Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе III к.с., совершенном группой туристов по Центральному Кавказу (р-н Безенги – Башиль - Джантуган)
Федерация спортивного туризма.
Руководитель группы:
Царевская-Дякина Наталья
I Справочные сведения
4. Аварийные выходы и запасные варианты. Изменения маршрута и его причины. Из любой точки маршрута существовала возможность быстрого выхода из района по тропам, проложенным по долинам. В зависимости от местонахождения на маршруте выход был возможен на а/л «Безенги», погранзаставу «Башиль», а/л Уллу-Тау, а/л Джантуган. Запасным вариантом прохода от лед. Башиль к лед. Гумачи вместо опасного в весенний период пер. Ярославский был пер. Грановского. (пер. Грановского был заявлен в маршрутной книжке как запасной вариант) Аварийных ситуаций на маршруте не возникало. Но из-за непогоды, вызвавшей отставание группы от графика, маршрут был изменен. А) в условиях крайне плохой видимости и сильного снегопада группа решила не идти на заявленный пер. Кору (1А), а спуститься по р. Кору до слияния с р. Чегем Б) для перехода от пер. Штернберга до пер. Семеновского был заявлен обход бокового отрога по л. Тютю. Группа прошла боковой отрог насквозь через пер. Ростовский, т.к. сильно отставала от графика. Выиграли сутки пути. (пер. Ростовский не был заявлен в маршрутной книжке) 5.Заброски. Группа оставляла 2 заброски на погранзаставе «Башиль» (верхняя) с помощью турфирмы «Безенги» (летом погранзастава «Башиль» (верняя) была расформирована, в летнее время заброски можно оставлять на турбазе «Башиль», зимой и в межсезонье турбаза не работает) 6.Взаимодействие с турфирмами района. Трансфер Мин. Воды - село Безенги, оформление пропусков в погранзону (Эльбрусский, Чегемский, Черекский р-ны) и пропуска на территорию Кабардино-Балкарского заповедника мы заказывали у турфирмы «Безенги». Контакты: e-mail: bez@kbsu.ru Алий Анаев: +7 928 700 54 89 Борис: +7 928 950 38 68 Пропуска в погранзону и заповедник обошлись нам в 600 руб. на человека. Трансфер - 5 тыс. руб. на всю группу 7. Взаимодействие со спасательными службами района. Группа вставала на учет в Эльбрусском ПСО. Регистрировались по телефону из Москвы. Телефоны спасательных служб района: - Эльбрусский ПСО: 8 (86638) 71489 - оперативный дежурный 8. График движения группы на маршруте
Итого: 153,2 км - с учетом коэффициента 1,2 9. особенности маршрута: А) общая характеристика района: Рельеф района относится к альпийскому типу, характерному изрезанностью, большими перепадами высот и мощным современным оледенением. Центральная часть его занята отрезком ГКХ, ограниченным с запада вершиной Сарыкол-Баши, с востока - горой Джангитау. От этого отрезка ГКХ к северо-востоку отходят хребты Коргашинлитау и Болдошке (Бодорку), к северу - хребет Адырсу, по району которых и проходил наш маршрут. Эти хребты сложены стойкими против выветривания древними кристаллическими породами (гнейсами, гранитами) и сланцами, образующими остроконечные гребни и вершины. Доминирующие вершины района имеют высоту от 4000 до 5000 м. Оледенение представлено мощными долинными ледниками. Группа проходила через ледники Кору (Булунгу), Орелю, Тютю, Джайлык, Башиль, Гумачи. Учитывая большое влияние погоды на условия высокогорных переходов, отметим некоторые особенности весеннего времени года на этом участке. Постоянный снежный покров устанавливается на высоте 2000 м в первых числах ноября, а на высоте около 3000 м и выше на месяц раньше. Средняя толщина его достигает 50-80 см, увеличиваясь с высотой. На южных склонах снега меньше, чем на северных. Оттепели случаются в долинах, но с увеличением высоты повторяемость их уменьшается. На отметке 3000 м средняя температура января -12°. За зимние месяцы выпадает немного осадков в виде снега. Весна на высоте до 2000 м наступает в конце марта, а на высоте 3000 м - в первой декаде мая. Снег на отметках до 3000 м сходит чаще всего в виде мокрых лавин или снежных оползней до конца мая. На больших высотах остаются снежники и фирновые поля - области, за счет которых ледники наращивают свою массу. В этих областях сход снега в виде лавин продолжается в течение всей весны. Повышенная весенняя лавиноопасность - самый важный параметр для движения группы. Погода в конце апреля - в начале мая отличается переменчивостью: дождь, мокрый снег, метель, сильный ветер, ясные солнечные дни. Именно в весенний период в этом районе выпадает более половины годовой нормы осадков, на высоте выше 2500 м исключительно в виде снега. Свежевыпавший снег в этот период особенно лавиноопасен. Колебания температур в это время: от - 12 (ночью под пер. Столбовой) до +18 (солнечный день на леднике Гумачи) Б) основные опасности и меры предосторожности - высокая вероятность схода лавин или сползания свежевыпавшего снега. Меры предосторожности: если склон кажется хоть немного опасным - ни в коем случае на него не лезть! Не ставить лагерь рядом со снежным склоном! Всегда смотреть по сторонам! Не ходить под снежными карнизами и навесами! Далеко не всегда классический путь подъема любой перевал является верным, выбирайте альтернативные пути, держитесь ближе к голым скалам. Наверх лучше идти там, где безопасно, а не там, где легче! - на скально-осыпных участках камни покрыты натечным льдом, присыпаны снегом, который на нем не держится, на этом рельефе не держат ни снегоступы, ни кошки. Меры предосторожности: обходить! На камни не лезть, если вариантов обхода нет - выпускать первопроходца с нижней страховкой и провешивать перила - трещины на открытых ледниках в этот период засыпаны снегом, но вероятность провалиться очень высока. Меры предосторожности: перед выходном на этот участок маршрута внимательно изучить описание и пути прохождения участка другими группами, передвижение по леднику исключительно в связках! - плохая погода: снег, облачность, низкая видимость (иногда 3-5 метров). Меры предосторожности: сидеть на месте! Ждать, пока распогодится! Ни в коем случае, никуда не двигаться, если времени мало, двигаться обратно! Обязательно надо заложить дни запаса на случай «отсидки». Мы израсходовали все 4 дня, которые закладывали именно на этот случай - хорошая погода: чистое небо, яркое солнце, свежевыпавший снег. Велика вероятность получить солнечный ожог в считанные минуты. Меры предосторожности: Обязательно: солнцезащитные очки и солнцезащитный крем с фактором УФ-защиты не ниже 40 - вторая половина дня. Снег раскисает, начинает сильно проваливаться под ногами, идти после 15:00 подчас невозможно. Меры предосторожности: скорректировать режим движения - максимально ранний подъем, быстрые сборы и выход, пока температура не поднялась, и склон не развезло. По подмороженному снегу можно пройти достаточно легко и быстро. В) необходимое снаряжение - основным критичным снаряжением для прохождения маршрута в межсезонье являются снегоступы. (обязательно! пластиковые, желательно с шипами и зубьями, например TSL, самодельные не помогут - пробовали) без снегоступов пройти маршрут не возможно, глубина снега 80 см. Долго тропить, постоянно проваливаясь, не может ни один искусный спортсмен. Или снегоступы или маршрут не пройден, другого не дано! - веревки: не следует экономить на их количестве. Передвижение в связках по любому леднику, приготовьтесь к тому, что будете провешиваться на подъем и на спуск. - ледоруб: брать палки не имеет смысла - проваливаются в снег - можно сэкономить на кошках, мы брали 1 пару на двоих. Все засыпано снегом и чисто ледовые участки встречались не часто. В таких случаях лучше выпустить одного, и провеситься. НО! Если предполагается восхождение на гору, например на Эльбрус, то кошки обязательны каждому. - одежда: рассчитывать нужно на низкие температуры и ночевки на льду и снегу. Влаго- и ветро-защитные штаны и куртки, под них теплые вещи. Остальное, как в любых горных маршрутах III к.с. Г) тренировки перед походом Команда до похода - в марте тренировалась в Полушкино и на ЛенГорах, отрабатывали хождение в связках, нижнюю и верхнюю страховку, работу с веревками. Физическими упражнениями каждый занимался самостоятельно. II Описание маршрута по дням 1-ый день маршрута. 28. 04. 2007 Г. Мин. Воды- с. Безенги - а/л «Безенги» Пройдено: 19 км Набор высоты: + 800 м Пасмурно, дождь Самолет прилетает в Мин.Воды около 7-ми часов вечера. Заранее заказанная у турфирмы «Безенги» машина нас уже ждала. На ж/д вокзале города мы подобрали недостающую часть группы - Костю и Антона, которые приехали поездом чуть раньше и привезли все командное железо и заброски. После этого мы поехали в г. Нальчик в офис турфирмы, чтобы оставить часть вещей, 2 заброски для отправки на погранзаставу Башиль и забрать справки. Ближе к ночи на любимой горной машине всех кавказских народов - УАЗ, типа «козел», мы отправились в сторону села Безенги. До него доехали без приключений, дорога чистая, завалы успели разобрать. На погранзаставе у нас проверили паспорта и пропуска и пожелали удачи. Добрый пограничник рассказал, что снега много и высока лавиноопасность. Далеко от села Безенги нам уехать не удалось - на дорогу недавно сошла лавина, оставив завалы - пришлось выгрузится вместе с рюкзаками, поблагодарить водителя и дальше идти пешком. Дорогу было видно хорошо, снег с нее сошел. Глубокой ночью, в 3:40, мы добрались до альплагеря «Безенги», разбудили одинокого сторожа, который разрешил нам переночевать в одном из домиков. Мы быстро поужинали и уснули. Полезное примечание: в самом длинном 2-х этажном строении в а/л «Безенги» на втором этаже (туда с улицы ведет железная лестница) комнаты всегда открыты, можно найти там ночлег в любое время года. 2-ой день маршрута. 29. 04. 2007 а/л «Безенги» - лев. приток р. Черек-Безенгийский - подъем на Каргашильский хребет, Пройдено: 2 км Набор высоты +250 м. Пасмурно, дождь, вечером, ночью снег Проснулись мы поздно - около 12:00, проверили и разложили по рюкзакам еду и снаряжение, и в 14:12 вышли из альплагеря. Через 400 м. после выхода из лагеря вниз по течению р. Черек-Безенгийский есть мостик, (фото. 1)
по нему мы перешли на другую сторону и начали подъем по травянистому склону 25-30 градусов. (фото. 2)
Через 1,5 часа стало понятно, что до намеченной на сегодня цели - площадки над
все круче – 30-35 градусов. Погода испортилась, пошел снег, и, потратив еще 2 часа на медленный подъем серпантином по скользкой прошлогодней траве и маленьким снежникам, мы встали на ночевку. (фото. 2)
Под палатки раскопали лавинной лопатой и ледорубами условно пологий участок. Всю ночь шел снег, оптимизма от этого не прибавлялось. (фото. 3)
3-ий день маршрута. 30. 04. 2007 подъем на Каргашильский хребет, подход к пер. Столбовой 2 Пройдено: 2,5 км Набор высоты: +300 м. Пасмурно, весь день снег, видимость плохая Собрали лагерь и вышли в 10:15. За ночь склон засыпало снегом, погода плохая, видимость около 15-ти м. За 20 минут дошли до «бараньих лбов», не поднимаясь на них, ушли направо (по ходу движения) к скальным зубьям. (фото. 4).
Обошли их слева, набрав 80 м, и остановились из-за плохой видимости. 30 минут ушло на разведку местности. Справа от нас за скальным взлетом - обрыв, слева - длинный скальный хребет. Подошли ближе к нему и продолжили движение вдоль стены. Через 2 часа нашли место понижения скал и разрыв,
К вечеру подул ветер, небо развиднелось. Стали видны горы на противоположном берегу р. Черек- Безенгийский.
4-ый день маршрута. 01. 05. 2007
Пер. Столбовой 2 (2А 3714 м) - лед. Кору (Булунгу), Пройдено: 3,7 км Набор высоты: + 300 м. Сброс: - 550 м. Утром ясно, вечером снег, видимость упала до 3-х метров Собрали лагерь в 9:00, вернулись в сторону левого для нас по ходу движения хребтика и продолжили подъем по долине
между двумя хребтами, останавливаемся, и ребята уходят на разведку. Вернулись разведчики через 1 час 10 минут с приятными новостями - путь найден!
За ним резкий подъем по снежному склону 35 градусов и выход в цирк перевала Столбовой 2.
и выход к перевальному взлету. Первую из них обошли справа, остальные ходили «в лоб».
По снежному склону 35 - 40 градусов со следами сошедших лавин поднимаемся,
у нас не было даже возможности там передохнуть - поднялся ветер, резко испортилась погода, упала видимость, пошел сильный снег.
Спустились, когда уже начало темнеть на закрытый ледник под перевалом от которого начинается р. Кору. Немного отошли от склона, и, оставив веревки наверху, встали лагерем.
Полезное примечание: пер. Столбовой 2 - путь к нему по описаниям во всех просмотренных отчетах разный. От а/л «Безенги» до выхода на цирк перевала однозначного варианта пути нет. Перевал найти сложно, нам помог GPS. В межсезонье перевал опасен. В межсезонье пер. Столбовой 2 соответствует категории сложности 2А 5-ый день маршрута. 02. 05. 2007 Р. Кору - р. Чегем Пройдено: 12 км. Сброс: - 950 м Сильный мокрый снег Встали и начали сборы в 8:00, снег идет не переставая, видимость 3-5 метров. (фото. 14)
Утопая даже в снегоступах по колено и глубже,
В такую погоду, мы бы его просто не нашли. Через 4 часа 40 минут вышли к слиянию рек Кору и Чегем выше поселка Чегем, остановились на травянистой поляне. (фото. 16)
6-ой день маршрута. 03. 05. 2007 Дневка на слиянии рек. Сушились, отдыхали. 7-ой день маршрута. 04. 05. 2007 Р. Чегем - т/б «Башиль» - подход под пер. Штернберга, Пройдено: 17 км. Набор высоты: + 1200 м. Переменная облачность Вышли в 6:25 утра на дорогу к турбазе «Башиль» (фото. 17),
к 10:15 дошли до турбазы, полчаса ушло на поиск живой души, у которой была наша заброска. Людей мы там не нашли, но нашли мостик и дорогу к погранзаставе «Башиль» (фото.18).
но мы это поняли, только забравшись наверх.
В глубоком снегу у скал нашли ровную площадку и остановились на ночь.
8-ой день маршрута. 05. 05. 2007 подход под пер. Штернберга - лед. Кенчат, Пройдено: 8 км. Набор высоты: + 300 м. Ясно Вышли в 9:45 и продолжили путь вдоль боковых скал, постепенно забирая левее на центральную морену.
Весь день ушел на обход морен, я насчитала 5, на подходе к цирку перевала Штернберга.
9-ый день маршрута. 06. 05. 2007 пер. Штернберга (2А 3900) лед. Орелю - пер. Ростовский (2А 3650) - лед. Тютю, Пройдено: 7 км. Набор высоты: + 250 м. Сброс: - 570 м. Набор: + 320 м. Ясно, к вечеру облачно в 9:45 утра уже стояли под перевальным взлетом. Склон снежно-ледовый, 40 градусов, ровно посередине весь склон пересекает бергшрунд, заметный даже под снегом. По центру склона в берге образовалась большая снежная пробка.
Перевальное седло ярко выражено, отчетливо
без приключений их сняли, последний спускался с нижней страховкой, и в 13:45 встали на лед. Орелю. Ледник ровный, закрытый. (фото 30)
Перевал Штернберга можно проходить в межсезонье с востока
остальные поднялись. Вся группа собралась на камнях, отдышалась, подняли наверх веревки. До перевала оставалось 30 метров. Это были самые сложные 30 метров за весь подъем на перевал.
Справа от нас стена ледника, вниз широкий снежный, кулуар. Слева подъем на морену - возможный путь к перевалу Семеновского. (фото 40)
Полезное примечание: не смотря на близость перевалов Штернберга и Ростовский связкой их считать нельзя. Перевалы разделяет ледник, на который надо спустится, сбросив 570 метров, пройти 2, 5 км до места подъема на Ростовский. В межсезонье пер. Ростовский соответствует категории сложности 2А 10-ый день маршрута. 07. 05. 2007 лед. Тютю - пер. Семеновского (2А 3850 м) - т/б «Башиль», Пройдено: 13 км. Набор высоты: + 900 м, Сброс: - 1850 м. Ясно, вечером облачность. Пер. Семеновского (2А,3850,сн-лд) расположен в хребте Адырсу, между вершинами Кенчат и Джайлык, в южном гребне вершины Кенчат. Соединяет ледник Тютю (река Тютюсу) и ледник Джайлык (река Джайлык, река Башильаузсу, река Чегем). Пройден с запада на восток Вышли в 10:00 в обход левого скального выхода - части хребта. Зашли за пологие скалы, стало понятно, что можно было не сбрасывать высоту так сильно, и пройти выше по скалам мимо перевального взлета перевала Килар, вдоль стены горы Кенчат и дойти почти до середины перевального взлета пер. Семеновского. Такой путь возможен, скорее всего в межсезонье, т.к. летом там будут голые скалы. (фото 41, 42,43)
можно было провешиваться и дальше, склон с глубоким снегом, 35 градусов, но решили, что можно сойти ногами, съехать на рюкзаке или попе. Погода ясная, впереди дневка, решили немного отдохнуть. Поиграли в снежки, слепили снеговика, и даже позагорали на леднике Джайлык. (фото 47)
На левом берегу реки за эти дни снег абсолютно сошел.
11-ый день маршрута. 08. 05. 2007 Полудневка, т/б «Башиль» - л. сев Башиль, Пройдено: 10 км, Набор высоты + 1500 м. Ясно, вечером облачность Дневки не получилось. От графика мы все еще отстаем, да и на 3-ю часть маршрута дни надо поберечь. До 14:00 отдыхали (фото 49),
купались в речке и в водопаде.
снега, то снимая их, чтобы пройти по камням через ручьи-притоки. До 19:00 шли по снегу вдоль реки и остановились на площадке в 500 метрах от скального хребта - отрога горы Ору-баши. (фото. 50)
12-ый день маршрута. 09. 05. 2007 лед. сев Башиль Пройдено: 5,5 км. Набор высоты: + 250 м. Пасмурно, мокрый снег, плохая видимость Вышли в 10:15, перед этим долго раздумывали, идти ли куда-то вообще, т.к. было пасмурно и ветрено. Продолжили движение по левому берегу реки Башиль-Аузусу. Через 2 часа пути, пришлось подняться выше, на морену (фото. 51)
между скалами, а река ушла в каньон.
хорошо просматривается пер. Голубева, и мы свернули налево вдоль отрога.
Провесили 2 веревки по скалам, держась правой стороны - ближе к вершине Адыр-су. Причем из-за камнеопасности ждали пока каждый участник пройдет 2 веревки по скалам и спрячется в небольшом укрытии под стеной отрога (справа). Затем еще 2 по снежному кулуару, дальше пешком по снегу.
Вот такие звери живут в Местийской хижине А вот разница между человеком в снегоступах и без таковых 14-ый день маршрута. 11. 05. 2007 Лед. Гумачи - подход к пер. Гумачи Пройдено: 11 км. Сброс: - 250 м. Набор высоты: + 600 м. Ясно Вышли в 8:00, сбросили еще 250 м. вдоль реки и перешли ее на левую сторону. По классике, надо было сбрасывать ниже в сторону альплагеря Уллу-Тау, проходить низом вдоль ледника Гумачи и подниматься по морене по правому краю ледника, держась вдоль скал хребта от горы ЧотЧат. Мы решили не терять высоту и подняться по левой стороне (правой по ходу) и пройти ледник по второй ступени. (фото 59)
Поднялись по каменной морене, по верху которой под стаявшим снегом была видна тропа. Налево начинается подъем на перевал Украина.
и ушли вправо на переход.
самый легкий, следуя за ним, провалился. Связка зарубилась на снег, и участника полиспастом благополучно вытащили живого, здорового и даже веселого. (фото 61)
15-ый день маршрута. 12. 05. 2007 пер. Гумачи (2А 3582 м) - верш. Гумачи (1Б Альп 3810) - лед. Джанкуат - а/л Джантуган Пройдено: 10,5 км Набор высоты: + 200 м. Сброс: - 1300 м. пер. Гумачи (2А 3582 ), находится между вершинами ЧотЧат и Гумачи, соединяет лед. Адыр-су и лед. Джанкуат. Пройден с востока на запад. На дату прохождения на подъем снежный, местами обледенелый склон. На спуск скальный участок и снежный склон. Вышли в 8:30, поднялись траверсом по подмороженному снегу к перевальному взлету. Подъем на 3-ю ступень ледника - 40 градусов и было скользко, шли на 3 такта. (фото 62)
Перевальный взлет засыпан снегом, достаточно пологий, плавно набрали высоту до перевального седла. (фото 63)
Сняли записку.
Кошки с собой есть, но не понадобились, на редких участках открытого льда хватало шипов на снегоступах.
Медленно и аккуратно дошли до «Зеленой гостиницы», прошли болото из снега и воды - к вечеру все растопило и вышли на берег реки Адыл-су. Там хорошая тропа к альплагерю Джантуган.
16-ый день маршрута. 13. 05. 2007 а/л Джантуган - Мин. Воды - Москва В 8:00 нас разбудил водитель, приехавшей машины. Собрали все, что развесили по «бочкам» сушиться и уехали в Мин. Воды. III Выводы и рекомендации Выводы: Маршрут полностью пройден. Цель его - узнать, возможна ли полноценная III к.с. в межсезонье на Центральном Кавказе - достигнута. Возможна! Но с огромным количеством оговорок. Это время года накладывает отпечатки на темп движения, экипировку, состав аптечки, меню и пр. 1. темп движения: - в 2 раза ниже летнего на тех же участках - после 13:00 снег раскисает, и идти становится еще тяжелее - там, где летом тропа, в мае глубокий снег, придется выбирать пути обхода, иногда их может не быть - высокая лавиноопасность - постоянно смотрите по сторонам, не лезьте, куда не надо 2. экипировка: - снегоступы - ОБЯЗАТЕЛЬНО! Могу рекомендовать TSL 225 - у большинства участников были именно они, нареканий не вызывают - теплая одежда, как под зимний маршрут 3. состав аптечки: - я увеличила количество противопростудных препаратов и трентала - на случай обморожения, леденцов для горла 4. меню: - мы отказались от всего, что готовится долго (пшена и риса) предпочитали продукты быстрого приготовления - супы и каши, мясо Гала-Гала (рекомендую). Это связано не столько со временем сбора, сколько с тем, что живая вода в это время встречается редко, приходилось постоянно топить снег - атоклав на «холодных» маршрутах обязателен, готовить в канне - большой расход газа. Мы посчитали, что готовка в автоклаве внутри палатки экономит 1 баллон газа на 2 дня на группу из 6 человек - количество газа рассчитывалось с понимание того, что топить снег мы будем все время Поход на Центральный Кавказ в межсезонье - занятие трудное и опасное. Прежде всего, надо быть внимательным, постоянно смотреть по сторонам, не доверять кажущейся простоте технического препятствия. Перевал категории 2А летом и весной - абсолютно разные перевалы. 1. при подготовке межсезонного маршрута следует помнить, что чистого ходового времени на любое расстояние будет затрачено больше. Ходьба раскисшему снегу в снегоступах и по тропе в ботинках по времени отличается в 2 и более раза 2. необходимо заложить максимально возможное количество запасных дней на случай непогоды 3. составлять маршрут необходимо с учетом возможности быстрого и безопасного аварийного выхода «в люди». Таких точек на маршруте должно быть много 4. к любому техническому препятствию следует привязать запасной вариант 5. команде психологически следует подготовиться к тому, что будет не легко: постоянно меняющаяся погода, снег, дождь, ветер, метель, низкое облако, низкая температура. Такие факторы могут стать основными причинами схода команды с маршрута Рекомендация главная: сильно подумайте, прежде чем идти в III к.с. в межсезонье и откажитесь от этой идеи. Если все же решитесь, то от вас потребуется ТЕРПЕНИЕ, ВНИМАНИЕ и САМООБЛАДАНИЕ IV Материальное обеспечение группы 1. питание Наш ежедневный рацион состоял из завтрака, перекуса и ужина, обед мы планировали не на каждый день, да и погодные условия редко позволяли готовить за пределами палатки. В основу рациона вошли продукты быстрого приготовления, и увеличенное количество жирных продуктов: корейка, сало и пр. В «холодных» маршрутах можно позволить себе это удовольствие, т.к не испортится ничего. Завтрак: Геркулес, макароны, мюсли, манка, сыр, печенье, вафли Перекус: Суджук, балык, колбаса, сало, сухофрукты, орехи, сухарики, шоколад Ужин: Макароны, гречка, картофельное пюре, супы, сублимированное мясо, сало, халва, печенье, лук, чеснок. Рекомендации по питанию: Обратите внимание на мюсли, особенно, если в группе не любят геркулес. Мюсли заливаются с утра растворенным сухим молоком, или водой со сгущенкой - очень вкусно, едят все - экономится время на кипячении воды. Сублимированные продукты Гала-Гала. Дорого, но очень вкусно. Очень удачные мясные сублиматы - можно даже не брать с собой бульонные кубики для усиления вкуса. Сублимированные овощи Гала-Гала в супы и в каши отлично идут. В «холодном» походе не экономьте на сладком - шоколад, конфеты-карамельки, вкусно, полезно и настроение улучшают Не забывайте про «сюрпризы» - отличное настроение и повышение командного духа - гарантировано. 2. снаряжение личное и групповое
3. аптечка как хорошо, что большая ее часть не понадобилась набор моей постоянной аптечки - в приложении. Рекомендации по аптечке. Маршрут «холодный», следует увеличить количество противопростудных и жаропонижающих средств. Спрей для горла, капли в нос, таблетки от кашля. Дополнительно каждому рекомендовалось взять 2 упаковки леденцов типа Холс. Трентал - обязательно! Целый день в снегу, а ботинки могут подвести. Рекомендации по витаминам: До похода все участники пили КОМПЛИВИТ. В походе КОМПЛИВИТ, дополнительно витамин С и витаминный напиток VALITEK 4. ремнабор - Плоскогубцы - Набор отверток (маленький) - Ножовочное полотно - Набор игл - Нож типа leatherman - многофункциональная штука, способная заменить недостающие инструменты - Нитки - основной расходный материал, толстая и тонкая - Булавки - Заплаты капроновые, толстые - для ремонта рюкзаков, тонкие - для ремонта палаток и одежды. - Самосбросы или трезубцы 25 мм (3 шт ). - Самосбросы 50 мм (3 шт.) - Стропа 25 мм 3м - Стропа 50 мм - для серьезного ремонта поясного ремня. - Шнурки или репшнур - Спица - и не надо смеяться, я посмотрю, что вы будете делать, когда в дугу палатки забьется снег и там приморозится - Шкурка - Проволока - Скотч - Запасная ложка - ну, всякое бывает - Запасные очки - Игла большая для обуви - Шило-крючок - Клей типа «Момент» - Небольшой кусочек кожи для заплаток на ботинках V Литература «Эльбрус и его отроги» // Алексеев А. А., Издательство: М.: И.В. Балабанов Издание 2-е, испр. и доп 2006 г «Южнее Баксана» // Алексеев А. А., Издательство: М.: И.В. Балабанов 2005 г. «Приэльбрусье. Лекзыр. Адырсу» // Алексеев А.А., Гранильщиков Ю.В., Ифраимов В. Ю. И др., М.: ФиС, 1982 г. «Чегем. Твибер. Безенги» // Ю.В. Гранильщиков., Издательство: М.: ФиС, 1986 г. «Чегем-Адырсу» (Центральный Кавказ) // А.Ф.Наумов., Издательство: М.: ФиС., 1980 г. Отчеты: Отчет // Балицкий Ю. А., 2004 год, ТК KПI «Глобус», Киев, Украина (взято с сайта клуба) Отчет // Казанджан Г.П., 2004 год, ТК «Вестра» (взято с сайта клуба) Отчет // Кузин М.А., 2005 год (взято с сайта www.mountain.ru) Отчет // Люлин А.В., 2001 год, Тупклуб МАИ (взято с сайта www.mountain.ru) VI Схема прилагается VII Сокращения, терминология и допущения верш. - вершина г. - город к.с. - категория сложности КБР-Кабардино-Балкарская республика лед. -ледник лев.- левый м/н - место ночевки н/к - некатегорийный ор. - орографически ос. - осыпной п/х - по ходу движения пер.-перевал пос. - поселок прав., пр. - правый р. - река, ручей С., Ю., З., В. - северный, южный, западный, восточный сн. - снежный лд. - ледовый т/б - турбаза ЧХВ-чистое ходовое время -Везде, где не оговорено особо, километраж приведен без учета горного коэффициента 1,2. -Везде, где не оговорено особо, понятие «правый» и «левый» даны в орографическом смысле. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||