Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Расторгуев М. В., Москва

Отчёт
по горному походу III к. с. на Центральном Кавказе,
совершённому с 30 июля по 13 августа 2004 г.

Содержание

I. Справочные сведения
1. Проводящая организация
2. Основные сведения
3. Район похода
4. Нитка маршрута
5. Определяющие препятствия
6. Состав группы

II. Содержание отчета
1. Общая смысловая идея похода
2. Варианты подъезда и отъезда
3. Аварийные выходы с маршрута
4. Изменения маршрута
5. График движения
6. Техническое описание
7. Дополнительные сведения

 

 

I. Справочные сведения

 

 

1. Проводящая организация (наименование, адрес, телефон)

Кафедра физического воспитания Физкультурно-оздоровительного центра МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Госпитальная набережная, д.4/2, Спортивный комбинат МГТУ 263-22-29

 

2. Основные сведения о походе

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км.

Продолжительность,дней

Сроки проведения

общая

Ходовых дней

Горный

Третья

104 (без коэф)

15

12

30 июля 2004 – 13 августа 2004

3 дневки

 

3. Район, подрайон, массив похода

Центральный Кавказ, Приэльбрусье

4. Подробная нитка маршрута (пройденная)

г.Тырныауз – р.Тютю-су – пер.Килар 1Б, 3850 (новым путем!) – р.Башильаузсу – ледн.Сев.Башиль – пер.Голубева 2А, 3765 – ледн.Юном – р.Куллумкол – р.Адыр-су – ледн.Гумачи – пер.Гумачи 2А, 3540 – ледн.Джан-Куат – р.Адыл-су – УСБ «Джан-Туган» – р.Адыл-су – р.Ирикчат – пер.Вост.Ирик-Субаши 2А (п/п) – ледн.Субаши – пер.Джикаугенкез 1А-1Б, 3520 – плато Джикаугенкез – пер.Ирикчат 1Б, 3667 – р.Ирикчат – пер.Тренировочный 1А-1Б, рад., (п/п) – пер.Фрези Грант 1Б, рад., (п/п) – пер.Ассоль 1Б, (п/п) – ледн.Ирик – пер.Терскол-скальный 1Б – р.Терскол-су – пос.Терскол

5. Определяющие препятствия маршрута (перевалы, траверсы, вершины, каньоны, переправы,
пороги, растительный покров, болота, осыпи, пески, снег, лед, водные участки и т.д.)

Вид препятствия

Категория трудности

Характеристика препятствия (характер,высота, новизна, наименование
и т.п)

Путь прохождения (для локальных препятствий)

Перевал

Ледово-осыпной.
Высота:
Наименование: Голубева

Подъем по снежно-осыпному склону.
Спуск: 100 метров снежно-ледового склона 250-450

Перевал

Скально-ледовый
Высота:
Наименование: Гумачи

Подъем: 120-130 метров фирнового склона 400-450, далее по 200-250 фирновому склону.
Спуск: 40 метров скально-осыпного кулуара 500-300, далее разорванный ледник.

Перевал

Ледово-осыпной
Первопрохождение
Наименование:Восточный Ирик-Субаши

Подъем по травянисто-осыпному конгломератному склону. Спуск: 350 метров 400-250 ледового склона – перила.

6. Состав группы

Фамилия, Имя, Отчество

Туристский опыт (max)

Расторгуев Михаил Викторович

5ГР &ndash Центр.Кавказ
5ГР &ndash Приэльбрусье

5ЛР &ndash Кольский п-ов
1ПР - Подмосковье

Емельянов Константин Брисович

2ГУ &ndash Приэльбрусье

-

Яцко Сергей
Николаевич

2ГУ &ndash Приэльбрусье

3ВУ &ndash Карелия

Буланова Дарья Владимировна

2ГУ &ndash Приэльбрусье

-


Расторгуев Михаил

Буланова Даша

Емельянов Константин

Буланова Даша и Яцко Сергей

7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов

  • Библиотека МКК ФСТ-ОТМ, Большая Коммунистическая, д.17
  • Библиотека МКК ФОЦ МГТУ, Госпитальная наб., 4/2, Спорткомплекс МГТУ

8. Поход рассмотрен МКК ФОЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана

II. Содержание отчета

1. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна и т.п.

Прохождение горного спортивного похода 3 к.с. Прохождения перевала Ирик-Субаши и составление описания его прохождения, которого нет в библиотеке МГЦТК и книгах Ю.В.Гранильщикова и А.А.Алексеева. Первопрохождение превалов правого цирка среднего течения реки Ирикчат.

2. Варианты подъезда и отъезда

Заезд
Москва-Нальчик – поезд или самолет
Вариант: Москва-Мин.Воды – поезд или самолет Мин.Воды-Нальчик – поезд (электричка)
или автотранспорт
Нальчик-г.Тырныауз – нанятый автотранспорт, рейсовый автобус или маршрутное такси

Отъезд
пос.Терскол-Нальчик – нанятый автотранспорт или рейсовый автобус
Вариант: автотранспорт (рейсовый или попутный) до г.Тырныауз или г.Баксан, далее
пересадка на автотранспорт до г.Нальчик
Нальчик-Москва – поезд или самолет
Вариант: Нальчик-Мин.Воды – поезд (электричка) или автотранспорт Мин.Воды-Москва –
поезд или самолет

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Основной маршрут

Запасные варианты

Аварийный выход с маршрута

г.Тырныауз – р.Тютюсу (разливы)

Спуск к Баксанскому шоссе по пути подъема

Разливы р.Тютюсу – подход к пер.Каярта

Разливы р.Тютюсу – подход к пер.Килар

пер.Каярта 1Б – руч.Джайлык

пер.Килар 1Б – руч.Джайлык

Спуск к с.Булунгу по Башильсу

руч.Джайлык – р.Башильсу – ледн.Сев.Башиль

ледн.Сев.Башиль – пер.Голубева 2А – р.Юном – р.Куллумкол – р.Адыр-су – ледн.Гумачи

Спуск в а/л «Уллу-Тау» (р.Адыр-су)

ледн.Гумачи – пер.Гумачи 2А – ледн.Джан-Куат – р.Адыл-су – поляна кошей

Спуск в УСБ «Джан-Туган»

ДНЕВКА

м.н. – р.Адыл-су – р.Ирикчат – руч.пер.Ирик

Спуск к Баксанскому шоссе по пути подъема (есть коши)

руч.пер.Ирик – пер.Ирик-Субаши 2А – ледн.Субаши

руч.пер.Ирик – пер.Ирик 1Б – пер. Мкяра-Субаши 1Б – ледн.Субаши

Спуск к Баксанскому шоссе по р.Субаши и Кыртык (есть коши)

ледн.Субаши – пер.Джикаугенкез 1А-1Б – пер.Ирикчат 1Б – цирк на р.Ирикчат

Спуск к Баксанскому шоссе по р.Ирикчат (есть коши)

цирк на р.Ирикчат – пер. на ледн.Ирик 1Б п/п – ледн.Ирик

Спуск к Баксанскому шоссе по р.Ирик и р.Ирикчат (есть коши)

ледн.Ирик – пер.Скальник 2А – р. Терсколсу – р.Баксан – р.Когутайка

ледн.Ирик – пер.Терскол-скальный 1Б – р. Терсколсу – р.Баксан – р.Когутайка

Спуск к Баксанскому шоссе по пути подъема

р.Когутайка – пер.Пастуший 1А-1Б – р.Юсеньги – пос.Тегенекли

пер.В.Коршунова – ледн.Вост. Дон-гуз-Орун – р.Юсеньги – пос.Тегенекли

Спуск к Баксанскому шоссе (есть погранпост)

ЗАПАСНОЙ ДЕНЬ

ЗАПАСНОЙ ДЕНЬ

ЗАПАСНОЙ ДЕНЬ

4. Изменения маршрута и их причины

Заявленный маршрут

Пройденный маршрут

Причины изменения маршрута

г.Тырныауз – р.Тютюсу (разливы)

г.Тырныауз – р.Тютюсу (разливы)

Разливы р.Тютюсу – подход к пер.Каярта

Разливы р.Тютюсу – подход к пер.Килар

Уход на запасной вариант

пер.Каярта 1Б – руч.Джайлык

пер.Килар 1Б – руч.Джайлык

руч.Джайлык – р.Башильсу – ледн.Сев.Башиль

руч.Джайлык – р.Башильсу – ледн.Сев.Башиль

ледн.Сев.Башиль – пер.Голубева 2А – р.Юном – р.Куллумкол – р.Адыр-су – ледн.Гумачи

ледн.Сев.Башиль – пер.Голубева 2А – р.Юном – р.Куллумкол – р.Адыр-су – а/л «Уллу-Тау»

Необходимость привести в порядок снаряжение после суточной непогоды

а/л «Уллу-Тау» - ледн Гумачи

“Прижимная” непогода

ледн.Гумачи – пер.Гумачи 2А – ледн.Джан-Куат – р.Адыл-су – поляна кошей

ледн.Гумачи – пер.Гумачи 2А – ледн.Джан-Куат – р.Адыл-су – поляна кошей

ДНЕВКА

ДНЕВКА

Травма руководителя

ДНЕВКА

Травма руководителя

м.н. – р.Адыл-су – р.Ирикчат – руч.пер.Ирик

м.н. – р.Адыл-су – р.Ирикчат

Непогода

руч.пер.Ирик – пер.Ирик-Субаши 2А – ледн.Субаши

р.Ирикчат – руч.пер.Ирик – пер. Вост.Ирик-Субаши 2А (2Б)

Ошибка на заходе к перевалу из-за отсутствия описаний (как таковых, движение в стиле п/п). Туман на спуске с перевала

ледн.Субаши – пер.Джикаугенкез 1А-1Б – пер.Ирикчат 1Б – цирк на р.Ирикчат

ледн.Субаши – пер.Джикаугенкез 1Б (1А) – пер.Ирикчат 1Б – р.Ирикчат

цирк на р.Ирикчат – пер. на ледн.Ирик 1Б п/п – ледн.Ирик

р.Ирикчат – цирк на р.Ирикчат – разведка пер. на ледн.Ирик 1Б п/п

ледн.Ирик – пер.Скальник 2А – р. Терсколсу – р.Баксан – р.Когутайка

ДНЕВКА-ОТСИДКА

р.Когутайка – пер.Пастуший 1А-1Б – р.Юсеньги – пос.Тегенекли

ледн.Ирик – пер.Терскол-скальный 1Б – р. Терсколсу – пос.Терскол

б/о

ЗАПАСНОЙ ДЕНЬ

б/о

ЗАПАСНОЙ ДЕНЬ

б/о

ЗАПАСНОЙ ДЕНЬ

б/о

5. График движения

Даты

Дни пути

Участки пути

Км

ЧХВ

Определяющие препятствия на участке

Метео-условия

30.07

01

р.Баксан – р.Тютюсу – разливы реки Тютюсу

9

Грунтовая дорога левым берегом р.Тютюсу. Переправа по бревну на правый берег.. Грунтовая дорога, затем тропа правым берегом Тютюсу.

Ясно

31.07

02

Разливы р.Тютюсу – Левый боковой слив ледн. Зап. Кенчат

5

Некрутые осыпные и снежные склоны на подходах к цирку бокового слива ледника. Кенчат

Утром ясно, днем пасмурно, вечером – дождь

01.08

03

Левый боковой слив ледн.Зап.Кенчат – пер.Килар 1Б, 3850 – руч.Джайлык

7

Подход по заснеженному леднику к перевалу. 400-450 взлет разрушенных скал на перевал. Закрытый ледник на спуске с перевала. Тропа левым берегом руч.Джайлык.

Ясно

02.08

04

руч.Джайлык – р.Башильауз-су – ледн.Сев.Башиль

14

Движение по тропам. У ледника Сев.Башиль – слабым.

Утром ясно, со 2-ой половины дня – дождь

03.08

05

Ледник Сев.Башиль – пер.Голубева 2А, 3765 – ледн.Юном – р.Адыр-су – АУСБ «Уллу-Тау»

10

Подход по пологому леднику. Перевальный взлет – 200 осыпь. Спуск 100 метров фирново-ледового склона 250-500. Пологий ледник Юном. Тропа до а/л «Уллу-Тау».

Дождь с перерывами к вечеру кончился

04.08

06

АУСБ «Уллу-Тау» – левобережная морена ледн.Гумачи.

4

Движение по тропе.

Утром и днем – облачно, ближе к вечеру – продолжительный ливень

05.08

07

Левобережная морена ледн.Гумачи – пер.Гумачи 2А, 3540 – ледн.Джан-Куат – р.Адыл-су – УСБ «Джан-Туган»

11

Подход по пологому леднику. 80 метров 450-250 фирнового взлета, далее некрутой фирн. Спуск 40 метров 350 скально-осыпной кулуар. Пологий закрытый ледник. Тропа от «Зеленой гостиницы».

Ясно

06.08

08

ДНЕВКА

-

Ясно

07.08

09

ДНЕВКА

-

Переменная облачность

08.08

10

УСБ «Джан-Туган» - р.Адыл-су – р.Ирикчат – стрелка рек Ирик-Ирикчат

12

Автодорога до пос.Эльбрус. Тропа от пос.Эльбрус

Утром и днем – переменая облачность, к вечеру дождь

09.08

11

Стрелка рек Ирик-Ирикчат – р.Ирикчат – пер.Вост.Ирик-Субаши

7

Затяжной травянисто-осыпной склон

Ясно, вечером туман.

10.08

12

Спуск с пер.Вост.Ирик-Субаши 2А – ледн.Субаши – пер.Джикаугенкез 1А-1Б – пла-то Джикаугенкез – пер.Ирик-чат 1Б – ледн.Ирикчат

8

300 метров перил по 450-250 ледово-фирновому склону. Некрутой снег и осыпи на спуске к ледн.Субаши. Тропа до пер.Джикаугенкез. 300 осыпной склон на спуске с пер.Джикаугенкез. Пологий ледник Джикаугенкез. До 400 фирновый взлет пер.Ирикчат. Тропа на спуске с пер Ирикчат

Ясно.

11.08

13

Ледник Ирикчат – правобережный цирк среднего течения р.Ирикчат.
Разведка перевалов Фрези Грант 1Б, Тренировочный 1Б, Ассоль 1Б.

6

Горизонтальная травянисто-осыпная полка на подходе к цирку. Крутые травянистые, затем осыпные склоны при входе в цирк. Пологие осыпи и снежники в цирке.

Утром – ясно.
Днем – переменная облачность
К вечеру дождь.
Ночью – снег с дождем

12.08

14

ДНЕВКА-ОТСИДКА

-

Снег с дождем

13.08

15

Правобережный цирк среднего течения р.Ирикчат – пер.Ассоль 1Б, п/п – ледн.Ирик – пер.Терскол-скальный 1Б – р.Терскол-су – пос.Терскол.

11

До 300 снежно-осыпные сконы на подъеме. До 350 снежно-осыпные склоны на спуске. Обход бараньих лбов при выходе на ледн.Ирик. До 300 снежный склон на подъеме к пер.Терскол-скальный. 350-400 осыпной склон на спуске. Тропа с прохождением «бараньих лбов» при движении по р.Терсколсу.

Ясно

ИТОГО: 104 км без коэффициента

6. Техническое описание прохождения группой маршрута

30 июля 2004, 01 день

В 10.30 мы начали свой поход. Путь начинается у моста через Тютюсу. Он находится рядом с мостом через Баксан. Водители пытаются свернуть на ответвление дороги, идущей правым берегом р.Тютюсу, утверждая, что все группы стартуют именно здесь. Дорога подходит к броду, пересекает реку, а чуть позже возвращается на правый берег Тютюсу. Все группы дойдя до брода, возвращаются к мосту и начинают поход от моста через реку Тютюсу, матеря водителей.

От моста тропа идет огородами, постепенно приближаясь к устьевому “сливу” (не каньону) р.Тютюсу. У прижима сливается с дорогой от брода и сворачивает вправо (по-ходу). Длительное время идет вверх, параллельно р.Баксан. Уже начинаем волноваться, не ошиблись ли дорогой. Наконец дорога разворачивается и, продолжая набирать высоту, возвращается к Тютюсу. Левым берегом Тютюсу дорога доходит до брода, где переходит на правый берег Тютюсу. От моста – 1 переход.

Чуть выше брода лежат бревна. Переправляться надо здесь. Имеется информация, что иногда (в 1999 году, например) бревен нет. Тогда приходится терять день и переправляться вброд ранним утром.

От переправы дорога идет правым берегом Тютюсу и на левый уже более не возвращается.

Следующим переходом проходим мимо водопада. Останавливаться на ночлег у водопада лесники не разрешают, и вообще требуют уходить на ночевку выше зоны леса.

Дорога все время разбита, сильно усыпана камнями. Ездят по ней очень и очень редко, обчно на лошадях. Дорога доходит до границы леса и у коша переходит в тропу, иногда выраженную неявно.

За 2 перехода доходим до разливов реки Тютюсу. Тропа траверсом крутого правого борта долины обходит разливы и рассыпается – далее каждая группа идет своим путем.

Недалеко от подножия “тютюйской стены” останавливаемся на ночлег. Время 18.10

31 июля 2004, 02 день

Начинаем подъем вдоль правого истока Тютюсу (но по левому (оргог) ручью), не прижимаясь к нему по травянисто-осыпному склону 200 на полку (?1 час). По пологим осыпным полям ушли в правый (по-ходу) верхний цирк и попали на длинный пологий протяженный снежник и по нему к основанию сброса.

Далее можно пройти между двойным серым осыпным холмом и черным осыпным холмом, а можно между черным осыпным холмом и “тютюйской стеной”. Мы начали подъем между холмами. Поровнявшись с цирком между круглой вершинкой и скальным гребнем свернули в цирк. Подъем в цирк проходит по 300 склону из осыпей и снежников.

У устья цирка свернули вправо по-ходу, туда, где над снежником возвышаются невысокие “бараньи лбы”.

На этих “лбах” есть площадки под палатки

В это место можно подняться непосредственно у “тютюйской стены”, между “стеной” и черным осыпным холмом по скально-осыпному камнеопасному кулуару. Площадок несколько. Есть свежие обрывки полиэтилена и использованный газовый балон. Этим путем ходят, но не москвичи. В библиотеке МГЦТК такой путь не описан.

Цирк выполаживается и расширяется. Заканчивается он явным понижением в гребне, напоминающим перевал. Начинается дождь с туманом. Готовим и съедаем пережор. Как только развеялся туман выходит “разведка”.

“Разведка” по некрутому (до 150) снежнику вышла на седловину и обнаружила, что спуск вниз вновь приведет в Тютюсу. Т.е, пройдя перемычку, “разведка” попала на ледник Зап. Кенчат выше его разрывов. Разрывы кончаются примерно на уровне перемычки. Замыкает цирк перевал Килар, легко узнаваемый по фотографиям. А перемычка разделяет основной ледник Зап.Кенчат и его боковой слив. Примерно, как перевал Шогенцукова в Приэльбрусье. Постоянно начинались и кончались кратковременные дожди, пропадала и появлялась видимость. “Разведка” вернулась в лагерь.

1 августа 2004, 03 день.

Вышли из лагеря в 08 30. Через 20 минут поднялись на перемычку. Встали в связки (почему-то это заняло много времени). В связках по закрытому леднику подошли под перевал (1 переход).

Вначале планировали подъем по снегам у левого края седловины, как рекомендовано в описаниях, но подойдя ближе обнаружили, что склон там весьма крут, а сверху нависает большой карниз.

Дойдя осыпей в центре седловины сняли связки и по разрушенным скалам 350-450 (?30 метров) поднялись наверх. Есть опасность спуска камней друг на друга.

Перевал Килар 1Б, 3850

Снежно (ледово) – осыпной (скальный)
Соединяет ледники Западный Кенчат (д.р. Тютюсу) и Южный Кенчат (д.р.Джайлык)
Склоны имеют северо-западную и юго-восточную экспозиции.

Гребень – узкий. В этом году с карнизами. Вниз ведет снежный склон, поначалу крутой (?350), но очень быстро выполаживающийся до 150 (веревки не требуются).

Внизу, посредине цирка, виднеется огромный скально-осыпной остров. Спускаемся, оставляя его слева. Нверху острова возможны ночевки. Склоны холма камнеопасны, останавливаться возле них не следует. Обойдя холм, свернули вправо-вниз, и вдоль долины начали спуск по 150-250 осыпям срединных морен, иногда попадая на снежники. Оглянувшись назад, увидели, что вдоль холма обошли ледовые сбросы. Снег к этому моменту уже раскис и далее спускаемся вниз по срединным моренам до площадок. К 12.30 вышли на осыпные поля полностью за-моренен-ного языка ледника Южный Кенчат. Пережор.

В 14.30 начали спуск. Осыпные поля приводят к “разорванным” “бараньим лбам” – крутому сбросу в пологую ровную долину. Из-под “бараньих лбов” вырывается мощный поток. Еще один мощный поток приходит слева. Чуть ниже все потоки сливаются. Перейти на правый или левый берег в этом месте еще возможно, далее только при наличии переправы. Четких описаний, каким берегом надо двигаться далее, у нас нет. Спускаемся вниз и высылаем “разведку”. “Разведка” по осыпным полям доходит до склонов правого борта долины и весьма глубоко спускается вниз. Местами попадаются «обломки» троп. В одном месте даже обнаружены площадки под ночевки. Сопоставляя популярность этой долины и количество обнаруженных «следов» трудно сделать вывод о необходимости дальнейшего движения этим берегом. На противоположном берегу вообще ничего не просматривается. “Разведка” вернулась к подножию сброса.

От подножия сброса на левом берегу реки просматривается груда камней, которая на самом деле может оказаться ветрозащитной стенкой у площадок. Никаких троп от этого места не наблюдается. Вновь выходит “разведка”.

По камням разведка переходит многочисленные разливы на левый берег ручья и подходит к груде камней. Это действительно стенка. От нее по белому песку берега идет тропа, отмеченная туриками. Издалека ни тропа ни турики не читаются. Вывод однозначен: спускаться надо левым берегом ручья. Вся предыдущая разведка – потеря времени.

Вскоре выходим на субальпийские луга и спускаемся к слиянию ручьев Кенчат и Джайлык. Чуть ниже ночуем. На ночевку встали недалеко от тропы, у чистого ручейка. Вечером на противоположный берег пришел какой-то абрек из местных пастухов и долго палил в воздух из ружья, поджидая кого-то из своих.

Далее >>

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru