Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Сибирь >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Лёня Фишкис, Рита Красносельская, Москва

Путешествие с детьми по Тункинским гольцам и юго-западным окрестностям Байкала в июле 2006 года
Полезные ссылки:

Славное море, священный Байкал...
Тунки - Байкал - Хамар-Дабан.

Обратите внимание!

Район не рекомендуется для туристят без опыта походов. Возможны затяжные периоды непогоды. Снаряжение должно быть рассчитано на ливень в течении всего дня (ночи). Уровень рек может значительно меняться в зависимости от выпавших осадков. На Шумакском перевале возможен снег. Тропы были везде на нашем маршруте, но местами достаточно сложные, а иногда и опасные. Каньон реки Кынгарга, спуск и подъём по определяющим сторонам перевалов Аршанский (северная) и Шумакский (восточная) требуют аккуратности и внимания. Естественно необходима осторожность при бродах рек. Мостики (брёвна) через Кынгаргу не должны создавать иллюзию безопасности – иногда лучше перебродить или повесить дополнительную страховку, чем свалиться в горную реку, поскользнувшись на брёвнах или сломав шаткие перила. В лесной зоне присутствуют клещи, поэтому рекомендуется осматривать себя и детей после каждого перехода (на нашем маршруте самым «клещеопасным» был участок от Аршана до границы леса под перевалом Аршанский). Оперативную обстановку по району можно узнать у спасателей в Слюдянке или инструкторов в «Приюте альпиниста» в Аршане. Бурятское отделение ПСО находится в пос. Кырен.

Нитка маршрута:

Москва – Иркутск – Аршан – р. Кынгарга - пер. Аршанский – Федюшкина речка – Аршан – Кырен – Ниловка – Сухая речка – р. Хобуты – р. Эрех-Гер – пер. Шумакский – р. Шумак – Шумакские минеральные источники – Ниловка – Слюдянка – Утулик – Ореховая падь – Слюдянка – пл. 102 км. КБЖД – порт Байкал – мыс Рогатка – пристань Листвянка – Иркутск – Москва

При подготовке использовались материалы:

1) nature.baikal.ru

2) a-lapin.narod.ru (описание похода по Хамар-Дабану и КБЖД)

3) www.angara.net

4) info.irk.ru/kbrr/index2.htm (сайт КБЖД)

Отсальная техническая информация: график, смета, снаряжение, аптечка и раскладка приведена в конце отчёта.

Дневник похода

Текст писался в нами разное время: основную часть писала Туся в походе, а про первые и последние дни писал я уже в Москве. Курсивом выделены мои комментарии к Тусиному тексту. Берега рек - орографические.

01.07 Старт. У меня в рюкзаке 38, у Туси 25, Яша несёт в рюкзаке лёгкий коврик, Борин рюкзак – 4,5 кг. В руках транспортный мешок (для самолёта) с куртками – там суммарно килограмма 4. Через 5 минут после выхода из дома поход чуть не сорвался – Яша решил пройтись по поребрику и здорово грохнулся головой. Над правым глазом набухает огромная гематома. Заходим по пути в аптеку и покупаем хлад. пакеты. У нас и так колоритный вид, а Яша, сидящий с хлад. пакетом, приковывает все взоры. Только Яшина адекватная реакция на происшествие немного успокоила нас. Приезжаем на Киевский вокзал и некоторое время ищем, где платформа «Спутника» – она оказывается не там где пригородные кассы, а с другой стороны от выхода из Киевская-Кольцевая – ближе к скверу и выходу из Киевская–Филёвская. Подходим к кассе – там никого нет, окружающие говорят, что 20 часовой «Спутник» отменили. Думаем, что делать (вылет в 23, а приезжать за час до вылета в аэропорт не хочется, с другой стороны пока доедем до Юго-Западной ...), но тут сотрудник терминала говорит, что мы спокойно можем зарегистрироваться здесь (как на Павелецкой) и ехать на «Спутнике» в 21. Это нас вполне устраивает, и мы идём регистрироваться. За стойкой «совковая» тётушка с соответствующими манерами:

- У вас рюкзак перевешивает, доплачивайте.

- Мы можем провести на всех 80 кг. У нас не больше 75

- Вы билеты читаете?

- Мы специально уточняли у представителя авиакомпании при покупке билетов, что мы сможем запаковать вещи так, как нам будет удобно и не раскидывать вес поровну – дети же не могут нести 20 кг.

- Снимайте коврики – ничего не должно быть прицеплено

- А палки тоже снимать? С ними же не пропустят.

- Палки оставьте, а коврики снимите

- Ну хорошо

- У нас с вами одни проблемы

В конце концов у нас приняли все вещи без перепаковки, мы оставили транспортный мешок и коврики, которые потребовали снять. В таком виде («сами мы люди не местные») пошли в Макдональдс на другой стороне площади, чтобы скоротать время до спутника. Пока сидели, я всё пытал Тусю, не надо ли зайти в «Путник» и чего-нибудь купить, но так и не придумали чего. Без четверти 9 вернулись на вокзал, купили билеты и без проблем доехали во Внуково. Также без проблем и быстро прошли контроль и уселись в заде ожидания. Через какое-то время в зал вошла компания туристов – наших попутчиков. Почти вовремя пригласили на выход. Мы были в середине очереди. Когда я проходил мимо сотрудника, который регистрировал талончики, из рации раздалось: «Вы начали выпускать народ?» - «Да, уже человек 30 пропустили» - «А почему на поле никто не вышел?» В этот момент мы выходим за дверь и попадаем на лестницу, ведущую очевидно к посадке на автобус, всю забитую народом. Тайна исчезновения 30 пассажиров раскрыта, и я возвращаюсь назад и говорю сотруднику, чтобы дверь внизу открыли. «Она открыта, надо посильнее толкнуть». Эту бесценную информацию я довожу до очереди на лестнице и вскоре мы оказываемся в автобусе. Пока мы едем, пытаемся угадать, какой из самолётов наш. Вот автобус уже подъехал к одному из них. Минут 10 мы стоим, но никого не выпускают. Для нас стояние в автобусе перед трапом самолёта не новость – нас так 20 минут держали, когда мы улетали в Пекин. Вместо того чтобы открыть двери, автобус едет дальше. «Водителю самолёт не понравился!» -- шутят пассажиры. Бесплатная автобусная экскурсия по полю аэродрома завершилась – нас привозят обратно и просят подняться назад в зал ожидания : «Самолёт не успели подготовить». Ближе к полуночи всё-таки улетаем.

02.07 Рано утром прилетаем в Иркутск. Из самолёта пешком доходи до выхода с поля. Там строят новый терминал, но пока его не построили, зал для прилёта напоминает скорее пародию на аэровокзал. Маленький деревянный домик, разделённый решётками на закутки. В одном из закутков единственный круглый транспортёр размером с карусель на детской площадке. Над ним неработающее табло с разбитой лампочкой. Около транспортёра толпится весь рейс. Через дырку в стене хорошо видно, как рабочие сгружают с повозки вещи и кидают их на транспортёр. Вобщем у меня осталось какое-то сюрреалистическое ощущение. Тем не менее, мы благополучно дожидаемся своих вещей, переодеваемся (в Иркутске около 30) и выходим на улицу. Минуя таксистов, поворачиваем направо и через 5 минут доходим до основного здания вокзала – здесь остановка маршруток. В маршрутку влезать не хочется, но автобусов или троллейбусов в нужную сторону не видно. Напрямую на автовокзал ничего не ходит. Впрочем, нам сначала нужно закупить газ. Список магазинов я заранее нашёл в интернете. Садимся на 48 маршрутку и доезжаем до ул. Карла Маркса, где находится магазин «Фан-Спорт» - там без проблем купил газ. Есть выбор: дешёвая Kovea и дорогой Primus или Coleman. Покупаю 4 баллона (в результате использовали только 3) – это ещё 2,400 веса в наши и без того нелёгкие рюкзаки. В магазине спрашиваю, как добраться до автовокзала. Мне говорят, что туда минут 15 пешком и объясняют начало дороги. Возвращаюсь к Тусе с детьми, запаковываем газ и идём. Идти тяжело, жарко. Доходим до цирка, где нам объясняют, что до автовокзала идти ещё очень далеко. Общественного транспорта отсюда никакого в ту сторону нет. Мотаться по городу по жаре с тяжёлыми рюкзаками нет никакого желания – берём такси за 100 рублей и доезжаем до автовокзала. Времени около 12. Во всех описаниях говорится, что полно желающих отвезти туристов в Аршан. Как бы не так. В кассе объясняют, что автобус уже ушёл (в 11), таксисты просят 3000, никакой маршрутки в ближайших окрестностях нет. Побродив ещё немного обсуждаем ситуацию: 1) Я смогу договориться с таксистом за 2000 2) Переброситься на ж/д вокзал (в 14.15 электричка в Слюдянку) 3) Всё-таки ждать маршрутки здесь. К счастью, в этот момент приезжает маршрутка, которая в 14 поедет в Аршан. Для рюкзаков специальный багажник сверху. За всех хотят 1000, что нас устраивает. Когда мы возвращались назад в Москву, то на ж/д вокзале я тоже видел остановку маршрутки в Аршан с примерно таким расписанием (11, 13, 17) Если это действительно так, то можно сразу ехать с автовокзала на ж/д (на 20 маршрутке) и уезжать оттуда. Маршрутка идёт 3,5 часа. Останавливается посередине - в Култуке. Отсюда впервые мы увидели Байкал. В этот момент по КБЖД проезжал очень колоритный тур. поезд с настоящим паровозом (на ходу!). День очень солнечный и жаркий.

Около 6 вечера приезжаем в Аршан - курортный город с двумя пансионатами. Весь посёлок обклеен объявлениями о сдаче жилья. В отличии от Алтая, русские и буряты здесь живут вместе. Стоимость койки 150-200 рублей. Ходят маршрутки в Иркутск, Улан-Уде, Слюдянку, Кырен. Редко ходят автобусы. Есть сотовая связь, но нет интернета. Несколько магазинов и кафе. Около остановки указатель: гостевой дом «Приют альпиниста» (хорошо, что не отель у «Погибшего альпиниста»). Ниже приписка, что туристам рекомендуется зарегистрировать маршрут – это можно сделать там же. Я остаюсь с вещами, а Туся идёт в «приют». Пока Туся ходила, ко мне подошла пожилая женщина и порекомендовала остановиться в пансионате «Учитель» - это просто большой дом, где сдают комнаты в 100 метрах от остановки. Туся возвращается и рассказывает, что зарегистрироваться и получить консультацию по маршруту сейчас нельзя, так как инструктора нет. Переночевать можно за 1300 со всех. Есть камера хранения – 25 рублей за место в сутки. По пути Туся зашла в бурятский дом, где предлагали ночёвку за 150 с койки – в принципе можно, но можно и ещё посмотреть. Мы решаем сначала зайти в «Учитель» и если понравится – остановиться там. Ночёвку (за всех) нам предлагают за 600 рублей (3 кровати), в доме есть холодильник, плита. Удобства на улице. Нас устраивает, и мы остаёмся. Меня поразило, что всё оказывается официально – просят паспорт для оформления, и выдают квитанцию. Разбираем вещи и идём гулять к источникам. Почему-то в посёлке очень много вертушек-турникетов – видимо такой стиль оформления советского курорта. Доходим до конца асфальта и явного «злачного места» - кафе, и поворачиваем в турникет на территорию санатория. Подходим к источникам – здесь тучами вьются слепни, поэтому глотнув водички (есть холодная и горячая) идём к Кынгарге. Побродив немного около речки возвращаемся на тропу и идём по ней. На другом (правом) берегу стоит народ, так что при желании можно не пользоваться цивилизованной ночёвкой, а идти вставать прямо на Кынгарге. Как к этому относятся местные жители и блюстители порядка – не знаю. Доходим до водопада. Здесь заканчивается «обустроенная» часть тропы. Завтра пойдём отсюда наверх. Уже 9 вечера, поэтому быстро возвращаемся, укладываем детей спать, а сами относим заброску в «Приют альпиниста». Сотрудник приюта также рассказал нам, что клещи есть, и они, в основном, встречаются в лесу после стрелки левой и правой Кынгарги.

03.07 Отсыпались за вчерашнее. Погода хорошая, солнечно, жарко. Встали в 12, вышли в 12.30. В 13.15 мы у беседки, оттуда начинается подъём. Наверх, на «перевал дураков» ведут две тропы. Различия не принципиальные, но они есть – я рекомендую тропу, которая начинается прямо от беседки. Подъём занимает пол-часа, детям довольно круто. С перевальчика хороший вид на долину. Осматриваемся и снимаем с одежды первого клеща. Осматриваться мы будем после каждого перехода в лесной зоне. Всего за выход сняли четырёх клещей - всех с одежды. Палатку, обувь и одежду пару раз обработали рыжим Garnex-ом против клещей. Спускаемся вниз и по мостику переходим речку. Такое ощущение, что по правому берегу тоже теперь есть тропа. Возможно это связано с тем, что около водопада построили мост через реку. Через 200 метров тропа упирается в скальный прижим. Начинается дождь, поэтому отошли назад и быстро натягиваем тент. Это первое место после водопада, где можно нормально разбить бивак, дров нет. Как нам говорили, в Саянах очень быстро меняется погода. Это действительно так. Через 10 минут дождь перешёл в ливень, гром, сильный ветер. Рядом под скалой прячутся 4 чехов. Немного пообщались. Чехи поражены, что на тропе нет маркеров. Через 1,5 часа ливень кончился – накрапывает мелкий дождик. Находим мостик – он гораздо более хлипкий, чем первый и требует очень аккуратного перехода, если идёшь с рюкзаком или ребёнком. Мостик виден только, если идти от первого моста по тропе вдоль берега, а мы шли чуть левее, поэтому пропустили. Борю при переходе страхуем, Яшу переносим. Дальше одна тропа идёт наверх – она выводит на террасу, где можно поставить палатку (тут чехи и встали), другая – вдоль воды. С террасы крутой спуск к тропе вдоль воды. Дальше опасное место – тропа идёт по скальной террасе – аккуратно страхуем детей, проводя по одному. Третий мост – довольно приличный, только между ним и правым берегом река разбивается на ручейки, и мы ещё 10 минут добирались до «твёрдой» тропы. . Вверху над тропой здесь тоже есть терраса. Мы хотели вначале на ней встать, но потом всё-таки испугались нависающей скалы. Очень красивый вид левый берег – вверху два снежника (наледи) из них текут ручьи- водопады. Основной каньон тоже очень хорошо смотрится.

Проходим ещё метров 150-200 и находим маленькую площадку на тропе, на склоне – на ней и встаём. Начинает моросить дождик. Дрова нашлись метрах в 200 по тропе наверх по каньону и ещё метров 50 вверх по склону. Развожу костёр и пробую таганок – всё хорошо, только нужно место для воздуха оставлять. Долго-долго не можем уснуть: в Москве 7 вечера, а здесь - полночь.

04.07 Утром еле проснулись, стали завтракать – тут мимо нас бодро прошествовали чехи. Вышли в 10 (я встал в 7.30, остальные - в 8.10). Тропа местами опасна для детей, местами – просто сложна, поэтому иногда страхуем снизу или за руку. Часто детям приходится карабкаться по камням, поэтому продвигаемся очень медленно. Каньон прекрасен: водопады, ванночки, скалы... По тропе в обе стороны идёт довольно много туристов и просто отдыхающих. Каньон заканчивается, тропа выполаживается и подходит к очередному (четвертому) мосту. Тропа идёт и дальше по правому берегу, но поворот к мосту помечен турами, а в нормальную погоду мост виден с тропы. На участке от места ночёвки до моста было только одно место пригодное для стоянки – площадки под пару палаток около воды. Мост представляет из себя бревно с перилами (по одной стороне), положенное достаточно высоко над водой. Мы с Тусей перешли, но безопасно перевести или перенести детей не получится. Метрах в 20 выше моста читается место для брода (чуть выше колена), и Лёня перенёс по очереди детей. Ноги мокрые, зато безопасно. Дальше вилась красивая лесная тропинка – никаких препятствий. Очень хорошие стоянки, ручейки, солнышко. На одной из стоянок неторопливо обедаем. Идём дальше, по ходу играем в слова и «что загадано». Яша загадал Луну. Выходим на стрелку – через реку хороший мостик. Идём теперь уже вдоль правого притока Кынгарги, вскоре мост через него. По левому притоку тоже должна идти тропа, так как по нему ходят к «второму водопаду». Инструктор в Аршане рассказал мне о кольцевом маршруте (взрослый проходит за 13 часов налегке, детям – около 4 дней) Аршан – Кынгарга – лев приток Кынгарги – пер. Артёмовский (на схеме не обозначен) – Аршан. Лес меняется и становится гораздо темнее, чем до стрелки. Тропинка плавно набирает, основное препятствие – корни. Минут через 20 второй мостик через правую Кынгаргу, рядом – хорошая стоянка, где мы встаём на ночлег. С дровами некоторая напряжёнка, но нам нужно совсем немного, поэтому набираем веточки по окрестностям.

05.07 Ночью гроза и сильная гроза. Утром – нормальная погода. Через 5 минут после выход – хорошие стоянки около левого притока правой Кынгарги. Тропа медленно набирает по лесу. Встречаем чехов – они не нашли тропы на перевал и идут назад в Аршан. Через час после выхода начинают попадаться ручьи. Около одного из них – неплохая стоянка. После стоянки тропа имеет несколько вариантов (разумнее выбрать самый правый). Сходятся они у подножия отрога (СЗ направления) - здесь тропа начинает существенно набирать высоту и постепенно выходит из зоны леса. Натягивает облака: вершина трёхглавой и другие окрестные пики смотрятся очень симпатично. От границы леса виден перевал, точнее не сам перевал, а торпа на него. Через час после начала подъёма по отрогу тропа приводит нас к зимнику. Воды рядом не видно, но говорят, что где-то в русле есть «бочажок». Как и написано в описании, от зимника на перевал ведёт правая тропа. На самом деле есть развилка и немного не доходя зимника – оттуда тропа на перевал немного «срезает» и не заходит на зимник. Тропа переваливает хребет не там, где на схеме обозначен перевал Аршанский, а немного западней. В описаниях обычно именно это место (через которое проходит тропа) называют Аршанским перевалом. Через место, обозначенное на карте – тропы я не заметил.

Идём по шикарным альпийским лугам. Через полчаса оказываемся у ручья непосредственно под перевальным взлётом, на котором мы решили пообедать. Готовим на газу. Рядом можно поставить палатку, но удобного места для стоянки нет. Пока мы обедали, с перевала спустилась ещё одна чешская группа, а ещё минут через 40 мы на склоне встретились . .. с очередной чешской группой.

Медленно идём на перевал. С этой стороны перевал ничего сложного не представляет – тропа идёт по 15-20 градусному травянистому склону. В середине подъёма (в Саянах длинные перевальные взлёты) делаем привал. Когда выходим на перевал погода начинает портиться. Съедаем шоколадку и начинаем спуск. Именно северная сторона делает это перевал 1А, и нам сейчас нужно по ней спуститься. Склон глиняно-осыпной, крутизной 20-25 (вверху) Детям тяжело долго концентрировать внимание, поэтому мы всё время страхуем их. Спуск занял полтора часа. Почти сразу после спуска – стоянка: место по палатку, вода, лежит огромная сушина, от которой можно топором (если он есть) откромсать дров. Мы стремимся к лучшему и ... проигрываем. Тропа достаточно круто спускается. Сама торпа сложнее и хуже натоптана, чем до перевала – многие ходят налегке из Аршана только до перевала и обратно. На эту сторону спускаются обычно только туристы. Сама долина тоже отличается от долины Кынгарги. Только через час находим крошечную площадку на склоне недалеко от места, где тропа подходит к воде. Накрапывает дождик. Ставимся, готовим ужин. В этот момент приходит ещё одна группа и спрашивает, далеко ли до стоянок. Я рассказал,. что бегал вниз по тропе ещё на 15 минут, но ничего не нашёл, а по описанию до стоянок ещё минут 40-50. Ребята спросили разрешения встать рядом, и мы, естественно, не возражали.


06.07 Всю ночь лил дождь, утром тоже моросит. Очень медленно собираемся, в надежде, что дождь всё-таки кончится, но это не помогает. Решили, что до Китоя точно не пойдём – по описанию там тропа сложнее, да и времени у нас тогда в обрез получается. Прячем рюкзаки недалеко от тропы и стоянки, и налегке идём по тропе. Мы решили прогуляться куда получится вниз, вернуться обратно и заночевать сегодня под перевалом, чтобы завтра утром идти его назад. Дождик то утихнет, то усиливается, облачно. Тропа достаточно круто спускается. Через 40 минут приходим к левому притоку Федюшкиной речки – здесь первая нормальная стоянка. Через 5 минут – ещё одна. Приток достаточно мелкий, переходим по скользким брёвнам и камням.. Ещё минут через 15-20 тропа приходит к переправе через саму Федюшкину речку – мощная горная речка. Переправа представляет из себя мокрое одиночное бревно. Наши соседи по ночёвке переправляются, повесив верёвочные перила, а мы поворачиваем назад. Благополучно достигаем своих рюкзаков и перетаскиваем их на место ночёвки. Дрова гореть не хотят совсем – готовим на газу. И я, и Лёня чувствуем себя неважно. Погода? Зато дети бузятся и бегают по мокрой траве. Подъём к «чешским стоянкам» (под перевалом) занял 30 минут. Стало заметно прохладней, небо немного очистилось.

07.07 Встаём рано и в 9.20 выходим (Время сборов немного сократилось по сравнению с началом похода – укладываемся в 2 часа) Через 15 минут мы под перевалом и начинаем подъём. С этой стороны надо набрать 300 метров. На подъём уходит 1,5 часа, на спуск – 1 час. Отдыхаем на том же ручье, а дальше новость – появился новый ручеек – давешний ливень сделал своё дело. Через 45 минут дошли до зимовья, ещё через 45 – на стоянке около ручья в лесу, где устраиваем обед. Тут к нам подваливают двое: русский «травовед» из Аршана и простой бурятский парень из Иркутска. Оба пьяны, у бурята заплетается язык. Просят чай, но у нас кончился, тогда просят кружку, чтобы налить. Мы сушим шмотки – они раскиданы ровным слоем по поляне, поэтому сразу уйти не можем – решаем дать кружку. Русский злобно рассказывает буряту, что мосты (через Кынгаргу) строили на немецкие деньги, а сам он «ни за что строить не будет – на фиг надо», что «собираются строить 2 коттеджа, чтобы делать маршрут на Шумак», и он «пойдёт и пожжёт коттеджи, ибо на фиг». Узнав, что мы из Москвы становится агрессивным и объясняет, что не «прикапывается» к нам, потому что у нас дети. Сам не работает, живёт травами, но «москвичи – виноваты». Оставив этим животным кружку, спускаемся вниз. Туся испугалась немного больше, чем следовало – не было бы никакой драки. Общение с местными бурятами (да и русскими) в Саянах слабо отличается от общения с киргизами на Памире и т.п. Нужно общаться на ты, стараться не давать ничего, и вести спокойную беседу. В нашем случае свобода маневра суживалась - чтобы забрать кружку мне нужно было посидеть с ними ещё хотя бы минут 15, а слушать всё это время мат и гадости про москвичей не хотелось, тем более с детьми. Доходим до стрелки, и встаём на первой удобной стоянке (минут 10-15 от стрелки вниз). Место сказочное: солнечный лес, рядом шумит Кынгарга и красивые виды вверх по долине на окрестные горы. Я успеваю постирать, но не успеваю высушить вещи - опять дождь.

08.07 С утра – солнце. Как и на пути туда детей не повели по бревну, а Лёня перебродил с ними на плечах. Снова входим в каньон. Яков очень неплохо лазает по камням, но совершенно ничего не боится, в ущерб безопасности. Боря, напротив, осторожничает – это мешает ему нормально лезть. В принципе, мы можем выйти сегодня в Аршан, но желания скорее попадать в цивилизацию нет, поэтому идём не спеша. Обедаем в каньоне Кынгарги. Я искупалась в улове. Но тут .. поднялся ветер. К тому моменту, что дошли до стоянки ветер сбивал меня с ног. Переправы через Кынгаргу по мостам моментально стали опасными, также стрёмно было идти по скальной полочке над ревущей Кынгаргой. Доходим до места, где мы пережидали дождь в первый день (около первого моста) и быстро ставимся - дождь усиливается. Становится холодно, дождь переходит в ливень. Ветер действительно был очень сильный. На обеде (когда ещё было солнышко), я натягивал тент. «Парус, парус!» - кричали дети, глядя на хлопающее полотно. Одну из оттяжек я недотянул, поэтому был показательный обрыв верёвки, перетёртой камнем. После обеда ветер ещё усилился и в каньоне стало совсем мрачно.

09.07 Всю ночь шёл ливень и гремела гроза. Утром ничего не поменялось – льёт по-прежнему. Кынгарга поднялась на полметра. Мы медленно собираемся под тентом – дождь не утихает. Делать нечего, и мы уныло бредём в Аршан. На спуске с «перевала дураков» Боря полетел метра на три по склону вниз. Дело было совсем рядом с беседкой (конец спуска), поэтому отделался испугом, да извозился как хрюшка. В Аршане сразу идём в пансионат «Учитель», где мы уже останавливались. Там мы сушимся (да здравствует калорифер). Обедаем в кафе «Багульник». Там очень вкусная солянка, а всё остальное – не тянет. Позы (род мантов) гораздо вкуснее в забегаловке «Позы. Манты, Чебуреки», чуть ниже сельпо. Самые вкусные плюшки – в столовой около сельпо. Там же пекут хлеб, делают бисквиты и потрясающие ватрушки с джемом. В «Приюте альпиниста» извлекаем заброску и находим инструктора. Пытаемся узнать про наш дальнейший маршрут (мы планировали идти на Шумак через пер. Политехник), но известен только один факт – по дороге (а идти туда далеко) будет много клещей. Вечером – русская баня, довольно холодная. Обсуждаем дальнейшие планы и решаем немного упростить второе кольцо: либо перебросится в Слюдянку и идти оттуда по Хамар-Дабану, либо перебросится в Ниловку и идти по стандартному маршруту на Шумак. Ещё раз заходим в «Приют альпиниста» к инструктору Сергею за советом.. Несмотря на поздний час, он охотно делится с нами информацией, дарит карту на район пика Черского и настоятельно советует всё-таки сходит на Шумак. Также Сергей порекомендовал зарегистрироваться в ПСО Кырена. Возвращаемся к детям. Боря жалуется, что у него болит ухо (насморк у него не проходит с самого начала похода, а последний день видимо вызвал обострение). Капаем ему на ночь по капле «Отипакса» - это помогает.

10.07 Завтракаем, чем Бог послал (хлеб, джем, масло, коржики). Лёня идёт на автостанцию, но толком информацию собрать не удалось, возможно в 10 будет маршрутка на Улан-Удэ, возможно она заедет в Кырен, возможно в ней будут места и т.п. Я иду и жалобно прошу водителя нас взять. Мол, рюкзаки на руки возьмём (багажного отделения нет, мой рюкзак 120 см., Лёнин – 150). Так мы и доехали за час до Кырена (200 рублей за всех). Высаживаемся на грязной площади автовокзала. Слева ларёк с рубленным мясом, справа – чайная с водкой. Мне плохо: недолеченная в Москве простуда после дождя и бани переходит в гайморит (?) Пока Лёня ходил регистрировать маршрут в ПСО, я обегав местные лавочки, купила кедровых орешков. Хотела купить газетку или раскраску детям, но обломалась. Тут такого добра не держат – всё, что я нашла, - стопка детских книжечек, 3-4 сканворда, старые номера «Лизы». На радость Боре купила «Остров сокровищ». Я ухожу искать ПСО, который стоит в Кырене, чтобы зарегистрировать группу. Путём распроса местных жителей нахожу ПСО – он расквартирован примерно в километре от автовокзала с левой стороны дороги (если идти в сторону Ниловки) рядом с большим ангаром. Регистрирую группу, а также узнаю, что в 12 будет автобус из Слюдянки на Ниловку. Возвращаюсь к Тусе и детям и тут понимаю, что контрольный срок надо было ещё дня на 2 отодвинуть. Ну да ладно, небось сразу искать не станут, если задержимся. В 12 влезаем в автобус. Он набит битком. Через полтора часа мы в Ниловке, где автобус встречает маршрутка на Хойто-Гол. Пока я искал машину, чтобы заброситься повыше, маршрутка заполнилась и чуть не уехала, но мы всё-таки туда влезли. Вместо центральной улицы в Ниловке – речка, широкая и с валами. На неё выходят балконы домов. Вода мутная, говорят, что высокая весь сезон уже с весны (пока ехали до Ниловки видели затопленные болота и разливы Иркута).


Поворот на Шумак помечен указателем и находится примерно в 4 километрах от Ниловки. Проезжающие мимо буряты предложили лошадей за безумные деньги: 8 тысяч до Шумака и обратно. Странно, из разговоров в магазине я заключила, что 130 рублей в день (3300 в месяц) – здесь приличная зарплата. Когда я сказал «Нет» цена сразу упала до 6 тысяч. Наверное можно было сторговаться за 5 тысяч, но во-первых всё равно много, во-вторых я не знал тогда: это за лошадь или за всё (оказалось потом, что за лошадь), в третьих – до Шумака мы хотели дойти ногами. По описаниям, вода есть недалеко от поворота (большая река Ихе-Угугн), а потом долго воды не будет, поэтому мы решили пообедать прямо на повороте. На самом деле ситуация с водой сильно зависит от дождей. «Сухое» русло Эхе-Гер было совсем не сухим, и можно было спокойно обедать на нём (это в 2х км. по дороге на Шумак от поворота). Мы этого не знали, спросить было не у кого, поэтому я сходил вниз к реке (метров 300) и набрал там воды. В воде очень много взвеси. Пообедав, пошли. Дорога песчаная с соснами, напоминает Мещёру. Слева открывается шикарный вид на Тункинскую долину. Нас обгоняют два автобуса с туристами и один с рюкзаками. Всю это толпу мы встречаем у Эхе-Гер. По пути встречаем указатель на дороге, уведомляющий о том, что по маршруту Ниловка – развилка (троп у озёр) курсирует машина. Ни на пути туда, ни назад мы её не видели, а вот Саша Тонис и Слава (в конце июля) её встретили. Переходим вброд Эхе-Гер (переносим детей), дальше встречаем много ручьёв поперек дороги – видимо общий уровень воды высокий. Идём в «потоке» туристов, раз 10 нас спрашивают о возрасте детей, а мы узнаём, кто наши попутчики. Оказалось, что мы встретились с туриадой, организованной Иркутским СЮТУР. Около 80 человек (9-10 групп) пойдут маршруты от школьных до довольно сложных. Как позже я прочитал в интернете, туриада планировалась в долине вулканов, но из-за подъёма рек её перенесли в Тункинскую долину. На ночлег встаём тоже вместе с туриадой – на большой поляне «у изб» (шли примерно 1,5 часа от Эхе-Гер). Лёня успел поиграть с детьми в футбол и в собачку, пока не пошёл дождь. Туриада производит приятное впечатление, несмотря на большое количество народа, участников сопровождает врач и спасатели. Я иду к ним посоветоваться по маршруту и просто пообщаться. Очень приятные люди Георгий, Андрей и Леонид – работают в Слюдянском спас. отряде. Когда я спросил, нет ли у них связи с ПСО Кырена (я хотел подвинуть контрольный срок), они сказали, что у них нет, но вот у руководителя туриады есть спутниковый телефон и настоятельно рекомендовали позвонить, уверяя, что на следующий же день после контрольного нас будут искать. Я договорился (это стоило 100 рублей), и позвонил прямо с поляны в ПСО – там очень удивились, но срок передвинули. Вечером традиционный дождь.

11.07 Утром – дождь, но слабый и быстро кончился. Я поторапливаю детей: «Чего возитесь, вон – даже школьники уже собрались!» Уходим с поляны перед последней группой школьников и подгоняющими их спасателями. Через час доходим до поляны с сараем, потом начинается подъём, дорога плавно набирает высоту. Идти тяжело. Слева шумит река Хобуты, но до неё довольно далеко нужно спускаться по достаточно крутому склону. Дорога идёт по выраженному хребтику. Проходим часа 2 (от полянки с сараем) и встаём на симпатичной стоянке с кучей дров. Лёня спускается за водой, и мы готовим обед. Какао добавило нам сил, а послеобеденный сон совершенно восстановил. Обед получился долгим – 2,5 часа. Через 20 минут доходим до пары озёр (очень красивые), около которых стоит народ. Здесь развилка троп – мы её проскочили, не посмотрев, так как основная и хорошо натоптанная тропа - наша (направо). Тропа местами подболочена, местами сильно разбита лошадьми. Продолжается плавный подъём. Слева открывается долина Хобуты. Проходим замечательное верховое болото – оно на склоне, поэтому ещё и течёт. Через 3 часа после выхода с обеда доходим почти до высшей точки водораздела между Эхе-Гер и Хобуты. Здесь место под 2-3 палатки, а чуть ниже течёт подболоченный ручей с желтоватой, но чистой водой, поблизости есть дрова. Встаем на ночлег. Отсюда красивый вид на Тункинскую долину.

12.07 С утра встали все вместе и собрались за 1,5 часа. Через 15 минут открывается вид на долину Эхе-Гер и начинается спуск к реке, довольно крутой. Ещё через 20 минут мы спускаемся, внизу пара стоянок. Снова начинается плавный подъём, тропа премерзкая. Пасутся коровы и лошади – все эти животные разбивают тропу и унавоживают её, плюс подболоченность. Целый час до выхода из зоны леса ковыряемся среди грязи и луж. Наконец, лес заканчивается и тропа становится лучше. На противоположной стороне Эхе-Гер - водопады, а нашу тропу пересекают маленькие ручейки непитьевого вида. Коровы по обоим берегам. Тропа набирает очень медленно. Дети постоянно спорят, кто пойдёт первым. Почему это так важно – мы не поняли. Но, видимо, для них положение «в колонне» признак статуса. Уверения, что сзади идёт более опытный, на них не действуют. Через 3,5 часа после выхода с ночёвки останавливаемся на обед (газ, вода из реки). Боря умудрился посеять из рюкзака термоштаны, но мы обнаружили это только вечером. Дети разъелись к середине похода и едят почти как взрослые. На реке встречаются толстые наледи, покрытые трещинами – уменьшенная в 100 раз модель ледника. Через 40 минут после выхода с обеда доходим до брода. Переобуваемся в кроссовки и переносим детей. Подъём становится заметным, открываются цирки окрестных перевалов. Через 2,5 часа после выхода с обеда подходим к моренным гребням, тропа заходит на них справа. Начинается дождь, дети устали – ищем место под палатку. Встаём в 3 метрах от тропы, в защищённом от ветра месте перед началом очередного взлёта. Несмотря на близость тропы, никто нас не беспокоил (возможно никто и не ходил мимо за ночь). Рядом по осыпи шныряют пищухи. Быстро едим (готовка, естественно, на газу) и в постель. Ночью – минус.

13.07 Встали в 7.45, в 9.15 вышли. Ночью Яша описался, поэтому Туся надела спальник на рюкзак, чтобы он сох – выглядело очень забавно. Наша стоянка всё ещё не освещена солнцем. Только через 15 минут вошли в солнечные лучи. Через час подходим к перевальному взлёту. Есть места под палатку, вода, но должно быть холоднее и ветреннее, чем там, где стояли мы. Видны снежники, но тропа идёт мимо них. Дети прямо-таки бросаются на любой клочок снега около тропы. Подъём по взлёту занимает час. Склон осыпной, градусов 15-20, тропа идёт плавным серпантином. На перевале – толпа, люди идут в обе стороны. Немного отдыхаем, любуемся видом с перевала и вниз. Есть крутой спуск прямо с перевала, но мы уходим налево на конную тропу (надо немного подняться от перевала по гребню) – она положе. Первые метров 60 требуют особого внимания, так как тропа периодически выходит на скальные сбросы – можно здорово грохнуться. У Шумакского перевала одна определяющая сторона - восточная. Даже конская тропа достаточно крутая, поэтому спускаемся долго. После спуска с перевала занудный и достаточно противный спуск по морене вниз к озёрам, где мы обедаем. От начала спуска до озера ушло 2 часа. После 1,5 часов отдыха продолжаем движение по долине Шумака вниз. После озера можно встать без дров около левого притока Шумака (час нашего хода от озёр). Ещё через полчаса тропа переходит Шумак на правый берег и идёт по нему. Через 2 часа после выхода с обеда подходим к очень красивому водопаду. Тут есть стоянки с замечательными видами на водопад, но непонятно, где брать воду – водопад в каньоне. Водопад прикрыт «козырьком» - 10 метровой наледью – из-под него бьёт вода, смотрится потрясающе. Ещё через 40 минут проходим стоянки рядом с бродом через правый приток Шумака. Есть и вода, и место под палатку, но Лёня считает, что надо пройти ещё (я неверно понял описание) . Тут ливануло. Лёня находит место в 20-25 минутах ходьбы от брода. Вода в Шумаке неблизко, дров нет. Пока под деревом пережидали ливень (я в это время бегал искать место) , подходит семья Сергея Лыпканя, с которыми мы списывались перед походом через Интернет. Они «обрадовали» нас, что идут от источников аж 6 часов, что тропу сильно размыло, и она осыпалась, поэтому буряты с лошадьми по ней не ходят, а сидят на источниках. Вечером сильный ливень.

14.07 Утром потихоньку натягивает тучи. Весь день яркое солнце сменяется дождями. А порой и ливнями. Через час доходим до зимовья (стоянок рядом – нет). Через 3.15 ходового времени встаём на обед на пятачке. Вода рядом, дров – как грязи, мест под палатку – нет. Тропа идёт вверх-вниз, качество – омерзительное. Местами – заболочено. На обеде нас накрывает очередным ливнем (как хорошо, что Туся сшила тентик на нашу маленькую группу) . Много бурундуков – подпускают близко, но сфотографировать себя не дают. После выхода с обеда тропа сначала идёт около самой воды, потом опять поднимается и траверсирует потрясающе красивый склон из белого камня. Здесь отдыхаем и долго любуемся долиной Шумака, пользуясь солнечным окном. Через 2 часа после выхода с обеда переходим Правый Шумак по поваленному огромному кедру. На стрелке много мостков – они позволяют перейти через Шумак и притоки. Здесь «цивилизация». По обеим берегам – балаганы и избушки, на левом берегу обычно избушки занимают буряты, на правом – можно занять свободное зимовье или поставить палатку. Есть места для мусора и туалеты. Мы поднимаемся на берег и немедленно попадаем в тёплые и заботливые руки иркутчан: «Вы с детьми через перевал прошли?!» Нам разрешают оставить рюкзаки рядом с их избушкой. Лёня убегает искать место, а я с детьми иду к радоновой ванне: имено мысль «о тёплой воде, в которой можно купаться и пить» гнала сюда детей всё это время. Ванна – в домике, вода – градусов 25, сладко-солёная на вкус, в ней плавают некусачие пиявки. Детям можно сидеть3 минуты, взрослым - 10 (для первого раза). Рядом с домиком много деревянных фигурок, довольно искусные. Пока мы сидим в ванне, начинается дождь. Лёня бежит спасать вещи, а я наскоро одеваю детей. Добрые иркутчане приютили сначала детей, а потом сказали, что после ванны нельзя остужаться, и что они никуда нас не отпустят – отвели в соседнюю избушку, где было место. Я очень благодарна этим людям за доброту и гостеприимство. Если получится, завтра попробуем договориться о лошадях. Не столько хотелось побыстрее вернуться назад, сколько доставить удовольствие детям и разнообразить путешествие.
15.07 Днёвку начали с посещения источников. Множество источников на левом берегу Шумака с надписями: «нервы», «почки», «сердце» и т.п. Вода на вкус везде одинаковая. Есть источник «мужское упрямство» и «женский каприз» (вода на вкус как в Шумаке). Около источников – деревянные фигурки. Мы с Лёней снова пошли в ванну (это на правом берегу), а дети ушли пускать кораблик. Днём светило солнце, я читала газетки, ругающие местного мэра. Лёня играл с детьми в «собачку». Поспели первые ягоды земляники. Вечером пошли на другой берег в «ларёк» при новопостроенной тур. базе. На неё из Иркутска иногда прилетает вертолёт (рейс стоит 50000 рублей, если подсаживаться, то можно за 3000 улететь). Тур. база охраняется автоматчиками (мы хотели протереть глаза, когда увидели мента в стандартной форме с автоматом среди тайги). Готовятся ставить забор. Постройки освещал завезённый поп (сами не видели - по рассказам). Всё это глупо, и не вызывает у местных ничего, кроме ненависти. Шумак – святое место для бурят, а низенький деревянный дацан, покрытый дёрном – настоящее молитвенное место. Кстати, после поездки в Китай с его огромными пагодами и 20 метровыми статуями Будды, было забавно усидеть этот дацан – также буддийский храм. Как будто сравниваешь Храм Христа Спасителя в Москве и какую-нибудь тихую церквушку в Тверской обасти. Кроме того, что это святое место для бурятов, Шумак – уникальное живое место. С 77 года там ставят избушки – кто хочет – приходи, занимай избушку и живи. При этом, лес не загажен, не вырублен. Место, где людей много, остаётся живым 20 лет – разве не чудо?! Вечером встречаем участников туриады – они отдыхают и ... собирают мусор. Иркутчане, во главе с Василием Ивановичем, продолжают о нас заботиться, помогают договориться с лошадьми. В результате с нас берут 4 тысячи за «доставку» от Шумака до «сухого» русла Эхе-Гер (2 км. от дороги Хойто-Гол – Ниловка). Деньги не малые, но к такой сумме мы ещё морально готовы. Удалось бы нам договориться за эти деньги без Василия Ивановича – не знаю. На всякий случай говорим нашим «коневодам», что мы из Кузьминок. Говорить, что из Москвы нельзя – москвичей сильно не любят. Вечером узнаём, что глава «иркутчан» - Василий Иванович - мэр Слюдянского района.

16.07 Утром ждём лошадей, а проводника Дандына всё нет. Василий Иванович и другие иркутчане дают краткий курс управления лошадью ( ни я, ни Туся на лошадях до того не ездили ни разу ):

1)Когда идёт вверх, повод ослабляем и нагибаемся вперёд

2)Когда идёт вниз, повод натягиваем и отклоняемся назад

3)На тропе смотреть, чтобы лошадь не проехалась твоей ногой о дерево или камень – лошадь уводить в сторону, от дерева отталкиваться рукой.

Как ни странно, но этого вполне хватило – по крайней мере для тех лошадей, на которых мы ехали. Единственное замечание: отпускать совсем повод на подъёме не надо – конь должен чувствовать, что ты им «управляешь».

Дети нетерпеливо спрашивают, когда же мы поедем на лошади. И вот, наконец, Борю сажают позади Дандына (на отдельного коня мы боимся его сажать) Лёня садится с Яшей на коричневого, а я – на грязно-белого коня. Кони все холощёные, спокойные и очень умные. Мой конь – обжора – я всё время тащу его от травы. Он жрёт на подъёмах и спусках, он способен уйти с тропы в поисках кустика посочней. Лёнин конь – лентяй. Сколько ни кричи ему: «Чу!», - идёт, как по буквам. Животные очень ловкие, спускаются и поднимаются по крутым тропам. За 3,5 часа подходим под перевал. Здесь – обед, и мы, и буряты готовим на газу. Правда газ у бурятов быстро заканчивается (баллончик типа казанского), поэтому мы заканчиваем готовку на нашей горелке. Перевал проходим за 1,5 часа. Лошади идут с грузом, но без людей, Лёня ведёт Яшу за руку. После перевала – ещё 2 часа в седле – доезжаем до границы леса, сползаем с коней – колени не гнутся. Быстро ставимся и засыпаем.

17.07 Поднимают нас в 7, хотя вчера договорились, что встаём в 8. В 8 выезжаем и через 4 часа оказываемся уже на Сухой речке. Я сильно стукнулась головой об дерево. У меня сильно болят колени и бёдра, но, похоже, мы успеваем в Ниловку на автобус в 14.30. Меняем коней. Молодые сильные кони часто идут рысью – в Ниловке мы в 13.30. В автобусе я понимаю, что не могу повернуть голову, болит спина и шея.

Автобус идёт почти 4 часа, и в Кырене набивается битком. Автобус приехал на ж/д вокзал Слюдянки. Списываем расписание электричек и спрашиваем у таксистов, где минералогический музей: «50 р. и ты там». Мы подумали, и согласились. Таксист видел только меня и Лёню без детей и рюкзаков. Когда мы подвалили всей компанией он был слегка ошарашен, но повёз, ничего не сказав. При музее есть гостевой дом. Хозяйка взяла с нас по 150 р., но детей не посчитала никак. За эти деньги имеешь место в общей комнате, удобства на улице и столовую, где можно готовить и есть. Наши соседи - молодая пара чехов, собираются на пик Черского. Вечером хотели покормить детей в кафе. Не тут то было. Слюдянский общепит – это ужас-ужас-кошмар. Спать!

18.07 Решили, что на Черского не хватит времени нормально посмотреть (мы хотим попасть на КБЖД), да и спина у меня не проходит – непонятно, можно ли таскать рюкзак. Утром идём за земляникой. Налазились по холмам, землянику всю съели до нас, зато увидели настоящую штольню – сразу вспомнили Бажова. Погода так себе, но дождя нет. Догуляли до берега Байкала. Здесь дамба, на которой стоят рыбаки. Ближайшие к берегу 5-10 метров. Вид романтичный! Нашли интернет (на главной улице Ленина, с правой стороны, минутах в 5 от автовокзала в сторону Култука). Отзвонить в Кыренский ПСО с местного телефонного узла не получилось, зато со своего мобильного я дозвонился сразу – сообщил, что закончили маршрут, всё в порядке. Ни книжного, ни «союзпечати» на глаза не попадается. Вечером собираемся париться. Дождь так и не пошёл – редкий день без дождя.


19.07 Погода отрывается за вчерашнее. Мелкий дождь переходит в ливень, ливень в водопад. Мы садимся в маршрутку на Байкальск и доезжаем до ост. Утулик. На выходе из маршрутки нас «накрывает», и мы прячемся под навесы рядом с остановкой. Здесь торгуют клубникой (местной, сладкой) и омулем (ещё горячим, только что из коптильни). Утулик мчит к Байкалу с огромной скоростью. Там, где есть камни, это выглядит спортивно, а на гладких местах – удивительно. Вдоль Утулика – тропинка к Байкалу, мы выходим на систему пляжей. Гуляем в окрестностях. Пляжи песчаные и галечные, вода – где мутная, где почище. Десятки палаток, люди, судя по всему, живут здесь по многу дней. Вот семейная пара ставит новокупленное брезентовое угробище. Я думала, что такого уже не делают. Дети сказали, что будут купаться, но зашли только до бедра. Дождь искупал всех, и мы поднимаемся на дорогу недалеко от станции «Ореховая падь», в Слюдянку нас довозит попутка.

20.07 В нашу комнату поселили 6 чехов из г. Пльзень. Уже 7 групп из этой страны!

На вокзале толпы туристов. На путях – рельсовый автобус: полувагон-полулокомотив, на вид – удобный. Утром весьма приличная погода. Мы прощаемся с гостеприимным музеем и отправляемся на вокзал. По дороге закупаем продукты. Пока Туся ходила за продуктами я пообщался с ещё одним спасателем из Слюдянского отряда. Как он сказал, на лето они разделяются: часть работает в районе Тункинских гольцов, а остальные – в районе Хамар-Дабана. Спасатели предлагают такой сервис для путешествия на пик Черского: можно заранее договориться с машиной, которая от ж/д вокзала доставит на кордон (конец дороги от Слюдянки на Черского). Там можно остановиться и за один день сходить налегке на пик Черского (разумеется без детей), посетить оз. Сердце и вернуться на кордон. Естественно, можно не оставлять вещи, а просто переночевать в начале или конце маршрута. Информация об этом, по словам спасателя, должна быть в интернете.

Наш поезд, «матаня» отправляется в 13.00 (пн, вт, чт, пт.) В остальные дни в 10.00 ходит тур.экспресс (как мы поняли – он дороже) . Рядом с вокзалом – киоск, в котором продают порнографию и карты. Купили альбом «Тункинский район» (от 1:200000 до 1:50000) и «Хамар-Дабан» (1:200000).

В электричке к нам подсаживается немолодой выпивший мужик. Узнав, что мы из Москвы, начинает костерить по-всякому. Мне надоела неуемная ненависть сибиряков к Москве (мы-то в чём виноваты?), и я отвечаю, что, мол «вагон большой – иди подальше». Но мужик мирится и знакомится с нами. Его фамилия Вишневский, он художник и доктор. Говорит, что поднял 25 детей с ДЦП. Пьян и крут немеряно. Посмотрел на Якова и сказал, что у него «мотор не в порядке» (давно знаю). Что он про Лёню говорил – вспомнить жутко Да ничего страшного – в отличие от Якова я не уверен в точности диагноза. А мне .. он дал всей силы по спине, и после этого удара я смогла (впервые за 3 дня после поездки на лошадях) повернуть голову до плеча. Удивительно, как одно точное движение возвращает спину на место. «Матаня» медленно тащиться вдоль Байкала, ныряя в туннели. Вода в озере чистая (не то, что около Слюдянки), есть места для стоянок, но многие из них заняты. В деревнях электричка подолгу стоит – местные жители покупают в вагоне-лавке продукты, в основном – хлеб. Мы тоже пользуемся сервисом и затариваемся соком. Проезжаем лагерь, в котором толпятся дети, покупая шоколад. Вот дом отдыха с водяной мельницей, фонтаном, яхтой, котром и настоящим альпийским ландшафтом. Вот – итальянская подпорная стенка с зубцами и бойницами-водостоками.

Мы выходим на ст. 102 километр и сразу спрашиваем, где здесь т/б «Шумиха»? Выясняется, что мы разговариваем с работницей тур. базы. За 500 рублей нас всех селят в 4-х местный номер с камином, диваном в прихожей и новой мебелью. Турбаза – большой дом, сделанный из бруса, утеплённый и проконопаченный, недавней постройки. Аккуратная разводка электропроводки, приличный интерьер. Думаю, здесь здорово встречать Новый год. Если не отключат электричество. Когда мы были – электричества не было. Удобства на улице, про столовую мы как-то не спросили – готовили на горелке. Воду брали из речки. На тур. базе, кроме нас была всего одна отдыхающая – она очень живописно смотрелась с книжкой на скамеечке рядом с Байкалом. Этот штрих окончательно связал Шумиху с заброшенной гостиницей из романов Агаты Кристи. Рядом со станцией – песчаный пляж, над пляжем – превосходная стоянка. Кинув вещи, идём к берегу. Дети и я купаемся, хотя вода ледяная. Но Боря моржует-плавает довольно долго. После купания идём смотреть Итальянскую стенку, но прогулка получается недолгой – нас съедают комары. Некоторое время сомневаемся, стоило ли вставать на турбазе (стоянка была занята, но рядом, в принципе, можно встать), но потом решаем, что нам лень таскаться с вещами, да и моя спина не готова пока к длинным прогулкам с рюкзаком.

21.07 С утра завтракаем отменным джемом из айвы, произведенным «Дойче компани» в Грузии. Выходим гулять по путям. На платформе на скамеечке ночует француз (небольшой рюкзачок, на поясе GPS) – кажется мы его разбудили. За нами почти сразу увязался чёрный котёнок с необыкновенно пушистым хвостом. Мы немедленно называем нашего спутника «соболем». В туннелях Соболь залезал ко мне на руки и урчал, как сломанный холодильник. Дошли до Уланово, где Соболь от нас сбежал. Боря сильно расстроился, и пришлось долго уверять его, что с котёнком всё будет в порядке.

Рядом с Уланово мы встретили мальчика Колю (имя я узнала позже у проводницы «матани»), который пришёл, сказал «Пиф-паф. Я вас всех убил» и ушёл. Снова встречаем уже «знакомого» француза – немного общаемся на английском. Француз уходит в Уланово, а мы, погуляв и накупавшись в Байкале, возвращаемся на тур. базу. Когда я пришёл за вещами, мне начали пенять, что договаривались только «переночевать», а остались почти на сутки. Им не жалко, но если «приедет хозяин», то будут проблемы. Т.о. наша ночёвка на тур. базе была «неофициальной».

Около 6 вечера пришла «матаня», и мы заканчиваем путешествие по КБЖД на ней. Погода подарила нам изумительный солнечный день и вечер. Любуемся из окон на Байкал и окрестные горки. В 8 вечера мы приезжаем в порт Байкал. Мы не успеваем выгрузиться, как нам уже предлагают квартиру прямо напротив вокзала (400 за всех). Вокзал - недавно построенное деревянное здание в стиле a la russie, тоже имеет гостиницу. Ещё есть гостевой дом на Ангаре, но мы решили туда не ходить, если квартира нас устроит. Квартира устроила, поэтому кидаем вещи, закупаем продукты и идём гулять на горку, которая возвышается над городом.. Склоны горки поросли полевой клубникой и мятой. Великолепный вид на посёлок, порт, противоположный берег Ангары и Байкал. Неяркое солнце на западе бликует в иллюминаторах кораблей. На прощание Байкал дарит нам чудесную погоду и потрясающие виды.

22.07 Паром отплывает в 10.30. (ещё в 6.30 и 15.30). Дети в восторге смотрят за борт. В 11 часов паром прибывает на пристань Рогатка. Рядом с пристанью музей Байкала. В аквариуме плавают местные широколобки, будто танцуя с веером. Нерпы – два шарика с мордочками. Очень быстро плавают, играя друг с другом. Вход в музей – 80 рублей. Нам сказали, что недалеко от музея находится станция канатки на смотровую площадку. Мы не пошли, так как погода была неважная.

Как ни странно, но автобусов или маршруток от музея в город нет (есть 1 раз в час). Уезжаем на попутке. Водитель ругает москвичей, которые скупили всё в Листвянке – мы молчим. В Сибири сильно не любят Москву, и неприязнь эта подогревается местной властью и прессой («Отходы – Ангарску, доходы – Москве»). Неприятно быть виноватым в том, чего не делал.

Листвянка – город для интуриста. Быстро покупаем на рынке рыбу и ждём ракету в Иркутск. Холодно и пасмурно. Из Листвянки можно уехать также на автобусе и маршрутке. Если есть время, то можно съездить погулять в Большие Коты – это конечный пункт ракеты. Ракета ходит обычно три раза в день, но расписание зависит от дня недели. В 13.00 садимся на корабль и несёмся (тихо, плавно и быстро) в Иркутск. Дети выглядывают на верхнюю палубу – их обдувает ветром. Движение и ветер – им больше ничего не надо, и они очень неохотно идут вниз. Левый берег Ангары от порта Байкал до пригородов Иркутска практически не застроен и очень красив. В небольших заливах видны следы рыбацких стоянок. Когда-то по этому берегу шли первые километры КБЖД. Когда построили плотину на Ангаре эту часть дороги затопили. В 14.10 прибываем в Иркутск. Идём наверх,а потом налево к крупной развязке. По дороге заходим на ледокол «Ангара» - там небольшой музей. Некоторое время ходим по городу в поисках гостиницы. Интернет сыграл мне плохую службу. Я заранее имел список «недорогих» гостиниц, поэтому мы пошли по ним, а нужно было сразу на ж/д вокзал ехать и начинать поиски оттуда. Всё не радует. Цены 1600 за двухместный приличный и трёхместный неприличный номер. Едем на вокзал и останавливаемся в комнате матери и ребёнка (830 за всех). Большая комната, чисто, бельё. Туалет и душ общий на 5 комнат, но всё очень чистое. Есть кухня, правда за готовку нужно отдельно немного платить. Самое смешное, что дети будут спать в собственных кроватках! Вечером около вокзала обнаруживаем гостиницу «Гостиницаъ» (с ять на конце). За 2-х местный номер с возможностью жить с детьми просили 800. Бросаем вещи и уходим гулять по городу. Удивительно, что по всему городу, включая центр, сохранились деревянные дома. С удовольствием их фотографируем. Заходим в какой-то книжный и неожиданно обнаруживаем большой альбом Байкала за разумные деньги. Празднуем окончание путешествия в кафе «Карлсон».

23.07 Завтракаем в кафе на горке около вокзала. На маршрутке №20 приезжаем в аэропорт. Из-за утреннего тумана многие рейсы задержаны, поэтому наш (по расписанию отлёт в 11) тоже сдвигают. В зале ожидания беседуем с группой москвичей-водников. Грузимся в самолёт, но сразу не взлетаем,а ждём ещё около часа. Наконец выруливаем на полосу. Самолёт Ту 204 -300. Развлечений масса: все 9 аудиоканалов честно работали (по одному даже крутили «Песни нашего века»), за полёт показали три фильма, но самое главное – не это. При взлёте и посадке на мониторы выводится изображение с камеры, установленной в носу самолёта – ты видишь полосу не сбоку в иллюминаторе, а как пилот, управляющий самолётом. Дети не оценили, а мне очень понравилось. Из Внуково на автобусе («Спутник» был не скоро, а в маршрутке с рюкзаками не очень удобно) доезжаем до Юго-Западной, ещё немного, и вот, наконец, мы дома. В Москве только 6 вечера, но мы живём ещё по Иркутску, поэтому ужасно хочется спать. Завтра мы, как обычно, пойдём на работу, но мысли будут ещё там – в каньоне Кынгарги, кедровой тайге, на перевалах и горных цирках, на КБЖД и, кончено, на горке рядом с маленьким посёлком, откуда так здорово смотреть на Байкал и Ангару под мягким вечерним солнцем.

Техническая информация

Графика похода:

01.07 спутник Москва Киевская (21.00) – Внуково, самолёт Москва – Иркутск (Владивосток Авиа)

02.07 маршрутка №48 аэропорт Иркутска – ул. К. Маркса (закупка газа), такси до автовокзала, маршрутка Иркутск – Аршан, ночёвка в Аршане

03.07 – 09.07 пешком по маршруту Аршан - р. Кынгарга (каньон) – пер. Аршанский (1А) – Федюшкина речка и обратно в Аршан (09.07 ночуем в Аршане)

10.07 маршрутка Аршан – Кырен, автобус Кырен – Ниловка, маршрутка Ниловка – Хойто-Гол (выходим на начале дороги к Шумакским источникам), пешком идём до р. Хобуты

11.07 – 14.07 пешком по маршруту р. Хобуты – р. Эхе-Гер – пер. Шумакский (1А) – р. Шумак – Шумакские минеральные источники

15.07 днёвка на источниках

16.07 на лошадях Шумакские источники – граница леса на р. Эхе-Гер

17.07 на лошадях до Ниловки, автобус Ниловка – Слюдянка, ночёвка в Слюдянке

18.07 пешая прогулка в окрестностях Слюдянки, осмотр минералогического музея

19.07 маршрутка Слюдянка – Байкальск (остановка Утулик), пешком Утулик – устье Утулика – берегом Байкала до ст. Ореховая падь, машина Ореховая падь - Слюяднка

20.07 поезд по КБЖД Слюдянка – пл. 102 км., вечерняя прогулка в окрестностях дер. Шумиха

21.07 прогулка пл. 102 км. - пл. Уланово и обратно, вечером поезд пл 102 км. - порт Байкал, вечерняя прогулка по холмам над посёлком порт Байкал.

22.07 паром порт Байкал – мыс Рогатка, посещение музея, машина до пристани Листвянка, «ракета» Листвянка – Иркутск, посещение ледокола «Ангара», поиск гостиницы, вечерняя прогулка по Иркутску

23.07 маршрутка №20 ж/д вокзал – аэропорт , самолёт Иркутск - Москва, автобус Внуково – м. Юго-Западная

Смета похода (рубли) - 57,000

Транспорт - 44,000

1)Билеты на самолёт Владивасток Авиа (туда-обратно, детям скидка, обратно «семейный тариф») - 36,800

2)Электричка – 200

3)Маршрутка по Иркутску (3 раза: аэропорт – центр, центр – ж/д вокзал, ж/д вокзал – аэропорт) – 80

4)Такси (Иркутск – 1 раз, Слюдяка – 1 раз) – 100 + 50 = 150

5)Маршрутка Иркутск – Аршан – 1,000

6)Маршрутка Аршан - Кырен – 200

7)Автобус Кырен – Ниловка – 120

8)Лошади (Шумак – Ниловка) – 4,200

9)Автобус Ниловка – Слюдянка – 400

10)Маршрутка по Слюдянке – 40

11)Маршрутка Слюдянка – Байкальск – 75

12)Машина (застопили) Ореховая падь – Слюдянка – 50

13)Поезд по КБЖД («матаня») - 120

14)Паром (порт Байкал – мыс Рогатка) – 48

15)«Ракета» (Листвянка – Иркутск) – 400

16)Троллейбус по Иркутску (1 раз) – 10

17)Трамвай по Иркутску (2 раза) - 30

Еда - 8,700

Раскладка

1)Сублиматы – 4,500

2)Сладкое – 700

3)Колбасыр – 600

4)Крупы – 200

5)Разное - 500

Цивилизованная

1)Аршан – 650

2)Ниловка - 150

3)Слюдянка – 600

4)Иркутск – 800

Жильё – 4,150

1)Аршан – 1,200

2)Слюдянка – 900

3)Хвойная – 500

4)порт Байкал - 400

5)Иркутск – 830

Музеи - 350

1)Минералогический (Слюяднка) - 100

2)Байкальский музей (мыс Рогатка) - 190

3)Музей на ледоколе «Ангара» (Иркутск) - 60

Снаряжение «общественное»:

1)Палатка («Высотная» Мегатест) + колышки (6 шт.) + запасные стойки (2 шт.)

2)Тент (2 на 3 м, Taffeta PU RipStop)

3)Котелки (2 + 3 л., использовались как на горелке, так и на костре)

4)Горелка (Primus 3kWt)

5)Экран к горелке (Снаряжение)

6)Таганок титановый

7)Пила «цепочка»

8)Газ (Primus, 4 балона по 450 грамм нетто веса - «большие, резьбовые»)

9)Репшнур (6 мм, 30 м. + 2 м. на обвязку) + 2 карабина

10) Палки треккинговые (Masters, самая простая модель) – 2 пары

11)GPS (Garmin 12)

12)Карты + описания

13)Фломастеры + бумага + книги + надувной мяч+игральные карты

14)Аптечка

15)Рем. набор (для палатки, швейный, верёвочки)

16)Влажные салфетки + т/б

17)Спички, «супер спички», зажигалки

18)фонарики

19)компасы

20)Мешки для мусора + бутылки для воды (1 л. + 0,6 л)

Пригодилось всё, кроме реп. шнура и карабинов, GPS был взят для точного захода на пер. Политехник, но не понадобился, т.к. пошли более простой вариант.

Снаряжение «личное»:

1)Рюкзаки (tatoonka 100, tatoonka 80, tatoonka 13, novatour дельта 35)

2)Спальник (детям – детские, 1- фирмы Halti, 2 – самодельный)

3)Коврик (детям – лёгкие, 180*50, не очень тёплые)

4)Ботинки + фонарики

5)Кроссовки

6)Куртка от дождя + штаны от дождя (hipora)

7)Ветровка + штаны дышащие (детям по 2)

8)Тёплый свитер (windblock, polar) – детям по 2

9)Колготки (детям)

10)Термобельё (тренировочные + водолазка)

11)Балкалавы - детям или «хайратники» - взрослым (polar)

12)Шапка или банадана

13)футболки, трусы, платки

14)Носки 3 пары (х/б, термо)

15)перчатки

16)шорты, плавки, купальник

17)КЛМН (нож – только взрослым)

Вначале было ощущение, что тёплой одежды можно было ве брать, но на втором кольце она пригодилась. У нас были тёплые спальники (комфорт -15). На большей части маршрута в них было жарко, но под Шумакским перевалом - нет.

Картография:

1) Схема «Тункинские гольцы» с расшифровкой перевалов 1:200000

2) Карты 1:50000 Ген. штаб

Замечание. Если Вы собираетесь использовать приведённую ниже аптечку, убедитесь, что Вы знаете для чего и как применяется то или иное лекарство.

Аптечка 1800 гр.

Перевязка (600 гр., капр. мешок)

Кремы+ мази (600 гр., капр. мешок)

Остальное (600 гр., 2 пластик. контейнера)

1.Бинт стерильный (5 на 10) 2

2.Салфетки стерильные 5 шт. в индивидуальной упаковке

3.Бинт стерильный (7 на 14) 2.

4.Лейкопластырь бактерицидный (полоски) 10

5.Вата стерильная 1 клочок

6.Пластырь обычный в рулоне (3 см.) 1 шт

7.Пластырь бактерицидный (широкий) 1 шт

8.Палочки ватные 30 шт

9.Хлоргексидин 1 флакон

10.Йод 1 шт.

11.«Пантенол» спрей 1 шт.

12.Бинт эластичный 1

13.Детский крем 1 тюбик.

14.Мазь календулы 1 тюбик.

15.Левомеколь 1 тюбик

16.«Звёздочка»

17.«Альбуцид» 4 капсулы

18.Flemoxin Solutab

19.«Анаферон»

20.«Фенкарол» детский

21.«Тавигил»

22. «Бутадион»

23.Свечи парацетамольные

24.Эплан

25.Анальгин

26.Каффетин

27.Новиган

28.Парацетамол

29.«Отипакс»

30.«Пиносол»

31.«Фурацилин»

32. Активированный уголь

33.«Фестал»

34. «Эрсефурил»

35.«Линекс»

36.«Регидрон»

37.«Но-шпа»

38.Папаверин (свечи)

39.«Валидол»

40.«Фарингосепт»

41.Детская микстура 5 пакетиков

42.Сода

43.Ножницы

44.Пинцет

45.Крем от солнца

46.Карандаш от комаров

47.Спрей от клещей (оранжевый)

48.Шприц 5 мл (для промывания носа)

49.Шприц 2 мл. для инъекций

50.Буторфанола тартат

51.Преднизолон

Раскладка

Итоговая раскладка получилась: 430 грамм на взрослого, 380 - на ребёнка (в день). Не объедались, но и не голодали. Раскладка рассчитывалась только на активную часть маршрута. На первые 3 дня детские порции можно было ещё меньше делать.


Гречка с мясом

мясо 50

гречка 300

Пшёнка с молоком

пшено 300

молоко 60

сахар 60

малина 30

Макароны с сыром

сыр субл. 60 гр.

Макароны 300

Рис с мясом

мясо 50

рис 300

Геркулес с молоком

геркулес 300

молоко 60

сахар 60

клубника 30

Суп из овощей с мясом

овощи 40 гр.

Кпюре 180

Сметана 30 гр.

Мясо 25

Суп из макарон с мясом

бульоны 40 гр.

Мясо 25

макароны 250

«холодный перекус»

колбаса 200

сухари 200

сладкое 200

творог 150

Суп из овощей с мясом

овощи 40 гр.

Сметана 30 гр.

Мясо 25

кпюре 180

Суп из макарон с мясом

бульоны 40 гр.

Мясо 25

макароны 250

Макароны

мясо 50

макароны 400

Гречка

мясо 50

гречка 350

Рис с мясом

мясо 50

рис 350

Картофельное пюре

сыр субл. 60

к.пюре 280

Гречка

мясо 50

гречка 350

1100+580=1680

1310+580=1790

1485+480=1865

1005+580=1585

1350+580=1790


колбаса 200 на блок

гречка 300+350+350=1000 на блок

макароны 300+500+400=1200 на блок

рис 650 на блок

картофельное пюре 280+2*180=640

пшено 300

геркулес 300

сладкое 25-50 в день (200)(100)

сахар 30 в день (120)

чай 20 в день

соль 15 в день

сыр 100 в день

крекер 150

приправы 6 гр в день

итого: 686

turchild.ru
Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru