Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Федоров А.В., Москва

Отчет о спортивном походе 4 категории сложности по Центральному Кавказу

Заявленная нитка маршрута:

Г. Нальчик - устье р. Думала - р. Укю - л. Укю - пер Укю (2А*, 3897) - л Укю малый - пер. Урал (2Б, 3906) - р. Мижирги - а/л Безенги - л. Безенги - траверс (пер. Спортивной дружбы (2Б*, 4136) - пик МВТУ (2Б*, 4294) - пер Шаурту вост. (2А, 4100)- пер Шаурту зап.(1Б 4080) суммарно 2Б - л. Зап Тютюргу - р. Тютюр-су - т/б Чегем - р. Башильауз-су - т/б Башиль - р. Джайлык - л. Джайлык - траверс (пер. Донкина (2Б, 3970) - В. Кичкидар (2Б альп, 4320) - пер. Кичкидар (2Б 4200)) суммарно 2Б* - р Куллумколл-су - а/л Уллутау. - л. Гумачи - траверс пер. Украина (2Б, 3754) - в. Гумачи (1Б Альп, 3831) - пер. Гумачи (2А, 3570) сумм 2Б - р. Адыл-су - пос. Эльбрус - МинВоды

Пройденный маршрут:

Г. Нальчик - устье р. Думала - р. Укю - л. Укю - пер Укю (2А*, 3897) - л Укю малый - пер. Урал (2Б, 3906) - р. Мижирги - а/л Безенги - л. Безенги - траверс (пер. Спортивной дружбы (2Б*, 4136) - пик МВТУ (1Бальп, 4294) - пер Шаурту вост. (2А, 4100)- пер Шаурту зап.(1Б 4080) суммарно 2Б - л. Зап Тютюргу - р. Тютюр-су - т/б Чегем - р. Башильауз-су - т/б Башиль - р. Джайлык - л. Джайлык - пер. Донкина (2Б, 3970) - р Куллумколл-су - а/л Уллутау. - л. Гумачи - траверс пер. Украина (2Б, 3754) - в. Гумачи (1Б Альп, 3831) - пер. Гумачи (2А, 3570) сумм 2Б - р. Адыл-су - пос. Эльбрус - МинВоды

Изменения в заявленном маршруте:

В связи с долгосрочным циклоном и осложнившейся снежной обстановкой группа отказалась от прохождения траверса (пер. Донкина (2Б, 3970) - В. Кичкидар (2Б альп, 4320) - пер. Кичкидар (2Б 4200)) и прошла из долины р. Башиль в долину Куллумкол-су через пер. Донкина (2Б, 3970)


Технических препятствий пройдено

2А* -1 - пер. Укю
2Б - 4 из них
2 перевалы (пер. Урал, пер. Донкина),
2 траверсы (пер. Спортивной дружбы-пик МВТУ - пер. Шаурту вост. - пер. Шаурту зап, пер Украина (Оптимальный) - в. Гумачи - пер. Гумачи)

Вершин посещено:
1Б - 2


Планируемая продолжительность похода 16 дней
Реальная продолжительность похода 13 дней
Из них непогода 6 дней
Отсидки по непогоде 3 дня
Ходовых дней 10 из них:
Полных дней 6
Полудневок 4
Перильных веревок за маршрут повешено 4 (из них на льду 3 на скалах 1)
Новизна маршрута:
Группе не удалось получить информацию о предыдущем прохождении траверса
Пер Украина (Оптимальный) - в. Гумачи - пер. Гумачи со стороны Адыр-су.

Выбор района путешествия:

К сожалению уже не в первый раз мы были ограничены во времени, в связи с жесткой занятостью части группы в июле и августе в различных научных экспедициях.
Учитывая планы участников, а также и финансовый аспект, а также разнообразные планы участников, то после перебора вариантов мы остановились на Центральном Кавказе, как на хорошо знакомом нам регионе позволяющем совершать походы любой категории сложности. Немалую роль в нашем решении сыграли и относительно неплохое знакомство со снежной обстановкой и погодой в июне - начале июля, удобство заезда и выезда из района.

Цели и итоги похода:


Нашей целью было пройти техничный спортивно-тренировочный маршрут за минимальное время. При подготовке похода большое внимание было уделено облегчению экипировки и оптимизации снаряжения.
На маршруте, за счет адекватной подготовки участников, стала возможна эффективная работа связок (одновременная и попеременная страховка) на участках традиционно требующих перильной страховки, что увеличило скорость прохождения определяющих препятствий.
К сожалению, маршрут был осложнен нестабильной погодой, что привело к необходимости отказаться от прохождения траверса в. Кичкидар. Несмотря на это обстоятельство, группа осталась, очень довольна, походом - стало понятно, что мы можем ходить быстро и достаточно надежно.
Отдельно стоит отметить по настоящему радушное отношение администрации и персонала с которым группа столкнулась как в а/л Безенги так и на турбазе Башиль и в а/л Уллу-тау. Спасибо большое, мы обязательно приедем еще&hellip
Список группы: год рождения опыт обязанности

