Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Иванова Ирина, Москва

Технический отчет о горном походе 4 с элементами 5 категории сложности, совершенном в июле 2007 года по Внутреннему Тянь-Шаню (хребет Борколдой)

Техническая информация
Район похода: Внутренний Тянь-Шань, хребет Борколдой
Категория сложности: 4 с элементами 5
Протяженность: 145 км
Продолжительность: 12 дней ходовых + 1 дневка
Нитка маршрута:
Заявленная:

п/з Каракоз - р. Котур - пер. 4450 ( п/п 1Б ) - р. Джарыктал –пер. Джарыктал вост - ледн Джагалмай – пер Ханака 3А-р. Кайнар – пер. Берн 1Б – пер 4900 + в. 5169 ( п/п 2А-2Б ) – р. Чолоккапчигай – пер. Каракоз - п/з Каракоз – р. Чон-турасу – пер. Дружба 3А – ледн. Григорьева – пер. 4600 (п/п 1А) – ур. Джурек – р. Айтали – пер. Обзорный 1Б + пер. Китайский 1Б – пер 5000 ( п/п 2А – 2Б ) – пер. Китайский - 4 – ледн. Комарова – плато Когалячап – р.Узенгикууш - п/з Каракоз

Запасные варианты:

1. п/з Карасай – р. Узенгикууш-Туюк – пер. Ветреная Лампа 2А – ледн. Джагалмай. 2. р. Чолоккапчигай – пер. Простой 1Б– р. Кайнар -пер. Красная Клякса 1Б – пер. Ашу-су - п/з Карасай. 3. р. Эмеген – пер. Карасай н/к – пер Кызыл-Бель н/к - р. Чолоккапчигай.

Пройденная:

п/з Карасай – р. Узенгикууш-Туюк – пер. Ветреная Лампа 2А (4500) – р. Джагалмай – пер. Ханака 3А (4650) – р. Кайнар – пер. Берн 1Б (4600) – р. Чолокканчигай – пер. Родителей 2Б рад(4900) п/п + в. Белый Купол 2А рад (5169) п/п – пер. Простой 1Б (4650) – р. Кайнар – пер. Красная Клякса 1Б (4550) – р. Джагалмай – пер. Ашу-су н/к (3850) – п/з Карасай.

Всего препятствий: 7. Из них:
3А - 1 (Ханака)
2Б - 1 (связка пер. Родителей + в. Белый купол) рад
2А - 1 (Ветреная лампа)
1Б - 3 (Берн, Простой, Красная клякса)
н/к - 1 (Ашу-су).

Участники:

Иванова Ирина Анатольевна

1976

5 с эл 6ГУ

4ГР

Руководитель

Горчаков Александр Валерьевич

1983

5ГУ

1ГР

Штурман, фотограф

Никитин Олег Владимирович

1973

5ГУ

1ГР

Снаряженец

Захаров Михаил Олегович

1982

4ГУ

1ГР

Медик

Заякина Ольга Владимировна

1979

5ГУ

2ГР

Завхоз

Котко Алексей Анатольевич

1957

3 с эл 4ГУ

1 с эл 2ГР

Специалист по связям с общественностью

Паспорта перевалов

1. пер. Ветреная Лампа 2А 4500 сн-лед

Координаты: N 41,21.845
E 077,41.998
Находится в северо-западном отроге хребта Борколдой к северу от в.4501
Соединяет лед. Туюк (р. Узенгикууш-Туюк) и верховья правого истока р. Джагалмай.
Наше прохождение 13.07.07 в направлении СВ-ЮЗ.
Снята записка Одина О.В. от 08.08.06 (первопрохождение).

2. пер.Ханака 3А 4650 сн-ос-лед
Координаты: N 41,20.219
E 077,43.753
Находится в основном хребте Борколдой между в. 4822 и в. 4700
Соединяет правый борт ледн. Джагалмай и ледн. Кайнар
Первопрохождение Б.П. Крахмального 1988г.
Наше прохождение 14.07.07. в направлении ЮЗ-СВ
Снята записка Попова Д. от 11.08.03

3. пер. Берн 1Б 4600 сн-ос

Координаты: N 41,20.823
E 077,47.627
Находится в восточном отроге хребта Борколдой, между в. 4803 и 4722.
Соединяет правый исток р. Кайнар и центр. исток р. Чолоккапчигай
Первопрохождение Чхетиани О. 1995г
Наше прохождение 15.07.07 в направлении СЗ-ЮВ.
Тур не найден, свой сложили в сев. части седловины.

4. пер. Родителей 2Б 4900 сн-лед
Координаты: N 41,18.926
E 077,51.273
Находится в юго-вост. отроге хребта Боррколдой, к сев-зап от в.5169.
Соединяет левые истоки р. Чолоккапчигай
Первопрохождение 17.07.07. радиально с определяющей (северной) стороны в связке с в. Белый Купол (5169).

в. Белый Купол 2А (тур) 5169 сн-лед
Координаты: N 41,18.750
E 077,51.823
Определяющая вершина юго-вост отрога хребта Борколдой.
Разделяет бассейны рек Чолоккапчигай и Эмеген.
Первопрохождение 17.07.07. радиально по западному гребню в связке с пер. Родителей.

5. пер. Простой 1Б 4650 сн-ос
Координаты: N 41,20.939
E 077,48.131
Находится в восточном отроге хребта Борколдой между в. 4722 и 4785.
Соединяет центральный исток р. Чолоккапчигай и ледн. Вост. Кайнар (правый приток р. Кайнар).
Первопрхохдение Новик А. 2001г
Наше прохождение 18.07.07. в направлении Ю-С
Тур не найден, свой сложили в западной части седловины.

6. пер. Красная клякса 1Б* 4500 лд-ос
Координаты: N 41,25.901
E 077,53.477
Находится в восточном отроге хребта Борколдой между в. 4557 и 4614.
Соединяет оз. Кайнар (нижняя граница) и правый исток р. Джагалмай.
Сведений о первопрохождении нет
Наше прохождение 21.07.07. в направлении Ю-С.
Снята записка Шалова А.А. от 19.08.01

7. пер. Ашу-су н/к 3850 тр-ос. Дорога.

Координаты: N 41,28.341
E 077, 59.448
Находится в юго-восточном отроге хребта Борколдой между в 3883 и 4292
Соединяет р. Кичи-Узенгикууш и левые притоки р. Карасай.
Издавна используется местными жителями. Через него проходит грунтовая дорога в долины Эмеген и Узенгикууш.
Наше прохождение 22.07.07. в направлении ЮЗ-СВ.

Вступление

Первоначальная идея похода была такой: заехать на п/з Каракоз, а по возможности и выше по долине Узенгикууш, разложить заброски, пройти несколько колец по хребтам Борколдой и Западный Кокшаал-тау, и уехать обратно из этой же точки. Планировалась продолжительность 25 дней и протяженность 250 км. О погранпропусках договаривались с фирмой «Достук-тревел» (директор НИ Щетников), где нас обещали забросить на Каракоз за $350 в один конец. Однако за несколько дней до отъезда мы связались с Игорем Ханиным (khanin@infotel.kg), который «обрадовал» нас известием, что дороги на Каракоз не существует. Он предложил забросить нас в долину р. Эмеген, откуда можно нанять лошадей до Каракоза (ок. 25 км через 3 н/к перевала). Дорогу до Эмегена он оценил в 600$ в один конец, что было выше наших возможностей. Мы еще раз связались со Щетниковым, и он подтвердил возможность заезда на Каракоз. Очень хотелось ему верить, и мы поверили. Проверить достоверность этой информации мы уже не успевали. В последний момент, правда, дозаявили в МКК несколько запасных вариантов, начинающихся от пос. Карасай и из долины Эмегена, однако твердо рассчитывали, что хотя бы заброска на Каракозе у нас будет, что даст нам возможность все-таки добраться до Кокшаал-тау. С тем и стартовали.

Заезд и выезд
Ждать погоды все-таки лучше у моря.
(народная мудрость)

От аэропорта до юртового лагеря на южном берегу Иссык-Куля мы добирались самостоятельно на обычном такси. В лагере погрузились в Газ-66 (прекрасная машина! Неужели не пройдет?!). Здесь же оплатили погранпропуска (по 15$ с человека) и предоплату за дорогу 200$ . Оставшиеся 150$ должны были доплатить, добравшись до Каракоза. В 6 утра стартовали
Уже на берегу Иссык-Куля мы заметили, что в горах не все в порядке. Даже здесь был дождь и ветер, а снеговая линия на окрестных хребтах спускалась ниже всех мыслимых пределов. Хотелось верить, что это локальная непогода, и что она не помешает нашим планам, однако, чем дальше, тем меньше на это было надежды. Кумторская трасса была завалена снегом и забита застрявшими машинами. Наш Газ-66 сначала шел как танк, потом полз потихоньку, а потом тоже застрял, соскочив с дороги и опасно завалившись на левый борт (Ф1).

Мы выскочили из машины, как были, в босоножках и шортах ( лето! Киргизия!), и не сразу поняли, где находимся. Мокрый снег хлопьями валит с неба, видимость метров 50, все вокруг белое, без ориентиров и контрастов. Порывистый ветер не добавляет уюта. Снежная целина глубиной выше колена покрывает дорогу, и она почти не различима. Машина стоит на насыпи, накренившись в сторону ручья. Попытка задом выехать на дорогу привела к тому, что мы почти сели на брюхо. 2 часа водитель работал домкратом, а мы таскали камни из ручья и пихали их под колеса. В процессе этого нас догнала горняшка - высота перевала Суёк, под которым мы застряли, около 4000 м, и напряженная физическая работа в первый же день далась тяжело. Вытащить машину на дорогу не удалось, зато получилось спустить ее в русло ручья, по которому она проехала метров 200. Еще минут 40 мы копали и ровняли колею, по которой машина с пятой попытки вернулась на дорогу. Дальнейшее продвижение было предельно медленным: мы пешком искали под снегом дорогу, а по нашим следам ехала машина. Время от времени ее приходилось подталкивать и подкапывать, и все время рядом с водителем сидел кто-то из наших, кто помогал ему смотреть. Перевал мы проехали и спустились на п/з Карасай, но и здесь погода не улучшилась.
Здесь, в долине, мы ожидали встретить травку и цветочки, увидели же снег по колено и ничего больше. Пограничники рассказали нам много интересного. Цивилизованная дорога на п/з Каракоз, идущая вдоль китайской границы разрушена оползнями и обвалами. Доехать до Каракоза невозможно. Пограничники попадают туда на лошадях с п/з Узенгикууш, т.е. около 40 км по бездорожью. Дорогу обещают восстановить, но случится ли это в этом году, не знает никто. Так же никто не гарантирует, что, добравшись до Узенгикууша, мы и/или наша заброска сможет двигаться дальше, т.к. часть дороги проходит по территории Китая. Более доступным представлялся путь через перевал Ашу-су и долину Эмегена, тот путь, что предлагал нам Ханин. По крайней мере, вся дорога проходит по территории Киргизии. Пограничники показали нам дорогу в сторону перевала, но мы проехали по ней не более 300 м, после чего снова потеряли ее в снегу. Дело шло к вечеру, и мы вернулись на заставу. Нас поселили в пустой комнате, не отапливаемой, зато сухой. Вообще-то ночевка на территории заставы, начальством не одобряется, однако выгнать нас в такую погоду они не смогли, за что им еще раз огромное спасибо.
На утро погода принципиально не изменилась, хотя небо немного посветлело и стало чуть-чуть отличаться от земли. Видимость по прежнему не превышала 100 м, зато появились кое-какие контрасты, и мир стал обретать формы. Мы погрузились в машину, попрощались с пограничниками и двинулись в сторону перевала. Чтобы мы не потерялись, нам в сопровождение дали солдатика, знавшего дорогу (правда, до того, как ее завалило снегом). С его помощью, мы проехали 18 км (из 25 до перевала), застряв по крупному всего однажды (Ф 2, 3).

Водитель бился за каждый метр. К сожалению, эта борьба занимала слишком много времени и безвозвратно сжигала горючее. К обеду стало ясно, что на Эмеген мы не попадем. Сначала мы стремились к хижине Сементам (ориентировочно 15 км до перевала), потом на сам перевал, потом остановились окончательно, не доехав до перевала 6-7 км. Здесь нас догнали Уазик и Нива с местными жителями. Они надеялись пробиться на Эмеген по нашим следам, однако застряли, пытаясь переехать ручей по разрушенному мосту. Из ручья мы их выковыряли, и все вместе развернулись на Карасай.
Погода к этому времени заметно улучшилась. Осадки прекратились, появилось солнце и снег начал оседать. Местные предполагали, что дня через три дорога очистится, и можно будет ехать. К сожалению, наш водитель должен был сегодня же возвращаться обратно, его ждал другой заказ. Мы тоже были не готовы сидеть без дела эти три дня. Было решено оставить заброску на Карасае, сходить колечко по Борколдою, совместив 2 запасных варианта, и, вернувшись на Карасай дней через 12-13, предпринять еще одну попытку заброситься на Каракоз через Эмеген. Местные попросили за это какую-то астрономическую сумму, но, после недолгих торгов, предварительно согласились на $200 за машину до Эмегена и наём 2-х лошадей с погонщиками до Каракоза. Окончательное согласование планировалось перед началом поездки. $150 , которые мы должны были Достуку за доставку на Каракоз, мы, конечно, не доплатили, ибо до Каракоза не доехали, о чем Щетников, безусловно, знал заранее, или мог бы узнать, если бы ему было нужно. Героическая борьба водителя с дорогой, конечно, заслуживала награды, и мы бы заплатили, если бы оказались хотя бы на Эмегене, но окончательная остановка на Карасае нас совсем не устраивала. В результате расстались друг другом не слишком довольные.
Мы оставили заброску у пограничников и этим же вечером двинулись в сторону реки Туюк. Вернулись мы через 13 дней, под проливным дождем, вымотавшиеся и замерзшие, с твердым решением в дальнейшем смотреть на горы только в телевизоре. Желания предпринимать какие-либо усилия для того, чтобы продолжать маршрут у группы не было. Мы опять переночевали у пограничников, а утром нас посадили в военный КамАЗ (Ну и надоели же мы им! Все, что угодно, лишь бы от нас отделаться!) и без каких-либо проблем довезли до Каракола. Оплата заранее не оговаривалась, а в Караколе мы заплатили $50, которые были приняты со спокойным кивком.
От Каракола до Бишкека северным берегом Иссык-Куля маршрутки ходят в любое время дня и ночи. Доехать до Бишкека проблем не составило. Здесь мы остановились в каком-то бомжатнике на задворках Ошского рынка. Утром желающие поменяли билеты и на следующий день утром вылетели в Москву, на чем поход был закончен.

