Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 5 к.с. на Центральном Тянь-Шане (Южный Иныльчек)
Часть 1.
1. Справочные сведения
Нитка маршрута:
Пройдено всего препятствий: 6
2. Список участников
3. График маршрута заявленный
4. График маршрута пройденный
5. Техническое описание Основная идея похода была пройти хороший техничный маршрут 5 к.с. в районе ледников Юный Иныльчек и Каинды, посетив и посмотрев как можно больше ледников и ущелий. В конце маршрута, если повезет, планировалось совершить радиальное восхождение на пик Хан-Тенгри. В соответствии с этим, маршрут строился следующим образом. Вначале - заброска вертолетом на поляну Мерцбахера, откуда радиально делалась заброска на ледник Комсомолец на вторую часть маршрута (отдельная вертолетная заброска делалась в МАЛ под Хан-Тенгри). Затем через ледник и перевал Путеводный мы выходили на ледник Канджайляу, откуда через хребет Иныльчек-тау переваливали на ледник Каинды в его среднее течение. Дальше был подъём по леднику Каинды и через одноименный перевал выход на ледник Комсомолец и спуск к заброске. После дневки у заброски мы начинали подниматься в МАЛ, пересекая северные отроги хребта Кокшаал-тау: сначала с ледника Комсомолец на ледник Пролетарский Турист через одноименный перевал, а затем через перевал Дикий с ледника Дикий на ледник Звездочка. На этом основная линейная часть маршрута заканчивалась, и, после выхода в МАЛ, мы собирались сделать оттуда радиальное восхождение на Хан-Тенгри. Запланированный маршрут был выполнен не полностью - из-за отставания в графике по погодным условиям мы не пошли на перевал Дикий, а просто поднялись в МАЛ по леднику Южный Иныльчек. При восхождении на Хан-Тенгри удалось подняться только до седловины - опять-таки из-за плохих погодных условий L. Остальные части маршрута были пройдены в целом по плану. Для уравновешивания критериев новизны и безопасности, маршрут содержал в себе как классические перевалы, которые были неоднократно пройдены в этом районе и по которым имелся обширный информационный материал (например, Путеводный и Каинды), так и перевалы, пройденный всего по разу (например, Челнинский) или перевалы, достоверные материалы по которым отсутствовали (например, перевал Пролетарский Турист). Причем, по возможности, такие перевалы чередовались. Для некоторых перевалов (Челнинский, Пролетарский Турист) еще в Москве прорабатывалась возможность осуществления альтернативных путей прохождения. Поскольку данный район очень давно не посещался туристами, а даже когда и посещался, то это было крайне редко (большинство перевалов пройдено всего 1-2 раза), категорийность и характер препятствий у многих перевалов существенно изменились, и имеющиеся описания 15-20-30ти-летней давности часто не вполне адекватно соответствуют текущему состоянию дел. В частности, местами довольно сильно изменилась снежно-ледовая обстановка (как в ту, так и в другую сторону), границы и состояние ледников, характер и местоположение ледопадов. В отличие от многих других районов, здесь не наблюдается однозначной тенденции к регрессии ледников и снежного покрова, в некоторых местах (например на северных и восточных склонах перевалов СК КамАЗ и Челнинский), напротив, наблюдается увеличение количества снега по сравнению с состоянием 20ти-летней давности. По возможности, все это отражено в отчете, и указаны реальные с нашей точки зрения категорийности перевалов на момент их прохождения группой. Кроме того, на маршруте были произведены измерения координат и высот всех перевалов и вершин с помощью GPS-приемника Garmin Etrex Vista, все полученные данные приведены в тексте отчета, а также собраны в отдельную справочную таблицу (см. Координаты для GPS-навигатора). Протяженность и крутизна локальных участков пути (особенно на перевальных взлетах) часто дается тоже по данным GPS. Отчет представляет собой техническое описание пройденных препятствий, включающее также подробное описание всех подходов (которые иногда представляют не меньшую сложность чем сам перевал J). Для удобства использования отчет имеет двойное деление - он структурирован как тематически (по характерным участкам и препятствиям), так и хронологически (по дням маршрута). Также для каждого препятствия приведена подробная таблица - график движения, содержащая абсолютное и относительное время прохождения отдельных участков, координаты, высоты и характер преодолеваемого рельефа. В Дополнениях приводится еще и общий хронометраж похода. Все веревки у нас - стандартные «полтинники». Переходы обычно составляют 30 минут ходового времени. Аббревиатуры: ЛПВ - линия падения воды ЧХВ - чистое ходовое время, п.х.д. - по ходу движения. Понятия «право» и «лево», там где это не оговорено особо или не ясно из контекста, следует понимать в орографическом смысле. Время везде приводится местное киргизское - т.е. московское плюс 2 часа. Все высоты в тексте приведены по данным спутниковой навигации (GPS). Знаками и в тексте выдели выводы, комментарии и замечания по прохождению отдельных участков маршрута или всего препятствия в целом. 