1. Федоров Артем Валерьевич 1980 6ГУ, 3ГР руководитель

2. Есин Евгений Владиславович 1983 3ГУ завхоз

3. Тихонов Алексей Владимирович 1980 3 ГУ снаряженец

4. Федосов Владимир Эрнстович 1983 3 ГУ эколог

5. Жуков Виталий Александрович 1985 3альп разряд,2Б зимн. 2ПУ повар

6. Казило Нина Андреевна 1983 3 ГУ медик

7. Зленко Дмитрий Владимирович 1983 3 ГУ фотограф

8. Гончар Андрей Леонидович 1983 3 ГУ реммастер




Экипировка

Общественное снаряжение Специальное личное снаряжение:
Веревка основная 3 Система страховочная 1
Палатки: Tornado 2 (Hobbit) 1 Каска 1
Shark Fin 2 (BASK) 1
Tad pole (Thenorthface) 1 Кошки 1
Горелки шланговые 2 Ледоруб* 1
Экран 1 Карабины 4
Бур-автомат 1 Жумар + восьмерка 1+1
Крючья ледовые 10 Прусс + стремя 1+1
Ремнабор 1 Ледобур 1
Аптечка 1
Кастрюля 2 *- большая часть группы дополнительно
Ледовые молотки Trango Captain 2 использовала
Репшнур расх. 15 м телескопические треккинговые палки
Закладки Dmm сет


Питание:

Вес раскладки с топливом и сюрпризами составлял 700г на человека в день. Расход топлива (резьбовая Kovea 450 г) в среднем составил 50 г на человека в день (от 30 до 80 г/человека/день)


Фактический график движения на маршруте

№ дня

дата

Участки м-та

Км, ход часов

Нстарт.

Нмакс.

Hноч

&DeltaН

1.

22.06

устье р. Думала - ст. у л. Укю

17

1430

3100

3100

+1670

2

23.06

Пер. Укю - ст. на мор. у пер. Урал - полудневка

8

3100

3897

3460

+797

-437

3

24.06

Пер. Урал - а/л Безенги - полудневка

10

3460

3960

2250

+500

-1810

4

25.06

Миссес Кош - ледник Безенги - полудневка

7

2250

2420

2300

+120

-80

5

26.06

Л. Безенги - ноч у ледопада пер. Спортивной дружбы

7

2300

3420

3420

+1120

6

27.06

Пер. Спортивной дружбы - в. МВТУ - пер Шаурту вост.

6

3420

4320

4100

+900

-210

7

28.06

Пер. Шаурту вост. - пер Шаурту зап. - л. Зап. Тютюргу т/б Чегем - т/б Башиль полудневка

23

4100

2030

2180

-1970

+150

8

29.06

р. Башиль - р. Джайлык - ст. у л. Джайлык

11

2180

3400

3400

+1220

9

30.06

Отсидка

10

01.07

Пер Донкина - а/л Уллутау

17

3400

3970

2330

+570

- 1640

11

02.07

Отсидка

12

03.07

Отсидка

13

04.07

Л. Гумачи - пер Украина - в. Гумачи - р Адыр-су - пос. Эльбрус.

31

2330

3831

1820

+1501

- 2011


Суммарный набор высоты 8548 м, Суммарный сброс высоты 8158 м


Техническое описание маршрута

22.06.2007
День 1 .
Нальчик - р. Черек Безенгийский (машина) р. Думала - р. Укю - ст. у л. Укю, 17 км

Рано утром прибываем в Нальчик - заказанная нами машина из а/л Безенги уже ждет нас (мы заказывали также погранпропуска и газ). Едем в офис за газом и пропусками - первая проблема погранпропуска оформлены только на долину Черека Безенгийского, а не на весь наш маршрут. В 8 утра дозваниваемся до замдиректора и договариваемся, что новые пропуска оформят пока мы будем идти первую часть маршрута и передадут нам в а/л Безенги. Берем наш газ и с имеющимися пропусками выезжаем в "район".


Перевал Укю
(2А* 3897)
Перевал Укю расположен в северном отроге Безенгийской стены и разделяет гребни Уллуауз-Думала-Пирамида и Укю-Гидантау-Дружба. Соединяет долины рек Укю (лед. Укю) и р. Мижирги (лед. М. Укю,урочище "Теплый угол"). Характер перевала - конгломератно-осыпной с востока, ледовый с запада. Ориентация склонов В-З
Опасности - на подьеме есть вероятность обрушения льда на подьемный кулуар в самой нижней его части. Кроме того сами подьемные кулуары камнеопасены.
Описание дано от стрелки рек Думала и Черек Безенгийский до ночевок под перевалом Урал


Выгружаемся из машины вскоре после заставы у места слияния р. Черек Безенгийский и р. Думала, машина уезжает дальше отвозя нашу заброску в а/л Безенги.
Начало пешей части маршрута 10-20 утра. Облачно, влажно. (высота 1430 м)
Перейдя р. Черек Безенгийский по мосту за 15 минут доходим до коша с загородкой. Здесь выясняется, что для прохода в долину Думала необходимо было оформлять пропуска в заповедник (при переписке с а/л Безенги нам сообщили, что для района Безенги пропуска не нужно (как выяснилось потом с нами по почте общалась новенькая сотрудница)) Устраиваем мобильную конференцию между егерем с кордона и а/л Безенги итогом которой становится разрешение на проход в долину. Выход с кордона в 11-30.

При подьеме в дол. Думала необходимо преодолеть устьевую ступень с многочисленными тропами скотаю Через 30 минут движения тропа выводит на зеленые подушки долины (Фото 1).

Движение далее по тропам левого берега реки. Еще через 40 минут движения выходим к мостику на другой берег реки Думала. Через переход от моста достигаем широкого пастбища вблизи слияния рек Думала и Укю(водопад справа по ходу). Хороший брод через Укю не нашли, переправились в кроссовках в первом подходящем месте. (Фото 2)

(30 минут) Далее поднимаемся вверх по тропе преодолевающей устьевую ступень р. Укю по задернованному валу (30 минут). Делаем обед. После преодоления ступени тропа идет без набора высоты по травянистым террасам левого берега Укю (Фото 3)

периодически, исчезая. Через 1 час движения достигаем скальных выходов перегораживающих левый берег р. Укю. Выходы преодолеваем снизу (фрагменты тропы). Через переход выходим в развилку долины Укю нам - влево по ходу через небольшой рукав. Погода портится накрапывает дождь. Тропа полностью исчезает далее подьем осуществляется по моренным отложениям - средней и крупной осыпи с выходами конгломерата. Подьем довольно крутой. Через 45 минут выходим на обширное выполаживание несколько ниже языка ледника в связи с поздним временем (18-20) общей усталостью и плохой погодой (туман мелкий дождь) принимаем решение ставить лагерь (высота 3100) (Фото 4).




23.06.2007
День 2

м. ст. - л. Укю - пер. Укю (2А*, 3890) - л. Верх. Укю - ст. на гребне морены у пер. Урал
Полудневка 8 км
На следующий день подьем 7-00 выход 8-30 Ясно
За 30 минут движения по осыпи (Фото 5)

обходя морену слева достигаем ледника Укю (Фото 6,7).

Отсюда уже виден наш перевальный взлет. Ледник внизу открытый пологий идем по осыпи вдоль ледника справа по ходу и по льду. Через полчаса ледник становится закрытым - связываемся, одеваем кошки. Неожиданно сталкиваемся с проблемами при прохождении небольшого ледопада - проход совсем справа (под скальными склонами камнеопасен). Мы пошли несколько правее центра и столкнулись с глубоким рыхлым снегом глубиною 0,5 м и соответственно плохо читаемыми трещинами, что привело к существенной потере времени. Через 1 час блуждания выходим в верхний цирк под перевальный взлет (фото23452352) - подьем осуществляли по среднему из конгломератных кулуаров (Фото 8)


Характер подьема - конгломерат затем крупноблочная осыпь и фрагменты сильно разрушенных скал (участок метров в 10 преодолевали по одному в связи с крайней камнеопасностью). Через 20 минут выходим на осыпную полку и движемся по ней в направлении заснеженного кулуара (Фото 9, 10)

ведущего на седловину (Фото 11)

(до 40* градусов снег, осыпь, участки льда) еще через 20 минут подьема, выходим на узкую скальную седловину пер. Укю.
На перевале в 11-20 - едим отдыхаем в 11-50 начинаем спуск с перевала на л. Укю верх.
Ледник пологий, местами закрытый трещин мало - скорость спуска высокая (Фото 12).


К 12-30 выходим к изгибу правобережной морены л. ВерхУкю. За 5 минут поднимаемся на нее и ставим лагерь на подготовленных площадках (вода в "луже" справа внизу) Полудневка, загораем. (фото 13, 14),

разлагаемся. Высота 3460
Выводы, рекомендации:
Перевал Укю пройден на подьем с определяющей стороны, перевал соответствует 2А категории сложности, в непогоду прохождение перевала со стороны л. Укю опасно.

24.06.2007
День 3
Подьем 6-30
Выход 8-00, Ясно
м.ст. - пер. Урал (2Б, 3970) - морена л. Мижирги - а/л Безенги, полудневка 10 км

Перевал Урал (2Б, 3960)
Расположен в Северном массиве между вершинами Урал и Архимед, ведет с ледника Мал.Укю на ледник Панорамный.
Со стороны лед. Мал. Укю) - снежно-ледовый, с южной стороны (лед. Панорамный) - скально-осыпной.
Пройден с определяющей стороны с севера на юг
Протяженность определяющего участка 350 метров
От места ночевки спускаемся по осыпи на ледник Укю верх. и пересекаем его в направлении перевального взлета (15 минут) (фото 15)


В нашем случае почти весь перевальный взлет был прикрыт слоем снега, что позволило начать подьем одновременно (фото 16).

Крутизна склона 30-35** , лед расположен на глубине 20-50 см - бьем ступени. Через 150 м подьема крутизна возрастает до 40 градусов, толщина снежного покрова уменьшается до 5-10 см - движение на три такта страховка через скользящий бур (50 м ). Ключевой участок - 30 м 45* - попеременно страховка через буры, выходы льда. Далее крутизна уменьшается (35-40*), толщина снега растет до 20 - 25 см еще 100 м и, забирая вправо по ходу (фото 17),

поднимаемся на седловину (фото 18).

Всего на прохождение перевального взлета потрачено 45 минут ходового времени.
На седловине в 9-20 утра.

Спуск с седловины начинаем в 9-40.
С седловины в сторону л. Панорамный уходим по узкому осыпному кулуару (фото 19)

(до 35*). Внимание кулуар камнеопасен - относительно медленное движение плотной группой. Через 15 минут спускаемся на разделительный хребтик (фото 20)

с которого уходим вправо по ходу на широкий осыпной конус под скалами в. Архимед и спустя 20 минут спускаемся на чехленный л. Панорамный к большой луже, у которой слегка перекусываем.(Фото 21)

Далее движемся по снежникам и затем спускаемся по осыпям справа от нунатака (30 мин) и по траве .(Фото 22)

затем по задернованной морене с травой (появляется тропа). Еще через 30 минут движения по гребню морены уходим вправо по ходу и спускаемся к морене Мижиргийского ледника. (Фото 23).

Отсюда движемся по отличной тропе идущей в кармане морены, а затем по ее гребню и далее по травянистому берегу р. Мижирги за 1 час 15 минут ходового времени спускаемся вниз, и переходим реку по мосту в достигаем альплагеря Безенги 13-00 ( высота 2250) и селимся в стационарных палатках полудневка - получаем заброску, новые погранпропуска (правильные), отмечаем окончание акклиматизационной части маршрута.
Ночью сильный ветер.

Впечатления от прохождения:
Перевал Урал соответствует 2Б категории сложности - на момент прохождения довольно простой из наличия толстого снежного покрова поверх значительной части ледового зеркала. Хорошая снежно-ледовая подготовка группы (сказывается зимний альпинизм) позволила быстро и надежно преодолеть определяющий участок перевала. На седловине вполне возможен лагерь.

25.06.2007
День 4

Подьема нет, выход в 13-40
а/л Безенги - миссес-кош - л. Безенги - ст. на леднике 7 км
Облачность переменная, сильный ветер.
Полудневка - перепаковка продуктов - отдали альплагерю все лишнее...

Траверс (Спортивная Дружба - п. МВТУ - пер. Шаурту вост. - пер. Шаурту зап.)
суммарно 2Б - 2Б* к.с.
Траверс располагается в Каргашильском хребте между г. Атсыз и г. Тютюргу. Траверс является вариантом пути из долины Безенги в долину Чегем. Общая ориентация В-З. Характер смешанный.
Возможные опасности: камнепадоопасные конгломератные склоны, скользкие травянистые склоны, камнепадоопасный ледовый склон на подъеме к перевалу Спортивной Дружбы разрушенный скальный пояс, разрушенный скальный гребень на спуске с МВТУ на пер. Шаурту вост.

Последний раз наведавшись к бару (Фото 24).

выходим после обеда в 13-40.
От альплагеря Безенги идем по гребню морены по набитой тропе в сторону Миссес-коша, у которого мы планировали встать на ночлег.
Тропа идет по задернованным моренным отложениям правого борта долины (Фото 25).

постепенно набирая высоту. Через 1,5 часа достигаем хижины Миссес-коша. (Фото 26)

Перекусываем и оцениваем обстановку.
Вода в потоках далеко, кроме того, поблизости находится пограничный пикет соседство с которым нам не нравится, поэтому, принимаем решение спускаться на ледник. Погода портится - начинает снижаться видимость, растет влажность.
Спуск на ледник осложнен конгломератными склонами, находим справа по ходу от Миссес-коша относительно приемлемый путь.
Спускаемся плотной группой, самые опасные участки (конгломерат 40*) преодолеваем по одному, потратив на метров 70 спуска 15 минут времени, оказываемся на безенгийском леднике. (Фото 27)

Накрапывает мелкий дождь, видимость продолжает падать
Траверсируем пологий зачехленный ледник забирая влево по ходу по направлению к промоине в конгломератном склоне левого борта долины образованной поток стекающем из под перевала Спортивной Дружбы. Спустя 10 минут находим относительно неплохое место и ставим лагерь на левой половине Безенгийского ледника прямо на осыпном чехле (16-30) Высота 2300 метров (Фото 28).

Садится туман, идет мелкий дождь.


26.06.2007
День 5

Подьем 7-00
Выход 9-00 Облачность переменная
м. ст. - ст. на морене под языком ледника 7 км

От места ночевки за 10 минут доходим до промоины сделанной ручьем (Фото 29)

далее поднимаемся по осыпи и конгломерату вдоль ручья (30*) у первых скальных выходов пересекаем ручей и по крутому конгломерату (45*) выходим на травянистую ступень
Отсюда поднимаемся (Фото 30)

по фрагментам тропы влево по ходу вверх обходя скальный пояс.
Крутизна подьема в районе обхода скал достигает 40*. Далее продолжаем путь по крутой трявянистой террасе, и присматриваем брод на другой берег потока через 30 минут находим подходящее место у небольшого водопад и не замочив ног перебираемся на левый берег. Отсюда продолжаем подьем по гребню задернованной морены (Фото 31)

(фрагменты тропы) Через 30 минут проходим мимо хороших оборудованных площадок под палатки и еще через 10 минут подходим к снежнику, это начало ледника Шаурту Восточный. Отсюда движемся вверх по гребню левобережной морены, затем по снегу и осыпи (Фото 32)

и забирая влево по ходу и еще через 45 минут выходим на выполаживание, неподалеку от языка ледопада. Здесь ставим лагерь на чехленном леднике у окончания морены. Оборудованных площадок не обнаружено - выравниваем осыпь. 16-10. Давно портившаяся видимость падает окончательно (Фото 33)



27.06.2007
День 6

Подьем 7-00
Выход 8-30
Ясно
м.ст. - траверс (пер Спортивной дружбы 4136, 2Б* - в. МВТУ (4307, 1Бальп) - пер. Шаурту вост. 4150, 2А*) - ст. на гребне 6 км

Существует два варианта подьема в верхний цирк перевала Спортивной Дружбы:
1. Слева по ходу по краю ледового языка и осыпи
2. В лоб по левой части центра ледопада

После наблюдения за склоном первый вариант был признан слишком опасным - камнепады разных масштабов простреливают дальний край языка практически непрерывно. Соответственно был выбран второй вариант - технически более сложный, но зато безопасный. От места ночевки за 10 минут доходим до ледового языка.
Вверх по языку ледопада в наиболее безопасном месте провешиваем 3 веревки перил (Фото 34)

- первая веревка 40-50* (участок 55*), вторая и третья не более 40* . Станции на бурах. На прохождение перильного участка было потрачено 35 минут времени. Далее движемся в связках по местами закрытому ломаному леднику в сторону седловины перевала с одновременной (при преодолении пробок попеременной) страховкой. (30 минут). Преодолев ледопад, перед перевальным взлетом делаем остановку - отдыхаем и еще раз обговариваем тактику.

Перевальный взлет:
Преодолев небольшой бергшрунд взбираемся на характерный снежный галстук (Фото 35)

(одновременная страховка) крутизной до 40* примерно 150 метров (Фото 36)

здесь переходим на заметную скальную полку справа по ходу (попеременная страховка, до 45*) и проходим по ней траверсом вправо около 40 м до большой площадки, на которой может собраться вся группа. (на площадке в 10-45)
От площадки движемся вверх с попеременной страховкой (Фото 37)

по простым разрушенным (местами монолитным скалам) - внимание при неосторожном движении есть риск спуска камня. Средняя крутизна 45* местами до 70*. Через примерно 100 метров подьема скалы выполаживаются до 30-35* (Фото 38)

можно идти одновременно. Еще через 50 метров крутизна снижается до 30*. Рельеф - скально-осыпные острова, засыпанные глубоким снегом (до 1 м). Спустя час тропежки поднимаемся на седловину перевала (13-15) (Фото 39, 40)


Седловина достаточно широкая, отдыхаем, обедаем.

Впечатления от от подьема на перевал Спортивной дружбы:
Перевал очень интересный и разнообразный, требует применения базовых навыков по ориентировке.
Похоже, только за одну "безенгийскую" сторону перевала заслуживает 2Б (при безопасном прохождении предполагающем провеску ледопада "влоб") Менее подготовленной к скалам группе придется провешивать еще 2-3 веревки скал. При сквозном прохождении перевал находится на уровне 2Б* а скорее даже 3А, и напоминает, например, перевал СОГМИ.

Выходим с седловины в 14-30 и по простому широкому осыпному гребню (Фото 39,41)

за 35 мин поднимаемся на вершину МВТУ (Фото 42)


Отдыхаем фотографируем
В 15-30 в связках уходим с вершины в направлении пер. Шаурту вост.
Гребень заснеженный, скально-осыпной, поначалу простой, затем усложняющийся

Ключевые моменты спуска:
1. Переход с широкого участка гребня на узкий(Фото 43)


Немного простого лазания - заснеженные простые скалы 40*, связки, попеременная страховка. (Фото 44)


2. Крутой узкий участок и внутрений угол с плитой (Фото 45, 46)


Гребень сужается до 50 см, крутизна увеличивается до 45* - 6 метров лазания вниз "кормой вперед" по острому разрушенному гребню страховка попеременная через выступы далее немного ногами и внутренний угол 50* 5 м выкат неприятный - осторожный спуск с попеременной страховкой.
3. На спуске на перевал участок 70 м простых скал (40*) - скалы очень сильно разрушены - надежная страховка невозможна, велик риск спуска камня медленное очень осторожное движение, наиболее опасный участок проходим по одному, дабы избежать спуск камня. (Фото 47, 48)


На седловине перевала в 17-30 пишем записку, руководитель бегает разведку на пер. Шаурту зап.
Пройдя по гребню метров 70 от перевала Шаурту вост., ставим лагерь на подготовленных площадках на гребне. (Фото 48,49)

- 18-00 высота 4100м

Впечатления от траверса вершины МВТУ
Подьем со стороны пер Спортивной дружбы очень простой и однообразный, а вот спуск с вершины МВТУ на пер Шаурту вост. преподнес нам сюрприз - по единодушной оценке группы на момент прохождения сложность в. МВТУ со стороны пер. Шаурту вост. соответствовала 2А Альп. причем не самой простой (сложнее чем, например, Куллумколл, Чот- чат по 2А или Виатау 2-я зап.)- только за счет имеющегося у группы опыта гребневого движения удалось избежать провески перил.
На протяжении всего спуска скалы сильно разрушены, последние 70 метров спуска надежная страховка невозможна.


28.06.2007
День 7

Подьем группы 7-30, выход 8-30, Ясно
м. ст. - пер. Шаурту зап.(2А, 4070) - л. Зап. Тютюргу - р. Тютюргу - р. Башильауз-су - т/б Башиль. Полудневка 23 км.

От места ночевки за 10 минут по несложному скальному и далее заснеженному гребню выходим в район перевала Шаурту. Зап. В связках начинаем спуск с седловины вправо вниз на ледник Зап. Тютюргу: 10 метров скал 30*-35* градусов - плиты с осыпными полками - осторожно (Фото 50)

. Далее по фирну 35* вниз на выполаживание ледника. В связках идем по левой части закрытого ледника, перешагивая через небольшие трещины в направлении группы перевалов Тютюргу (Фото 51),

а затем вниз вдоль хребта по правому борту ледника. Через 35 минут выходим на открытый ледник (Фото 52)

и развязываемся. Далее спуск идет по снежникам и осыпям правого борта ледника. Через 1 час быстрой ходьбы достигаем слияния истоков р. Тютюргу спускаемся по правому борту долины и продолжаем движение (Фото 53).

Тропа уходит на террасы над устьевой ступенью и долго идет по травянистому склону. Через 40 минут движения по крутой тропе спускаемся с устьевой ступени в долину реки Гараауз-су. Идем по правому берегу реки, через 15 минут тропа поднимается на борт долины и еще 10 минут идет по крутому склону среди деревьев. Далее еще один резкий но короткий спуск и мы выходим на выполаживание долины и за 35 минут достигаем погранзаставы, где предьявляем пропуска.
За 5 минут ходьбы после заставы достигаем турбазы Чегем - турбаза еще закрыта, ведутся ремонтные работы, не останавливаясь мы идем дальше.

Впечатления от всего траверса (Спортивная Дружба - п. МВТУ - пер. Шаурту вост. - пер. Шаурту зап.)
1. Траверс соответствует как минимум 2Б, а на момент прохождения скорее 2Б* к.с. - по крайней мере прямое прохождение перевала Спортивной дружбы похоже требует не больших технических навыков и временных затрат.
2. Траверс очень красивый и логичный, применяются различные технические приемы горного туризма
3. Траверс достаточно тяжел физически
Не рекомендуем траверс группам с плохой акклиматизацией, или не имеющим опыта передвижения по гребню.


По грунтовой дороге спускаемся по правому берегу реки через 40 минут преодолеваем небольшой приток и по истечению еще 30 минут достигаем слияния Чегема и Башиля, по
автомобильному мосту переходим на другой берег и начинаем подьем вверх по правому орогр. берегу р. Башильауз-су (грунтовая дорога) дорога петляет по травянистому полю потом ныряет в лес через 1,5 часа быстрой ходьбы достигаем турбазы Башиль - время 13-30. Полудневка (Фото 54).

Турбаза пока еще не работает, но мы договариваемся с Хозяином базы о заселении в домик, кроме того, за стоимость бензина туда и обратно он отвозит уполномоченных представителей группы к магазину в поселок, дабы мы могли "нормально отдохнуть" вечером. Мы "нормально отдохнули"&hellip


29.06.2007
День 8

Подьем 9-30 Выход 10-45 Облачность переменная
т/б Башиль - р. Джайлык - ст. у ледн. Джайлык 11 км

Пер. Донкина (2Б, 3970)
расположен в хребте Адыр-су в юго-восточном плече вершины Джайлык, между вершинами Джайлык и Кичкидар. Соединяет ледник Джайлык (река Джайлык) и ледник Зап.Юном (река Куллумкол).
Переходим р. Башиль по мосту у турбазы. Погранзастава на р. Башильауз-су кажется больше не работает - обходим ее стороной (по согласованию с Чегемскими пограничниками)
По одной из троп движемся через лес в сторону д.р. Джайлык-су. Спустя 10 минут достигаем небольшого мостика через реку Джайлык - переправа по одному (Фото 55).

Отсюда (Фото 56)

по ветвящейся тропе за 25 минут поднимаемся на устьевую ступень. От перегиба идем по травянистым склонам вдоль левого берега реки по местами исчезающей тропе. Спустя 40 минут проходим поворот в долину Кенчат-су. Преодолеваем вброд р. Кенчат (Фото 57)

и идем по тропе левым берегом реки Джайлык вдоль ее левого притока (Фото 58).

Примерно через 1 час подъема приток уходит под камни, а мы поднимаемся на гребень левобережной морены (Фото 59).

Движемся по морене и спустя 50 минут ходового времени не доходя до самого ее конца спускаемся влево вниз по конгломератным склонам на ледник. Еще через 40 минут движения по местами зачехленному телу ледника достигаем небольших площадок на конечной части осыпного чехла (Фото 60).




30.06.2007
День 9

Отсидка
Непогода - весь день дождь и мокрый снег, туман,
вечером сильный ветер


01.07.2007
День 10

Подьем 7-00
Выход 8-30 непогода- мокрый снег
м. ст. - пер. Донкина (2Б, 3970) - р. Куллумколл-су - а/л Уллутау. 17 км
Засидевшись в палатке принимаем решение идти дальше при любой погоде.
От лагеря в связках спускаемся на снежник и движемся в сторону языка ледника ведущего к перевалу. Достигнув языка (Фото 61),

идем по правому краю закрытого ледника, лавируя между трещинами (Фото 62)

(местами попеременная страховка). За 1,5 ходовых часа подходим под седловину перевала подрезанную широким бергшрундом. ((Фото 63)


Бергшрунд преодолеваем по снежному мосту справа по ходу (попеременная страховка), затем на три такта поднимаемся влево вверх по крутому снежно-фирновому склону (до 45*) на уровень верха характерного скального острова слева по ходу. Далее траверсом выходим выше острова (внимание скальные плиты под снегом) 40-45* - одновременная, местами попеременная страховка, движение на три такта. Здесь под нависающими скалами взлета на краю ранклюфта (Фото 64)

собираемся и отдыхаем. Пройдя еще траверсом влево (45*) к основанию широкого заснеженного кулуара начинаем подьем.
Через 30 метров кулуар становится круче (50-55*), под снегом появляется лед, и камни - подьем с страховкой через скользящий бур, выход на седловину с попеременной страховкой. Седловина довольно узкая скальная, у нас заснеженная (Фото 65).

Записка в туре не найдена. Учитывая погодные условия (ветер порывами до 20-25 метров в секунду, периодическое падение видимости до 50 метров, непрерывные осадки) и большое количество выпавшего снега принимаем решение отказаться от прохождения траверса в. Кичкидар и начинаем спуск в долину Адыр-су. Спуск в связках проходит по снежно фирновому склону крутизной до 30*. Далее выходим на выполаживание (Фото 66)

и продолжаем спуск по заснеженному ломанному леднику зап. Башиль, забирая к его левому борту. Глубиеа снега растет. Обходим ледопад слева, (разломы, попеременная страховка) видимость не превышает нескольких сотен метров (в среднем 100 м )
Через час после начала спуска влипаем в раскисший снег на уровне низа ледопада.
Снег по бедро и выше, тропежка фактически превращается в копание метровой траншеи.
Видимость падает до 10-20 метров крутизна снежного склона уже практически не читается глазом. Ориентиров никаких, спустя час движения в никуда делаем привал, топим снег, обедаем.
После обеда выходим траверсом влево в направлении слабо выраженного осыпного края. Через 200 метров (20 минут) глубина снега резко уменьшается (до 30- 50 см) и еще через 7 минут мы выходим к верхним кичкидарским ночевкам (Фото 67)

- ночевки полностью занесены, принимаем решение спускаться в а/л Уллу-тау. По заснеженной осыпи (Фото 68)

с выходами натечного льда начинаем спуск на ледник Сев. Юном (15 минут) (Фото 69)

и пересекаем его справа налево обходя трещины и вдоль юго-восточного ребра вершины Юномкара (20 минут) затем выходим по заснеженной осыпи и бараньим лбам на правобережную морену ледника Юном. Спуск по морене приводит к нижним кичкидарским ночевкам, от ночевок по местами размытой тропе вдоль правого берега ледника Юном и реки Куллумкол за 1,5 часа ходьбы спустившись с небольшой устьевой ступени доходим до моста через Куллумколл-су.
Мост опять размывает, вода перехлестывает поверх настила - переходим по одному с гимнастической страховкой на ключевом участке - в итоге настил теряет еще несколько ключевых досок.
В 18-00 усталые, но довольные (люди вначале просто не верили, что мы прошли Донкина "насквозь" и спустились в лагерь по такой погоде), достигаем а/л Уллутау и заселяемся в комнату.

Впечатление от перевала Донкина
Перевал соответствует 2Б категории, прохождение перевала без провески веревок требует хорошего владения техникой движения на три такта и попеременной страховки от всех участников.
Прохождение перевала группой было существенно осложнено непогодой, и глубоким снегом на леднике Зап. Юном, и при более благоприятных условиях потребовало бы от группы существенно меньших временных и физических затрат.

02.07.2007
День 11

Дневка - часть дня непогода, моемся, поймав окно погоды сушимся (Фото 70),

отдыхаем, руководитель приболел - лечится


03.07.2007
День 12

Дневка - руководитель все еще чувствует себя неважно соответственно в условиях дождливой погоды принимаем решение провести в а/л еще один день
Утвердили концепт - попробовать пройти оставшуюся часть маршрута за день (в тройке более слабым составом группа уже ходила пер. Гумачи практически двумя полудневками).

Траверс пер. Украина (2Б, 3754) - в. Гумачи (1Б Альп, 3831) - пер. Гумачи (2А, 3570) сумм 2Б

04.07.2007
День 13

Ясно
подьем 6-30 выход 7-45
а/л Уллутау - траверс пер. Оптимальный (2Б, 3754) - в. Гумачи (1Б Альп, 3831) - пер Гумачи - р. Адыл-су - пос. Эльбрус 31 км
С вечера раздали обед в дополнение к карманному питания.
Выходим из альплагеря и движемся к мосту через Адыр-су (5 минут). Перейдя реку выходим на тропу вскоре сворачивающую к "зеленым подушкам" (10 минут).
По тропе серпантином взбирающейся на крутой травянистый склон поднимаемся к нижним гумачинским ночевкам (травянистые площадки, нет воды) (35 мин.). От ночевок тропа поворачивает вправо по ходу и вскоре поднимается на гребень левобережной морены (в обход 1-й ступени ледопада). Через 30 минут движения по тропе доходим до нескольких ночевок на гребне и в кармане морены. Далее тропа поднимается вверх по чехленному леднику, огибая вторую ступень ледопада и исчезает (Фото 71).


Нам известно, что слева от нунатака в этом году еще не поднимались, так, что мы будем первыми.
Выйдя на пологую часть ледника (Фото 72).

движемся в сторону перевала огибая редкие трещины. Далее косым траверсом пересекаем ледник к его правому борту (Фото 73, 74)

... (35 минут)
Третью ступень Гумачинского ледопада проходим в связках слева по ходу от нунатака («лица Гумачей»). Мы забрали слишком влево и в итоге были вынуждены чуть приспустившись траверсировать склон вправо по краю разлома (Фото 75),

возвращаясь на "классический вариант прохода" - несколько участков пути (крутой фирн 40*, снежные мосты через разломы преодолеваем с попеременной страховкой) Потратив на прохождение зоны разломов 40 минут выходим на выполаживание на уровне верха нунатака.
Направо отсюда идет путь к перевалу Гумачи, а мы идем налево вверх в направлении первого бергшрунда подрезовшего склон от борта до борта. Бергшрунд обходим сверху справа (Фото 76, 77).,

попеременная страховка) и далее начинаем подьем в направлении седловины нашего перевала (снег, заснеженная осыпь 30-35* ) (Фото 78).

Местами глубина снега превышает 60 см -тропежка. На верху скально осыпного острова собираемся и отдыхаем. От него еще 150 м вверх и далее в широкий заснеженный кулуар (35*)
Через 50 м кулуар сужается крутизна возрастает до 45* (внимание под снегом могут встречаются скальные плиты) вверху до 55*
Выход на седловину через снежный наддув 2 м 70* попеременная страховка. На седловине в 13-20 (Фото 79)...

Записка не найдена, сложен новый перевальный тур.

Впечатления от пер. Украина (Оптимальный )
Перевал соответствует 2Б категории трудности, подьем осуществлялся по определяющей стороне. Перевал несколько выше, чем расположенный неподалеку пер. Яман и на момент прохождения несколько сложнее.
Ключевой участок видимо может несколько меняться в течении лета (в нашем случае выход на седловины был осложнен из за наличия снежного наддува 70* - 2м), кроме того изнуряла тропежка на подходах к перевальному взлету.

Траверс вершины Гумачи
С седловины пер. Украина (Оптимальный) уходим вверх по скально-осыпному, местами разрушенному гребню в сторону вершины Гумачи (связки, одновременная страховка) и через 10 минут движения достигаем вершины Гумачи где собираемся всей группой (13-50) (Фото 80).


Спуск с вершины в направлении перевала Гумачи проходит по скальному гребню - скалы совсем простые, ключевым участком спуска является преодоление острого снежного участка гребня 40-45* -50 м - нож гумачей - движение в три такта, страховка местами попеременная. Далее спуск в связках (возможны разломы) по широкому заснеженному гребню на перевал (Фото 81).

(25 минут все вместе). На перевале в 14-30 (Фото 82)...

Отдыхаем, меняем записку в перевальном туре.
Впечатления от траверса вершины - путь от перевала Оптимальный до вершины Гумачи очень короткий и довольно простой, спуск на пер. Гумачи проходит по классическому альпинистскому маршруту 1Б к.с. - группам с тяжелыми рюкзаками рекомендуется обратить особое внимание на прохождение "снежного ножа" требующее уверенной работы от всех участников.


Выход с перевала в 14-45
С перевала Гумачи в самом низком месте седловины вешаем веревку перил (скалы, осыпь) (Фото 83).

Последний участник, спускается по двойной, сдергиваем веревку (20 мин.)
От окончания веревки движемся по осыпи (около 15 метров) и выходим на снег крутизной до 35*. В связках спускаемся до выполаживания и затем уходим влево в центральную часть ледника (15 минут). Теперь когда техническая часть практически позади можно начинать быстрое движение. От центра ледника движемся прямо вниз огибая разломы и постепенно забирая вправо по ходу, многие трещины плотно забиты снегом. Через 30 минут быстрого спуска ледник становится открытым еще через 15 минут переходим на осыпь и по набитой тропе левого берега за 25 минут достигаем урочища "Зеленая гостиница" (16-40) отсюда уходим по тропе вдоль левого берега Адыл-су через 50 минут движения переходим по мостику на правый берег.
Далее на тропе встречаются маленькие скальные выходы. Через 20 минут тропа поднимается от реки и уходит на борт долины. Спустя 30 минут движения тропа спускается с борта долины и выводит к расположенному в на краю леса небольшой погранзаставе. Предьявляем пропуска и уходим вниз по долине (лес, грунтовая дорога). Через 20 минут минуем а/л Джантуган. Еще через 35 минут достигаем альпбазы Шхельда
(Время 18-45)
От альпбазы Шхельда выходим вниз по асфальтированной дороге и через 30 минут быстрой ходьбы спускаемся в долину Баксана. Здесь поворачиваем направо и через 10 минут входим в поселок Эльбрус (19-30), отдельный участник договоривается о трансфере группы с водителем газели у Сакли очень усталые, но довольные выезжаем в Минводы.

Впечатления от траверса пер. Украина (Оптимальный) - в. Гумачи - пер. Гумачи
Траверс соответствует 2Б категории сложности, траверс не очень логичный (фактически идет речь об восхождении на в. Гумачи по одному маршруту и спуске по другому), но зато красивый и довольно разнообразный, кроме того проходит целиком по российской территории, что немаловажно в свете усиленного контроля за государственной границей в районе а/л Уллутау.
Крайне не рекомендую повторять наш последний переход группам планирующим после этого продолжение маршрута&hellip

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru