Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 2 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Автор: Шкилёв В.В., С.-Петербург

Отчет о горном спортивном походе пятой категории сложности по Северо-Восточному Памиру. Часть 2
Часть 1.
Часть 2.

Фотоальбом похода:
1.Дорога...
2.Долина Корженевского
3.Перевал Белецкого
4.Перевал Лагерный - переревал Сыпучий (траверс)
5.Долина Уйсу
6.Перевал Октябрьский
7.Перевал Крыленко - перевал Корженевского
8.Перевал Мира - перевал Ачикташ
9.Пик Ленина
10.МАЛ под пиком Ленина

Д). РАСКЛАДКА ПРОДУКТОВ.
(ПОДГОТОВИЛА: АЛЕКСАНДРА ПИВОВАРОВА)


Увеличить изображение

12. СМЕТА ПОХОДА:

(на одного человека, в рублях)

1

Поезд Санкт-Петербург-Москва-Санкт-Петербург

880

2

Проезд Москва, Лен.вкз. -аэропорт Домодедово - Лен.вкз .(экспресс)

170

3

Авиабилет Москва -Ош -Москва *

8800

4

Авиа-багаж свыше 20+20 кг, 1кг=105 руб.**

552

5

Упаковка*** багажа общественного

100

личного

320

6

Оформление в VIP-зале аэропорта г.Ош

250

7

Трансфер Ош, аэропорт -Ош, фирма «Горы Азии» (20$ группа)

45

8

Оформление документов в погранзону (15$ чел.)

405

9

Топливо газ (40 бал.* 7$)

630

10

Топливо бензин (25л, 525Сом)****

32

11

Трансфер Ош -Бардоба, МАЛ - Ош (300$ группа)*****

675

12

Переправа

494

13

Расходы в МАЛ

0

14

Расходы Ош, обр.путь

1600

15

Раскладка

3220

16

Аптека

242

17

Страховка

70

18

Орг. вопросы (поездка за отчетами в Москву, ксероксы)

134

19

Ремнабор, расходное

120

20

Hi-tec (спутн. телефон, навигатор, солн.батарея)

334

ИТОГО

19073


При расчетах в Оше принимался следующий курс валют: 1 руб.= 1,4 Сом
1 $ = 27 руб.
* - минимальная стоимость авиабилета (приобретение за 6 месяцев до вылета в
пределах лимита билетов со скидкой)
** - при отказе авиаперевозчика увеличить норму бесплатно перевозимого багажа на
одного члена группы до 40 кг данные затраты могли составить 2652 руб. на
человека
*** - упаковка производилась для уверенности в полной сохранности багажа и по
желанию участников
**** - бензин фактически оплачивался 2 раза (покупался по дороге, деньги водителю не
были выданы), но в связи с малыми суммами претензии к фирме не
предъявлялись
***** - стоимость трансфера 1 человека в группе и индивидуально примерно одинакова

ПОДГОТОВИЛА: ЛЮДМИЛА ЛОГИНОВА


11. ИТОГИ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

Группа успешно закончила горный поход 5-й категории сложности.
При этом были выполнены все поставленные задачи, кроме одной: сделать первопрохождения. (см. главу Изменения маршрута и причины).

Описаны и (или) сфотографированы не только пройденные нами перевалы, но и другие, по ходу движения: Лагерный, Сыпучий, Назарова, Обручева, Белецкого, 30 лет Победы, СК «Янтарь», Уйсу Южный, Уйсу Северный, Горбунова, Октябрьский, ХХ лет ККТ, Профсоюзов, Крыленко, Корженевского, пик Ленина с юга и востока, Мира Восточный, Мира Западный, Ачикташ (Зол. Теленок), Путешественников, пик Ленина через вершину Раздельная по западному гребню. Это повышает полезность работы нашей группы.

Откорректированы данные по ледникам района: некоторые из них изменили свои границы и характер (по сравнению с картографическими материалами). Информацию см. также в Графике движения и Техническом описании.

Ледник Корженевского значительно продвинулся вниз по долине и конец его теперь почти напротив пика Назарова!
Ледник Нагеля (Заблуждений) также продвинулся вниз и теперь впадает в л.Корженевского, образуя в месте впадения небольшой ледопад.
Ни один из ледников левого борта л.Корженевского теперь не впадает в основное русло ледника, считая от языка ледника до места впадения в него л.Перевальный. Некоторые из них почти совсем исчезли, оставив на своём месте лишь хаос морен, остальные превратились в присклоновые короткие леднички, спрятавшиеся в глубине коротких ущелий за ригелями конечных морен.
Выше ледника Перевальный, основное течение л.Корженевского также теперь не имеет двух левых притоков, оба ледника отступили, причём нижний -сильно.
Ледник Атджайло продвинулся вниз на 0,5 км, его конец теперь чуть ниже спускового кулуара с пер. Сыпучий.
Ледник Белецкого отступил примерно на 1 км, и теперь есть слияние рек с ледников Атджайло и Белецкого.
Ледник южного склона пер.Белецкого сильно отступил, и теперь не впадает в л.Уйсу.
Ледник, стекающий с перевалов Уйсу Южный и Северный, отступил примерно на 1 км.
Ледник Октябрьский длиннее обозначенного в картах более чем на 1 км.
Ледник, стекающий с западного склона пер. Октябрьский отступил, и теперь не впадает в л. Большой Саукдара.
Ледник Саукдара Большой (левый борт -среднее течение) усложнился, по сравнению с данными из отчётов Лебедева и др. авторов.
Ледник Ленина оканчивается примерно на 1 км дальше, чем обозначено на картах, что открывает новые возможности для перехода к МАЛу и Луковой поляне из-под перевала Ачикташ (ЗолТеленок) -по языку ледника, без брода бешеной реки Ачикташ.


Две трети топлива для похода составил бензин, треть -газ. Газ нам доставила принимающая фирма (баллоны KOVEA по 270г.). Бензин купили по дороге. Сразу скажем, что хорошего бензина в Оше нет! Часто засорялись мультитопливные горелки, а газ на высоте и на морозе горит только когда согрет баллон. Приходится часто чистить горелки, а баллоны держать близко к пламени, постоянно следя чтобы они не перегрелись. Если бы мы не пользовались автоклавами, газа и бензина пришлось бы брать больше примерно на треть. У нас норма составила примерно 65г./чел./день, при этом мы использовали малейшую возможность добыть воду, так как много топлива уходит на получение воды из снега. У каждого участника -фляга 1,5л.

Количество запасных дней на непогоду (5) оказалось мало, но возможно, это связано с общей погодно-климатической ситуацией в 2007 году? Напомню, 2/3 дней нас сопровождала непогода (туман, сильный ветер со снегом и метелью, сильно и глубоко раскисавший снег из-за небывалой жары). Все эти явления в полной мере проявляли себя уже после 13:00ч., а в ряде случаев -уже с утра (о погодных условиях см.выше в соотв. главе).
Так, например, на подходе к перевалу Белецкого метель и отсутствие видимости вынудило прекратить движение по леднику уже в 12 часов дня (туман сел уже с 8 утра). На подъёме по склону этого же перевала к моменту выхода (6 утра) ничто не предвещало непогоды, однако к 11 часам утра нас на склоне накрыло облачностью, сел туман, а в 14 часов началась настоящая пурга. К счастью, мы на подходе к перевалу зарисовали видимый путь подъёма, это нас спасло -удалось выйти на полку, где мы поставили палатки. Непогода закончилась к вечеру, однако было уже поздно продолжать движение.
Такой же ранний (6 утра) выход на перевал Уйсу также не помог -уже на седловине в 10 утра (!) снова началась метель (причём при почти нулевой температуре), видимость упала до 30-40м, а при спуске на ледник мы начали проваливаться в трещины, их совсем не было видно. Пришлось сначала пережидать (поставили две палатки, пообедали) -думали, что скоро всё прекратится, но через 3 часа окончательно разбили бивак. Погода снова улучшилась вечером. Зато рано утром легко по насту спустились вниз, почти не затратив сил.
После спуска с перевала Корженевского (снова ранний в 6 утра выход и хороший наст), в тот же день, используя сэкономленные силы и время, спустились за заброской. И как в воду глядели: вечером, ночью, и весь следующий день и вторую ночь сыпал мокрый снег, висел плотный туман. С большим трудом после вынужденной днёвки, проваливаясь на леднике часто по пояс и выше (ночного смерзания не было по причине такой погоды), вылезли на гребень перевала Мира Западный. Если на подходе иногда в тумане появлялись «окна», мы могли корректировать по ним путь, и по прибору GPS, то на гребне халява закончилась: люди в связке не видели друг друга. Благоразумно стали выжидать, заодно пообедав (привычно уже поставили две палатки). Разведка, предпринятая немного позже, ничего не дала: пока гребень был неширокий, удавалось двигаться по нему, но после крутого взлёта началось нечто вроде плато. GPS показывал уже, что пора поворачивать на другой гребень, и спускаться на перевал Ачикташ, но... в том направлении -лишь обрывы. Нулевая видимость и «белая мгла» заставили повернуть обратно: последние 200м я шёл впереди, и, чтобы видеть - снег впереди или обрыв, кидал вперёд снежок. Несколько раз он исчезал, а делал соответствующий вывод. Но мог быть и карниз: разведка вернулась обратно.
Мы использовали каждый шанс, боролись «до последнего патрона», и Памир нас отблагодарил. Нам повезло с погодой в самые ответственные дни: при траверсе с перевала Крыленко на перевал Корженевского и при восхождении на пик Ленина. К тому же, в эти дни отсутствовала лавинная опасность.

Нам удалось избежать срывов, перенапряжений. После ударного дня обязательно следовал лёгкий. Никогда не делали два напряжённых дня подряд. Состояние участников тщательно контролировалось врачом доктор с руководителем оперативно принимали решения, кого-то иногда разгружали, предупреждая возможные негативные последствия. Повысило безопасность похода и наличие в группе дипломированного врача.
Акклиматизация прошла гладко, постепенно, что было очень важно, так как ни у кого из группы не было высотного опыта выше Эльбруса. Может быть, несколько затянут выход на первый перевал и растянуто восхождение на первую тройку-А, однако считаем это оправданными мерами, так как вес рюкзаков при выходе на линейную часть был значительным, а учитывая состав группы и высотный опыт... Зато не было проблем при прохождении маршрута в дальнейшем (15 дней группа была на высотах от 4500м и выше), запас прочности оказался при этом хорошим, что немаловажно при максимальной автономности похода и удалённости от цивизации. Как известно, способность человека работать на высоте проверяется только самой высотой.
Для наилучшей акклиматизации к пику Ленина, была запланирована ночёвка на седловине пер. Октябрьский, там же проходили испытание ветром наши палатки. Две из них, итальянской фирмы «FERRINO» успешно прошли испытания, один «Хоббит» повредило (порвалась молния на входном тамбуре), другой «Хоббит» сильно пригибало ветром, участники получили некомфортный сон. Вторая высокая ночёвка была на подходе к перевалу Крыленко, с юга.
Траверс с перевала Крыленко на перевал Корженевского по варианту через пик Спартак решили не делать: состояние склона позволяло сделать траверс с перевала Крыленко на перевал Корженевского напрямик, по северному склону. К этому времени уже накопилась усталость, и сил ушло при таком варианте гораздо меньше (что опять таки было важно ввиду скорого восхождения на семитысячник).
Рекомендуем отдыхать в МАЛе перед восхождением полтора-два дня.

В отчёте мы даём краткое описание восхождения на пик Ленина, ввиду великого множества подобных описаний в Интернете и в библиотеках.

На восхождение на пик Ленина в итоге вышло 6 человек. Трое участников подтвердили тезис, что высота принимает не всех (Саша Пивоварова, Маша Шульгина и Дима Костылев). Они значительно тяжелее других переносили большую высоту, и совместно с ними, врач и руководитель приняли решение, что на 7000 метров им лучше не идти. Планово покинули группу двое: Катя Егорова и Люся Логинова: у них заканчивался отпуск. После ночёвки в «лагере 4» - на плато 6400м, медленно и тяжело поднимался Марисый Саша, вскоре попросив разрешение вернуться к палаткам и подождать нас там (лагерь был в прямой видимости). После проверки самочувствия врачом команды, руководитель санкционировал возврат.
На пик Ленина взошло 5 человек: Виталий Шкилёв, Сергей Акимов, Алексей Дёмин, Алексей Куковенко и Елена Усатова.
После похода восхождение даётся тяжело морально, но легко физически: сказывается хорошая акклиматизация и походная закалка. Но при этом в дни протяжённого (более 3-х нед.) похода должно быть организовано хорошее сбалансированное питание и витаминно-солевое (микро- и макроэлементы) обеспечение.
Спасибо нашему завхозу Саше Пивоваровой и доктору Лене Усатовой!
Благодарности нашим фотографам, особенно Алексею Куковенко, обеспечившими нас отличными снимками и видео в количестве более 5000 штук! Кроме того, Алексей постоянно работал над общественным весом, перераспределял его так, чтобы максимально уравновесить столь разномастную группу, в разные периоды: акклиматизации и основной части похода.
Неоценимую вклад в успех внёс наш радист-связист и по совместительству штурман Дима Костылев, обеспечивший группу связью с «Большой землёй» по спутниковому телефону, и направлявший нас в туман точно по курсу с помощью прибора -навигатора GPS. Кроме того, Дима добывал электричество от Солнца, заряжал все приборы, фонарики, плееры... т.п. с помощью панелей солнечной батареи.
На славу поработали наши «забойщики», освоившие более половины всей трудной тропёжки: -Сергей Акимов, Алексей Дёмин, Лена Усатова, Виталий Шкилёв.
Много добрых слов можно сказать нашему доктору Лене Усатовой, спасавшей нас от «горняшки», от солнечных ожогов, «от животов», от судорог в ногах и болей в спине. Прекрасно, что ей не удалось в полной мере продемонстрировать свой знания и умение ввиду отсутствия «серьёзных» клиентов. Всё было продумано ею заранее, и мы уже за два месяца до начала похода по специальной разработанной ей программе проходили курс витаминизации и прочих микроэлементов и адаптогенов.
Мужественно встречали трудности Памирского похода все наши 5 девушек, они могут гордиться собой: нам не известны случаи, чтобы в этих июльских снегах встречались сразу столько особ женского пола в походе высокой категории в одной группе!

Спасибо всем, помогавшим нам при подготовке маршрута и в походе:

-Андрею Лебедеву - за неоценимые консультации по особенностям акклиматизации и фото-материалы,

-Владимиру Викторову и Валерию Лобову -за помощь в разработке стратегии и тактики похода,

-Работникам библиотеки МГЦКТ, г.Москва, ул. Бльшая Коммунистическая, д.17 - терпеливо делавшим более 200 ксерокопий из отчётов гостям из Питера,

-Авиакомпании «S7» - за бесплатный провоза багажа нашей группы.

-Фирме «Горы Азии» www.asiamountains.net - ITC "Asia Mountains"
1a, Lineinaja Str., 720021, Bishkek, Kyrgyzstan
Tel.: +996 312 690235 +996 312 690234
fax.: +996 312 690236
-за организацию трансфера Ош-Бардоба, оформление документов в погранзону, недорогое жильё после похода в Оше,

-И отдельно, водителю этой фирмы - Володе -за доставку нас по Памирскому тракту, не только до заставы Бардоба, но и далее - вверх по долине р. Джанайдартана по бездорожью, чем сэкономил нам день пути (на челноки) и массу сил,

-Фирме «Фортуна-Тур» - за тёплый приём после спуска с пика Ленина, отменный плов, сладкие арбузы, вкусное и здоровое питание, колоритный национальный уют в настоящей юрте, памятные футболки,

-Фирме «Памир Экспедишн» и лично Александру Анисимову - за предоставленные картматериалы, замечательную (самую лучшую в МАЛе!) баню, Интернет в МАЛе (!!!), вечерние чаи в тёплой и дружественной атмосфере. Надо отметить высочайший профессионализм всех работников этой пока ещё молодой, но уже известной и большой фирмы! Именно гиды-проводники «Памир Эскпедишн» расставляли вешки-флажки вдоль тропы на всём протяжении от Лагеря-2 до лагеря-4 на пути восхождения к пику Ленина. Эта фирма располагает самым большим и самым комфортабельным, четко организованным лагерем.
www.centralasia-travel.com и www.pamir-expeditions.com это два сайта одной компании
Кыргызстан, Ош, ул. Зайнабетдинова, 18A
Тел.: (+996503) 822051 Fax.: (+9963222) 22651
E-mail: info@pamir-expeditions.com ICQ: 411758424

РОССИЯ, г. Москва, ул. Тверская, здание 1, 16/2.
Факс.: (+7 495) 9375470 Моб.: (+906) 7392800

УЗБЕКИСТАН, г. Ташкент, ул. Оромбахш, 9.
Тел.: (+998 71) 1424265 Моб.: (+998 97) 341845


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

"Высокогорные перевалы" (Перечень классифицированных перевалов), М., изд-во "Прест", редактор А.Джулий, 2001г.

ОТЧЁТЫ МГЦТК г. Москва, общим количеством более 20-ти.

Перевалы Северного Памира (составил и оформил А.Лебедев по схемам В.Ляпина). - http://www.turclubmai.ru/heading/papers/279/

ОТЧЕТ о походе 5 к.с. по Северо-Восточному Памиру (Заалайский хр. и хр. Зулумарт), совершенном с 29 июля по 18 августа 2003 г., г. Новосибирск, рук. Ветлужских В.Д. - http://mountain.nsu.ru/otchet/zaalay-v-s-03/zaalay2003.zip .

ОТЧЕТ о походе 3 к.с. по Северо-Восточному Памиру (Заалайский хр. и хр. Зулумарт), совершенном в июле-августе 2004 г., г. Москва, рук. Шалов А.А. - http://miit-tour.narod.ru/EXPEDIT/2004/pamir2004.htm .

ОТЧЕТ о горном туристском путешествии шестой категории сложности по Северному Памиру, совершенном с 19.07. по 28.08.2001 г. г. Москва, рук. Лебедев А. http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/lebedev/01/index2.shtml

ОТЧЕТ о походе 5 к.с. с Эл. 6 к.с. по Восточному и Центральному Заалаю, 2003г. Москва. Рук. Малахов Б.В. http://www.turclubmai.ru/heading/papers/823/

ОТЧЕТ о походе 6 к.с. по Северо-Восточному Памиру (Заалайский хр.), совершенном с 21 июля по 17 августа 1999 г., г. Москва, рук. Нижниковский Е.А. - http://www.turclubmai.ru/heading/papers/284/index.doc .


12. ПРИЛОЖЕНИЯ - КАРТЫ.
Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

Подписи в файле Ворд, вот ссылки - качайте!

Фото без подписей - дело в том, что я верстал отчёт ДЛЯ ПЕЧАТИ, а это удобно делать в Ворде, а не HTML. Честно говоря, столько времени и сил на это ушло, что уже не стал дополнительно править для и-нета. Я вообще удивлён, что админы сайта выложили наш отчёт, думал, что не станут - хлопотно слишком. БОЛЬШОЕ СПАСИБО))) Ну а тем, кто хочет посмотреть подписи к фото, размещаю ссылки на весь отчёт в формате WORD. Скачивайте и смотрите на здоровье))) Тамже есть карты, в том числе с ниткой маршрута. В ближайшее время попробую придумать, как пронумеровать ссылки к подписям на объекты к некоторым фотографиям... Текстовая часть: http://www.o-sestroretsk.ru/upload/pamir-2008-spb_0.rar Все три части фоток к отчёту в виде вордовского файла: http://www.o-sestroretsk.ru/upload/pamir-2007-spb_1.rar http://www.o-sestroretsk.ru/upload/pamir-2007-spb_2.rar http://www.o-sestroretsk.ru/upload/pamir-2007-spb_3.rar И архив с картами похода, в том числе с маршрутом: http://www.o-sestroretsk.ru/upload/zaalai-2007_kart.rar
 
Хорошо бы сделать подписи к приведенным фото.

Прекрасный район! Хороший отчет! Однако, отсутствие подписей в фоторазделе (что-откуда?) существенно снижает его прикладную ценность.
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru