Некоторые подходы в работе с отделением
начинающих альпинистов.
Первый инструктор во многом определяет
альпинистскую судьбу своих участников.
Не случайно инструкторов альпинизма
обучают в школах, "прогоняют" через
стажировку, пишут для них учебники. Однако
есть важные мелочи, нюансы, "пустячки",
которые приходят только с годами и десятилетиями
работы. Ниже я хочу поделиться квинтэссенцией
опыта работы инструктора по альпинизму
с более чем 30-летним стажем.
Фото: Константин Голубев, г. Санкт-Петербург
Общая концепция.
Помочь каждому участнику отделения воспринять
"дни в новичках" как неповторимые
дни трудного счастья, продолжением которых
будет более совершенный взгляд на мир
и более гармоничные с ним отношения.
Элементы концепции.
1. Узнать и культивировать лучшие стороны
каждого участника.
2. Верить в каждого участника и бороться
за его совершенствование даже с ним самим.
3. Иметь бесконечно доброжелательное
улыбчивое терпение, если вопрос не касается
безопасности, тогда - по обстоятельствам.
4. Помочь участникам обратить внимание
на светлые стороны личности и добрые
дела каждого в отделении.
5. Придумать эмблему (зрительную, звуковую,
и т.д.) отделения, которую мог бы реализовать
каждый его участник.
6. Донести до всех участников, что каждый
наш день - праздник, который иногда нужно
просто видеть, и что это лучше всего получается
вместе с товарищами.
7. Последовательно проводить мысль о том,
что завтра будет лучше, чем вчера. НО!
день расставания неотвратимо приближается.
8. Мечтать и планировать будущие встречи.
9. Проводить "Вы позицию" по отношению
к участникам, в частности, тепло и уважительно
относиться к каждому из них, но не допускать
панибратства.
10. Построить отношения в отделении как
семейные - братски-сестринские с элементами
светлой влюбленности, как описано Л.Н.Толстым
об этом в семье Ростовых.
11. Не заводить романов с участниками отделения.
Это может оказаться миражом, но иметь
очень горькие и болезненные, а то и трагические
последствия.
12. Наладить доверительные отношения с
каждым из участников.
13. Не иметь изгоев и любимчиков.
14. Чувствовать настроение группы, в частности,
моменты, когда отделению хочется быть
без Вас.
15. Всегда помните, что новички в новых
для них условиях требуют внимания, понимания
и опеки-поддержки, как дети малые (или
как взрослые чукчи, приехавшие из яранги
сразу в Москву).
Некоторые технические элементы работы
с отделением новичков.
1. При перовой же встрече с отделением
предложить участникам рассказать о себе
и подробно представиться самому.
2. Конструктивно-оптимистично рассказать
о планах отделения. Предложить выбрать
старосту, начпрода, начснара. Можно придумать
и другие, даже шутливые должности, чтобы
каждый был "при портфеле".
3. Тут же проговорить наличие экипировки
каждого, включая одежду - все ее слои.
4. Помочь участникам в подборе снаряжения
на складе.
5. После каждого занятия проводить доброжелательный
разбор (не разборку!), настаивая на том,
чтобы и самому быть включенным в зону
благожелательной конструктивной критики.
Структура разбора: а) что было сделано
б) что удалось в) что не удалось г) причины
этого в) выводы.
6. Изначально определиться и постоянно
напоминать своим поведением, что при
опасностях, на занятиях и на маршруте
инструктор - авторитарный командир, но
без раздражения и "горлопанства".
В остальных случаях - просто старший (если
получается по возрасту) товарищ.
7. Вводить "табу" на несовместимые
состояния, например, каска на голове с
незастегнутой пряжкой, или - на склоне
друг над другом, или -страховка без рукавиц,
и т.д.
8. Неукоснительно контролировать выполнение
этих "табу". Только тогда навык будет
автоматизирован и не появится невроз
от лишь периодической требовательности
инструктора.
9. Движение на подходах с помощью палок
разрешите лишь тем, кто освоил работу
с ледорубом. Остальным выгоднее подходы
с ледорубом в руках - для выработки более
прочных нужных навыков в работе с ним.
10. При появлении в отделении признаков
напряженности, надвигающегося конфликта,
снимайте их с мягкой деликатностью, возможно,
с юмором.
11. Население каждой палатки лучше сделать
разнополым.
12. Тщательно и заранее решайте для себя
распределение связок. Учитывайте, но
не руководствуйтесь пожеланиями участников.
Родственников распределяйте по разным
связкам.
13. Порядок движения сделайте постоянным.
Сразу за Вами - девочки (или - слабейший),
замыкающий - староста. Если будут идти
по росту, легче, оглянувшись, видеть лица
участников. Не стесняйтесь подбадривать
их взглядами, улыбкой, особенно - трудно
идущих. Пресекайте разговоры при движении
по сложному, опасному маршруту.
14. Недопустимо, чтобы отделение растягивалось.
15. Через 20 минут после выхода и на последующих
привалах САМИ контролируйте частоту
сердечных сокращений у участников по
пульсу на сонной артерии. Сразу разгружайте
тех, у кого он наиболее учащен.
16. Жестко контролируйте наличие головных
уборов и режим питья на тропе.
17. Постепенно "накачивайте" духовную
и психологическую значимость предстоящего
восхождения.
18. Обеспечьте, чтобы сон перед восхождением
был не менее 6 часов.
19. На Вершине устройте изысканную трапезу
хотя бы в знак благодарности Горе, благосклонно
к вам относящейся.
20. Разбор восхождения устройте назавтра.
До этого, особенно на маршруте, решительно
пресекайте любую критику, но скупо отмечайте
положительные действия участников.
21. В конце смены, если получится, организуйте
итоговый разговор "за жизнь" при
торжественном, но некрепкоградусном
застолье.
ПРИМЕНЯТЬ С ОСТОРОЖНОСТЬЮ!
Я допускаю применение принципа "маленьких
синячков", т.е. дискомфортных ощущений,
которые участник получает в результате
несоблюдения требований инструктора,
хотя до этого я мог бы ему в очередной
раз напомнить, или наорать. Это - так называемая
"проблематизация". Она убеждает
участника в справедливости требований
инструктора и научает всегда делать так
"лучше десятков воплей и сотен напоминаний".
> Пример. При небрежно завязанных шнурках
я не требую их перевязать, но доброжелательно
подшучиваю, когда они все же развяжутся
(а это - почти наверняка).
В редких случаях я не препятствую формированию
и развитию серьезной (но безопасной) ошибки
отделения. Это бывает в случае, когда
отделение, хронически пренебрегая и не
осознавая требуемых от него необходимостей,
в итоге, при моем попустительстве, испытывают
сильный стресс, временно лишаясь чего-то
значимого для них. Однако позже, когда
они, с моей помощью, все же понимают свою
неправоту, то, с лихвой наверстывая упущенное,
сами устраняют недостатки. И даже становятся
более продвинутыми, чем если бы делали
то же самое по указке инструктора.
Пример. Проспали выход
на восхождение. 1,5 часа готовились к выходу
с завтраком. В медлительности были засечены
и ранее (эта тенденция, кстати, есть у
всех новичков). Я понимал, что восхождение
сделать не успеем, но - повел (хотя мог
бы просто отложить восхождение на сутки).
В итоге - повернули уже из-под предвершинного
взлета. Был жесткий разбор с дружным "наездом"
на меня. Затем, при встречном, сделанном
мною анализе ситуации, признали свою
неправоту. И, на следующем выходе, эти
же люди, весь бивак с ужином организовали
за ... 35 минут!
Желаю многолетнего успешного инструкторства!
Дерзайте, но .... не за счет участников.
Поделился врач, инструктор по альпинизму
Матвеев Владимир Иванович.
(Стаж работы с отделениями новичков 49
смен. Все безаварийные).
p.s. Петру Фролову и другим читателям моей
статьи "Коварные "пустячки" для
горнопроходцев ", опубликованной в
начале лета. Отвечаю только сейчас, извините,
т.к. с гор вернулся недавно. Благодарю
за благожелательные отзывы. Что касается
слова "ка- или ко-мпиляция, то изначально
оно пишется правильно "компиляция"
(от английских корней, означающих подборку
материала). А мой "ляп" объясняется
тем, что при выверке этого слова через
"ворд" на компьютере я получил ошибку,
набрав слово "компиляция" и оценку
как правильную написание слова "кампиляция".
Словари же были недоступны. Вот и все.
Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
Всем написавшим спасибо за внимание! Ваше мнение поможет мне в работе с отделениями, т.к. написанное каждым из вас достаточно определенно и конструктивно. Таня, спасибо за память о 20 днях нашей смены.
Александр, Вам я благодарен также за то, что еще раз убедился, что подход с грамотным занудством лучше, чем с принципом пассивного наблюдателя. Прежде всего из соображений безопасности. И поэтому я не "только инструктор", а, прежде всего - профессионал, которому участники доверили СВОИ Ж И З Н И !!! И при этом я ДОЛЖЕН обучать их, в частности, когда с чем ходить, т.к. они приехали, прежде всего, учиться альпинизму. Иначе и дешевле и вольготнее порхать по горам без инструктора.
"...они вправе самостоятельно выбрать: ... идти с палкой или с киркой..." - пишете Вы. Хотя при этом не можете не знать, что и в прошлом году из-за неуместного пользования палками в горах случилось несчастье.
Функцию "подтирать сопли" я не забыл, а просто не имел за ненадобностью, т.к. ни в одном из моих отделений не было ни соплей, ни травм. О причине догадываетесь - да, предусмотрительная работа с отделением "на опережение", возможно, что и с элементами занудства.
И последнее. У Вас несколько добрых отзывов. Мне не повезло. Но при этом создается ощущение, что вы не всегда вчитываетесь в то, о чем пишете в Ваших комментариях. Судите сами.
Это - в моей статье: "15. Через 20 минут после выхода и на последующих привалах САМИ контролируйте частоту сердечных сокращений у участников по пульсу на сонной артерии. Сразу разгружайте тех, у кого он наиболее учащен".
А это - Ваш комментарий к этому пункту статьи: "У новичка на первом же подходе давление выше крыши, а Вы хотите щупать сонную артерию. Ну не понравилась она Вам. И что? Снимать группу с маршрута?"
Без комментариев!
С наилучшими пожеланиями
Я бы добавил ещё: "Подтирать сопли". Очень слащаво и авторитарно. В инструкторской жизни выполнение этих заповедей нереально, а порой и вредно. Мне кажется, Вы забываете, что Вы только инструктор у взрослых мальчиков и девочек приехавших в горы отдохнуть, и они вправе самостоятельно выбрать: кому в какой палатке жить, идти с палкой или с киркой, пить воду на подходе или слушать зануду - инструктора. У новичка на первом же подходе давление выше крыши, а Вы хотите щупать сонную артерию. Ну не понравилась она Вам. И что? Снимать группу с маршрута? Вы, безусловно, имеете право на свою методику, но я думаю, что Ваши участники, особенно люди с некоторым жизненным опытом, считают Вас занудой III категории. С уважением,
PS. Для А. Лиукконена В своё время в а/л Артуч участницы в шутку придумали делить инструкторов отряда на категориям. Я уж не помню, кого причисляли к I или II категории, но помню, что зануда III категории это тот, кому легче дать, чем объяснить, почему ты его не хочешь! Анекдот и ничего обидного.
К сожалению, пока не довелось побывать в отделении у Владимира Ивановича, но советы, которые он давал, очень полезны не только в горах.
Инструктор должен быть немного авторитарен, ведь горы это не просто прогулка.
Радует, что наконец-то данная тема заслужила внимание. Считаю, что свежеиспеченного инструктора (какой бы квалификации он не был) нельзя допускать до разрядников, пока он не научится уверенно работать с новичками, поскольку это-самое трудное, это- азы. А сопли подтирать никому не надо, просто необходимо своевременно замечать их появление. Профилактировать, по меткому выражению наших участковых милиционеров. Для А.Макулова персонально: лучше быть заслуженным инструктором 3 категории, чем скороспелым без пяти минут инструктором 1-й категории, допустившим аварию на ровном месте (о ком это я?) Хотя издеваться над новичками в виде выхода на заведомо неудачное восхождение даже в учебных целях я бы не стал.
Я была участницей-новичком у Матвеева в 1986 году. Должна сказать, что занудство, как качество, у Владимира Ивановича, безусловно, присутствует. Но это с лихвой компенсируется отсутствием у него других часто встречающихся у инструкторов качеств, таких как: непорядочность, нечистоплотность в отношениях, недобросовестность, пофигизм, высокомерие. Если инструктор учит и относится к тебе по-человечески, занудство можно и не замечать. У всех свои особенности. Если я до сих пор помню первого инструктора, это о чём-то говорит.