Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет
о горном туристском путешествии 5кс. по Горному Алтаю (Северо-Чуйский хребет), август 2004г.
Техническое описание маршрута (продолжение) 17 августа Пер.Красавица (3А, 3483м)
Выход в 9.10 ч. Переходим через ручей (на левый берег) по бревну и начинаем подъём по старой левобережной морене. Сначала – небольшой участок леса, затем трава и вскоре камни. Продолжаем подъём по тропе (гребень морены), не очень круто, тропа хорошо видна и промаркирована турами. С верхней части моренного гребня переходим (влево по ходу) на осыпной склон, вдоль нашего ледника. Пока путь сомнений и трудностей не вызывает.
Отправляем одну связку (3 человека) со всеми верёвками провесить перила (фото № 59). Вышли в 16.00 ч. вернулись в 17.45 ч. Верёвок хватило от бергшрунда в нижней части перевального склона почти до самого перевала: 3 вертикальных по 50м + 15 м расходной. Ставим лагерь на льду, немного сыро, но снежно-ледовая кашица подмерзает на глазах (фото № 58) 18 августа Подъём в 6.00 ч. Ночью было довольно тепло, снег смёрзся не сильно. Выходим в 7.30. За 30 мин. подошли к началу перил под бергшрундом. Берг сейчас почти полностью завален снегом. Начинаем движение по перилам. Первый идущий отсекает 50 метровые верёвки посредине узлами на ледобурах, чтобы двигалось максимально больше народу одновременно. Первые 100 метров – крутизна примерно 40º, верхние 50-70 метров - 45-50º. Лёд не жёсткий, поднимаемся без особых напрягов. Рекомендуется подниматься, держась как можно левее по ходу (где-то в 50 м) от скал. В этом месте уже нет камней, но положе, чем по центру. ЧХВ от ночёвки до седловины 1 час 40 мин.
В 9. 45 ч. первый участник ушёл вниз. Спускаться начали с правой стороны седловины. Повесили на спуске 4 верёвки по 50 метров. Склон в верхней части 45º. Ниже чуть положе. Лёд, снег. Спустившись на 200 метров по верёвкам, далее идём без перил, лицом к склону на три такта. Лёд покрыт мелкими камнями, которые ползут под ногами и мешают держаться «кошкам». В 11.45 ч. собираемся на пологой части ледника, перекусываем. Камни по кулуару начинают идти около 12 часов дня, до этого времени надо уходить из кулуара! ЧХВ от седловины 2 часа. (фото №62).
Метров через 30-40 спуска видим кулуар, по которому есть выход на осыпь. Но необходимы перила. Вешаем одну верёвку (за скальный выступ), спускаемся на полку и с неё опять по перилам 30 метров уже на осыпной склон, по которому можно идти ногами (фото №64). ЧХВ от седловины перевала 4 часа. Идём вниз, вдоль правого склона, постепенно забирая левее. Морены расположены совершенно хаотично. Спускаемся по осыпям и скалкам к реке. Далее идём правым берегом реки. Переходим на левый берег и в 16.50 ч. останавливаемся на левом берегу небольшого озерца. Всего от седловины ЧХВ 5 часов 20 мин. Общее ЧХВ 7 часов. 19 августа Подъём в 7.00 Прошедшим вечером и ночью шёл дождь. Утром тоже пасмурно. Вышли в 9.20 ч. Сегодня нам необходимо спуститься по р.Камрю до слияния её с р.Карагем. Надо пройти 13 км, чтобы дойти до заброски. С места стоянки спускаемся к реке. Трава, камни. Река разливается на несколько рукавов. Без труда переходим на правый берег реки Правый Камрю. Идём травянистыми склонами, временами каменные россыпи.
В 16.15 ч. трое уходят искать бревно через Карагем, о котором говорили туристы из Оренбурга. Начинается сильный дождь. За 30 мин. движение через лес, без тропы, по бурелому, над прижимами подходим к нужному месту. Бревно лежит под скалой, необходимо спускаться по верёвке 20-25 метров. Место не очень удобное – страховка только через скальные крючья. Место для страховки только для одного человека. Бьём крючья, организуем страховку для первого и для крепления перильной верёвки. Дождь уже превратился в ливень. Один переползает верхом по бревну на левый берег Карагема (ширина 12-13 м), крепит верёвку за валун, возвращается назад. К лагерю вернулись под дождём. Развели большой костёр, посушили вещи (дождь перестал), распределили заброску. Спим. 20 августа Подъём в 7.00 ч. Отличная солнечная погода. Выход в 9.00 ч. За 45 мин. вчерашним путём подходим к бревну. Подойдя и осмотревшись ещё раз, решаем натянуть подвесную переправу метров на 50 выше по течению. первый опять переползает на левый берег по бревну со страховкой и перилами (фото№ 67). перебрасываем ему верёвку (ширина реки не более 15 м), снимаем перила над бревном, натягиваем переправу на деревьях и начинаем поочерёдно перебираться на левый берег (фото №№ 68,69). В 11.30 ч. сдёргиваем верёвки. Переправа заняла 1 час 45 мин.
Выход в 11.40 ч. От места переправы идём берегом реки по гальке, затем – прижим. Поднимаемся по лесу, вернее сказать, по дебрям и чащобам, на ходу едим бруснику, полно грибов. Лес, завалы, временами – звериная тропа.
Лес, поиски тропы, завалы. Пройдя немного по берегу реки, опять лезем вверх, спускаемся вниз (где возможно) и всё повторяется до бесконечности. Под ногами мох по щиколотку, сухие и полусгнившие деревья, мелкий густой подлесок, крупные поваленные кедры. Выход в 18.00 ч. Всё без изменений. Довольно тяжело, а если называть вещи своими именами, то движение просто изматывающее. Впереди видна длинная гряда прижимов. Остановились на ночлег в 19.00 ч. ЧХВ 6ч. 50мин. По карте и GPS вымеряли расстояние – получилось, что за день прошли всего 5 км. скорость нашего движения меньше 1 км в час. 21 августа Подъём в 7.00 ч. Выходим в 9.15 ч. Начало дня – полное повторение вчерашнего: поиски хоть какой-нибудь тропы, набор и сброс высоты и т.д. К 12.00 ч. спускаемся к реке, на правом берегу против нас, небольшой распадок с ручьём – место брода обозначенное на карте. Отсюда по нашему берегу должна начаться тропа. Но по описанию 1998г. она начнётся только через 6 км. Обедаем. Идём берегом Карагема, основное русло ближе к правому берегу. На нашей стороне постоянно приходится пересекать небольшие ответвления от реки даже по воде идти легче, чем по лесу. Рукав расширяется, приходится снова подниматься по склону в лес. Повторяется вчерашний день. Поднимаемся по каменистому склону в лес и почти сразу становимся на тропу. Через 20 мин. лес становится реже, идём по негустому криволесью, под ногами сырая, глинистая почва, местами болото. Река далеко справа, шум воды почти не слышен. Идём лесом, но путь уже значительно легче. Слева от нас крутой каменистый склон, покрытый лесом, по краю которого мы и идём. Карагем далеко справа, его закрывает кустарник и небольшие деревья. Встретились заросли облепихи, полно грибов. Остановились на ночлег в 17.25 ч.на берегу, на галечной отмели. Лес и вода рядом. Собираем грибы и бруснику. На ужин, помимо стандарта, ещё жарено-варёные грибы и кисель из брусники. Весь день хорошая погода. ЧХВ 5 часов. 22 августа Подъём в 7.15 ч. Выходим в 9.05 ч. До посёлка Аргут 22-24 км. Сначала шли по тропе, потом она начинает сильно забирать вверх, сходим с неё и по бурелому спускаемся к реке. Тропа вдоль реки по лесу. Долина сильно расширилась, левый склон от нас очень далеко, идём по смешанному лесу. Тропа постепенно превращается в слабую дорогу (колея). Начались луга, деревья стоят отдельными группами. Обедаем рядом с загородкой, за которой стога сена. Река в метрах в 50 от нас. Пасмурно, ветер. Начинается дождь. Отдельные островки леса, редкая трава, почва каменистая. Идём уже по более-менее накатанной колее. На правом берегу видим коши. Дорога уходит влево, в сторону реки Аргут. Впереди видим кош, к нему ведет ответвление дороги, моста пока не было (нам необходимо перейти на правый берег). Идём к кошу. Дом закрыт на замок, рядом баня, хозпостройки, невдалеке пасутся лошади. Людей нет и похоже не было давно. Склоны вокруг и дно долины почти безлесные. По автомобильной колее (следы не меньше чем от Урала) за 10 мин. выходим прямо к слиянию. Слева - р.Аргут, справа р.Карагем. Моста нет!!! Идёт сильный дождь. Попытались перейти Карагем вброд стенкой. Не получилось. Двое прилично вымокли. Вернулись к кошу. Двое пошли назад, вверх по реке на разведку в поисках моста или места для брода. Через час вернулись ни с чем. Решаем ночевать здесь и утром по малой воде бродить Карагем ещё раз. Затопили печку в бане, готовим ужин. Угарно, но хоть тепло. Весь день с небольшими перерывами идёт дождь. Время 20.00 ч. ЧХВ 5 часов 50 мин. 23 августа Встали в 6.00 ч. Не позавтракав, собираем вещи, упаковываем всё в полиэтилен. Готовимся к броду. Решаем поесть после переправы. Действительно, понедельник- день тяжёлый. Погода самая отвратная. Холодный ветер, срывается редкий дождь, очень холодно. К берегу вышли в 6.45 ч. Первая стенка два раза пыталась перейти реку. Оба раза валило с ног. Двое – искупались полностью. Вторая стенка дошла почти до правого берега, в метрах 5-ти свалило первого в стенке, подняли его, но через два шага свалило ещё раз, стенку разметало. Одного вынесло опять к левому берегу (вернее его поймали), двое сумели вплавь добраться до правого берега. Четвёртого понесло течением в Аргут, сбросив рюкзак, сумел выбраться на правый берег метров на 300 ниже брода. Результат: пятеро по прежнему на левом берегу, трое на правом, один рюкзак уплыл. Перекрикиваясь через реку, решаем разводить костры, греться, а одному немедленно идти в Аргут за лошадьми или машиной. Бродить ещё раз слишком опасно, хватит этих попыток.
В 12.00 ч. группа вновь в полном составе собралась на левом берегу Аргута. Обедаем и в 13.40 ч. выходим к посёлку Аргут. За 1 час доходим до пешеходного моста через Аргут (дорога высоко над рекой на пологих склонах, к реке сплошные высоченные сбросы). Переходим на левый берег и ещё за 1 час подходим к посёлку Аргут. Расположились в лесочке рядом с посёлком и «затем считать мы стали раны».. Вопрос один: идти дальше на ледник Менсу и Белуху или заканчивать маршрут здесь. Итог явно не в нашу пользу: Уплыло: часть бензина и продуктов, одна верёвка. У него нет вообще тёплых вещей, спальник, коврик – всё утеряно. Нет ничего из личного снаряжения. Идти на ледник на 2-3 дня через перевалы 2А, 2Б по меньшей мере рискованно. Посовещавшись, решаем заканчивать маршрут здесь, тем более, что «пятёрку» мы уже полностью закрыли. Идём в посёлок на встречу с местным населением за информацией, куда отсюда можно выйти. Хотя по карте уже определились и сами, это посёлок Джазатор в 60 км от нас.
Староста посёлка – Олег, принял вполне доброжелательно, разрешил переночевать в школе (погода очень холодная, ледяной ветер, срывается дождь). Самая большая ценность здесь – верёвка, её можно обменять на продукты или на какие-либо услуги, например, нанять лошадей. О лошадях мы и пытаемся договориться, чтобы сопровождали нас с нашими рюкзаками до Джазатора (60км – это для нас три дня пути, когда на следующий день мы проехали эти 60км на машине, то поняли, что своим ходом мы не дошли бы и за 4 дня). Нам повезло ещё раз. Пока беседовали со старостой, пришла машина (УАЗ-469), кто-то из местных, привёз муку. Отправляем троих человек в пос.Джазатор и договариваемся с водителем, что завтра он приедет и заберёт оставшихся. Ребята уехали в 19.00. Оставшиеся пошли на ночлег в школу. Обменяли верёвку на продукты (немного мяса – баранина, лепёшки, домашний сыр, смородиновое варенье). Вечером попарились у Олега в бане. Ночевали вполне комфортно – под крышей, ужинали и завтракали за столом, как порядочные люди. 24 августа
25 августа Подъём в 8.00 ч. Двое пошли договариваться с машиной до райцентра Кош-Агач, двое – к погранцам за пропуском. Обстановка осложняется тем, что у одного из нас нет паспорта – уплыл с рюкзаком. Машин в посёлке полно, на 90% легковые уазики. До Джазатора 150км, с человека берут 200 руб. (от Аргута- 150 руб с человека). Надо, договорившись с машиной, сразу садиться и ехать, иначе ударив по рукам и пообещав подъехать через 15 мин. водила исчезает и не приезжает никогда. Местная особенность. Возвращаются наши от пограничников. Хотя обилие печатей в маршрутной книжке и вызвало некоторое уважение, командир вначале долго запугивал карами за незаконное проникновение в погранзону потом, сказав, что ему лень писать восемь протоколов, выдал нам пропуск и пообещал, что всё-равно нас арестуют на следующей заставе. Она в 100км от Джазатора. Монгольская граница недалеко. Пока собирали вещи, несколько раз подъезжали машины и предлагали услуги. Наконец, садимся в 2 уазика и в 11.30 ч. выезжаем в райцентр пос.Кош-Агач. В администрации посёлка вытребовали справку, что у гражданина утонул рюкзак, и он остался без документов. Справка с печатью. До Кош-Агача езды 3 часа, минут 40 стоим на заставе. Там шлагбаум, документы проверяют у всех, в том числе и у местных. Погранцы долго не знают, что с нами делать: разрешения на въезд у нас нет и, естественно, нигде не отмечено как мы въезжали. Начали звонить в погранотряд, сначала не было связи, потом не было дежурного. В конце концов, прапорщик плюнул на всё, и решил пропустить нас, вообще не фиксируя нашего наличия на белом свете. Отдал паспорта, открыл шлагбаум и махнул рукой. Всё правильно. Если нас арестовать, то придётся кормить и охранять, а что дальше с нами делать – неизвестно. Расстрелять, так патронов нет. Бойцы на заставе ходят с автоматами, но без магазина, видимо, чтобы не потеряли. Пограничные псы лижутся со всеми проезжающими. Проехали через заставу и в 15.00 ч. были в Кош-Агаче. Кош-Агач- большой посёлок (Джазатор - тоже уже не маленький), но общественный транспорт не ходит ни оттуда, ни туда. Только частники, но уже на «Жигулях». На площадке в Кош-Агаче сразу окружили таксисты. До Горно-Алтайска 470 км, хотят за машину 2000 руб. (с человека по 500 руб.), вообще, вначале говорят, что 400 руб. с человека, но т.к. у нас рюкзаки, тогда - 500 руб. и не меньше. Договариваемся с «Газелью» за 3500 руб. Началось тоже - самое, что и в Джазаторе. Сначала он заехал в магазин, потом домой, потом к родственникам, потом посадил за руль своего напарника и сказал, что поедет он. Тот весело сообщил, что «у нас обычай такой: в дорогу не надо торопиться», объехал всех друзей и родственников. Мы сидим всё время в машине, т.к. опасаемся, что он может забыть, куда он собрался, и, наконец, через 2,5 часа в 17.30 ч. выехали из посёлка. По дороге машина, естественно, ломалась несколько раз, вначале он пытался ремонтировать её сам, потом стал спрашивать советов у нас, мы все советовали разное и в результате, через 9,5 часов в 3 часа ночи уже 26 августа мы приехали в Горно-Алтайск. На автовокзале полно таксистов. До Барнаула хотят 3 000 руб. за машину, сторговавшись за 2000 руб., выехали в 4 часа ночи. В 6.40 ч. были в Барнауле. Из Барнаула в Новосибирск идут автобусы каждые 50 минут. Билет 160 руб. + багаж. Садимся в маршрутку за 200 руб. с человека и за 4 часа к 11.00 ч. доезжаем до Новосибирска. Наш 24-х часовой автомарафон закончен.
пос. Аргут – пос. Джазатор – 4 часа/60км/150 руб с чел. Заодно закрыли «пятёрку» и по автотуризму. В Новосибирске сразу же идём к дежурному по вокзалу, чтобы дали разрешение купить билет и сесть в поезд без паспорта. Никаких проблем не возникло. Пригодилась справка из администрации пос. Джазатор и маршрутная книжка. На будущее, если такая ситуация повторится, то надо запасаться бумажками начиная с самых маленьких населённых пунктов, там это легче и от всех: администрация, пограничники, КСС, МЧС и т.д. главное, чтобы были печати. Кстати, пропуска в погранзону оформляются на заставе в посёлке Акташ. Мимо него не проедешь, он на трассе. Отстояв в очереди 30 мин., берём билеты на ближайший (через 3 часа отправление) поезд. в вагоне полно свободных мест, занимаем полностью один отсек и в 12.50 ч. поезд трогается. Наш поход окончен. Ещё 2,5 суток дороги, но.. это уже совсем другая история. Материальное обеспечение похода I. Снаряжение групповое:
Палатка – 3 шт. II. Снаряжение личное:
1.Рюкзак - 1х8 III. Продукты (из расчёта на 21 день):
1.Гречка 6,5 кг На наш взгляд, Алтай является одним из лучших районов для проведения комбинированных (горно-пеших, пеше-водных) походов. Однако, для полноценного маршрута группа должна обладать высокой физической подготовкой. Район даёт возможность спланировать маршрут с забросками, что позволяет облегчить выходной вес рюкзаков. В нашем случае было выполнено 2 заброски силами группы (пешком), на это был потрачен 1 день, это позволило максимально разгрузить рюкзаки на самом технически сложном участке маршрута. В походе с собой у нас был GPS, но использовали его только вспомогательно – координаты перевалов, которые были у нас с собой, почему-то резко отличались от действительности, периодически пропадали спутники и т.д. Всё же приводим здесь координаты точек, которые удалось зафиксировать:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||