Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Самохин Евгений Александрович, МО, г.Щелково

Отчет о походе 3 к.с. Алтай. Северо-Чуйский хребет

01. Проводящая организация (наименование, адрес, телефон).

Кафедра физического воспитания Физкультурно-оздоровительного центра МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Москва, Госпитальная набережная, д.4/2, Спортивный комплекс МГТУ 263-22-29.

02.


Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км.

Продолжительность,дней

Сроки проведения

общая

Ходовых дней

Горный

Третья

141

16

14

17.08.07-02.09.07




03. Район, подрайон, массив похода.
Алтай, Северо-Чуйский хребет

04. Подробная нитка маршрута (пройденная)

с. Чибит - р. Орой - пер. Орой (н/к) - р. Шабага - р. Шавла - р. Л. Шавла - р. Шавла - оз. Верх. Шавлинское - пер. Орбита (1Б, 3000 м)+пер. Москвич (1Б, 3075 м) - пер. Молодых (2А, 3070 м) - пер. Туманный Вост. (2А, 3100 м) - р. П. Камрю &ndash оз.Камрю - р.Камрю - р.Карагем - р.П.Карагем - оз.Абыл-Оюк - пер. Абыл-Оюк. (1Б*, 3100 м) . оз. Верх. Шавлинское - пер. Верх. Шавлинский (2А, 3415 м) - р. Маашей &ndashлед.Маашей(рад) - р. Чуя - с. Чибит.
05. Определяющие препятствия маршрута (перевалы, траверсы, вершины, каньоны, переправы,
пороги, растительный покров, болота, осыпи, пески, снег, лед, водные участки и т.д.)



Вид препятствия

Категория трудности

Длина препятствия (для протя-женных)

Характеристика препятствия (характер,высота, новизна, наименование

и т.п)

Путь прохождения (для локальных препятствий)

перевал

сн-.лед., ск.-ос, 3070 м, пер. Молодых

На подъемснежно-ледовый склон 30-35 град. 150 м, на спуск снежно-ледовый кулуар, с осыпью 35 град. 150м

перевал

сн.-лед., 3100 м, пер. Туманный Вост.

На подъем снежно-ледовый склон 30-35 град. 120м, на спуск снежно-ледовый склон 35 град. 150м

перевал

ск.-ос. ,3415 м ,пер. Верх. Шавлинский

На подъем осыпной склон 30 град. 200м, на спуск скалы 60-70 град. 35м, осыпной склон 30-35 град. 300м



06.

Фамилия, Имя, Отчество

Туристский опыт (max)

Самохин Евгений Александрович

5ГУ Алтай
2ГР Кавказ

руководитель

Алексеевский Тимофей Андреевич

3ГУ Киргизский
хребет

реммастер

Попова Светлана Викторовна

2ГУ Терскей-Алатау

завхоз

Чермошенцева Наталья Сергеевна

2ГУ Кавказ
3ЛУ КА

финансист

Лихачев Андрей Петрович

2ГУ Кавказ,
Приэльбрусье

снаряженец




07. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

08. Поход рассмотрен МКК




ОТЧЕТ


1. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна и т.п.
Обзорный поход по району, посетить наибольшее количество прославленных алтайских озер.
2. Варианты подъезда и отъезда.

Заезд.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.



Основной маршрут

Запасные варианты

Аварийный выход с маршрута

c.Чибит - Ручей Орой

c.Чибит - Ручей Орой

Ручей Орой &ndash пер.Орой н/к,

2224- р.Шабага

Ручей Орой &ndash

пер.Орой н/к, 2224- р.Шабага

р.Шабага - р.Шавла- оз.Н.Шавлинское

&ndash оз.В.Шавлинское

р.Шабага -

р.Шавла- оз.Н.Шавлинское &ndash оз.В.Шавлинское

оз.В.Шавлинское &ndash стоянки под пер.Орбита 1Б, 3000

оз.В.Шавлинское &ndash стоянки под пер.Орбита 1Б, 3000

Стоянки под пер.

Орбита &ndash пер.Орбита 1Б, 3000+пер.Москвич 1Б,

3075&ndash пер.Молодых 2А, 3070 &ndash стоянки под пер.Молодых

Стоянки под пер.

Орбита &ndash пер.Орбита 1Б, 3000+пер.Москвич 1Б,

3075 &ndash пер.Молодых 2А, 3070 &ndash стоянки под пер.Молодых

стоянки под пер.Молодых &ndash пер.Туманный Восточный 2А,

3100 &ndash р.П.Камрю &ndash оз.Камрю

стоянки под пер.Молодых &ndash пер.Туманный Восточный 2А,

3100 &ndash р.П.Камрю &ndash р.Л.Камрю- Стоянки под пер. Весенний

оз.Камрю, дневка

Стоянки под пер. Весенний -пер.Весенний 2А, 3300- стоянки под пер.Абыл-Оюк 1Б*, 3100

оз.Камрю &ndash р.Камрю

 &ndash р.Карагем

&ndash Карагемская поляна

&ndash слияние Л. и П. Карагема

оз.В.Шавлинское &ndash стоянки под пер.Н.Шавлинский

От Карагемской поляны выход по долине р.Йолдаойры - пер.Карагем н/к &ndash Курайская степь &ndash с.Курай

слияние Л. и П. Карагема &ndash оз.Абыл-Оюк &ndash стоянки под пер. Абыл-Оюк

стоянки под пер.Н.Шавлинский &ndash пер.Н.Шавлинский 1Б, 3300 &ndash лед.Маашей

стоянки под пер. Абыл-Оюк &ndash пер.Абыл-Оюк 1Б*, 3100 &ndash оз.В.Шавлинское

лед.Маашей &ndash р.Маашей &ndash оз.Маашей &ndash р.Маажой

оз.В.Шавлинское &ndash стоянки под пер.В.Шавлинский

р.Маажой &ndash стоянки

ниже слияния с рекой Каракабак

От озера В.Шавлинского

 &ndash долина р. Шавлы&ndash 

пер.Орой н/к &ndash р.Орой &ndash с.Чибит

стоянки под пер.В.Шавлинский &ndash пер.В.Шавлинский 2А, 3415 &ndash лед.Маашей

стоянки ниже слияния с рекой Каракабак &ndash р.Чуя &ndash ручей Орой

лед.Маашей &ndash р.Маашей &ndash оз.Маашей &ndash р.Маажой

Ручей Орой, дневка

р.Маажой &ndash стоянки ниже

слияния с рекой Каракабак

Ручей Орой &ndash с.Чибит

стоянки ниже слияния с рекой Каракабак &ndash р.Чуя &ndash ручей Орой

Ручей Орой, дневка

Ручей Орой &ndash с.Чибит




4. Изменения маршрута и их причины.
Без изменений.

5. График движения.

 


Даты

Дни пути

Участки пути

Км

ЧХВ

Определяющие препятствия на участке

Метео-условия

17.08

1

c.Чибит - Ручей Орой

7

4

 

с утра облачно, после обеда небольшой дождь

18.08

2

Ручей Орой &ndash пер.Орой н/к, 2224- р.Шабага

16

8

пер.Орой н/к, 2224

Погода: с утра облачно, после обеда небольшой дождь

19.08

3

р.Шабага - р.Шавла- оз.Н.Шавлинское &ndash оз.В.Шавлинское

17

8

 

Погода: весь день облачно, но солнечно

20.08

4

оз.В.Шавлинское &ndash стоянки под пер.Орбита 1Б, 3000

2

2

 

переменная облачность

21.08

5

Стоянки под пер.Орбита &ndash пер.Орбита 1Б, 3000+пер.Москвич 1Б,3075 &ndash пер.Молодых 2А, 3070 &ndash стоянки под пер.Молодых

6

10

пер.Орбита 1Б, 3000+пер.Москвич 1Б,3075 &ndash пер.Молодых 2А, 3070 &ndash стоянки под пер.Молодых

облачно

22.08

6

стоянки под пер.Молодых &ndash пер.Туманный Восточный 2А,3100 &ndash р.П.Камрю &ndash оз.Камрю

12

8

пер.Туманный Восточный 2А,3100

с утра идет снег, облачно

23.08

7

оз.Камрю, дневка

0

-

 

с утра  облачно, потом дождь до 17-00

24.08

8

оз.Камрю &ndash р.Камрю &ndash р.Карагем &ndash Карагемская поляна &ndash слияние Л. и П. Карагема

15

8

 

с облачно, потом солнечно

25.08

9

слияние Л. и П. Карагема &ndash оз.Абыл-Оюк &ndash стоянки под пер. Абыл-Оюк

7

6

 

с утра чистое небо, после обеда облачно, после встречи с Бутовым, начал моросить дождь

26.08

10

стоянки под пер. Абыл-Оюк &ndash пер.Абыл-Оюк 1Б*, 3100 &ndash оз.В.Шавлинское

9

8

 

с утра чистое небо, после обеда облачно

27.08

11

оз.В.Шавлинское &ndash стоянки под пер.В.Шавлинский

5

6

 

весь день ясная безоблачная погода

28.08

12

стоянки под пер.В.Шавлинский &ndash пер.В.Шавлинский 2А, 3415 &ndash лед.Маашей

11

6

пер.В.Шавлинский 2А, 3415

с утра чистое небо, после обеда облачно, вечером небольшой дождь

29.08

13

лед.Маашей &ndash р.Маашей &ndash оз.Маашей &ndash р.Маажой

11

5

 

с утра чистое небо, после обеда облачно

30.08

14

р.Маажой &ndash стоянки ниже слияния с рекой Каракабак

3

2

 

с утра чистое небо, после обеда облачно

31.08

15

стоянки ниже слияния с рекой Каракабак &ndash р.Чуя &ndash ручей Орой

15

4

 

весь день чистое небо

1.08

16

Ручей Орой, дневка

0

-

 

переменная облачность

2.08

17

Ручей Орой &ndash с.Чибит

5

2

 

весь день чистое небо



6. Техническое описание прохождения группой маршрута.
Заезд-отъезд.
Время указано местное, разница с Москвой на 3 часа..

 15.08.07.

Днем с Казанского вокзала мы отправились поездом №94/95. С билетами большие проблемы, брали билеты за 43 дня, оставалось всего 10. Очень оживленное направление. Вопросу приобретения билетов стоит предать большое значение.
Через день после нас отправилась часть другой команды, направляющейся в тот же район. Руководил этой командой Роман Бутов, они тоже были из нашего турклуба. Мы знали маршруты друг друга, наметили места встреч. Также взяли рации для связи и координации.


17.08.07.
День1      7 км
Погода: с утра облачно, после обеда небольшой дождь
c.Чибит - Ручей Орой

5.25 Прибытие поезда в Барнаул по местному времени.
Нас встречает водитель Геннадий со своим напарником. Его телефон 8-903-911-18-65. Небольшая предыстория. Бутов тоже начал через него заказывать машину, на день после нас. Соответственно водитель сам не успевает обслужить две группы, поэтому он подключает напарника. За неделю до назначенного срока, выясняется, что сумма возросла. Я вначале отказался, но т.к. другие конторы предлагали еще больше. Все-таки решил ехать с ним. Поэтому если будете через них заказывать, самое главное обговаривайте сумму очень четко и конкретно, имейте запасные варианты.
Помимо этих водителей познакомились еще с другими, живущими в самом Акташе, оба Сергея 8-905-927-12-43, 8-906-970-55-85. Они тоже предлагали свои услуги, у меня есть подозрение, что будет подешевле. К тому же при выброске из района их можно непосредственно найти на месте в Акташе.
Как еще обнаружилось, из Барнаула можно достаточно просто доехать до Горно-Алтайска местным рейсовым транспортом и маршрутками, а из самого Горно-Алтайска, тоже достаточно регулярно ходят маршрутки до Акташа и т.п.
В Чибите местные тоже предлагали свои услуги по перевозке до Барнаула, правда, их телефоны мы не записали.
11.00 Выехали из Горно-Алтайска, оттуда мы отправили телеграммы и позвонили в ПСС, став там на учет, 2-29-14, ул.Уладышева,13. Также спасатели нам предлагали застраховаться на сумму 200 руб. каждый, на весь поход, с вертолетной выброской при случае. Водители торопили, поэтому решил не делать страховку, понадеясь на Всевышнего.
15.30 Прибыли в Чибит.

Начало пешеходной части маршрута.
Если это особо не оговаривается, имеются ввиду орографические левые и правые стороны.
Оставили заброску, из не съеденных продуктов в поезде и других вещей, у местных жителей.
Дорога, по которой мы начали свой маршрут, идет по правому берегу Чуи, она центральная в поселке, проходит сквозь него, идет мимо школы, дальше на ней стоит знак кирпич, это и есть нужная дорога. Два перехода и доходим до моста через Чую, к этому мосту подходит ответвляющиеся дорога вниз. Мост находится в удовлетворительном состоянии. Пошли выше по тропе, дошли до домика, бани и двух загонов для скота. Здесь на  ровной площадке заночевали, еще есть ночевки, если пройти 5 минут по тропинке за домиком. На этих стоянках свирепствуют мыши, у меня поели печенье.  Рядом вода - ручей Орой.