5.1. Заброска на поляну Мерцбахера 31.07.2005 Вечером в 2125 выезжаем из Каракола на вахтовке. Вместе с нами едет группа Вадика Кодыша - так что всего нас в машине 11 человек с полным грузом на месяц похода. Конечно, немного тесновато, но после некоторых пертурбаций и получаса «утряски» все же удается разместиться даже с относительным комфортом J. Уже темно, поэтому дороги не видно, хотя по характеру движения машины чувствуется, что здесь она еще относительно приличная. Через пару часов проезжаем перевал Чон-Ашу и начинаем спускаться в долину Сары-Джаза. На повороте в долину реки Куйлю (у погранзаставы) высаживаем куда-то в темноту группу Кодыша (водитель заберет их и отвезет выше по Куйлю на обратном пути), тепло прощаемся, желая друг другу удачных маршрутов, и продолжаем ехать по долине Сары-Джаза к Майда-Адыру. Здесь асфальт уже кончается и машину трясет существенно сильнее, однако, нас уже меньше, поэтому все располагаемся на сиденьях и спим вполне уютно. Проезжаем заброшенный поселок Иныльчек (в темноте зрелище довольно жуткое - готовые декорации к съемкам фильма о последствиях ядерной войны) и в 0240 приезжаем в Майда-Адыр (42°05'13.2' N 79°14'41.7' E, 2600 м). Высаживаемся, выгружаем вещи, водитель сразу уезжает обратно вниз к ребятам в Куйлю, а мы пытаемся найти кого-то не спящего в это время в лагере. Увы, безуспешно. Ну, впрочем, это и к лучшему - дешевле будет - ставим палатки прямо у ограды лагеря и быстро укладываемся спать. 01.08.2005 Поспав часа 3, встаем в 700, начинаем готовить завтрак и одновременно выясняем ситуацию с вертолетами. Оказывается, можно было еще спокойно спать и так не торопиться - вертолета еще нет, он улетел в Алайскую долину на спасработы в группе Толи Джулия и будет только часам к 10-ти. Погода стоит хорошая, так что обещают сегодня всех доставить на место. Кроме нас, здесь ждут борта еще несколько групп альпинистов (в основном иностранцев), летящих в МАЛ под Хан-Тенгри (см. фото 0.7). Часов в 9-ть с погранзаставы к нам подходит наряд пограничников и довольно долго и вдумчиво проверяет наши документы. Тем не менее, никаких проблем не возникает, нас переписывают в журнал, желают счастливого пути и оставляют в покое. Интересно, что если в 1997 году пограничники были в основном русские, то сейчас все они, и даже начальство, местные киргизы. Русские остались только пилоты вертолета, который, как говорят, арендуют на нашей военной базе в Канте. Вскоре действительно появляется вертолет, пилот идет завтракать, потом вертолёт заправляют керосином, потом народ начинает потихоньку грузиться, но так как мы в очереди последние, то на первый борт мы не попадаем. На второй, кстати, тоже L. Пока же завешиваем наши вещи. Боже мой - и как мы все это потащим J! Прямо возле взлетной площадки стоят здоровые грузовые весы, на которых пилоты довольно тщательно завешивают весь загружаемый в вертолет груз (они в этом заинтересованы лично, так как имеют какую-то премию себе в карман). С собой можно везти до 30 кг груза на человека бесплатно, за остальное необходимо доплачивать по $1 за килограмм. Разумеется, мы надеваем на себя как можно больше вещей (ботинки, пуховки), а дальше, провернув нехитрую комбинацию, отработанную ещё на Казанском вокзале J, ухитряемся снизить наш перегруз с реальных 70-ти кг до 30-ти. Нам еще повезло в том, что мы летели последние, а завешивались заранее, поэтому вещи таскали не сразу в вертолет, а из кучи в кучу - что открывало гораздо более широкие возможности для маневра J. В результате нам дали какую-то бумажку с цифрами и сказали оплатить перевес у Петра Ивановича Саломатина , что мы, как честные люди, и сделали. Правда, как оказалось, это было совсем не обязательно, поскольку больше никаких бумажек нам нигде не давали и никто ничего не спрашивал - процентов 95, что можно было «забить» и лететь так. Наконец мы загружаемся в вертолет и в 1230 вылетаем наверх третьим бортом. Мы остались одни, поэтому в вертолете очень просторно и можно занять удобные для обзора места (см. фото 0.9). Вместе с нами летят несколько киргизских женщин с детишками - видимо семьи офицеров-пограничников - такое вот для них здесь есть немудрящее развлечение. За полчаса долетаем до поляны Мерцбахера (42°09'55.1' N 79°48'59.2' E, 3435 м, фото 0.10), вертолет зависает на одном колесе, не выключая двигателя, быстро выбрасывает нас и уходит вниз. Мы же несколько ошарашено и заторможено (еще бы - за полчаса набрали около километра высоты!) начинаем осматриваться вокруг (какие тут горы!) и потихонечку осознавать - ВСЁ! ШУТКИ В СТОРОНУ! ПОХОД НАЧАЛСЯ! J Тем временем к нам подходят какие-то люди из виднеющихся метрах в 50-ти от вертолетной площадки палаток (см. фото 0.11), и оказывается, что сейчас на поляне Мерцбахера находится лагерь международной киргизско-немецко-французско-канадской-и-еще-Бог-знает-какой научной экспедиции, занимающейся комплексным исследованием ледника Южный Иныльчек и, в частности, механизмов прорыва озера Мерцбахера. В ее составе есть гляциологи, геологи, биологи и даже телевизионщики и журналисты. Как обычно деньги и ученые - «буржуйские», а с киргизской стороны административный и обслуживающий персонал. Время сильно за полдень, поэтому сегодня мы уже никуда не торопимся - неспешно ставим лагерь, разбираем продукты и снаряжение на заброску и общаемся с ребятами из экспедиции. Здесь хорошо - травка, удобные площадки, закрытые от ветра моренным гребнем есть вода. С вечера собираем необходимые на утро вещи и ложимся спать довольно рано - завтра первый и весьма напряженный трудовой день похода. 5.2. Ледник Южный Иныльчек - заброска на ледник Комсомолец Поскольку тащить продукты сразу на все 3 недели нашего линейного маршрута было бы довольно утомительно, наиболее логичным решением было оставить заброску на последние 8 дней в ближайшей к поляне Мерцбахера точке нашего дальнейшего маршрута, а именно, на леднике Комсомолец, куда мы должны были попасть после прохождения перевала Каинды. Поэтому в первый день для разминки и акклиматизации как раз и была предусмотрена организация этой заброски с поляны Мерцбахера на ледник Комсомолец - как можно выше - к месту предполагаемой дневки. 02.08.2005 Встаем рано, еще в темноте (в 345) и, быстро позавтракав, в 520 выходим вверх по леднику Южный Иныльчек (см. фото 0.12). Идем впятером, Паша, как не имеющий достаточной акклиматизации, остается «гулять» в лагере. Некоторое время идем по тропе по левобережной морене ледника Южный Иныльчек, затем она теряется, и мы перелезаем на тело ледника через нагромождение моренных валов, разрывов и промоин в леднике. Путь по леднику здесь тоже не очень удобен - он весь всхолмлен, прорезан многочисленными промоинами от ручьев, а моренный чехол достаточно крупный и весьма «живой». Первый привал делаем напротив впадения ледника Шокальского (3390 м) - отсюда хорошо виден ледопад в нижней части его центральной ветви, ведущей к перевалу Фиделя Кастро (см. фото 0.13). Пока сидим отдыхаем, некоторое время наблюдаем за ним. Хотя еще 7 часов утра, в ледопаде уже что-то грохочет и валится. Наверное, это и хорошо, что нас туда не выпустили в МКК J. Дальше начинается зона больших разломов, поэтому смещаемся ближе к левому борту ледника, ища более удобные проходы. Через пару переходов ледник становится более спокойным и менее рваным, появляется полоса чистого льда, текущая с ледника Комсомолец. Мы идем вдоль левого (ор.) края этой полосы, стараясь придерживаться русла ручья (он еще не сильно течёт в это время), так как движение по нему менее трудоемко. Погода с утра вполне приличная, даже светит солнышко, но видно, что снизу начинают подтягиваться конкретные облака. После очередного привала (в 9 часов, 3725 м) выходим на открытый лед (он уже становится более мягким и идти не скользко) и еще один переход движемся по нему. В конце этого перехода подходим практически к месту впадения ледника Комсомолец и, неожиданно, упираемся в большую ледовую реку, текущую, видимо, с этого ледника. Чтобы не переходить ее, здесь поворачиваем направо и начинаем пересекать ледниковые гребни в сторону устья Комсомольца. Как это обычно бывает в этом районе, в месте слияния ледников всегда образуется жуткая «помойка» и «ноголомка» (см. фото 0.14, фото 0.15), осложняющаяся тем, что из-за сильной всхолмленности ледников, видимость весьма ограничена, и выбор не то что оптимального, а просто проходимого J, пути превращается в интеллектуальный ребус, достойный знатоков из клуба «Что? Где? Когда?». Вдоволь налазившись по открытым ледовым и зачехленным осыпным гребням, мостикам, полкам и желобам, минут через 20 движения все-таки выходим на центральную часть ледника Комсомолец и еще минут 20 идем по нему вверх по рыжей морене придерживаясь левого (ор.) края центральной реки. Наконец, около 11 часов находим подходящее для заброски место - груду больших камней на морене, возле которой есть места, чтобы поставить палатки (3780 м). Пройдено около 11 км, подниматься вверх в этом день уже нет смысла - погода портится, а надо еще успеть спуститься в лагерь в не очень измотанном состоянии - поэтому зарываем в этих камнях заброску, обедаем и в 1210 начинаем обратный путь. На ледник Южный Иныльчек спускаемся, повторяя путь подъема, на нём выходим на полосу чистого льда и идём вниз уже по ней, практически не выходя на соседние зачехленные гребни. Часа в 2 погода портится окончательно, начинает накрапывать дождь, сначала мелкий, а потом все более усиливающийся. Видимость и проходимость падает, ноги потихоньку начинают гудеть от напряжения, поэтому быстро бежать уже не получается - потихоньку бредем вниз как «ежики в тумане» L. Примерно в одном переходе выше места впадения ледника Шокальского, когда полоса чистого льда исчерпывает себя окончательно (начинает зачехляться и становится сильно рваной и всхомленной), уходим с нее влево, ища проход через зону зачехленных разломов к левобережной морене ледника Иныльчек. Поскольку движение по леднику в этой нижней его части с утра нам не очень понравилось, при спуске решаем попытать счастье на его левобережной морене и, с некоторым трудом, но всё же выходим на нее чуть ниже места слияния ледников Южный Иныльчек и Шокальского. Справедливости ради надо отметить, что наши усилия были вознаграждены - идти по морене здесь действительно все же несколько лучше. Мы даже находим довольно нечеткую, но все же явно ощутимую тропу (местами даже протуренную!), придерживаясь которой в 1640 приходим в наш лагерь на поляне Мерцбахера. Дождь продолжает накрапывать, поэтому делать на улице особо нечего. Основательно ужинаем выменянными на экспедиционной кухне на спирт продуктами J и, немного поиграв на гитаре, залезаем в палатки спать. [1] Это начальник перевалочного лагеря в Майда-Адыре. Работает от фирмы «Тянь-Шань Трэвел» (Бирюков). В принципе, можно приезжать и покупать вертолетный рейс прямо у него - дешевле будет. Но надо знать заранее когда будет борт - обычно это не каждый день! [2] Это нижняя, бльшая и удобная поляна с домиком, расположенная в кармане левобережной морены ледника Южный Иныльчек километрах в 3-х ниже впадения в него ледника Шокальского. На туристических картах и в отчетах она часто обозначается как «Зеленая поляна», в отличие от «настоящей» поляны Мерцбахера, которая находится выше - прямо над стрелкой ледников Шокальского и Южный Иныльчек.
Всего в это день было пройдено 6 переходов (4 часа 40 минут ЧХВ) вверх и 7 переходов (3 часа 40 минут ЧХВ) вниз - 22 км. Нехилый такой получился марш-бросок, скорее в духе пеших или лыжных походов, нежели горных J. Серьезно нужно отметить, что если планировать занести заброску от Зеленой поляны до среднего течения ледника Комсомолец, то вряд ли это удастся сделать в один день. От места, где мы оставили заброску, до центральной части ледника Комсомолец необходимо еще минимум 1,5-2 часа ЧХВ (см. описание перевала Пролетарский Турист). Более реально, наверное, это можно сделать, если ставить базовый лагерь на «настоящей» поляне Мерцбахера (экономит часа 2 времени), хотя все равно напряженно. По-видимому, наиболее оптимальным вариантом будет сразу вертолетная заброска нескольких людей с грузом на центральную часть ледника Комсомолец (по деньгам это все равно столько же), которые потом спустятся налегке. А основной части группы лучше высаживаться раньше, на Зеленой поляне.
5.3. С поляны Мерцбахера на ледник Канджайляу
04.08.2005 С утра ясно и относительно тепло (мы еще низко J). Встаем в 500 и в 645 уже выходим из лагеря. Проведя небольшую разведку, убеждаемся, что дальнейшее движение по морене или вдоль левого борта Западной ветви ледника Путеводный нецелесообразно - в этой мешанине валов не просматривается сколь-нибудь удобного и нетрудоемкого прохода (например, по единому гребню или карману). Поэтому спускаемся на ледник и начинаем пересекать его наискосок к другому борту, где виднеются удобные проходы по моренным валам и карманам на повороте ледника (центральная часть ледника так же неудобна для прохождения, поскольку в этом месте довольно сильно разорвана). За один переход подходим к центральной ледниковой реке и, поскольку время еще раннее и воды в ней совсем мало, довольно легко перебираемся через неё в ближайшем удобном месте. Надо отметить, что, судя по средней высоте пропиленного водой жёлоба, её пересечение во второй половине дня будет представлять значительно более сложную задачу. Ещё через один переход выходим в карман между основным телом ледника и высоким гребнем его правобережной морены и продолжаем движение вверх уже по нему. Вскоре на повороте ледника открывается вид на довольно мощный ледопад, перегораживающий всю центральную часть Западной ветви ледника Путеводный (фото 1.5). В средней и правой по ходу части он открыт, в левой - под склонами главного хребта - есть большие снежные полки. Ледопад состоит из двух ступеней, нижняя - более простая и пологая - очевидно, проходится в центре. Крупных разломов здесь практически нет, а есть только довольно крутые ледовые взлеты, иссеченные неширокими трещинами, которые чередуются с относительно ровными полками. В то же время, более крутая и разорванная вторая (верхняя) ступень ледопада смотрится вообще не особо пригодной для прямого прохождения - её лучше обойти справа по ходу по крутой осыпной полке (покровной морене) между ледопадом и скальным выступом . Исходя из этого, выбираем следующую тактику прохождения: нижнюю часть ледопада идти по центру «в лоб», а дальше выходить на осыпную полку его левого борта. Выходим из кармана на открытый ледник, примерно через переход подходим к началу нижней ступени ледопада и после привала начинаем подъем на неё. Солнца здесь еще нет, поэтому ничего не вытаивает, не сыплется и не течет. Последнее особенно удобно, поскольку позволяет нам некоторое время двигаться прямо по ложу довольно большого ручья, пропиливающего ледовый склон. Дно ручья состоит из таких как бы «ступенек», идти по которым гораздо удобнее, чем по ровному ледяному склону кроме того, вмороженные здесь в большом количестве в лёд камни также значительно облегчают движение. Так что пока удается нормально идти без кошек. За одну ходку поднимается на эту ступень и попадаем на довольно обширное плато, расположенное между двумя ступенями ледопада. Еще раз убедившись вблизи, что проходить вторую ступень «в лоб» явно нецелесообразно, пересекаем это плато (трещины, ручьи, открытый и зачехленный лед) направо по ходу к левому борту ледника - туда, где практически прямо от основания второй ступени ледопада начинается широкая и довольна крутая осыпная полка, которая, как оказалось при ближайшем рассмотрении, представляет собой лишь тонкий (и чем выше, тем тоньше) моренный чехол, лежащий на «мертвом» льду - т.е. это выродившийся борт левобережной морены ледника. Начинаем подниматься по этой вмерзшей в лед осыпи, обходя стекающие сверху ручьи (здесь уже солнце светит вовсю) справа по ходу движения. Осыпь довольно подвижная, так что идем аккуратно, плотной колонной. Средняя крутизна - 20°. В верхней части полки упираемся в несколько крутых взлетов, морена на которых уже не держится, а при нагружении сразу съезжает, обнажая голый лед - поэтому надеваем-таки кошки и, поднявшись в них по ледовому отколу (15 м, до 30°), наконец-то выходим за перегиб второй ступени ледопада в обширную котловину, заполненную зачехленными валами левобережной морены ледника. Пересекаем ее чуть влево по ходу, держа направление на окончание следующего отрога левого борта, и поднимаемся на здесь уже четко выраженный вал моренного гребня. По дороге попадаются выложенные на морене площадки под палатки, однако воды поблизости нет. Дальнейший путь очевиден - идем по карману и гребню левобережной морены, не выходя на ледник. Примерно через переход ледник (а с ним и моренный гребень) начинают заворачивать направо п.х.д., и после очередной ступени довольно полого подъема мы выходим в верхний цирк Западной ветви ледника Путеводный (фото 1.6). Отсюда уже хорошо виден путь подъема на наш перевал (см. фото 1.7, фото 1.8). В отличие от, скажем 1997 года, сейчас перевальный взлет почти полностью ледовый, снег виднеется только в самой верхней его части, практически после выполаживания. Поскольку скальных выходов на седловине перевала нет, по центру склона ничего не сыпет (камни немного летят лишь со скал правого п.х.д. борта) и перевал, в целом, производит с этой стороны очень приятное впечатление - хорошая такая азиатская «двойка Б» веревок на восемь J. Мы же, тем временем, доходим практически до конца морены, где чуть выше характерного огромного каменного валуна находим несколько расчищенных площадок под палатки. Вода есть внизу на леднике (40 м конгломератно-осыпного склона до 30°) или сочится по скалам, красиво возвышающимся над левым бортом ледника. Очевидно, что это стандартное место для лагеря при подъеме на или спуске с перевала, поэтому, не мудрствуя лукаво, мы тоже встаем здесь на ночёвку. После обеда нас накрывает небольшой (часа на 3 J) снежный заряд, но к вечеру небо опять растягивает и погода наживается. Всю ночь звезды и холодно.
5.3.2. Перевал ПУТЕВОДНЫЙ Категория трудности: 2Б+ Высота: 4700 м Характер: ледово-снежный Ориентация: З - В Расположен в северном отроге хребта Иныльчек-тау, в перемычке между узловой вершиной 5001 м и пиком Нансена (5697 м), в северном плече вершины 5001 м. Ведет с Западной ветви ледника Путеводный (левый приток ледника Южный Иныльчек) на ледник Канджайляу. Координаты: 42°07.5 с.ш., 79°38.0 в.д. Прохождение: 03 - 05 августа 2005 с востока на запад (с ледника Путеводный на ледник Канджайляу). Записки в туре не обнаружено. Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, системы, жюмары, основные веревки, ледобуры, снежный якорь, снегоступы. 05.08.2005 Сегодня у нас первый штурмовой день. Поскольку все ещё полны энтузиазма и рвутся в бой, встаем рано: в 0330 дежурный и в 0430 все остальные. Примерно с 0550 по мере готовности выходим из лагеря и проходим по морене метров 500 вверх, практически до самого её верхнего края, откуда спускаемся на основное тело открытого здесь ледника. Переходим русло пересохшего сейчас ледового ручья и по ровному пологому (5-7°) леднику практически без трещин за один переход подходим под перевальный взлет, ближе к его правой по ходу части . Здесь отдыхаем, надеваем обвязки и кошки, развешиваем на себе железо и достаем поближе веревки. Погода с утра стоит отличная, поэтому надо торопиться, иначе скоро на этом ледовом склоне станет жарко, как в микроволновой печке. В 0720 начинаем подниматься на перевал наискосок справа налево примерно по центру перевального взлета, обходя широкий разлом слева п.х.д. и держа направление на большую мульду, отчетливо просматривающуюся в средней части склона (см. фото 1.9). Метров 150 (20-25°), пока лед на склоне ещё прикрыт тонким слоем фирна, идем индивидуально на кошках по неким подобиям ступеней, не страхуясь (благо выкат безопасный и ехать недалеко J). Когда же снег под ногами заканчивается, а склон становится круче (25-30°) - начинаем вешать перила. Первая - «разгонная» веревка продолжает идти чуть наискосок слева направо и выводит как раз в мульду. Здесь локально существенно положе (15-20°), поэтому еще метров 150 идем без перил и собираемся на отдых у россыпи камней в верхней части мульды. Всего до центральной части мульды было пройдено около 350 м, перепад высот 170 м при средней крутизне 28°. От места привала в мульде уходим траверсом вправо по ходу (около 50 м) и начинаем вешать следующую веревку перил в обход ледового откола и разломов, чтобы выйти из мульды на ровный ледовый склон перевала. Крутизна возрастает от 30-35° в начале до 40-45° в конце этой веревки. Дальше идет непрерывный ровный крутой ледовый склон (45-55°) без трещин, по которому провешиваем шесть веревок перил практически вертикально вверх по ЛПВ (см. фото 1.10, фото 1.11), лишь на последних двух веревках начинаем немного забирать вправо по ходу (перемычка там кажется ниже). Средняя крутизна на первых двух вертикальных веревках- 43°, на 3-ей и 4-ой - 55° (фото 1.10), на 5-ой и 6-ой - снова около 46° (фото 1.11). Солнце вначале стало вроде бы припекать, однако где-то с 4-ой веревки погода начала хмуриться, небо затянуло облаками, на 6-ой веревке посыпался легкий снежок, а на перевал мы вылезали уже практически без видимости (100-150 м) - село облако и в лицо (с запада) дул довольно резкий ветер с мелкой поземкой. На последней ледовой веревке (7-ой из мульды, 6 вертикальной) склон резко выполаживается до 25-30° и в конце её лед покрывается небольшим слоем снега (тем не менее докопаться до льда и вкрутить ледобур здесь ещё не составляет труда). Отсюда вешаем последнюю веревку - наискосок влево вверх. Она идет уже целиком по снегу, причем его толщина стремительно увеличивается - где-то с середины веревки уже приходится тропить ступени глубиной по колено (см. фото 1.12). Крутизна склона при этом уменьшается (15-20°), и верхняя станция получается уже практически на пологой части перевального гребня. Последнюю веревку крепим в снегу на ледорубе и лопате и, пройдя еще метров 50 по ровному снежному плато, в 1230 оказываемся в центре широкой снежной седловины перевала Путеводный. Всего от начала перевального взлёта было провешено 9 веревок перил, из них 8 непрерывно (7 по льду и 1 по снегу). Средняя крутизна перевального взлета с востока - 40°, протяженность 740 м и перепад высот около 470 м. На седловине перевала едим шоколадку (фото 1.13), любуемся на окружающие виды (фото 1.14, фото 1.15, фото 1.19) и пытаемся найти тур. Поскольку сам перевальный гребень полностью снежный и никаких выходов скал нет, идём метров 150 к северному краю седловины, где имеется осыпь с расположенных существенно выше скал гребня, идущего к пику Нансена. В 1997 году мы точно складывали там тур, однако сейчас ничего не находим. Складываем новый и оставляем записку в нем. Правда, так как этот тоненький слой осыпи лежит прямо на льду, то скорее всего и этот тур со временем исчезнет L. Одновременно с поисками тура производим разведку пути спуска. Западный склон перевала Путеводный существенно положе (20-30°), чем восточный и весь покрыт глубоким слоем довольно рыхлого снега. Внизу перевальный взлет подрезан бергшрундом, но видно, что в нем есть засыпанные проходы. Что дальше - отсюда пока не видно, так как мы по-прежнему находимся в облаке. Примерно по центру склона идет неявно выраженное снежное ребро-контрфорс. Слева склон ограничен снежным гребнем, идущим от вершины 5001 м. Единственная проблема здесь - в возможной лавинной опасности. Поэтому начинаем спускаться прямо вниз (в 1300), практически по ЛПВ, чуть левее центрального ребра. Идем в связках, пробивая в снегу колею выше колена, иногда проваливаясь и «по развилку». По дороге оказывается, что на склоне есть не один, а целых три бергшрунда J, но они все хорошо засыпаны и мы преодолеваем их без особого труда. Всего протяженность восточного перевального взлета 250 м, перепад высот 100 м, а средняя крутизна 24°. За 20 минут спускаемся с перевального взлета на ледник Канджайляу (см. фото 1.16) и на выполаживании делаем привал. Здесь надеваем снегоступы, так как снег и дальше такой же глубокий и рыхлый, и тропить его на некрутом склоне очень тяжело. Затем по пологому закрытому леднику в связках спускаемся вниз, держа общее направление на осыпь, вдающуюся в ледник со скал правого борта на левом повороте ледника. Мы уже спустились ниже облака, поэтому видимость снова нормальная, а временами в «окна» между тучами даже проглядывает солнышко. Ледник сильно разорван, поэтому много лавируем между большими трещинами, в целом придерживаясь центральной его части. Несколько раз даже проваливаемся по пояс в эти трещины (причем не только лидер!), но здесь снег уже достаточно плотный и держит цепко - дальше рюкзака особо не провалишься. За одну ходку в 40 минут проходим верхний цирк ледника Канджайляу и на правобережной морене на повороте ледника становимся на обед. Еще в Москве у нас были большие сомнения - а стоит ли брать с собой снегоступы? С одной стороны, говорят, в них вроде бы удобнее (реально никто из нас не пробовал), а с другой - это же лишний вес... В конце концов мы всё-таки сделали и взяли с собой снегоступы конструкции Давида Лехтмана . И потом ни разу не пожалели! Очень часто, снег был такой, что если идти без снегоступов, то человек все время тропил выше колена, а через 5-10 шагов проваливался вообще «по развилку» и долго оттуда выкарабкивался с тяжелым рюкзаком. В снегоступах же мы проваливались существенно меньше: первый обычно чуть выше щиколотки, а последние идут по утоптанным следам, практически совсем не тратя дополнительных усилий - как по жесткому снегу. Кроме того, они также гораздо лучше позволяют проходить по снежным мостам - вероятность проваливания на порядок(!) меньше . Таким образом, на нашем маршруте мы практически во всех верхних цирках перевалов (закрытые ледники с глубоким снегом и трещинами) использовали снегоступы и они существенно облегчали нам жизнь и экономили силы и время прохождения. На наш взгляд, использование снегоступов в ЭТОМ районе полностью оправдано и «лишний» вес в рюкзаке с лихвой компенсируется уменьшением трудозатрат на тропёжку. Пока мы обедали (до 1530), облако опустилось ниже, поэтому с привала опять выходим «в молоке» - видимость 100-150 м, промозглый ветер и снежная морось в лицо. Продолжаем идти в связках по центральному «руслу» ледника, лавируя между разломами. Иногда снежные мосты проваливаются и приходится искать довольно длинные пути обхода. После поворота ледника направо, уходим ближе к его левой части - там меньше разрывов. За два перехода спускаемся на ровную пологую и открытую часть ледника Канджайляу в его среднем течении (фото 1.17). Здесь развязываемся, снимаем снегоступы, кошки и системы и дальше бежим вниз уже просто так (см. фото 1.18). Выйдя из зоны разломов, мы также неожиданно вышли и из облака, поэтому вечером у нас снова хорошая погода. Пока везёт! За переход доходим до места слияния нашей ветви ледника Канджайляу со второй основной ветвью, текущей прямо со склонов пика Нансена. В месте слияния на второй ветви находится внушительный ледопад, переходящий в зону разломов на пологой части нашей ветви ледника. К счастью, нам туда не надо, поэтому обходим всю эту «помойку» чуть левее по ходу, а затем, после левого поворота ледника, снова смещаемся к правому борту и, найдя относительно ровное место на тощенькой (практически в один камень L) покровной морене, в 1800 становимся лагерем.
Перевал Путеводный - один из наиболее «классических» перевалов в данном районе - является самым простым и естественным (а также пока что и единственно возможным) путем с Западной ветви ледника Путеводный на ледник Канджайляу. Он позволяет эффективно связать эти притоки Южного Иныльчека при планировании маршрута вдоль южных склонов хребта Иныльчек-тау, а в связке с перевалами Канджайляу I и Канджайляу II (Маршала Конева) - также и со средней частью ледника Каинды. Очень приятный, технически интересный и объективно безопасный перевал. Реальная категория трудности перевала при прохождении с востока на запад будет 2Б+, т.е. несколько выше чем стандартная 2Б (8-10 веревок подряд по льду крутизной до 45°). Прохождение с запада на восток будет несомненно технически более простом, но также и более трудоемким, из-за необходимости преодоления на подъём протяженного участка сильно рваного закрытого ледника в верховьях Канджайляу. Реальную опасность на этом перевале могут представлять только лавины с обоих перевальных взлетов, поэтому после сильной непогоды его следует проходить более аккуратно (см. наше описание 1997 года, отчет № 5518 в библиотеке МГЦТК [3]), и даже, наверное, стоит выждать некоторое время, пока сойдет свежий снег (особенно с восточного перевального взлета). Перевал Путеводный вполне может быть рекомендован в качестве первого, акклиматизационного перевала всем группам, совершающим походы в данном районе, а также он естественным образом войдет в любой маршрут, проходящий вдоль южных склонов хребта Иныльчек-тау. (1) - 4 поперечные титановые или дюралевые палки длиной 20-25 см и диаметром около 1 см (годятся старые лыжные палки), на которые натянут авизент или плотный капрон, надеваются только на кошки, зацепляясь за их зубья, и приматываются веревочками к ноге. (2) - Вначале у нас был один человек без снегоступов, так что было с чем сравнить. Потом и он тоже себе их сделал J.
5.4. Через хребет Иныльчек-тау на ледник Каинды
(1) - В 1997 году мы тоже ставили лагерь в этом месте, однако сейчас от площадок ничего не осталось. Также следует отметить, что хотя место и кажется безопасным, следует быть аккуратнее и ставить палатки под прикрытием этих больших камней - мы видели откуда они берутся L. Дело в том, что со скал верхней части контрфорса временами отваливаются довольно здоровые каменные глыбы (иногда вызывая целые обвалы) и, ссыпаясь в узкий рантклюфт между скалами и ледником №3, они затем, как из пращи вылетают из этого рантклюфта в верхней части гребня (метров 200 выше лагеря) и дальше вниз катятся прямо по широкому в этой части вала гребню (фактически это уже склон). Один такой обвал мы как раз видели вечером этого дня - большинство камней остановились далеко не доезжая от лагеря или ушли вниз по правому склону гребня, но одна здоровая глыба (около метра в диаметре) доехала практически до самого лагеря (к счастью, она прошла метрах в 20ти ниже). 07.08.2005 Снова встаем рано (в 340 дежурный и 430 все остальные) и в 610 выходим на маршрут. Здесь внизу еще сумерки и очень холодно, однако, когда подходим к первому поясу скал, уже полностью рассветает. За полтора часа преодолеваем по провешенным накануне перилам первые два пояса скал и по крупной крутой осыпи поднимаемся к началу третьего скального пояса (740, фото 2.20). Здесь провешиваем еще одну веревку перил по наклонной полке слева направо, а затем и вверх (5 м скал) и выходим на верхнюю часть скального пояса (см. фото 2.8). Отсюда по несложным скалам с гимнастической страховкой поднимаемся еще около 50 метров по гребню вверх и собираемся на небольшой ровной скальной полочке перед началом последнего сложного участка, ведущего к «балкону» на гребне. Дальше путь идет сначала по довольно крутым и гладким «зализанным» скальным плитам, рассеченным узкими полочками, а затем по крутому скально-осыпному кулуару. В кулуаре местами лежит лед, поэтому кое-где подрубаем ступеньки. Идем плотной группой, чтобы не сыпать камни и, в случае необходимости, подстраховывать друг друга. Направление пути очевидно - левее п.х.д. огромного камня, лежащего на краю «балкона». За 20 минут вылезаем на «балкон» и на удобной ровной площадке из мелких камушков делаем привал. Нежимся на солнышке, смотрим вниз (фото 2.10, фото 2.19) и проводим разведку дальнейшего пути. Прямо от балкона можно вылезти на гребень отрога (метров 10-15 вверх), с этого места на другую сторону идет вполне приличный спуск вниз на ледник. Однако, ледник здесь все ещё не очень удобен для прохождения - хотя сам ледопад уже закончился, но выше него продолжается зона мощных разломов на ровном течении ледника (фото 2.9). Поэтому нам надо пройти по гребню вверх еще метров на 100, обойдя по разрушенным скалам и крутой осыпи два мощных скальных жандарма (справа по ходу), и по широкому и довольно крутому (до 30°) кулуару, заполненному очень подвижной осыпью средних размеров, подняться на гребень отрога. С этого места уже можно спускаться на ледник - хотя сам спуск здесь хуже, но путь по леднику отсюда уже не представляет существенных сложностей (см. фото 2.11, фото 2.12). За 45 минут мы обходим жандармы и поднимается на осыпную седловинку в гребне. Спуск на ледник начинаем от её северного края - сначала по разрушенным скалам, а затем по крутой (до 40°) мелкой «живой» осыпи наискосок направо вниз (см. фото 2.13, фото 2.21). Идем по одному, чтобы не сыпать камни друг на друга. Выйдя на ледник, некоторое время лавируем между разломами, а затем выходим к большому ручью, протекающему в центральной части ледника. Здесь ледник открытый, пологий и без трещин (фото 2.12). Делаем привал у ручья, а затем переправляемся на другую сторону и продолжаем движение вверх по леднику, держа направление на окончание вдающегося в правый (ор.) край ледника ребра вершины 4720 м, за которым начинается подъем на наш перевал. Постепенно ледник закрывается и на нем появляются трещины, сперва немногочисленные, но чем дальше, тем их становится больше, а сами они - шире. Поэтому примерно через переход мы связываемся и дальше идем в связках, лавируя между трещинами и тропя колею глубиной выше колена в глубоком и раскисшем снегу (снегоступы!) - см. фото 2.14. Уже практически при самом подходе к морене у окончания скального ребра, на участке локального поворота и взлета ледника (заход в верхний цирк) трещин становится настолько много, что мы, пытаясь избежать их, уходим с тела ледника на склон его правого борта и последние метров 300 до выхода на морену идём по нему. В 1240 останавливаемся на обед на морене у правого борта ледника №2 (высота 4350 м), у самого начала подъёма на перевал СК КамАЗ. Весь день с утра стоит хорошая погода, солнце печет немилосердно, поэтому ставим тент и пару часов прячемся под ним, пережидая жару. Отсюда хорошо просматривается вся восточная камера верхнего цирка ледника №2 (фото 2.22) и путь подъема на перевал Адмирала Макарова (см. фото 2.14, фото 2.17, фото 2.24). По сравнению с фотографиями из отчета А.А.Ступакова 2000 года [1], он не сильно изменился - всё тот же мощный центральный разлом-сброс, всё так же много снега. В общем, хорошая и вполне адекватная 3А-3А+, достойная для прохождения - недаром этот перевал является едва ли не одним из самых популярных в этом районе, и с момента своего первопрохождения в 1987 году (см. отчеты [14, 15]) был неоднократно пройден туристскими группами в различных направлениях. Морена, на которой мы сидим, конечно, является не самым удобным местом для бивуака - она тонкая, довольно крупноблочная и нельзя сказать чтобы очень ровная. Тем не менее, это единственная осыпь на все верховья ледников №1 и №2 (все остальное - это снег и лёд L), поэтому пренебрегать ею не следует. При всех её недостатках, здесь возможно построить нормальные места под палатки, и группа Ступакова комфортно на ней ночевала [1]. У нас тоже была запланирована здесь возможная ночевка, однако поскольку времени до вечера было еще много, погода стояла хорошая, а заниматься строительными работами не хотелось, мы решили в этот же день всё же подняться на седловину перевала СК КамАЗ и попытать счастья там . Дальнейшие события показали, что это было абсолютно нецелесообразно, потому что: - Подъем на седловину перевала СК КамАЗ занимает около 1 часа ЧХВ - Подняться от этой морены на седловины перевалов Челнинский / Российского Флота за один день вполне реально - Спуститься в тот же день с этих перевалов на юг до возможного места бивуака НЕ реально, даже если ночевать на седловине перевала СК КамАЗ - А ночевать на морене на леднике всегда лучше чем снежной мульде на гребне J. Поэтому всем группам, планирующим прохождение перевалов в верхних цирках ледников №2 и №1, мы рекомендуем выбирать для ночевки именно это место. Мы же, ничего этого пока не зная, в 1450 начинаем подниматься на перевал. Перевальный взлет представляет собой снежно-ледовый склон протяженностью около 450 м и средней крутизной 25°, практически без трещин (фото 2.15, фото 2.23). Слева по ходу он ограничен скалами гребня вершины 4720 м, который плавно заворачивает налево (п.х.д.) по мере подъёма. Вдоль гребня идет ледовый жёлоб с ручьем, довольно узкий в верхней части и значительно расширяющийся внизу. Вся нижняя часть подъема завалена мощным фирново-каменным конусом выноса, видимо, от весенней лавины. Снега на самом склоне немного - только внизу, и в правой по ходу верхней части - и тот неглубокий. В основном это все лед, причем в верхней трети желоба - довольно крутой и жёсткий. Мы начинаем подниматься практически по центру желоба, используя конус выноса, по которому удобнее идти. Идем индивидуально, в кошках. За один переход доходим до верхнего края выноса и в начале участка открытого льда делаем привал - идти после обеда как-то тяжело да и всё еще жарко. Высота 4460 м. От места обеда прошли 300 м и поднялись на 107 м по высоте, средняя крутизна в этой нижней части подъёма 20°. Затем путь становится круче и начинается открытый лёд, поэтому уходим из желоба несколько вправо по ходу на склон - там чуть больше снега, поэтому идти легче. Кроме того, мы опасаемся что по желобу могут лететь камни с гребня вершины (хотя за время движения мы ни одного не видели). Уже в самом верху склона, когда снег становится глубже, снова уходим косым траверсом налево в желоб - к небольшой мульде под скалами и последние метров 30 до седловины перевала поднимаемся по узкому рантклюфту между скалами и ледниковым покровом гребня (фото 2.16). Подъем прямо по склону на гребень в его центральной части нецелесообразен - там наверху везде идут мощные разломы с нависающими верхними краями. Верхняя часть подъёма имеет среднюю крутизну 35° и протяженность 150 м при наборе высоты около 80 м. Седловина перевала - это небольшая покатая снежно-ледовая площадка, тура нет. Спуск на восток полностью не просматривается, но видно, что там глубокий и крутой снежный склон, изрезанный многочисленными разломами, в которых, однако, есть проходы по снежным полкам. На юг к вершине 5055 м тянется пологий и довольно широкий в этом месте снежный гребень с мощными карнизами на восточную сторону. На север же идёт скально-осыпной гребень к близкой вершине 4720 м (см. фото 2.18). Однако наши надежды найти там уютное место для бивуака оказались тщетными - все осыпные площадки были либо слишком крутыми (средняя крутизна гребня в этой части 40°), либо с выходами скал, либо залитые льдом (а часто все вместе L). Сделав разведку метров на 150 выше по гребню и всё равно не найдя там ничего интересного (кроме, разве что, красивых видов на восточную сторону гребня, куда он обрывается крутыми высокими скальными стенами, а внизу вздыбливается верхняя часть ледопада ледника №1), мы были вынуждены всё же становится на снегу. Проходим от седловины по гребню на юг 50-70 м и в просторной и довольно удобной снежной мульде разбиваем лагерь (практически там же где и группа Шпилевского [5] в 1989 году, J). Время 1730, высота 4530 м. Весь день стоит хорошая погода. В довершении всех неприятностей, в этот вечер у нас сломалась одна из горелок, поэтому все последующие 3 дня нашего маршрута (как раз на первом высотном участке), пока мы находились выше снеговой линии и требовалась постоянная топка снега, мы были вынуждены обходиться одной горелкой. Это значительно удлиняло (и без того достаточно большое в снеговой зоне) время вечерней постановки лагеря, и, особенно, утренних сборов. Какую-то эрзац-замену второй горелки нам удалось сделать только уже внизу на леднике Каинды (см. также статью «О живучести бензиновых и мультитопливных горелок MSR и PRIMUS в горных походах» в Дополнениях).
Перевал СК КамАЗ не имеет самостоятельного значения, но может быть очень удобен для организации связок перевалов при построении маршрутов в верховьях этой части хребта Иныльчек-тау. Перевал может также использоваться для восхождения на вершину Российского Флота и последующего траверса хребта Иныльчек-тау к перевалам Адмирала Макарова или Челнинский. Западный перевальный взлет соответствует 2А-2А+ к.т., восточный (который мы не проходили) - выглядит несколько сложнее и соответствует, скорее, 2Б к.т. Полное прохождение между верхними цирками ледников №1 и №2 будет соответствовать 2Б к.т. (в любом направлении). Подъем на седловину или полное прохождение перевала с запада на восток (от ледника Канджайляу до верхнего цирка ледника №1) будет иметь 2Б-2Б+ к.т. (за счёт прохождения скального контрфорса), то же с востока на запад (от ледника Канджайляу до верхнего цирка ледника №2) - 3А-3А+ (за счёт ледопада ледника №1). Восточный перевальный взлет может быть потенциально лавиноопасным (глубокий снег на самом склоне и мощные карнизы на гребне вверху).
Увлекательный мир ярких развлечений подарят игровые автоматы с выводом на карту , которые представлены в виртуальных залах азартных онлайн клубов. На этих площадках на реальные деньги смогут поиграть пользователи из разных государств. Используя компьютеры или мобильные телефоны, игроки имеют возможность легко запускать яркие слоты и наслаждаться выигрышами. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||