Дневник похода


09.07.2007
п/з Карасай - урочище Карасай.
Около 17.30, перепаковав заброску и собрав рюкзаки, мы двинулись в сторону р. Туюк (в нижнем течении Туюк-Чатыркорум, выше Узенгикууш-Туюк, у местных просто Туюк - тупик). Долина р. Карасай широкая, плоская. Многочисленные грунтовые дороги во всех направлениях (Ф 4).

В первый день идти не просто (высота 3400), к тому же слегка подтаявший снег и местами лужи по колено скорости не добавляют. За 1,5 часа проходим около 3 км и встаем недалеко от характерной отдельно стоящей скалы на левом (орографически) борту долины. Воды здесь нет, но вокруг нас вдоволь снега. Уже вечер, идти дальше смысла нет.
Итого: х.ч. 1,5 3 км высота 3400.

10.07.2007
ур. Карасай - р. Узенгикууш-Туюк.
Выход 8.30. Утром весьма не жарко, хотя видно, что погода будет хорошая.
По грунтовой дороге выходим в долину Туюк (Ф. 5).

Долина широкая, плоская. На орографически левом берегу несколько домиков, к ним подходит хорошая грунтовая дорога. По нашему берегу тоже есть дороги, но они слабые и под снегом почти не видны. Идем по ним, или по многочисленным тропам, по травянистым, местами заболоченный террасам, временами перепрыгиваем по камням неширокие ручьи. Вообще-то сюда можно въехать на машине и проехать по крайней мере км 10. Если бы мы вчера раньше поняли, что не пробьемся на Эмеген... Впрочем, для акклиматизации такое спокойное начало не помешает. Обедаем на теплой травянистой террасе в русле широкого правого притока. До обеда 3-3,5 хч. К этому моменту снег местами подтаял, и наступило если не лето, то по крайней мере апрель месяц.
После обеда переходим вброд ручей и продолжаем движение правым берегом р. Туюк. На противоположном борту долины видна тропа, ведущая к н/к пер. Карасу, используемому местными жителями. Сам перевал не читается. Похоже, это просто примерное место перелаза через травянистый гребень. На наших глазах из-за гребня появляется и прет на нас черная грозовая туча. Наперегонки с тучей добегаем до первого же ручья (от обеда 1,5-2 хч) и в авральном темпе ставим палатки. Через несколько минут нас накрывает шквальный ливень с градом. Слава богу, не надолго. После того, как дождь закончился, обдумываем возможность двигаться дальше. Время около 17, можно сделать еще переходик, но выше нас долина покрыта снегом, а у нас уже трава, да и палатки стоят. Ладно, хватит на сегодня.
Итого: хч 5-5,5 км 15 высоты 3400-3500.

11.07.2007
р. Узенгикууш - Туюк - ледн. Туюк

Выход 8.00. Погода хорошая. Выше лагеря долина сужается, борта становятся крутыми, скальными, дно не ровное, в моренных валах (Ф 6).

Идем правым орографически берегом сначала по широкому каменистому руслу реки, временами перепрыгивая неширокие рукава, выше выбираемся на травянистую террасу правого берега. Трава покрыта основательным слоем мокрого снега, идти холодно и скользко. Иногда встречаются черепа архаров с шикарными рогами. Далее опять спускаемся в русло и на плоских скалах на правом берегу делаем обед. От лагеря коло 2,5 хч. Вообще-то обедать рановато, но на скалах тепло и сухо, а выше только неприятные заснеженные морены. После обеда продолжаем движение правым берегом по моренным валам сначала вдоль реки, дела забираем выше и ищем путь в лабиринтах морен. Слева по ходу остается пер Гипротрансмост 1Б, ведущий на Кайнар (Ф 7).

Через 2-2,5 хч после обеда подходим к языку ледника. Через приблизительно 1 ход час встаем лагерем на выполаживании. Прямо над лагерем в ор. правом борту долины видна снежно-ледовая слабо выраженная седловина приблизительно 2Б ктр, выводящая в долину Кайнара (Ф 8).

Ее северный склон - снежно-ледовый, местами разорванный, крутизной до 50° с перепадом около 250 м. Это сторона является определяющей. Позже мы просмотрели эту седловину с южной стороны. К ней ведет умеренно крутой скально-осыпной склон (Ф9а).

Кажется, особых проблем при первопрохождении быть не должно.
Итого: хч 5,5-6 км 16 высоты 3500-4200.

12.07.2007
.Ледн. Туюк

Утром снег с дождем, шквальный ветер, выходить никуда не хочется. Сидим, ждем погоды. К обеду вроде появилась видимость. Выходим в 15.00. По пологому закрытому леднику поднимаемся в направлении перевала. Слева по ходу остается хорошо выраженная низкая седловина, ведущая в долину Кайнар. С северной стороны это снежный склон крутизной до 30° с небольшим бергом в нижней части, со следами небольших лавинок (Ф 9),

с южной, как мы увидели позже, недлинный скально-снежный склон. Категорию сложности можно предположить 1Б-2А.
Выше снега становится больше, начинается тропежка глубже колена, появляются трещины. Скальный ригель обходим справа по ходу по прекрутому (10-15°) снежному склону (Ф.11).

Справа по ходу остается снежно-ледовая седловина в долину Карасу. К ней ведет ступенчатый ледник крутизной до 15°. С этой стороны сложность не более 1Б (Ф10).

К этому моменту погода почти совсем улучшилась, снег мгновенно раскис. Двигаемся, проваливаясь по развилку, но это скоро надоедает. Останавливаемся лагерем прямо на склоне, не доходя метров 100 до выхода в верхний цирк. Пока вытаптываем площадку, одна связка налегке выходит в верхний цирк и начинает тропежку в сторону перевала. Правда, их надолго тоже не хватает.
Итого: хч 2 км 3,5 высота 4200-4400

13.07.2007
лед. Туюк - пер. Ветреная Лампа 2А - ледн. Джагалмай.

Выход 7.30. Погода хорошая: переменная облачность, ветрено. За несколько минут по вчерашним следам выходим в верхний цирк и далее двигаемся к перевалу (Ф12).

Снег глубокий, местами зафирнованый. Без особых проблем вдоль правого по ходу борта в связках подходим под перевальный взлет. Перед нами широкая снежная седловина. К нижней ее точке можно выйти почти без набора высоты, но для этого нужно пересечь широкую снежную мульду. Барахтаться в снегу по развилку очень не хочется, поэтому решаем подняться чуть правее по ходу в районе характерного скального жандарма на седловине. К нему ведет слабо выраженное скально-осыпное ребро, также покрытое глубоким снегом. Снег рыхлый, тромбуется плохо. Если бы склон был длиннее, он, несомненно, был бы лавиноопасным. Слава Богу, его длина менее 50°, крут до 20°, и тяжелая тропежка не занимает много времени. Около 9.00 мы на перевале. Седловина широкая, снежная, возможна ночевка (ф13).


На запад уходит снежный склон крутизной до 20° со следами многочисленных лавин с левого борта. Еще совсем не жарко, но на перевале решаем особо не задерживаться. Спускаемся пешком по одному, слева от скального выхода, по снегу, в верхней части зафирнованому, ниже разбитому лавинами. Там, где Олег (2006г) вешал веревку по льду, мы шли в снегу по колено, ниже опять по развилку (Ф14).

Двигаться с рюкзаком затруднительно, поэтому приходится везти его за собой на веревочке. Спуск всей группы на ледник занял чуть более 0,5 часа. На леднике связываемся и продолжаем спуск по закрытому, ниже заморененому леднику в русло ручья ( приблизительно 1 переход. Ф15 ).

Спускаемся на его правый берег, потом почти сразу же переходим на левый и продолжаем спуск вдоль ручья по заснеженным моренам, ниже по осыпям (менее 1хч), пока ручей не уходит в конгломератный каньон, куда спускаться не хочется. Отсюда влево уходит широкий осыпной кулуар, выводящий к языку ледн. Джагаламай. Сверху ледник выглядит непрезентабельно - разорванный, заморененый, грязный (Ф17).

Из-под него вырывается не менее грязная река. Перед тем, как спускаться, решаем пообедать. Здесь хотя бы есть чистая вода.
После обеда продолжаем спуск, сначала по широкому осыпному кулуару, далее траверсом левого по ходу склона, стараясь минимизировать потерю высоты. Выходим в карман правобережной морены лед Джагалмай и, перевалив через несколько моренных валов, подходим к языку (от обеда около 1 хч). Вблизи ледник выглядит посимпатичнее. Чистая вода здесь есть, среди морен можно спрятаться от ветра, и передвижение достаточно комфортное (Ф16).

Идем сначала по широкому правому (орографически) ранклюфту, обходя многочисленные участки мертвого льда выше, где ранклюфт сужается и почти совсем исчезает, выходим на ледник. Ледник неровный, заморененый, в термокарстовых буграх и воронках, с многочисленными ручьями и небольшими озерами. Идем медленно, часто приходится высылать разведку. Общее направление движения - вдоль правого (ор) борта до выхода в среднее течение ледника (около 2 хч). В среднем течении ледник пологий, ровный, обычно открытый (в нашем случае, засыпан свежим снегом по щиколотку, все трещины читаются). Просматриваем цирки левого борта ледника. Они впечатляют, но искать проходы на р. Котур здесь почему-то не хочется. Дело уже к вечеру, но нам не нравится ночевать на леднике. Ищем выход на морены правого борта, но они крутые, живые, и лагерь на них не поставить. Наконец находим место около трех «муравьиных куч» ( приблизительно 1 хч от выхода в среднее течение ледника) на правом борту, где можно вписать две палатки, здесь же есть вода и кулуар, выводящий в карман высокой правобережной правой морены. Встаем здесь, отправляем разведку вверх по кулуару. Вернувшись они докладывают, что карман и гребень морены пригодны для движения, стоять там можно и, пожалуй, уютнее, чем у нас внизу, зато нет воды, только снег. Поздняк метаться, мы уже стоим.
Итого: хч 7 км 13 высоты 4400-4550-3950-4200

14.07.07
ледн. Джагалмай - пер. Ханака 3А - лед. Кайнар

Выход 7.00. Погода хорошая, солнечно, ветрено. По следам вчерашней разведки выходим в карман правобережной морены по снежно-осыпному склону крутизной до 25°. Здесь действительно уютно (Ф17а).

Двигаемся вверх по карману и по гребню морены подходим под перевальный взлет. Сам перевал отсюда не виден, перевальная седловина не читается. Ориентируемся по цвету скал - вершина слева (по ходу) от перевала имеет желтоватый,, справа- красноватый оттенок. Идущий от перевала кулуар (от лагеря 0,5 хч) в нижней части скальный, крутой, и ногами не ходится. Проходим по морене еще метров 100-150. Скалы заканчиваются и начинается крутой (до 30*) снежно-осыпной склон. В кошках по снегу идти проще, чем по живой осыпи, поэтому выбираем снежник подлиннее и начинаем подъем. Выше склон выполаживается до 10-15*, осыпь скрывается под снегом. Снег еще смерзшийся, идется легко. Скальный поясок проходим пешком по левой (по ходу) части по некрутому снежному кулуару (Ф 18, 18а).

Выше снег уже подтаял. Немножко потропив, выходим на мелкую осыпь, лежащую на пологих скалах левого (ор) борта основного кулуара, ведущего к седловине. В самом крутом кулуаре море снега и лавинные выносы. По левому борту подходим к характерному скальному останцу, и от него по глубокому снегу выходим на гребень в районе небольшого жандарма. От кармана морены приблизительно 2 хч. Самая низкая точка слабовыраженной седловины остается от нас слева по ходу, тур мы с трудом обнаруживаем далеко справа. Гребень неширокий, с несколькими разрушенными жандармами, почти на всем протяжении карнизы в сторону лед. Кайнар. Ночевка возможна, но неудобна. С перевала прекрасный вид в обе стороны (Ф 19, 20)


На север, на лед. Кайнар уходит снежно-ледовый склон крутизной в среднем 50-55° (наверху 80°, ниже до 40°), подрезанный небольшим бергшрундом, засыпанный многочисленными лавинами. С боков склон ограничен слабовыраженными скальными ребрами. Судя по описаниям, предыдущие группы ходили по левому (по ходу) ребру. Нам такой вариант не понравился. В то время, как центральный склон прочищен лавинами до чистого льда, на скалах ребра остается еще много рыхлого мокрого снега, на солнце по скалам текут ручьи, а кое-где еще сохранился натечный лед. Кроме того, над скалами висит карниз, который нужно прокопать или обрушить. Поползав по карнизу, решаем все-таки спускаться по центру ледового склона. Здесь есть участок, но котором карниз отсутствует, рядом он минимален и рушиться не собирается. Все возможные лавины отсюда уж сошли. Верхние 2 веревки чисто ледовые, ниже появляется небольшое кол-во снега (Ф 20а, 20б),

бергшрунд перекрыт лавинными выносами. Верхнюю веревку крепим за перегибом на ледорубе, замыкающий спускается без рюкзака с нижней страховкой. Остальные веревки вешаем на бурах-самовывертышах. В нижней части склона встречаются 2 берга, верхний (неширокий) переползаем, нижний (пошире) проходим по остаткам моста. На прохождение крутого участка потребовалось 6 веревок. Ниже склон выполаживается до 25-30°, снег глубокий, разбитый. Идем в связках, проваливаемся по развилку. Очень утомительно. Отойдя немного от лавинных выносов, на выполаживании решаем пообедать. От начала спуска приблизительно 3,5-4 хч (Ф21).


Тем временем погода портится. Наползают тучи, начинается снег с дождем, поднимается ветер. Продолжаем спуск правым бортом ледника. Сначала по глубокому снегу в связках, ниже по открытому заморененому льду, вдоль ручья, текущего в глубоком извилистом ледовом русле. Слева остается седловина, упомянутая у Чхетиани как перевал 2А на Туюк (Ф 22).

По нашим предположениям, он выводит в небольшой осыпной цирк у языка ледн. Джагалмай, и определяющей его стороной является скально-осыпной южный склон. Попасть отсюда на Туюк, на наш взгляд, можно, но не через седловину, а траверсом снежного купола в 4885.
Ниже перепрыгиваем через ручей и выходим на морены правого борта, по которым спускаемся на пологие осыпные площадки у языка ледника (Ф23).

Здесь, у небольшого и не очень чистого ручейка ставим лагерь. От обеда менее 1,5 хч.
Итого: хч 7,5 км 8 высота 4200-4650-4000

15.07.07
р.Кайнар - пер. Берн 1Б - р. Чолокканчигай.

Выход 9.00. Погода неустойчивая, облачно, ветрено. По моренным террасам правого берега, далее вдоль реки спускаемся в долину р. Кайнар. Долина широкая, с плоским каменистым дном и крутыми скальными бортами. В левом борту просматривается небольшой цирк, куда выводят две перспективные седловины с лед. Туюк. (Ф9а).

Одна находится в глубине цирка, она хорошо выражена, к ней ведет ступенчатый скально-снежный склон, а на ледн. Туюк спускается крутой короткий снежный кулуар. Сложность седловины не должна превышать 2А ктр. Вторая выражена не так явно, находится в северном борту цирка между вершинами 4597 и 4660. К ней ведет протяженный скально-осыпной склон. На ледн. Туюк она обрывается несложным ледопадом. Можно предположить, что она соответствует 2Б ктр. Виден так же перевал Гипротрансмост, пройденный Д. Поповым в 2003 г. Правым берегом реки подходим к травянистому, слегка заболоченному бугру ( приблизительно 1 хч от лагеря) и, пройдя по нему, спускаемся на морены первого крупного правого притока р. Кайнар, и вдоль ручья выходим в небольшой заморененый цирк (Ф25).

В его верховьях видны несколько ледовых седловин (ок 2Б ктр), ведущих на Чолокканчигай и Джагалмай. Ближайший ледник ор. правого борта ведет к единственному хоженому тут перевалу Берн (1Б). По моренным валам, выше по скально-осыпному склону вдоль ручья подходим к площадкам у языка ледника. От зеленого бугра 1,5 хч. К этому моменту погода портится, видимость исчезает, начинается метель. Связываемся, одеваем кошки и выходим на ледник. Ледник закрытый, в нижней части крутизной до 25°, выше не более 10°. Поднимаемся, придерживаясь правого (ор) борта, пока не упираемся в полоску осыпи с несколькими разрушенными скальными жандармами. Перевального взлета как такового нет. Мы на перевале Берн (Ф 24).

От выхода на ледник 1,5 хч
Седловина очень широкая, мелкоосыпная. Возможна ночевка. В сторону Чолокканчигая висят остатки подтаявших карнизов. Тура мы не нашли, свой сложили на северной стороне седловины, где карнизов нет. Отсюда же начинаем спуск по подвижному мелкоосыпаемому склону к ручью (Ф 25а).

Спуск занял менее 10 минут. Около ручья обед и формирование заброски. Обратно мы собираемся возвращаться через пер. Простой, находящийся в истоках этого же ручья, так что с собой берем еды только на 4 дня.
Дальнейший спуск вдоль ручья по осыпным склонам (Ф 26,40,41.).

Справа видна мелкоосыпная седловина, параллельная перевалу Берн и ведущая в долину Кайнар (Ф 27).

Ее определяющая сторона, конечно, западная, где присутствуют небольшие ледопады. Ниже русло ручья сужается и превращается в глубокий каньон. Выходим на конгломератно-осыпные склоны левого берега крутизной от 10° до 25° (Ф 28)

и траверсом влево-вниз выходим в долину левого истока р. Чолокканчигай и встаем лагерем на берегу ручья, ниже скальной ступени (от обеда 1-1,5 хч). Вечером выпускаем разведку в верховья ручья. Она показывает, что скальную ступень можно обойти как по каньону вдоль ручья, так и по орографически правому склону по осыпи. Выше ступени так же есть площадки, но там нет воды, только снег.
Итого: хч 5,5-6 км 12 высота 4000-3800-4500-3900

16.07.07
р. Чолокканчигай - подход в цирк 5169

Выход 8.00. Погода хорошая. Скальную ступень обходим слева по ходу, по скально-осыпным полкам. Выше траверсом осыпного склона выходим к моренным валам отступающего ледника и по ним в широкий уютный цирк (Ф 30).

Вот где надо было ночевать! От лагеря приблизительно 1 ход час. Слева по ходу остается мрачный осыпной цирк, ведущий к перевалам Снесарёва, вправо уходит пологий открытый язык безымянного ледника.
Одеваем кошки, выходим на ледник. Он плавным полукругом уходит вправо, поэтому в. 5169 мы не видим, зато хорошо виден ор. правый борт ледника. Здесь есть только 1 цирк (Ф 29),

ведущий к в 5147 (у Чхетиани 5160). Явных перевалов на Кайнар и Эмеген не видно. Выше борт ледника превращается в покосившийся скальный забор, перебраться через который не представляется возможным до выхода в верхний цирк под склонами 5169, да и здесь наличие простых перевалов маловероятно.
Ледник пологий, внизу открытый и холмистый, выше закрытый (Ф30).

Имеются 2 зоны трещин, нижняя обходится правым ор. бортом, верхняя, перегораживающая почти весь ледник, левым. Снег в верховьях ледника очень глубокий, тропежка утомительная. Через 2 ход часа останавливаемся на обед. Отсюда прекрасно виден белый купол в. 5169, разорванный многочисленными трещинами «от уха до уха», так же как и перевальный взлет седловины 4900, находящейся в гребне западнее вершины (Ф31).

Изначально мы планировали выйти на перевал и поставить лагерь на седловине, однако из-за глубокого снега отказались от этой идеи и решили удовлетвориться радиальным восхождением. После обеда подходим под левый (ор) борт цирка. Тропежка выше колена, иногда по развилку. Движение предельно медленное. Поэтому решаем поставить лагерь под склонами в. 4887 и завтра по холодку налегке сбегать на перевал и вершину, а возможно, и сделать траверс, спустившись по восточному гребню
Итого: хч 4 км 6 высоты 3900-4700

17.07.07
Пер Родителей 2Б (4900) - в. Белый купол 2А (5169) рад

Выход 8.00. Переменная облачность, снег. Выходим налегке. В рюкзаках только кошки, пуховки, перекус и аварийная аптечка. За ночь снег, к сожалению, не смерзся. Без рюкзаков все равно проваливаемся мало, что не по пояс. Кое-кто пытается ползти на четвереньках, но скорости это не добавляет. Становится ясно, что траверс нам сегодня не светит. Сам гребень проблем не представляет, но пересечение широкого цирка на обратном пути займет слишком много времени.
Примерно за 1хч подползаем к перевальному взлету. Это крутой (до 35-40°) снежно-ледовый склон, разорванный многочисленными широкими бергами. В нашем случае берги забиты снегом, имеются надежные снежные мосты. Поднимаемся в связках, иногда с попеременной страховкой (Ф 32).

Первая связка практически роет траншею на всем пути до гребня. При меньшем количестве снега подъем значительно усложнится, т.к. может потребоваться навеска перил на весьма протяженном участке. До выхода на гребень 1,5-2 хч. Эта сторона является определяющей и, на наш взгляд, соответствует несложной 2Б ктр
Гребень широкий, снежный, имеются небольшие трещины. Возможна ночевка. На южной стороне гребня разрушенный скальный жандарм. На нем складываем тур (Ф 34).

Перевал называем в честь наших родителей и в честь наших друзей, готовящихся принять это гордое звание. На юг уходит крутой (до 30°) короткий (100 м) снежно-ледовый склон, подрезанный небольшим забитым бергом. Ниже виден небольшой закрытый ледник (Ф36).

По его правому борту можно спуститься на морены, а по ним в долину Чолокканчигая (левый борт, как мы потом разглядели, подрезан высокими скалами). С юга перевал несколько проще, чем с севера, но при сквозном прохождении будут стоит не менее 2Б
Потоптавшись по седловине, продолжаем подъем. Идем по широкому снежному гребню крутизной 5?° (Ф 35).

Идти становится проще- ветровой наст держит хорошо. Выше гребень сужается, на северную сторону висят карнизы, на южном склоне несколько крутых лавиноопасных кулуаров. На коротком участке ширина гребня менее 0,5 м. Движение с попеременной страховкой. От перевала до вершины около 1 хч
Вершина - покатый снежный гребень с карнизом на юго-восточную сторону (Ф 39).

Тур сложить не из чего. В хорошую погоду отсюда должен быть прекрасный вид. Даже сейчас в разрывах облаков угадываются вершины хр. Кокшаал-тау, плато Когалячап и некоторые более близкие объекты (Ф 38, 37).

Хорошо смотрится в. 5147, обрывающаяся на нашу сто-рону неприступной стеной. Такое чувство, что она несколько выше нас. Виден так же восточный край нашего цирка, где наконец-то прорисовывается седловина на Эмеген. С запада выход на нее почти без набора высоты, на восток она, судя по всему, обрывается скальной стеной, о высоте и сложности которой нам остается только гадать. К сожалению, из-за плохой видимости больше мы ничего не увидели.
Спускаемся с вершины по своим следам. До тура на перевале менее 0,5 хч. У тура притормаживаем, оставляем записку о восхождении и решаем, как назовем вершину (Ф. 33).

Вариант «Здесь могла бы быть ваша реклама» показался слишком длинным, вариант « Белочка» слишком многозначным. В итоге остановились на нейтральном «Белом Куполе» о чем и написали в записке. И только спустившись в лагерь (с перевала чуть более 1 хч), за чаем придумали вариант «Белоснежка», но возвращаться на перевал и переписывать записку не стали. Исправьте, если будет желание.
Итого: хч5,5 км 3 рад высота 4700-5160-4700

18.07.07
пер. Простой 1Б - лед. В. Кайнар.

Выход 8.30. Погода идеальная, вчера бы такую! Правда, снег все равно не смерзся. По своим старым следам спускаемся в цирк у языка ледника и далее траверсом правого осыпного склона, обходя верхом каньон, в русле ручья из-под перевалов Берн и Простой. Далее вверх по ручью к заброске. Здесь обедаем. От лагеря около 3хч.
После обеда и очередной перепаковки продолжаем подъем по руслу ручья в сторону пер. Простой (Ф 40,40а).

Осыпной склон крутизной 10?° покрыт глубоким снегом, маскирующим ручей. Мокро. Перевальный взлет снежно-осыпной. Седловина широкая. Возможна ночевка (Ф. 41).

От обеда 1?,5 хч. Тур не нашли, видимо он остался под снегом. Свой сложили на западном борту седловины в районе разрушенного скального жандарма. С перевала прекрасный вид вплоть до хр. Кокшаал-тау. В разрывах облаков угадываются наиболее значимые вершины.
Спуск в сторону ледн. Вост. Кайнар - закрытый ледн крут до 20°. Просматриваются несколько трещин, но сейчас они забиты снегом. Справа, где склон длиннее и круче, видны следы впечатляющих лавин.
Дело уже к вечеру, снег тяжелый и мокрый, склон, похоже, лавиноопасен. Но погода заметно портится, поднимается ветер, и ночевать на седловине не хочется. Потоптавшись по верхней части склона, принимаем решение все-таки спускаться. Спускаемся в связках, стараемся придерживаться ЛПВ. Тропежка по развилку, зато все трещины забиты снегом. В нижней части склона снега меньше (по колено), под снегом невидимые сверху ручьи. Первая связка выходит на перегиб склона (на коротком участке до 30°) и, пытаясь пройти напрямую, спускает небольшую мокрую лавину. Проехав на ней метров 50, ребята благополучно останавливаются на выполаживании, нам же приходится обходить крутяк справа по ходу, по более пологим, но и более глубоким участкам (Ф. 42).

Наконец выходим на открытый, местами заморененый язык ледника (Ф 43),

и с него на морены левого борта. Здесь нас, наконец, догоняет непогода. Лагерь ставим под шквальным ветром и уже привычным мокрым снегом.
Итого: хч 5-5.5 км 11 (в зачет 3) высоты 4700- 4000- 4650- 4150.

19.07.07.
р. Кайнар, оз. Кайнар. Полудневка.

Погода удовлетворительная. Выход 8.30. Спускаемся вдоль ручья по моренным валам, сначала по левому берегу, потом по камням перепрыгиваем на правый и продолжаем спуск. Осыпные склоны 5-15°, кое-где конгломерат и бараньи лбы (Ф 44).

До просторной травянистой поляны в долине ручья Кайнар 1-15 хч. На поляне растут эдельвейсы и гуляют горные козлы. Дальнейший спуск правым берегом р. Кайнар по травянистым склонам, перемежающимся конгломератно-осыпными участками. Иногда встречаются участки троп, но в основном это козлотрассы (Ф 45).

Ниже появляются невысокие (по колено и чуть выше) потрясающе колючие кусты, заметно осложняющие передвижение. До верхнего края озера приблизительно 2.5-3 хч. Здесь, на песчаном пляже, встаем на обед и, пригревшись на солнышке, решаем остаться и на ночь. (Ф46)


Итого: хч 4- 4.5 км 12 высоты 4150- 3500

20.07.07.
Оз. Кайнар. Почти дневка.

Утром разведка в долину ручья, стекающего к верхнему берегу озера. Разведчики поднимаются почти до цирка, но никаких седловин, заслуживающих внимания, не обнаруживают. Кругом только холодные скальные стены. (Ф47).


После обеда выдвигаемся к нижнему берегу оз. Кайнар. Движение правым берегом, сначала по старым разрушенным тропам, потом вдоль озера без тропы по камням и колючкам. Вообще-то тропа идет где-то верхом, но это мы поняли уже потом, а в тот момент прорывались наугад. Этот марш-бросок дорого нам обошелся. Одна из участниц повредила колено, наступив в сурочью нору. Громко ругаясь, она все-таки дошла до нижней границы озера, но подъем на пер. Красная клякса пришлось временно отложить. Ставим лагерь у нижней точки озера на песчаном пляже. Место очень красивое (Ф48),

но за чистой водой приходится идти весьма далеко, к ручью, стекающему из-под перевала.
Итого: хч 1.5 км 3.5 высота 3500.

21.07.07.
пер. Красная клякса 1Б - р. Джаголмай.

Выход 8.00. Погода удовлетворительная. Временами порывистый ветер, снег с дождем. От озера сам перевал не виден, но подъем в верхний цирк выглядит страшновато (Ф49).

Конгломератно-осыпной склон в верхней части прегражден ступенью бараньих лбов, по которым текут два ручья. Их можно обойти слева по ходу по крутому конгломератно-осыпному кулуару, и далее, пересекая ручей по некрутым скальным плитам до выхода в верхний цирк. На всем протяжении подъем может быть камнеопасен и не особо приятен.
Подъем начинаем от лагеря вдоль ручья. Чуть выше, на северном краю дамбы обнаруживаются очень уютные зеленые площадки с прекрасным видом на озеро и долину Кайнар. Далее по центру травянисто-осыпного склона по многочисленным козлотрассам поднимаемся под бараньи лбы и вдоль них влево по полке подходим к ручью. Через ручей переправляемся по большому камню, застрявшему в русле, и выходим на конгломератно-осыпной склон крут. до 25-30°, далее в кулуар. Нижнюю его часть можно обойти по скальным полкам вдоль ручья, но выше скалы становятся круче. По конгломерату, между ручьем и скалами правого борта подходим под водопад. Переходим на левый берег по покатым скальным плитам крут. до 15° ниже водопада (Ф50).

Сухие скалы держат хорошо, а вот на мокрых участках нужно быть осторожнее. Далее по осыпи, лежащей на бараньих лбах, выходим в верхний цирк (Ф50а).

От лагеря около 2 хч.
Погода портится. Начинается дождь, снег. В разрывах облаков виден противоположный борт долины Кайнар - несколько суровых скальных цирков. В одном из них, возможно, есть седловина (2А-2Б ктр), ведущая на Эмеген (Ф 51).

По травянисто-осыпному цирку идем вправо по ходу, под перевал Красная клякса. По пути много хороших площадок, есть небольшой ручей. Перевальный взлет - мелкоосыпной склон крут. до 20-25° и перепадом ок. 300 м. Осыпь живая, подъем довольно утомителен, особенно для девочки с больными коленями. До седловины ок. 1-1.5 хч.
Седловина широкая. Возможна ночевка. Спуск в долину Джагалмай по закрытому леднику крут. до 15-20° (Ф52).

В верхней части снега много, ниже он сходит на нет, заморененый ледник уходит вправо, в обход моренных валов (Ф53).

Спускаемся по леднику, потом по моренам правого борта, далее вдоль ручья, и снова по моренам до спуска в уютную зеленую долину Джаголмай. От перевала чуть более 1 хч. Здесь обедаем (Ф54).


После обеда продолжаем спуск правым берегом по пологим травянисто-осыпным склонам до широкого разлива реки, где переходим на левый берег. Дно долины плоское, борта крутые и скальные, с правого борта несколько высоких водопадов (Ф 55).

Ниже река уходит в глубокий конгломератный каньон. Чуть выше по камням перебираемся на правый берег и по трав. террасам продолжаем спуск (Ф55а).

На слиянии с небольшим правым притоком очень интересный объект - скальный грот с падающим по стене водопадом. Около него снова переходим на левый берег, где скоро начинается старая грунтовая дорога. Чуть выше слияния с Кичи-Узенгикууш опять переходим реку (все броды мелкие, переходим по камням или просто по отмелям) и на травянистой террасе правого борта ставим лагерь. От обеда чуть больше 2 хч.
Итого: км 15 хч 6 высоты 3500-4500-3500

22.07.07
пер. Ашу-су (н/к) - п/з Карасай.

Выход 8.30. Дождь. Утро начинается с переправы через р. Джагалмай и Кичи-Узенгикууш выше их слияния. По левому берегу Кичи-Узенгикууш идет грунтовая дорога, сначала старая, заброшенная, выше по склону она выходит на современную. По дороге под непрекращающимся дождем за 1,5 хч выходим на седловину перевала (Ф56)

и начинаем спуск. В хорошую погоду серпантин можно срезать по травянистому склону, но сейчас слишком скользко для экспериментов. Спускаемся по хорошей дороге до того места, где мы повернули назад при заезде, и далее вдоль реки в долину Карасай. Все мосты на реке смыты, несколько раз переходим реку вброд (Ф 57).

При постоянном дожде это скоро становится безразличным. До заставы Карасай ок 5 хч от перевала. Здесь нам предоставляют сухую комнату (Ф 58)

и транспорт на Иссык-Куль.
Итого: км 32 хч 7 высоты 3500-3850-3350.

Выводы и рекомендации.
У меня нет причин считать нашу группу слабой или неподготовленной, но за 13 дней на Борколдое мы накушались по полной программе. Район представляет бесконечные возможности для того, чтобы вымокнуть, замерзнуть и поблуждать в тумане. Кроме того, спецификой является тяжелый, глубокий снег, не смерзающийся к утру. Конечно, наш поход начинался рановато, но это обьяснялось возможностями участников. Лучшее время для походов на Борколдое - август месяц. Кроме того, мы попали в аномально холодный и мокрый год, а наш заезд пришелся на уникальный погодный катаклизм. Тут уже делать нечего, это форс - мажор.
Хотя район, в среднем, не высокий, но из-за сурового климата, крутых склонов и больших перепадов он заставляет относиться к себе серьезно. Здесь нечего делать без приличного опыта автономных походов, без хорошего снаряжения и, главное, без достаточной мотивации своих действий. Учтите, кроме пограничников здесь нет никого, и бежать за помощью, в случае чего, далековато. За всю описываемую историю сюда забирались лишь несколько туристских групп. Наши альпинисты со времен Летавета вообще не почтили район своим присутствием, сосредоточившись на более высоком и пафосном Кокшаал-Тау. Забредали сюда иностранные группы, но у них не принято делиться информацией. В итоге, здесь есть еще много возможностей для первопроходов как вершин, так и перевалов любой сложности, и, наверное, спортивное освоение этого района еще впереди. До сих пор непройдеными остаются в. 5170 и в. 5147 - высшие точки района.
Одним из серьезных недостатков района является трудный и долгий заезд. Если добраться до Карасая еще возможно, то дальнейшая дорога представляется серьезной проблемой. Ни в одном отчете я не читала о простом и безоблачном заезде к хребтам Борколдой и Кокшаал-тау. Это объясняется качеством дорог, возрастом эксплуатируемой техники и человеческим фактором: восточной неторопливостью, помноженной на русский пофигизм. Из-за погодных неурядиц и некомпетентности людей, обеспечивающих наш заезд, мы вообще не смогли заброситься в ту точку, откуда планировали начать поход. Это не позволило нам осуществить задуманный план и пройти полноценный маршрут по двум хребтам. Тем не менее, нам удалось кое-что увидеть, и это дает возможность с большим толком планировать будущие походы. Изюминкой нашего похода, конечно, является вершина Белый Купол (5169) - гора технически несложная, но очень красивая. Надеюсь, по нашим следам пройдут другие группы, и изучение этого узла продолжиться.

А вот еще несколько идей, которые ждут своего осуществления:
1 Поиск и прохождение перевалов в верховьях р. Эмеген из долины Кайнара и Чолоокканчигая. Эта проблема выходит на первое место, поскольку Эмеген является одной из дальних точек, куда может заехать машина.
2 Поиск и прохождение перевалов из верховий р. Джагалмай в верховья р. Кайнар и Чолокканчигай. Эти перевалы будут технически сложными и, скорее, представляют чисто спортивный интерес, чем решают какую-то техническую проблему.
3 Так же к спортивным задачам можно отнести прохождение высшей точки района в. 5170, находящейся в верховьях ледника 182 левого борта реки Джаголмай и в. 5147 в хребте, разделяющем Кайнар и Эмеген.
4 Прохождение двух несложных (2А-2Б) седловин, просмотренных нами с обоих сторон ледника Туюк на ледник 331 в верховьях р. Кайнар, и поиск других перевалов Туюк - Кайнар в среднем течении рек. Это позволит проще планировать походы средней сложности и сократить время на заходы-выходы для более сложных походов.
5 Расширение исследованного района на запад и восток. Прохождение и описание ранее неизвестных долин.
В общем, здесь еще есть, где походить и что полезного сделать.
Рекомендуем.
Удачи.
Данные GPS.
Datum,Pulkovo 1942 (1)



Name

Latitude

Longitude

Date & Time

Alt(m)

Deion

035

41,19.807

77,48.631

16-JUL-07 8:41:21

3940,5

реперная точка

036

41,20.016

77,49.045

16-JUL-07 9:19:17

4034,0

реперная точка

037

41,23.486

77,51.769

20-JUL-07 12:42:03

4020,3

разведка

ASHUSU

41,28.341

77,59.448

22-JUL-07 10:30:52

3899,9

пер Ашусу

BELOCHKA

41,18.750

77,51.823

17-JUL-07 13:52:38

5138,3

в. Белый Купол

BERN

41,20.823

77,47.627

15-JUL-07 14:21:57

4502,8

пер Берн

HANAKA

41,20.219

77,43.753

14-JUL-07 11:09:02

4683,9

пер Ханака

KLAD

41,20.557

77,47.745

15-JUL-07 16:50:41

4329,7

заброска

KRASNOKLYK

41,25.901

77,53.477

21-JUL-07 12:30:52

4407,1

пер Красная клякса

L1

41,32.310

77,52.820

10-JUL-07 7:53:36

3382,4

место ночевки

L-10

41,21.637

77,48.341

18-JUL-07 18:57:38

4094,1

место ночевки

L-11

41,24.507

77,51.923

19-JUL-07 18:48:52

3511,3

место ночевки

L-12

41,24.788

77,53.577

20-JUL-07 17:57:02

3504,6

место ночевки

L-13

41,27.240

77,58.758

21-JUL-07 20:11:49

3490,9

место ночевки

L-2

41,28.304

77,48.645

10-JUL-07 17:01:42

3557,3

место ночевки

L-3

41,22.995

77,43.829

11-JUL-07 20:47:33

4076,1

место ночевки

L-4

41,22.208

77,42.320

12-JUL-07 20:33:14

4342,5

место ночевки

L-5

41,19.932

77,43.104

13-JUL-07 19:14:58

4086,8

место ночевки

L-6

41,21.719

77,44.767

14-JUL-07 20:10:30

3928,9

место ночевки

L-7

41,19.677

77,48.517

15-JUL-07 19:54:26

3889,2

место ночевки

L-8

41,19.535

77,51.017

16-JUL-07 15:32:54

4525,4

место ночевки

L-9

41,19.546

77,51.026

18-JUL-07 8:36:01

4540,6

место ночевки

NACHAL-KON

41,19.979

77,48.107

15-JUL-07 17:49:43

4095,3

начало каньона

O-1

41,29.420

77,50.550

10-JUL-07 12:07:36

3480,5

обед

O-10

41,26.744

77,54.562

21-JUL-07 15:58:14

3787,7

обед

O-2

41,24.984

77,45.887

11-JUL-07 12:30:16

3759,1

обед

O-4

41,21.208

77,40.838

13-JUL-07 13:44:49

3975,2

обед

O-6

41,20.569

77,47.810

15-JUL-07 17:06:32

4307,1

обед

O-7

41,19.820

77,50.901

16-JUL-07 13:28:57

4467,5

обед

O-9

41,24.485

77,51.806

19-JUL-07 13:56:32

3499,1

обед

PEREVAL

41,46.900

77,45.625

08-JUL-07 13:00:40

4037,1

заезд

PROSTOY

41,20.939

77,48.131

4650

пер Простой

RODITELEY

41,18.926

77,51.273

17-JUL-07 11:58:40

4900,3

пер Родителей

SURKOVYE

41,25.053

77,53.727

20-JUL-07 17:20:44

3584,8

площадки

VETR-LAMPA

41,21.845

77,41.998

13-JUL-07 9:22:04

4386,7

пер Ветр. Лампа

YRT-LAG

42,10.390

77,27.942

07-JUL-07 7:34:06

1613,3

заезд

ZAST-KARAS

41,33.209

77,54.319

09-JUL-07 17:34:33

3359,5

застава Карасай

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru