Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Памир >
Всего отзывов: 1 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Автор: Андрей Лебедев, Москва

О восхождении на вершину Музтаг-Ата (7546) по южному гребню
(второе прохождение)

1. ПАСПОРТ ВОСХОЖДЕНИЯ

1. Район: Хребет Конгур-Музтаг (Китайский Памир).

Ущелье: Калаксонг, номер раздела по классификационной таблице 2001 года - 11.3

2. Наименование вершины: Музтаг-Ата.

Название маршрута: по южному гребню с ледника Калаксонг.

3. Предлагается - 5А кат. сл.

4. Характер маршрута: снежно-ледовый.

5. Перепад высоты маршрута: 1500 м. (по альтиметру)

Протяженность маршрута: 3928 м.

Протяженность участков: V к.с. – 1200 м., VI к.с. - 0м.

Средняя крутизна: 24 град., основной части маршрута - 30 град.

6. Использовано крючьев на маршруте: 0

7. Ходовых часов команды: 24 ч. 30 мин., 3 с половиной дня.

8. Руководитель: Лебедев Андрей Александрович (Москва), МСМК (туризм), 1 р. (альпинизм)

Участники:

Каган Владислав Евгеньевич (Минск), 1 р. (альпинизм),

Таракановская Марина Анатольевна (Новосибирск), 1 р. (туризм),

Чижик Дмитрий Владимирович (Москва), 1 р. (туризм),

Юдин Пётр Владимирович (Новосибирск), КМС (туризм),

Янчевский Олег Зигмонтович (Киев), КМС (туризм).

9. Тренер: Лебедев Андрей Александрович.

10. Выход на маршрут: 9ч. 00 мин. 02.09.2005г.

Выход на вершину: 12ч. 05 мин. 05.09.2005г.

Спуск к поляне Субаши до летовки (4116): 14ч. 30 мин. 06.09.2005г.

Восхождение осуществлялось в рамках спортивного горного похода 6 к.с., заявленного на чемпионат России по туризму. Маршрутная книжка N 1/3-603, утвержденная 29.06.2005 МКК ФТ Москвы, см., также, отчёт о походе [1].

Восхождение проводилось в альпийском стиле, на вершину взошли в 12.05 на четвёртый день восхождения (на 38-й день похода).

2. ФОТО ВЕРШИНЫ

На фотографиях с запада (со стороны подходов) южное ребро Музтаг-Аты, как правило, не видно. Поэтому мы приводим фотографии вершины в 3-х проекциях: с юга, с запада и с востока, предоставляя, тем самым, исчерпывающую информацию.

Ф.1.1. Музтаг-Ата с юга. Фото А.Машенина с северного ребра пика Коскулак, снято в августе 2005г.

1-маршрут по южному гребню, 2-маршрут по восточному гребню (Д.Мазур, 2000г.).

Ф.1.2. Музтаг-Ата с запада. Фото Александра Ершова с поляны Субаши. Снято 03.06.2005г.

1-верхняя часть маршрута по южному гребню, 3-маршрут по южному краю западного склона (китайская экспедиция 1959г.), 4-маршрут по северному краю западного склона (Е.Белецкий, 1956г.).

Ф.1.3. Музтаг-Ата с востока. Фото А.Лебедева с южной ветви ледника Коксель. Снято в августе 2002г.

1- маршрут по южному гребню, 2-маршрут по восточному гребню (Д.Мазур, 2000г.).

.

3. ФОТО ПРОФИЛЯ МАРШРУТА

4. РИСОВАННЫЙ ПРОФИЛЬ МАРШРУТА

Ф.2. Вид на южный гребень Музтаг-Аты с востока с плато южной ветви ледника Коксель (фото А.Лебедева, август 2002г.). Красными цифрами отмечены концы соответствующих номерам участков маршрута, см. табл. 2 .

Чёрными цифрами пронумерованы концы участков маршрута, см. табл.2 . Красными цифрами пронумерованы GPS-точки, см. табл.3 .

.

6. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ РАЙОНА ХРЕБТА КОНГУРМУЗТАГ

3.1. Орография и классификация подрайонов. Хребет Конгурмузтаг находится на юго-востоке Памира и простирается от ущелья Гёздарьи на севере до долины Ташкургана на юге. С запада он ограничен долиной Кенгшиберсу – правого истока Гездарьи, а с востока – истоками Хантерексу. Хребет Конгурмузтаг имеет два крупных восточных отрога. Первый ответвляется от узловой вершины Караяйляк (7245). В основании отрога расположена высочайшая вершина Памира - Конгур (7719). Второй отрог ответвляется от безымянной узловой вершины 5411. Таким образом, горный район делится на участки:

Схема хребта Конгурмузтаг

1). Хребет Конгуртаг. Это участок хребта Конгурмузтаг, простирающийся от слияния Моджису и Кенгшиберсу до узловой вершины Караяйляк (7245). В этот же участок естественно включить вершину Конгур (7719), которая является восточным плечом грандиозной стены хребта Конгуртаг, которая смотрится как единое целое. Хребет Конгуртаг разделяет бассейны Гездарьи и Кенгшиберсу.

2). Горы Агалистан. Так называется восточный отрог Конгура (7719). Он начинается сразу за седловиной ~5770 между Конгуром и вершиной 5975 (пик В.Николаева) к северо-востоку от Конгура. Высота хребта не превышает 6000, его самые высокие вершины превосходят 5900. Горы Агалистан разделяют бассейны рек Гездарьи и Хантерексу.

3). Меридианальный участок хребта Конгурмузтаг , который простирается от узловой вершины Караяйляк до узловой вершины 5411. Этот участок разделяет бассейны Кенгшиберсу и Хантерексу.

4). Восточный отрог 5411 , разделяющий бассейны Хантерексу и Ташкургана.

5). Южный участок хребта Конгуртаг , простирающийся от узловой вершины 5411 на востоке до Музтаг-Аты (7546) на западе и разделяющий бассейны Кенгшиберсу и Ташкургана.

3.2. Погода в районе хребта Конгурмузтаг определяется не только атлантическими циклонами. В отличие от Бадахшанского Памира, который прикрыт с юга высокими хребтами Гиндукуша, сюда проникают муссоны с Индийского океана (с юга по долине Инда и перевал Худорабад) и с Тихого океана (с юго-востока Китая). Поэтому погода здесь менее устойчива и приближается к погоде в районе пика Победы. Продолжительных антициклонов здесь практически не бывает. В среднем погода меняется каждые 3-4 дня. Как следствие, в районе мало открытого льда, глубокий снежный покров, лавиноопасно. Снежный покров особенно тяжёл для передвижения на высотах 5200-6000 м. Выше снег уплотняется сильными ветрами и частично сдувается.

3.3. Общее описание Музтаг-Аты. В переводе с тюркского Музтаг-Ата означает “Отец ледяных гор”. Это третья по высоте после Конгура (7719) и Конгур-Тюбе (7595) вершина Памира. Музтаг-Ата расположена на западном краю южного участка хребта Конгур-Музтаг и “вырастает” из равнины практически без предгорий. Западный склон вершины полого спускается и плавно переходит в чукуры. Ещё западнее простирается плоская равнина – “поляна” Субаши, по которой с севера на юг проходит Каракорумское шоссе (Кашгар-Ташкурган-Гилгит). От дороги до ледников Музтаг-Аты не более 10 км.

5. ФОТОПАНОРАМА РАЙОНА

Ф.3.1. Музтаг-Ата, Калаксонг, Коскулак, пик 6849
с запада (фото А.Машенина, август, 2005)

Ф.3.2. Пик 6849, Коскулак, Калаксонг, Музтаг-Ата и
Куксай с востока (фото А.Лебедева, 20.08.05)

В центре западного склона вершины имеется гигантский провал, в который падает лёд и питает стекающий по этому провалу ледник Картамак. Соответственно слева и справа от провала на вершину поднимаются два “классических” маршрута. Северный маршрут проложили первовосходители 1956 г. (маршрут Е. Белецкого), в настоящее время он наиболее популярный и массовый, прямо к базовому лагерю можно доехать на джипе. Южный маршрут прорисован на китайской карте как маршрут первовосходителей, по-видимому, это маршрут китайской экспедиции 1959 года.

С севера к Музтаг-Ате примыкает пик Куксай или Северная Музтаг-Ата (7184), отделённый от южного соседа перемычкой 6875. Именно Куксай доминирует над озером Каракуль и заслоняет Музтаг-Ату с севера и северо-запада. С перемычки 6875 к вершине Музтаг-Аты ведёт крутое редко посещаемое техническое ребро.

Не пройденная восточная 2-километровая стена Музтаг-Аты и Куксая крута (55 град.) и скалиста. С юга она упирается в восточный гребень Музтаг-Аты, по которому в 2000г. команда Д.Мазура проложила новый маршрут на вершину. Так же крута и не пройдена 2-километровая стена Музтаг-Аты между её восточным и южным гребнями. Подход к Музтаг-Ате с востока осуществляется от озера Каракуль вдоль Кенгшиберсу и далее вдоль ледника Коксель (3-4 дня пути).

Южным соседом Музтаг-Аты является впервые покорённый летом 2005 года пик Коскулак (7028). Он отделён от Музтаг-Аты перемычкой 6081. На восток эта перемычка обрывается 900-метровой 55-градусной стеной, а с запада с этой перемычки спокойно стекает ледник Калаксонг, по которому проходит самый простой путь к южному гребню вершины.

Южное плечо Музтаг-Аты (7277) отделено от основной вершины седловиной 7215 и обозначается на карте как вершина Калаксонг. К перемычке между Калаксонгом и Музтаг-Атой как раз и подходит южный гребень вершины.

В ходе восхождения на Музтаг-Ату наша команда насквозь (с юга на запад) прошла перемычку 7215, зафиксировав за ней в документах Федерации туризма России название – перевал Калаксонг. Трое из нашей команды В.Каган, Д.Чижик и П.Юдин поднялись дополнительно на вершину Калаксонг (7277) , что можно было бы считать “первовосхождением”, будь Калаксонг самостоятельной вершиной.

7. КАРТА РАЙОНА МАРШРУТА

(232 КБ)

Подход к южному гребню Музтаг-Аты удобно начинать из базового лагеря Коскулака. Пологий западный склон пика Коскулак на высоте около 4600-4800 метров плавно переходит в высокогорное плато. Здесь на высоте 4515 имеется озеро, к которому с запада с Каракорумского шоссе подходит грунтовая дорога. К озеру можно подойти также по вьючной тропе с северо-запада, начиная движение с караваном в юго-восточном углу (3850) поляны Субаши. Вода в озере, из-за обилия пасущегося рядом скота, для питья не пригодна. Поэтому базовый лагерь Коскулака целесообразнее организовать в 2,5 километрах северо-восточнее озера у чистого ручья на высоте 4700. Отсюда удобно выходить на маршруты по западному склону Коскулака, по его северной стене и по южному гребню Музтаг-Аты.

От базового лагеря Коскулак следует подняться по осыпному склону Коскулака до высоты 5100-5200 и спуститься на север на ледник Калаксонг выше его мощного ледопада. 7-километровый путь по пологому леднику практически без взлёта выводит на седловину 6081 к основанию южного гребня Музтаг-Аты.

8. ГРАФИК ВОСХОЖДЕНИЯ

 Табл. 1. Дневные переходы

Дата

Ходовое время [часы, минуты]

набор высоты[м]

Перепад высот [м]

Наименование дневного перехода

02.09

8:00

509

5844-6353

Ледник Калаксонг – участки 1 и 2

03.09

8:00

511

6353-6864

Участки 3-9

04.09

6:00

351

6864-7215-7210

Участки 10-13

05.09

2:30 вверх + 3.00 вниз

336

7210-7546-7210-6372

Участок 14, начало спуска по зап. склону

06.09

4:30

0

6372-4116

Спуск до летовки

9. СХЕМА МАРШРУТА

(1:10000)

10. РАЗМЕТКА МАРШРУТА ПО УЧАСТКАМ

Табл.2. Участки маршрута

N

Характер участка

Высота начала [м]

Высота конца [м]

Техн. слож-ность

Слож-ность с учётом высоты

Длина [м]

Средняя крутизна [град.]

1

Взлёт сн.-лд. гребня

6046

6242

3

5

336

36

2

Траверс сн.-лд. гребня с карнизами и короткими взлётами

6242

6353

3

5

420

15,5 (по пути)

30-35 (вбок влево)

3

Взлёт сн-лд. гребня

6353

6406

3

5

80

43

4

Широкий сн. гребень

6406

6464

1

3

200

17

5

Взлёт сн.-лд. гребня

6464

6539

3

5

98

50

6

Сн.-лд ребро

6539

6648

2

4

200

33

7

Разрушенные скалы

6648

6700

2

4

72

46

8

Широкий сн.-лд. гребень

6700

6808

2

4

217

30

Ф.4. Участки. Вид с плато юж. ветви лед. Коксель (фото А.Лебедева, август, 2002г.)

9

Сн.-лд. склон

6808

6864

3

5

80

45

10

Сн.-лд. склон

6864

6900

3

5

50

46

11

Снежно-осыпной гребень

6900

7120

1

3

600

21,5

12

Сн-лд. склон

7120

7215

3

5

135

45

13

Сн. Плато

7215

7180

0

2

145

- 4

Ф.5. Космический снимок района с нанесёнными на него концами участков маршрута. Красная линия – путь подъёма на вершину, лиловая – путь спуска.

14

Сн. склон

7180

7546

1

3

1295

15,2

Средняя крутизна маршрута - 24 град.

Средняя крутизна основной (участки 1-12) части маршрута – 30 град.

Протяжённость маршрута – 3928 м

Протяжённость основной (участки 1-12) части маршрута – 2488 м.

Общая протяжённость участков 5 кс – 1200 м

Табл. 3. GPS-точки (СК WGS-84)

(Длина минуты широты - 1850 м. Длина минуты долготы - 1450 м)

N

Широта

Долгота

Высо-та

Название

Дата прибытия

Длина отрезка

L

0

38 15 013

75 07 315

6046

Начало маршрута (тчк. 0)

02.09.05

0

1

38 15 343

75 07 110

6353

Бивуак (точка 2)

02.09.05

680

680

2

38 15 459

75 06 957

6539

Конец уч. 5 (точка 5)

03.09.05

310

990

3

38 15 596

75 06 822

6761

Привал на уч. 8

03.09.05

320

1310

4

38 15 661

75 06 775

6864

Бивуак (точка 9)

03.09.05

135

1445

5

38 15 809

75 06 676

7001

Привал на уч. 11

04.09.05

310

1755

6

38 15 889

75 06 644

7073

Привал на уч. 11

04.09.05

155

1910

7

38 15 954

75 06 616

7120

Конец участка 11

04.09.05

125

2035

8

38 15 998

75 06 599

7201

Привал в мульде перед взлётом к точке 12

04.09.05

85

2120

9

38 16 063

75 06 530

7207

Бивуак (точка 13)

04.09.05

160

2280

10

38 16 541

75 06 970

7538

Вершина (точка 14)

05.09.05

1250

3530

.

 

11. ТЕХНИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ МАРШРУТА

Карта южного гребня с нанесёнными на неё GPS-точками

Ф.6. Вид на южное ребро Музтаг-Аты с северного ребра Коскулака (фото А.Машенина, август 2005г.). Красными цифрами отмечены концы соответствующих номерам участков.

 

12. ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ

Ф.7. На участке 2.

Ф.8. Вид сверху на карнизы 2-го участка.

Ф.9. На участке 4

Ф.10. На очередном взлёте южн. гребня

Ф.11. На участке 8. Справа внизу видны карнизы 2-го участка.

Ф.12. На вершине Калаксонг (7277) (южное плечо Музтаг-Аты) (снимает Д.Чижик)

Ф.13. На вершине Музтаг-Аты (снимает О.Янчевский)

Ф.14. А.Лебедев и О.Янчевский на вершине Музтаг-Аты

13. ССЫЛКИ

1. А.Лебедев . Отчёт о горном походе 6 к.с. по Китайскому Памиру 2005г.

14. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСХОЖДЕНИЯ

  1. Восхождение проводилось в рамках Комплексной горно-спортивной экспедиции СК МАИ на Китайский Памир, которая проходила с 25.07.2005 по 13.09.2005.
  2. Фотографии выполнены участниками экспедиции А.Лебедевым, А.Машениным, М.Таракановской и О.Янчевским.
  3. Организации экспедиции содействовали: Авиакомпания S7 (Сибирь), СИТЭС-Центр, ГлобалТел .

75-ЛЕТИЮ МАИ И 70-ЛЕТИЮ ГОРНОЙ СЕКЦИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ!

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

.

Спасибо редакции М-ру за исправления.
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru