Вот уже несколько лет подряд, Затерянный мир является постоянным местом корпоративного отдыха нашей компании. Два-три раза в год наша тусовка, включая директора, отправляется на этот небольшой клочок суши, зажатый между морем и скалами, чтобы вдоволь попляжиться, набравшись на зиму солнечного тепла и морской свежести. Я обычно не езжу, так как пляжные удовольствия меня не привлекают. Все же в этот раз коллеги склонили меня к поездке, вскользь заметив, что там кроме моря есть еще скалы, а, следовательно, есть возможность куда-нибудь залезть. В 23:00 08 октября принимаю решение ехать. До этого момента я в Затерянном мире не бывал. Наскоро читаю описание нескольких маршрутов на мысе Айя, сделанных севастопольцем С.В. Стрельцовым. Собираем железки и в путь (позже выяснилось, что я забыл взять с собой главный аксессуар для отдыха в Затерянном мире – трусы для купания в море. Впрочем, неудивительно, так как плавки в списке личного страховочного снаряжения не значатся :)).
Итак, 09 октября приезжаем в Балаклаву, откуда на ялике идем в Затерянный мир.
Три маршрута, предложенные севастопольцем, идти не решаемся, так как рельеф стен, по которым они проложены, сильно разрушен и, по нашему мнению, слишком опасен. Описаний других более безопасных маршрутов мы не нашли. Обсуждаем план дальнейших действий. Наименее разрушенной и поэтому более безопасной представляется западная часть массива, расположенного слева от кулуара, западнее Малой Кокия-Кала. Изучаем рельеф, планируем нитку маршрута. Принимаем решение идти по внутреннему углу с выходом на полку и последующим выходом на плато (см. схему).
11 октября в 7:00 выходим под маршрут. Восхождению предшествуют полтора км сложного лазания по кустам :) Маршруты Затерянного мира известны своими «комфортными» подходами. Поднимаемся по насыпи из крупнообломочного материала. Начало маршрута у большого можжевельника.
Макс лидирует. Скальники он решил не одевать, так как, по его мнению, во время «прогулки огородами» они не нужны. Весь маршрут он идет в кроссовках.
Гена жумарит следом за ним.
Я лезу последним, собирая железо.
R0 – R1 – От большого можжевельника несколько метров траверзом влево до маленького можжевельника. Там промежуточная точка. Далее вверх по пологому склону вдоль трещины подходим к большой балде. Обходим ее слева. Следующая точка на мощном можжевельнике, растущем из расщелины на вершине балды. Далее начинается внутренний угол, склон становится более крутым. Отсюда начинается простое лазание.
Доходим до большой фисташки, делаем на ней станцию. Осторожно! Здесь довольно много живья.
R1 – R2 – первая половина второй веревки – ключ. Сложность лазания Макс оценивает как 5b. Лезем по рыжему внутреннему углу вдоль вертикальной трещины. Неплохие ноги на стене слева от трещины. Хорошие хапалки для рук – внутри трещины. Трещина богата как узкими участками, где хорошо ложатся стоппера средних размеров, так и широкими местами, где при желании можно хорошо использовать небольшие френды (мы обошлись стопперами и одним маленьким френдом).
Примерно посредине пути до выхода на полку из щели растет небольшое, на вид надежное деревце. Не помешает сделать промежуточную точку и на нем. Пролезаем трещину и уходим за перегиб на полку. Небольшой траверз влево вниз, затем простое лазание по гладкому, но сильно лежащему склону до большой сосны. На сосне станция.
R2 – R3 – третья веревка простая по лазанию, но довольно опасная из-за большого количества живья. Все, за что ни возьмешься – шатается или вынимается. Камни сидят в стене вперемешку с глиной. Отовсюду торчат кусты, за которые нельзя браться, так как они лихо вынимаются вместе с корнем. Прохождение осложняется тем, что в этих огородах ничего толком нельзя положить. Единственная довольно надежная промежуточная точка получается на крепко сидящем в трещине можжевельнике примерно посредине пути. Очень осторожно проходим вторую половину третьей веревки, ничего не сбросив на ниже расположенную станцию, и выходим на большую полку с поляной и деревьями. Там на большом можжевельнике делаем станцию.
R3 – R4 – четвертая веревка идется пешком по поляне (полке). Полно деревьев, где можно сделать промежуточные точки. Я страхую Макса, который, дойдя до конца полки, делает станцию на большой фисташке, закрепляет горизонтальные перила. Гена идет вторым на скользящем карабине. Я иду последним, выбираемый Максом.
R4 – R5 – пятая веревка заключительная. От фисташки уходим влево, делаем точку на сосне, затем делаем небольшой траверз влево под большим нависанием. Проходим между стеной и большой сосной. На большой сосне делаем еще одну точку. Далее начинается короткий участок довольно сложного для нас с Геной лазания (Макс оценивает его примерно как 5b-6a). Доходим до небольшой сосны, торчащей из трещины, делаем точку, затем лезем вправо вверх по диагонали под нависанием. Вдоль всего нависания идет хорошая трещина, где можно класться. Еще несколько движений и выход на плато.
Спуск
С выходом на плато приключение не заканчивается. Характерная особенность Затерянного мира – отсутствие пешеходных путей с плато вниз к морю. Оказавшись на плато, вернуться обратно можно двумя способами: обойти скалы и приплыть по морю или спуститься дюльфером со стены. Мы выбираем второе. Световой день в октябре уже довольно короткий, на плато мы выходим уже в лучах заката. Кратковременный отдых, перекус, и солнце село. Дюльферяем по кулуару, расположенному западнее вершины Малая Кокия-Кала. Дюльфер довольно опасный – множество живых камней. Спускаться и сдергивать веревку следует крайне осторожно, чтобы не сорвать на себя камень. Спуск возможен только в сухую погоду, когда нет вероятности осадков. В дождь по кулуару сходят многочисленные сели и камнепады, вынося к берегу моря десятки кубометров породы. Дюльферяем в темноте ночи с налобными фонарями. В некоторых местах спускаемся, не зная, хватит ли веревки до земли. Первым дюльферяет Макс. Сложенную вдвое шестидесятиметровку крепим к спусковой станции петлей-восьмеркой, чтобы в случае, если веревки не хватит, можно было зажумарить по одному из концов обратно к станции и искать другой путь. Как показала практика, веревки хватает на всех участках с запасом, так как пролеты небольшие. Последнюю треть пути по кулуару уже идем пешком, придерживаясь за уступы руками. В этих условиях дюльфер занимает у нас около двух часов.
Выходим из кулуара, несколько минут движения по крупнообломочной насыпи и мы в лагере. Возвращаемся уставшие и счастливые.
Еще несколько дней живем в Затерянном мире и 15 октября уезжаем, вызвав из Балаклавы моторный ялик.