Пересекаем ровную поверхность закрытого ледника на север, к контрфорсу (8:50, alt=4260). Вдоль контрфорса, в левобережном кармане ледника поднимаемся по направлению к седловине перевала Киндык Западный (Фото 12). Седловина перевала - самая дальняя (левее по ходу) и низкая седловина, на юг с неё сползает перемётный ледник (Фото 13). Погода понемногу улучшается, снег прекращается, проглядывает солнце. К 10:00 подходим под седловину перевала (alt=4430). С набором высоты около 40м по снежному склону крутизной до 30 градусов выходим на седловину перевала Киндык Западный (12:05, alt=4470). Седловина перевала - широкая, снежно-осыпная (Фото 14), на север уходит снежно-ледовый склон крутизной до 40 градусов (Фото 15). Тур найти не удалось, сложили свой в камнях скального выступа справа по ходу. Не задерживаясь надолго на седловине перевала, спускаемся по снегу вдоль скал, чтобы минимизировать лавинную опасность (Фото 16). Глубина снежного покрова - больше метра, однако он однороден, без досок и пустот. Спустившись на закрытый пологий ледник Киндык (14:00, alt=4330), пересекаем верхнее плато ледника на северо-запад (Фото 15, Фото 17). Встаём лагерем под осыпным склоном, выводящим в верхний цирк перевала Оройсу Восточный, на безопасном отдалении от потенциально лавиноопасных снежных кулуаров (15:15, alt=4190). Резюме Перевал Киндык Западный - нормальная для данного района 1Б. Категория сложности дана главным образом за высоту и закрытые ледники с обеих сторон от перевала. При меньшем количестве снега может возникнуть необходимость провесить 1-2 верёвки на северном склоне перевала. Существует и другой путь подхода под перевал - от лагеря на высоте 3510 (см. раздел 3.3) можно подняться на верх моренного прижима левого берега р. Кичи-Талдысу, и, двигаясь по распадку на северо-запад, подойти под язык центральной части ледника. Расчёт ходового времени
3.5 Перевал Оройсу Восточный 1Б п/п Левобережный карман верхнего плато ледн. Киндык - пер. Оройсу Восточный (4420, 1Б, п/п) - восточная ветвь ледн. Орой [17.07] Перевал Оройсу Восточный
Расположен: соединяет ледн. Киндык и ледн. Орой. Пройден: 17 июля 2009 года со стороны ледн. Киндык (с востока на запад). Описание даётся: от верхнего плато ледн. Киндык до спуска на восточную ветвь ледн. Орой. Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, верёвки (по числу связок). 17 июля Утром ясно. В 8:45 снимаем лагерь и поднимаемся по левобережному карману ледника. Подходим под осыпные склоны, ведущие в верхний цирк перевала Оройсу Восточный (Фото 15, Фото 18). Осыпи перемежаются снежниками, но снег в плохом состоянии (доска), решаем подниматься по осыпи. По мелкой и средней осыпи крутизной до 35гр с выходами разрушенных скал (Фото 19, Фото 20) поднимаемся в верхний восточный цирк перевала Оройсу Восточный - фактически, на западную ветвь ледника Киндык (10:25, alt=4340). Снежник слева от осыпи сходит лавиной на всю высоту склона (Фото 21). Порывистый ураганный ветер, однако небо чистое. Ледник верхнего цирка закрытый, связываемся, надеваем снегоступы. По пологому леднику (3-5гр) идём в направлении седловины перевала Оройсу (Фото 22). Перед седловиной - обширная мульда в кармане ледника, закрытая от ветра скалами и снежными надувами (Фото 23, Фото 24). Из мульды на седловину перевала ведёт снежный склон высотой около 5м и крутизной 25гр. Седловина перевала - широкая, снежно-осыпная (11:30, alt=4430). Перевального тура нет, сложили свой на осыпи у скал в северной части седловины. На запад уходит широкий снежный кулуар, крутизна которого постепенно увеличивается до 30-35гр. С учётом лавинной опасности решаем спускаться по осыпи справа от кулуара. В 12:15 начинаем спуск с перевала на запад. Спускаемся по средней и мелкой осыпи крутизной до 35гр. Идём плотной группой. Пару раз пролетают камни с жандармов к северу от перевальной седловины. Пересекаем в верхней части длинный снежник (Фото 25) - снежник при этом сходит лавиной. Продолжаем спуск по осыпи (Фото 26) и выходим на моренный островок на пологом леднике под перевалом (13:15, alt=4330). Выше островка расположен большой разлом, который защищает от камней, прилетающих со скального гребня. На островке располагаемся на обед. Резюме Перевал Оройсу Восточный, фактически, представляет собой треугольное плато, по сторонам которого расположены ледники Киндык, Орой и Кичи-Талдысу. Согласно схемам и классификатору, перевал соединяет ледники Киндык и Орой. Мы прошли именно этим путём, и это было первое сквозное прохождение перевала. Очевидно, возможны и другие пути движения через плато, пролегающие через ледник Кичи-Талдысу. При этом сложность таких перевалов будет в районе 2Б-3А. По пройденному нами варианту перевал Оройсу Восточный соответствует категории сложности 1Б. На западную ветвь ледн. Киндык можно идти иначе: от слияния её с центральной ветвью ледника, однако такой путь может оказаться сложнее, т.к. в месте слияния расположен небольшой ледопад. Расчёт ходового времени
3.6 Перевал Утренней Свежести 1Б п/п восточная ветвь ледн. Орой - пер. Утренней Свежести (4210, 2А, п/п) - центральная ветвь ледн. Орой [17-18.07] Перевал Утренней Свежести
Расположен: в северном отроге хребта Куйлю, разделяющем восточную и центральную ветви ледника Орой. Пройден: 17-18 июля 2009 года с востока на запад. Описание даётся: от морены в правобережном кармане восточной ветви ледн. Орой до морены в правобережном кармане центральной ветви ледника Орой. Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, верёвки (по числу связок). 17 июля (продолжение) После обеда выходим в 14:50. Идём в связках, по направлению к седловине в отроге, разделяющем восточную и центральную ветви ледника Орой. Пересекаем закрытый ледник, лавируя между разломами (Фото 27). Снег уже раскис, приходится достаточно сильно лавировать. Подходим под снежный склон, ведущий на перевал (Фото 28, 15:35, alt=4190). При приближении к склону на большой площади начинают проседать снежные доски. По пологому леднику проходим к северной части склона и поднимаемся по снегу крутизной до 25гр вдоль скал нунатака, венчающего отрог. Со склона по центру перевального взлёта сходит лавина. На вершине нунатака есть осыпные площадки под палатки, укрытые скалами от ветра. Неподалёку в мульде расположено озерцо. Разбиваем лагерь, любуемся с вершины нунатака панорамой ледника Орой (16:10, alt=4290). 18 июля Выходим в 7:25. По осыпному гребню нунатака проходим около 200м на север и выходим на осыпную седловину перевала (alt=4240). Ледник вокруг прорезан глубокими тенями, дует свежий ветер. Решаем назвать перевал "перевалом Утренней Свежести". Складываем тур с запиской. Спускаемся на запад по мелкой и средней осыпи крутизной до 35гр (Фото 29). Осыпь выводит в правобережный карман центральной ветви ледника Орой. Выходим из кармана на вершину моренного холма (8:10, alt=4110), организуем связки. Резюме Перевал Утренней Свежести - простая и короткая 1Б, при помощи которой можно обойти разломы и моренную "помойку" на слиянии ветвей ледника Орой. Вдобавок с перевала открывается отличный вид на верховья долины и ночёвка здесь носит изрядную эстетическую ценность. Расчёт ходового времени
3.7 Перевал Скалозуб 2А п/п центральная ветвь ледн. Орой - пер. Скалозуб (4620, 2А п/п) - ледн. Борду Восточный [18.07] Перевал Скалозуб
Расположен: в северном отроге хребта Куйлю, соединяет ледн. Орой и ледн. Борду Восточный. Пройден: 18 июля 2009 года с востока на запад. Описание даётся: от морены в правобережном кармане центральной ветви ледн. Орой до верхнего плато ледника Борду Восточный. Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, верёвки, ледобуры. 18 июля (продолжение) Ледник верхнего восточного цирка нашего перевала вливается слева в центральную ветвь ледника Орой (Фото 30). На слиянии есть зона разломов, при нас надёжно укрытая снегом. В 8:10 связываемся, надеваем снегоступы (alt=4110). Пересекаем закрытый ледник центральной ветви ледника Орой на запад (8:50, alt=4160), крутизна - до 5гр. Далее поднимаемся по ледовому гребешку крутизной до 25гр в левой части ледника, ведущего в верхний цирк перевала. Вскоре ледник выполаживается до 5-10гр (Фото 31), и мы оказываемся в цирке перевала (9:35, alt=4260). Подходим под перевальный склон (11:10, alt=4410). Гребень, в котором расположен перевал - снежно-ледовый, с редкими, но высокими скальными жандармами (Фото 32). Со многих седловин между жандармами на восток свисают обширные карнизы. Крутизна снежно-ледовых склонов под ними достигает 40 градусов. Ориентируемся на наиболее низкую седловину (Фото 33). Карниз с неё сошёл, а примерно до середины склона идёт вынос старой лавины, что делает такой вариант пересечения гребня наиболее безопасным. Издалека склон похож песочные часы. Всё время подъёма на перевал держим под наблюдением карнизы над соседними склонами, потенциально опасные для группы. Весь склон подрезан бергшрундом. Глубина снега возрастает, даже в снегоступах приходится тропить по колено (Фото 34). Несмотря на то, что почти весь бергшрунд засыпан, подходим под край бергшрунда, торчащий из снега - это единственное место, где можно сделать надёжную станцию на льду на случай лавины (12:10, alt=4510). Также ледовый откол защитит нас в случае схода карниза справа по ходу от перевального склона. Выше бергшрунда крутизна склона возрастает до 35-40 градусов, приходится снять снегоступы. От бергшрунда провешиваем верёвку до выходов льда на перевальном склоне. Это ещё одна трещина, и опять - единственное место, где можно докопаться до льда. Глубина снега вокруг превышает 1м. Снежный покров достаточно однороден, досок нет. Далее до седловины провешиваем ещё 3 верёвки перил на ледорубных точках (Фото 35). Снег плохо смерзается, приходится сидеть на ледорубах. Последняя верёвка выводит на гребень перевала (18:00, alt=4620). С гребня спускаемся 5м на юг, в мульду на перевальной седловине. Мульда достаточно широкая для установки палаток (Фото 36), однако воды нет, и дует сильный восточный ветер. Делаем тур на разрушенных скалах в северо-западной части седловины перевала. Решаем назвать перевал "Скалозуб", поскольку наиболее характерная черта перевала - ряд редких, но высоких скальных зубьев, между двумя из которых расположена седловина. На запад спускается снежный склон крутизной около 25-30 градусов, выводящий на пологий ледник Борду Восточный, близ перевала ДСО "Зенит" (Фото 37). В связках спускаемся на ледник (Фото 38, Фото 39), надеваем снегоступы и продолжаем спуск по леднику крутизной 3-5градусов в направлении перевалов Дружба и Петровского. Спускаемся до нижней точки верхнего плато ледника, от которой нужно начинать подъём к перевалу Дружба (Фото 40). Встаём лагерем на безопасном удалении от лавиноопасных склонов (18:45, alt=4480). Резюме Хорошая и красивая 2А, которая позволяет пройти между ледниками Орой и Борду Восточный. При отсутствии снега прохождение перевала "в лоб", как сделали это мы, потребует провешивания верёвок по достаточно крутому льду (до 45-50гр) и преодоления большого бергшрунда. Это отчётливо видно на космоснимках. В такой ситуации наиболее простой путь через перевал может оказаться иным. Расчёт ходового времен
3.8 Перевал Дружба 2Б ледн. Борду Восточный - пер. Дружба (4600, 2Б) - ледн. Экичат Правый [19.07]
Перевал Дружба Расположен: соединяет ледн. Борду Восточный (р. Бордутор) и ледн. Экичат Правый (р. Экичат). Пройден: 19 июля 2009 года со стороны ледн. Борду Восточный (с запада на восток). Описание даётся: от верхнего плато ледн. Борду Восточный до моренного озера под ледником Экичат Левый. С перевала снята записка: --- Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, ледобуры, верёвки (1х50м + связки). 19 июля С запада на седловину перевала Дружба заходит разорванный закрытый ледник (Фото 41, Фото 42). Попасть на седловину можно двумя путями: обойдя разломы справа (короткий, но крутой снежный склон) или поднявшись траверсом влево до моста через большой разлом, а затем траверсом вправо выйти на седловину перевала. Из соображений безопасности (повышенная лавинная опасность!) мы выбрали второй путь. Выходим в 8:15. От места лагеря без потери высоты по закрытому леднику подходим под начало подъёма на перевал. По закрытому леднику крутизной 15-20гр поднимаемся вправо по ходу, обходя разломы под перевальной седловиной. Выходим снизу к большому разлому, который в этом месте перекрыт то ли снежным мостом, то ли пером (под снегом не видно). С попеременной страховкой пересекаем разлом. Отсюда идём на перевальную седловину траверсом наклонной снежно-ледовой полки (фактически, склона) крутизной около 20 градусов (Фото 44). Решаем отказаться от восхождения на в. 4850 - хорошо видны массивные карнизы, свисающие с узкого снежно-ледового гребня, а крутизна склонов по пути к вершине явно требует дожидаться менее лавиноопасной обстановки (Фото 43). Выходим на седловину перевала (9:25, alt=4600). Седловина - широкий снежный склон крутизной 5-10гр, обрывающийся на восток большим карнизом. Одна связка проходит на жандарм в северной части седла (Фото 46). Жандарм сложен из тонколистных сланцевых скал, тур складывать не из чего. С жандарма видна конфигурация карниза (Фото 45). Спуск возможен в двух точках: нижняя точка седла, где карниз минимальной ширины (около 3м) и в южной части седловины, где на уступе снежно-ледового гребня карниз сходит на нет. Под карнизом вниз уходит протяжённый снежно-ледовый склон длиной около 500м и средней крутизной 30-35 градусов (до 45гр в верхней части). Решаем спускаться с верхней части седловины, чтобы избежать разрушения карниза с последующим спуском под ним. Организуем станцию на двух ледорубах, первая связка со страховкой со станции выходит на склон для разведки состояния снежного покрова. Происходит сход снежной доски по всей площади перевального склона (примерно 500х500м, глубина доски - около 70см). Связка остаётся на страховке. Принимаем решение спускаться по лавинному следу, как наиболее безопасному маршруту. В 11:40 провешиваем одну верёвку перил с седловины, по наиболее крутому участку склона (40гр), в верхней части которого есть фрагменты несошедшей доски. Верёвка идёт немного влево, уходя из-под остатков доски и выходя на левый борт центрального лавинного кулуара перевального склона. Далее спускаемся в кошках с самостраховкой ледорубом по снегу крутизной до 35гр, перемежающемуся участками осыпи (Фото 48). Спускаемся до пологого ледника Экичат Правый (12:40, alt=4400), организуем связки, надеваем снегоступы. Придерживаясь левого борта ледника, спускаемся по языку ледника вниз (Фото 47). Снег раскис, даже в снегоступах проваливаемся на 30-40см. В центральной части ледника находится зона разломов, стараемся туда не заходить. Однако наиболее удобный спуск с языка ледника лежит в его центральной части - левая обрывается вниз ледовым склоном крутизной 30-35 градусов (Фото 49). Под языком ледника расположено широкое галечное поле с разливами реки (14:25, alt=4050). Снимаем кошки и страховочные системы. Дальше идём, пересекая нагромождения моренных валов, по направлению к нижней части отрога, разделяющего ледники Экичат Центральный и Экичат Левый. Под отрогом расположено каровое озеро с достаточно тёплой (14-16С) водой. Ставим лагерь на западном берегу озера (мелкая галька, поросшая травой, alt=4000, 15:10). Резюме Перевал Дружба имеет категорию сложности 2Б. Сложность определяется крутым и протяжённым восточным склоном перевала. Отсутствие скальных и осыпных выходов под склоном позволяет при наличии должной личной техники пройти перевал без провешивания перил. При этом необходимо отметить, что в походе 3 категории сложности группе, скорее всего, придётся провесить весь склон - подъём и спуск серпантином невозможны в силу повышенной лавинной опасности. Это не позволяет отнести перевал к категории 2А. Расчёт ходового времени
Продолжение здесь |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||