Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Ермилов А. М., Москва

Часть 2
- Часть 1.
- Часть 2.
- Часть 3.
- Часть 4.
- Часть 5.
- Часть 6.
- Часть 7.

2. Характеристика района похода

Географическое положение

Тянь-Шань – горная система в Средней и Центральной Азии, большая его часть находится в Киргизии (западная часть горного массива), Китае (восточная часть), а также в Казахстане и Узбекистане (северная часть).
Терскей Ала-Тоо – один из хребтов Центрального Тянь-Шаня. Хребет Терскей-Алатау (пестрые горы, отвернувшиеся от солнца.) расположен широтно и обрамляет с юга котловину озера Иссык-Куль. Длина хребта около 375 км, хребет на востоке смыкается с хребтом Кунгей-Алатау, за пределами Иссык-Кульской котловины примыкает к хребту Сары-Джаз, Средняя высота хребта около 4500 м, высшая точка достигает 5216 м (пик Каракольский). Один крупный узел оледенения хребта находится в верховьях рек Джетыогуз, Каракол, Арашан, Ак-Суу и Тургень-Ак-Суу, другой в верховьях Конурулена. Значительному оледенению хребта способствуют его высота, циркуляция атмосферы, а также влага, испаряющаяся с поверхности озера Иссык- Куль.
Общее число ледников на склонах хребта Терскей-Алатау около 1 100, площадь оледенения 1 081 кв. км, распределение оледенения на склонах северной и южной экспозиции почти одинаково. На северном склоне Терскей-Алатау длина долинных ледников достигает 5,7 км (Айланыш и др.). Длина ледников южного склона значительно больше (например, ледник Колпаковского достигает 10 км). Ледники повсеместно отступают, а их поверхности засоряются обломочным материалом. Языки ледников обычно лежат на высотах 3 000-3 500 м. Снеговая линия в западной части северного склона Терскея находится на высоте 3900-4000 м, а в восточной, из- за большого количества атмосферных осадков, опускается до 3700 м. На южном склоне снеговая линия поднимается до 4000-4200 м. С запада на восток количество осадков увеличивается, внизу от 200 мм (Боконбаевское) до 400 мм (Пржевальск), и на высоте от 1 000 до 2000 мм в год. С запада на восток соответственно увеличивается и степень оледенения. Хребет Терскей-Алатау асимметричен, имеет короткий пологий южный склон и длинный северный. Расчлененный глубоко врезанными ущельями, северный склон гигантскими ступенями спускается к Иссык-Кулю (урез воды которого 1609 м). Сам гребень хребта мало расчленен, несет наклоненные к югу плоские поверхности, местами незаметно переходящие в южный склон. Западная часть хребта Терскей-Алатау очень разрушена, имеет много седловин, доступных для прохождения. Высоты достигают почти 4800 м, перевалы на высотах 3500-4400 м, категории трудности перевалов до ЗА. Северный склон сильно расчленен продольными долинами на систему коротких и невысоких хребтов. Крайняя, западная, часть хребта лишена растительного покрова из-за малого количества осадков, облик местности здесь так же пустынен, как и у западного побережья Иссык-Куля, где река Чу поворачивает в Боомское ущелье. Наиболее высокая и часто посещаемая часть хребта Терскей-Алатау - центральная, между ущельями Барскаун и Тургень-Аксу. Здесь самые крупные ледники и наиболее технически сложные и разнообразные перевалы. Туристские маршруты часто проходят не только по долинам и перевалам Терскей-Алатау, но и ведут на сырты Кумтора и Арабели, охватывают горные массивы Куйлю и Акшийрак. Перевалы хребта Терскей-Алатау в этом районе имеют высоту от 3600 до 4800 м и категории трудности до 3Б. Абсолютное большинство перевалов основного хребта и его южных отрогов - снежные и снежно-ледовые. Перевалы северных отрогов хребта разнообразнее, здесь встречаются и скальные, и ледовые, и снежные, и осыпные перевалы, а чаще всего комбинированные.
К дополнительным преимуществам Терскея относятся наличие на подходах (с севера) леса (тянь-шаньская ель растет до высоты 3000м), а также горячие радоновые источники во всех северных ущельях, за исключением реки Каракол.

 

1.Общая смысловая идея похода

Целью похода было прохождение маршрута по редко посещаемому в последнее время москвичами хребту Терскей-Алатоо, повышение опыта для руководителей т/к «Гадкий утенок»,а также продолжение изучения района, рассматриваемого нами для посещения школьниками.

2.Транспорт

Традиционный путь заезда на Терскей Ала-Тоо через г. Бишкек (с запада, из Кыргызстана), однако возможен и другой вариант – через Алма-Ату (с севера, из Казахстана), но он более сложен.
Основной транспортной артерией, связывающей г. Бишкек с городами Европы и Азии является железная дорога. Но этим летом количество поездов данного сообщения было сильно сокращено, поэтому покупка билетов является непростой задачей. Из Москвы в Бишкек два раза в неделю прибывает единственный поезд

№18. Время в пути немногим более 3 суток. Стоимость билета составляет около 150 долл. США. Следует учесть, что билеты, купленные в Москве стоят дешевле, чем аналогичные, но купленные на территории Кыргызстана. К тому же, в России действуют скидки на групповые билеты, в Кыргызстане они тоже положены, но их не дают.
Аэропорт г. Бишкека также исправно функционирует. Время перелета составляет около 4 часов.
До Алма-Аты также можно добраться самолетом или поездом. Оттуда с юго-восточным берегом оз.
Иссык-Куль и г. Каракол есть автобусное сообщение.

Подъезды

Подъезд на Терскей Ала-Тоо хотя и является весьма продолжительным, но не составляет большого труда. До г. Каракол, пос. Чон-Кызыл-Суу (бывш. Покровка), а также ряда других близлежащих поселков из г. Бишкека можно добраться рейсовым автобусом. На трассе достаточно много транспорта, поэтому найти попутную машину также является не очень сложной задачей. Для большей надежности можно воспользоваться услугами одной из туристических фирм г. Бишкека (которых существует немало), что мы и сделали. В этом случае автобус встретит вас прямо на привокзальной площади и доставит в нужную точку. Как правило, туристическая фирма может заранее оформить официальную регистрацию на время вашего пребывания в Кыргызстане (крайне необходима если у вас нет загранпаспорта для избежания конфликтов с местными властями!!!), а также предоставить необходимый транспорт и услуги для организации забросок. Мы пользовались услугами фирмы «Достук-Треккинг», которая весьма неплохо себя зарекомендовала.
Надо заметить, что бытующие среди туристов слухи о плохой и местами разрушенной дороге по южному берегу оз. Иссык-Куль сильно преувеличены. Дорога находится в неплохом состоянии она конечно уступает по качеству дороге, идущей по северному берегу, но добраться по ней до нужного пункта более, чем реально.
От шоссе вокруг Иссык-Куля можно заехать в район на а/м по любому из ущелий северного склона хребта
Терскей-Алатоо. В частности, по долине Чон-Кызыл-Суу можно доехать почти до ФГС по долине Джеты-Огуз
– чуть выше санатория по долине Каракола – до а/л по долине Арашана – до курорта Алтын-Арашан. На южные склоны хребта можно заехать через рудник Кум-Тор (необходим пропуск!) или по долине р. Куйлю. Центр района, где легче всего найти транспорт – г. Каракол. В Караколе существует несколько турфирм, которые могут организовать транспорт, пропуска, регистрацию, проживание. Одна из них - фирма «Альп-Тур- Иссык-Куль».

Туристские организации, поисково-спасательные службы

Название организации

Адрес, телефон

Kyrgyz-British Joint
Venture "Dostuck-Trekking" Ltd

18th Linea St., 42-1, Bishkek,
Kyrgyz Republic, 720005
Tel: +996 (312) 545455 427471 540237 Fax: +996 (312) 545455 559090
E-mail: dostuck@saimanet.kg, dostuck@elcat.kg http://www.dostuck.com.kg/

Альп-Тур-Иссык-Куль

Кыргызстан, Иссык-Кульская область, г. Каракол, кирпичный завод
д.61 кв.1
Тел.: (00996 3922)2-05-48
e-mail: khanin@infotel.kg, khanin2003@mail.ru

 

Kyrgyz-British Joint Venture "Dostuck-Trekking" Ltd выполняла для нас функции КСС, так как на
территории Киргизии такой службы нет.

Туристские возможности

Центральный Тянь-Шань (в том числе и хребет Терскей Ала-Тоо) - традиционный район горного туризма и альпинизма. В горах Терскей Ала-Тоо можно совершать:
- Горные туристические походы от 1 до 6 к.с.
- Водные туристические походы до 6 к.с.

Для Центрального Тянь-Шаня характерно разнообразие технически сложных участков маршрута, таких как высокогорные перевалы (до 3Б к.т.), травянистые, осыпные, снежные, снежно-ледовые и ледовые склоны, траверсы различной категории трудности. Все это делает Центральный Тянь-Шань весьма привлекательным районом для совершения горных походов.

Наиболее благоприятным периодом проведения горных походов по Центральному Тянь-Шаню является последняя декада июля — август — начало сентября.

Организация заброски

Наш маршрут был построен линейным, с небольшим акклиматизационным кольцом. Заброску организовали для себя сами, закопав ее в камни и посыпав табаком на левом берегу р.Кельдыке.

Аварийные и запасные варианты маршрута

Из любой долины севернее главного хребта можно легко выйти в поселки Аксу, Джеты-Огуз, Чон-Кызыл- Су и в г. Каракол. Кроме того, по всем долинам достаточно высоко в горы идут хорошие дороги, по которым при необходимости можно доехать до вышеуказанных населенных пунктов. В долинах пасется много лошадей и стоит много юрт, чем также можно воспользоваться в аварийной ситуации.
В долине р. Каракол у места впадения р. Аютор Вост. расположен действующий альплагерь, где всегда есть группа спасателей и можно заказать транспорт на выезд в г.Каракол. Есть телефонная связь.
В случае аварийной ситуации на южной стороне хр.Терскей –Алатоо – выходить следует к золотодобывающему руднику Кумтор в верх. Р.Сарычат.

Запасной вариант –1: (при отставании от графика или при плохих метеоусловиях): отказ от прохождения пер.Бригантина (2Б, 4400) и замен его на пер.Каракольский Зап.(2А, 4250).
Запасной вариант –2: (при отставании от графика или при плохих метеоусловиях): отказ от прохождения пер.50 лет Октября (2Б, 4200) и спуск по долине р.Каракол.

Причины изменения маршрута:

В связи с заболеванием руководителя группы, маршрут был завершен по запасному варианту, т.е. мы отказались от прохождения пер.50 лет Октября (2Б, 4200) и спустились по р.Каракол до г.Каракол.
.
Медицинские пункты. Магазины. Почта

На полноценную медицинскую помощь и солидное пополнение запаса продуктов можно рассчитывать только в крупных населенных пунктах: Бишкеке, Караколе, Алма-Ате. В Караколе есть городская клиническая больница, здесь можно получить любую медицинскую помощь. Также есть почта, телеграф, переговорный пункт.
Практически во всех поселках по берегу оз. Иссык-Куль есть продовольственные магазины и рынки, но ассортимент товаров здесь невелик, хотя купить основные продукты питания можно.

Подготовка участников

Все участники нашей группы, кроме одной участницы, имели опыт похода 3 категории сложности. В течение года проходили тренировки по горной технике: зима-весна – снежно-ледовые тренировки в оврагах и карьерах (ст. Полушкино), отработка навыков страховки и скалолазания на скальном рельефе (карьер ст. Полушкино) и скалолазном стенде. Велась интенсивная общая физическая подготовка участников.



3. Заявленная и реально пройденная нитки маршрута

№ дня

Дата

Заявленный маршрут

Пройденный маршрут

Пояснения

 

11-
15.08

 

г. Москва – г. Бишкек

 

г. Москва – г. Бишкек

 

 

15.08

г. Бишкек – п. Покровка – ФГС

г. Бишкек – п. Покровка – ФГС

 

 

1

 

16.08

ФГС – слияние р. Ашутор и
Кельдыке (организация заброски)

ФГС – слияние р. Ашутор и
Кельдыке (организация заброски)

 

 

2

 

17.08

слияние р. Ашутор и Кельдыке –
р. Котор – под пер. Котор (1Б,
4100)

слияние р. Ашутор и Кельдыке –
р. Котор – под пер. Котор (1Б,
4100)

 

 

3

 

18.08

пер. Котор (1Б, 4100) – лед. Котор
Зап. – пер. Дополнительный (1А,
4200) – пер. Боковой (1Б, 4300) –
лед. Колпаковского Зап.

пер. Котор (1Б, 4100) – лед. Котор
Зап. – пер. Дополнительный (1А,
4200) – пер. Боковой (1Б, 4300) –
лед. Колпаковского Зап.

 

 

4

 

19.08

лед. Колпаковского Зап. –
пер. Колпаковского (2А, 4250) – р. Котор – слияние р. Ашутор и Кельдыке

лед. Колпаковского Зап. –
пер. Колпаковского (2А, 4250) – р. Котор – слияние р. Ашутор и Кельдыке (снятие заброски)

 

 

5

 

20.08

 

Дневка, снятие заброски

Полудневка.
Подъем по долине р. Кельдыке

 

 

6

 

21.08

слияние р. Ашутор и Кельдыке –
р. Кельдыке – лед. Кельдыке Зап. –
под пер. Загадка Зап. (2Б, 4400)

 

р. Кельдыке – лед. Кельдыке Зап. –
под пер. Загадка Зап. (2Б, 4440)

 

 

7

 

22.08

пер. Загадка Зап. (2Б, 4550) –
лед. Колпаковского Вост. – под пер. Бороко (2Б, 4400)

пер. Загадка Зап. (2Б, 4400) – лед.
Колпаковского Вост. – под пер.
Бороко (2Б, 4400)

 

 

8

 

23.08

пер. Бороко (2Б, 4400) –
лед. Бороко Зап. – р. Бороко

пер. Бороко (2Б, 4400) –
лед. Бороко Зап. – р. Бороко

 

9

24.08

Дневка

Дневка

 

 

10

 

25.08

р. Бороко – р. Сарычат – р. Чон-
Борду

р. Бороко – р. Сарычат – р. Чон-
Борду

 

 

11

 

26.08

Р. Чон-Борду – р. Сарычат –
р. Куйлю Зап. – под пер. Куйлю Ю. (1Б, 4250)

р. Чон-Борду – р. Сарычат –
р. Куйлю Зап. – под пер. Куйлю Ю. (1Б, 4250)

 

 

12

 

27.08

пер. Куйлю Ю. (1Б, 4250) –
р. Ашутор

пер. Куйлю Ю. (1Б, 4250) –
р. Ашутор

 

13

28.08

Р. Ашутор – р. Караколтор Зап.

р. Ашутор – р. Караколтор Зап.

 

 

14

 

29.08

р. Караколтор Зап. – под
пер. Бригантина (2Б, 4400)

р. Караколтор Зап. – под
пер. Бригантина (2Б, 4400)

 

 

15

 

30.08

пер. Бригантина (2Б, 4400) –
лед. Культор Вост.

пер. Бригантина (2Б, 4400) –
лед. Культор Вост. – морены

 

 

16

 

31.08

лед. Культор Вост. – под
пер. 50 лет Октября (2Б, 4200).

 

дневка

 

 

 

Заболел руководитель

 

17

 

01.09

пер. 50 лет Октября (2Б, 4200) –
р. Чон-Узень

 

дневка

 

18

 

02.09

 

Р. Чон-Узень – р. Алтын-Арашан

Морены лед. Культор Вост. –
р. Культор – а/л Каракол

 

19

 

03.09

р. Алтын-Арашан – п. Лесное –
г. Каракол
Переезд в г. Бишкек

а/л Каракол – р. Каракол –
г. Каракол
Переезд в г. Бишкек

 

04.09

г. Бишкек - г. Москва

г. Бишкек - г. Москва

 

 

График движения

 

 

Дата

День пути

 

Участок маршрута

 

Км

Ходовое время

Перепад высот

Определяющие препятствия

 

Погода

Способ передвижения

 

11-15.08

 

 

г. Москва – г. Бишкек

 

 

 

-

 

 

Поезд

 

15.08

 

 

г. Бишкек – п. Покровка – ФГС

 

-

 

 

-

 

 

Машина

 

16.08

 

1

ФГС – слияние р. Ашутор и Кельдыке (организация
заброски)

 

8,5

 

1-50

 

240 (+240)

 

Перем. обл.,

 

Пеш.

 

17.08

 

2

слияние р. Ашутор и Кельдыке – р. Котор – под пер. Котор (1Б, 4100)

 

7,5

 

4-45

1040 (+1040)

Переправы через р. Ашутор и
Котор

Перем. обл.,

 

Пеш.

 

18.08

 

3

пер. Котор (1Б, 4100) – лед. Котор Зап. –
пер. Дополнительный (1А, 4200) – пер. Боковой
(1Б, 4300) – лед. Колпаковского Зап.

 

9,2

 

6-15

 

1480 (+1000
-480)

Перевалы Котор (1Б),
Дополнительный (1А),
Боковой (1Б)

 

Ясно

 

Пеш.

 

19.08

 

4

лед. Колпаковского Зап. – пер. Колпаковского (2А,
4250) – р. Котор – слияние р. Ашутор и Кельдыке
(снятие заброски)

9,7 (в зачёт
-5)

 

3-55

 

840 (-840)

 

Пер. Колпаковского (2А)

Ясно, во 2-ой половине дня дождь

 

Пеш.

 

20.08

 

5

 

Полудневка.

 

3,6

 

1-55

 

400 (+400)

 

брод через р. Кельдыке

Ясно, во 2-ой
половине дня дождь

 

Пеш.

 

21.08

 

6

 

р. Кельдыке – лед. Кельдыке Вост. – под пер.

 

6

 

4-50

 

640 (+640)

 

ледопад

Перем. обл.,
снег после обеда

 

Пеш.

 

22.08

 

7

пер. Загадка Зап. (2Б, 4400) – лед. Колпаковского
Вост. – под пер. Бороко (2Б, 4400)

 

5

 

3-50

620 (+220,

 

пер. Загадка Зап. (2Б, 4400)

 

Ясно

 

Пеш.

 

23.08

 

8

пер. Бороко (2Б, 4400) – лед. Бороко Зап. – р.
Бороко

 

16

 

6-00

1440 (+440,
-1000)

 

пер. Бороко (2Б, 4400)

Перем. обл.,

 

Пеш.

 

24.08

 

9

 

Дневка

 

12

 

3-10

520 (+520)

 

Перем. обл.,

 

Пеш.

 

25.08

 

10

 

р. Бороко – р. Сарычат – р. Чон-Борду

 

18

 

3-20

 

320 (-320)

Броды через р.Бороко,
р.Кичи-Борду и
Р.Чон-Борду

Перем. обл.,
дождь после обеда

 

Пеш.

 

26.08

 

11

 

р. Чон-Борду – р. Сарычат – р. Куйлю Зап. – под пер. Куйлю Ю. (1Б, 4250)

 

14,4

 

6-00

 

680 (+560,
-120)

 

Перем. обл.,
снег после обеда

 

Пеш.

 

27.08

 

12

 

пер. Куйлю Ю. (1Б, 4250) – р. Ашутор

 

11,2

 

6-10

1700 (+980
-720)

 

пер. Куйлю Ю.(1Б, 4250)

Ясно, дождь после обеда

 

Пеш.

 

28.08

 

13

 

р. Ашутор – р. Караколтор Зап.

 

17

 

6-55

400 (+240,
-160)

 

Брод через р.Экичат

Перем. обл.,
вечером дождь

 

Пеш.

 

29.08

 

14

 

р. Караколтор Зап. – под пер. Бригантина (2Б, 4400)

 

8

 

2-30

200 (+200)

 

Брод через р.Каракалтор Зап.

Перем. обл.,
дождь, снег

 

Пеш.

 

30.08

 

15

пер. Бригантина (2Б, 4400) – лед. Культор Вост. –
морены

 

6,1

 

6-55

1100 (+460,

 

Пер. Бригантина (2Б, 4400)

 

Ясно

 

Пеш.

 

31.08

 

16

 

дневка

 

 

-

 

-

 

-

Ясно, во 2-ой половине дня
дождь

 

Пеш.

 

01.09

 

17

 

дневка

 

 

-

 

-

 

-

 

Ясно

 

Пеш.

 

02.09

 

18

Морены лед. Культор Вост. – р. Культор – а/л
Каракол

 

15

 

5-30

 

940 (-940)

 

Перем. обл.,

 

Пеш.

 

03.09

 

а/л Каракол – р. Каракол – г. Каракол
Переезд в г. Бишкек

 

18

 

4-40

1000
(-1000)

 

 

Ясно

Пеш.
Машина

04.09

 

г. Бишкек - г. Москва

-

-

-

 

 

Самолет

Итого

160,5
км

63 ч
30 мин

+7960
-8340

 

 

 

 

Высотный график

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru