- Справочные сведения о путешествии
В разделе «Справочные сведения о путешествии» приводятся:
- подробные сведения о нитке маршрута, протяженность и продолжительность маршрута
- название и шифр МКК, давшей заключение по заявочным материалам
- список группы с указанием фамилии, имени, отчества каждого участника, домашних адресов, туристского опыта и обязанностей в группе.
- Нитка фактически пройденного маршрута
г. Краснодар – г. Теберда – пер. Кышхаджер (1А, 3200) – д.р. Даут – пер. Карачайауш (н/к, 2542) – т/б «Глобус» - д.р.Гондарай - пер. Ак Северный (1А, 3450) – д.р. Мырды – пер. Малый Кичкинекол (1А, 3180) – пос. Хурзук - г. Краснодар
ЗАЯВЛЕННЫЙ ПЛАН ПОХОДА
Дата |
Дни пути |
Участки маршрута |
Км |
Категория сложности |
Высота перевала |
Способ передвижения |
16.08 |
1 |
г. Краснодар - г. Теберда |
|
|
|
авто |
17.08 |
2 |
г. Теберда - р. Кышкаджер |
11,16 |
|
|
пеший |
18.08 |
3 |
пер. Кышкаджер – р. Даут |
14,94 |
1А |
3200 |
Пеший |
19.08 |
4 |
р. Даут - пер. Карачайауш |
18,00 |
н/к |
2542 |
Пеший |
20.08 |
5 |
р. Учкулан - т/б "Глобус" |
17,23 |
|
|
Пеший |
21.08 |
6 |
Дневка |
|
|
|
|
22.08 |
7 |
р. Гондарай - р. Ак-тебе |
14,43 |
|
|
Пеший |
23.08 |
8 |
пер. Ак Сев. - р. Кичкинекол |
11,99 |
1А |
3450 |
Пеший |
24.08 |
9 |
Дневка |
|
|
|
|
25.08 |
10 |
а/л "Узункол" - подход под пер. М. Кичкинекол |
7,20 |
|
|
Пеший |
26.08 |
11 |
пер. М. Кичкинекол - р. Чунгур |
9,67 |
1А |
3180 |
Пеший |
27.08 |
12 |
р. Чунгур т/б "Уллу-Кам" |
13,56 |
|
|
Пеший |
28.08 |
13 |
р. Уллу-Кам - п. Хурзук |
10,37 |
|
|
Пеший |
29.08 |
14 |
п. Хурзук - г. Краснодар |
|
|
|
авто |
ПЛАН ПОХОДА, СОГЛАСОВАННЫЙ С МКК
Дата |
Дни пути |
Участки маршрута |
Км |
Категория сложности |
Высота перевала |
Способ передвижения |
16.08 |
1 |
г. Краснодар - г. Теберда |
|
|
|
авто |
17.08 |
2 |
г. Теберда - р. Кышкаджер |
11,16 |
|
|
пеший |
18.08 |
3 |
пер. Кышкаджер – р. Даут |
14,94 |
1А |
3200 |
Пеший |
19.08 |
4 |
р. Даут - пер. Карачайауш |
18,00 |
н/к |
2542 |
Пеший |
20.08 |
5 |
р. Учкулан - т/б "Глобус" |
17,23 |
|
|
Пеший |
21.08 |
6 |
Дневка |
|
|
|
|
22.08 |
7 |
р. Гондарай - р. Ак-тебе |
14,43 |
|
|
Пеший |
23.08 |
8 |
пер. Ак Сев. - р. Кичкинекол |
11,99 |
1А |
3450 |
Пеший |
24.08 |
9 |
Дневка |
|
|
|
|
25.08 |
10 |
а/л "Узункол" - подход под пер. М. Кичкинекол |
7,20 |
|
|
Пеший |
26.08 |
11 |
пер. М. Кичкинекол - р. Чунгур |
9,67 |
1А |
3180 |
Пеший |
27.08 |
12 |
р. Чунгур т/б "Уллу-Кам" |
13,56 |
|
|
Пеший |
28.08 |
13 |
р. Уллу-Кам - п. Хурзук |
10,37 |
|
|
Пеший |
29.08 |
14 |
п. Хурзук - г. Краснодар |
|
|
|
авто |
ФАКТИЧЕСКИ ПРОЙДЕННЫЙ МАРШРУТ
Дата |
Дни пути |
Участки маршрута |
Км |
Категория сложности |
Высота перевала |
Способ передвижения |
16.08 |
1 |
г. Краснодар - г. Теберда |
|
|
|
авто |
17.08 |
2 |
г. Теберда - р. Кышкаджер |
11,16 |
|
|
пеший |
18.08 |
3 |
пер. Кышкаджер – р. Даут |
14,94 |
1А |
3200 |
Пеший |
19.08 |
4 |
р. Даут - пер. Карачайауш |
18,00 |
н/к |
2542 |
Пеший |
20.08 |
5 |
р. Учкулан - т/б "Глобус" |
17,23 |
|
|
Пеший |
21.08 |
6 |
Дневка |
|
|
|
|
22.08 |
7 |
р. Гондарай - р. Ак-тебе |
14,43 |
|
|
Пеший |
23.08 |
8 |
пер. Ак Сев. - р. Кичкинекол |
11,99 |
1А |
3450 |
Пеший |
24.08 |
9 |
Дневка |
|
|
|
|
25.08 |
10 |
а/л "Узункол" - подход под пер. М. Кичкинекол |
7,20 |
|
|
Пеший |
26.08 |
11 |
пер. М. Кичкинекол - р. Чунгур |
9,67 |
1А |
3180 |
Пеший |
27.08 |
12 |
р. Чунгур т/б "Уллу-Кам" |
13,56 |
|
|
Пеший |
28.08 |
13 |
р. Уллу-Кам - п. Хурзук |
10,37 |
|
|
Пеший |
29.08 |
14 |
п. Хурзук - г. Краснодар |
|
|
|
авто |
- Список группы
№ |
Фамилия, имя, отчество |
Дата рожд. |
Адрес (прописка) |
Место работы
(учебы) |
Опыт путешествий |
Обязанности в группе |
1 |
Гринченко Екатерина Анатольевна |
31.07.1961 |
Краснодар |
ООО «КУБАНЬЭКОТОР» инженер |
I - III участие |
Руководитель |
2 |
Рябов Иван Игоревич |
13.11.
1989 |
Пашковский
сельскохоз.
колледж |
г. Краснодар |
|
|
3 |
Гавшина Александра Александровна |
22.11.
1988 |
КГМУ лечебн. 2к |
г. Сочи |
|
Медик |
4 |
Пашков Дмитрий Александрович |
31.07.
1985 |
ООО «ASP» |
г. Краснодар |
|
Завснар |
5 |
Борцова Надежда Леонидовна |
17.09.
1992 |
шк № 57 10кл |
г. Краснодар |
|
Завхоз |
6 |
Борцов Леонид Владимирович |
24.11.
1961 |
ООО «Ависклимат» |
г. Краснодар |
|
|
7 |
Белова Мария Богдановна |
05.02.
1974 |
ФГУП «Краснодарская биофабрика» |
г. Краснодар |
|
Хронометрист |
8 |
Аришина Наталья Алексеевна |
27.03.
1986 |
ООО «Гидротехник» |
г. Краснодар |
|
|
9 |
Костарева Светлана Александровна |
13.11.
1991 |
ПЛ № 75 |
г. Краснодар |
|
|
10 |
Костарева Людмила Александровна |
25.11.
1989 |
КубГТУ мехфак 2к. |
г. Краснодар |
|
|
11 |
Панин Иван Алексеевич |
21.06.
1990 |
Красн. торг.-эконом. колледж |
Тахтамукайский район пос. Энем |
|
|
12 |
Богатырев Андрей Геннадьевич |
05.05.
1987 |
Слесарь |
г. Сочи |
|
|
13 |
Герасименко Константин Владимиролвич |
22.08.1974 |
ИП Герасименко |
г. Краснодар |
|
|
- Сведения о районе путешествия
В разделе «Сведения о районе путешествия» излагаются следующие основные положения:
- общегеографическая характеристика района, в том числе описание природных особенностей района, данные о населенных пунктах и средствах сообщения между ними, сведения о местных достопримечательностях
- туристская характеристика района.
- Кавказ
Кавказ - горная страна, расположенная вдоль границы Европы и Азии в пределах России, Азербайджана и Грузии. Наиболее высокая, осевая часть горной системы, протянувшейся на 1100 км между Черным и Каспийским морями в направлении северо-запад - юго-восток, носит название Большого Кавказа.
Горы Большого Кавказа в геологическом отношении молоды. Здесь продолжаются тектонические поднятия, рельеф подвергается интенсивному разрушительному действию ледников, рек, ветровой эрозии. Вершины гор, сложенных из твердых пород, имеют форму пиков, башенок, пирамид. В областях мягких пород встречаются вершины округлых или столообразных форм, с плоским верхом и отвесными склонами. Разнообразны профили речных долин- от широких корытообразных, выработанных древними ледниками, до узких, порой непроходимых каньонов. Весь район отличается относительно высокой сейсмичностью.
Основную часть горной системы Большого Кавказа образуют два почти параллельных близких по высоте хребта: Главный, или водораздельный, и Передовой, переходящий на востоке в Боковой. Главный хребет тянется сплошной горной цепью, в то время как расположенные к северу от него Передовой и Боковой хребты представляют собой чередующиеся горные массивы, разделенные поперечными речными долинами.
К северу от Большого Кавказа расположен ряд понижающихся к равнине волнообразных горных гряд, ближайшие из которых носят название Скалистого и Пастбищного хребтов, состоящих из известняковых массивов, пологих с севера и круто обрывающихся к югу. Южный склон Большого Кавказа в целом короче и круче северного, особенно в восточной части. Ближе к западу он расширен за счет боковых хребтов-отрогов: Кахетинского, Картлинского, Рачинского, Сванетского, Кодорского, Чхалтского, Бзыбского, Гагрского.
Большой Кавказ делится на три части: Западный Кавказ, Центральный и Восточный (с условными границами по меридианам, пересекающим Эльбрус и Казбек).
Климат Большого Кавказа определяется его южным расположением, близостью Черного и Средиземного морей, а также значительной высотой горных хребтов. Большой Кавказ является барьером на пути движения масс влажного теплого воздуха с запада. Больше осадков приходится на южные склоны, максимальное количество - в западной части, где в высокогорье выпадает более 2500 мм в год (более всего в нашей стране). К востоку количество осадков падает до 600 мм в год. Северный склон Большого Кавказа в целом суше южного.
В горах Большого Кавказа на сравнительно небольшой площади присутствует широкий набор климатических зон с выраженной поясностью по высоте: влажные субтропики Черноморского побережья континентальный сухой (на востоке до полупустынного) климат с жарким летом и короткой, но холодной зимой на равнинах предкавказья умеренно континентальный климат предгорий со значительными осадками (особенно в западной части) и многоснежной зимой (в районе Красной Поляны, на водоразделе рек Бзыбь и Чхалта снежный покров достигает 5 м и даже 8 м). В зоне альпийских лугов климат холодный и влажный, зима длится до 7 месяцев, средние температуры августа- самого теплого месяца- колеблются от 0 до +10°С. Выше располагается так называемый нивальный пояс, где средняя температура даже самого теплого месяца не превышает 0°. Осадки здесь выпадают преимущественно в виде снега или крупы (града).
Средние температуры января у подножия гор -5°С на севере и от +3° до +6°С на юге на высоте 2000 м -7-8°С, на высоте 3000 м -12°С, на высоте 4000 м -17°С. Средние температуры июля у подножия гор на западе +24°С, на востоке до +29°С на высоте 2000 м +14°С, на высоте 3000 м +8°С, на высоте 4000 м +2°С.
На Большом Кавказе высота снеговой линии, поднимаясь с запада на восток, колеблется в пределах 2700 м - 3900 м. над уровнем моря. Ее северная отметка различна для северных и южных склонов. На Западном Кавказе это соответственно 3010 и 2090 м, на Центральном- 3360 и 3560 м, на Восточном- 3700 и 3800 м. Общая площадь современного оледенения Большого Кавказа - 1780 км¤. Число ледников- 2047, их языки спускаются до абсолютных отметок: 2300-2700 м (Западный Кавказ), 1950-2400 м (Центральный Кавказ), 2400-3200 м (Восточный Кавказ). Большая часть оледенения приходится на северную сторону от ГКХ. Распределение площади оледенения таково: Западный Кавказ- 282 и 163 кв.км Центральный Кавказ- 835 и 385 кв.км Восточный Кавказ- 114 и 1 кв.км соответственно.
Кавказские ледники отличаются многообразием форм. Здесь можно увидеть и грандиозные ледопады с сераками, ледяные гроты, "столы", "мельницы", глубокие трещины. Ледники выносят большое количество обломочного материала, накапливающегося в виде разнообразных морен по бокам и у языка ледников.
Заселенность Большого Кавказа относительно велика. Населенные пункты, промышленные и сельскохозяйственные предприятия можно встретить и на высоте 2000-2500 м.
Основное транспортное средство региона - автомобиль. К большинству селений проложены качественные дороги с твердым покрытием, на альпийские пастбища ведут грунтовые дороги, в местах лесоповала, геологических разведок - тракторные колеи. Действующих автодорог, пересекающих ГКХ, в высокогорной части только три: Военно-Грузинская дорога (через Крестовый перевал - 2388 м), связывающая Владикавказ и Тбилиси под Рокским перевалом пробит протяженный тоннель, по которому проложено современное шоссе Военно-Осетинская дорога (через Мамисонский перевал - 2819 м), доступная автомобилям высокой проходимости и только в теплое время года. Из пешеходных троп через водораздел Большого Кавказа издавна известны переходы через перевалы Санчара (2600 м), Марух (2740 м), Клухор (2816 м), Донгузорун (3161 м), Твибер (3580 м), Гезевцек (3465 м).
Железные дороги со всех сторон огибают предгорья Большого Кавказа. Короткие ответвления приводят к конечным станциям в городах Майкоп, Лабинск, Черкесск, Кисловодск, Нальчик, Владикавказ, Буйнакск, Чиатура, Цхинвали, Телави, что помогает в подъездах к началу туристских маршрутов и выезду после их окончания.
Предгорная часть территории Большого Кавказа хорошо освоена, развиты сельское хозяйство, промышленность. Здесь много городов: Баку, Тбилиси, Кутаиси, Сухуми, Сочи, Майкоп, Черкесск, Нальчик, Владикавказ, Грозный, Махачкала. Удобное географическое положение, близость крупнейших городов развитых областей стран, густая населенность предгорий делают Большой Кавказ наиболее посещаемым туристами горным районом. Здесь имеются горные маршруты для групп любой квалификации и условия для проведения всех туристских спортивных и учебных мероприятий: соревнований, слетов, сборов, школ и т.п. Разнообразие ландшафтов и обилие памятников истории и культуры придают особую привлекательность походам по Большому Кавказу. Здесь известны сотни разнообразных горных маршрутов 1-6 категорий сложности, позволяющих наряду с выполнением спортивных требований познакомиться с интересным краем, его природой и историей.
Наиболее сложные маршруты находятся на Центральном Кавказе, где к настоящему времени известно более 20 н/к перевалов, 135 перевалов от 1А до 2А категории трудности и 82 перевалов от 2Б до 3Б категории трудности. Высокогорная часть Западного Кавказа имеет более 170 перевалов 1А-2А категорий трудности 25 перевалов 2Б-3Б категорий трудности. Маршруты здесь привлекают сочетанием высокогорья с буйной растительностью и близостью Черноморского побережья. Восточный Кавказ с его более протяженными подходами к ключевым высокогорным перевалам, обилием исторических памятников и своеобразной природой насчитывает свыше 336 перевалов 1А-2А категорий трудности и 95 перевалов 2Б-3Б категорий трудности.
Лучшее время для спортивных походов в высокогорье - с 1 июня по 30 сентября, причем наиболее благоприятен период с 15 июля по 15 сентября.
В зимний период (а также ранней весной и осенью) в связи с неустойчивой погодой, снегопадами и высокой лавинной опасностью в высокогорье появляются лишь отдельные группы опытных туристов.
- Западный Кавказ
В географической литературе Западным Кавказом принято называть часть Большого Кавказа к западу от Эльбруса. В более узком понимании, которого придерживаются, в частности, в альпинистско-туристской литературе, к Западному Кавказу относят только подобласть (до горы Фишт) с высокогорным, несущим оледенение участком ГКХ территорию западнее выселяют в Северо-Западный Кавказ.
Административно этот район принадлежит Карачаево-Черкесской республике, Краснодарскому краю, Абхазии.
Стержень горной системы Западного Кавказа составляет ГКХ. Цепь массивов в многочисленных северных отрогах ГКХ, примерно в 20 км от него, называют Передовым (Боковым) хребтом. Еще севернее, параллельно ГКХ, тянется Скалистый хребет. К югу от ГКХ выделяют Кодорский, Абхазский (Чхалтский), Бзыбский, Гагрский хребты.
Западный Кавказ в значительной части представляет собой лесистое среднегорье. Линия ГКХ в середине района достигает границы леса (2000-2200 м над уровнем моря), около горы Чугуш (3240 м) выходит за 3000 м, а высшей точки достигает в восточной части (гора Домбай-Ельген- 4046 м).
Характерной особенностью Западного Кавказа является сочетание пышных лесов по долинам и склонам гор с островерхими пиками и башнями вершин, покрытых снегом. Многие ледники здесь опускаются почти до границы леса. В выработанных древними ледниками каменных чашах множество прозрачных синих и зеленых озер в оправе цветущих альпийских лугов, замшелых мрачных скал и осыпей. Среди них - знаменитое озеро Рица, высокогорные озера Клухорское, Кырдывач, Мцра.
В известняковых массивах (Кодорский, Бзыбский, Гагрский, Скалистый хребты) широко развиты различные формы карста: глубокие пропасти, подземные реки, пещеры, воронки, кары. На южном склоне множество выходов подземных вод: Гегский водопад, Мчишт, Голубое озеро, Аапста.
Реки северного склона ГКХ относятся к бассейну Кубани, которая начинается с ледников Эльбруса и в верхнем течении носит название Уллукам. Наиболее крупные из них - Узункол, Учкулан, Даут, Теберда, Аксаут, Маруха, Зеленчук, Большая Лаба, Малая Лаба. Основные реки южного ската - Ненскра, Кодор, Чхалта, Бзыбь, Мзымта. Вода в реках прозрачна и имеет голубоватый или зеленоватый оттенок.
Из всех горных районов бывшего СССР Западный Кавказ отличается наибольшими природными контрастами - от ледников альпийского высокогорья до субтропиков. Особенность климата - высокая влажность.
Западный Кавказ - старейший и хорошо освоенный район горного туризма. Здесь найдут маршруты и начинающие путешественники, и спортивные группы. Наиболее простые пути пролегают в относительно низкой западной части, начиная с Архыза, где, как через ГКХ, так и через его отроги, много перевалов 1А и 1Б категорий трудности (преимущественно осыпные и снежные). Этот район в наибольшей степени подходит для некатегорийных путешествий и походов 1-2 категорий сложности.
Для восточного участка ГКХ с прилегающими отрогами (район Гвандры) характерны перевалы 1Б-2А категорий трудности разных типов (снежные, ледовые, скальные). Здесь, как и в Архызе, богатые возможности для проведения походов средней (до 3 категории) сложности.
Главный хребет в районе Аксаута-Домбая относительно труднодоступен. Большинство перевалов здесь относятся к 2А-3А категориям трудности. Северная сторона перевалов обычно снежно - ледовая, южная - скальная. Южный склон имеет большую крутизну. Пересечения ГКХ на этом участке могут составлять ключевые элементы похода 4-5 категорий сложности.
Подъезды короткие. Почти по все ущельям проложены автомобильные дороги, до ряда пунктов имеется автобусное сообщение (из Минеральных Вод, Черкесска, Карачаевска, Зеленчукской, Сухуми, Гудауты, Адлера). В верховьях долин и на пастбища по хребтам есть тропы.
В горах Западного Кавказа много памятников истории, представляющих интерес для туристов: стоянки каменного века, на лугах многочисленные следы древнего пастушества- остатки кошей, загонов, тропы вдоль старинных торговых путей протянулись цепочки развалин средневековых крепостей и храмов, главным образом аланского времени и периода расцвета Апсилии, ряд мест связан с событиями Кавказской войны (19 век), пребыванием на Кавказе выдающихся деятелей культуры, перевалы ГКХ хранят свидетельства о боях Великой Отечественной войны.
- Теберда
Город Теберда расположен в долине реки Теберды, притока Кубани, в 105 км от Черкесска, на высоте 1300 м. Он связан автобусным сообщением с Черкесском и Минеральными Водами. Мягкий климат, обилие солнца, целебные свойства горного воздуха сделали Теберду климатическим курортом.
В ущелье Теберды остались следы многих эпох. Археологические раскопки показывают, что уже во II тысячелетии до н. э. здесь выплавляли из местных руд медь.
В нескольких километрах от города найден клад бронзовых предметов (топоры, серпы) вместе с литейными формами. В 1964 г. во время раскопок на Хумаринском поселении (около Карачаевска) обнаружены следы древнего железоделательного производства. Освоение железа местными племенами началось в IX—VIII вв. до н. э. К середине I тысячелетия до н. э. относятся находки “кобанской” культуры. Захоронения “кобанцев” находят вплоть, до верховья долины. В 1954 г. при строительных работах на Домбайской поляне был обнаружен могильник, в котором среди прочих вещей нашли обломки греческого шлема (V—IV вв.) — свидетельство связей с греческими колониями на Черном море. Некоторые предметы из раскопок на Домбае выставлены в музее Тебердинского заповедника.
Ряд памятников относится к аланскому времени. Остатки средневекового городского поселения (Хумаринское городище) сохранились на горе Калеж, в 11 км севернее Карачаевска. Городище было окружено каменной стеной с 9 башнями (сейчас — курганоподобные возвышения). Жизнь тут началась в IX и окончилась в XIII в. Вероятно, город погиб в результате монгольского нашествия. В 5км южнее аула Нижняя Теберда, в труднодоступном месте на правобережье Теберды, находятся остатки цитадели “Аргы-Кала”, по-видимому, феодального замка. Феодальные отношения в Алании сложились в Х—XI вв. К этому времени относится укрепление здесь христианства и церковное строительство (более ранние попытки Византии приобщить алан к христианству не нашли классовой почвы). У аула Нижняя Теберда уцелел построенный по византийскому образцу Сентийский храм. По мнению специалистов, фрески этого храма сходны с фресками Св. Софии в Константинополе и выполнены византийскими, а возможно, и русскими мастерами. Другой храм Х—XI вв. стоит на Шоанинской скале над селением им. Коста Хетагурова около Карачаевска.
По ущелью Теберды проходил торговый путь из предкавказских степей в основанные греками города-колонии Черноморского побережья. Вслед за греками эту торговлю контролировали римляне, византийцы, генуэзцы. Главный хребет караваны пересекали в наиболее доступном месте — через Клухорский перевал. На север переправляли ткани, оружие, предметы роскоши. Вывозили шерсть, шкуры, мед, воск. Важнейшее место занимала торговля невольниками. Местные народы не знали рабовладельческого строя. Патриархальное рабство не играло заметной роли в хозяйственной жизни. Продавались главным образом пленники, захваченные во время набегов знати на земли соседей. Работорговля на Западном Кавказе существовала до середины XIX в.
В период позднего средневековья долину Теберды населяли черкесы и карачаевцы. Недалеко от нынешнего курорта, на реке Джамагат, находятся развалины карачаевского (по другим источникам — черкесского) аула. Он вымер от эпидемии чумы во втором десятилетии XIX в. Новое заселение заброшенных земель началось лишь в 1868 г. после крестьянской реформы, когда в долину Теберды были переселены из Большого Карачая (верховье Кубани) безземельные карачаевцы.
В конце XIX в. по ущелью Теберды проложили конную Военно-Сухумскую дорогу. В 80-х годах возникли планы строительства железной дороги из Невинномысской до Тифлиса с тоннелем в районе Клухорского перевала. Эти планы оживились перед первой мировой войной. Дорога должна была иметь стратегическое значение (быстрая переброска войск к турецкой границе). В 1912 г. был создан “временный комитет по устройству железной дороги”. Фактически дорога не дошла даже до станицы Баталпашинской (ныне город Черкесск).
Целебные климатические свойства Теберды открыты в 80-х годах прошлого столетия. В конце XIX — начале XX вв. ее природу изучали русские исследователи Н. Я. Динник, Н. А. Буш, И. В. Мушкетов, ряд зарубежных ученых. Массовое дачное строительство развернулось после 1910 г., когда была образована специальная комиссия для устройства курорта.
Исключительно ландшафтное богатство Теберды. Разветвленная сеть долин занята роскошными, большей частью хвойными, лесами. Выше по склонам нетронутые луга, а над ними, в скалистых цирках, заполненных осыпями и снежниками, скрываются десятки больших и малых озер. В чистом воздухе кажутся совсем близкими облаченные в лед вершины. Для охраны уникального природного комплекса в 1936 г. был создан Тебердинский государственный заповедник в городе располагаются его центральная усадьба и музей.
У подножия Главного хребта, в 23 км от Теберды, находится известная всем альпинистам Домбайская поляна. Спортивное освоение Домбая началось в первые годы XX в., когда русские и иностранные любители горовосхождений поднялись на Белалакая, Джалаучат, Сунахет, Семенов-Баши. Первовосхождение на высшую точку района — Домбай-Ульген было совершено австрийскими альпинистами в 1914 г. Основная часть первовосхождений сделана в 30-е годы советскими альпинистами. В настоящее время на Домбайской поляне действует альплагерь “Домбай”, в 6 км от него, в долине реки Алибек, лагерь “Алибек”. Работает турбаза (зимой как горнолыжная). Поселок расширяется, ведется крупное строительство.
Первые туристские (без военных и специально научных целей) путешествия из Теберды проделаны по Военно-Сухумской дороге. Побывавшие в “Кавказских Альпах” отмечали, что из трех перевальных дорог через Главный хребет Военно-Сухумская — самая красивая. Описание пути через Клухор дал в Ежегоднике Русского горного общества (за 1901 г.) его председатель А. К. Мекк. Всесторонее туристское освоение Теберды началось лишь в советское время. С 1926 г. работает Тебердинская турбаза.
- В первые годы основная масса туристов устремлялась по Военно-Сухумской дороге, через Клухорский перевал. К настоящему времени освоено много радиальных и кольцевых маршрутов разной продолжительности и трудности. За последние 20 лет в Теберде побывало больше миллиона туристов и экскурсантов.
Организация путешествия
В разделе «Организация путешествия» описываются особенности предпоходной подготовки и тренировки, особенности разработки маршрута, основания для выбора основного и запасных вариантов. При изменении первоначального плана путешествия необходимо указать причины, вызвавшие эти изменения. Здесь же приводятся сведения о прохождении маршрута каждым участником (все ли перевалы были пройдены).
Раздел должен ответить на вопросы: как готовилось путешествие, почему был выбран именно этот маршрут, насколько безошибочным оказался первоначальный план путешествия?
- Выбор района путешествия (регион, подрайон, хребет): район г. Теберда выбирался из соображений наиболее близкого (450км) к месту проживания членов группы и наличия необходимых категорийных перевалов для путешествия.
- Формирование команды (определить состав, и, исходя из состава команды определить предполагаемую сложность маршрута, или наоборот, определить сложность, и, исходя из сложности маршрута, определить состав группы): группа изначально формировалась для прохождения спортивного путешествия первой категории сложности по горному туризму.
- Изучение района путешествия. Определение основных целей путешествия: путешествие преследовало как спортивные (прохождение категорийных перевалов 1А) и краеведческие цели (знакомство с природой Западного Кавказа и различными формами рельефа).
- Картографический материал: для прохождения маршрута использовались карты масштаба М 1:100 000, на отдельные участки маршрута использовались кроки.
- Определить возможные пути подъезда и отъезда к району путешествия, пункты медицинской помощи, возможность пополнения продуктов на маршруте, нанести их на обзорную карту и возможные точки старта и финиша:
- подъезд к району путешествия производился рейсовым автобусом из Краснодара до Черкесска, где группа получила пропуска в погранзону и стала на учет в ПСО МЧС КЧР, далее рейсовым автобусом г. Теберда
- отъезд производился частным автобусом из пос. Хурзук на г. Краснодар.
- Схема маршрута (линейный, кольцевой, радиальный, радиально-кольцевой): линейный – для максимального ознакомления с районом путешествия.
- Предварительная нитка маршрута, учитывает:
- срок адаптации (2-3 дня на маршруте) без серьезных нагрузок
- нарастание нагрузок постепенно — сначала технически несложные переходы, затем определяющие категорийные перевалы 1А, на заключительном этапе — снова несложные переходы.
- каждые 3-4 дня запланированы дневки (20-25% от всего времени)
- приблизительно определены места дневок
- для каждого из определяющих перевалов разработаны запасные варианты прохождения через более простые перевалы, либо без снижения категории сложности маршрута
- «изюминкой» маршрута была панорама на г. Эльбрус на спуске с последнего перевала Малый Кичкинекол
- определены места забросок – т/б «Глобус» и альбплагерь «Узункол».
- Разработаны аварийные варианты маршрута (в случае экстренного выхода к людям при несчастном случае): предусмотрен спуск из основных, ключевых участков по любой из указанных в маршруте долин, выводящих к пос. Учкулан, Ждаут и Хурзук)
- Изучив нитку маршрута по карте М 1:100 000, нанесены локальные препятствия, отсутствующие на карте по результатам изучения отчетов других групп
- Детально для каждого препятствия по нитке основного, запасного и аварийного маршрутов составлен тактический план (примерный хронометраж прохождения, перечень необходимого снаряжения)
- Составлен план-график движения: см. раздел 1
- по ровной дороге — 12 мин/км (5 км/ч)
- по лесной дороге, горной тропе — 15 мин/км (4 км/ч)
- по лесу без тропы, по камням в горах — 20 мин/км (3 км/ч)
- подъем в горах (уклон 10-15°) — 30 мин/км (2 км/ч) — подъем на 500 м, спуск — 20 мин/км — 1,5 часа
- подъем в горах (уклон 20-30°) — 60 мин/км (1 км/ч) — подъем на 300 м, спуск на 500 м — 1,5 часа
- переправа через реку — 1-2 часа
- Распределены обязанности в группе: см. раздел 1
- Определены весовые нагрузки для членов группы с учетом индивидуальных особенностей
- Составлен список необходимого общественного, личного и специального снаряжения, исходя из сложности маршрута – раздел 6
- Составлена пищевая раскладка на путешествие и распределена между участниками – раздел 6
- Определен перечень групповой аптечки – раздел 6
- Решены вопросы подъезда: заказан автобус Краснодар-Теберда и отъезда (уточнена стоимость билетов, возможность заказа транспорта на месте и т. п.)
- Составлена смета расходов на поход
- стоимость продуктов питания
- стоимость проездных документов
- стоимость аптечки и ремнабора
- стоимость необходимого группового снаряжения (газовые баллоны, веревки, репшнуры и прочее.).
- Оформлены необходимые документы:
- маршрутная книжка – в 2-х экземплярах (одна остается в МКК)
- отправлено заказным письмом ходатайство и список для получения пропуска в погранзону – в 3-х экземплярах с копиями паспортов и свидетельств о рождении (форма и содержание – см. в разделе 6)
- составлена смета расходов.
- График движения и техническое описание маршрута
В разделе «График движения и техническое описание маршрута» излагается техническая характеристика маршрута. Эти сведения приводятся в виде таблицы и раскрываются в тексте. Сложные участки маршрута (перевалы, пороги, переправы, места со сложным ориентированием и т. п.) описываются более подробно, с указанием действий группы на них. Особое внимание должно быть уделено описанию мер по обеспечению безопасности на маршруте, а также способам ориентирования в условиях ограниченной видимости.
Раздел должен ответить на вопрос: «Как проходился маршрут данной группой?».
- График движения
Дни пути |
Участки маршрута |
Даты |
Км |
Метео условия |
Способы передвижения |
1 |
г. Краснодар – г. Теберда – д.р. Джемагат |
16.08.2008 |
450
4 |
Солнечно |
- Выезд в ночь на заказном автобусе в Теберду
- Переход от Теберды до долины р. Джемагат
|
2 |
д.р. Джемагат – д.р. Кышкаджер |
17.08.2008 |
11 |
Солнечно - пасмурно |
- Грунтовая дорога до кордона заповедника и далее до нарзанных источников
- Тропа по лесу и альпийским лугамвдоль д.р. Кышкаджер
|
3 |
д.р. Кышкаджер – пер. Кышкаджер (1А, 3200) – д.р. Даут |
18.08.2008 |
12 |
Солнечно - пасмурно |
- Тропа, моренные валы, осыпи до озера и перевального взлета.
- Спуск по осыпям, моренным валам и травянистым склонам
|
4 |
Д.р. Даут – пос. Даут – пер. Карачайауш (н/к, 2542) – д.р. Учкулан |
19.08.2008 |
15 |
Солнечно - пасмурно |
- Грунтовая дорога до пос. Даут.
- Подъем по тропе к пер. Карачайауш.
- Спуск с перевала до кошары
|
5 |
Д.р. Учкулан – турбаза «Глобус» |
20.08.2008 |
19 |
Солнечно - пасмурно |
- По тропе от кошары до пос. Учкулан
- По грунтовой дороге до турбазы «Глобус»
|
6 |
Дневка |
21.08.2008 |
|
|
|
7 |
Турбаза «Глобус» - -д.р. Ак-Тебе |
22.08.2008 |
15 |
Солнечно - пасмурно |
- Грунтовая дорога до разрушенного моста через р. Гондарай
- По дороге, а далее по тропе по д.р. Индрюкой
- По тропе вдоль д.р. Ак-Тебе до начала подъема на перевала
|
8 |
д.р. Ак-Тебе – пер. Ак Северный (1А, 3450) – д.р. Мырды |
23.08.2008 |
7 |
Солнечно - пасмурно |
- Подъем по моренным валам и осыпям на пер. Ак Северный (1А, 3450)
- Спуск по леднику, моренным валам, осыпным и травянистым склонам в д.р. Мырды
|
9 |
д.р. Мырды – альплагерь «Узункол» - полудневка |
24.08.2008 |
8 |
Солнечно - пасмурно |
- Грунтовая дорога по д.р. Мырды и Узункол
|
10 |
Альплагерь «Узункол» - д.р. Кичкинекол – озеро под пер. Малый Кичкинекол |
25.08.2008 |
8 |
Солнечно - пасмурно |
- Грунтовая дорога по д.р. Узункол и Кичкинекол
- Тропа к озеру под пер. Малый Кичкинекол
|
11 |
Пер. Малый Кичкинекол (1А, 3180) – д.р. Чиринкол |
26.08.2008 |
12 |
Солнечно - пасмурно |
- Подъем по моренным валам и осыпям к леднику
- Пер. Малый Кичкинекол (1А, 3180)
- Спуск в д.р. Чунгур и д.р. Чиринкол
|
12 |
Д.р. Чиринкол – д.р. Уллу-кам – пос. Хурзук |
27.08.2008 |
21 |
Солнечно - пасмурно |
- Г рунтовая дорога по д.р. Чиринкол
- Г рунтовая дорога по д.р. Уллу-кам
- Гравийная дорога до пос. Хурзук
|
13 |
Пос. Хурзук – г. Краснодар |
28.08.2008 |
450 |
|
1. Выезд заказным автобусом в г. Краснодар
|
|
Всего активными способами передвижения, км |
|
128 |
|
|
- Техническое описание маршрута
- Перевал Кышкаджер (1А, 3200)
16.08.2008. Первый день, суббота
В 19 часов приезд в город Теберда.
Около 1 часа (в течение одного перехода) выход к мосту, который находится в южной части города Теберда.
Поворот направо в сторону ручья Джемагат, далее, справой стороны дороги с тыльной стороны последней базы есть удобное место для ночлега (чтобы избежать общения с местным населением).
Ходовое время: 1.30
Километраж: 4км (из них по дороге 4км)
17.08.2008. Второй день, воскресенье
Дорога (фото 1.1) приводит к кордону заповедника на ручье Джемагат.
За проход по Тебердинскому заповеднику заплатили по 30 рублей с человека.
После кордона до Джемагатского нарзана 4.5км по грунтовой дороге (после кордона) и 1,5 часа пути (фото 1.3, 1.4, 1.5, 1.6).
Не доходя 1км до слияния рек Эпчик и Горалыкол слева по ходу находится кош и далее развалины тургостиницы. Сразу за р. Эпчик дорога выходит на большую поляну и заканчивается (фото 1.7, 1.8, 1.9).
Направо через мостик проход к 2-м нарзанным источникам (фото 1.10). В связи с тем, что далее вода будет длительное время вдалеке от тропы, имеет смысл запастись водой.
В верхней части поляны находится полуразрушенный домик (фото 1.11).
Необходимо провести разведку. Тропа раздваивается. Одна уходит к броду через р. Кышкаджер в д.р. Горалыкол. От домика влево вверх начинается несколько троп (фото 1.13), которые частично теряются, чтобы не сбиться с тропы целесообразно проводить разведку. Тропа идет по верху лесистого отрожка (фото 1.14) (река глубоко в каньоне) до выхода в зону субальпийских лугов (фото 1.15). На лугах склон выполаживается и только здесь можно пополнить запас воды. Далее тропа местами теряется.
Движение проходит по поросшим травой склонам вдоль р. Кышкаджер (фото 1.16, 1.17).
Перед подъемом на удобной поляне можно устроить ночевку.
Ходовое время: 5.30
Километраж: 11км (из них по дороге 6.5км по тропе - 3.5км)
18.08.2008. Третий день, понедельник
Набор высоты проходит сначала по травянистым склонам, затем по каменным моренам и осыпям (фото 1.18, 1.19). Озеро открывается после обхода справа моренной гряды (фото 1.20 - 1.24). Высота прим. 2900м. С утра набрали около 600м (ходового времени около 4.5ч, порядка - 4км.)
Озеро обходится справа до крупной осыпи. Осыпь состоит из крупных камней (много живых) и проход выбирается каждым индивидуально (1 ходка). За осыпью начинается предперевальный взлет, состоящий из пояса разрушенных скал и «живой осыпи» крутизной до 300 (фото 1.25 - 1.32). Чтобы не спускать камни на ниже идущих, движение по склону осуществлять согласно тактике движения по осыпным склонам. Подниматься можно по обоим кулуарам, хотя более логичный – правый.
Седловина перевала Кышкаджер (1А, 3200) широкая (фото 1.33 – 1.38).
Спуск с перевала – не сложный, по травянисто-осыпному склону (фото 1.39). Встречается несколько небольших и мелких озер. Спуск в долину р. Кичкине-Су проходит по моренным валам и травянисто-осыпным склонам (фото 1.40 – 1.53). Тропы теряются и прослеживаются по обоим берегам долины, но переходить реку не надо.
В нижней части долины на левом берегу р. Кучкине-Су на границе леса стоит кош, от него начинается хорошая тропа в долину р. Даут (фото 1.54 – 1.55).
Спуск по тропе в долину р. Даут занял 1 час.
Ходовое время: 7.30ч
Километраж за день: 12км
- Перевал Карачайауш (н/к, 2542).
19.08.2008. Четвертый день, вторник
Переход от места стоянки до аула Даут по дороге левым берегом р. Даут занимает около часа (фото 2.1 – 2.4).
Дальнейшее движение из аула Даут в пос. Учкулан проходит через не категорийный перевал Карачайауш (другие названия - Эпчик Карачаевский, Ыбчик, Учкуланский) начинается за аулом, где дорога проходит мимо моста через реку (фото 2.5) и ведет на правую сторону р. Даут. Дорога от моста поворачивает налево и идет вдоль реки около 500м (фото 2.6) и далее входит в лес (фото 2.7 – 2.9). От небольшого ручья, пересекающего дорогу берет начало тропа, которая плавно набирая высоту поднимается выше зоны леса к кошаре (фото 2.10 – 2.11).
За кошарой подъем проходит по травянистым склонам (фото 2.12 – 2.13) по хорошо набитой тропе. Перевал практически всегда находится в зоне видимости (фото 2.14 – 2.20). Основная сложность – достаточно большой набор высоты.
Из Даута до перевала 3-3,5 часа чистого ходового времени. Седловина перевала Карачайауш (н/к, 2542) широкая, травянистая (фото 2.21). Тура на седловине нет. С перевала открывается отличная панорама на аул. Даут и пос. Учкулан. В хорошую погоду виден Эльбрус. Склоны испещрены скотогонными тропами (необходимая нам тропа в этом году была изредка промаркирована полосатой маркерной лентой) (фото 2.22 – 2.26). Тропа с перевала серпантином спускается забирая постепенно влево через небольшие отрожки к кошаре (фото 2.27 – 2.28) и далее траверсом к мосту через р. Учкулан (фото 2.29 – 2.32).
Ходовое время: 6.20ч
Километраж за день: 15км
20.08.2008. Пятый день, среда
Спуск к аулу занимает около 2,5-3 часа.
Дальнейшее движение по дороге от пос. Учкулан до турбазы «Глобус» мимо нарзанов занял … часов (фото 33-35). Перед т/б «Глобус» при входе в погранзону необходимо иметь официально оформленный пропуск (получали в Черкесске, см. Приложения).
Ходовое время: 9.40ч
Километраж за день: 19км
21.08.2008. Шестой день, четверг
Турбаза «Глобус». Дневка
22.08.2008. Седьмой день, пятница
- Перевал Ак Северный (1А, 3450 м, сн-ос)
расположен в северном отроге ГКХ, отходящем от узловой вершины 3788 м (хребет Куршо), между пиком Актур и вершиной Пирамида. Соединяет долины рек Ак-Тебе и Мырды.
Категория - 1А. Характер - снежно-осыпной. Высота - 3450 м. Ориентация - З-В
От турбазы «Глобус» до моста через Махар порядка 15 минут по дороге вдоль р. Гондарай (фото 3.1 – 3.3). Далее слева от дороги находятся несколько баз отдыха.
Через полчаса ходьбы слева видна долина р. Джалпакол, полуразрушенные мост и кошара (фото 3.4).
Дорога идет левым берегом р. Гондарай по лесистым и травянистым склонам до полуразрушенного моста (фото 3.5 – 3.7). Далее движение проходит правым берегом р. Индрюкой.
От моста дорога забирает круто вверх в лесной массив. Правее дороги вдоль р. Индрюкой идет тропа, которая выводит к водопаду и далее - на дорогу (фото 3.8 – 3.9). Дорога примечательна брошенным ГАЗ-66 с пробитым баком (фото 3.10 – 3.11).
Выше находится кошара, после которой дорога переходит в тропу. Тропа, через лес и травянистые склоны, с набором высоты постепенно выводит к слиянию рек Кичкинекол и Ак-Тебе (фото 3.12 – 3.16).
Тропа раздваивается, однако в долину р. Кичкинекол ведет более нахоженная, которая приводит к мосту через р. Индрюкой (фото 3.17 – 3.18). Тропу в долину р. Ак-тебе необходимо искать на травянистом склоне ниже слияния рек Кичкинекол и Ак-Тебе (фото 3.14, 3.19).
Тропа, серпантином поднимается по травянистому склону и выводит в висячую долину р. Ак-Тебе (фото 3.20 – 3.24).
Зона леса сменяется зоной альпийских лугов и осыпями.
Через … час ходового времени тропа выводит в цирк р. Ак-Тебе, откуда начинаются подъемы на перевалы Ак Северный (1А, …), Ак Южный (1А,…), Ак-Тебе (1Б, …) и Малая Гвандра (1Б,…) (фото 3.25 - 3.26).
Ходовое время: 7.30ч
Километраж за день: 15км
23.08.2008. Восьмой день, суббота
Начало подъема на пер. Ак Северный находится с левой стороны от характерной осыпи в форме стилизованной буквы «S» (см. фото 3.23, 3.25, 3.26).
Подъем на перевал Ак Северный возможно осуществить по 3-м вариантам:
- По 2-м тропам (одна выше, другая ниже), плавно траверсирующим склон, однако выход на них явно не выражен (фото 3.32 - 3.33, 3.35, 3.36).
- В случае неудачного поиска троп, в непосредственной близости от «S», по крутому травянистому склону. Однако данный вариант подъема требует больших физических усилий (фото 3.30).
В верхней части травянистых склонов необходимо слева обойти небольшие выходы скал, после которых открывается осыпная терраса (фото 3.30, 3.31). направление движения маркировано туриками. Придерживаясь маркировки подъем с некоторым набором вправо, проходит по моренным валам, снежникам и осыпным склонам (фото 3.38 – 3.41, 3.44 – 3.45).
Продолжение следует...
|