Перевал Орой, н/к.
18.08.07.    День 2      16 км
Погода: с утра облачно, после обеда небольшой дождь
Ручей Орой &ndash пер.Орой н/к, 2224- р.Шабага

4-30. Подъем дежурных. 5-00. Общий подъем. 7-00. Выход.
Сегодня мы планируем дойти до слияния Ештыкола и Шавлы.
От места ночевки видно продолжение дороги вдоль Чуи, она идет примерно на той же высоте, что и ночевка.
От домика тропа идет слева по ходу, по кустам, лесу и вдоль скальных выступов.
Особенность тропы в том, что она вначале достаточно сильно забирает влево, и начинается крутой подъем, это длится где-то один переход, затем подъем становится более пологим. Тропа пересекает ручей Орой и затем уже идет по левому берегу до самого перевала. Тропа была достаточно сильно разбита лошадьми, к тому же мы шли после дождя, поэтому постоянно хлюпали лужи под ногами. Лес кедровый и лиственница. По пути есть несколько стоянок, начинаются в 3-4 переходах от избушки.
На границе леса приходит слева дорога, по которой может проехать ГАЗ-66. Эта колея нас и выводит на седловину перевала Орой.

11-30. На перевале Орой. С перевала видна долина реки Ештыкол и маленькие кончики белеющих вдалеке пиков. Под ногами трава с водой, почти болото, с перевала идет мощная тропа, пройдя переход, остановились на обед, т.к. здесь, во-первых удобное для этого место, во-вторых начался снег с дождем.
14-20. Вышли со стоянки. Идет дождь со снегом, легкий туман. Тропа продолжает спускаться по правому берегу, вскоре доходит до слияния ручьев, где мы переходим на левый берег. Тропа становится поуже, но достаточно мощной, натоптанной. Прошли два перехода, выглянуло солнце. Встречаем много групп, все выбрасываются из района. Как позже мы выяснили, перед нашим приездом дожди шли 3 недели, почти без перерыва. Группы встречали на всем пути к озеру В.Шавлинскому.
16-00.Стоянка. Выглянуло солнце, много стоянок у слияния с Шабагой. Несмотря на то, что по этой тропе ходит достаточно много народу, она достаточно узкая, т.е. постоянно цепляются ветки, особенно весело по ней ходить после дождя, когда на ветках висят капли, становимся все мокрыми. Хотя если ехать на коне, наверно кусты не так беспокоят. 
19-00. Стали на ночевку у начала поворота тропы на Шавлу, стоянок много.

Перевал Орбита+Москвич, 1Б.
19.08.07. День2.
19.08.07.    День3    17 км
Погода: весь день облачно, но солнечно
р.Шабага - р.Шавла- оз.Н.Шавлинское &ndash оз.В.Шавлинское
Перевал Орбита. Соединяет ледник Гляциологов и озеро Верх. Шавлинское. Экспозиция перевала &ndash запад (лед. Гляциологов) &ndash восток (оз. Верх. Шавлинское). Характер перевала &ndash скально-осыпной, снежно-ледовый. Определяющая сторона &ndash западная.
Перевал  Москвич. Соединяет ледник Гляциологов и р. Л. Юнгур. Экспозиция перевала &ndash север (лед. Гляциологов) &ndash юг (р. Л. Юнгур). Характер перевала &ndash снежно-ледовый &ndash скально-осыпной. Определяющая сторона &ndash северная.
5-00. Подъем дежурных. 5-50. Общий подъем. 7-30. Выход.
Сегодня мы планируем дойти до Верхнего Шавлинского озера.
Идем по тропе, она идет по небольшим холмам, то спускается, то поднимается. Пройдя по тропе около получаса от места ночевки, тропа раздваивается, конная идет ближе к реке, туристская чуть повыше. Если идти по конной тропе, то там болото на протяжении около 300 м, потом нормальная тропа. Хотя эти тропы в итоге сходятся, в этом месте мы разминулись, потеряли на состыковку где-то полтора часа. Туристская тропа постепенно приближается к Шавле, идет примерно в 50 метрах от реки. Вскоре доходим до хорошего ориентира &ndash разливов на реке, хочется верить, что это уже озеро, но спускающиеся группы говорят, что до озера еще далеко.

12-00. Встаем на обед. Встали чуть выше от мощных разливов Шавлы. Видны белые вершины.
13-00. Выход в сторону Б.Ш. озера, тропа также разбита лошадьми, много луж, все вымазанные глиной почти по пояс. Тропа поднимается достаточно плавно, после прохождения слияния истоков П.Шавлы и Л.Шавлой, тропа отходит немного в сторону и начинается основной набор высоты, примерно два перехода.

16-00. Начало Б.Шавлинского озера, отдыхаем, омываемся. Много стоянок, алтайцы с баней, 150 руб/чел час. Потом тропа забирается на крутой берег, места для стоянок заканчиваются, тропа пересекает ручей, опять есть места для стоянок. Тропа продолжает подниматься и выводит нас к святилищу алтайцев, с обозначенным входом и горками камней, выглядит очень симпатично и мистически.
Потом тропа немного спускается, затем продолжается постепенный подъем. Лес постепенно заканчивается, тропа выходит на осыпи и осыпные кулуары, становится не совсем явной, но помогают турики.
19-00. Начало Верхнего Шавлинского озера &ndash вначале маленькое озерцо, большого озера еще не видно. От него по крупной осыпи, проходили зигзагами, т.к. явной тропы нет. Скорость передвижения очень маленькая. Вскоре увидели основное озеро.
20-00. Стоянка на правом берегу под кедром. Видна во всем великолепии снежная вершина Красавица и её окружение.


20.08.07. День 3.
20.08.07.    День4    2 км
Погода: переменная облачность
оз.В.Шавлинское &ndash стоянки под пер.Орбита 1Б, 3000

5-00. Подъем дежурных. 5-30. Общий подъем.
Сегодня задача подойти как можно ближе к перевалу Орбита.
Не торопясь, собираемся и идем ставить заброску. Поставили на осыпи русла ручья втекающего справа в В.Шавлинское озеро. Этот ручей обозначен на карте хребтовке.

10-40. Выход из лагеря, идем по тропе вдоль правого берега озера, он немного заболочен. Перед нами видна огромная старая морена, на ней даже растут какие-то деревца, очень логичным смотрится подъем по отрогу этой морены, по его правой части, если смотреть на него от озера. Переходим этот ручей, текущий с ледника, по бревну. Проходим большое плоское галечное поле. Подходим к основаниям моренных отложений, видны турики. Начинается еле видимая тропа. Тропа забирается на гребень основной морены, слева приходит тропа идущая по гребню, видимо начинается в другом месте. Перевала еще не видно. Тропа становится немного утоптанней, на ней есть множество туров, вскоре она становится не такой очевидной. Тропа идет слева по ходу, чуть ниже гребня морены, выводит нас на стоянки, откуда виден во всей красе наш перевал.

13-40. Обед на стоянках под перевалом Орбита, немного выше по ходу мутное озерцо, образованное потоками с ледника.
После обеда подошли еще немного повыше, на крайние стоянки перед перевалом. Стоянки на моренных валах правее озерца с мутной водой. С места стоянок хорошо видна седловина перевала Орбита.
19-00. Вышли на запланированную связь с Бутовым. Радиостанции Motorola C350, в «нераскрытом» виде неэффективны. Как ни странно, радиостанция JJ Chanel Micra показала себя лучше. Расстояние между нами было около 5-6 км, местность пересеченная.
19-40. Отбой.

21.08.07. День 4.
21.08.07.    День5    6 км
Погода: облачно
Стоянки под пер.Орбита &ndash пер.Орбита 1Б, 3000+пер.Москвич 1Б,3075 &ndash пер.Молодых 2А, 3070 &ndash стоянки под пер.Молодых
4-00. Подъем дежурных. 4-30. Общий подъем. 6-00. Выход.

Сегодня наша задача пройти перевалы Орбита, Москвич, Молодых.
Выходим на пологий ледник, покрытый мелкими и средними камнями. Он также покрыт тонким слоем снега, идем без кошек, седловина перевала видна.
6-40. Подошли под перевальный взлет.
7-00. Начали подъем. Перевальный взлет представляет собой осыпной склон, крутизной около 30 град., с мелкой и средней осыпью, на ней видны следы, прошедших до нас туристов. По этой «тропе» идти легче, потому что она более утоптанная и по ней меньше сползаем. Также за счет раннего подъема мы получили бонус в виде смерзшейся осыпи.

8-00. Вышли на седловину, с неё виден наш следующий перевал Москвич. Также видны снежные склоны пика Кржижановского. Пытаюсь рассмотреть в долине Шавлы перевал Абыл-Оюк. Поскольку для нас он не знакомый, то я его не опознал, хотя когда мы через него возвращались, с него перевал Орбита виден хорошо. Седловина для ночлега узкая, стоянок нет.

8-30. Начали спуск. Он представляет из себя ледовый склон, присыпанный слоем снега около 30-40см, крутизна 25-30 град. Это количество снега позволяет нам спуститься без кошек. Когда мы спускались, видели следы спускавшихся до нас людей. Дойдя до выполаживания, надеваем кошки, встегиваемся в связки. Видны трещины по центру подъема ведущего на перевал Москвич, крутизна 15-20 град., обходим слева по ходу по следам, поднявшихся раньше нас. Перед самой седловиной выполаживание, ледовый склон, покрытый снегом около 25см.
9-35. Седловина Москвича, виден наш следующий перевал Молодых.

На перевале есть ночевки, стояли две палатки.
Начали спуск по осыпному кулуару, слегка присыпанному снегом. Осыпной склон очень подвижный и, судя по цвету свежих камней, камнеопасен. Бульники среднего размера, имеют продолговатую форму, чем-то похожи на неправильные параллелепипеды. Движемся плотной группой.

10-30. Спустились на правую морену. Кулуар является камнеопасным, поскольку большинство камней в нём свежие, без лишайников. Обед. Ко времени начала приема пищи, увидели на седловине Москвича силуэты, активно машущие руками и пританцовывающие. Появились предположения, что это Бутов, поскольку он тоже должен был идти этот перевал за нами. Включили рации, хотя время связи еще не пришло. Действительно это оказалась команда Бутова. Договорились выйти на связь через 2 часа, когда мы предположительно поднимемся на перевал Молодых.
Стоянок возле места обеда, на морене не обнаружили.
При движении в обратном направлении надо иметь ввиду: необходимо точно определить кулуар, выводящий на седловину перевала Москвич, т.к. рядом несколько похожих. При спуске с Москвича необходимо придерживаться правой стороны, т.к. по центру ледника трещины. При спуске с перевала Орбита, оптимально найти спусковую тропу, это облегчит и ускорит спуск.

Перевал Молодых, 2А, 3070.
Соединяет реку Л. Юнгур с самой собой. Экспозиция перевала &ndash северо-запад (Москвич) &ndash юго-восток (Туманные). Характер перевала &ndash снежно-ледовый, скально-осыпной.

12-00. Перед нами склон ледника, спускающегося из цирка перевала Молодых. На нем слой снега. На склоне видны следы группы, поднимавшейся до нас. Саму седловину уже не видим, поскольку туман не позволяет это сделать. Вышли в сторону перевала в связках, кошках, поскольку ледник в данный момент покрыт тонким слоем снега, около 15 см. Общее направление движения по левому краю ледника, до начала выполаживания, поскольку по центру есть трещины. Отсюда уже видим седловину перевала. Движемся в направлении седловины, обходим трещины, или переходим их по снежным мостам.
Подходим к началу перевального взлета. Взлет ледовый, в данный момент покрыт снегом. Большое количество снега позволяет идти, не провешивая перил, идем, придерживаясь правого по ходу края. Дошли до бергшрунда высотой 1-1,5 метра. Большое количества снега в нем, позволяет пройти его, утаптывая снег, но поскольку общее количество снега на склоне уменьшилось, то дальше я иду с нижней страховкой, для организации перил. Станцию организуем на бурах. Длины веревки как раз хватило, для того чтобы выйти на выполаживание, т.е. на саму седловину. Раскопав примерно 30 см снега, добираюсь до льда, организую станцию на двух бурах. Седловина вся в снегу, по центру седловины озеро размер около 10х5 м. На седловине возможно расположиться на ночлег 1-2 палаткам.

14-40. Когда все поднялись на перевал Молодых, решили попить чайку, поскольку через 20 мин должна быть связь с Бутовым, а просто так сидеть прохладно. Воду брали в озерке, пробив полынью ледорубом. Начался снег, обзор с перевала ограничен туманом.
15-00. Начали спуск. Спусковой кулуар не просматривается до конца, он имеет немного извилистую форму. В начале кулуара осыпь слегка присыпана снегом, через 15 м начинается снежник. Согласно описанию под ним уже лед, поэтому спускаемся в кошках с самого перевала по перилам. На седловине есть спусковая петля. Пройдя первую веревку, организую станцию на бурах. Справа присоединяется другой кулуар. Станцию организовали в правой по ходу части кулуара, поскольку там можно спрятаться возле скал от возможных камней. Также обнаружили петлю, в месте соединения кулуаров, это место с точки зрения организации станции очень безопасное, поскольку скалы полностью закрывают, но точка по заверению участников не надежная, возможно она использовалась для подъема. Также чуть пониже нашей станции в 5м обнаружили пару крюков с петлями. Ко времени спуска крайнего нашего участника к станции, прошло порядка часа, уже должен был подойти Бутов. Поэтому пытались выйти на связь, для координации, что нам удалось.
После связи решили, что первую веревку они пройдут по нашим перилам, а остальные две мы пойдем по их перилам. Следующую станцию организовали с правой стороны кулуара на ледобурах, также как и предыдущую. Третья веревка шла, пересекая кулуар наискосок, выходя на осыпь. Здесь, находясь под защитой скал, подождали всех членов команды, оставив более опытным участникам из соседней команды завершить техническую работу.

 Начали спуск по осыпному склону, покрытому тонким слоем снега.  Осыпь состоит из среднего размера камней, достаточно подвижная. Спустились на выполаживание (вал морены), откуда сквозь туман увидели площадки для стоянок. Еще один спуск по подвижной осыпи 50м и останавливаемся на ночевку. Здесь много стоянок.
18-30. Дошли до ночевок. Через полчаса подошла команда Бутова.
20-30. Отбой, идет снег, облачно.
При движении в обратном направлении надо иметь ввиду: необходимо выбирать безопасные места для организации станций. Есть достаточно безопасные места слева по ходу. Спускаться проще по центру, поскольку там меньше снега и проще организовать станции для спуска. Посередине спуска есть бергшрунд высота около 1,5м. Для безопасного спуска понадобится повесить около 2 веревок, длиной около 50м.

22.08.07. День 5.
Перевал Туманный Восточный, 2А.
22.08.07.    День 6    12 км
Погода: с утра идет снег, облачно
стоянки под пер.Молодых &ndash пер.Туманный Восточный 2А,3100 &ndash р.П.Камрю &ndash оз.Камрю

4-30. Подъем дежурных. 5-10. Общий подъем. 7-30. Выход.
Наша задача на сегодня пройти перевал Туманный Восточный и дойти до озера Камрю.

Перевал Туманный Восточный соединяет реки Л. Юнгур и П. Камрю. Экспозиция перевала &ndash северо-запад (Л. Юнгур) &ndash юго-восток (П. Камрю). Характер перевала &ndash снежно-ледовый.
Сборы из-за погоды затягиваются.
С места ночевок вечером прошлого дня иногда, в моменты, когда туман рассеивался, был виден перевал. Название этого перевала оправдывает себя. Перевал находится в углу цирка, слева по ходу. Его можно идентифицировать как крайний левый снежный взлет, имеющий форму, поднимающейся наискосок трапеции, слева направо.
Вначале прошли немного по моренным валам,  чтобы подойти к леднику. Ледник достаточно пологий 5-10 град., был присыпан снегом. Выбрав общее направление  на седловину, начали движение, придерживаясь левого склона по ходу.
8-30. Подошли под взлет Туманного Восточного.

Взлет представляет собой снежный склон крутизной 30-35 град., на нем есть бергшрунды. Слева ограничен скалами, справа ледовыми трещинами. На склоне слева видны следы от ходивших камней. Поэтому подъем начинали по правой части.
Благодаря наличию большого количества снега, поднимались в связках, в кошках, без организации перил. Дойдя до бергшрунда, преодолев его по снежным мостам, начали плавно траверсировать склон, налево по ходу, выходя к самой низкой точке седловины. Вышли на перегиб, это еще не седловина, это карман снежного гребня. До седловины более пологий подъем по кулуару, справа ограниченному снегом и льдом, слева осыпь, крутизной 15 град. 100м.

9-30. Поднялись на седловину
С седловины виден наш предыдущий перевал, склоны покрыты снегом. Также открывается прекрасный вид на долину, по которой нам предстоит спускаться, благо погода почти безоблачная. Виден пик Красавица и его белоснежное окружение. Седловина узкая, для ночлега не удобная. Есть возможность расположиться в кулуаре, ведущем к седловине.
Спусковой кулуар - ледовый, в нашем случае покрытый снегом. Просматривается полностью до ледника, крутизна 35 град, 150 м.

Спускались по кулуару в связках с одновременной и попеременной страховкой. Описанный рядом, в одном из отчетов, снежный пологий склон идет с другого перевала, и чтобы на него выйти с перевала, надо пройти жандармы. Поэтому, на мой взгляд единственный оптимальный спуск, по кулуару, идущему непосредственно с седловины.

Вышли на ледник до начала выполаживания. Выглянуло солнце. Намазались кремом от загара. Начали движение по правой стороне ледника. Движемся в связках и кошках, хотя на леднике есть немного снега. Вдалеке увидели цель сегодняшнего дня &ndash озеро Камрю. На леднике встречаются неширокие трещины, обходим их или перепрыгиваем. На снегу увидели следы, дошли до них. По следам пересекли ледник наискосок, попав в его левый нижний угол. Изначально планировали идти по центру ледника, до морены.
От левого нижнего угла, по начинающейся осыпи и конгломерату, спустились к началу языка ледника. Хотя, посмотрев снизу на язык ледника, увидели, что спуск по центру ледника тоже вполне логичен, крутизна около 15-20 град. Кошки еще более облегчат движение.

10-40. Спустились до начала языка ледника.

При движении в обратном направлении надо иметь ввиду: на спуске есть трещины, спуск проще производить по центру.

11-20. Спустились к озеру, образованному подземными потоками с нашего и соседнего ущелья. До него мы добрались преодолев первый вал морены. Пообедали.

13-20. Пошли дальше на спуск. Прошли несколько валов морены по начинающейся траве и по разливам реки. Начался мелкий кустарник, называемый в народе чапыжником. Преодолели ступень древней морены, продираясь через чапыжник, ушли левее, в старое сухое русло реки на камни.

Встретили почти непроходимое место с черной смородиной. Боролись около получаса с препятствием.

продолжалась почти до слияния Л.и П. Камрю. Вскоре она закончилась. Опять пошли по сухому руслу. По описанию и по карте обещана справа тропа. Стали высматривать обещанную тропу. Вскоре нашли. Тропа заросла  по бокам чапыжником, но повыше различимая.
15-30. На слиянии рек Л. И П. Камрю.
Продолжаем движение по тропе до селевых выносов с камнями. Эта тропа достаточно сильно ускорила наше продвижение, чем ближе к озеру, тем более она становилась различимой.
Прошли несколько селевых выносов, из примыкающих ущелий. Тропа на них теряется, т.к. галечные выносы очень плотные.  Когда прошли селевые выносы, смогли снова отыскать тропу, начался лес.

17-30. Подошли к большой осыпи, тропа взбирается вверх  и нам открывается прекрасный вид на озеро сверху. Берега, представляют собой осыпные склоны, зато южный берег, настоящий сказочный кедровый лес, с огромным мхом.
17-50. Встали на стоянку.

23.08.07.
Погода: с утра  облачно, потом дождь до 17-00.
23.08.07.    День 7    0 км
Погода: с утра  облачно, потом дождь до 17-00
оз.Камрю
5-00. Подъем дежурных. 5-40. Общий подъем.
Режим дня поддерживаем, чтобы не нарушать ритм.
Дневка


24.08.07. 
   День 8    15 км
Погода: с облачно, потом солнечно
оз.Камрю &ndash р.Камрю &ndash р.Карагем &ndash Карагемская поляна &ndash слияние Л. и П. Карагема

4-45. Подъем дежурных. 5-20. Общий подъем. 7-30. Выход.

Тропа вначале идет весело и бойко по лесу, потом на первой осыпи теряется. Лес на склоне становится очень густой, тропа теряется. Спускаемся к реке. Там снова находим тропу. Затем она забирается от реки на берег. Потом снова спускается.
Вскоре берег становится очень крутой. Скорее всего его подмыло селем. Тропа исчезает. Идем по камням русла реки, справа от основного бурлящего потока. Русло очень широкое встречаем турики. Вообще трудно точно описать тропу, поскольку, судя по всему, часть ее смыло. Много поваленных деревьев. Жалеем, что не взяли бензопилу.
8-40. Слияние Камрю и Карагема.

Около 100-200 от впадения Камрю в Карагем, есть несколько бревен. Они достаточно прочные на вид, на них можно рассчитывать в следующих годах. Камрю переходим по бревну. Находим стоянки, место достаточно удобное, есть ровные площадки, дрова, вода.
Находим тропу. Она забирает резко вверх на правом берегу Карагема. Как и обозначено на карте хребтовке.
Движемся по тропе. Видны свежие следы жизнедеятельности лошадей, значит здесь ездят лесники
10-30. Река Канаюк, заросли брусники вдоль тропы. Продолжаем движение по тропе.
12-25. Вышли к разливам Карагема, видны снежные пики Южно-Чуйского хребта.

13-00. Прошли до удобных ровных лугов, где устроили обед.
Далее тропа идет по густым кустам ивняка. Много переплетений-разветвлений. Дошли до слияния с р.Йолдоайры.
Далее тропа не очевидна. Пройдя немного в разведку, увидели, что тропа идет далее по краюшку правого берега по камушкам. Перешли Карагем на разливах. Уровень воды чуть ниже колена. Вода тепленькая.

16-00. Перейдя реку, вышли на Карагемскую поляну. На поляне в домике обитают охотники, раздобыли у них горстку соли.
Дальнейшее движение вдоль Карагема по левому берегу. На карте обозначена тропа, но не от самой поляны, а чуть подальше. Чтобы на неё выйти, необходимо обойти прибрежные кусты справа по ходу, непосредственно по самой поляне.
Вышли на тропу, прошли горелый лес. Подошли к слиянию Л.и П. Карагема.

17-40. Стали на стоянку в месте слияния Л.и П. Карагема.

25.08.07.

Перевал Абыл-Оюк, 1Б*.
25.08.07.    День 9    7 км
Погода: с утра чистое небо, после обеда облачно, после встречи с Бутовым, начал моросить дождь
слияние Л. и П. Карагема &ndash оз.Абыл-Оюк &ndash стоянки под пер. Абыл-Оюк

5-00. Подъем дежурных. 5-40. Общий подъем. 7-20. Выход.
Наша задача сегодня подойти под  пер.Абыл-Оюк.
Перевал Абыл-Оюк соединяет реки Шавла и Абыл-Оюк. Экспозиция перевала &ndash северо-запад (Шавла) &ndash юго-восток (Абыл-Оюк). Характер перевала &ndash скально-осыпной, ледовый.
Первое, что мы проходим - это большие галечным выносы реки Л. Карагем. На них тропа не идентифицируется, туриков тоже нет, галечники очень плотные.  Уровень воды в реке очень низок, переходим без особых трудностей.  При переходе галечников лучше забирать немного выше по течению, поскольку ближе к слиянию заболоченность. На другой стороне есть стоянки. От них явно начинается тропа. Точнее тропа спускается сверху и потом продолжается. Далее тропа идет ниже борта устья реки по кустам с человеческий рост, часто забирая на мокрый болотистый мох. Возможно есть тропа выше, а это конская.

8-30. Дошли до следующего притока справа по ходу, берущего исток из долины пер.60-летия Октября. Через него лежит бревно. Далее идет более приятная тропа, сухая. Тропа не очевидна на осыпях, на некоторое время теряется, туры не видны. На развилках лучше забирать выше по ходу. Есть много кедров с шишками, немного натрясли себе.
10-50. Подошли под старые валы морен, реки становится не видно, течет под камнями. Перед нами открывается кулуар, образованный моренными валами слева по ходу и бортами долины, справа по ходу. Тропа идет по кулуару, вплоть до самого озера, справа по ходу, не забираясь на саму морену. 
11-30. Озеро Абыл-Оюк. Обед. Есть стоянки на правом по ходу берегу, рядом течет ручей, впадающий в это озеро.

13-30. Выход. Со стоянок уже отчетливо видно направление нашего движения. Сам перевал скрыт за отрогом хребта. Можно идентифицировать ледник Абыл-Оюк слева и, отделенный большим скальным отрогом, ледник из цирка пер. Школьник. Если смотреть в сторону Карагемской поляны, то видны белые пики Южно-Чуйского хребта.
Тропа некоторое время продолжается отчетливо, идет по левому берегу реки, втекающей в озеро. Потом становится неявной, то исчезает, то пропадает. Реку втекающую в озеро не переходим, но переходим достаточно полноводные притоки с соседнего ледника. Выше по течению река, идущая с ледника Абыл-Оюк, идет по отвесным промоинам. Слева приходят бараньи лбы, водопадики. Поэтому держим направление правее по ходу на начало левой морены лед.Абыл-Оюк, огибающей отрог хребта, закрывающий наш перевал.

 16-00. Дошли до стоянок перед началом левой морены морены. Встретили Бутова, пошел дождь. Договорились встретиться в долине Мажоя.

26.08.07.    День 10    9 км
Погода: с утра чистое небо, после обеда облачно
стоянки под пер. Абыл-Оюк &ndash пер.Абыл-Оюк 1Б*, 3100 &ndash оз.В.Шавлинское

4-00. Подъем дежурных. 4-30. Общий подъем. 6-30. Выход
Наша задача на сегодня: пройти перевал Абыл-Оюк и спуститься на Верхнее Шавлинское озеро.

От места нашей ночевки видно вниз по течению озеро Абыл-Оюк и снежные вершины Южно-Чуйского хребта, вверх видим язык ледника, левую морену, огибающую ответвление хребта и загораживающий вид на наш перевал.
Морена является главным нашим ориентиром. Идем к ее началу и поднимаемся по гребню. Он достаточно утоптан. Крутизна около 25 град. Поднимались до выполаживания около 30 мин. Справа видны отвесные скалы, слева ледник, прямо перед нами вал морены. Далее есть два варианта движения: первый - обходить морену слева по ходу и выходить на ледник, второй - более трудоемкий, подниматься по морене, прижимаясь к скалам, затем по полкам и по осыпи выйти на ледник. Второй путь не очевиден и менее логичен. Мы выбрали второй путь, т.к. не было подробного описания.

8-00. Вышли на ледник, надели кошки. Уже виден перевальный взлет. Он примечателен своей седловиной. Она находится в общем понижении хребта, узкая и заснеженная. Издалека она похоже на расщелину. Рядом нет других заснеженных седловин.
Начинаем движение по леднику. Он достаточно пологий 5-10 град, покрыт тонким слоя снега 5-10 см, есть следы. По описанию трещин нет, поэтому идем без связок.

8-30. Подошли под перевальный взлет. Он представляет собой кулуар 10-20 м шириной, 200 м длиной, ограниченный с двух сторон разрушенными скалами. Его условно можно разделить на три части. Первая часть – осыпная. Осыпь средняя и мелкая сланцевая, далее начинается снежник, далее начинается лед, укрытый снегом, длиной около 50 м.
Мы подошли траверсами под снежник. Здесь мы надели кошки, хотя на склоне это делать не самая приятная процедура. Связались в связки и с двумя промежуточными точками, на ледобурах, вышли на третью осыпную часть длиной около 50 м. Я прошел окончательную осыпную часть в кошках. Закрепил перила. Далее некоторые снимали кошки перед осыпной частью, некоторые пошли в них.

10-00. Взобрались на перевальную седловину. С перевальной седловины видна долина Шавлы, в частности хорошо различим наш первый категорийный перевал Орбита. Со стороны ледника Абыл-Оюк виден перевал Весенний, 2А.

На спуск ведет неглубокий ледовый кулуар, присыпанный снегом, крутизна 30-40 град. С двух сторон кулуар ограничен осыпью и скальными выходами. Весь спуск с перевала не просматривается, т.к. кулуар поворачивает налево. На перевальном взлете есть спусковая петля, удачно завязанная таким образом, что ее можно использовать для спуска в оба направления. Провешиваем первую веревку. Вторую станцию организовываем правее по ходу на скальных выходах. Всего повесили две веревки. Далее не было мест для организации станций и склон позволял достаточно уверенно передвигаться.
Спускаемся по осыпи покрытой тонким слоем снега, крутизной 30 град, около 70 м. Далее осыпной склон становится более пологим, местами встречается мелкая осыпь, по которой удобно спускаться.

12-00. Подошли к состыковке ледника и морены. Прошли около 200 м по правой морене, после чего вышли на ледник и пошли наискосок, постепенно прижимаясь к левому борту ледника. Ледник пологий 5 град, открытый, идем без связок и кошек. С ледника видны голубые озерца. Ориентируемся на них. Движемся по левой морене. Спускаемся с языка ледника, перейдя несколько осыпных валов. Выходим на многочисленные стоянки возле этих озер.

12-50. Начался дождь, ускоряющий натяжение тента для обеда. Пообедали.
14-50. Выход. Поднимаемся на осыпной вал в направлении В.Шавлинского озера. На верхней части этого осыпного холма видим очень явный ориентир &ndash тур высотой около 2м.
От него начинается тропа с  большим количеством туриков. Тропа, пересекая осыпи, становится не явной, раздваивается и т.п. Минут через 10 поисков, тропа опять находилась. Самый тяжелый участок тропы &ndash непосредственный спуск к В.Шавлинскому озеру. Спуск достаточно крут и продолжителен.
16-00. Дошли до ночевок на озере.
При движении в обратном направлении надо иметь ввиду: при подходе к перевальному взлету лучше приготовить кошки и пройти подъем в них по льду, на спуск кошки не обязательны, но рекомендуются. Ледовая часть проходится за одну веревку.

Перевал Верхний Шавлинский, 2А.
27.08.07. 
   День 11    5 км
Погода: весь день ясная безоблачная погода
оз.В.Шавлинское &ndash стоянки под пер.В.Шавлинский
Наша задача подойти под перевал В.Шавлинский.
Соединяет оз. Верх. Шавлинское и лед. Левый Маашей. Экспозиция перевала &ndash юго-запад (оз. Верх. Шавлинское) &ndash северо-восток (лед. Л. Маашей). Характер перевала &ndash скально-осыпной, ледовый.
5-00. Подъем дежурных. 5-30. Общий подъем. 7-50. Выход.
Начали движение по тропе вдоль правого берега озера вниз по течению. Дошли до ручья втекающего справа по ходу, пошли по осыпному склону русла ручья, т.к. на нем оставили заброску. Взяли заброску. Мы продолжили движение по этой осыпи, т.к. этот  путь логично выводил нас к перевалу. После осыпного подъема около 200м начинается выполаживание. Продолжаем движение вдоль ручья.
9-00. Дошли до поворота ручья. В этом месте расходятся два ущелья, разделенные отчетливо видимым окончанием отрога хребта. Поворачиваем вслед за ручьем налево. Справа кв ручей не впадает заметных притоков. Иногда просматривается тропа. Проходим по правому берегу озерцо, образованное ручьем, вдоль которого мы поднимаемся. Берег немного заболочен. Далее идем, придерживаясь русла ручья. Появляются турики. Встречаются отчетливые участки тропы. Далее выходим на три ступени «садов камней». Эти участки характеризуются тем, что они достаточно широкие, сравнимые с футбольным полем, покрытые относительно гладкими камнями, под которыми течет ручей.

Доходим до начала морены. Виден наш перевал – снежный взлет, уходящий наискосок под 45 град, между двумя вершинами с разрушенными скалами. Держим общее направление движения на него.
В начале тропа обходит слева морену с крупными каменными блоками, покрытыми зелеными лишайниками. Потом на морене появляются более маленькие камни, и тропа забирается налево по ходу. Идет чуть ниже гребня левее его по ходу. Валы сменяются один за другим, создавая извилистую линию тропы.

Перевальный взлет по мере приближения, скрывается за скалами. Вдали виднеется скальный отрог и основной хребет. Справа видно продолжение хребта со снежными пиками и ледник. Слева от отрога виден осыпной склон с небольшим кулуаром. Это и есть подъем на перевал Верхний Шавлинский.
12-00.  По гребню морены доходим до начала этого затяжного подъема. Под камнями кулуара течет вода, кое-где она выходит на поверхность. Начинаем подъем, идем вначале слева от кулуара, затем забираем немного правее, в сам кулуар.
13-30. Поднимаемся под сам ледовый взлет, покрытый снегом. Обедаем. Есть места для ночевок. За водой нужно идти к леднику. Поскольку на этот путь у нас был запланирован весь день, и свою дневную норму мы выполнили, мы решили ночевать здесь.

28.08.07.    День 12    11 км
Погода: с утра чистое небо, после обеда облачно, вечером небольшой дождь
стоянки под пер.В.Шавлинский &ndash пер.В.Шавлинский 2А, 3415 &ndash лед.Маашей
4-00. Подъем дежурных. 4-30. Общий подъем.
6-15. Выход. Идем по осыпи, слева от ледника. Перед самим взлетом выходим на снежник.

7-20. Поднялись на седловину.

7-35. Начало спуска. Идем налево по ходу, по гребню около 100м, находим спусковую петлю. Дюльферяем около 30-25м по отвесным скалам, хватает одной веревки. Дальше начинается осыпь средняя и мелкая, очень подвижная. Спускаемся почти прямо вниз по кулуару, по ходу немного влево, согласно устному описанию А.Зайцева. Когда подходим ближе к леднику, забираем еще больше влево, на осыпь, плавно выводящую на ледник. Т.к. при движении вниз по кулуару, то мы попадем на бараньи лбы.
Ближе к леднику спуск очень затруднителен, поскольку осыпь очень подвижная. Спущенные камни идут до окончания кулуара.

Выбрали наиболее безопасный кулуар, с точки зрения возможности падения камней сверху. Было желание повесить веревку, но не было надежной точки. Поэтому спускались свободным лазанием по разрушенным скалам. Далее вышли на морену, по ней продолжили движение по направлению, виднеющихся внизу стоянок и озерца. Точнее были видны не сами стоянки, а палатки и ходящие внизу люди.
10-00. Пришли на стоянки на морене.
Люди стоявшие на этих стоянках оказались командой Вестры, под руководствам А. Горчакова.
Остались здесь ждать Бутова, безуспешно выходили на связь. Пообедали.

14-00. Выход. Тропа еле видна, поскольку  идет по средней осыпи, иногда по мелкой. Есть турики.
Общее расположение тропы по правой стороне левой морены. Внизу видим огромную ледовую котловину, образующую ниже мутное озеро и вытекающий бурный поток.
Тропа поднимается немного левее, идет по более менее плоской морене, на которой растет много смородиновых кустов. Кушаем смородину.
Затем морена начинает резко забирать вниз. Тут надо уйти левее, между мореной и зеленым холмом. По слабой тропинке спускаемся к зеленому озеру, где есть стоянки на южном берегу.
 16-30. Поскольку начался дождь, становимся на ночлег.

Озеро находится в кармане морены левого борта ледника Маашей. Из этого озера идет приток левый к реке Маашей, обозначенный на карте хребтовке.
По гребню левой морены идет очень хорошо набитая тропа. Завтра выдвигаемся в сторону озера Маашей. Также собираемся сделать радиальный выход на ледник Маашей.
При движении в обратном направлении надо иметь ввиду: на подъем перевал проходится по центру, по кулуару со снежниками и льдом.

29.08.07.    День 13    11 км
Погода: с утра чистое небо, после обеда облачно
лед.Маашей &ndash р.Маашей &ndash оз.Маашей &ndash р.Маажой

5-00. Подъем дежурных. 5-40. Общий подъем.
7-00. Радиальный выход на ледник Машей.

9-30. Выход. Вначале тропа  идет по гребню морены, движение по ней очевидно. Вскоре, немного забирает направо и начинает идти через ивовые веточки. Начинается спуск.
10-40. Дошли до ручья. Идем вдоль ручья, проходим заросли кустов и маленьких лиственниц.
Выходим на сухое русло притока (левого), тропа держится левее.
Далее тропа при подходе к прижимам (русло реки уже сужается) забирается наверх, спускается вниз, так несколько раз.
11-10 Начинается лесок с лиственницами, кедрами(редко) и брусникой. Проходим лес. Преодолеваем галечные русла ручьев, осыпи, один сильный приток. Выходим на широкое русло. Вдалеке виден лес. Доходим до него и становимся на обед.  В 300м ниже виднеется озеро Маашей. Обедаем в лесу, т.к. на самом озере стоянок нет.

12-40. Тропа идет вдоль левого берега озера по осыпи. На всем пути вдоль озера стоянок нет. Обнаружили только две стоянки на его северной части.
Далее тропа забирает вверх и начинается спуск. Тропа становится гораздо мощнее. По обе стороны от тропы заросли брусники, начинается лес. Делаем остановки, собираем ее полчасика.
Далее движение по тропе достаточно очевидно, поскольку тропа набитая. Из крупных ориентиров проходим, слияние рек справа и несколько притоков ручьев слева. Также встретили стоянки. Еще немного идем до изгиба реки Маашей, здесь очень живописная стоянка.
18-00. Разбиваем здесь лагерь. Ужин.

30.08.07.    День 14    3 км
Погода: с утра чистое небо, после обеда облачно
р.Маажой &ndash стоянки ниже слияния с рекой Каракабак
5-00. Подъем дежурных. 5-40. Общий подъем. Полудневка, поход за шишками и брусникой.

12-00. Обед
14-00. Выход. Тропа очевидна и очень сильно набита.
15-40. Доходим до очередных стоянок перед кошами, в лиственном лесу. Ночуем здесь. Дров очень мало. Вечером приходила в гости одинокая лошадь.

31.08.07.    День 15    15 км
Погода: весь день чистое небо
стоянки ниже слияния с рекой Каракабак &ndash р.Чуя &ndash ручей Орой

5-40. Подъем дежурных. 6-10. Общий подъем. 8-20. Выход
9-00 Домики пастухов, егерей. Купили сухой сыр в виде лепешек.
Дальше идем уже по грунтовой дороге.
12-00.Дошли до базы МЧС со стационарными брезентовыми палатками. Она расположена на поляне выше по течению автомобильного моста через Чую. Снялись с учета в ППС. На базе МЧС есть связь по рации с Горно-Алтайском.

Обед.

14-00. Выход. Переходим мост через Чую. Идем по солнцепеку по грунтовой автомобильной дороге вдоль Чуи. Классическая степь.

17-30. Дошли до ручья Орой, перешли мост через Чую. Остановились возле домиков на ручье Орой, где мы ночевали в первый день. Сходили в магазин в Чибите.

01.09.07.
День 16 0 км
Погода: переменная облачность
Ручей Орой

5-40. Подъем дежурных. 6-20. Общий подъем.
Дневка. Стираемся, сушимся.

02.09.07.
День 17 5 км
Погода: весь день чистое небо
Ручей Орой &ndash с.Чибит

5-40. Подъем дежурных. 6-20. Общий подъем. 9-30. Выход
11-00. Дошли до магазина в Чибите.
13-20. Приехал Бутов, отправились вместе с ним на микроавтобусе в Барнаул.


7.Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
Наиболее опасными являются осыпные кулуары, поскольку скалы сильно разрушены и существует вероятность камнепадов.
8.Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
Сама природа Алтая является очень необычной и интересной, но если что-то выделить, то это будут озера: Нижнее Шавлинское, Верхнее Шавлинское, Камрю, Абыл-Оюк.
Культовое место поклонения алтайцев. Его можно обнаружить при движении от Нижнего до Верхнего Шавлинского озера.

9.Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая, характерная для данного вида туризма информация).

Специальное личное снаряжение

Общественное снаряжение

Наименование

Кол-во

Примечания

Наименование

Кол-во

Примечания

Каска

1

Веревки основные Æ 10 мм.

2х50м

-

Очки солнцеза-щитные

1

-

Крючья ледовые (ледобуры)

10

-

Система страховочная

1

-

Расходные петли

4

-

Карабины альпинистские

4

-

Крючья ледовые (ледобуры)

1

-

Спусковое устройство

1

-

Репшнуры

2м+4м

-

Жюмар

1

-

Ледоруб

1

-

Кошки

1 пара

-

10.Стоимость проживания, питания, средств передвижения
Билеты на поезд в обе стороны около 5000 руб.
Машина до Чибита 9-10 т.р. с группы.
 

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru