Продолжительность активной части маршрута: 20 дней
Время проведения мероприятия: с 26 июля по 17 августа 2008 г.
Вид туризма: горный
Категория сложности: пятая
Маршрут рассмотрен: зональной МКК ТСС Свердловской области
(166-00-56665555) Маршрутная книжка: № 71/08
2. СОСТАВ КОМАНДЫ
(фото 21, 37)
№
Ф. И. О.
Год
рождения
Обязанности
Спортивная
квалификация
1.
Бутырин
Александр Борисович
1961
руководитель
МС
2.
Талапин
Евгений Васильевич
1952
отв. за снаряжение
КМС
3.
Снегирев
Анатолий Валентинович
1955
медик
МС
4.
Шарафутдинов
Марат Даянович
1970
хронометрист
I
5.
Поздеев
Андрей Сергеевич
1984
фотограф
I
3. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ
Восточнее Катунского хребта за долиной р. Аргут расположен Северо-Чуйский хребет.Он простирается с северо-запада на юго-восток на 140 км, при ширине в западной части 50 км и постепенно сужаясь к востоку до 20-25 км. Южной и юго-восточной границей района служат долины рек Карагем и Чаган-Узун. Наибольшей высоты хребет достигает в центральной части, известной под названием горного узла Биш-Иирду, в котором сосредоточено основное оледенение хребта. Средняя высота хребта здесь около 3600 м, а ряд вершин превышает 4000 м (Маашей-баши – 4173 м, Актру – 4075 м).
Перевалы хребта отличаются разнообразием, но имеют одну закономерность – северные и северо-восточные склоны перевалов круче, взлёты выше. Категории трудности перевалов – до 3Б, определяющий характер наиболее серьёзных перевалов – снежно-ледовые. Высота снеговой линии на северных склонах – около 2900 м, на южных – 3100 м и выше.
Орография хребта сложна и представляет собой несколько примерно параллельных хребтов с общим направлением запад – восток. У туристов они получили свои названия: Чуйский, Шавлинский, Карагемский. Чуйский расположен в междуречье Чуи и Шавлы, протянулся на 60 км в широтном направлении от слияния Чуи и Катуни до плато Ештыкол. Высоты хребта растут с запада на восток, высшая точка – 2925 м. По многим долинам рек и по водоразделу имеются тропы. Водораздел местами заболочен.
Шавлинский хребет расположен между долинами Шавлы и Юнгура. У Аргута его высота около 2500 м, к востоку он поднимается, и за правым притоком Юнгура рекой Курунды на хребте появляется оледенение. Лес растёт только в долинах рек. Наиболее трудные перевалы расположены в восточной части хребта, подковой огибающего Шавлинские горные озёра.
Средняя высота Карагемского хребта, являющегося водоразделом Юнгура и Карагема, 3400 м на всём его протяжении. Хребет покрывают небольшие ледники, площадь которых увеличивается к центру узла.
Все хребты сходятся в один узел в районе вершин Сказка и Красавица, расположенных в истоках р. Шавлы. Далее к востоку хребет представляет сложную систему гребней с развитыми долинными ледниками и рядом северных и южных отрогов по 20-25 км протяжённостью. Наибольшее оледенение – в верховьях рек Актру, Маашей, Шавла, а на юго-восточных склонах – в истоках рек Джело и Карагем.
Восточную оконечность хребта замыкает интересная вершина Купол трёх озёр, увенчанная ледником, за ним хребет постепенно вырождается – начинается Курайская степь.
Самые удобные подъезды к району – по Чуйскому тракту. Начало похода может быть в селениях Белый Бом, Чибит, Мены, Курае, Кызыл-Маны (в последних случаях на въезд требуются специальные пропуска).
Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных
перевалов высокогорных районов СССР /
Сост. Л.Б. Директор. - М.: Профиздат, 1990. Стр. 547-550.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
4.1. Формирование команды
В провинции с каждым годом всё труднее собрать полноценную команду для более-менее серьёзных мероприятий. Поэтому коллектив создавался усилиями представителей разных городов Свердловской области: Новоуральска (А. Бутырин, Е. Талапин), Екатеринбурга (А. Снегирёв, М. Шарафутдинов), Нижнего Тагила (А. Поздеев). Часть участников была знакома друг с другом по предыдущим мероприятиям, часть вошла в команду по рекомендациям. Психологическая притирка членов команды, отработка слаженности в технической работе на сложном рельефе производилась в начале мероприятия, во время прохождения акклиматизационного кольца.
4.2. Построение маршрута
Идея маршрута – восхождения на наиболее примечательные вершины Северо-Чуйского хребта Красавица (3700 м) и Маашей (4173 м).
Маршрут состоял из трёх частей:
1. адаптационной – пер. Орой (н/к, 2229), долины р. Шабага и р. Шавла
2. акклиматизационной (кольцевой) – пер. Зелинского (2Б, 3380) - пер. Туманный Сев. (2А, 3100) - пер. Красавица (3А, 3320)
3. основной – в. Красавица (3А, 3700) - пер. Мечта (2Б, 3300) - пер. Абыл-Оюк (1Б, 3220) - пер. Маашей-Абыл-Оюк (3А, 3350) - в. Маашей (3А, 4173) - долина р. Маашей
Не отступая от основной идеи, маршрут в силу различных обстоятельств, претерпел некоторые изменения от заявленного варианта:
1. вместо пер. Эйнштейна (2Б, 3300) был пройден пер. Абыл-Оюк (1Б, 3220)
2. после спуска с в. Маашей (3А, 4173) и пер. Маашей-Абыл-Оюк (3А, 3350), мы отказались от прохождения пер. Нижн. Шавлинский (1Б, 3300) и пер. Анны (2Б, 3400) и сразу же устремились вниз по долине р. Маашей.
4.3. График движения в течение дня
График движения в течение дня менялся в зависимости от сложности участков маршрута.
На пешеходных участках команда придерживалась графика: 4-5 переходов – до обеда, 4-5 переходов – после. Переходы делали по 20-30-40 мин. На отдыхе между переходами временем себя особо не ограничивали.
При прохождении сложных участков как таковых нормированных переходов не было, отдых участников осуществлялся при организации страховки, на пунктах перестёжки перил. Обеды на этих участках заменялись перекусами из «карманного» питания по мере личных потребностей участников. Основной объём пищи потреблялся во время ужина.
Наиболее оптимальное время для активных мероприятий в течение дня с 5 до 21 ч. местного времени (данные для августа). Поэтому к середине маршрута распорядок дня сложился следующий: подъём дежурного в 6 ч., завтрак и т. д., не позднее 19 ч. старались начать установку лагеря, чтобы к 21 ч. закончить ужин и приготовление ко сну.
5. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
Таблица 2.
Дни
пути
Дата
Участок дневного перехода
Протяженность,
км
Способ
передвижения
Характер пути
Погода в течение дня
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
26.07.
Екатеринбург – Новосибирск
поезд
1.
27.07.
Новосибирск – Барнаул – Бийск –
Горно-Алтайск – п. Чибит – р. Чуя – р. Орой
пешком 8
автомобиль
пешком
грунт. дорога, тропа
переменная облачность, солнечно
2.
28.07.
р. Орой – пер. Орой (н/к, 2229) – плато Ештыкол
11
пешком
тропа, грунт. дорога
переменная облачность, солнечно
3.
29.07.
р. Шабага – р. Шавла
20
пешком
тропа
переменная облачность, солнечно
4.
30.07.
р. Шавла – оз. Верхн. Шавлинское
15
пешком
тропа
переменная облачность, солнечно
5.
31.07.
оз. Верхн. Шавлинское – срединная морена под в. Красавица – полуднёвка
4
пешком
тропа, морена, ледник,
переменная облачность, солнечно
6.
01.08.
пер. Зелинского (2Б, 3380)
3
пешком
ледопад, сн.-ледовые,
осыпные склоны
переменная облачность,
сильный ветер
7.
02.08.
пер. Туманный Сев. (2А, 3100)
5
пешком
морена, ледник,
сн.-ледовые склоны,
переменная облачность, солнечно
8.
03.08.
пер. Красавица (3А, 3320) – срединная морена под в. Красавица
7
пешком
сн.-ледовые склоны,
ледопад
переменная облачность, солнечно
9.
04.08.
днёвка из-за непогоды
-
-
-
сильный ветер, снег,
дождь, огр. видимость
10.
05.08.
днёвка из-за непогоды
-
-
-
сильный ветер, снег,
дождь, огр. видимость
11.
06.08.
подъём на в. Красавица (3А, 3700)
(до предвершинной террасы)
3
пешком
сн.-ледовые склоны
переменная облачность,
солнечно
12.
07.08.
восхождение на в. Красавица (3А, 3700),
просмотр спуска с вершины
1
пешком
сн.-ледовые склоны
ясно, солнечно
13.
08.08.
спуск с в. Красавица (3А, 3700) через седловину пер. Зеркало Красасавицы
2
«пешком»
сн.-ледовые склоны,
скалы до 90о
ясно, солнечно
14.
09.08.
пер. Мечта (2Б, 3300)
4
пешком
осыпные,
сн.-ледовые склоны
ясно, солнечно
15.
10.08.
пер. Абыл-Оюк (1Б, 3220)
7
пешком
ледник, морена,
осыпные склоны
переменная облачность,
солнечно
16.
11.08.
подъём на пер. Маашей-Абыл-Оюк
(3А, 3350)
5
пешком
морена, сн.-ледовые склоны, ледопад
перем. обл., дождь,
снег, огр. видимость
17.
12.08.
днёвка из-за непогоды
-
-
-
снег, ветер,
ограниченная видимость
18.
13.08.
восхождение на в. Маашей (3А, 4173)
3
пешком
сн.-ледовые склоны,
гребень
ясно, солнечно
19.
14.08.
спуск с пер. Маашей-Абыл-Оюк (3А, 3350) – р. Маашей
13
пешком
сн.-ледовые склоны,
морена, тропа
переменная облачность,
солнечно
20.
15.08.
р. Маашей – р. Чуя –
Чуйский тракт – Горно-Алтайск – Бийск
27
пешком
автомобиль
тропа, грунт. дорога
переменная облачность,
солнечно
16.08.
Бийск – Новосибирск
Новосибирск – Курган
автобус
поезд
17.08.
Курган – Екатеринбург
автобус
20
-
ИТОГО: ходовых дней, включая 3 днёвки из-за непогоды
138 км
ПЕРЕЧЕНЬ ПЕРЕВАЛОВ
Таблица 3.
№
Наименование
к.т.
м
1.
Орой
н/к
2229
2.
3.
Николаева
1Б
4.
Москвич
1Б
3075
5.
Орбита
1Б
3000
6.
7.
Зелинского
2Б
3380
8.
Туманный Сев.
2А
3100
9.
Терешковой
1Б
3000
10.
Ледовый
2А-2Б
11.
Разведочный
1Б
3200
12.
Красавица
3А
3320
13.
Мечта
2Б
3300
14.
Крутой Западный
2Б
3300
15.
Сюрприз
2Б
3300
16.
Весенний
2А
3300
17.
Абыл-Оюк
1Б
3220
18.
Эйнштейна
2Б
3300
19.
Первоклассница
2А-2Б
20.
21.
Верхний Шавлинский
2А
3415
22.
Нижний Шавлинский
1Б
3300
23.
60 лет Октября
3А
3700
24.
Надежда
2Б
3300
25.
Тамма
2Б
3200
26.
Маашей
2Б
3250
27.
Актру
2Б
3600
28.
Значкист
1Б
3160
29.
Контейнер
1Б
3240
30.
Учитель
1А
3100
31.
Физкультурник
2Б-3А
32.
Фестивальный
2Б
3250
33.
Карагем
н/к
2837
34.
Джело
2Б
3450
35.
Кзылташ
2А
3200
36.
Актру-Джело
1А
3200
6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
6.1. Пос. Чибит – пер. Орой (н/к, 2229) – плато Ештыкол
До пос. Чибит, находящегося на Чуйском тракте, доехали на 2-х легковых машинах-такси. Пересекли посёлок в южном направлении. Асфальт кончился, началась грунтовая дорога, идущая по широкой террасе вдоль правого берега Чуи. Сама река, мощная, бурная, течёт в каньоне, поэтому на воду для утоления жажды и пр. не следует расчитывать до впадения левого притока – р. Орой. ~ за 1 ч. чистого времени доходим до отворота к так называемому старому мосту через Чую, расположенного чуть выше устья р. Орой. Спускаемся к мосту, построенному, по всей видимости, методом народной стройки, со всеми вытекающими вопросами по поводу прочности конструкции. Соблюдая осторожность, переходим на левый берег и поднимаемся по тропе вдоль правого берега р. Орой. Выше коша, немного углубившись в лес, на пересечении с тропой, идущей вдоль левого берега Чуи, есть хорошие площадки для лагеря. (Ночёвка 1.)
По набитой тропе двигаемся сначала вверх по долине Чуи, затем серпантинами поднимаемся в ущелье Ороя. В среднем течении переходим на его левый берег. Орой – это скорее ручей чем река, поэтому проблем с переправой абсолютно нет.
От стоянки в устье Ороя за 6 ходок по 20-30 мин. (6 × 20-30 мин.) доходим до широкой, плоской седловины пер. Орой (н/к, 2229)(фото 1). Отсюда начинается плато Ештыкол. Перед самым перевалом тропа выходит на грунтовую дорогу, идущую со стороны долины р. Маашей. По ней двигаемся по плато. За 2 × 20-30 мин. от перевала дошли до р. Ештыкол. Дорога переходит на её правый берег. (Ночёвка 2.) За 1 × 30 мин. движения по плато, дошли до места, где дорога вновь переходит р. Ештыкол немного выше места впадения Ештыкол в р. Шабага. Плато заканчивается, дорога переходит в тропу, спускаемся в ущелье р. Шабага.
6.2. Долины рек Шабага и Шавла
Вдоль левого берефга р. Шабага, по тропе, за 5 × 30 мин. спустились до р. Шавлы. Далее – вдоль правого берега Шавлы за 2 × 30 мин. (ночёвка 3) + 3 × 30 мин. поднялись до Нижнего Шавлинского озера. От озера открывается замечательный вид на вершины, замыкающие долину Шавлы – Красавица (3700) и Сказка (3500) (фото 2). За 2 × 30 мин. миновали озеро, за 3 × 30 мин. поднялись до Верхнего Шавлинского озера (фото 20) и обошли его справа (по ходу). Ночёвка 4 – в «последнем» лесу на площадках выше озера под старой мореной около деревянного идола под названием Алтайская Красавица.
Фото 1. На пер. Орой (н/к, 2229) (Е. Талапин, А. Снегирёв,
М. Шарафутдинов).
Фото 2. Вид на вершины Красавица (3700) и Сказка (3500) от
Нижнего Шавлинского озера.
tr>
6.3. Пер. Зелинского (2Б, 3380)
От лагеря выше Верхнего Шавлинского озера, за идолом Алтайской Красавицы тропа поднимается на старую левобережную морену. Тропа хорошо набитая, промаркированная турами. За 4 × 30 мин. поднялись по морене и вышли на ледник. На срединной морене ледника под в. Красавица, напротив ледопада пер. Зелинского (2Б, 3380) поставили лагерь (ночёвка 5) и организовали закладку (фото 3).
На следующий день за 20 мин. подошли под ледопад пер. Зелинского (2Б, 3380). Ледопад особых трудностей не вызвал: движение сначала слева (по ходу), затем к центру, затем снова влево. Проходили с индивидуальной страховкой, в конце подъёма повесили ~ 20 м перил вдоль снежно-ледового моста (фото 4). Прохождение ледопада заняло 50 мин. 30 мин. – прохождение зоны трещин выше ледопада и 30 мин. – движение по снежно-ледовому плато под седловину перевала. Перевал находится в правом (по ходу) углу цирка. На широкую седловину ведут 3 довольно широких снежно-ледовых взлёта, разделённых между собой скальными контрфорсами (фото 5). Поднимались по среднему ледовому взлёту. Преодолели бергшрунд (далее в тексте – берг) по снежно-ледовому мосту, засыпанному камнями. Сначала несколько сместились под левый (по ходу) склон (он в 1-й половине дня – в тени, несколько снижается вероятность попадания под камнепад), затем – к центру. Крутизна до 40о, лёд, движение с индивидуальной страховкой. В верхней части подъёма крутизна увеличивается до 45о, повесили 20 м перил (фото 6). Подъём на седловину (фото 7) занял ~ 30-40 мин.
Спуск по широкому осыпному склону, выбирая оптимальную линию движения. Осыпь местами подвижная, местами не очень, в нижней части склона – выходы разрушенных скал. Спуск с индивидуальной страховкой до небольшого моренного озера под перевалом занял 30-40 мин. Есть готовые площадки под палатки (ночёвка 6). Вечером наблюдали солнечное затмение.
6.4. Пер. Туманный Сев. (2А, 3100)
~ за 30 мин. пересекли морену и ледник и подошли под перевальный взлёт пер. Туманный Сев. (2А, 3100) (фото 8). Подъём занял ~ 1 ч. 30 мин.: сначала по центру, затем влево (по ходу) к скалам. Склон ледовый, открытые трещины с ненадёжными снежными мостами. Средняя крутизна – до 40о. Повесили ~ 200 м перил (фото 9).
Седловина скально-осыпная, не широкая. Вода есть чуть ниже, со стороны подъёма, в мульде между скалами и льдом.
Спуск по ледовому кулуару крутизной до 40о. Повесили 3 × 40 м перил. Берг обошли слева по мостам. По леднику (фото 10), в начале в связках, потом без, за 40 мин. спустились к озёрам под пер. Красавица (3А, 3320). (Ночёвка 7.)
Фото 3. Лагерь под в. Красавица (3700). Вид на ледопад пер.
Зелинского (2Б, 3380).
Фото 5. В цирке пер. Зелинского (2Б, 3380) (М. Шарафутдинов,
А. Бутырин, А. Снегирёв, Е. Талапин).
Фото 6. Подъём на пер. Зелинского (2Б, 3380).
tr>
Фото 7. На седловине пер. Зелинского (2Б, 3380) (Е. Талапин,
А. Снегирёв).
Фото 8. Пер. Туманный Сев. (2А, 3100). Вид с пер. Зелинского.
tr>
Фото 9. Подъём на пер. Туманный Сев. (2А, 3100).
Фото 10. На леднике после спуска с пер. Туманный Сев. (2А, 3100).
tr>
6.5. Пер. Красавица (3А, 3320)
От озёр под перевалом, по моренным валам двигаемся в цирк пер. Красавица (фото 11). Подъём до языка ледника занял 30 мин. На ледник вышли ближе к правому (по ходу) краю. Двигаемся с индивидуальной страховкой, постепенно смещаясь влево (по ходу), оставляя ледопадный участок справа. Лёд крутизной до 20о, на перегибе ледника, перед выходом в верхнюю часть цирка – до 30-40о, далее небольшое снежно-ледовое плато. Трещины обходятся по мостам. Подъём по леднику под перевальный взлёт занял 1 ч. 10 мин. чистого времени.
Пер. Красавица имеет 2 седловины, разделённые коротким скальным гребнем жандармов. На обе седловины подъём по примерно равнозначным довольно узким снежно-ледовым кулуарам. В большинстве описаний прохождения пер. Красавица, рекомендуется подниматься на правую (по ходу) седловину. Но аномально тёплое для Алтая лето 2008 г. изменило характер рельефа до неузнаваемости: правый (по ходу) кулуар стал не снежно-ледовым, а скально-осыпным с высокой степенью камнепадоопасности.
Из соображений безопасности решили подниматься левым (по ходу) кулуаром (фото 12). В нём сохранился лёд, правда несколько смущала каменная пробка, перегораживающая кулуар в верхней части. Она и явилась, как выяснилось впоследствии, ключевым препятствием на подъёме.
Поднялись до скал-основания жандармов, по ходу по мостам пересекли 2 берга. Реальная опасность схода камней. От скал начали движение влево (по ходу): пересекли ледяной жёлоб – главный мусоросборник на подъёме. Лёд до 45о. Начали вешать перила вдоль скал слева (по ходу). Повесили 4 × 40 м. Подошли к пробке. 1-й участник без рюкзака вышел на пробку по скалам справа (по ходу) (до 90о, ~ 4 м, зацепы хорошие), сделал станцию (лёд, 2 бура) и принял остальных участников (полка позволила собраться всем участникам). Выше пробки (~ 2 м) – довольно большая наклонная скальная плитка (1-й участник прошёл так же без рюкзака), дальше до седловины – лёд (фото 13). Перила 1 × 40 м.
Седловина снежно-ледовая, достаточная, чтобы разместиться всем участникам команды. На скалах справа – петля, тура нет.
Спуск по ледовому склону, крутизной до 50о, ограниченному слева и справа скальными контрфорсами (фото 14). Сначала вдоль скал справа (1-я верёвка), затем к центру (2-я верёвка), затем снова под скалы справа, под берг (3-я верёвка). Ниже берга повесили 1 × 40 м, далее по снежно-ледовому склону в связках.
После выполаживания, ледник поворачивает вначале налево, потом – направо (движение вдоль левого края). Появляются широкие трещины (движение по центру), несколько увеличивается крутизна, на выходе из цирка – ледопад (вновь прижимаемся к левому краю с последующим выходом к центру). Спускаемся на основной ледник и выходим на срединную морену под в. Красавица (фото 15, 16). (Ночёвка 8, 9, 10.)
Фото 11. Пер. Красавица
(3А, 3320). Вид от озёр под
Фото 12. Под левой
седловиной пер. Красавица
(3А, 3320).
tr>
Фото 13. Выход на седловину пер. Красавица (3А, 3320).
Фото 14. Седловина пер. Красавица (3А, 3320) со стороны р. Шавлы.
tr>
Фото 15. Лагерь под в. Красавица (3700). Вид на ледопад пер.
Красавица (3А, 3320).
Фото 16. Лагерь под в. Красавица (3700). Вид на маршрут подъёма
на вершину.
tr>
6.6. Вершина Красавица (3А, 3700)
2 дня из-за непогоды просидели под вершиной. На утро 3-го дня от лагеря на морене (фото 16) за 5 мин. подошли под широкий снежно-ледовый кулуар, ведущий на вершину (фото 17). Средняя крутизна 40-45о, лёд. Движение в кошках с индивидуальной страховкой через ледоруб сначала по центру, правее (по ходу) ледяного жёлоба, перед поворотом кулуара налево, так же смещаемся к левому краю. За 3 ч. поднялись до берга, под взлёт на предвершинный гребень (фото 18). От берга начали вешать перила. Повесили 7 × 40 м, немного забирая вправо (по ходу) под скалы в верхней видимой части гребня. Не доходя до скал, перелезли узкий гребень на другую сторону. На спуск повесили 4 × 40 м. Лёд, крутизна 40-45о. Внизу берг. Вышли на наклонную фирновую террасу (фото 19). Траверсируя некрутой склон, поднялись на седловину между в. Красавица и большим снежным куполом восточной предвершины (фото 20). (Ночёвка 11.)
На следующий день подъём на саму вершину. Склон широкий: снежный наст, лёд, крутизна 40-45о. В верхней части повесили 2 × 40 м. Вышли на широкий гребень (есть трещины) с поясом скальных выходов вдоль западного края. Вершина на гребне, по дуге налево (фото 21). Тур на скалах, в наиболее высокой части. Подъём на вершину со всеми остановками для обзора панорам (фото 22) занял 1 ч. 30 мин.
Спустившись на седловину, поднялись на снежный купол восточной предвершины, чтобы просмотреть путь спуска в сторону в. Сказка, на седловину пер. Зеркало Красавицы. Спустились на одну верёвку, посмотрели склон. Наверху из подручных материалов соорудили снежный якорь – точку крепления для 1-й верёвки. Вернулись в лагерь на седловину. (Ночёвка 12.)
На следующий день – ранний подъём. Вновь поднявшись на купол предвершины, начали спуск. Перила 2 × 40 м + 20 м по льду крутизной до 45о. Далее скалы, отвес 90о (фото 23). Дюльфер 2 × 40 м, затем ~ 30 м спуска-траверса вправо-подъёма до скального носа нависающего прямо над седловиной пер. Зеркало Красавицы. Оттуда 1 × 40 м до седловины (20 м – отвеса по скалам, 20 м – по льду ~ 45о) (фото 24). Седловина – неудобный узкий ледовый гребень, поэтому повесили ещё 1 × 40 м по льду до верхней части скального контрфорса, где можно собраться всем участникам команды. По разные стороны контрфорса на спуск в долину р. Камрю ведут 2 узких кулуара (фото 25). Предпочтение отдали правому, менее освещённому солнцем. В связи с жарким летом – реальная камнепадоопасность (!). 2 × 40 м – по разрушенным скалам. Контрфорс закончился, кулуары слились в один, расширяющийся к низу. Вышли на лёд (до 50о в верхней части), продолжаем движение вдоль скал справа. Повесили ~ 10 (сбились со счёта) верёвок. Пересекли ледовый жёлоб, прошли ещё 2 верёвки, склон выполаживается, вышли на снег, движение с индивидуальной страховкой до зоны бергов. Верхний преодолевали по мостам с использованием перил. Второй был разорван от борта до борта. 1-й участник перепрыгнул его в наиболее узкой части, навели переправу. Нижний берг перешли по мостам. Вышли на ледник, поставили лагерь. (Ночёвка 13.)
Фото 17. Вершина Красавица
(3700). Вид на маршрут
подъёма. Съёмка 2005 г.
Фото 18. Вершина Красавица
(3700). Вид на маршрут
прохождения массива.
tr>
Фото 19. Спуск с предвершинного гребня на фирновую террасу
в. Красавица (3700).
Фото 20. Подъём на седловину между в. Красавица (3700) и снежным
куполом восточной предвершины.
Вид на Нижнее и Верхнее Шавлинские озёра.
tr>
Фото 21. На в. Красавица (3700). Слева направо: М. Шарафутдинов,
А. Бутырин, Е. Талапин, А. Поздеев.
Фото 22. Вид на массив Белухи (4506) с в. Красавицы (3700).
tr>
Фото 23. Спуск по скалам
на седловину пер. Зеркало
Красавицы.
Фото 24. На седловине
пер. Зеркало Красавицы.
tr>
Фото 25. Пер. Зеркало Красавицы со стороны р. Камрю.
tr>
6.7. Пер. Мечта (2Б, 3300)
Пер. Мечта находится в том же цирке, что и пер. Зеркало Красавицы. На его седловину ведёт довольно узкий кулуар в левой части цирка.
В начале подъёма – очень подвижная осыпь. Выше – лёд до 45о. Вешаем перила 2 × 40 м (фото 26) вдоль правых (по ходу) скал. 3-я верёвка выводит на сильно разрушенные скальные выходы. Движение с максимальной осторожностью, чтобы не вызвать падение камней на нижеследующих участников. От последней верёвки ~ 100 м до седловины. Седловина широкая, ледовая. Есть небольшое озеро.
Спуск по широкому ледовому склону крутизной до 45о (фото 27). Перила 5 × 40 м. 5-я верёвка – через берг. Далее по снегу до пологой части ледника. Ледник открытый. Пересекли его в направлении морены на слиянии ледников цирка пер. Абыл-Оюк и цирка пер. Мечта. (Ночёвка 14.)
6.8. Пер. Абыл-Оюк (1Б, 3220)
По леднику подошли под широкий осыпной склон пер. Абыл-Оюк (фото 28). Осыпь подвижная: крупная, средняя, мелкая. Просматриваемые спусковые тропы какого-либо предпочтения на подъёме не дают. В верхней части склон постепенно сужается и поворачивает направо (по ходу). Тропы становятся более устойчивыми. Через 2,5 ч. после начала подъёма достигли седловины (фото 29). Спуск так же по подвижной осыпи, по довольно узкому кулуару (фото 30). Выйдя на ледник, двигаемся придерживаясь вначале левого края, потом правого. Выходим на морену, по ней до озера перед входом в цирк ледн. Университетский (фото 31). (Ночёвка 15.)
Фото 26. Подъём на пер. Мечта (2Б, 3300).
Фото 27. Спуск с пер. Мечта (2Б, 3300).
tr>
Фото 28. Подъём на пер. Абыл-Оюк (1Б, 3220).
Фото 29. Выход на седловину пер. Абыл-Оюк (1Б, 3220).
tr>
Фото 30. Седловина пер. Абыл-Оюк (1Б, 3220) со стороны долины
р. Абыл-Оюк.
Фото 31. У озера перед входом в цирк ледн. Университетский.
tr>
6.9. Пер. Маашей-Абыл-Оюк (3А, 3350) – в. Маашей (3А, 4173)
Пер. Маашей-Абыл-Оюк (3А, 3350) находится в основном гребне Северо-Чуйского хребта между пер. Надежда (2Б, 3300) и в. Маашей (4173) (фото 32). Соединяет ледн. Университетский (Лев. Абыл-Оюк) и ледн. Лев. Маашей.
От озера перед цирком ледн. Университетский за 30 мин. подошли под ледник. За 30 + 40 мин. по леднику подошли под начало подъёма на пер. Маашей-Абыл-Оюк (фото 33) – довольно протяжённый ледовый склон до 40о – несложный ледопад в правом (по ходу) углу цирка. С индивидуальной страховкой за 40 мин. поднялись по склону, смещаясь по диагонали влево (по ходу). В верхней части, на перегибе, ледопад становится более разорванным. Смещаемся ещё левее, находим проход по мосту, провешиваем 40 м перил, проходим мост, траверсируем вдоль трещины влево. Далее небольшой подъём, склон выполаживается, выходим в верхний цирк – небольшое плато под пер. Маашей-Абыл-Оюк. ~ за 40 мин. в обход трещин выходим на седловину перевала (фото 32, 34). Взлёт непосредственно на перевал не крутой, ~ 50 м сыпухи. Седловина широкая, между скальными выходами есть площадки, вода. Во второй половине дня непогода усилилась (дождь, снег, ветер, ограниченная видимость) и продолжалась весь следующий день. (Ночёвка 16, 17.)
После 1,5 дней пережидания непогоды вышли на восхождение на в. Маашей (4173). По широкому, снежно-ледовому, с выходами скал, гребню седловины пер. Маашей-Абыл-Оюк постепенно поднимаемся на склон крутизной до 30о, примыкающего справа (по ходу) отрога. Наверху отрога довольно большая площадка – терраса. По ней снова выходим на гребень. Крутизна гребня увеличивается до до 45о. Постепенно он становится всё уже. В сторону долины Маашей – километровый сброс и карнизы, в сторону Абыл-Оюк – снежно-ледовые склоны поположе, но тем не менее падать есть куда. Двигаемся в связках с использованием перил (фото 35).
Вершины достигли за 4 ч. после выхода из лагеря (фото 36). Вершина (фото 37) особо ни чем не примечательна, кроме того, что она – наивысшая точка в гребне и вообще на Северо-Чуйском хребте (фото 38). Тур на скальных выходах в сторону Абыл-Оюк, в 20-ти м ниже высшей точки.
Спуск по пути подъёма. Время, затраченное на спуск, составило 3 ч. (Ночёвка 18.)
На следующий день начали спуск с пер. Маашей-Абыл-Оюк в долину Маашей. Склон снежно-ледовый, очень широкий и протяжённый. Крутизна небольшая, в среднем 30-40о, в нижней части 45-50о. Первые 100 м от седловины – снег. Двигаемся в связках с попеременной страховкой по снежным мостам через трещины, потом вертикально вниз до льда, где есть возможность организации полноценных станций. Посередине склона лёд снова исчез, ~ 50 м – движение в связках. Двигаемся вниз с постоянным смещением влево, чтобы избежать небольших лавинок. Всего повесили 17 × 40 м перил. Ледник под перевалом довольно сильно разорван, движение в связках. На спуск затратили 5 ч.
Фото 32. Вершина
Маашей (4173).
Вид с в. Красавица (3700).
Фото 33. Начало подъёма
на пер. Маашей-Абыл-Оюк
(3А, 3350).
tr>
Фото 34. Вершина Маашей (4173). Вид с в. Эйнштейна (3680). Съёмка 2005 г.
Фото 35. Подъём на в. Маашей (4173).
tr>
Фото 36. На подходе к в. Маашей (4173).
Фото 37. На в. Маашей (4173). Слева направо: М. Шарафутдинов,
А. Снегирёв, А. Бутырин, Е. Талапин.
tr>
Фото 38. Панорама с в. Маашей (4173). Вид на в. Красавица (3700)
и в. Белуха (4506).
Фото 39. Пер. Маашей-Абыл-Оюк (3А, 3350) со стороны ледн. Лев. Маашей.
tr>
6.10. Долины рек Маашей и Чуя
По морене ледн. Лев. Маашей спускаемся вниз, в долину. Явно выраженной тропы нет, но видно, что люди ходят. За 2 × 40 мин. дошли до небольшого красивого озера перед левой боковой мореной основного ледн. Маашей. Поднялись на моренный вал, по ней идёт хорошая, торная тропа, промаркированная турами (фото 40). Двигаемся по ней и через 40 мин. спускаемся с морены. Тропа продолжается вдоль левого берега р. Маашей. За 2 × 40 мин. (ночёвка 19) + 30 мин. добежали до оз. Маашей. От озера за 6 × 30-40 мин. дошли до так называемого Мажойского моста через Чую, чуть ниже впадения в неё р. Маашей (Мажой). Перешли на правый берег и по тропе – вправо, вверх по течению Чуи, преодолевая скальные прижимы – за 2 × 30 мин. вышли на 801 км Чуйского тракта.
7.5. Продукты питания
Продукты питания были разделены на две категории: общественные и личные.
Общественные продукты обеспечивали участников горячим питанием. В этот перечень входили стандартный набор круп, мучные изделия, специи, тушенка, бульоны, масло топлёное, чай, какао, кофе и т. д. Общий вес общественных продуктов составил 27,5 кг.
Личные продукты обеспечивали личные потребности каждого участника в перекусах, сладостях и деликатесах. Примерный перечень личных продуктов представлен в таблице 8.
Таблица 8.
№
Наименование
Вес, кг.
1.
Сухари
1,0
2.
Печенье
1,0
3.
Колбаса копченая
1,0
4.
Сало
0,5
5.
Сахар
0,7
6.
Конфеты
1,3
7.
Сыр
0,5
8.
Орехи, курага
0,5
ИТОГО:
6,5
Таким образом, общий вес продуктов составлял 60,0 кг., т. е. 600 гр. сухих продуктов на человека в день.
7.6. Весовые характеристики груза
Таблица 9.
№
Наименование
На 1 чел., кг.
На 5 чел., кг.
1.
Снаряжение личное общепоходное
11,0
55,0
2.
Снаряжение личное специальное
5,6
28,0
3.
Снаряжение командное общепоходное
4,07
20,35
4.
Снаряжение командное специальное
2,1
10,5
5.
Продукты общественные
5,5
27,5
6.
Продукты личные
6,5
32,5
ИТОГО:
34,77
173,85
8. СМЕТА РАСХОДОВ
Таблица 10.
№
Наименование
На 1 чел., руб.
На 5 чел., руб.
1.
Транспортные расходы
1.1.
Екатеринбург – Новосибирск
поезд № 30 Москва – Кемерово
1910,1
9550,5
1.2.
Новосибирск – Барнаул
микроавтобус
500,0
2500,0
1.3.
Барнаул – Горно-Алтайск
микроавтобус
400,0
2000,0
1.4.
Горно-Алтайск – Чибит
такси
1000,0
5000,0
1.5.
801 км Чуйского тракта – Бийск
такси
1400,0
7000,0
1.6.
Бийск – Новосибирск
автобус (включая багаж)
588,0
2940,0
1.7.
Новосибирск (речной вокзал – ж/д вокзал)
метро
12,0
60,0
1.8.
Новосибирск – Курган
поезд № 253
2581,7
12908,5
1.9.
Курган – Екатеринбург
автобус (включая багаж)
571,5
2857,5
2.
Питание (130 руб. × 23 дня)
2990,0
14950,0
ИТОГО:
11953,3
59766,5
9. ЛИТЕРАТУРА
1. Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР /Сост. Л.Б. Директор. - М.: Профиздат, 1990.
2. Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов /
Под ред. А.В. Джулия. - М.: Туристско-спортивный союз России, 2001.
3. Классификация маршрутов на горные вершины. – 2-е изд., перераб. - М.: Издатель И.В. Балабанов. 1999.
Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
Маршрут интересный, не понятно что за перевал Университетский? Это тот же пер. Надежды (который ходится по разному в разное время года и состояние рельефа). И дорога что то уже сильно дорогая вышла? Нам из сиба в Ала-Арчу все поход дешевле получается.