Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Размышления о некоторых тенденциях в классификации перевалов.
В августе 2008 года наша группа сходила в поход по Заилийскому Алатау. Поход прошел весьма удачно. Кажется, довольны все участники: и “новички”, прошедшие кольцо 1Б-2Б-3А, и более опытные товарищи, ходившие более сложную часть.
Теперь немного полемики. Касательно категорирования перевалов Иглы Туюксу и Талгарский провал. Позволю себе процитировать В. Вуколова (человек, прошедший большую часть перевалов Заилийского Алатау, и сделавший попытку систематизировать их описания в книге): “В оценках сложности перевалов автор опирался на информацию из “Перечня…” (М., 2001). Имеются только три расхождения. Указанные снижения категории сложности перевалов осуществлены туристами-нерезидентами, однократно или сравнительно редко посещающими Северный Тянь-Шань. Между тем, базовые оценки сложности перевалов даны туристами и альпинистами, постоянно проживающими в г. Алматы, неоднократно проходившими указанные (и другие) перевалы и десятилетиями наблюдающими за изменениями, происходящими на этих склонах. Только подобные длительные исследования позволяют установить, какое именно сочетание тех или иных перевальных склонов является типологичным. Поэтому изменение категорий сложности перевалов района без учета мнения специалистов-резидентов, чревато негативными последствиями”. [В.Н.Вуколов, “По северному Тянь-Шаню”, изд. 2-ое, исп. и доп., Алматы, 2006, стр. 11]
Последние годы наблюдается общее потепление климата, выразившееся в том числе в деградации снежного покрова на закрытых ледниках и ледовых склонах, а также в таянии самих ледников. Попросту, снежные склоны превращаются в открытые ледовые, а ледники и ледопады становятся более разорванными. В качестве примеров могу привести перевалы, которые сам проходил, а также видел их состояние с интервалом несколько лет. Это и Зеркало Красавицы, в нижней ступени ледопада которого в 2001 году существовала возможность находиться без перильной страховки. В 2006 году такой возможности уже не было. Это и пер. Зелинского, ледопад которого мы проходили в 2001 году, и наблюдали в 2006-м, и нижний ледопад Берельского седла, и ряд других перевалов. Во многих отчетах содержится описание прохождения перевалов по снегу, тогда как на деле оказывался чистый лед. Многое, конечно, зависит от года, но сейчас речь идет о тенденции. Сказанное выше говорит о том, что снижение категорий должно происходить очень аккуратно. Категорию сложности допустимо снижать для данного перевала при нахождении более простого маршрута, в рамках относительно постоянного состояния склона. Беда в том, что как раз состояние склонов-то и меняется, и с годами – в сторону усложнения.
Касательно наблюдаемого в данном походе. Наша тактика прохождения ледовых склонов – идти в связке там, где это только возможно. Это целесообразно для ускорения процесса движения. Большинство открытого льда менее 45° пройдено в связках с одновременной страховкой. Сказано это к тому, что перилами мы отнюдь не злоупотребляем. Тем не менее, на пер. Пионер (1Б) было провешено 4 перильных веревки по 50 м по открытому льду 45°. Кто-нибудь может сказать: “Не туда зашли”. Вряд ли. Ни в коем случае не говорю о необходимости повысить категорию сложности данного перевала, но кое о чем это свидетельствует. Далее, на перевале Иглы Туюксу было провешено 10 перильных веревок и распутан достаточно сложный и опасный закрытый ледопад в верхней части. При этом почти весь лед до 45° шелся с одновременной страховкой.
Наконец, Талгарский провал. Честно говоря, не понимаю, чего сложного к его прохождению может добавить межсезонье. Разве что тропежка потяжелее будет. Касательно же техники: технически он гораздо сложнее всех 3А, которые мне довелось пройти (это, например, и Красавица, и ТКТ, и Большое Берельское седло на Алтае, не говоря уже об Актюзе и Седле Туюксу здесь). Протяженность ледопада – около полутора километров. Веревки (8 штук) вешались только на предельно сложных участках (группа была сильная, все что можно, шлось одновременно). На мой взгляд, складывается опасная ситуация. Понижение категории сложности перевалов, подобных указанным выше, приводит к тому, что эти перевалы могут быть включены в нитку маршрута группами, фактический опыт которых – на категорию ниже реальной сложности этих перевалов. К чему это может привести – судите сами.
Наконец, рискну предположить, что понижение категории сложности иногда производится людьми, привыкшими ходить сверхсложные маршруты (типа альпинистских пятерок-шестерок). Фактически, это просто альпинизм. Если сравнить, например, перевалы Барьер, Спасателей, или например Семерку, с чем-нибудь типа Крумкольского провала, то сравнение будет не в пользу последнего, хотя все эти перевалы формально 3Б. Небольшое мозговое усилие – и Крумкольский провал готов превратиться в 3А*. |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||