Автор: Талапин Е.В., Новоуральск
Отчет о горном маршруте пятой категории сложности по Северо-Чуйскому хребту Алтая
1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О МАРШРУТЕ
Район: Северо-Чуйский хребет, Алтай
Маршрут: п. Акташ - р. Маашей - пер. Тамма (2Б, 3200) + в. Тамма (3800) + пер. Маашей (2Б, 3250) - в. Актру (4176, 2А альп.) - пер. Актру (2Б, 3600) - пер. 60 лет Октября (3А, 3700) - р. Пр. Карагем - пер. Весенний (2А, 3300) - р. Камрю - пер. Красавица (3А, 3320) - р. Шавла - р. Шабага - пер. Орой (н/к, 2229) - п. Чибит
Протяженность маршрута: 160 км
Продолжительность мероприятия на активной части маршрута: 19 дней
Время проведения мероприятия: с 4 по 26 августа 2007 г.
Вид туризма: горный
Категория сложности: пятая
Маршрут рассмотрен: зональной МКК ТСС Свердловской области
(166-00-56665555)
Маршрутная книжка: № 54/07
2. СОСТАВ КОМАНДЫ
Таблица 1.
№ |
Ф. И. О. |
Год
рождения |
Обязанности |
Спортивная
квалификация |
1. |
Талапин
Евгений Васильевич |
1952 |
руководитель |
КМС |
2. |
Бутырин
Александр Борисович |
1961 |
завснар |
МС |
3. |
Голубин
Владимир Анатольевич |
1968 |
завхоз |
МС |
4. |
Самборская
Наталья Викторовна |
1959 |
медик |
КМС |
5. |
Самборский
Владислав Игоревич |
1959 |
отв. за фин. дела |
МС |
6. |
Гоман
Виктор Валентинович |
1981 |
участник |
I |
7. |
Едигарьев
Анатолий Владимирович |
1971 |
фотограф |
II |
8. |
Поздеев
Андрей Сергеевич |
1984 |
участник |
II |
9. |
Столбов
Александр Геннадьевич |
1960 |
участник |
КМС |
10. |
Снегирев
Анатолий Валентинович |
1955 |
ремонтник |
МС |
Восточнее Катунского хребта за долиной р.
Аргут расположен Северо-Чуйский хребет. Он простирается с
северо-запада на юго-восток на 140 км, при ширине в западной части 50
км и постепенно сужаясь к востоку до 20-25 км. Южнение
хребта. Средняя высота хребта здесь около 3600 ой и юго-восточной
границей района служат долины рек Карагем и Чаган-Узун. Наибольшей
высоты хребет достигает в центральной части, известной под названием
горного узла Биш-Иирду, в котором сосредоточено основное оледенм, а ряд вершин
превышает 4000 м (Машей-баши – 4173 м, Актру – 4075 м).
Перевалы хребта отличаются разнообразием,
но имеют одну закономерность – северные и северо-восточные
склоны перевалов круче, взлёты выше. Категории трудности перевалов –
до 3Б, определяющий характер наиболее серьёзных перевалов –
снежно-ледовые. Высота снеговой линии на северных склонах –
около 2900 м, на южных – 3100 м и выше.
Орография хребта сложна и представляет
собой несколько примерно параллельных хребтов с общим направлением
запад - восток. У туристов они получили свои названия: Чуйский,
Шавлинский, Карагемский. Чуйский расположен в междуречье Чуи и Шавлы,
протянулся на 60 км в широтном направлении от слияния Чуи и Катуни до
плато Ештыкол. Высоты хребта растут с запада на восток, высшая точка
- 2925 м. По многим долинам рек и по водоразделу имеются тропы.
Водораздел местами заболочен.
Шавлинский хребет расположен между долинами
Шавлы и Юнгура. У Аргута его высота около 2500 м, к востоку он
поднимается, и за правым притоком Юнгура рекой Курунды на хребте
появляется оледенение. Лес растёт только в долинах рек. Наиболее
трудные перевалы расположены в восточной части хребта, подковой
огибающего Шавлинские горные озёра.
Средняя высота Карагемского хребта,
являющегося водоразделом Юнгура и Карагема, 3400 м на всём его
протяжении. Хребет покрывают небольшие ледники, площадь которых
увеличивается к центру узла.
Все хребты сходятся в один узел в районе вершин Сказка и
Красавица, расположенных в истоках р. Шавлы. Далее к востоку хребет
представляет сложную систему гребней с развитыми долинными ледниками
и рядом северных и южных отрогов по 20-25 км протяжённостью.
Наибольшее оледенение – в верховьях рек Актру, Машей, Шавла, а
на юго-восточных склонах – в истоках рек Джело и Карагем.
Восточную оконечность хребта замыкает
интересная вершина Купол трёх озёр, увенчанная ледником, за ним
хребет постепенно вырождается – начинается Курайская степь.
Самые удобные подъезды к району – по
Чуйскому тракту. Начало похода может быть в селениях Белый Бом,
Чибит, Мены, Курае, Кызыл-Маны (в последних случаях на въезд
требуются специальные пропуска).
Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных
перевалов высокогорных районов СССР /
Сост. Л.Б. Директор. - М.: Профиздат, 1990. Стр. 547-550.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
4.1. Построение маршрута
Всё мероприятие можно условно разделить на три части:
1-я часть – акклиматизационная – заход в район - пер. Тамма (2Б, 3200) + в. Тамма (3800) + пер. Маашей (2Б, 3250) - в. Актру (4176, 2А альп.) - пер. Актру (2Б, 3600)
2-я часть – основная – пер. 60 лет Октября (3А, 3700) - р. Пр. Карагем - пер. Весенний (2А, 3300) - р. Камрю - пер. Красавица (3А, 3320)
3-я – заключительная – выход с маршрута - р. Шавла - р. Шабага - пер. Орой (н/к, 2229) - п. Чибит.
Из-за непогоды, акклиматизационная часть несколько затянулась, поэтому из-за недостатка времени пришлось отказаться от восхождения на в. Маашей (4173). Это было единственным отклонением от заявленного маршрута.
4.2. График движения в течение дня
График движения в течение дня менялся в зависимости от сложности участка маршрута.
На пешеходных участках команда придерживалась графика: 4 перехода - до обеда, 4 перехода - после. Переходы делали по 30-40 мин. На отдыхе между переходами временем себя особо не ограничивали.
При прохождении сложных участков как таковых нормированных переходов не было, отдых участников осуществлялся при организации страховки, на пунктах перестежки перил и т. п. Обеды на этих участках заменялись перекусами из «карманного» питания по мере личных потребностей участников. Основной объем пищи потреблялся во время ужина.
Наиболее оптимальное время для активных мероприятий в течение дня с 5 до 21 ч. местного времени (данные для августа). Поэтому к середине маршрута распорядок дня сложился следующий: подъем дежурного в 5-6 ч., завтрак и т. д., не позднее 19 ч. старались начать установку лагеря, чтобы к 21 ч. закончить ужин и приготовление ко сну.
5. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
Таблица 2.
Дни
пути |
Дата |
Участок дневного перехода |
Протяженность,
км |
Способ
передвижения |
Характер пути |
Погода в течение дня |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
|
04.08. |
Екатеринбург – Курган |
|
электропоезд |
|
|
|
05.08. |
Курган – Новосибирск |
|
поезд |
|
|
1. |
06.08. |
Новосибирск – Барнаул – Бийск –
Горно-Алтайск – п. Акташ – р. Чуя |
пешком 7 |
микроавтобус
пешком |
тропа |
переменная облачность, солнечно |
2. |
07.08. |
р. Чуя – р. Маашей |
15 |
пешком |
грунтовая дорога, тропа |
переменная облачность, солнечно |
3. |
08.08. |
р. Маашей – морена лед. Маашей |
7 |
пешком |
тропа, морена |
переменная облачность, солнечно |
4. |
09.08. |
лед. Маашей – подход под
пер. Тамма (2Б, 3200) |
9 |
пешком |
ледник |
переменная облачность, солнечно |
5. |
10.08. |
пер. Тамма (2Б, 3200) |
2 |
«пешком» |
ледник,
сн.-ледовые склоны |
переменная облачность, солнечно |
6. |
11.08. |
в. Тамма (3800) – пер. Маашей (2Б, 3250) –
лед. Бол. Актру |
9 |
пешком |
сн.-ледовые склоны,
ледник |
переменная облачность,
сильный ветер |
7. |
12.08. |
дневка из-за непогоды |
- |
- |
- |
сильный ветер, дождь,
снег |
8. |
13.08. |
в. Актру (4176, 2А альп.) |
5 |
«пешком» |
сн.-ледовые склоны |
облачность,
сильный ветер |
9. |
14.08. |
днёвка из-за непогоды |
- |
- |
- |
сильный ветер, снег,
огр. видимость |
10. |
15.08. |
днёвка из-за непогоды |
- |
- |
- |
сильный ветер, снег,
огр. видимость |
11. |
16.08. |
пер. Актру (2Б, 3600) |
4 |
«пешком» |
сн.-ледовые склоны, ледник |
переменная облачность,
ветер |
12. |
17.08. |
лед. Маашей –
подход под пер. 60 лет Октября (3А, 3700) |
9 |
пешком |
ледник, осыпь, морена |
переменная облачность, солнечно |
13. |
18.08. |
пер. 60 лет Октября (3А, 3700) (прохождение ледопада) |
3 |
«пешком» |
сильно-разорван. ледопад |
переменная облачность, снежная крупа |
14. |
19.08. |
выход на седловину пер. 60 лет Октября (3А, 3700) – спуск в дол. р. Пр. Карагем |
9 |
пешком |
закрытый ледник, трещины, снег |
переменная облачность |
15. |
20.08. |
р. Пр. Карагем - подход под пер. Весенний (2А, 3300) |
12 |
пешком |
морена, ледник, тропа |
переменная облачность,
дождь |
16. |
21.08. |
пер. Весенний (2А, 3300) – р. Камрю – подход под пер. Красавица (3А, 3320) |
15 |
пешком |
ск.-осыпные склоны,
ледник, морена |
переменная облачность,
дождь, огр. видимость |
17. |
22.08. |
пер. Красавица (3А, 3320) – оз. Верхн. Шавлинское |
6 |
пешком |
сн.-ледовые склоны, морена, тропа |
переменная облачность, солнечно |
18. |
23.08. |
р. Шавла – р. Шабага |
25 |
пешком |
тропа |
переменная облачность, дождь |
19. |
24.08. |
пер. Орой (н/к, 2229) – п. Чибит
п. Чибит – Новосибирск |
23 |
пешком микроавтобус |
тропа, грунт. дорога |
переменная облачность,
солнечно |
|
25.08. |
Новосибирск – Курган |
|
поезд |
|
|
|
26.08. |
Курган – Екатеринбург |
|
электропоезд |
|
|
19 |
- |
ИТОГО:
ходовых дней, включая
3 дневки |
160 км |
|
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ ПЕРЕВАЛОВ
Таблица 3.
№ |
Наименование |
к.т. |
м |
1. |
Орой |
н/к |
2229 |
2. |
|
|
|
3. |
Николаева |
1Б |
|
4. |
Москвич |
1Б |
3075 |
5. |
Орбита |
1Б |
3000 |
6. |
|
|
|
7. |
Зелинского |
2Б |
3380 |
8. |
Туманный |
2А |
3100 |
9. |
Терешковой |
1Б |
3000 |
10. |
Ледовый |
2А-2Б |
|
11. |
Разведочный |
1Б |
3200 |
12. |
Красавица |
3А |
3320 |
13. |
Мечта |
2Б |
3300 |
14. |
Крутой Западный |
2Б |
3300 |
15. |
Сюрприз |
2Б |
3300 |
16. |
Весенний |
2А |
3300 |
17. |
Абыл-Оюк |
1Б |
3220 |
18. |
|
|
|
19. |
Первоклассница |
2А-2Б |
|
20. |
Эйнштейна |
2Б |
3300 |
21. |
Верхний Шавлинский |
2А |
3415 |
22. |
Нижний Шавлинский |
1Б |
3300 |
23. |
60 лет Октября |
3А |
3700 |
24. |
Надежда |
2Б |
3300 |
25. |
Тамма |
2Б |
3200 |
26. |
Маашей |
2Б |
3250 |
27. |
Актру |
2Б |
3600 |
28. |
Значкист |
1Б |
3160 |
29. |
Контейнер |
1Б |
3240 |
30. |
Учитель |
1А |
3100 |
31. |
Физкультурник |
2Б-3А |
|
32. |
Фестивальный |
2Б |
3250 |
33. |
Карагем |
н/к |
2837 |
34. |
Джело |
2Б |
3450 |
35. |
Кзылташ |
2А |
3200 |
36. |
Актру-Джело |
1А |
3200 |
6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
6.1. Долина р. Чуя – долина Маашей
Высаживаемся из микроавтобуса в 7 км за п. Акташ (800-й км Чуйского тракта). За ~20 мин. по грунтовой дороге подходим к р. Чуя. Ориентиром служат бетонные основания недостроенной ГЭС.
За 2 ходки по 40 мин. (2吤 мин.) по тропе вниз по течению, вдоль р. Чуя, преодолевая скальные прижимы, доходим до моста через р. Чуя чуть ниже устья р. Маашей. Переходим мост. Ночёвка.
Довольно крутой подъём (30 мин.) по серпантинам грунтовой дороги выводит на травянистую террасу с редко встречающимися деревьями. Подъём по долине р. Маашей до самого ледника проходит вдоль левого берега реки. Дорога постепенно переходит в лесную тропу. К вечеру (1吤 мин. + 5吚 мин.) выходим к оз. Маашей, на верх старого моренного вала. Впереди открывается панорама вершин Карагем и Маашей (фото 1). Ночёвка за озером (1吮 мин.).
На следующий день подходим под язык лед. Маашей (5吚 мин.). За 40 мин. поднимаемся по морене (слабовыраженная тропа, промаркированная турами). Выйдя наверх, проходим по тропе по гребню морены и спускаемся на площадки слева (по ходу) от моренного гребня.
Фото 1. Панорама вершин Карагем и Маашей из долины р. Маашей.
6.2. Пер. Тамма (2Б, 3200) – в. Тамма (3800) – пер. Маашей (2Б, 3250)
От площадок под моренным гребнем пересекаем левобережную морену – хаотичное нагромождения крупных и средних каменных глыб, по камням переправляемся через довольно крупный водный поток, текущий в ледовом каньоне, выходим на ледник и идем в направлении пер. Тамма (фото 2) (2吚 мин. + 3吤 мин.). Ледник открытый. Поднимаемся, ориентируясь на нунатак под пер. Тамма. В верхней части ледник закрытый. В связках, обходя трещины, подходим под нунатак со стороны пер. Тамма (фото 3). Ночёвка (фото 4).
Подходим под склон пер. Тамма. Характер снежно-ледовый. Первые 100 м подъёма – пешком до ледового взлёта. Его обходим слева по ходу. Перила 2吮 м, 40-45о (фото 5). Подходим под второй ледовый взлёт. Под сбросом траверсируем влево. Подъём по перилам 50+20 м, 45о, до 60-70о. Выходим на площадки выше сброса, крутизна склона падает до 10-30о. В связках подходим под верхние ледовые разломы. Снова перила 50+30 м, 45о, до 60-70о (фото 6). Последние метры до 90о, первый проходит без рюкзака с двумя ледорубами, остальные – с использованием транспортной верёвки. Выходим на широкую седловину-плато пер. Тамма. Подъём занял 4 ч.
По глубокому снегу за 40 мин., пересекая плато, подходим к осыпи под южным склоном в. Тамма (фото 7). Здесь находится тур. Ставим лагерь.
Утром по плотному снегу (до 30о) за 1,5 ч. поднимаемся к верхним скальным выходам, где расположен тур в. Тамма. От тура, в связках, выходим на вершинный гребень (фото 8). Характер снежно-ледовый. Через 200 м выходим на его максимальное возвышение.
Продолжаем траверс. Спуск с гребня в. Тамма на гребень, идущий к пер. Маашей (15 м, ~50о) осуществляем в разрыве снежного карниза. За 1,5 ч. в связках (встречаются трещины) по широкому гребню (фото 9) подходим к туру пер. Машей.
Спуск с пер. Машей – по широкому снежно-ледовому склону, крутизной 20-40о. Движение в связках, в обход трещин. В нескольких местах с попеременной страховкой преодолеваем не сильно разорванные бергшрунды. За 1,5 ч. спускаемся (фото 10) на открытую часть лед. Бол. Актру.
Фото 2. Подход под пер. Тамма (2Б, 3200).
Фото 3. Подход к нунатаку под пер. Тамма (2Б, 3200).
Фото 4. Лагерь под пер. Тамма (2Б, 3200).
Фото 5. Начало подъёма на пер. Тамма (2Б, 3200).
Фото 6. Заключительная часть подъёма на пер. Тамма (2Б, 3200).
Фото 7. Вершина Тамма (3800). Вид от тура пер. Тамма (2Б, 3200).
Фото 8. На вершинном гребне в. Тамма (3800).
Фото 9. Движение по гребню в направлении пер. Маашей (2Б, 3250).
Фото 10. На спуске с пер. Маашей (2Б, 3250). Вид на пер. Актру
(2Б, 3600) и в. Актру (4176).
6.3. Вершина Актру (4176, 2А альп.) – пер. Актру (2Б, 3600)
Из-под пер. Маашей (2Б, 3250) за 1,5 ч. поднимаемся в верховья лед. Бол. Актру. Подъём не крутой – 10-20о. Лагерь ставим левее (по ходу) характерного скального жандарма, недалеко от края скального сброса, обрывающегося к лед. Пр. Маашей (фото 10, 11).
День ушёл на пережидание непогоды. На следующий день погода несколько улучшилась, поэтому предприняли попытку восхождения на Актру (4176, 2А альп.).
Актру мы смогли уже разглядеть и с в. Тамма (3800), и с пер. Маашей (2Б, 3250) (фото 10). Вершина находится в восточном отроге гребня между в. Тамма и п. Куркурек. В отроге выделяются три вершины (с запада на восток): узловая (п. Квадратный – ?) (в месте, где отрог отходит от гребня), предвершина Актру и сама в. Актру (4176).
Из лагеря поднимаемся в направлении узловой вершины (фото 12). Характер склона снежно-ледовый, крутизна – 20-40о. Следует первый взлёт, затем траверс склона, потом второй взлёт, который выводит на пологий широкий гребень – левое (по ходу) плечо узловой вершины. (Как выяснилось позже, это есть седловина пер. Актру (2Б, 3600).) В верхней части подъёма крутизна склона увеличивается до 45-50о, поэтому от бергшрунда провесили перила 2吮 м. С плеча некрутой подъём выводит к узловой вершине. Погода испортилась окончательно (ограниченная видимость, ветер). Из-за плохой видимости не разглядели гребень отрога ведущий на в. Актру и ломанулись по основному гребню в направлении п. Куркурек. Через некоторое время, поняв что ошиблись и потеряв порядка 1 ч., вернулись к узловой вершине. «Нащупали» гребень отрога и пошли на Актру (фото 13). На подходе к предвершине, гребень становится более узким, но достаточным, чтобы двигаться в связках на всю верёвку без попеременной страховки. Непосредственный подъём на в. Актру (4176) по осыпи прикрытой снегом. Наверху – металлическая тренога (фото 14).
Спуск в лагерь по пути подъёма. Потом последовало ещё два дня пережидания непогоды. На пятый день нашего пребывания в верховьях лед. Бол. Актру мы наконец-то смогли продолжить маршрут.
Так-же как и три дня назад начали подниматься в направлении узловой вершины. По пути, просматривая возможные варианты спуска на лед. Пр. Машей выше жандарма, поняли, что наиболее оптимальный путь это через плечо узловой вершины, которое, по всей видимости, и является седловиной пер. Актру (2Б, 3600) (фото 15).
На спуск характер склона снежно-ледовый, в верхней части с выходами разрушенных скал, крутизной 45-50о (фото 16). Вешаем перила. Спускаемся до скального сброса, уходящего дугой направо, в сторону долины, и продолжаем движение вдоль него (фото 17). Всего провесили около 10-ти верёвок. Последние – уже по не крутому склону из соображений безопасности движения по чистому льду. Как только стало возможным находиться на склоне без перил, пошли пешком, так же вдоль дуги скального сброса до места, где лёд круто подходит к кромке скал. Здесь по скалам (сильно разрушенные, крутизной 60-70о, с осыпными полками) повесили 50+20 м перил и вышли на ледник (фото 18). (По всей видимости, более рационально не следует спускаться сильно вниз вдоль скального сброса, а по пологой части снежно-ледового склона пер. Актру сместиться вправо обойти крутое падение льда и пешком, без навешивания перил по скалам, спуститься на ледник.)
Ледник закрытый, есть трещины. Движение в связках. На выходе из цирка пер. Актру – небольшой ледопад. Проходим по центральной части. Ночёвка на правобережной морене, напротив цирка пер. Актру (фото 19).
На следующий день за 5吤+20 мин. спустились до лед. Машей, пересекли его по диагонали и подошли под пер. 60 лет Октября (3А, 3700).
Фото 11. Лагерь под пер. Актру (2Б, 3600).
Фото 12. Подъём на пер. Актру (2Б, 3600).
Фото 13. Подъём на в. Актру (4176).
Фото 14. На в. Актру (4176).
Фото 15. На седловине пер. Актру (2Б, 3600).
Фото 16. Спуск с пер. Актру (2Б, 3600). Первая верёвка.
Фото 17. Спуск с пер. Актру (2Б, 3600).
Фото 18. Пер. Актру (2Б, 3600) со стороны лед. Пр. Маашей.
Фото 19. Лагерь после спуска с пер. Актру (2Б, 3600) на лед. Пр. Маашей.
Фото 20. Лагерь под пер. 60 лет Октября (3А, 3700).
6.4. Пер. 60 лет Октября (3А, 3700)
Пер. 60 лет Октября (3А, 3700) соединяет лед. Машей с долиной р. Пр. Карагем. Находится между в. Карагем и в. Машей (фото 15, 16). Характер перевала снежно-ледовый. Основную сложность представляет ледопад со стороны лед. Маашей (фото 20). Сложность и условия его прохождения год от года меняются, но в любом случае желательно расчитывать на весь арсенал ледового снаряжения и техники.
С верховьев левобережной морены подходим под ледопад. Выбирая оптимальный путь, начинаем плутать между ледовых нагромождений (фото 21). С набором высоты, постепенно смещаемся к центру. Сложность ледопада возрастает. Приходится связываться, а затем и вешать перила (фото 22). На сложных участках используем транспортную верёвку для облегчения подъёма участников (фото 23) и транспортировки груза (фото 24). Несколько раз приходилось спускаться дюльфером на ледовые пробки (фото 25), чтобы затем выйти на противоположный край трещины. В верхней части ледопада вышли к правому (орографически) борту. Здесь по лавинным конусам, сошедших с в. Карагем, обошли часть трещин. Ледопад выполаживается. На последние разломы уже сил не хватило. Лагерь поставили между трещинами, сместившись к центру на безопасное расстояние от склонов в. Карагем (фото 26).
На следующий день преодолели последние разломы (фото 27) и в связках, обходя трещины, начали подниматься к седловине перевала (фото 28, 29). Склон снежный, крутизной 10-20, до 30о. Выходим на обширное плато (фото 30). В дальнем, западном углу выделяется в. Машей (4173). Левее неё (по ходу) – снежный пупырь, левее которого и находится седловина пер. 60 лет Октября. Движение затрудняет глубокий снег и незначительный, монотонный набор высоты. Тем не менее, за 1,5 ч. пересекли плато и вышли на футбольное поле седловины пер. 60 лет Октября (фото 31).
Спуск так же по широкому снежному склону в связках (фото 32). Вначале крутизна склона невелика, но, мин. через 30 спуска, увеличивается: склон ледовым сбросом обрывается вниз. Обходим его, траверсируя вправо. В этом месте ледник разделяется на две ветви. Обходя ледовые сбросы, подходим под скальный раздельный гребень и спускаемся на левую ветвь. Крутизна склона до 45о, но движение упрощается за счёт достаточно глубокого снега. Ледник выполаживается, затем снова следует крутой участок (обходим его слева), снова выполаживание ледника. В заключении – ледопад. Обходим его слева, спускаясь к скалам и двигаясь по осыпному кулуару между скалами и ледником. Движение с индивидуальной страховкой, с особой осторожностью, т. к. встречаются участки бараньих лбов, льда, покрытых подвижной осыпью. Ночёвка под ледопадом (фото 33).
На следующий день за 2吤 мин. (ледник, морена, травянистые склоны) спустились в долину р. Пр. Карагем до зоны леса.
Фото 21. В нижней части ледопада.
Фото 22. Первые трудности.
Фото 23. Движение участников на сложных участках.
Фото 24. Транспортировка груза на сложных участках.
Фото 25. Движение участников на сложных участках.
Фото 26. Лагерь после прохождения наиболее сложной части ледопада.
Фото 27. Преодоление последних разломов ледопада.
Фото 28. Выход из зоны трещин.
Фото 29. На подходе к плато массива в. Маашей.
Фото 30. По плато в направлении седловины пер. 60 лет Октября (3А, 3700).
Фото 31. На седловине пер. 60 лет Октября (3А, 3700).
Фото 32. Начало спуска с пер. 60 лет Октября (3А, 3700).
Фото 33. Лагерь после спуска с пер. 60 лет Октября (3А, 3700).
6.5. Пер. Весенний (2А, 3300)
Пер. Весенний (2А, 3300) находится в южном отроге Северо-Чуйского хребта, соединяет долины р. Пр. Карагем (Абыл-Оюк) и р. Лев. Камрю.
Поднимаемся вдоль левого берега р. Пр. Карагем по хорошо набитой тропе. За 30+2吤 мин. вышли из зоны леса и подошли к оз. Абыл-Оюк. Отсюда уже хорошо просматривается цирк перевалов Весенний, Сюрприз, Абыл-Оюк (фото 34). Тропа постепенно теряется. По моренным валам за 3吚 мин. поднимаемся под ледник, ночёвка (фото 35).
На следующее утро за 30 мин. поднимаемся по леднику, под взлёт пер. Весенний. Склон широкий: разрушенные скалы, осыпь. Подъём по правой (по ходу) части склона с индивидуальной страховкой, выбирая оптимально безопасный путь. Встречаются спусковые петли.
Седловина – довольно узкий скальный гребень, сильно не разбежишься, тем не менее, на ней к нашему удивлению обнаружили два тура, и оба с записками. Свой – третий – складывать не стали… Спуск начинается со скального сброса (~15 м, до 90о), повесили перила. Дальше по осыпи с выходами разрушенных скал, с индивидуальной страховкой до ледника.
За 30 мин. спустились ниже ледника. Далее вдоль р. Лев. Камрю 2吤 мин., в верховьях переходя с берега на берег, а потом двигаясь по левому берегу. Следует особо отметить, что р. Лев. Камрю, несмотря на то, что большой её назвать нельзя, очень живописна (фото 36): многочисленные водопады (узкие, широкие, высокие, низкие, водопадные ступени), по берегам отполированные водой и льдом застывшие лавовые потоки вулканогенных пород – всё это скрашивает глубокое падение в долину до зоны леса. Не доходя до слияния с р. Пр. Камрю, переправляемся на правый берег, переходим увал (20 мин.) и обедаем на правом берегу р. Пр. Камрю.
Фото 34. Вид на пер. Весенний (2А, 3300) от оз. Абыл-Оюк.
Фото 35. Лагерь под пер. Весенний (2А, 3300).
Фото 36. Левая Камрю – река водопадов.
6.6. Пер. Красавица (3А, 3320)
В начале по тропе вдоль правого берега р. Пр. Камрю, затем по валунам в русле реки, поднимаемся к старым моренным валам. На повороте долины направо (по ходу), выходим на обширное ровное пространство. Двигаемся в направлении крайнего правого (по ходу) ущелья. Следует ряд подъёмов по моренным валам. Ночёвка в районе озёр (фото 37). На следующий день по морене подходим к леднику. Ледник в нижней части открытый, без трещин, крутизна до 30о (фото 38). После первого взлёта следует выполаживание, количество снега возрастает. Дальше – в связках, сначала по центру, потом – вправо (по ходу). Начинается ледопад (фото 39). По мостам смещаемся влево (по ходу), набираем высоту и выходим на снежное плато под пер. Красавица.
Левее в. Красавица (3700) выделяются две узкие снежно-ледовые седловины, разделённые коротким скальным гребнем жандармов. Седловина пер. Красавица – правая (по ходу) (фото 40). Пересекаем плато, подходим под перевальный взлёт. Внизу – засыпанный снегом бергшрунд. С индивидуальной страховкой, в три такта поднимаемся под скалы гребня жандармов, крутизна 40-45о, заходим в снежно-ледовый кулуар, пересекаем снежный жёлоб и продолжаем подниматься вдоль правого (по ходу) борта кулуара. Появляется лёд. Крутизна увеличивается до 50о. Вешаем перила (3吮 м). Выходим на седловину перевала (фото 41). Тур на скалах слева (по ходу). Со стороны р. Пр. Камрю седловина представляет собой небольшую мульду. Обогнув слева снежный бугор, выходим на широкую спусковую сторону. Склон снежно-ледовый, крутизной до 50о. Перила вешаем по центру склона (4吮 м), перепрыгиваем бергшрунд, далее – в связках (фото 42).
Ледник поворачивает вначале немного налево, потом – направо. Появляются широкие трещины, увеличивается крутизна, на выходе из цирка – несложный ледопад. Движение от левого края, на повороте, к центру, далее – в правую часть ледопада. Спускаемся на основной ледник, прижимаемся к левому краю, выходим на гребень левобережной морены, на тропу промаркированную турами. Тропа становится всё более торной. Спускаемся до лесной зоны, до площадок на берегу Верхнего Шавлинского озера.
Фото 37. Подходы к пер. Красавица (3А, 3320).
Фото 38. Под ледником пер. Красавица (3А, 3320).
Фото 39. На ледопаде пер. Красавица (3А, 3320).
Фото 40. Подход под перевальный взлёт пер. Красавица (3А, 3320).
Фото 41. Выход на седловину пер. Красавица (3А, 3320).
Фото 42. Спуск с пер. Красавица (3А, 3320).
6.7. Долины рек Шавла и Шабага – пер. Орой (н/к, 2229) – п. Чибит
Оз. В. Шавлинское обходим по тропе слева (30 мин.). Тропа переходит на правый берег р. Шавла. За 40 мин. доходим до оз. Н. Шавлинское.
От Нижнего озера до р. Шабага добежали за 3,5 чистого времени. Тропа местами заболочена. Далее подъём вдоль р. Шабага до выхода на плато Ештыкол (6吚 мин.). На плато начинается грунтовая дорога. По ней, пересекая плато, доходим (30+50 мин.) до пер. Орой (н/к, 2229). Спускаемся 15 мин. по дороге до поворота на тропу в п. Чибит. Дальше по тропе до старого моста через Чую (3吮 мин.). Мост полуразрушен, но реально проходим. За мостом тропа выходит на грунтовую дорогу, ведущую в п. Чибит (50 мин.).
Фото 43. Спуск с пер. Орой (н/к, 2229) в долину р. Чуя.
7. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
7.1. Снаряжение личное общепоходное
Таблица 4.
№ |
Наименование |
Количество, шт. |
Вес, кг. |
1. |
Рюкзак «Манарага» |
1 |
1,8 |
2. |
Коврик |
1 |
0,3 |
3. |
Спальный мешок пуховый «BASK» |
1 |
1,5 |
4. |
Куртка пуховая «BASK» |
1 |
1,45 |
5. |
Штормовой костюм (анарака, брюки) |
1 комплект |
0,5 |
6. |
Костюм спортивный |
1 комплект |
0,8 |
7. |
Свитер легкий |
1 |
0,35 |
8. |
Рубашка с длинными рукавами |
2 |
0,2 |
9. |
Футболка с короткими рукавами |
1 |
0,1 |
10. |
Шапочка шерстяная |
1 |
0,1 |
11. |
Панама от солнца |
1 |
0,1 |
12. |
Плавки повседневные |
3 |
0,3 |
13. |
Плавки купальные |
1 |
0,1 |
14. |
Шорты |
1 |
0,1 |
15. |
Перчатки а) утепленные
б) х/б |
1
2 |
0,2
0,2 |
16. |
Накидка от дождя |
1 |
0,3 |
17. |
Ботинки «Koflach» |
1 пара |
2,7 |
18. |
Фонарики для ботинок |
1 пара |
0,2 |
19. |
Кроссовки |
1 пара |
0,7 |
20. |
Носки а) шерстяные тонкие
б) полушерстяные толстые
в) х/б тонкие |
3 пары
4 пары
4 пары |
0,9 |
21. |
Туалетные принадлежности |
1 комплект |
0,2 |
22. |
Посуда, нож |
1 комплект |
0,4 |
23. |
Индивидуальный пакет |
1 комплект |
0,2 |
24. |
Фонарик |
1 |
0,1 |
25. |
Спички в герметичной упаковке |
2 |
0,1 |
26. |
Туалетная бумага |
1 рулон |
0,1 |
27. |
Записная книжка, ручка |
1 комплект |
0,1 |
28. |
Носовой платок |
2 |
0,1 |
29. |
Фляжка |
1 |
0,1 |
30. |
Мешок для заброски |
1 |
0,2 |
|
ИТОГО: |
|
14,5 |
|
Из них в рюкзаке было примерно: |
|
11,0 |
7.2. Снаряжение личное специальное
Таблица 5.
№ |
Наименование |
Количество, шт. |
Вес, кг. |
1. |
Система страховочная |
1 комплект |
1,0 |
2. |
Карабины альпинистские |
7 |
0,6 |
3. |
Пруссик для самостраховки |
1 |
0,2 |
4. |
Рукавицы брезентовые |
1 пара |
0,2 |
5. |
Каска «Petzl Ecrin Roc» |
1 |
0,5 |
6. |
Ледоруб (айсбайль) |
1 |
1,0 |
7. |
Ледовые крючья |
4 |
0,4 |
8. |
Кошки |
1 пара |
1,0 |
9. |
Спусковое устройство |
1 |
0,1 |
10. |
Палки телескопические «Salewa» |
1 пара |
0,5 |
11. |
Жумар «Альтурс» |
1 |
0,1 |
12. |
Очки солнцезащитные |
1 |
0,2 |
|
ИТОГО: |
|
5,8 |
7.3. Снаряжение командное общепоходное
Таблица 6.
№ |
Наименование |
Количество, шт. |
Вес, кг. |
1. |
Палатка |
2 |
7,0 |
2. |
Тент |
2 |
3,0 |
3. |
Газовая горелка |
3 |
1,2 |
4. |
Газ |
14 баллонов |
10,5 |
5. |
Стеклоткань |
1 |
0,3 |
6. |
Лопата снежная |
1 |
0,6 |
7. |
Автоклав |
2 |
1,3 |
8. |
Кастрюля |
2 |
1,2 |
9. |
Поварешка |
2 |
0,2 |
10. |
Фотоаппарат с элементами питания |
2 комплекта |
2,0 |
11. |
Документы |
1 комплект |
0,3 |
12. |
Аптека |
1 комплект |
1,3 |
13. |
Ремонтный набор |
1 комплект |
1,4 |
|
ИТОГО: |
|
30,3 |
7.4. Снаряжение командное специальное
Таблица 7.
№ |
Наименование |
Количество, шт. |
Вес, кг. |
1. |
Веревка основная 50 м. |
4 |
14,0 |
2. |
Веревка расходная |
1 комплект |
0,5 |
3. |
Крючья скальные |
9 |
0,5 |
|
ИТОГО: |
|
15,0 |
7.5. Продукты питания.
Продукты питания были разделены на две категории: общественные и личные.
Общественные продукты обеспечивали участников горячим питанием. В этот перечень входили стандартный набор круп, мучные изделия, специи, тушенка, бульоны, масло топленое, чай, какао, кофе и т. д. Общий вес общественных продуктов составил 36,5 кг.
Личные продукты обеспечивали личные потребности каждого участника в перекусах, сладостях и деликатесах. Примерный перечень личных продуктов представлен в таблице 8.
Таблица 8.
№ |
Наименование |
Вес, кг. |
1. |
Сухари |
1,0 |
2. |
Печенье |
1,0 |
3. |
Колбаса копченая |
1,0 |
4. |
Сало |
0,5 |
5. |
Сахар |
1,0 |
6. |
Конфеты |
1,5 |
7. |
Сыр |
0,5 |
8. |
Сухие напитки |
0,3 |
|
ИТОГО: |
6,8 |
Таким образом, общий вес продуктов составлял 104,5 кг., т. е. 550 гр. сухих продуктов на человека в день.
7.6. Весовые характеристики груза
Таблица 9.
№ |
Наименование |
На 1 чел., кг. |
На 10 чел., кг. |
1. |
Снаряжение личное общепоходное |
11,0 |
110,0 |
2. |
Снаряжение личное специальное |
5,8 |
58,0 |
3. |
Снаряжение командное общепоходное |
3,0 |
30,3 |
4. |
Снаряжение командное специальное |
1,5 |
15,0 |
5. |
Продукты общественные |
3,7 |
36,5 |
6. |
Продукты личные |
6,8 |
68,0 |
|
ИТОГО: |
31,8 |
317,8 |
8. СМЕТА РАСХОДОВ
Таблица 10.
№ |
Наименование |
На 1 чел., руб. |
На 10 чел., руб. |
1. |
Транспортные расходы |
|
|
1.1. |
Екатеринбург - Курган
электричка № 808 |
289,6 |
2896,0 |
1.2. |
Курган - Новосибирск
поезд № 128 |
871,3 |
8713,0 |
1.3. |
Новосибирск - Барнаул
микроавтобус |
400,0 |
4000,0 |
1.4. |
Барнаул - Горно-Алтайск - Акташ
микроавтобус |
1200,0 |
12000,0 |
1.5. |
Чибит - Новосибирск
микроавтобус |
1500,0 |
15000,0 |
1.6. |
Новосибирск - Курган
поезд № 253 |
883,6 |
8836,0 |
1.7. |
Курган - Екатеринбург
электричка |
289,6 |
2896,0 |
2. |
Питание (130 руб. x 19 дн.) |
2470,0 |
24700,0 |
|
ИТОГО: |
7904,1 |
79041,0 |
9. ЛИТЕРАТУРА
1. Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР /Сост. Л.Б. Директор. - М.: Профиздат, 1990.
2. Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов /
Под ред. А.В. Джулия. - М.: Туристско-спортивный союз России, 2001.
3. Классификация маршрутов на горные вершины. – 2-е изд., перераб. - М.: Издатель И.В. Балабанов. 1999.
|