Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет
о горном походе 2 к.с. по Горному Алтаю, август-сентябрь 2004
Россия, Республика Алтай, Центральный Алтай – Южно-Чуйский и Северо-Чуйский хребты Сведения о районе похода Алтай (от монгольского «алтан» - «золотой») – горная страна Азии, расположенная в пределах России, Казахстана, Монголии и Китая. Алтай состоит из сложной системы хребтов с массой отрогов разной высоты и протяженности. От мощного горного узла Табын-Богодо-Оюл, с его куполовидными вершинами, отходит, постепенно снижаясь, южная ветвь хребтов - Южный Алтай, Сарымсакты и Нарымский к западу и Сайлюгем и Чихачева к востоку. К северу от этой горной дуги, отделённой высоким Укокским плато и Чуйской котловиной, развёрнут веер хребтов, составляющих каркас этого горного мира. Одна, почти субширотного простирания ветвь гигантской решётки составлена Южно-Чуйским, Катунским и Холзунским хребтами. Вторая линия хребтов – Северо-Чуйский, Теректинский, Бащелакский – проходит несколько севернее. Самая высокая ступень Горного Алтая – Катунско-Аргутский район, сотоит из трёх хребтов: Ктунского, Северо-Чуйского и Южно-Чуйского.Эти хребты имеют ярко выраженный альпийский облик – пикообразные, покрытые вечными снегами и ледниками вершины, крутые, обрывистые склоны, прорезанные ущельями рек. Хребты несут около 70% всего оледенения Алтая. Северо-Чуйский хребет представляет собой вытянутую в широтном направлении северную часть центрального Алтая, ограниченную с запада глубокой долиной Аргута, а с востока долиной Чаганузуна. Наиболее высокая его часть – горный узел Биш-Иирду, в котором сосредоточено основное оледенение хребта.. Средняя высота хребта здесь не менее 3 600 м. Южно-Чуйский хребет: западная и центральная части хребта характеризуются резко расчленённым рельефом с высотами от 3000 до 3700 м, отдельные вершины достигают 3900 м. Южные склоны хребта круче северных, с более короткими отрогами. Оледенение южных склонов значительно меньше, чем северных. Хребет очень беден древесной растительностью. Она сосредоточена лишь по долинам р. Джазатор и притоков Карагема, Талдуры и Чаганузуна. Снеговая линия повышается с запада на восток с 2900 до 3100 м. На южном склоне она выше на 150-250 м. Природные условия Катунско-Аргутского района разнообразны и очень сложны. Здесь можно провести походы, VI высшей категории сложности по основным видам туризма: пешему, горному, лыжному и водному. Ледники: 1.Софийский – (длина – 10 км площадь – 24 км). 2.Большой Талдуринский (Б. Талдуринский) – толщина льда 175 м, длина – 8,5 км площадь – 34,90 км). 3. Джело – (длина – 4,0 км площадь – 7,3 км). 2. Выпускающие организации Заявочные документы рассмотрены маршрутно-квалификационной комиссией Турклуба «Сплав». Группа состояла на учёте в Горно-Алтайской КСС. 3. Общие справочные сведения о маршруте вид туризма - горный категория сложности - вторая протяженность активной части - 121 км. Продолжительность похода, дней: общая - 16 дней
сроки проведения - 22 августа - 6 сентября 2004 года. 4. Нитка маршрута г.Новосибирск - пос.Бельтир - р.Чаган – оз. Каракуль – лед. Софийский - пер.Удачный (1А, 2900) (радиально) - - р.Караоюк - пер.Ленинградцев (1Б, 3000) - р.Талдура – лед. Бол. Талдура (радиально) - р.Джело - р.ТуроАюк - пер. Купол Трёх Озёр (1Б, 3556)(траверс вершины Купол) - р.Тюте – Курайская степь – г. Новосибирск 5. Определяющие препятствия маршрута
1. Общая смысловая идея похода Идея похода родилась уже давно. Мне хотелось сходить в район Южно-Чуйского хребта. Мысли о реализации этого путешествия начали появляться ещё в июне. Постепенно, собирая информацию о районе похода, я пришла к выводу, что целесообразно будет посетить ещё и Северо-Чуйский хребет. Основными моментами, интересовавшими меня на предстоящем маршруте, были посещение крупнейших ледников Алтая: Софийского и Б. Талдуринский. Также очень хотелось побывать в горах и на Куполе Трёх Озёр именно в осеннее время. Также интерес представляли горы, затронутые сентябрьским землетрясением 2003 года. Категорию маршрута определил опыт участников и руководителя. Цель, объединившая всех участников: новый район и приобретение опыта. 2. Варианты подъезда и отъезда Подъезд и отъезд нашей группы осуществлялся заказанным микроавтобусом Тойота из Новосибирска до Бельтира (Кызыл-Маны). (Расстояние около 900 км). Поворот на с. Бельтир с Чуйского тракта есть от села Чаган-Узун и села Ортолык. Эти сёла находятся уже в Чуйской степи. Дорога от села Ортолык до Бельтира – гравийная со множеством выбоин и ямок, иногда перемежается небольшими участками асфальта. Расстояние от Чуйского тракта до Бельтира около 25 километров. Доехать до Бельтира можно с помощью фирмы «ООО "БийскАлтайТур" (http://www.bialtur.biysk.ru), осуществляющей заброску туристов по всему Алтаю. В Бийске есть также фирма «Эдельвейс, которая занимается доставкой туристов, как на дальние расстояния, так и короткими вездеходными забросками. Адрес: 659300, г. Бийск, ул. Чкалова, 22а, тел. (385-4) 33-86-41, edelveys@mail.biysk.ru, www.edelveys.ru. Зазаев М.В. Фирма имеет представителя в гостинице на въезде в Акташ. От Бельтира вдоль рек Аккол, Талдура и Джело есть дороги. По ним можно осуществить заброску вглубь долин, сэкономив время и силы. Эти дороги используются для подъездов к районам сенокосов и пастбищ, а также зимовий и ферм. Расстояние, которое можно проехать на машине, зависит от погодных условий и времени года, машина должна быть обязательно вездеходного типа (например УАЗ или ГАЗ-66). Дорога представляет собой колею, местами засыпанную камнями, тонущую в болоте и поднимающуюся круто в гору и также круто обрывающуюся вниз. Вездеходный транспорт в Бельтире есть практически в каждом дворе. Некоторые местные жители специально подрабатывают таким образом. Начать маршрут можно выйдя прямо от Бельтира, поднимаясь вверх по реке Чаган. Мост через реку Чаган, разрушенный землетрясением 2003 года, построен вновь. Отъезд из Курайской степи был осуществлён по предварительной договорённости с новосибирским водителем Михаилом Мининым, который подъехал к обозначенному нами километровому столбику. Выбираться из Курайской степи также можно на рейсовом автобусе (Кош-Агач - Горно-Алтайск), который выходит ежедневно из Кош-Агача в 7.00 утра. По выходным ходит ПАЗик, а в будние дни – ГАЗель. Автобус можно остановить на трассе, но для большей уверенности лучше дойти до Курая и голосовать на остановке. Расписание и тип машины, выехавших в нужный день, лучше узнать заранее. Это можно сделать, позвонив в справочную автовокзала г. Горно-Алтайска. Позвонить можно в Курае с переговорного пункта. (Часы работы: будние дни 10.00 – 18.00, обед 12.00 – 14.00, выходные дни 10.00 – 13.00. Телефонистка живёт на улице …). В Курайской степи хорошие грунтовые дороги, по которым ездит сельскохозяйственный транспорт. Поэтому, если договорится с машиной заранее, машина может доехать до моста через Чую и дальше. 3. Аварийные выходы с маршрута. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций эвакуация участников с любой точки маршрута возможна в течение 2 - 3 дней. До перевала Ленинградцев - это возврат по маршруту до с. Бельтир, с реки Талдура – спуск вниз по реке до Бельтира, с реки Джело – спуск по Джело, а потом по Талдуре до с. Бельтир. После преодоления Купола – это спуск вниз по Тюте до с. Курай. На случай неблагоприятных погодных условий был разработан запасной вариант маршрута, исключающий прохождение перевала Купол Трёх Озёр (1Б) и подразумевающий возврат по реке Джело и Талдура обратно в Бельтир. 4. Изменения в маршруте. Маршрут был пройден по основному варианту без существенных изменений, не считая исключения – одной днёвки на р. Джело, по причине отставания от графика во время заброски, которая осуществилась на день позже запланированного. 5. Изменения в составе группы После оформления всех маршрутных документов, к группе присоединился Кондраков Юрий – турист из г. Кургана. Решение о включении его в группу было принято исходя из следующих соображений: Во-первых, его опыт позволял усилить группу, в которой было недостаточно опытных участников во-вторых – изменилось соотношение мужчин и женщин в группе, что положительно повлияло на распределение веса снаряжения, в-третьих – вместимость машины позволяла взять ещё одного человека и несколько сократить стоимость заброски для каждого участника.
Итого пройдено 121 км. * - на радиальных выходах расстояние указывается только в одну сторону. Дней на бензине и газу – 5 Дней на дровах – 7 7. Техническое описание прохождения маршрута группой 22.08.2004. 1 день. В 16:30 выехали из Новосибирского Академгородка. Это произошло на день позже запланированного срока, из-за поломки заказанного нами микроавтобуса. Пришлось искать другой такой же. В 23:30 заехали в ПСО Горно-Алтайска, зарегистрировались у спасателей. По их информации, если группа не имеет специальной страховки перед выходом на маршрут, то в случае возникновения ЧП вертолёт высылаться не будет. Спасатели пойдут по маршруту пешком. У нас такой страховки не оказалось. 23.08.2004. 2 день. 04:00 – Семинский перевал. 06:20 – перевал Чикетаман. Машина забита под завязку, на перевалах перегревается. 08:30 – приехали в Акташ. Пытаемся найти машину-вездеход. На всякий случай оформляем пропуска в погранзону на время нашего пребывания в горах. Занимается выпиской пропусков ПС ФСБ в Акташе. Требуется написать заявление с паспортными данными, пропиской, сроками пребывания и ниткой маршрута. Маршрутка не потребовалась. На улице очень холодно. Температура около нуля. 10:00 Выехали из Акташа. 13:00 приехали в Бельтир. Дорога до Бельтира для нашего микроавтобуса не самая хорошая. Гравийная, с ямами и кочками. Свернули на дорогу в Бельтир возле села Ортолык. Можно ехать через Чаган-Узун, который находится ближе по Чуйскому тракту, но дорога от него, говорят, более разбита и без асфальта. Пос Бельтир расположен в котловине у слияния рек Чаган и Талдура (Чаган-Узун). Бельтир был эпицентром землетрясения в сентябре 2003 года, которое составило 9 баллов по шкале Рихтера. Деревянные дома в нём устояли, а вот кирпичные и бетонные здания были полностью разрушены. Среди них и двухэтажная школа. На месте школьного стадиона образовался провал, периодически заполняемый водой. В окрестностях Бельтира очень много трещин в земле и свежих камней разных размеров, скатившихся с гор. В настоящее время ведётся строительство Нового Бельтира, который будет расположен ближе к Чуйскому тракту. Но не все жители хотят покидать старый посёлок. В Бельтире живут алтайцы, русских там мы не видели. В Бельтире нам удалось нанять ГАЗ-53 и проехать около 30 км вверх по реке Чаган до оз. Аккуль (Аккол). Погода тем временем совсем испортилась – пошёл снег.
18:00 Ставим лагерь прямо на дороге (колея под снегом). Есть небольшая группа деревьев, рядом река Аккол. Ужинаем и ложимся спать. Снег по-прежнему идёт. 24.08.2004. 3 день.
К леднику Софийскому решаем близко не подходить. Поднимаемся сразу в сторону перевала Удачный. Сначала по травянистому склону от зелёного озера, затем по моренному валу, слева по ходу движения от разлившейся реки. Река мутно-серая, в её широком русле, похожем на дно озера, лежат огромные камни – куски оторванных скал. На склонах гор видны такие же обломки скал, опасно свисающие над нами. Это последствия землетрясения. Камни едва соприкасаются со скалой и малейший толчок может снять их с места.
В 18:00 начали спуск. В 18:40 спустились до озера. У некоторых членов группы появились ярко выраженные симптомы горной болезни. У Славы заболел сустав в ноге и он не смог быстро передвигаться. Тем временем уже смеркалось. Пришлось разделить группу на две части. Одна часть должна была дойти до лагеря быстрым темпом, приготовить ужин и выслать навстречу оставшимся помощь, в том числе всё необходимое для ночёвки под открытым небом. А Коля, Дима и Слава пошли медленным темпом. Первая группа вернулась в лагерь в 22:40. Навстречу оставшимся был выслан Юра со спальниками, пенками, полиэтиленом и едой. Но ночёвки под открытым небом не потребовалось – вторая группа подошла в 00:20. Состояние Славы удовлетворительное. Остальные участники очень сильно устали. У меня и Наташи кружится голова. 25.08.2004. 4 день.
Спускаемся с курумных осыпей на травянистые склоны по живой камнепадопасной осыпи. На спуск с курумов уходит много времени. Целесообразней и безопасней сбросить немного высоты ещё перед самими осыпями и пойти вдоль края озера по травянистым склонам. Не теряя высоты, идём по травянистому склону высоко над озером, около 150 метров. Склон пересечён множеством ручьёв впадающих в озеро.
У подножия этой возвышенности есть озеро с розоватым оттенком, образованное, видимо, таянием снежника. Место безопасно в случае землетрясения и обвалов, т.к. до горных склонов далеко. Это место отделено от перевала несколькими небольшими моренными выносами. Приблизительно в 18:20 произошло землетрясение. По моим ощущениям сила толчка составила 3-4 балла по шкале Рихтера. Из под земли раздался очень низкочастотный гул и земля вокруг сотряслась несколько раз. С крутых горных склонов кое-где посыпались камни. Толчок ощутила вся группа. В 18:50 я возвращаюсь к группе и мы выходим к месту нашей ночёвки. Подход к нему без рюкзака занял у меня 40 минут. Идем по старым и вновь образованным моренным выносам и завалам. В одном месте, на стыке старого и нового выноса – очень неустойчивое положение у всех камней, лежащих в гряде. Они буквально висят друг на друге и малейший подземный толчок или внешнее воздействие может вывести их из равновесия и образовать гигантский камнепад. Размер камней колеблется здесь от 1 до 4 метров в длину. Приходится поворачивать немного назад и обходить это место по более безопасному варианту, теряя около 30 минут светового дня. В 21:00 становимся на стоянку. Успеваем засветло разжечь горелки и примус. Ужин готовим уже в темноте. Ночью у меня и некоторых членов группы обостряется горная болезнь – ощущается нехватка кислорода, головокружение и слабость. Также ночью ощущаются слабые подземные толчки. 26.08.2004. 5 день. 7:00 подъём. 9:40 Выход. До подножия перевала дошли за 20 минут. Перевал осыпной. Средняя и мелкая живая осыпь, которая держит с трудом. Идём серпантином, используя самостраховку альпенштоками.
С перевала открывается вид на озеро Тураоюк и долину одноимённой реки (фото 10). Седловина перевала небольшая (фото 11).
Очень много расколотых каменных глыб, хаотично нагромождённых друг на друга, постоянно сыплющиеся камни с вышерасположенных скал,
Движение по склону этого разрушенного моренного вала также оказалось небезопасным. Важно не задерживаться подолгу на одном месте и преодолеть опасный участок как можно быстрее. Нельзя спускаться слишком низко к подножию моренного вала, т.к. любой начавшийся камнепад к низу наберёт силу, скорость, увеличится и площадь его воздействия. Нельзя идти и по гребню, т.к. разрушенные камни нависают там под острым углом к склону и велика вероятность срыва. Никаких троп здесь нет. В15:00 – после прохождения разрушенной морены, идём по старым, хорошо слежавшимся моренным валам. Появилась возможность набрать воды в небольшом оледенелом озере-лужице у конца языка морены. За моренами начался спуск по травянистым и заболоченным террасам и пересохшим рукавам ручья. Переходим на правую сторону ручья по камням и кочкам, здесь он ещё мелкий и узкий.
По травянистым склонам спускаемся в лесную зону Талдуры. Пройдя 200 метров вверх по течению, находим хорошую стоянку на склоне среди деревьев, на которой есть очаг, дрова и места для 3-4 палаток. 19:00 располагаемся на ночлег. Воду берём из притока Талдуры – одного из многих рукавов того ручья, который пересекали вверху. 27.08.2004. 6 день. Сегодня днёвка. Желающие остаются в лагере, остальные пойдут на ледник. Перед идущими ставились две цели: одна – посмотреть на ледник, вторая – тренировка хождения в связке и кошках. 10:00 подъём. 13:00 выходим на ледник: я, Дима, Коля и Юра. Идём по руслу Талдуры. Русло широкое, покрыто галькой, река разливается в нём на множество рукавов. По руслу идёт колея от машины. На правом берегу, через 30 минут хода, увидели зимовье – пара домов и забор в нескольких местах. Через час хода река превратилась в каньон и мы пошли по правому берегу реки. Затем идём по моренным насыпям, поросшим берёзкой. 15:00 подошли к подножию ледника. Ледник Б. Талдуринский имеет три языка. Ледник закрытый, со множеством трещин. На среднем языке у подножия – грот, откуда вытекает Талдура. Пошли по правому языку ледника, заваленному камнями. Идём по гребню. В 15:20 перекус. Решаем подняться к началу ледника и пересечь его с правого края на левый, идя вниз.
Много небольших трещин, засыпанных снегом. На середине ледника слышим грохот и весь ледник сотрясается, как от удара. Как потом выяснилось, большой кусок льда оторвался от ледника у самого подножия - грота и рухнул вниз, сотрясая весь ледник. Ближе к подножию ледника трещин стало больше и их размер увеличился. Угол наклона ледника стал круче, по мере подхода к гроту. Мы ушли влево на сыпуху.
Вышли назад по левому берегу Талдуры по ледниковым выносам. Есть тропа и следы человека. Перешли Талдуру вброд, стало уже смеркаться. Дошли до зимовья - уже почти стемнело – наткнулись в темноте на проволочный забор. Дальше идём по правому берегу – болото, троп нет. В 22:00 вернулись в лагерь, поужинали и легли спать. С левого берега Талдуры на правый перейти, не замочив ноги, сложно. Переходили вброд. Рукава неглубокие, но течение быстрое и вода холодная. 28.08.2004. 7 день 9:00 Подъём. 12:00 – выход. Идём вниз по руслу Талдуры. Переходим разливы вброд. На левом берегу зимовье и наезженная дорога. Через несколько километров встречаем ещё одно зимовье. Дома пустые. На правом берегу дороги нет. В 14:30 дошли до брода (рядом есть мост – проехать по нему можно, на нём лежат доски для въезда и съезда с моста). Дорога уходит на правый берег Талдуры. Вверху от моста видно зимовье Текетуру. Мы не стали переходить на правый берег и пошли дальше по тропе по левому берегу Талдуры. Тропа идёт по болоту, осыпи, курумнику. Увидели высоко в горах на правом берегу зимовье Кып. На нашем берегу наткнулись на стадо яков, прямо перед притоком Талдуры, который срывается водопадом высоко со скалы слева. Вдоль дороги начались красные скалы. Перешли приток вброд. Снова появилась наезженная дорога.
До перевала шли около часа. С перевала увидели Бельтир. Спускались по дороге. Слева внизу видели озеро-болото. В долине р. Джело хорошая грунтовая дорога, пасутся стада овец, лошадей и яков. На левом берегу стоит зимовье, в котором были пастухи. В 19:00 встали на ночёвку, немного не доходя до моста через Джело. Место открытое, возле леса – дров много. 29.08.2004 8 день. На подход к вершине Купол трёх озёр у нас запланировано 2 дня. Хотя по километражу и времени это расстояние можно пройти и за один. Это сделано с целью облегчения подъёма, дополнительной высотной акклиматизации группы, а также для получения резерва времени для разведки или на случай ухудшения погодных условий. 9:00 – подъём. 11:40 – выход. Перешли на левый берег реки Джело по мосту. Далее тропа идёт по скальному склону с берёзкой, упирается в каменный вынос и проходит высоко по нему над прижимом реки.
Зимовье закрыто - никого нет. Но на другом берегу реки Джело в поселении из двух дворов и скотного двора видны люди и животные. 14:30 – обедаем напротив водопада на правом притоке Джело. Идём на разведку, выбираем место на разливах реки Джело, где можно встать. До него проходим 40 минут и в 16:20 встаём на ночь на большой поляне, немного не доходя до водопадного каньона реки Караоюк (приток Джело слева). Полуднёвка. Ходим смотреть на водопад, отдыхаем. Здесь можно ещё набрать карликовой берёзки и готовить на дровах. К вечеру с юга поднимаются облака. 30.08.2004. 9 день. Верховья р. Джело – развилка (р. КараОюк) 8:00 – подъём.
15:00 – становимся лагерем на развилке (здесь сливаются два рукава ручья Караоюка). Это наиболее удобное место вблизи Купола, где можно переночевать. Дров здесь уже нет. До берёзки метров 500 – ниже по склону. Оставшееся свободное световое время было использовано на разведку. Был осмотрен путь по каньону вдоль левого притока, намечена линия движения и произведена очистка ступеней спуска в каньон от живых камней. Также была произведена разведка правого притока. Было выяснено, что по правому притоку удобно подниматься на перевал Кызылташ (2А). Правый каньон уходящей под землю реки, упирается в гладкие скалы оранжевого цвета, со стекающими с них струями водопада. Везде валяется очень много кусков пемзы. Та же порода образует и окрестные скалы. Подъём налегке до водопада занял около часа. В 19:00 вернулись с разведки. В 21:00 отбой. 31.08.2004. 10 день. 6:00 – подъём дежурных. Остальные встают в 7:00. Погода облачная, холодно.
По обрыву возможно осуществить простой спуск без рюкзаков. На спуске осуществляем страховку верёвкой, рюкзаки спускаем также на верёвке. Основная опасность – спустить камни друг на друга. Используем каски и держим дистанцию. После спуска в каньон, начинается подъём по нему вдоль бурного ручья. По обоим бортам каньона нависают осыпные скалы различной величины. Идём вдоль воды, иногда почти по воде. 11:00 – вышли из каньона на моренные выносы перед ледником Купола. Далее движемся вверх по ручью. Ледник остаётся справа. Выходим на пологие морены и поднимаемся к леднику. Видимость ухудшается. Сразу поворачивать к леднику, как только он попал в поле видимости нецелесообразно, т.к. здесь он имеет достаточно крутой угол наклона. Нужно пройти далее вверх по руслу ручья, постепенно уходя на моренные выносы вправо. И далее, двигаясь вправо и вверх, подойти к подножию ледового купола. 13:40 – подходим к краю ледника. Падает снег. Ледник открытый, снега на нём практически нет. Надеваем кошки, связываемся в связку. Т.к. кошки есть не у всех участников группы, ставим тех, у кого нет кошек, в середину связки, чередуя их с участниками, обутыми в кошки. Даём по два альпенштока. Ледник крутой. Крутизна склона 40-45 гр.
В 15:00 туча уходит, и облака поднимаются. Появляется видимость, и мы идём на вершину, фотографируемся (фото23)
Фотографируем, снимаем записку группы туристов из г. Москвы, которые были на куполе 27.08.2004, поднялись со стороны реки Тюте и спустились в сторону реки Джело. Пишем свою записку, разведываю дорогу по хребтам, снимаем палатку и в 15:30 начинаем спуск с Купола, двигаясь в сторону хребта между истоками р.Тюте и р. Кускунур.
Дно расщелины, как и стены, покрыты острой живой сыпухой различной величины. Расстояние между стенами расщелины колеблется от 20 до 50 метров. Крутизна склона 40-45 градусов. Человеку с рюкзаком очень трудно удержаться, т.к. при каждом шаге вместе с ним съезжает груда мелких и крупных осколков скал.
В 19:30 спустились на ледник, на поверхности которого кое-где были видны воронки глубиной до 3-5 м. Дошли до озера и встали на его травянистом берегу. 01.09.2004. 11 день. 10:30 – подъём. 14:15 – вышли. Идём вниз по руслу реки Тюте. Река временами уходит под завалы курумника. Проходим мимо двух изумрудных озёр. После озёр русло реки перегораживает большая курумная осыпь. Перейдя по ней на другую сторону, спускаемся по берёзке и подходим постепенно к зоне леса. Облака низко.
Кое-где острые обломки скал воткнуты в стволы деревьев, причём отломленные ветки и упавшие стволы ещё не успели пожелтеть, что говорит о недавнем времени случившегося здесь бедствия. 18:00 – увидели полуразрушенное заброшенное зимовье на правом берегу. 18:30 – становимся лагерем на берегу реки. 22:00 – отбой 02.09.2004. 12 день. 08:00 – подъём. Ночью был дождь. 10:40 – вышли. Идём по лесной тропе, по болоту, по мари. Стали часто встречаться брусничник и голубика. Постепенно болотная тайга стала более густой, с десятками расходящихся тропок. Держим основное направление вдоль реки. Натыкаемся на стрельбище и стойбище (небольшая полусгнившая землянка). В 12:00 переходим реку Тюте вброд. Сразу после брода – покос, а над ним хорошо наезженная грунтовая дорога, которая, проходя через череду покосов, выходит в Курайскую степь. У встреченного нами алтайца спрашиваем – где в Курайской степи есть вода и дрова. Узнаём, что приемлемые места для стоянок есть только на границе лесной зоны со степью и вдоль Чуи, которая протекает в 12 километрах от границы леса. 14:00 – встали на границе леса. Здесь с гор течёт достаточно мощный ручей, который загоняется с помощью рукотворного желоба в оросительные каналы степи. 15:00 обед. Сходили на разведку. Отдыхали. 22:00 Отбой 03.09.2004. 13 день. 08:00 – подъём.
По трассе транспорт ходит достаточно часто для тех мест – 1-2 машины за 3-5 минут. В основном – это бензовозы и сельхозтранспорт ближайших сёл. 0:40 – вернулись со второй разведки. 04.09.2004. 14 день. 7:00 – Юра ушёл на трассу дежурить. 11:00 – пошли с Колей его подменять. Решили не ожидать машину на трассе, а пойти в Курай и позвонить в Новосибирск, узнать – выехал ли водитель за нами. 14:00 – пришли в Курай. Как выяснилось, переговорный пункт (ПП) уже закрылся. Пришлось найти дом телефонистки и попросить её открыть ПП. Оттуда можно позвонить и на сотовый телефон в том числе. Но мы дозвониться не смогли, т.к. абоненты не отвечали. Это могло обозначать и то, что наш водитель находится в пути и связь с ним уже недоступна. На всякий случай выяснили всё про завтрашний автобус, сходили в магазин и вышли на трассу. В 15:00 нас подобрал тот самый автобус, который пойдёт завтра назад из Кош-Агача. Мы договорились с водителями о том, что завтра нас подберут на трассе, если мы не уедем раньше. Проезд из Кош-Агача до Горно-Алтайска стоит 340 рублей без багажа. В 15:30, только выйдя на трассу из автобуса увидели белый микроавтобус – это был наш водитель Михаил Минин. 17:00 – обед. 19:40 – выехали домой. 21:00 – Белый Бом. 22:00 – выехали из Белого Бома. 05.09.2004. 15 день. 01:40 – Усть-Сема. Сломался стартер. Не можем завести. Толкнули под горку – завелись. 09:00 – Тальменка. Двигатель не глушим. 11:00 – Академгородок. Завернули в городок и машина сломалась окончательно. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Вездеходный транспорт есть практически в каждом дворе, но многие просто отказываются ехать в горы. Один алтаец хотел взять с нас деньги за то, что мы поедем отдыхать «на его территорию». Он даже утверждал, что у него есть все бумаги, в которых написано, что те горы, реки и озёра принадлежат ему. Нужно быть очень осторожным при общении с местным населением. Не оскорблять их ни в коем случае и пытаться уходить от конфликтов. Туризм сейчас развит везде на Алтае, и даже в таком ранее малопосещаемом районе, как Южно-Чуйский хребет. Многие алтайцы пытаются заработать на туристах, заламывая непомерно высокие цены за транспорт, ночлег или другие услуги. Например, группа новосибирских водников, забрасывалась из Бельтира к реке Карагем двумя днями позже нас, заплатила за машину 6 тыс. рублей, хотя расстояние и качество дороги примерно равнялось нашим. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||