Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Полезное > Справочная информация >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
По материалам из разных источников
Материал подготовила: Анна Пиунова, Mountain.RU

Системы оценок
Часть 2. Бернская система оценок. Категория G. Аляскинская система оценок. Северо-американская альпийская система оценок
Часть 3. Новозеландская система оценок, Австралийская система оценок, Шотландская система оценок, Российская категория сложности
Часть 4. Скальные категории. Йосамитская десятичная система оценок. Пять классов скальной сложности






Часть первая








Валерий Бабанов
В большинстве известных систем, используемых для определения оценки восхождения, сделана попытка уместить целый ряд факторов, влияющих на трудность и серьёзность маршрута, в одну категорию.

Задача, прямо скажем, не из простых, дабы усложнить её, погодные условия и состояние маршрута на момент восхождения могут значительно разниться и, таким образом, также оказывать существенное влияние на трудность и/или серьёзность отдельно взятого маршрута в течение одного и того же сезона, не говоря о разных.

Джон Биггар, составитель гайдбука по Андам, на примере классического маршрута Illimani, объяснил происхождение конечной категории PD/ AD следующим образом: «В 1992 году я бы скорее оценил его как AD, в 1995 как F и в 1996 как PD, в результате мы имеем компромиссное решение PD/ AD».

Проговорим общеизвестное: скальные участки гораздо сложнее пройти, если они мокрые, грязные, обледенелые или и то, и другое, и третье.


Фото: Михаил Михайлов, Бишкек
На снежном и ледовом рельефе по хорошему фирну (типичному для Альп поздней зимою и ранним летом) многие классические ледовые маршруты пробегаются, отнимая меньше времени и сил, несмотря даже на возможные затруднения с организацией страховки.

На период таяния, маршрут из категории “ледовый” переходит в технически трудный микстовый, по тонкому льду, с развивающими воображение расстояниями между точками и минимальными (и то, если повезёт) возможностями для страховки.

Бергшрунды, как правило, труднее миновать при скудном снежном покрове. Иной раз пройти бергшрунд тяжелее, чем собственно маршрут.

Если бы таяние влияло лишь на сложность - это полбеды, естественным образом увеличивается вероятность обвалов, камнепадов и прочих ненужных вещей.

Добавим сюда погодный фактор: некоторые маршруты особенно нехороши в непогоду, и все абсолютно восхождения по ощущениям гораздо сложнее в снежную пургу.

Техническая оценка

Чтобы дать представление о технической трудности и характере восхождения, во многих системах принято прописывать отдельно техническую оценку определённого типа (схожих между собой) маршрутов и общую альпийскую категорию.

При этом не стоит обманываться, категории в горах и на скалах имеют весьма условный знак равенства. Если внизу, на уровне моря, в тесных туфлях, вы проходите редпоинтом маршруты седьмой категории, навряд ли вы окажетесь готовы к прохождению той же цифры в горах, в тёплой тяжёлой одежде, в ботинках и с рюкзаком, самостоятельно во время лазания организуя страховку.

Нередко в гайдбуках указан такой параметр как крутизна снежного или ледового склона. Чего, казалось бы, проще рассчитать, но следует понимать, что, скорее всего, информация о величине угла скопирована из базы данных других источников, в реальных условиях - особенно на коротких участках и бергшрундах - уклон может оказаться круче.

Для некоторых маршрутов указывают среднюю крутизну, так, скажем, на 55˚ 1000м. можно встретить довольно протяжённые крутые участки.

Многие (из числа не имеющих достаточного опыта) грешат тем, что преувеличивают крутизну угла. О северном склоне Col du Mont Maudit (участок маршрута Three Mont Blanc) зачастую услышишь “почти вертикаль” или “как минимум, 60˚”, в реальности же 45˚.


Александр Ручкин на маршруте.
Одна из последних веревок
(фото Д.Лифанова)
Средний угол в 60˚ более характерен для длинных ледовых линий, как например, Cornuau- Davaille на Северной стене Les Droites, при этом несколько участков маршрута значительно круче 60˚ и оценены как IV/ AI4+ при общей категории ED.

Техническая категория также многое сообщает о серьёзности маршрута в целом. Если техническая оценка ниже, в сравнении с другими маршрутами с одинаковой “альпийской” частью, есть все основания предположить, что данный маршрут либо протяжённее, либо опаснее, либо и то и другое вместе.

Напротив, маршруты с высокой технической категорией – по отношению к остальным маршрутам равным в “альпийской” оценке – будут короткими, менее опасными либо иметь ключевой участок, значительно выбивающийся в плане сложности из всего остального имеющегося на маршруте.

“Ледовая” система оценки говорит о характере восхождения во многих случаях больше, чем действительная альпийская категория.

Классические ледовые маршруты Cordier Couloir на Эгий Верт ( Aiguille Verte) и Goulotte Chere на Монблан дю Такюль ( Mon Blanc du Tacul) помечены одинаково D+. Несмотря на то, что обе линии ледовые, похожего в них мало.

Гулотт Chere – современная классика и по многим параметрам напоминает лазание по ледовым сосулькам. Лёгкий подход с канатки Эгюй дю Миди ( Aiguille du Midi), объективно безопасная линия. Более того, маршрут пробит, что – в случае надобности – обеспечивает быструю эвакуацию с любой точки. Обратный путь также не представляет затруднений: либо дюльферять, либо, продолжив подъём, спускаться уже с вершины Монблан дю Такюль по простому маршруту ( PD).

Протяжённость - 350м, ключевой участок WI4, что необычно круто для D+, большею же частью WI3 и проще.

Совершенно иное кулуар Кордье ( Cordier). Протяжённость 1000м, средняя крутизна 55˚ ( AI1). Сераки. Возвращение, как с маршрута, так и с вершины (через кулуар Whymper, AD+/ D, ребро Moine ( AD) или южный пиллар Grande Rocheuse ( AD), все по 900м) проблематичны.

Если же взглянуть на полную ледовую категорию, картина прояснится: Goulotte Chere II/ WI4, в то время как Cordier Couloir V/ AI1.

Сравнение различных систем оценок


Фото из личной коллекции
Marko Prezelj
Сравнение систем оценок, принятых в разных странах, суть классический пример сравнивания яблок с апельсинами. Каждая система опирается на различные факторы.

В том случае, когда факторы схожи, их вес в оценке может быть иным и простого переноса опять не получится.

Огромная пропасть пролегает и в способах сравнения коротких, но технически трудных маршрутов с длинными, но технически несложными.

Казалось, французская система оценки ( International French Adjectival System) и G- rade довольно близки, тем не менее, и между ними имеются значительные расхождения.

Так, маршрут Ruta Normal на Аконкагуа (6960м) весьма скромно украшен французской категорией F (той же категорией наделён Glittertind в Норвегии, 2464м), однако по G- rade Ruta Normal поднимается до G5, в то время как Glittertind опускается до G1.

В европейских Альпах маршруты категории G5 обычно технически тяжелее, чем Аконкагуа ( I, 40˚). Популярный маршрут на Маттерхорн Hornli Ridge – это те же G5, но техническая оценка доходит до III, A0 (французская AD-).

Для оценки скальных участков используется либо шкала UIAA (латинские цифры) либо французская спортивная категория (арабские цифры в комбинации с буквами a, b, c). Одинаковое число не обозначает одинаковую трудность, хотя системы более-менее идентичны выше цифры 4.

Для снежных и ледовых линий угол является основным параметром при определении трудности (в большинстве случаев угол указан максимальный, но иной раз даётся его среднее значение). Для откровенно крутых маршрутов (в районе 60º) чаще всего выставляется ледовая WI-оценка, но встречается и шотландская.

Для микстовых участков используют М-шкалу, однако зачастую можно встретить и обычную скальную категорию, хотя совершенно очевидно, что в данной ситуации её использование не вполне уместно.

Коммитмент ( Commitment )
Оценка так называемого коммитмента обозначается латинскими цифрами от I до VII и используется для представления о характере маршрута, опираясь на следующие параметры:

- Протяжённость маршрута
- Протяжённость и трудность подхода и спуска
- Стабильность маршрута
- Количество сложных участков
- Экспозиция маршрута
- Частота восхождений
- Возможности для быстрого спуска с маршрута
- Оборудование, имеющееся на маршруте
- Высота
- Объективная опасность

Французская система оценки
International French Adjectival System


Валерий Бабанов
В большинстве альпийских районов, за исключением северной части швейцарских Альп, а также отдельных регионов восточных Альп, в Андах, в Гималаях и некоторых других местах наибольшее распространение получила французская система ( International French Adjectival System, IFAS), французскаяоценка представляет комбинацию из нескольких факторов, влияющих на трудность и серьёзность восхождения. Используемые иногда “+” и “-” подчёркивают незначительную разницу.

Наиболее важные факторы, учитываемые при определении категории:

- Техническая сложность маршрута (основной упор)
- Серьёзность (протяжённость, качество скал, объективная опасность, труднодоступность…)
- Оборудование маршрута (качество, серьёзность отдельных участков…)
- Условия (высота, климат…)

Неоднозначность каждого из вышеперечисленных факторов делает весьма непростой задачу выставления общей оценки. К сожалению, нельзя сбрасывать со счетов фактор субъективности, поэтому без сюрпризов не обходится.

Если вы пролистали несколько гайдбуков, то, скорее всего, обнаружили незначительные отклонения в ту или иную сторону в оценке категории одного и того же маршрута разными источниками.

Следует помнить, что речь идёт об альпинистской системе оценок, это значит, что наличие трудностей и опасностей в пути заложено изначально, без дополнительных оговорок, то есть F нельзя расценивать, как приятную прогулку по парку. На маршрутах, отмеченных как PD, могут встретиться ледники, длинные участки лазания до UIAA II (а некоторые из секций, возможно, и сложнее), протяжённые снежно-ледовые питчи (с короткими участками, крутизна которых достигает 50º).

Существует два равноправных варианта написания концовки французской категории общей технической трудности. Некоторые предпочитают использовать такие обозначения как ED-, ED, ED+, ABO- и ABO, другие добавляют в конце цифру.

Грубая корреляция следующая: ED- = ED1, ED = ED2, ED+ = ED3, ABO- = ED4, ABO = ED5.

F ( Facile/простой)
Простой подъём по «положительным» скальным (не сложнее UIAA I) или ледовым склонам (до 40º), часто проходится без верёвки (за исключением ледников)

PD ( Peu Difficile/чуть трудно)
Встречается техническое лазание и довольно сложные ледники

AD ( Assez Difficile , достаточно трудный)
Крутые участки лазания или длинные снежные/ледовые склоны около 50º, только для опытных альпинистов.

D ( Difficile/трудный)
Постоянные сложные скалы, снег или лёд

TD ( Tres Difficile , очень трудный )
Протяжённый, серьёзный, удалённый, технически сложный

ED ( Extremement Difficile, экстремально трудный)
Максимально сложные восхождения с максимальным набором трудностей всех мастей.

Цифры в конце категории указывают нарастающую сложность ED 1, ED 2, etc .

ED4-5 или ABO EX ( abominablement difficile, исключительно трудный)



Некоторые соображения

В то время как альпийская оценка сообщает категорию трудности и серьёзности в целом, техническая скальная и/или ледовая оценки дают представление о технической категории самого сложного перехвата, при этом полагается, что окружающие условия хорошие (например, что скалы сухие).

Если маршрут оборудован элементами ИТО, положим, перильными верёвками, его оценка рассчитывается с тем, что перила будут использованы, если обратное явно не заявлено (иногда отдельно учитываются категории для свободного лазания).

Классический маршрут на Маттерхорн Hornligrat имеет категорию AD- , скальная оценка по UIAA III или III- , в зависимости от источника. Однако техническая трудность оценивается как III лишь в случае использования перильных верёвок, получаем в итоге III & A0. Коли перилами пренебречь, то категория возрастет до IV в системе UIAA.

В сложных ситуациях общая альпийская категория сочетается с техническими характеристиками, что приводит к вполне алгебраической формуле, имеющей примерно следующий вид: D+ IV/ AI3 M3 R III+ & A0 ( VI+).

Расшифрованная комбинация цифр и букв выдаёт более-менее полную информацию о восхождении.

Прежде всего, наличие скальной и ледовой технических оценок позволяет сделать вывод, что маршрут микстовый, более того, порядок, в котором категории приведены, говорит о том, что ключ находится на ледовом/микстовом рельефе (и лёд, и микст оценены до 3 категории).

Маршрут включает длинные пролёты между точками страховки (возможно, «благодаря» тонкому льду), активная ледовая категория (коммитмент) IV достаточно сложная для маршрутов с технической оценкой «три», возможно, при восхождении возникнут трудности с организацией страховки, маршрут разрушен либо имеется объективная опасность (или весьма возможно всё упомянутое вместе).

Скальная часть: UIAA III+ при использовании элементов ИТО, оставленных на маршруте ( A0), либо свободное лазание до VI+ .

Общая альпийская оценка D+.

Ещё раз оговорим, что категории даны из расчёта на хорошие условия. Изменения могут усложнить (и усложняют) восхождение. Скальные участки воспринимаются на несколько категорий тяжелее, если скалы мокрые, ледовые линии с трудом проходимы (либо вовсе непроходимы) вне ледового сезона.

Несмотря на то, что общая оценка учитывает разные факторы, всё же наибольшее на неё влияние оказывает техническая сложность маршрута.

Для примера, ССВ ребро Aiguille de l' M (сравнительно короткое, 180м, отличного качества пробитые скалы, лазание IV+, большею же частью III- IV-, на низких высотах, свободное от каких бы то ни было объективных опасностей) и мега-классика Brenva Spur на внушающей страх Восточной стене Монблана (900-метровая техническая часть, в общей сложности 1400 метров микстового лазания, 50º склон, нагромождения сераков, создающих объективную опасность, лёд, снег, скалы III) – так вот оба эти маршрута «носят» одинаковую категорию D- (к сожалению, оригинальный маршрут Brenva Spur пострадал от камнепада).

И, наконец, некоторые «высокие», но технически несложные горы имеют достаточно низкую оценку (классика на Аконкагуа, Ruta Normal, оценена как F), но из-за высоты, удалённости и прочих факторов они могут показаться сложнее маршрутов в Альпах той же категории. Также в удалённых районах трафик не столь напряжённый, как на популярных маршрутах, что добавляет известную каплю дёгтя (трудности с нахождением нитки маршрута, что-то ещё).

Но такая ситуация не везде одинакова. Та же самая Ruta Normal на Аконкагуа категорирована как G5 в системе Bernese Alps. Чаще всего, маршруты в Альпах этой категории будут на порядок сложнее, как например, Hö rnligrat на Маттерхорн ( AD III A0) или Mitteleggigrat на Эйгер ( AD/ D, IV).

Список эталонных маршрутов

В следующих примерах техническая категория поставлена на основании самого тяжёлого движения на маршруте/участке, однако короткие секции могут оказаться сильно сложнее.


Экспедиция на стену Троллей
клуба им. Демченко

Ещё напомню, что всё меняется с появлением снега, дождя, etc.

Категории, приведённые в следующих таблицах, взяты из разных источников, так что никакой гарантии их надёжности.

F ( L) Простой

PD (
WS) Чуть трудно

AD ( ZS) Достаточно трудный

D ( S) Трудный

TD ( SS) Очень трудный

ED1-3 или ED ( AS) Экстремально трудный

ED4-5или r ABO ( EX) Исключительно трудный

Продолжение следует...

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru