Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поход по Китайскому Каракоруму. 2006 год
Начало, Продолжение 1, Продолжение 2
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ГАШЕРБРУМУ 10. И снова Скианг. Утром 24 июля мы устремились к простенькому (судя по карте и космическому снимку) перевалу с ледника Восточный Чогори на ледник Скианг. На зарубежной орографической схеме через него даже трек нарисован. Лично для меня день начался не удачно - недалеко от лагеря, в самом начале пути я провалился по грудь в трещину и разбил GPS-приёмник, который лежал в нагрудном кармане. Удивительно, как прочен человек! Etrex Legend - маленькая непробиваемая коробочка с толщенным стеклом, а я раздавил его грудью о лёд и ничего не почувствовал. У прибора треснул экран. От проникшего под стекло воздуха на экране появились какие-то паразитные точки. Лёша сказал, что это жидкокристаллический экран теряет инертный газ. Я очень расстроился. Точек становилось всё больше и больше. Лишь на обеде я догадался заклеить трещину прозрачным скотчем, и к вечеру эти точки исчезли. Прибор сохранил свою работоспособность. За один переход мы резво подошли к подножию перевала, одели кошки и за час поднялись по пологому ледовому склону на перевал. Тура на седловине нет, однако глупо предполагать, что мы совершили первовосхождение. Такой логичный перевал в северном гребне Скианг-Кангри вряд ли до си пор не пройден, тем более, что через него на схеме проведен трек. Для определённости мы дали ему название Северный Скианг. На восточном склоне перевала нас ожидал сюрприз - длинный 35-40 градусный ледовый склон. Был бы снег - спустились пешком, но по льду без страховки не обойдёшься. Пришлось кинуть семь верёвок перил. Четыре самых крутых из них мы продёрнули через репшнур в проушинах, а там, где склон поположе, проушины не сверлили - последний спускался с нижней страховкой. На перекусе под склоном долго судачили - 2А этот перевал или 2Б. Потом сравнили с Эльбрусом, где за лёд на 5500 полагается 2Б. Значит и здесь 2Б. Однако сомнения всё равно остались. А ещё на перекусе мы спорили идти или не идти на следующий по плану перевал 5780 (~3А). Этот перевал расположен в северном отроге Скианг-Кангри, который отходит от вершины немного восточнее. Мнения в группе разделились. Лично я, будучи руководителем, старался дистанцироваться от обеих сторон. Моя главная задача в тот момент - оградить мой решальник (приборчик по принятию решений) от паразитных воздействий (или шумов, как принято говорить в радиотехнике) и добиться стандартных для него условий работы. Тогда он будет принимать решения в естественных для него условиях. И решения его будут зависеть только от его настроек, от величины сопротивлений и емкостей, которые установились и сохраняются практически неизменными в течение многих лет. Всю эту совокупность настроечных параметров я называю стилем хождения руководителя. Поскольку приборчик выдаёт случайные решения, то качество стиля можно оценить лишь статистически. Достоинства моего решальника, судя по большому количеству уже пройденных замечательных походов и малому количеству несчастных случаев, меня вполне устраивают. Вот тут важно отметить, что решальник у руководителя может ошибаться, ведь его решения носят случайный характер. Но торжествовать, типа, "вот видишь, я оказался прав", или спорить с руководителем - большая ошибка. Во-первых, если бы этот спорщик всё время принимал решения, то он, скорее всего, ошибался бы чаще. И его апостериорная правота в отдельно взятом случае в большом статистическом ряду никакого значения не имеет. А во-вторых, это нечестно, поскольку, записываясь в группу, он доверял решальнику руководителя и был осведомлён, сколько у него замечательных походов и сколько несчастных случаев. И ему работа этого решальника очень нравилась, и он стремился оказаться в этом статистическом ряду. Так какого хрена теперь возбухать по поводу его отдельных ошибок?
В итоге мой решальник принял решение обойти перевал, но вовсе не с той мотивацией, которая была у сторонников этого решения. Сторонники обхода спешили на "большую гору". А я понял, что группа устала. Ещё вчера мы натерпелись страха под свистящими камнями на восточной стороне перевала Скрытного, сегодня опять семь веревок перил, и в прохождении на следующий день перевала 3А я чувствовал какой-то подвох: "А ну его нахрен, целее будем". Опытные туристы хорошо знают, что такое решальник и как его в походе надо беречь. Поэтому всё, что здесь написано - это для молодёжи. Вопрос об устойчивой работе решальника настолько важен, что его следует обозначить в программе туристских школ, включив для этого, как обязательную, тему "Этика взаимоотношений в туристской группе". С попытками зашумления решальника я не сталкивался со времён детства моей первой команды (тогда этим грешил Серёжа Ткачев - мой добрый друг, участник всех наших походов 1982, 1985 - 1989 гг.) И вот теперь, впервые за долгие годы, у меня появились участники, пытавшиеся на него воздействовать. Вот поэтому я и решил, что не мешало бы о нём напомнить. После перекуса мы вышли в центр ледника, заблаговременно пересекли ручей и пошли вдоль него, поближе к правому борту, но, не поднимаясь на морену. Я знал, что морена очень скоро оборвётся, так как ледник перед своим устьем принимает приток справа. Ниже этого притока ледник становится очень неровным (большие заструги, почти кальгаспоры). Поэтому мы спустились направо к стекающему с притока ручью, пересекли его и поднялись на ползущую по леднику чёрную морену. В конце морены перед выходом на ледник Скианг мы встали на ночлег (N35 59,2600 E76 33,6670 H5057). На следующий день мы вышли на ледник Скианг, повернули направо, пересекли несложную гряду кальгаспоров и вышли в центр ледника, там он спокоен. К обеду мы поднялись к заброске (N35 57,5080 E76 36,7210 H5349) у подножия перевала Карнизного. Пообедав и разобрав продукты, мы двинулись к перевалу на ледник Восточный Скианг. Этот перевал мы в последствии назвали Солнечным. Он параллелен перевалу Восточный Скианг, но сложнее, находится западнее в непосредственной близости от восточного ребра Скианг-Кангри и соединяет другие истоки ледников Скианг и Восточный Скианг.
Очень скоро ледник стал закрытым, и мы надели снегоступы. К вечеру мы поднялись в цирк южного истока ледника Скианг и встали на ночлег (N35 56,3570 E76 36,2620 H5524) на безопасном расстоянии от перевального взлёта. После установки лагеря Лёша и Рустам провесили до седловины перевала две с половиной верёвки перил по крутой ледовой стене (55-60 град.). Утром 26 июля по растянутым с вечера перилам мы резво поднялись на перевал Солнечный. Его седловина достаточно широкая, и при желании на ней можно организовать бивуак. На север с седловины свисает карниз. Спуск с перевала такой же, как с перевала Северный Скианг - шесть с половиной верёвок перил по ледовому склону средней крутизны (35-40 град.). Тем не менее, из-за крутого северного склона этот перевал тянет на весьма солидную 2Б. Потом мы вошли в закрытый ледопад северного истока ледника Восточный Скианг, поплутали среди разломов и обошли нижнюю самую сложную часть ледопада, спустившись наискосок от центра к правому борту. Ледник Восточный Скианг в верхней части ровный и простой. До обеда, пока снег не раскис, мы поспешили спуститься к открытому леднику и встали на обед у первой заполненной водой трещины. На привале мы занялись зарядкой всевозможных аккумуляторов от солнечной батареи и метеорологическими наблюдениями. Несмотря на то, что Алексей выдувал классные прогностические пузыри, грядущий муссон нам предсказать не удалось. А ещё мы играли в шахматы. После обеда мы продолжили спуск по желобку в центре ледника, а потом вдоль вытекающего из него ручья. Поравнявшись с ледником перевала Восточный Скианг, мы перебрались поближе к правому борту на чёрную моренную полосу. Эта полоса параллельна серой, по которой мы спускались с перевала Восточный Скианг, и отстоит от неё метров на 200-300. Выбор "правого ряда" был продиктован необходимостью поворота направо к нашему следующему перевалу 40-летия МИЭТ. В переходе до этого поворота мы расчистили на зачехлённом леднике площадки и встали на ночлег (N35 54,6260 E76 38,7440 H5051).
11. Парад гигантов. Утром 27 июля мы спустились до поворота на второй (сверху) правый приток ледника Восточный Скианг. Этот приток стекает с перевала 6143, который мы выбрали в качестве нашей "тройки Б" и после прохождения по просьбе Алексея назвали перевалом 40-летия МИЭТ. Кроме него в нашей маршрутной книжке были прописаны ещё две альтернативы - траверс пика 6785 с севера на юго-восток через плечо 6530 и перевал 6140 в верховьях первого (сверху) правого притока ледника Восточный Скианг. От траверса мы отказались ещё во время радиального выхода с заброской на перевал Восточный Скианг. Тогда нам очень не понравился спусковой юго-восточный гребень вершины 6785. Это был протяженный, острый, с обеих сторон скальный гребень, с карнизами, возможно, двусторонними. Да и маршрут подъёма с севера выглядел весьма внушительным. В целом, весь траверс составлял самостоятельную масштабную задачу, которая плохо сочеталась с целью взойти под конец похода на "большую гору". Что касается перевала 6140 в истоках первого притока ледника Восточный Скианг, то он выглядел сложнее нашего 6143 и, прежде всего, из-за отсутствия приемлемого обхода нижней ступени ледопада. В ней можно было застрять на пару дней и, при наличии накопленного отставания от графика, распрощаться не только с "большой горой", но даже и с "младшим братом большой горы". Здесь надо отметить, что к "большой горе", кроме естественных мотивов, нас подгоняла ответственность перед теми людьми, которые помогали организовать нашу экспедицию, иначе говоря, мы выполняли "информационный заказ". К тому же у нас заканчивались продукты. Поэтому мы выбрали наиболее утилитарный вариант - перевал 40-летия МИЭТ (6143) в истоках второго правого притока ледника Восточный Скианг.
Повернув во второй правый приток, мы вошли в миниатюрный карман орографически левой морены и по нему поднялись к первой ступени ледопада. Эта ступень обходится по карману ледника. Главным препятствием здесь была 10-метровая ледовая пробка, её надо было пролезть. Выше пробки начинается нудный подъём за перегиб ледника по крутому (40 град.) и камнеопасному осыпному склону. За перегибом мы пообедали. После обеда мы вышли из кармана на ледник выше первой ступени ледопада и по разорванному леднику, перепрыгивая через метровые трещины и огибая широкие разломы, поднялись на плато у подножия устрашающей второй ступени ледопада. В центре плато подальше от опасных обвалами склонов встали на бивуак (N35 53,3490 E76 38,2650 H5439). На следующий день раннего выхода не получилось. С утра было туманно, шел небольшой снег. Размышляя на тему, "быть или не быть", мы потеряли около часа. Наконец, мы поняли, что погода будет только улучшаться, и вышли на маршрут. Тогда мы еще не знали, что в это утро впервые заявил о себе новый - муссонный стандарт погоды. За несколько дней он разовьётся, приобретёт свои характерные черты и установится до середины августа, до самого конца похода. Но об этом чуть позже. А пока вернёмся к прохождению перевала.
В тот день перед нами стояла трудная задача - во что бы то ни стало подняться на седловину, преодолев 700-метровый подъём (с 5440 до 6140) по второй и третьей ступеням ледопада и на перевальном взлёте. Точку для промежуточной ночёвки было трудно представить. На всём пути до седловины перевала глазу не за что зацепиться, всюду или очень круто или небезопасно от обвалов и лавин. На обходе первой ступени мы попадали под лавины от обвалов перманентно разрушающегося карниза на вершине 6404, край плато между второй и третьей ступенями пробивался с того же склона вершины 6404, а середина плато была незащищённой от крупной лавины с перевального взлёта. Что касается промежутка между третьей ступенью ледопада и перевальным взлётом, то он вообще напоминал чашу, собирающую лавины со всех сторон. Немного забегая вперёд, отмечу, что нам удалось реализовать, быть может, единственный разумный план - обход второй ступени ледопада закончить до того, как успеет прогреться карниз и склон вершины 6404, подъём по третьей ступени завершить до массового схода лавин в чашу под перевальным взлётом, а сами эти лавины переждать в чаше на обеде под сераком. И только ближе к вечеру, когда начнёт холодать, выйти из укрытия и преодолеть перевальный взлёт. Реализация такого плана требовала от нас работы с большой мощностью и готовности идти до темноты. Хоть план то мы и выполнили, но без помарок не обошлось. Вторую ступень обошли по орографически левому краю ледопада. На этом участке мы забирали то влево на лёд в ледопаде, то уклонялись вправо на снежный склон. Уже на последней трети пути по склону понеслись "снежные ручьи". Остерегаясь отрыва от карниза особенно большого куска, и как следствие, особенно большой лавины, последняя связка всю эту треть была вынуждена пролезать по краю ледопада. При выходе на плато между ступенями ледопада пришлось "перебродить" непрерывный и весьма мощный снежный поток, который стекал со стены и исчезал в глубоком разломе. Третью ступень ледопада мы также прошли в связках. На 8-12 метровых взлётах ледовой лестницы использовали попеременную страховку. А крупные разломы в верхней части ледопада или переползали ползком по хлипким мостам или обходили, закладывая далёкие галсы в сторону орографически правого борта. В итоге, нам всё-таки удалось вылезти в чашу над ледопадом до пика в сходе лавин. Здесь под ближайшим сераком мы устроились на обед. Расслабиться на обеде не удалось. То слева, то справа шуршали снежные потоки. Наконец, они начали обтекать наш серак с обеих сторон, угрожая снести рюкзаки и людей. Тогда мы вкрутили в серак буры, прикрепили верёвку, прицепили к ней рюкзаки и пристегнулись сами. Когда очередной поток въехал в половину группы, то все были к этому уже готовы, и никто не пострадал.
К концу обеденного привала то ли снега на склонах поубавилось, то ли просто похолодало, короче, лавин стало меньше. Около четырёх часов дня мы вылезли из-под укрытия и поспешили к перевальному взлёту. Подъём по градиенту осложнялся высокой отвесной стеной бергшрунда, к тому же он шел по желобку и был особенно лавиноопасен. Поэтому мы уклонились по ходу вправо на склон, спускающийся с гребня вершины 6404. Первая технически трудная верёвка перил прошла по ледовой лестнице и закончилась на склоне выше 5-метрового сброса. Отсюда мы пошли наискосок вверх и влево поближе к перевалу. На этом косом траверсе по 35-градусному ледовому склону мы провесили пять верёвок перил. Лавин мы не боялись, поскольку шли на ледобурах. Единственной забота - успеть на перевал до темноты. Работали быстро, собранно и с полной отдачей сил. На каждую из десяти верёвок, пройденных на перевальном взлёте, потратили, в среднем, по 25 минут. Последние четыре верёвки прошли уже по линии падения воды по 45-50 градусному ледовому склону. На седловину перевала вылезли засветло, в девятом часу. Солнце ещё не зашло и освещало маковки высочайших вершин планеты. Это был настоящий парад гигантов. Слева пылало золотом соцветие Гашербрумов: Гашербрум-2 (8034), Гашербрум-3 (7946) и Гашербрум-4 (7932). По центру тёмной громадой упирался в небо Броуд-пик (8051). Правее за седловиной перевала Селлы (6063) между главами (6824 и 6928) Карабас-пика возвышалась пирамида Чогори (8611). Мы стояли как завороженные, и только жужжание фотоаппаратов нарушало тишину.
Утром 29 июля мы начали спуск с перевала 40-летия МИЭТ. С юго-запада под седловиной перевала имеется плато (5800) длиною около километра и шириною метров 500. Спуск на плато проходит по крутой (50-55 град.) и жесткой ледовой стене. Здесь мы провесили пять с половиной верёвок перил. Последняя верёвка спустилась с отвесной двухметровой стенки бергшрунда и закончилась на пологом склоне, плавно переходящем в плато. По плато мы подошли к его левому нижнему краю, чтобы перевалить через его борт на левый приток ледника Кхарут. Спуск по центру плато очень труден, так как проходит по сложному ледопаду. Наши ожидания оправдались. У левого нижнего края, там, где борт плато "сходит на нет" (N35 52,2470 E76 36,8280 H5730), имеется проход к склону над ледником. Здесь мы провесили 4 с половиной верёвки перил (лёд, 45-40 град.) и спустились на пологий ледник. Для поиска этого места при движении в обратном направлении следует ориентироваться на характерную скалу в орографически правом борте ледника. Скала здесь одна, и сразу за ней начинается подъём на плато. Спуск по притоку ледника Кхарут до перегиба осуществлялся по центру, а при входе в устьевой ледопад мы уклонились вправо и, блуждая между трещинами, спустились наискосок к правому борту. Здесь мы обнаружили сравнительно спокойный спуск на основной ледник. На леднике Кхарут мы повернули на юг и через 400 метров у подножия ледопада пройденного нами притока ледника обнаружили озеро, на берегу которого расположились на обед (N35 51,8310 E76 35,9740 H5306). Отсюда открывался красивый вид на ледник Гашербрум и одноименные вершины Гашербрум-2 (8034) и Гашербрум-3 (7946). На обеде мы сушили спальники, Чижик читал вслух Джека Лондона, а Рустам и Лёша опять сражались на шахматной доске. В течение первого послеобеденного перехода мы спустились до начала высокой левой морены ледника Кхарут. Затем мы повернули налево, поднялись на морену и по её гребню спустились до поворота на ледник Гашербрум. Здесь в кармане морены мы встали на ночлег на берегу полноводного и чистого ручья (N35 50,7760 E76 37,0440 H5014).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||