Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Тянь-Шань >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Александр Чесноков, Москва
Продюсер: Дмитрий Москалев
Фото: Юрий Сойфер, Игорь Косарев, Александр Чесноков, Дмитрий Москалев, Глеб Соколов
Поговорки: Александр Абрамов

Хан-Тенгри 2008
Записки мечтателя.
Смотрите также на Mountain.RU:

Негероические записки.
Хан Тенгри 2008. Негероические фотозарисовки – о горах, о людях и о том, что между ними….

Часть 2

Начало читайте здесь

Вечерний чай.

Хорошо сидеть в палатке после спуска с вершины. Можно делать фотки при закате солнца. Не спеша пить бульон или чай и отпаивать всех вечерних странников, спускающихся с вершины мимо нашей палатки. Собственно этим мы и занимались весь вечер на 6400. Но «главный», обещанный для Макса чай, мы планировали сделать к 9 - 10 часам вечера. Еще мы ждали Олю. Глядя на уставших мужиков, проходящих мимо нас вниз на перемычку, на солнце, уходящее за гребень, на усиливающийся вечерний ветерок, я уже предполагал в какой кондиции к нам на 6400 спустятся Макс и Оля. Мысли материальны? Или «материальна» интуиция?

Наконец, около 9 вечера метрах в ста над нами появился свет фонарика. Макс, подумал я. Через некоторое время на склоне было уже две светящиеся точки, которые очень медленно передвигались в темноте. Некоторое время я смотрел вверх на фонари, ожидая увидеть их быстрое приближение к нам, но не дождался, успел замерзнуть и нырнул в палатку. Снова вылез из палатки минут через пятнадцать. Заметного прогресса на спуске не было. Ночь, улица, фонарь…, перила. Сколько же они будут спускаться к нам?

Днем все проще. Цепляешь «скользящий» карабин на перила и «спортивным» съезжаешь вниз через все узлы на веревках. А вот ночью, в темноте, да на ветру, чтобы не уехать «в никуда», хочется сесть на «спусковуху» и спускаться «дюльфером». Но при этом ты вынужден тормозить на каждом узле на веревке, тратя время на перестежку. А таких лишних узлов и сращиваний на веревке может быть по два и три и больше. И вместо двух минут на веревку ты тратишь все двадцать…

Но вот звяканье «железа» материализовалось на 6400 в крепкого парня.

- Привет! Ты не видел Макса из Питера и Олю из Израиля? - спросил я.

- Оля спускается за мной, Максим за Олей.

- Ты сам откуда?

- Из Израиля, я Олин брат. Медленно спускаемся... Все ноги уже отморозил…

Наливаю брату по имени Дима чай, потом еще и еще… Олин фонарик над нами метрах в сорока. Оставляю Диму на улице, а сам снова ныряю в палатку погреться. Желания оказаться сейчас на месте ребят, спускающихся в ночи, нет никакого. Снова звон «железа» на улице. Выглядываю. Оля. Бросаю на Олю всего один взгляд и сразу понимаю все ее ощущения от ночного спуска. В глазах усталость. Наливаю ей чай. Она машинально берет протянутую кружку и тихо так говорит брату:

- Дима, я больше не могу спускаться…

Дима смотрит на меня:

- У вас как с местами? Устала она…

- Мужики, мы сможем девушку приютить? - обратился я внутрь палатки.

- А куда? Нас пятеро и Ден спит в тамбуре, - услышал я в ответ.

- Ну да, куда тут втиснуться…, - с грустью подытожил Олин брат.

Диалог происходил на пятачке два на два метра. Все участники разговора почти касались друг друга плечом. Вспышка молнии озарила лица людей, горы, снег, ночное небо... Нет, молния была невидимая. В этот момент Гора высветила то, что обычно не видно на равнине. Надо сказать, что не все заметили эту вспышку. А возможно кто-то уже и не помнит этот ночной разговор…

На счастье веревкой ниже, в палатке украинцев, нашлось место для Оли, и она смогла там переночевать.

А вскоре и Макс спустился к нам на 6400, и мы его напоили обещанным чаем. Он напоминал заиндевевшего железного дровосека:

- Ничего… я – нормально… сейчас вот, глотну чаю и дальше вниз, не спеша…

Макс спустился к своей палатке на перемычке около четырех утра… Мне кажется, он так до конца и не понял, что за люди поили его чаем на 6400… «Но если люди не будут помогать друг другу, тогда зачем они живут?» (Георгий Данелия)


Маленькие радости на 6400

Победа с 6400

Палатка на 6350

Юра на спуске с перемычки

Дима

Сераки на 5800

Экватор. 

После очередного снегопада наступила пронзительно-звездная и морозная ночь, которую сменило ясное и солнечное Тянь-Шаньское утро. Любимец Лены Калашниковой Тюбик все также азартно носился по морене за пустой пластиковой бутылкой. Денис продолжал забрасывать спиннинг в надежде поймать хотя бы одну доверчивую девушку, а Глеб Соколов развернул полотно с фотографией Победы и ниткой предполагаемого первопрохода. Аксай-Трэвел бурлил. Дмитрий Греков принял и отправил очередной вертолет. Мы проводили «на материк» Олега Наседкина и до обеда просто нежились в высокогорной нирване и абсолютном покое. После обеда стройными рядами стали выдвигаться на Победу горовосходители. Сначала ушла команда из Израиля. Чуть позже вышел Володя Белоус и девушки. На следующий день запланирован выход на первопроход у Глеба Соколова и Виталия Горелика. По их плану за ними должна наблюдать из палатки в подзорную трубу Женя и если нужно, корректировать линию подъема. А мы с Димой и Юрой вылеживаемся уже четвертый день в Базовом Лагере и копим то ли силы, то ли подкожный жир…

Количество выданных сертификатов за восхождение на Хан-Тенгри перевалило за пятьдесят. Лагерная подзорная труба развернулась от Хан-Тенгри в сторону Победы – верный признак наступления на Южном Иныльчеке второй половины августа…


На 5800 после снегопада

Тюбик в койке

Тюбик на снегу

Ден на рыбалке

Ловля на живца

Юля

 

Снег над лагерем валит, гнет палатки в дугу… 

В пять утра что-то зашуршало в соседней палатке, и Димин голос изрек:

- Мы идем сегодня куда-нибудь или как?

Судя по валившему с вечера снегу, получалось «или как…». По плану у нас сегодня день выхода на Восточную Победу. Подъем в пять утра, завтрак в шесть и десятичасовой подход по леднику Звездочка под перевал Чон-Терен. Но это по плану… Следуя плану, мы с вечера собрали рюкзаки и по плану проснулись в пять утра. Только снег, который начал падать накануне вечером и шел всю ночь, был совершенно не по плану. Я заставил себя вылезти из палатки. На улице – зима. Интересно, а что наверху? Вернулся в палатку и по инерции заклеил пятки пластырем, вдруг пригодится… Потом, покричал Диме и Юре в соседнюю палатку. Сообща решили, что в снегопад выходить не будем, а пойдем на завтрак в обычное время и посмотрим на обстановку. К утру снег закончился, но вокруг зависла низкая облачность. Видимость - метров 200.

После утренней связи Дмитрий Греков сообщил нам следующее: Глеб и Виталий поворачивают с маршрута вниз, группы Володи Белоуса и Дмитрия Резника сидят в пещере на 5800. И пришло печальное известие, на спуске с Победы улетел украинский альпинист.

После завтрака, взвесив все «за» и «против», мы как-то молниеносно и безвозвратно перешли из фазы «выхода на маршрут» в фазу «ожидания вертолета»…

К вечеру пришли с ледника Глеб, Виталий и Женя. Женя наблюдала за двойкой. А ребята на своем маршруте успели за один день вылезти с ледника в Лагерь 1. Они поставили палатку на ледовой подушке. Ночь у них прошла без сна. Лавины проносились слева и справа от палатки, палатку сотрясало воздушными волнами от лавин, а к утру ее почти под конек засыпало снегом. Чем выше в Гору, тем больше снега…

Глеб также рассказал, что с утра очень переживал, так как Володя Белоус два раза подряд не выходил на связь. 5800 на Победе не такое место, где можно расслабиться, даже сидя в пещере. В снегопад вход в пещеру постоянно заваливает снегом от сходящих лавин, и за ночь, раз по пять приходится пробивать выход, чтобы не задохнуться. А вот ночуют ли наши ребята в пещере или, уступив пещеру украинцам, перешли в палатки, мы толком и не знали. Но позже в этот день, мы все же получили информацию, что они продолжают отсидку на 5800, окапываются и роют для себя пещеру. Спускаться вниз они не собирались…


Виолетта и Наташа

Оля

Глеб Соколов и его план

Мы провожаем вертолет

Мраморное ребро на Хан-Тенгри

Пик Чапаева и Хан-Тенгри

Метеосводки с ледника:

16 августа. Вечером снова зарядил снегопад. Снег шел всю ночь и продолжал идти утром следующего дня. Группы Белоуса и Резника сидят в пещере на 5800.

17 августа. Снег продолжал идти весь день и прекратился только к вечеру. Ближе к ночи снег пошел опять. Группы Белоуса и Резника продолжают пережидать непогоду в пещере на 5800. А в Базовом Лагере постепенно заканчиваются продукты. Из-за непогоды не может прилететь вертолет.

18 августа. Утром появилось солнце, но к десяти часам натянуло облачность. Получена информация: ребята начали спуск из пещер с 5800. Ну, наконец-то!

А мы сидим на чемоданах. В душе грусть-тоска. Наша мечта о траверсе Победы сначала изменилась на мечту о восхождении на Восточную Победу, а потом мечту засыпало снегом… Но мы были на Хан-Тенгри! И это не мало!

Мы встретили здесь своих старых друзей и приобрели новых. Мы пили компот у Юли и пели песни для Аллы, Эли и Нелли. Мы парились в бане с видом на Победу…

Так что же мы делали на леднике Южный Иныльчек? Пусть каждый сам найдет ответ на этот вопрос… И если мы за это время смогли продвинуться хотя бы на шаг к той свободе, которая позволяет жить сегодня, а не завтра, быть самим собой, а не исполнять чью-то роль, значит этот месяц прошел не зря… А мечты? Ну что ж, это дело наживное… Не залезли сегодня, ну значит будет куда залезть завтра…

Южный Иныльчек, август 2008 г .


Гребень Победы

Первый день снегопада

Второй день снегопада

Третий день снегопада

Вот в это голубое окошко

И прилетел наш вертолет

До свидания, Хан-Тенгри

До свидания, Победа

До свидания, Южный Иныльчек

До свидания, Дима, до свидания, Тюбик

Это остановка Каркара?

Ясное дело, Каркара

Так видят Победу те, кто идет на нее
с Чон-Терена (фотография Глеба Соколова)
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru