Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технический отчет о горном походе 4 с элементами 5 категории сложности, совершенном в июле 2007 года по Внутреннему Тянь-Шаню (хребет Борколдой)
Техническая информация п/з Каракоз - р. Котур - пер. 4450 ( п/п 1Б ) - р. Джарыктал –пер. Джарыктал вост - ледн Джагалмай – пер Ханака 3А-р. Кайнар – пер. Берн 1Б – пер 4900 + в. 5169 ( п/п 2А-2Б ) – р. Чолоккапчигай – пер. Каракоз - п/з Каракоз – р. Чон-турасу – пер. Дружба 3А – ледн. Григорьева – пер. 4600 (п/п 1А) – ур. Джурек – р. Айтали – пер. Обзорный 1Б + пер. Китайский 1Б – пер 5000 ( п/п 2А – 2Б ) – пер. Китайский - 4 – ледн. Комарова – плато Когалячап – р.Узенгикууш - п/з Каракоз Запасные варианты: 1. п/з Карасай – р. Узенгикууш-Туюк – пер. Ветреная Лампа 2А – ледн. Джагалмай. 2. р. Чолоккапчигай – пер. Простой 1Б– р. Кайнар -пер. Красная Клякса 1Б – пер. Ашу-су - п/з Карасай. 3. р. Эмеген – пер. Карасай н/к – пер Кызыл-Бель н/к - р. Чолоккапчигай. Пройденная: п/з Карасай – р. Узенгикууш-Туюк – пер. Ветреная Лампа 2А (4500) – р. Джагалмай – пер. Ханака 3А (4650) – р. Кайнар – пер. Берн 1Б (4600) – р. Чолокканчигай – пер. Родителей 2Б рад(4900) п/п + в. Белый Купол 2А рад (5169) п/п – пер. Простой 1Б (4650) – р. Кайнар – пер. Красная Клякса 1Б (4550) – р. Джагалмай – пер. Ашу-су н/к (3850) – п/з Карасай.
Всего препятствий: 7. Из них:
1. пер. Ветреная Лампа 2А 4500 сн-лед Координаты: N 41,21.845 E 077,41.998 Находится в северо-западном отроге хребта Борколдой к северу от в.4501 Соединяет лед. Туюк (р. Узенгикууш-Туюк) и верховья правого истока р. Джагалмай. Наше прохождение 13.07.07 в направлении СВ-ЮЗ. Снята записка Одина О.В. от 08.08.06 (первопрохождение). 2. пер.Ханака 3А 4650 сн-ос-лед Координаты: N 41,20.219 E 077,43.753 Находится в основном хребте Борколдой между в. 4822 и в. 4700 Соединяет правый борт ледн. Джагалмай и ледн. Кайнар Первопрохождение Б.П. Крахмального 1988г. Наше прохождение 14.07.07. в направлении ЮЗ-СВ Снята записка Попова Д. от 11.08.03 3. пер. Берн 1Б 4600 сн-ос Координаты: N 41,20.823 E 077,47.627 Находится в восточном отроге хребта Борколдой, между в. 4803 и 4722. Соединяет правый исток р. Кайнар и центр. исток р. Чолоккапчигай Первопрохождение Чхетиани О. 1995г Наше прохождение 15.07.07 в направлении СЗ-ЮВ. Тур не найден, свой сложили в сев. части седловины. 4. пер. Родителей 2Б 4900 сн-лед Координаты: N 41,18.926 E 077,51.273 Находится в юго-вост. отроге хребта Боррколдой, к сев-зап от в.5169. Соединяет левые истоки р. Чолоккапчигай Первопрохождение 17.07.07. радиально с определяющей (северной) стороны в связке с в. Белый Купол (5169). в. Белый Купол 2А (тур) 5169 сн-лед Координаты: N 41,18.750 E 077,51.823 Определяющая вершина юго-вост отрога хребта Борколдой. Разделяет бассейны рек Чолоккапчигай и Эмеген. Первопрохождение 17.07.07. радиально по западному гребню в связке с пер. Родителей. 5. пер. Простой 1Б 4650 сн-ос Координаты: N 41,20.939 E 077,48.131 Находится в восточном отроге хребта Борколдой между в. 4722 и 4785. Соединяет центральный исток р. Чолоккапчигай и ледн. Вост. Кайнар (правый приток р. Кайнар). Первопрхохдение Новик А. 2001г Наше прохождение 18.07.07. в направлении Ю-С Тур не найден, свой сложили в западной части седловины. 6. пер. Красная клякса 1Б* 4500 лд-ос Координаты: N 41,25.901 E 077,53.477 Находится в восточном отроге хребта Борколдой между в. 4557 и 4614. Соединяет оз. Кайнар (нижняя граница) и правый исток р. Джагалмай. Сведений о первопрохождении нет Наше прохождение 21.07.07. в направлении Ю-С. Снята записка Шалова А.А. от 19.08.01 7. пер. Ашу-су н/к 3850 тр-ос. Дорога. Координаты: N 41,28.341 E 077, 59.448 Находится в юго-восточном отроге хребта Борколдой между в 3883 и 4292 Соединяет р. Кичи-Узенгикууш и левые притоки р. Карасай. Издавна используется местными жителями. Через него проходит грунтовая дорога в долины Эмеген и Узенгикууш. Наше прохождение 22.07.07. в направлении ЮЗ-СВ. Вступление Первоначальная идея похода была такой: заехать на п/з Каракоз, а по возможности и выше по долине Узенгикууш, разложить заброски, пройти несколько колец по хребтам Борколдой и Западный Кокшаал-тау, и уехать обратно из этой же точки. Планировалась продолжительность 25 дней и протяженность 250 км. О погранпропусках договаривались с фирмой «Достук-тревел» (директор НИ Щетников), где нас обещали забросить на Каракоз за $350 в один конец. Однако за несколько дней до отъезда мы связались с Игорем Ханиным (khanin@infotel.kg), который «обрадовал» нас известием, что дороги на Каракоз не существует. Он предложил забросить нас в долину р. Эмеген, откуда можно нанять лошадей до Каракоза (ок. 25 км через 3 н/к перевала). Дорогу до Эмегена он оценил в 600$ в один конец, что было выше наших возможностей. Мы еще раз связались со Щетниковым, и он подтвердил возможность заезда на Каракоз. Очень хотелось ему верить, и мы поверили. Проверить достоверность этой информации мы уже не успевали. В последний момент, правда, дозаявили в МКК несколько запасных вариантов, начинающихся от пос. Карасай и из долины Эмегена, однако твердо рассчитывали, что хотя бы заброска на Каракозе у нас будет, что даст нам возможность все-таки добраться до Кокшаал-тау. С тем и стартовали. Заезд и выезд Ждать погоды все-таки лучше у моря. (народная мудрость) От аэропорта до юртового лагеря на южном берегу Иссык-Куля мы добирались самостоятельно на обычном такси. В лагере погрузились в Газ-66 (прекрасная машина! Неужели не пройдет?!). Здесь же оплатили погранпропуска (по 15$ с человека) и предоплату за дорогу 200$ . Оставшиеся 150$ должны были доплатить, добравшись до Каракоза. В 6 утра стартовали Уже на берегу Иссык-Куля мы заметили, что в горах не все в порядке. Даже здесь был дождь и ветер, а снеговая линия на окрестных хребтах спускалась ниже всех мыслимых пределов. Хотелось верить, что это локальная непогода, и что она не помешает нашим планам, однако, чем дальше, тем меньше на это было надежды. Кумторская трасса была завалена снегом и забита застрявшими машинами. Наш Газ-66 сначала шел как танк, потом полз потихоньку, а потом тоже застрял, соскочив с дороги и опасно завалившись на левый борт (Ф1).
Мы выскочили из машины, как были, в босоножках и шортах ( лето! Киргизия!), и не сразу поняли, где находимся. Мокрый снег
хлопьями валит с неба, видимость метров 50, все вокруг белое, без ориентиров и контрастов. Порывистый ветер не добавляет
уюта. Снежная целина глубиной выше колена покрывает дорогу, и она почти не различима. Машина стоит на насыпи, накренившись в
сторону ручья. Попытка задом выехать на дорогу привела к тому, что мы почти сели на брюхо. 2 часа водитель работал домкратом,
а мы таскали камни из ручья и пихали их под колеса. В процессе этого нас догнала горняшка - высота перевала Суёк, под
которым мы застряли, около 4000 м, и напряженная физическая работа в первый же день далась тяжело. Вытащить машину на дорогу
не удалось, зато получилось спустить ее в русло ручья, по которому она проехала метров 200. Еще минут 40 мы копали и ровняли
колею, по которой машина с пятой попытки вернулась на дорогу. Дальнейшее продвижение было предельно медленным: мы пешком
искали под снегом дорогу, а по нашим следам ехала машина. Время от времени ее приходилось подталкивать и подкапывать, и все
время рядом с водителем сидел кто-то из наших, кто помогал ему смотреть. Перевал мы проехали и спустились на п/з Карасай, но
и здесь погода не улучшилась.
Водитель бился за каждый метр. К сожалению, эта борьба занимала слишком много времени и безвозвратно сжигала горючее. К
обеду стало ясно, что на Эмеген мы не попадем. Сначала мы стремились к хижине Сементам (ориентировочно 15 км до перевала),
потом на сам перевал, потом остановились окончательно, не доехав до перевала 6-7 км. Здесь нас догнали Уазик и Нива с
местными жителями. Они надеялись пробиться на Эмеген по нашим следам, однако застряли, пытаясь переехать ручей по
разрушенному мосту. Из ручья мы их выковыряли, и все вместе развернулись на Карасай.
В первый день идти не просто (высота 3400), к тому же слегка подтаявший снег и местами лужи по колено скорости не добавляют.
За 1,5 часа проходим около 3 км и встаем недалеко от характерной отдельно стоящей скалы на левом (орографически) борту
долины. Воды здесь нет, но вокруг нас вдоволь снега. Уже вечер, идти дальше смысла нет.
Долина широкая, плоская. На орографически левом берегу несколько домиков, к ним подходит хорошая грунтовая дорога. По нашему
берегу тоже есть дороги, но они слабые и под снегом почти не видны. Идем по ним, или по многочисленным тропам, по
травянистым, местами заболоченный террасам, временами перепрыгиваем по камням неширокие ручьи. Вообще-то сюда можно въехать
на машине и проехать по крайней мере км 10. Если бы мы вчера раньше поняли, что не пробьемся на Эмеген... Впрочем, для
акклиматизации такое спокойное начало не помешает. Обедаем на теплой травянистой террасе в русле широкого правого притока. До
обеда 3-3,5 хч. К этому моменту снег местами подтаял, и наступило если не лето, то по крайней мере апрель месяц.
Идем правым орографически берегом сначала по широкому каменистому руслу реки, временами перепрыгивая неширокие рукава, выше выбираемся на травянистую террасу правого берега. Трава покрыта основательным слоем мокрого снега, идти холодно и скользко. Иногда встречаются черепа архаров с шикарными рогами. Далее опять спускаемся в русло и на плоских скалах на правом берегу делаем обед. От лагеря коло 2,5 хч. Вообще-то обедать рановато, но на скалах тепло и сухо, а выше только неприятные заснеженные морены. После обеда продолжаем движение правым берегом по моренным валам сначала вдоль реки, дела забираем выше и ищем путь в лабиринтах морен. Слева по ходу остается пер Гипротрансмост 1Б, ведущий на Кайнар (Ф 7).
Через 2-2,5 хч после обеда подходим к языку ледника. Через приблизительно 1 ход час встаем лагерем на выполаживании. Прямо над лагерем в ор. правом борту долины видна снежно-ледовая слабо выраженная седловина приблизительно 2Б ктр, выводящая в долину Кайнара (Ф 8).
Ее северный склон - снежно-ледовый, местами разорванный, крутизной до 50° с перепадом около 250 м. Это сторона является определяющей. Позже мы просмотрели эту седловину с южной стороны. К ней ведет умеренно крутой скально-осыпной склон (Ф9а).
Кажется, особых проблем при первопрохождении быть не должно.
с южной, как мы увидели позже, недлинный скально-снежный склон. Категорию сложности можно предположить 1Б-2А.
Справа по ходу остается снежно-ледовая седловина в долину Карасу. К ней ведет ступенчатый ледник крутизной до 15°. С этой стороны сложность не более 1Б (Ф10).
К этому моменту погода почти совсем улучшилась, снег мгновенно раскис. Двигаемся, проваливаясь по развилку, но это скоро
надоедает. Останавливаемся лагерем прямо на склоне, не доходя метров 100 до выхода в верхний цирк. Пока вытаптываем площадку,
одна связка налегке выходит в верхний цирк и начинает тропежку в сторону перевала. Правда, их надолго тоже не хватает.
Снег глубокий, местами зафирнованый. Без особых проблем вдоль правого по ходу борта в связках подходим под перевальный взлет. Перед нами широкая снежная седловина. К нижней ее точке можно выйти почти без набора высоты, но для этого нужно пересечь широкую снежную мульду. Барахтаться в снегу по развилку очень не хочется, поэтому решаем подняться чуть правее по ходу в районе характерного скального жандарма на седловине. К нему ведет слабо выраженное скально-осыпное ребро, также покрытое глубоким снегом. Снег рыхлый, тромбуется плохо. Если бы склон был длиннее, он, несомненно, был бы лавиноопасным. Слава Богу, его длина менее 50°, крут до 20°, и тяжелая тропежка не занимает много времени. Около 9.00 мы на перевале. Седловина широкая, снежная, возможна ночевка (ф13).
Двигаться с рюкзаком затруднительно, поэтому приходится везти его за собой на веревочке. Спуск всей группы на ледник занял чуть более 0,5 часа. На леднике связываемся и продолжаем спуск по закрытому, ниже заморененому леднику в русло ручья ( приблизительно 1 переход. Ф15 ).
Спускаемся на его правый берег, потом почти сразу же переходим на левый и продолжаем спуск вдоль ручья по заснеженным моренам, ниже по осыпям (менее 1хч), пока ручей не уходит в конгломератный каньон, куда спускаться не хочется. Отсюда влево уходит широкий осыпной кулуар, выводящий к языку ледн. Джагаламай. Сверху ледник выглядит непрезентабельно - разорванный, заморененый, грязный (Ф17).
Из-под него вырывается не менее грязная река. Перед тем, как спускаться, решаем пообедать. Здесь хотя бы есть чистая
вода.
Идем сначала по широкому правому (орографически) ранклюфту, обходя многочисленные участки мертвого льда выше, где ранклюфт
сужается и почти совсем исчезает, выходим на ледник. Ледник неровный, заморененый, в термокарстовых буграх и воронках, с
многочисленными ручьями и небольшими озерами. Идем медленно, часто приходится высылать разведку. Общее направление движения
- вдоль правого (ор) борта до выхода в среднее течение ледника (около 2 хч). В среднем течении ледник пологий, ровный,
обычно открытый (в нашем случае, засыпан свежим снегом по щиколотку, все трещины читаются). Просматриваем цирки левого борта
ледника. Они впечатляют, но искать проходы на р. Котур здесь почему-то не хочется. Дело уже к вечеру, но нам не нравится
ночевать на леднике. Ищем выход на морены правого борта, но они крутые, живые, и лагерь на них не поставить. Наконец находим
место около трех «муравьиных куч» ( приблизительно 1 хч от выхода в среднее течение ледника) на правом борту, где можно вписать две
палатки, здесь же есть вода и кулуар, выводящий в карман высокой правобережной правой морены. Встаем здесь, отправляем
разведку вверх по кулуару. Вернувшись они докладывают, что карман и гребень морены пригодны для движения, стоять там можно и,
пожалуй, уютнее, чем у нас внизу, зато нет воды, только снег. Поздняк метаться, мы уже стоим.
Двигаемся вверх по карману и по гребню морены подходим под перевальный взлет. Сам перевал отсюда не виден, перевальная седловина не читается. Ориентируемся по цвету скал - вершина слева (по ходу) от перевала имеет желтоватый,, справа- красноватый оттенок. Идущий от перевала кулуар (от лагеря 0,5 хч) в нижней части скальный, крутой, и ногами не ходится. Проходим по морене еще метров 100-150. Скалы заканчиваются и начинается крутой (до 30*) снежно-осыпной склон. В кошках по снегу идти проще, чем по живой осыпи, поэтому выбираем снежник подлиннее и начинаем подъем. Выше склон выполаживается до 10-15*, осыпь скрывается под снегом. Снег еще смерзшийся, идется легко. Скальный поясок проходим пешком по левой (по ходу) части по некрутому снежному кулуару (Ф 18, 18а).
Выше снег уже подтаял. Немножко потропив, выходим на мелкую осыпь, лежащую на пологих скалах левого (ор) борта основного кулуара, ведущего к седловине. В самом крутом кулуаре море снега и лавинные выносы. По левому борту подходим к характерному скальному останцу, и от него по глубокому снегу выходим на гребень в районе небольшого жандарма. От кармана морены приблизительно 2 хч. Самая низкая точка слабовыраженной седловины остается от нас слева по ходу, тур мы с трудом обнаруживаем далеко справа. Гребень неширокий, с несколькими разрушенными жандармами, почти на всем протяжении карнизы в сторону лед. Кайнар. Ночевка возможна, но неудобна. С перевала прекрасный вид в обе стороны (Ф 19, 20)
бергшрунд перекрыт лавинными выносами. Верхнюю веревку крепим за перегибом на ледорубе, замыкающий спускается без рюкзака с нижней страховкой. Остальные веревки вешаем на бурах-самовывертышах. В нижней части склона встречаются 2 берга, верхний (неширокий) переползаем, нижний (пошире) проходим по остаткам моста. На прохождение крутого участка потребовалось 6 веревок. Ниже склон выполаживается до 25-30°, снег глубокий, разбитый. Идем в связках, проваливаемся по развилку. Очень утомительно. Отойдя немного от лавинных выносов, на выполаживании решаем пообедать. От начала спуска приблизительно 3,5-4 хч (Ф21).
По нашим предположениям, он выводит в небольшой осыпной цирк у языка ледн. Джагалмай, и определяющей его стороной
является скально-осыпной южный склон. Попасть отсюда на Туюк, на наш взгляд, можно, но не через седловину, а траверсом
снежного купола в 4885.
Здесь, у небольшого и не очень чистого ручейка ставим лагерь. От обеда менее 1,5 хч.
Одна находится в глубине цирка, она хорошо выражена, к ней ведет ступенчатый скально-снежный склон, а на ледн. Туюк спускается крутой короткий снежный кулуар. Сложность седловины не должна превышать 2А ктр. Вторая выражена не так явно, находится в северном борту цирка между вершинами 4597 и 4660. К ней ведет протяженный скально-осыпной склон. На ледн. Туюк она обрывается несложным ледопадом. Можно предположить, что она соответствует 2Б ктр. Виден так же перевал Гипротрансмост, пройденный Д. Поповым в 2003 г. Правым берегом реки подходим к травянистому, слегка заболоченному бугру ( приблизительно 1 хч от лагеря) и, пройдя по нему, спускаемся на морены первого крупного правого притока р. Кайнар, и вдоль ручья выходим в небольшой заморененый цирк (Ф25).
В его верховьях видны несколько ледовых седловин (ок 2Б ктр), ведущих на Чолокканчигай и Джагалмай. Ближайший ледник ор. правого борта ведет к единственному хоженому тут перевалу Берн (1Б). По моренным валам, выше по скально-осыпному склону вдоль ручья подходим к площадкам у языка ледника. От зеленого бугра 1,5 хч. К этому моменту погода портится, видимость исчезает, начинается метель. Связываемся, одеваем кошки и выходим на ледник. Ледник закрытый, в нижней части крутизной до 25°, выше не более 10°. Поднимаемся, придерживаясь правого (ор) борта, пока не упираемся в полоску осыпи с несколькими разрушенными скальными жандармами. Перевального взлета как такового нет. Мы на перевале Берн (Ф 24).
От выхода на ледник 1,5 хч
Спуск занял менее 10 минут. Около ручья обед и формирование заброски. Обратно мы собираемся возвращаться через пер.
Простой, находящийся в истоках этого же ручья, так что с собой берем еды только на 4 дня.
Справа видна мелкоосыпная седловина, параллельная перевалу Берн и ведущая в долину Кайнар (Ф 27).
Ее определяющая сторона, конечно, западная, где присутствуют небольшие ледопады. Ниже русло ручья сужается и превращается в глубокий каньон. Выходим на конгломератно-осыпные склоны левого берега крутизной от 10° до 25° (Ф 28)
и траверсом влево-вниз выходим в долину левого истока р. Чолокканчигай и встаем лагерем на берегу ручья, ниже скальной
ступени (от обеда 1-1,5 хч). Вечером выпускаем разведку в верховья ручья. Она показывает, что скальную ступень можно обойти
как по каньону вдоль ручья, так и по орографически правому склону по осыпи. Выше ступени так же есть площадки, но там нет
воды, только снег.
Вот где надо было ночевать! От лагеря приблизительно 1 ход час. Слева по ходу остается мрачный осыпной цирк, ведущий к перевалам
Снесарёва, вправо уходит пологий открытый язык безымянного ледника.
ведущий к в 5147 (у Чхетиани 5160). Явных перевалов на Кайнар и Эмеген не видно. Выше борт ледника превращается в
покосившийся скальный забор, перебраться через который не представляется возможным до выхода в верхний цирк под склонами
5169, да и здесь наличие простых перевалов маловероятно.
Имеются 2 зоны трещин, нижняя обходится правым ор. бортом, верхняя, перегораживающая почти весь ледник, левым. Снег в верховьях ледника очень глубокий, тропежка утомительная. Через 2 ход часа останавливаемся на обед. Отсюда прекрасно виден белый купол в. 5169, разорванный многочисленными трещинами «от уха до уха», так же как и перевальный взлет седловины 4900, находящейся в гребне западнее вершины (Ф31).
Изначально мы планировали выйти на перевал и поставить лагерь на седловине, однако из-за глубокого снега отказались от
этой идеи и решили удовлетвориться радиальным восхождением. После обеда подходим под левый (ор) борт цирка. Тропежка выше
колена, иногда по развилку. Движение предельно медленное. Поэтому решаем поставить лагерь под склонами в. 4887 и завтра по
холодку налегке сбегать на перевал и вершину, а возможно, и сделать траверс, спустившись по восточному гребню
Первая связка практически роет траншею на всем пути до гребня. При меньшем количестве снега подъем значительно
усложнится, т.к. может потребоваться навеска перил на весьма протяженном участке. До выхода на гребень 1,5-2 хч. Эта сторона
является определяющей и, на наш взгляд, соответствует несложной 2Б ктр
Перевал называем в честь наших родителей и в честь наших друзей, готовящихся принять это гордое звание. На юг уходит крутой (до 30°) короткий (100 м) снежно-ледовый склон, подрезанный небольшим забитым бергом. Ниже виден небольшой закрытый ледник (Ф36).
По его правому борту можно спуститься на морены, а по ним в долину Чолокканчигая (левый борт, как мы потом разглядели,
подрезан высокими скалами). С юга перевал несколько проще, чем с севера, но при сквозном прохождении будут стоит не менее
2Б
Идти становится проще- ветровой наст держит хорошо. Выше гребень сужается, на северную сторону висят карнизы, на южном
склоне несколько крутых лавиноопасных кулуаров. На коротком участке ширина гребня менее 0,5 м. Движение с попеременной
страховкой. От перевала до вершины около 1 хч
Тур сложить не из чего. В хорошую погоду отсюда должен быть прекрасный вид. Даже сейчас в разрывах облаков угадываются вершины хр. Кокшаал-тау, плато Когалячап и некоторые более близкие объекты (Ф 38, 37).
Хорошо смотрится в. 5147, обрывающаяся на нашу сто-рону неприступной стеной. Такое чувство, что она несколько выше нас.
Виден так же восточный край нашего цирка, где наконец-то прорисовывается седловина на Эмеген. С запада выход на нее почти
без набора высоты, на восток она, судя по всему, обрывается скальной стеной, о высоте и сложности которой нам остается только
гадать. К сожалению, из-за плохой видимости больше мы ничего не увидели.
Вариант «Здесь могла бы быть ваша реклама» показался слишком длинным, вариант « Белочка» слишком многозначным. В итоге
остановились на нейтральном «Белом Куполе» о чем и написали в записке. И только спустившись в лагерь (с перевала чуть более 1
хч), за чаем придумали вариант «Белоснежка», но возвращаться на перевал и переписывать записку не стали. Исправьте, если
будет желание.
Осыпной склон крутизной 10?° покрыт глубоким снегом, маскирующим ручей. Мокро. Перевальный взлет снежно-осыпной. Седловина широкая. Возможна ночевка (Ф. 41).
От обеда 1?,5 хч. Тур не нашли, видимо он остался под снегом. Свой сложили на западном борту седловины в районе разрушенного
скального жандарма. С перевала прекрасный вид вплоть до хр. Кокшаал-тау. В разрывах облаков угадываются наиболее значимые
вершины.
Наконец выходим на открытый, местами заморененый язык ледника (Ф 43),
и с него на морены левого борта. Здесь нас, наконец, догоняет непогода. Лагерь ставим под шквальным ветром и уже привычным
мокрым снегом.
До просторной травянистой поляны в долине ручья Кайнар 1-15 хч. На поляне растут эдельвейсы и гуляют горные козлы. Дальнейший спуск правым берегом р. Кайнар по травянистым склонам, перемежающимся конгломератно-осыпными участками. Иногда встречаются участки троп, но в основном это козлотрассы (Ф 45).
Ниже появляются невысокие (по колено и чуть выше) потрясающе колючие кусты, заметно осложняющие передвижение. До верхнего края озера приблизительно 2.5-3 хч. Здесь, на песчаном пляже, встаем на обед и, пригревшись на солнышке, решаем остаться и на ночь. (Ф46)
но за чистой водой приходится идти весьма далеко, к ручью, стекающему из-под перевала.
Конгломератно-осыпной склон в верхней части прегражден ступенью бараньих лбов, по которым текут два ручья. Их можно обойти
слева по ходу по крутому конгломератно-осыпному кулуару, и далее, пересекая ручей по некрутым скальным плитам до выхода в
верхний цирк. На всем протяжении подъем может быть камнеопасен и не особо приятен.
Сухие скалы держат хорошо, а вот на мокрых участках нужно быть осторожнее. Далее по осыпи, лежащей на бараньих лбах, выходим в верхний цирк (Ф50а).
От лагеря около 2 хч.
По травянисто-осыпному цирку идем вправо по ходу, под перевал Красная клякса. По пути много хороших площадок, есть небольшой
ручей. Перевальный взлет - мелкоосыпной склон крут. до 20-25° и перепадом ок. 300 м. Осыпь живая, подъем довольно утомителен,
особенно для девочки с больными коленями. До седловины ок. 1-1.5 хч.
В верхней части снега много, ниже он сходит на нет, заморененый ледник уходит вправо, в обход моренных валов (Ф53).
Спускаемся по леднику, потом по моренам правого борта, далее вдоль ручья, и снова по моренам до спуска в уютную зеленую долину Джаголмай. От перевала чуть более 1 хч. Здесь обедаем (Ф54).
Ниже река уходит в глубокий конгломератный каньон. Чуть выше по камням перебираемся на правый берег и по трав. террасам продолжаем спуск (Ф55а).
На слиянии с небольшим правым притоком очень интересный объект - скальный грот с падающим по стене водопадом. Около
него снова переходим на левый берег, где скоро начинается старая грунтовая дорога. Чуть выше слияния с Кичи-Узенгикууш опять
переходим реку (все броды мелкие, переходим по камням или просто по отмелям) и на травянистой террасе правого борта ставим
лагерь. От обеда чуть больше 2 хч.
и начинаем спуск. В хорошую погоду серпантин можно срезать по травянистому склону, но сейчас слишком скользко для экспериментов. Спускаемся по хорошей дороге до того места, где мы повернули назад при заезде, и далее вдоль реки в долину Карасай. Все мосты на реке смыты, несколько раз переходим реку вброд (Ф 57).
При постоянном дожде это скоро становится безразличным. До заставы Карасай ок 5 хч от перевала. Здесь нам предоставляют сухую комнату (Ф 58)
и транспорт на Иссык-Куль.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||