Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОТЧЕТ о горном туристском спортивном походе 6 категории сложности
по Центральному Кавказу, район Безенги
Часть 2
График прохождения:
Основные точки на схеме:
Варианты прохождения препятствия:
Аварийные и запасные варианты:
Краткая характеристика основных участков маршрута:
Краткая характеристика запасных и аварийных участков маршрута:
3.3.5. Дневка на морене л. Уллуауз 30.07.07 Можно с уверенностью сказать, что дневка удалась. Отлично выспались, соорудили тент от солнца, много покушали, расписали пулю. Подняли и перераспределили продукты и снаряжение.
3.3.6. Паспорт ЛП «Траверс Птица - Коштантау (по СЗ гребню с л.Уллуауз)»
1. Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток). Вершина Коштантау находится в Боковом хребте (Северный Массив, хребет Коштан-крест). Вершина Птица - в С ответвлении гребня от Коштантау. 2. Что соединяет и связывает. Л. Уллуауз и л. Кундюм-Мижирги. 3. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает. Название «Коштантау» от кош - пастбищная стоянка и тау - гора. Вершина хорошо видна с места бывшего коша в ущ. Безенги. 4. Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон). Первопрохождение С гребня в. Коштантау совершил Г.Вуллей в 1889 году Первопрохождение как туристского ЛП в походе - группа под рук. О.Г. Фомичева в 2001 г. 5. Печатный или рукописный источник сведений (отчет - место хранения, №, вид туризма, автор, к.с., № стр., или фото, литература). Использованы: материалы библиотеки КСС а/л «Безенги» отчет о горном походе 6 к.с., Москва, О.Г. Фомичев, 2001 год (http://mountain.ru/ world_mounts/caucasia/bezengi/2004/Fomichev2001_otchet/#26) 6. Количественные характеристики (таблица): Веревка 50м:
7. Условия, при которых изменяется категория трудности. При отмене радиального выхода на в. Коштантау к.т. уменьшается. 8. Описание прохождения. 31.07.07 (0-1) Подъем в 3:00. К выходу были готовы в 5:00, однако выход со стоянок (т. 0) состоялся только в 6:00. Неожиданная задержка на час, по причине найденной поутру заброски. Заброску идентифицировали как 2004 года, принадлежащую землякам - киевлянам. Короткое совещание на тему «а может еще денек подневать», «командир, водка же», «а тушня и килька какая вкусная» J. Принято волевое решение съесть банку ветчины («авось полегчает»). В итоге скушали 2 банки ветчины, 1 кабачковой икры, полбанки сгущенки. Еще 2 банки ветчины и немного «лишнего» сахара решили взять с собой. По словам руководителя: «более оригинального срыва утреннего выхода я не помню». За пол часа дошли до поворота, и далее еще за час подъем до плато перед перевалом птица. Здесь поднимаем оставленное снаряжение. Набираем воду на выход. И в 8:30 начинаем подъем. Первым на перевал сегодня движется Паша. (1-2) Связываемся перед перевалом. Смотрим на следы ледовых обвалов, сразу хочется проскочить это место побыстрее. Первый с облегченным рюкзаком. Начинаем движение одновременно. От начала взлета движемся попеременно связка по связке. Движение ровно вверх 2 веревки - 100 м. Первый, игнорируя предложение свернуть налево, упирается в большой разлом. Далее обход разлома траверсом влево (50 м). Можно изначально забирать левее - удастся избежать траверса. В своей левой части разлом легко проходится. Отсюда движение вверх - вправо одновременно (100 м), направление на большой разлом, его границу со скалами. Некоторое время думаем, продолжать ли движение по льду или выходить на скалы. Принимаем решение двигаться по льду вдоль границы со скалами. (2-3) По правой части склона, по границе скал и льда (закрытые трещины, пробки, мосты) подъем «за поворот». Лед может быть очень порван, как вариант - прохождение этого участка по скалам справа (видна полка, по которой возможно движение). Две веревки (2*50 = 100 м) ровно вверх. Далее еще одна веревка (50 м), огибая скальный выступ «за угол» выходит к перевальному взлету. (3-4) Ледовый перевальный взлет с текущими по нему ручьями талой воды. Привычная «ледовая работа» - 2 веревки (100 м). Взлет ровный без трещин. В верхней части (2-3 метра) угол возрастает до 60-65°, однако сложности, в общем, не представляет. Ночевка на перевале. Есть вода - приятный сюрприз. Фотографируемся, забираем записку в туре. Праздничный обед с трофейной тушенкой. К вечеру портится погода, идет снег, наблюдаем грозу над гребнем Мижирги. Ужинаем и ложимся спать, завтра предполагается сложный день. 1.08.07 (4-5) Подъем в 3:30, выход в 6:00. Движение по западной стороне гребня (по ходу справа) в связках одновременно, местами связка по связке. Встречаются «трофейные» крючья, морковки. Снизу вершина не просматривается, за нее легко принимаются жандармы. Скалы средней сложности - 2-3 к.т., немного заледеневшие. Временами встречаются стеночки с участками до 4 к.т. Через 100 м от начала движения первая стеночка высотой 2-3 м крутизной около 55°, 3+ к.т. Есть «трофейный» крюк, легко организуется своя страховка. Проходим ее связка по связке, далее одновременно 50 м. Следущая небольшая стеночка (см. фото 83), по ней выход на гребень - 15 м. Страховка организуется легко, френды. Перед выходом на гребень большой камень (нависает над лезущим), за него можно хорошо ухватится, подтянутся, удобные зацепы. Скалы 3+ к.т. Далее одновременно, проходим понижение в гребне, и далее по гребню. (5-6) 8:00. Стенка, с хорошей щелью 20 м. Снизу выглядит как небольшой участок несложного лазания, однако стеночка заканчивается «зализанными» пологими участками. Облезть слева и справа не получается. Прохождение несколько затруднено заледеневшими участками скал. Проходим ее «в лоб», дальше наклонная полочка выходит к вертикальному участку высотой метра 3, который заканчивается нависанием. Просматривается выход левее нависания на хорошую полку. На стеночке хорошая щель для организации страховки (хороша для ИТО). Дальше по наклонным, залитым льдом, полкам несложный участок под большой камень. Станция в удобном, защищенном месте. На наш взгляд - ключевая веревка. (6-7) В 9:00 выходим на гребень. Небольшой участок по скалам (заснежены, залиты льдом), и далее движение по гребню - фирн, снег, местами лед. Еще 100 м (2 станции) и выход на вершину в 11:00. На вершине по причине наличия времени устроили обед (единственный во всем мероприятии). Просматриваем возможные варианты спуска к южной Птице. Юра без рюкзака слазил на соседнюю с вершиной башню, просмотрел вариант, однако спускаться решили все же на восточную сторону прямо с вершины. (7-8) С вершины одна веревка дюльфера на восточную сторону. Последний - без рюкзака, с «нижней страховкой» 50 м. (8-9) По восточному склону Птицы С выходим на перемычку между двумя вершинами (70 м). Дальше движение траверсом по западному склону (по ходу справа), обходим вершину второй Птицы. Движение одновременно по сильно разрушенным, живым скалам. Страховка затруднена, закладываем веревку (150 м). Дальше просматриваем 2 возможных варианта движения: спуск вниз на склон Ледового купола или траверс далее и дюльфер прямо на перемычку. Выбираем 2-й вариант. Движение далее траверсом по скалам еще 70 м. (9-10) Дюльфер (одна веревка) на склон Ледового купола в его верхней части (50 м от гребня). (10-11) Далее одновременно на гребень к месту ночевки. Для организации ночлега приходится срубить часть гребня и вытоптать площадку. Аккуратно, трещины!!! 02.08.07 Подъем дежурного (отдыхающий сегодня Паша) в 2:30. Берем с собой теплые вещи, на всякий случай - баллон с горелкой и немного еды. Выходим со стоянки (т. 11) втроем одной связкой около 4:45. Снега в этом году мало, там, где по старым описаниям можно было идти одновременно по снегу, теперь начинается лед. Поскольку буры все равно крутить придется, решаем не мудрствовать и проходить Ледовый купол не по гребню, а в обход. Движение начинаем одновременно (100-150 м), затем лед становится круче, переходим на попеременное движение. Пробуем новую для нас схему - выход вперед среднего в связке, который затем через реверсино принимает двоих одновременно. Проходим так 3 веревки по 25 м, затем оцениваем, что подъем одного человека займет меньше времени, чем организация лишней станции. Последнюю веревку навешиваем на полные 50 м (можно назвать это перилами, но с жюмаром по сути движется только один человек - второй принимает третьего, выпуская в то же время первого. Точно так же мы потом станем двигаться и на спуске). Эта веревка выводит нас на перемычку между Ледовым куполом и первым жандармом. Пройдя вдоль нее одновременно (карнизы!) в 6:00 подходим под первый жандарм (т. 12). Подъем на жандарм в лоб, сперва по забитой снегом и льдом расщелине (возможно оправдано движение в кошках), затем 5 м траверс вправо и далее по стене на полку, с которой 2-3 м до верха. «Перья» наверху жандарма проходим попеременно, затем по сильно разрушенным скалам спуск влево на перемычку с ночевкой под двухместную палатку. Одеваем кошки, и, обойдя еще один «зуб» слева по ледовому склону, выходим на снежный гребень (т. 13). Движение на участке 13-14 начинаем около 7:00, одновременно по гребню и чуть правее. Перед вторым жандармом уходим сильнее вправо и по крутому снежно-ледовому склону поднимаемся на три такта. Перед самым выходом назад на гребень (район т. 15) справа под скалой отличная площадка. Дальнейшее движение - также одновременно по острому изрезанному снежному гребню 4 к.т. (карнизы слева!). Местами удается идти правее, но зачастую на склоне справа под сыпучим снегом скрывается лед, идти по нему тяжело. Небо постепенно затягивает. Начало подъема на третий жандарм (т. 16) в лоб по заледенелым крупноблочным скалам около 20 м, затем левее по небольшим полочкам и скалам 2 к.т. выход на его вершину. Около 10:00 мы за жандармом (т. 17), небо полностью забито облаками. Отсюда и до вершины (уч. 17-18) идем одновременно по гребню. По мере подъема склон справа постепенно выполаживается, карнизы слева наоборот делаются больше. Начинается туман, видимости нет, местами приходится уходить вправо на склон. На вершину (т. 18) выходим в 11:30, начинается гроза. Лихорадочные поиски тура в полном «молоке» не дают результата, и тут же начинаем спуск. За 30 мин. одновременно доходим до верха третьего жандарма (т. 17), гроза к этому моменту прекращается, но видимости нет по-прежнему. На жандарме вешаем один 25 м дюльфер, и дальше до первого жандарма (т. 13) двигаемся по пути подъема одновременно. К 13:00 слегка развиднелось, делаем небольшую остановку для связи с а/л. Первый жандарм проходим также по пути подъема, на спуске с него вешаем одну сдвоенную веревку (25 м). На участке 12-11 вновь возвращается туман, оптимального пути просмотреть не удается, потому на спуск навешиваем 4 веревки. Дюльферяет только второй, первый и третий движутся одновременно. На стоянку приходим в 15:40, всего спуск занял 4 часа, весь радиальный выход - 11 часов. 03.08.07 Хорошо выспались и встали около 6 часов. Выход в 8:00. Спускаться решили дюльферами прямо от палатки (вчера обсуждался вариант спуска через Ледовый Купол). 4*50 м дюльферов по льду до 40° привели нас к сбросу ледника. На сброс хватило ровно длины одной веревки 50 м. Под сбросом траверснули склон вправо по ходу (2*50 м). Еще одна веревка - дюльфер по скалам (двигаться дальше вправо по ходу опасно - летят камни) и последняя веревка через бергшрунд на ледник. Итого 9 веревок, 4,5 часа времени (много фоткали при дюльфере на сбросе J). На пологой части ледника сделали привал минут на 30. По леднику двигались, прижимаясь к правому борту до начала разломов ледопада. Сначала попытались пройти по границе скал и льда, но там было как в водовороте, поэтому пришлось взять левее. Обойдя несколько больших разломов, по раскисшим мостам снова двинулись в правом направлении и через час пришли на широкое плато ледника, по которому дошли до ночевок 3900. 9. Рельеф по участкам пути. 10. Протяженность, крутизна, время прохождения участков. Подъем на в. Птица и траверс до седла Птица-Ледовый Купол:
Подъем на в. Коштантау:
Спуск с в. Коштантау:
Спуск на ночевки 3900:
Итого на препятствие: ЧХВ на прохождение - 1:50 ЧРВ на прохождение - 30:35 Навешено перил - 34 веревки (не считая коротких участков попеременного движения) 11. Требования к организации движения и страховки. - На гребне Птицы большинство участков надо проходить одновременно (это должна позволять подготовка группы), в противном случаи сплошное провешивание перил отберет слишком много времени и сделает невозможным восхождение на Коштан на следующий день. - Участок 11-12 можно, в принципе, проходить одновременно с промежуточными точками (при достаточном уровне подготовки и количестве ледобуров). Возможен также подъем на Ледовый купол по гребню, но следует быть осторожным - карнизы. - В случае движения несколькими связками жандармы на гребне Коштана проходить в режиме ПВС. - При малом количестве снега одновременное движение на уч. 14-15 не рекомендуется. 12. Возможные опасности и меры безопасности (выделить особо). Опасности: - Карнизы на левую сторону гребня Коштана. - Вероятность срыва с острых «ножей» гребня Коштана. - Недостаточная акклиматизация и соответствующие проблемы с этим связанные. - Попадание в грозу в верхней части гребня или на вершине Коштана. Меры безопасности: - По возможности придерживаться правой стороны гребня Коштана. - При необходимости - организовывать на гребне Коштана попеременную страховку. - Перед восхождением необходимо получить достаточную акклиматизацию. - Максимально быстрый спуск при попадании в непогоду. 13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу. Каждому: - Система, самострах, 3 карабина, страх./спусковое устр-во, каска, перчатки - Фонарь налобный - Кошки - Ледоруб - Зажим (жюмар) (кроме первого) - Наколенники (желательно) На группу из 4 человек: - Ледобуры - 10 шт. - Карабины для точек - 8-10 шт. - Карабины станционные - 4 шт. - Петли станционные 120 см - 4 шт. - Инструмент ледовый (первому) - 1-2 шт. (желательно) - Веревки основные - 2 шт. - Расходные петли - несколько метров - Вспомогательная веревка - 1 шт. (для спуска) - Закладки - 1 комплект - Френды - 1 комплект (желательно) - Оттяжки средние - 4-5 шт. - Петли станционные 240 см - 1-2 шт. (желательно) 14. Возможные и рекомендуемые места ночлега. 1. «Верблюжьи ночевки» на боковой морене л. Уллуауз. 2. Ровные участки верхних плато л. Уллуауз. 3. Перевал Птица - хорошее удобное место. Есть вода. 4. Вершина «Птица». Воды нет. Можно рекомендовать только как аварийное место ночевки. 5. Перемычка между в. Птица Ю и Ледовым Куполом (т. 11). Площадок нет, но можно срубить часть гребня. Осторожно - карнизы. 6. Перемычка между Ледовым Куполом и первым жандармом гребня (т. 12). Площадок нет, надо рубить гребень. Карнизы. Место в целом на наш взгляд менее удачное. 7. Между первым жандармом гребня и скальным «зубом». На скальной перемычке площадка для двухместной палатки. В этом году половина ее занята смерзшимся наддувом. Воды нет. 8. Ночевка в мульде под скалой правее второго жандарма (район т. 15). Ровная ледовая площадка, укрытая от ветра, но тесная. 9. Скальные островки правее гребня в его верхней части (уч. 17-18). Площадок нет, но возле островков есть пологие места. Продувается ветром, карнизы, опасно при грозе. Ночевка на гребне не рекомендуется. 15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору. Не известны. 16. Фамилия, имя, отчество автора описания. Балицкий Юрий Святославович Конишевский Андрей Николаевич Миклухин Евгений Олегович 2007 год. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Список фотоматериалов
График прохождения:
Основные точки на схеме:
Варианты прохождения препятствия:
Аварийные и запасные варианты:
Краткая характеристика основных участков маршрута:
Краткая характеристика запасных и аварийных участков маршрута:
3.3.7. Паспорт ЛП «Траверс Крумкол-Мижирги В (по В гребню через Крумкольский Провал, спуск по Ю гребню Мижирги З)»
** Описываемый вариант прохождения: ночевки 3900 - пер. Крумкольский Провал (3Б, 4351) - в. Крумкол (4688, альп. 4Б по В гребню, к) - пер. Памяти (3Б, 4396, продольно) - в. Мижирги В (4992, альп. 4Б по В гребню, к) - Ю гребень в. Мижирги З - л. Крумкол
1. Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток). Участок Крумкол-Мижирги В представляет собой часть Северного массива (Дыхтау-Коштантау). 2. Что соединяет и связывает. ЛП связывает ледник Кундюм-Мижирги и ледник Крумкол (вариант - л. Селлы). 3. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает. Крумкол - от крум - сажа, пыль и кол - ущелье. Вершина над запыленным ущельем. 4. Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон). Первопрохождение В гребня Крумкола совершил В. Абалаков в 1949 г. Первопрохождение З гребня Крумкола совершил Н. Чекмарев в 1938 г. Первопрохождение пер. Памяти совершила группа под рук. В. Лобова в 2000 г. Первопрохождение В гребня Мижирги В совершил Г. Вуллей в 1889 г. Первопрохождение Ю гребня Мижирги З совершил Л. Саладин в 1934 г. Первопрохождение как туристского ЛП в походе - группа под рук. Ю. Балицкого в 2007 г. 5. Печатный или рукописный источник сведений (отчет - место хранения, №, вид туризма, автор, к.с., № стр., или фото, литература). Использованы материалы библиотеки КСС а/л «Безенги» 6. Количественные характеристики (таблица): Веревка 50м:
7. Условия, при которых изменяется категория трудности. При неполном прохождении к.т. может быть ниже. 8. Описание прохождения. 04.08.07 (0-1) Подъем в 3:00. Выход со стоянок (т. 0) в 5:30. 15 минут спуска с ночевок 3900 на ледник - плато 3 ступени ледопада. На леднике одеваем кошки, и далее по открытому леднику одновременно несвязанные движемся к началу снежно-ледовых взлетов пика Тихонова (т. 1), по ходу забирая немного левее в обход разрывов. (1-2) Далее движемся одновременно в связках. Движение вправо вверх, по лавинным выносам, обходя трещины и бергшрунды. Снег достаточно мягкий. Движемся по направлению к нижней точке С гребня п. Тихонова с характерным скальным выступом (т. 2) - жандарму «Медведь». Рельеф сложности не представляет, однако в другие года (время) возможен более «порваный» ледник. При большом количестве снега склоны п. Тихонова могут быть лавиноопасны. К жандарму вышли в 7:00, здесь отдых 15 мин. Рядом с жандармом места для ночевки. (2-3) От жандарма (начало левее скал) по явно выраженному снежно-ледовому гребню одновременно в связках. Фирн не очень жесткий, позволяет делать ступени, угол 30-40°, 3 к.т. Темп движения невысокий. В описании из библиотеки а/л указано, что в некоторые года здесь образуется ледовый гребень до 5 к.т. - в этом случае участок значительно усложнится. (3-4) Гребень становится неявно выраженным (т. 3), движемся по снегу и скалам 1-2 к.т. к основанию п. Тихонова. Камнеопасно! Желательно проходить как можно раньше. Отсюда хорошо просматривается гребень Мижирги, фотографируем дальнейший путь. Время движения 45 минут. (4-5) Начинаем движение связка по связке. Первый движется, делая 2 точки на веревку. Станции на 2 бурах. Движемся траверсом, направление существенно левее скального жандарма в перемычке. Лед не жесткий, кошки держат хорошо. Первый с двумя инструментами. В верхней части крутизна склона несколько возрастает (до 60°). Перспектива скрадывает расстояние, визуально кажется, что до гребня существенно ближе, чем на самом деле. Склон издалека выглядит «сплошным», на самом деле имеются трещины. На предпоследней станции в верхней части склона раздался характерный щелчок трескающегося льда, что несколько взволновало стоящих на этой станции и заставило ускорить движение. Склон заканчивается небольшим карнизом, который несколько затрудняет выход на перемычку. (5-6) Перемычка в месте выхода шириной в несколько метров, позволяет принять группу через якорь и перегиб. Достаточно места для безопасного сбора всей группы. На перемычке мы в 12:00. Далее, после небольшого отдыха, движемся по широкому снежному гребню (1-2 к.т.) к скальному жандарму. У основания жандарма гребень сужается. Время движения 15 минут. (6-7) Принимаем решение обходить жандарм справа. Движение - связка по связке. От основания вешаем полверевки в обход скал. Неприятный траверс, снег на скалах, есть куда улететь. Дальше - дюльфер на сдвоенной веревке на седловину. (7) Крумкольский провал - место ночевки, время 12:45. По связи в 13:00 сообщаем о своем местонахождении. Вытаптываем, выкапываем место для палатки. Тур нашли после длительных поисков. Оказалось, что он находится на скалах выше провала (по направлению к п. Тихонова), рядом с памятной табличкой. Подойти к нему без кошек и ледоруба затруднительно. Сняли записку литовской группы 2003 г. В туре нашли сувенир - бутылочку настойки на травах, за что большое спасибо собратьям. 05.08.07 По совокупности факторов приняли решению устроить отсидку с предварительной обработкой маршрута. Когда развиднелось, одна связка вышла на обработку (12:00). По описанию а/л имелось 2 пути подъема на первый жандарм (правый и левый). Поднимались одновременно связкой в кошках. От Провала к скалам первого жандарма ведет широкий снежный склон (с льдом в верхней части). Предпочтительней показалось движение вправо. Снег - фирн, немного уже раскисший, по мере движения угол становится все больше (до 60°). Достаточно быстро (около 20 мин) дошли до ближайшего скального островка, сделали попытку его обхода справа. Скалы покрыты тонким слоем снега и льда, снег «рыхлый», страховка затруднительна. Первый принял решение вернуться, обойти остров слева. Выйдя на скалы - далее по контрфорсу вверх-влево на южную сторону скального гребня (1 веревка). Рекомендуем при прохождении этого участка сразу выходить на снежный гребень (в самом его начале, забирая влево) и далее по нему под скалы первого жандарма (левый вариант). По южной стороне гребня несложное лазание - 2-3 к.т., 1 веревка, под скалы первого бастиона первого жандарма. Далее еще одна неполная веревка (около 30 метров) скал 4 к.т. на вершину первого бастиона (т. 9). Оценив пройденное расстояние и количество имевшихся веревок (две), приняли решение обработку закончить. Большую часть снаряжения оставили в качестве заброски на верхней станции (т. 9). На спуске первую веревку провесили «южнее» (по направлению спуска правее) гребня, решили, что так путь подъема будет проще. Веревку раскрепили на предпоследней станции (для ускорения движения завтра). Одной веревки оказалось достаточно до простых скал основания жандарма (т. 8). Далее продолжили движение одновременно. Вышли на снежный гребень и по нему в кошках до скал в его средней части. На камнях на петле закрепили веревку, сбросили ее через ледовый взлет по направлению к подъемным следам. Спускались рядом, чтобы не сломать хорошие ступени «на завтра». Спустились к палатке в 15:50. 06.08.07 (7-8-9) Подъем в 3:00 утра. Сбор, развеска снаряжения. Первый движется облегченным, без рюкзака. Выход в 5:00 утра. Подъем по вчерашним ступенькам, до первой веревки (здорово сэкономили силы). По ней жюмаримся наверх, затем пешком до провешенной на скалах второй веревки. По раскрепленной второй веревке поднялись на вершину первого скального бастиона первого жандарма (т. 9). Исходя из описания, ошибочно приняли т. 9 за окончание первого жандарма. Время 6:45. Подобрали все снаряжение. Сделав дополнительную станцию, для удобной страховки первого, продолжили дальше движение попеременно связками. Все станции делались на петлях, удобно иметь запас петель 240 см. (9-10) Дальнейшее движение возможно «в лоб» по гребню, или влево в обход. Мы прошли в обход слева небольшую стеночку (25 м), станцию сделали по причине трудности протаскивания веревки. Дальше веревка (50 м) скал 2-3 к.т. до вершины первого жандарма и начала снежного гребня перед вторым (т. 10). Время 7:50. (10-11) По снежному гребню 4 к.т. 100 м одновременно под скалы второго жандарма (т. 11, 8:50). Возможны карнизы! Более простой вариант движения по кромке скал и снега (левее гребня образуется мульда), однако из нее сложнее выходить к основанию второго жандарма (т. 11). Хороший (с точки зрения страховки) вариант движения связки - один по гребню, один в мульде. (11-12) Второй жандарм - по сильно заснеженным и изредка обледенелым скалам 2 веревки (70м) 3 к.т. прошли «в лоб». 10:00. От вершины второго жандарма (т. 12) по снежно-ледовому гребню (направо висят карнизы!) одновременно в связках дошли до основания третьего жандарма (т. 13) за 50 мин. Скалы 3-го жандарма залиты льдом и заснежены (по описанию - 5 к.т.). Просматривается два варианта подъема: «в лоб», или вправо-вверх на северный гребешок 3-го жандарма. Выбрали второй вариант (он совпадал с описанием). Подъем лазанием, в кошках, используя инструмент. Страховка - ледобуры вперемешку с закладками и френдами. 20 метров микста 4+ к.т. до удобного места под станцию (т. 14). С нашей точки зрения вариант подъема через северный гребешок проще и безопаснее пути «в лоб». Направо от станции просматривается удобная площадка для ночевки (в нише, под прикрытием скал) под 2 палатки. Время 11:40. Далее по северному гребешку ровно вверх на вершину 3-го жандарма (т. 15) по скалам 3 к.т. 40 м. От вершины 3-го жандарма по гребню с небольшим сбросом высоты выход на снежный широкий гребень. 13:00. Далее по гребню на вершину (350 м, 1-3 к.т., 13:50). Направо висят большие карнизы. Перед вершиной гребень местами ледовый, более крутой. От вершины прошли 100 метров дальше по гребню до снежного седла. Удобное место для ночевки нашли в 14:20. 07.08.07 Дежурный встал в 4:30, выглянул на улицу и глубоко задумался J. Сильный ветер нес через нашу седловинку туман - ничего не видно и не понятно, все плохо или это одиночное облако. Тем не менее, начали потихоньку собираться, хотя и были запасные дни, тратить их перед спуском не хотелось. Собрались и вышли в 7:00. Через некоторое время в тумане начали проноситься просветы. Движение по простому снежному гребню, затем на взлете верхнего жандарма по острому снежному гребню (частично по границе скалы-снег). Двигаемся в кошках, временами на снегу встречаются заледенелые участки, а на камнях - натечный лед. Развиднелось, правильно сделали, что не отсиживались. Спуск с верхнего жандарма (уч. 18-19) по миксту крутизной до 40° - не сложно, но требует осторожности, и кошки не снимешь. Второй от верха жандарм похож на первый - восточная сторона идется по острому снежному гребню или по границе скал и гребня, западная - по микстовому гребню. Правда, здесь на спуске несколько сложнее - больше участков льда (3 к.т.), местами приходится идти попеременно лицом к склону (фото 144). Небольшой участок простого гребня, и скальная «пила» около 30 метров (3+ к.т.) выводит к скальной стенке (уч. 22-23). Стенка небольшая, но уверенной 4 к.т. Сверху станцию можно сделать на большом камне (т. 23). С камня «парашютиком» метров 6 до простого участка гребня, по которому метров 45 до вершинки скального массива (т. 24). Дальше сброс - вешаем дюльфер. Ниже сброса - площадка под палатку (т. 25), несколько в заброшенном состоянии, но для одной палатки пригодна. И снова относительно простое движение вдоль снежного ножа по скалам до вершины следующего жандарма (уч. 25-26). Сброс западной стороны жандарма - дюльфер 20 м по скальным плитам на полку. Скальный выступ далее обходится слева, за ним комбинированный участок гребня, небольшая стенка (можно спуститься пешком) и снова микстовый гребень. Доходим до очередного сброса - заледенелые скалы до 50°. Еще один дюльфер по сдвоенной на снежный гребень (уч. 28-29). Далее движемся по протяженному участку достаточно широкого простого снежного гребня. Снег раскис, ноги проваливаются, поэтому стараемся идти по скалам левой стороны гребня. Получается не всегда. Метров через 500 еще один скальный сброс - дюльфер на сдвоенной (уч. 30 31). Пробуем дальше двигаться по гребню, но путь преграждает скальный выступ. Перед выступом спускаемся по снегу на три такта, обходим небольшие скальные выходы и по косой движемся в направлении перевальной седловины Памяти. Через некоторое время выходим на лед, где навешиваем 5-10 метров дюльфера через бергшрунд (потому что шли без кошек). И по снегу выходим на перевал (т. 32). Здесь расчищаем удобное место под палатку и находим воду. Время прихода на ночевку - 13:50. Через несколько часов нас накрывает метелью. 08.08.07 Подъем в 3:00, сборы, выход в 5:20. Одновременно в связках двигаемся по снежному гребню, выбирая путь так, чтобы меньше проваливаться. 40 минут занимает подход к началу взлета (т. 33). Не снимая кошек, проходим чередующиеся участки снега и камней. Первую станцию ставим в т. 34, дальше идет серьезный лед. Первый выбрал левый вариант подъема - 5-7 метров льда 40° до т. 35 и дальше по заснеженным, местами заледенелым несложным скалам остальные 40 метров. После того, как пришел второй и снял кошки, веревку перебросили на правый вариант - метров 30 косого подъема по 40°-му льду (уч. 34-37) и 10 метров по заснеженным простым скалам. Дальше двигались одновременно сначала вверх, затем траверсом по полке вправо (1-2 к.т., 60 м) до т. 38. По узкому скальному кулуару 40 метров скал 3 к.т. до выхода на перемычку взлета выше плитообразного жандарма (уч. 38-39). Отсюда по левой стороне взлета гребня по скалам 1-2, местами 3 к.т., сначала траверсом 30 метров, затем широкой дугой огибая сверху большой кулуар 70 метров до скального выступа на раздвоении кулуара (уч. 39-40). Здесь долгие размышления по поводу дальнейшего маршрута: туристский опыт говорит, что надо идти по кулуару до видимой слева седловины, альпинистский - что надо уходить по правому кулуару и выходить на гребень. Уходим направо метров 20 по заснеженным скалам 2 к.т. в кулуаре (уч. 40-41), переходим на полку, уходящую влево на скалы гребня. Выходим на просторную полку (2 к.т., 10 м), с которой влево по скалам 3 к.т. поднимаемся на гребень жандарма (20 м). Точки кладутся хорошо. С гребня уходим сложным траверсом (4 к.т., 20 м) влево, огибая стенку и далее по щели с натечным льдом (3-4 к.т., 10 м) и покатым участкам со снегом (20 м, 2-3 к.т.) возвращаемся на гребень (уч.42-43-44). Дальнейшее движение возможно двумя путями: правее гребня по плитам с выходом на гребень или левее, траверсируя склон гребня с набором высоты. На этот раз победила туристская психология - мы решили идти вторым вариантом (плиты северной стороны гребня плохо просматривались). Как мы узнали позже, один из возможных вариантов прохождения таки шел по плитам, только сначала нужно было траверсировать порядка 40 метров вправо, а затем вверх до выхода на гребень. Первую веревку навесили вдоль гребня по южной стороне сначала по наклонным плитам, через щель, залитую льдом, далее, огибая скальный выступ, до станции на большом отколе (50 м, 3, местами 4 к.т.). Вторую веревку вешали в направлении хорошей заснеженной полки. Спуск со станции метра 4 (сползали на верхней страховке), подход к сложному залитому льдом небольшому кулуару (20 м), по которому на полку (10-15 м). По полке с провалами влево метров 10-15 до станции (3-4 к.т.). Третья веревка по скалам 2-3 к.т. около 30 м вывела на гребень (т. 45). Время около 14 часов. Оценив темп движения и текущую высоту, решаем ночевать на гребне. Площадку вырубаем на снежной стороне. Через 2 часа все накрывает туманом, еще через час начинается гроза. 09.08.07 Подъем в 3:20, выход в 5:40. Все небо заложено облаками, сравнительно тепло. Благодаря ранней остановке на бивуак удалось неплохо восстановиться. Первую веревку начинаем вешать прямо от палатки (т. 45). По гребню подходим к стенке с вертикальным разломом, которую проходим в лоб (2-3 к.т.), далее небольшая пологая часть и снова стенка, на этот раз 4+ к.т. (проходили в лоб с уходом правее на выступ, предположительно ее можно обойти с юга по скалам 3 к.т.). Станцию поставили метрах в 6-7 от стенки по простому гребню. Дальше участок 20 м 1 к.т. (шли одновременно) приводит к подножию гладкого жандарма (т. 46). Вторую веревку вешаем в обход жандарма справа, сначала косой спуск 5-6 м по щели откола, затем по скалам 2-3 к.т. снова выходим на гребень (25 м) и еще метров 15 по гребню (2 к.т.) до т. 47. Третья веревка 25 метров идет по простому гребню (уч. 47-48) и у подножия следующего жандарма (т. 48) мы ее раскрепили для дюльфера (20м) влево - на полке, для обхода трудных скал (т. 49). С полки четвертая веревка идет в направлении небольшой седловинки гребня (т. 50) перед стенкой (50 м, 2-3 к.т.). Одной веревки не хватает, делаем станцию раньше и следующей веревкой подходим к стенке (15 м, 2-3 к.т.). Первый пролазит ее без рюкзака (уч. 50-51, 20 м, 4 к.т.). Дальше идет острый участок гребня (10 м), который подходит к следующей стенке (т. 52). Стенка выглядит на 5 к.т., понимаем, что надо ее обходить. Вариант - справа по кулуару. 15 м по скальным «ребрам» (уч. 52-53), неудачная попытка вернуться на гребень (и тут уч. 4+-5 к.т.), и остаток веревки вверх по кулуару (2-3 к.т., участки 4 к.т.). Станция на хорошей полке в верхней части кулуара. Для безопасности первый ждет, пока все пройдут эту веревку. Шестая веревка идет метров 10 вверх до последней полки кулуара (т. 54) и по ней влево 30 метров 1-2 к.т. под вертикальный разлом, выше которого виден снег верхней части гребня (т. 55). По нависающему разлому 15 м до выхода на пологий снег (уч. 55-56, 4 к.т.). Во время подъема третьего «запели» камни и железо, началась гроза. Все железяки сложили у последней станции, грозу пересиживали, попутно вырубая площадку под палатку метрах в 60 дальше по гребню. Незабываемые ощущения шевелящихся усов и разрядиков, которые больно бьют по ушам. Время сбора группы на ночевке - около 14:20. 10.08.07 Подъем в 3 часа, выход в 5:00. На небе - дрянь, надо шевелиться. Связываемся и движемся по снежному гребню. Минут через 15 подходим к скальному жандарму (т. 57). На него залазим слева по ходу по заснеженным камням, не снимая кошек. Рельеф 2-3 к.т. метров 30-40. На жандарме (т. 58) наблюдаем фантастический вид рассвета. По снежному склону спускаемся к взлету вершины Мижирги В (т. 59). От ночевки прошло около часа. Здесь некоторое время тратим на передачу железок - надо было поменять первого. По снежно-ледовому кулуару (2-3 к.т., 50 м) выходим на полку, на которой делаем станцию на скалах (т. 60). Дальше подъем по обледенелому скальному кулуару (3 к.т., 50 м) до выхода на горизонтальную предвершинную часть гребня (т. 61), по которой метров 30 до вершинного тура (т. 62). Подъем занял 1:10. Снимаем записку с чемпионата России по альпинизму в ледовом классе 2006 года. Минут 30 сидим на вершине. Спуск начинается по широкому снежному гребню-склону, затем идем по горизонтальной части гребня до острых снежных наддувов (уч. 62-63). Нам нужно обойти вершинную башню Мижирги З слева и выйти на Ю гребень, по которому идет маршрут спуска. Пройдя снежные ножи (уч. 63-64), выходим на заснеженные скалы, по которым надо обходить вершину. Сначала движемся одновременно в связках метров 30 (2 к.т.), затем переходим на перильное взаимодействие связок (около 40 м, 2-3 к.т.). На гребне (т. 65) поворачиваем вниз и далее следуют бесконечные дюльфера. Через некоторое время накрывает туман, движемся «по приборам», просматривая линию спуска в просветах. Часто встречаются петли, иногда вешаем свои. Часто дюльфер удобно делать на полверевки по сдвоенной, иногда - на полную длину. После пятого-шестого спуска мы сбились со счета. Небольшой привал сделали в нижней части гребня перед сбросами первого жандарма (т. 66). Здесь по полке свернули с гребня в сторону л. Крумкол и сдюльферяли 3 веревки на лед (т. 67). Сверху нам показалось, что так будет безопаснее, чем с перевала Селлы спускаться потом на л. Крумкол (на перевал с этой стороны мы поднимались в походе 5 к.с. в 2004 году и хорошо представляли себе рельеф). Решение спорное, поскольку уч. 67-68 камнеопасен. С другой стороны, при спуске с перевала мы все равно прошли бы по этому участку. Оптимальным решением, наверное, было бы спуститься на перевал и по запасному варианту спускаться на л. Селлы или ночевать на Ю гребне Мижирги З, а на следующий день продолжить спуск. Но эти выводы были сделаны позже. По льду мы навесили 3 веревки дюльфера и без веревок прошли нижний снежный выкат до пологой части л. Крумкол (т. 68). С момента выхода на гребень мы спускались около 9,5 часов. 9. Рельеф по участкам пути. 10. Протяженность, крутизна, время прохождения участков. Подъем на в. Крумкол:
Подъем на в. Мижирги В:
Спуск на л. Крумкол:
Итого на препятствие: ЧХВ на прохождение - 0:30 ЧРВ на прохождение - 53:30 ЧРВ на предв. обработку - 3:50 Навешено перил - 60 веревок (не считая коротких участков попеременного движения) 11. Требования к организации движения и страховки. Для прохождения ЛП оптимальным способом страховки является режим взаимодействия связок. Частые переходы с одновременного на попеременное движение. Основное требование по организации движения - максимально ранний выход (до рассвета) каждый день и прекращение работы до 14 часов. Далее, обычно, все затягивает облаками, сыпет снег и частенько начинается гроза. Следует также хорошо рассчитывать силы: не делать слишком напряженных дней, чтобы не пришлось устраивать день отдыха (особенно на высоте около 5000). 12. Возможные опасности и меры безопасности (выделить особо). Опасности: - Ледовые обвалы по пути на ж. Медведь - Камнеопасность СЗ склона п. Тихонова (участок перехода с СЗ ребра п. Тихонова на пер. Крумкольский Провал). После 11 часов утра солнце освещает вершинную башню п. Тихонова и начинается обстрел данного участка - Поражение молнией на вершинах, жандармах и участках гребня - Камнеопасность некоторых участков В гребня Мижирги В. Наиболее камнеопасен кулуар, выводящий на верхний участок гребня (уч. 53-54). Опасны уч. 38-39 и 49-50 - Камнеопасность спуска с пер. Селлы на В сторону Меры безопасности: - Участок ледника при подъеме на ж. Медведь лучше проходить утром. Это проще и в плане глубины снега - СЗ склон п. Тихонова (участок перехода с СЗ ребра п. Тихонова на пер. Крумкольский Провал) проходить до 11 часов утра - Во избежание поражения молнией принимать все необходимые меры безопасности при нахождении на потенциально опасных участках (вершинах, жандармах) - На уч. 38-39 и 49-50 основная причина камнеопасности - сбрасывание камней друг на друга, поэтому необходимо двигаться максимально аккуратно и учитывать этот факт при постановке станций - В кулуаре, который находится в верхней части взлета (уч. 53-54) приходится делать станцию. Кулуар полностью простреливается камнями из-под ног участников, которые по нему двигаются. Поэтому необходимо, чтобы в кулуаре одновременно двигался только один человек (проходил подряд 1,5 веревки перил) - Соблюдать максимальную осторожность при движении в нижней части Ю гребня Мижирги З (в районе седловины перевала Селлы), при обходе перевала или спуске с перевала на В сторону 13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу. Каждому: - Система, самострах, 3 карабина, страх./спусковое устр-во, каска, перчатки - Кошки - Ледоруб - Зажим (жюмар) основной (кроме первого) + дополнительный - «Педаль» - 1 или 2 (кроме первого) На группу из 4 человек при передвижении в режиме перильного взаимодействия связок: - Закладки - 1 комплект - Ковырялки для закладок - 2 шт. - Френды - 1 комплект - Крючья скальные - набор 6-10 шт. - Крюкоулавливатели - 2 шт. - Молоток скальный - 1 шт. - Петли станционные 240 см - 3 шт. - Петли 120 см - 3 шт. - Петли 60 см - 2 шт. - Карабины для точек на станциях - 8-9 шт. - Карабины станционные - 3 шт. - Оттяжки разного размера - 7-8 шт. - Веревка основная динамическая - 2 шт. - Вспомогательная веревка - 1 шт. - Расходные петли - 15-20 метров - Ледобуры станционные - 8 шт. - Ледобуры для промежуточных точек - 2 шт. (наше мнение) - Ледовый инструмент - 1-2 шт. 14. Возможные и рекомендуемые места ночлега. 3. Ночевки 3900. Большое количество площадок на морене, вода. 4. Площадки на ж. Медведь. Есть как минимум две хорошие площадки, нуждаются в небольшой расчистке. 5. Пер. Крумкольский Провал. Палатку можно поставить на широком снежном седле или в мульде. 6. В начале спуска по З гребню в. Крумкол. Широкое снежное седло, днем можно найти воду. 7. Ниже скального массива З гребня в. Крумкол. Одна площадка на камнях, нуждается в расчистке. 8. На широком снежном гребне в нижней части З гребня в. Крумкол. Можно вырубить площадку на многочисленных пологих участках. 9. Пер. Памяти. Хорошее место в небольшой мульде у скал. Станет 2 палатки, защищено от ветра. Днем есть вода. 10. На горизонтальных участках широкого снежного гребня на участке пер. Памяти - начало В гребня Мижирги В. 11. Перед самым началом взлета В гребня Мижирги В. Много пологих участков снежного гребня. 12. На снежном горизонтальном участке В гребня Мижирги В (примерно в середине взлета). Можно вырубить несколько площадок. 13. Многочисленные пологие снежные участки верхней части В гребня Мижирги В. 14. Многочисленные пологие снежные участки верхней части гребня между Мижирги В и З. 15. Площадки на Ю гребне Мижирги З. 16. Пологая часть верхнего плато л. Крумкол. 17. Пер. Спартак. Большое количество хороших площадок. 15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору. Не известны. 16. Фамилия, имя, отчество автора описания. Балицкий Юрий Святославович, 2007 год. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Список фотоматериалов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фотокопии контрольных записок
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Рекомендуемый краткий тактический план на ЛП (основанный на опыте прохождения)
График прохождения:
Основные точки на схеме: (Описание - Высота - Примечание). 1 Ночевки 3900 ок. 3900 2 Ночевки на ж. Медведь 4020 3 Перевал Крумкольский провал (3Б) 4351 4 Пик Крумкол 4688 За вершиной есть площадка 5 Перевал Памяти (3Б) 4396 6 Ночевка в середине взлета В гребня в. Мижирги В ок. 4650 7 Вершина Мижирги В 4992 8 Участок обхода вершинной башни в. Мижирги З ок. 4900 9 Вершина Мижирги З 5018 10 Перевал Селлы (3А) 4449 11 Перевал Спартак (2А) 4110 12 Л. Безенги 13 Л. Мижирги 14 Ночевки на пересечении боковых морен л. Крумкол ок. 3300 15 Низовья ледника Крумкол 16 Плато в средней части З ветви л. Крумкол ок. 3650 17 Л. Селлы Варианты прохождения препятствия:
Аварийные и запасные варианты:
- продолжение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||