Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Интервью >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Ирина Морозова

Интервью с Максом Панковым
Персональная страница Макса Панкова

Читайте также другие интервью по фестивалю Узункол-2008

Интервью с Татьяной Кулинич
Интервью с Еленой Кузнецовой
Анна Торретта
Интрервью с Сергеем Егориным
Интервью с Александром Яковенко
Интервью с Валерием Балезиным
Интервью с Сергеем Ефимовым
Интервью с Андреем Швыревым
Интервью с Андреем Волковым
Интервью с Риммой Владимировной Кавуненко
Интервью с Одинцовым
Интервью с Александром Шляпиным
Интервью с Иваном Темеревым
Интервью с Сергеем Почиваловым

Ирина Морозова (ИМ): Макс, скажи, ты сам в чемпионатах участвуешь?
Макс Панков (МП): Да, мы участвовали. Энгельса мы подавали на Москву, Коммунизма мы сейчас на Россию подавали. Потом мы на Москву Кирпич подавали в свое время, в Малых горах я участвовал.

ИМ: А вообще к очному классу у тебя какое отношение?
МП: Я категорически отрицательно к этому отношусь – не люблю соревнования в альпинизме. Мне кажется, альпинизм – это общение людей и гор между собой. Не люблю я соревнования в альпинизме, на мой взгляд, это не тот вид, где надо соревноваться, наоборот, здесь общаться больше надо. Мне кажется, это не вид спорта, а образ жизни такой. Вот фестиваль – это уже хорошо. Слово «фестиваль» уже приятно.

ИМ: На этом фестивале будет и обычный чемпионат, балльный, рейтинговый. Но он будет обрастать другими мероприятиями. Пока ищутся разные варианты таких мероприятий, которые можно было бы провести, чтобы людям было действительно интересно.
МП: Ну, Узункол сам по себе район очень красивый, один из любимых моих. Я там несколько раз был с большим удовольствием.

ИМ: На твой взгляд, что можно сделать, чтобы все прошло ближе по духу к альпинизму, чем к «соревновательности»?
МП: Просто ходить в красивые горы с красивыми людьми. Что в принципе своем достаточно. Это суть альпинизма. Красивыми горы делают люди, как говорится.

ИМ: Но для этого фестиваль не нужен, для этого нужны просто люди, которые хотят ходить в горы. Они собираются и идут.
МП: Фестиваль чем хорош? Что приедут люди из разных регионов под какое-то мероприятие. Потому что, бывает, приехал в лагерь, кто-то есть там, скажем, Питер или Воронеж – встретились, поговорили. А на фестиваль проще собрать хороших людей в одном месте за один раз. И потом обмен опытом – это же важно. Вот у Екатеринбурга своя школа альпинизма, в Красноярске – другая, у всех свои какие-то секреты, интересные взгляды. Когда приезжаешь на фестиваль, можно обо всем этом узнать, какие-то планы построить, может, вместе экспедицию организовать.

ИМ: Есть идея провести показательные выступления. Чтобы команды, которые приехали из Красноярска, Питера, еще откуда-то из-за границы, показали какие-то свои интересные приемы, фичи. Ведь, действительно, везде разная школа.
МП: Да. Фестиваль хорош тем, что можно и опытом поделиться, что-то узнать новое, и с людьми познакомиться, про которых ты только в книжках читал. Мне кажется, фестиваль для этого и существует.

ИМ: Ты, наверное, уже слышал, что идут разговоры о том, чтобы сделать из нашего чемпионата чемпионат мира. Как ты к этой идее относишься?
МП: Я вообще к соревнованиям никак не отношусь. Я не думаю, что нужно в горы ходить только для того, чтобы выступать на соревнованиях каких-то – смешно это, мне кажется. Не понимаю я для чего это.

ИМ: Ты знаешь, я тебе могу сказать, что я достаточно долго, 20 лет была категорически против чемпионатов. Просто потому, что я не принимала именно соревнования как такового в горах. А сейчас, наверное, может быть это на какое-то время, какой-то взгляд с другой стороны, потому что, наверное, в любом человеке есть какое-то стремление к честолюбию. И мне кажется, что в альпинистах тоже оно где-то есть. Вот например, ты приезжаешь, и тебе, как и любому человеку, приятно показывать фотографии друзьям, знакомым, как ты там куда-то ходил и прочее. Это ведь то же самое честолюбие. И мне кажется, те люди, которым интересны чемпионаты, мне кажется, у них как раз, просто немного больше развито вот это честолюбие в чем-то. Да, раньше я тоже считала что спортсменов интересуют только очки, галочки, клеточки… Но посмотрела вживую на Чемпионате, как люди ходят, и я бы не сказала, что они не замечают горы и людей, а все для них галочки-клеточки.

МП: Я немножко по-другому хочу сказать. Я не хочу относиться к таким людям, которые будут смотреть на гору с точки зрения победы в каком-то чемпионате. Просто это глупо на мой взгляд. Но а по поводу чемпионатов можно следующее сказать. Когда мы участвовали в очном классе в Калифорнии, получалось так, что ходишь не те горы, которые ты хочешь, а те, которые выгодны по рейтингу, которые тактически удобнее и выгоднее ходить. В принципе, ты уже себе не принадлежишь, ты подписался под ограничения. Ты смотришь на маршрут не как на гору, потому что просто удовольствия ты уже не получаешь, а смотришь куда выгодно лезть, туда и лезешь. Цель – выиграть. И мне это очень не нравится – я просто не хочу так к горам относиться. Для меня горы – это горы, я может быть поэтому и мастером никогда не стану, потому что мне это на хрен не надо. Мне нравится общаться с людьми, общаться с горами.


Конечно, сначала надо какой-то опыт приобрести в альпинизме, чтобы у тебя не было ограничений – на какую категорию идти. Сложность тебя не должна беспокоить. Надо вырасти спортивно в этом плане. А дальше, когда ты уже понимаешь, что, в принципе, можешь ходить любые категории, просто выбирай красивую гору, друзей и иди. В чемпионатах все маршруты, как правило, это рейтинг. Если ты хочешь участвовать в соревнованиях, надо выигрывать, а значит ты не будешь смотреть объективно на гору, будешь смотреть с точки зрения соревнования. А это мне кажется неправильно.

ИМ: Мы ввели в программу мероприятие, которое пока называется Кубок фестиваля. Это будет по принципу конкурса, некий приз симпатий. То есть люди просто выбирают любой маршрут, приходят, распечатывают отчет, и показывают всем, как они сходили.
МП: Это получится просто заочный чемпионат, такой же, как всегда проводится.

ИМ: Нет, не совсем. Во-первых, у каждого сейчас есть какой-то фотоаппарат, то есть можно на маршруте что-то заснять. В лагере будет проектор и они смогут показать всем потом. Потом там же будут несколько базовых лагерей под Даларом, под Кирпичем, и большинство маршрутов на все вершины будет видно. Так что это не совсем заочный. Да и баллов и рейтингов не будет. Будет выбираться лучшая команда, та, за которую большинство проголосовало.

МП: Ты же заметила, что во всем мире нет таких чемпионатов, как в России. Такие только у нас. У них же все просто. Вот тоже мы присутствовали, ездили с Розовым Валерой снимать передачу про Бабанова, было подведение итогов какой-то французской федерации после окончания летнего сезона, но оно почему-то проходило в феврале, не важно. Факт в том, что мы попали на это. Там просто люди ходят в красивые горы, показывают презентацию своих восхождений, и тут же выбирается лучшее восхождение. Никаких баллов, ничего не присуждается, просто «лучшее восхождение за этот сезон», раз – человеку приз какой-нибудь. А у нас все вот так вот: баллы, формулы непонятные всякие. Мне кажется, это неправильно тоже, когда во время чемпионата команда идет и за собой шлямбура срезает – чтобы другим не досталось. Это уже какой-то дележ гор начинается. Такое было в советском альпинизме. Ну и зачем это надо?
Мне кажется, соревнование – это нездоровая тема в горах. Надо наоборот просто ходить, удовольствие получать, общаться. Это мое мнение.

ИМ: Может быть каждому что-то свое, потому что есть, наверное, куча людей, которым именно такие соревнования нравятся.
МП: Не знаю, может быть, да. Кому-то еще хочется что-то доказать другим. Я не знаю. Я просто говорю свое мнение. Для меня это далеко.

ИМ: А как ты к женскому кубку относишься?
МП: Женщины – тоже люди. Если хотят – конечно, не вопрос. Все от человека зависит, если ему нужны эти соревнования – без вопросов, каждый свою дорогу выбирает.
Ну а то, что чисто женский, так почему бы и нет? Я считаю, что достоин жить женский альпинизм. Просто женщины такие же люди.

ИМ: У тебя самого есть желание приехать на фестиваль?
МП: Желание есть, но у меня скорее всего не получится. Потому что до середины июня будет Адыл-Су, будет лагерь катательный, а потом в июле, скорее всего, мы едем на Памир всей командой. Поэтому не попаду. Но Узункол мне очень нравится и горы там красивые, Далар и Кирпич, и еще куча интересных маршрутов – очень хотелось бы сходить. В принципе, мы там сходили самое красивое, но хочется вернуться – красивый скалолазный район такой. У нас там даже был вариант первопрохода, до сих пор еще остался просто очень короткая оказалась стена – нам хотелось побольше.

ИМ: Неужели в Узунколе еще можно найти варианты первопроходов? :-)
МП: Да. Он просто очевиден. Единственное, что не очень длинный получится, веревок 10, наверное. Но, в принципе, он есть. Мы подумали, потом, когда посмотрели еще раз на эту стену, думаем: «что-то коротковато и больше «пятерки» не получится». Вряд ли кто-нибудь ее будет ходить, потому что намного ближе есть такие же «пятерки» более ходовые, более очевидные, Но тем не менее красиво, там здоровенная стена и от гребня до гребня ничего нет. Маршрут по гребню. То есть был и он остается этот проект, может быть, на фестивале кто-нибудь его раскусит.

ИМ: Скорее всего, на фестивале все будут ходить рейтинговые маршруты, вряд ли кто-то пойдет первопроход :-)
МП: Рейтинги все на Даларе в основном. На Даларе и на Кирпиче. Вряд ли кто-нибудь Доломиты пойдет.

ИМ: Доломиты как раз для женского кубка.
МП: Там хорошие пятерки.

ИМ: Да, там как раз все маршруты хорошие – от троек до пятерок, то что нам и надо. Девчонки же у нас будут с разной квалификацией.
МП: Там очень хорошо. Ходили, мне нравится. Почти все самое интересное сходили. А так – что? – я к женскому альпинизму хорошо отношусь :-)

ИМ: Макс, как ты думаешь, что можно еще сделать на фестивале, какую культурную программу, чтобы людям с таким же подходом, как у тебя к горам было интересно?
МП: Надо чтобы устраивался фестиваль. Просто какое-то мероприятие, на которое хочется приехать, чтобы пообщаться, вот и все. Пусть так и будет.
Интересно именно пообщаться с другими людьми, узнать какие у них там свои школы, сравнить, как они ходят, может быть, какие-то совместные проекты организовать. Но только за этим. Те, кто хотят, они же поедут туда в любом случае. Поэтому хорошо просто организовывать мероприятия такие, как фестиваль, чтобы все туда приезжали.

ИМ: То есть тебе кажется, что народ сам организуется и культурные программы там не нужны?
МП: Я думаю, что все оно потихоньку... Это же все и так происходит. Мы приезжаем в лагеря, там знакомимся. Никто же нас не организовывает: мы сами приезжаем, сами все делаем. И все это течет, как река. Здесь то же самое будет. Естественно, не надо всех строить маршрут шагать. Мне кажется люди сами понимают: что они, где они. Вот так. А вообще очень хорошая идея – фестиваль.

ИМ: Что бы ты пожелал всем участникам фестиваля?
МП: Хотелось пожелать безопасности, в первую очередь, чтобы все, кто приехал, оттуда уехали живыми и здоровыми. Хорошей солнечной погоды и просто удачи. Реально удачи. Пусть горы откроются для них, чтобы они смогли сделать красивые маршруты. Потому что Далар очень, конечно, красивый. Я с удовольствием несколько раз ходил на него разными маршрутами. Так что желаю удачи и безопасности побольше!

Беседу Ирины Морозовой с Максом Панковым записала Екатерина Яковенко.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru