Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет
о горном туристском походе 5 к/с по Северо-Западному Памиру, совершённом с 1 по 30 июля 2007 г.
6. Техническое описание маршрута (продолжение) 19 июля.
Подъем в 7.30. Солнечно. Видны верховья ледника Сугран и долина Суграна почти до реки (Фото 52, 53). Выход в 9.30. Идём вниз по леднику Сугран, пересекая его от верхнего левого края по центральной части в направлении его второго правого притока – ледника Наблюдений. Трещины. Идем в связках, по центру ледника. Через час движения упираемся в ледопад. Первый правый приток Суграна – ледник Родионова – сплошной ледопад. Следующий приток ледник Наблюдений (куда нам надо попасть) тоже весь в разломах. Посылаем разведку, чтобы потом не пришлось колобродить до ночи в ледопадах.
Вернулась разведка, доложила точно. Спускаемся, петляя между трещин вправо в понижение между ледниками Сугран и Родионова (Фото 54). Ледовые глыбы, морены, снежники все какого-то серого цвета. Кащеево царство... За 30мин. попадаем в карман между ледниками Сугран и Родионова. Отсюда за 15 мин. перебираемся вправо через моренный гребень (грязная жижа под ногами) и выходим на открытый ледник Родионова. На удивление легко и быстро находим простой проход между разломами и за 45 мин. пересекаем ледник Родионова (кошки, связки) и выходим на ледник Наблюдений. Граница между ледниками Родионова и Наблюдений – скальный гребень, ниже его они сливаются и впадают в Сугран. Мы оказались над первой ступенью ледопада ледника Наблюдений, здесь ледник пологий, есть даже выступы камней, на которых мы ставим палатки. Время 17.15. Высота 4700м. ЧХВ за день 4 часа. Оказалось, до места ночёвки прохождение технически не сложное, необходимо не торопясь просматривать путь, проходы отыскиваются без затруднений. 20 июля. Перевал Наблюдений, 3А, 5400 м.
Выход в 8.00. От ночёвки идём вверх по центру ледника стараясь приблизиться к левому краю (связки, кошки). Вторая ступень ледопада выглядит страшновато, но проход находим быстро и обходимся без перил (Фото 55, 56) В одном месте повесили 10м по снежному мосту. Вторую ступень ледопада проходим за 2 часа. Снега мало, если будет больше, проход значительно упростится. В ледопаде везде разбросаны фантастические «ледовые грибы» (Фото 57, 58, 59). Выходим из ледопада на некрутой подъем вдоль левого края ледника (Фото 60). По снежному склону поднимаемся на плато, которое отделяет первые две ступени ледопада от 3-ей (Фото 61). Подъем по центральной части (крупные трещины), оставляя 3-ю ступень ледопада слева по ходу (Фото 62). Затем по снежному склону 20-25?. По очереди «тропим». Снег глубокий. Склон подрезан мощными трещинами. Обходим их слева по ходу под ледовыми сбросами и снова по центру. Погода портится. Мглистое небо, срывается снег. Выходим в перевальный цирк и ставим лагерь в обширной снежной котловине. 21 июля.
Ночью опять идёт снег. Утром туман, мокрый снег, видимость нулевая. Это уже обыденно. Время от времени вылезаем, откапываем палатки. Сырость, вещи мокнут. К обеду погода немного улучшилась. Выходим в 12.20. Подъем по снежному склону в связках, с поочередной тропёжкой (Фото 63). В 14.40 поднялись на перевал Наблюдений (Фото 64). В сторону спуска карниз. Есть небольшой скальный выход, в нем старые крючья. Тура нет, всё под глубоким снегом. Координаты перевала: Пока готовились к спуску, вновь снег, туман. Выкапываем площадки на гребне. Ставим палатки (Фото 65). 22 июля.
Спуск с перевала в сторону ледника Шини-Бини начали в 8.45. Первую веревку (50м) закрепляем на скальном выступе (крючья) (Фото 66). Спуск прямо вниз от скального выступа. Вторая веревка на ледорубе, 50 м спуска через нависающий ледовый участок. Затем 200 м перил на ледобурах вниз по снежно-ледовому склону 45-50?. Дальше снег выше колена, можно идти ногами. Связываемся в связки и спускаемся ещё 150-200 м прямо вниз до бергшрунда (Фото 67, 68). Берг засыпан, далее в связках по снежному склону 30? петляем, обходя длинные бергшрунды и выходим к относительно ровному и безопасному участку между между ледовыми сбросами и нунатаком.
Всю последнюю часть спуска идёт снег, туман, почти ничего не видно. Ставим палатки немного выше ледника Шини-Бини на снегу. Время 16.00. Высота 4700 м. На спуске один участник сильно растянул голеностоп, пока идёт, но хромает. Погода опять портится, наползает туман, срывается снег. 23 июля.
Погоды нет. Идёт снег. Туман. В разрывах тумана иногда виден пик Крупской в верховьях ледника Шини-Бини. Нам туда. Решаем сделать днёвку, «понаблюдать» подвёрнутую ногу пострадавшего. Доктор диагностировал сильное растяжение связок (опухоль, кровоподтёки). Для неподготовленного зрителя нога выглядит впечатляюще. Посовещавшись, решаем, что идти через два перевала 2Б и затем по леднику Фортамбек с пострадавшим будет проблематично. Поэтому спускаться будем по ледн. Шини-Бини и далее по реке Сугран. Расстояние 20-30км и некатегорийный перевал, но всё-таки легче, чем по основному маршруту. Связываемся с Волгоградом, просим узнать цену а/м от пос.Девшар до Душанбе и судьбу нашей заброски в МАЛ. Сначала из фирмы «Альп-Навруз» сообщили, что заброска ещё в Джиргитале. Когда мы сказали, что пусть там и остаётся, выяснилось, что уже отправили в МАЛ. Просить доставить назад в Душанбе нет смысла, т.к. вертолёт будет стоить дороже, чем все продукты вместе взятые. Цена на автомобиль взлетает до совершенно немыслимых 650$. Звоним вновь, говорим, что пусть продукты оставят в МАЛе, а назад привезут только личные вещи. А/м не заказываем, решаем, что найдем что-нибудь на месте. Снегопад продолжается до вечера с редкими промежутками. 24 июля.
Вышли в 8.30. Спускаемся на ледник Шини-Бини по лавинным выносам, которыми перекрыты трещины ниже нашей стоянки, придерживаясь правого края ледника (Фото 69). В связках за 1ч 50мин пересекаем ледник Шини -Бини к правому краю (много трещин). В течении 2 часов идём сначала по моренам, затем поднимаемся на склон (средняя осыпь) (Фото 70). Ледник метров на 100 ниже нас. Время от времени попадаются пологие площадки, где можно поставить палатки. На одной из них в 17.00 ставим лагерь. Отличное место как для лагеря, так и для днёвки. (Фото 71). ЧХВ 7 часов 20 мин. Координаты места стоянки: Погода отвратительная. Весь день снег, туман, ветер. Только к 18.00 немного улучшилось. 25 июля.
Выход в 8.15. С утра солнечно, небольшая облачность. В течении 30 мин идём, сначала траверсируя склон, затем спускаемся по морене правого края ледника. Затем 1, 5 часа движение по осыпи, засыпанной снегом, в рантклюфте, пока не упираемся в каменный завал. Поднялись на ледник, лед под толстым моренным чехлом. Внизу виден ледник Сугран. За 1,5 часа сходим с ледника Шини-Бини по левому берегу ручья и упираемся в правый борт ледника Сугран (Фото 72). Значительное расхождение с картой, по ней ледн.Сугран уже должен закончиться. Надо переправляться на правый берег ручья Шини-Бини (Фото 73). По ледовому завалу под двумя мощными ледовыми пирамидами, переходим на правый берег ручья (перила) (Фото 74).
Далее предполагаем идти правой стороной ледника Сугран, а вот сколько, большой вопрос, т.к. ледник очень сильно сполз вниз. По конгломератному склону выходим вверх на тело ледника Сугран. Он открыт, хотя и под несплошным моренным чехлом. Петляя между ледовыми разломами, выходим на правую морену ледника Сугран (Фото 75). Встречаются свежие медвежьи следы (Фото 76). Вдалеке впереди видно широкое ровное дно долины.
Двигаясь вдоль правого склона и постепенно поднимаясь по конгломерату, выходим на широкую травянистую террасу, которая тянется над ледником, постепенно снижаясь вдали (Фото 77). Идём по травянистой полке правого склона. Густая трава, небольшие деревья, полно «золотого корня», дрова (Фото 78). Попадается несколько туриков, слабая тропа. В 17.00 останавливаемся. Ледник внизу под нами, а здесь зелень, костёр. ЧХВ за день 7 часов. 26 июля.
Подъем в 6.00. Выход в 7.30. Пасмурно, дождь. Почти сразу от стоянки натыкаемся на длинный, поперёк террасы, овраг. Такие уже встречались, но их удавалось обойти, а этот упирается прямо в склон. Даже в верхней части глубоко и круто. Спускаемся в этот овраг и по его дну идём вниз к леднику (Фото 79). Овраги посреди террас размываются талыми водами и с каждым годом будут становиться всё глубже и шире. В нижней части высота стенок метров 50-70. Дальше идём в складке между склоном и ледником. Ледник заканчивается сразу, без морен и осыпей. Мы на широком, галечном, ровном дне долины р.Сугран (Фото 80). Река дробится на несколько ручьев. Далее идём по дну долины правым берегом, пока не упираемся в скальный прижим. Поднимаемся, обходя каньон, по густо заросшему склону (Фото 81). Затем по осыпному склону за 20 мин. доходим до ледника Бырс. Переходим через ручей по камням и вновь спускаемся на дно долины (Фото 82).
Впереди ещё один прижим, гораздо длиннее предыдущего. Будем пробовать пройти его вдоль реки. Как потом узнали у пастухов, можно идти и по верху. Через 40 мин. движения от ручья Бырс реку перекрывает лавинный мост. Место очень живописное, много растительности, дрова. Переходим на левый берег (Фото 83). Идём по левому берегу р.Сугран, постепенно набирая высоту и находим слабую тропу. Кустарник, трава. По тропе выходим на небольшую террасу с лесом и ручьем (Фото 84). Останавливаемся ночевать. Отсюда уже виден перевал Белькандоу. 27 июля.
По натоптанной тропе за 2 ходовых часа поднимаемся на перевал Белькандоу. На подъеме встретили чеха (снимает фильм о долине р.Муксу). Перевал- широченная пологая седловина. Сойдя немного вниз, обедаем. Слегка наклонный луг. Палатка киношников-чехов, чуть ниже вода, ещё чуть ниже- жильё. (Фото 85).
Прямо перед нами Алайский хребет. Хорошо видно долину Муксу, цепочку посёлков на дне. Дважды пролетел вертолёт в МАЛ и обратно. С перевала до дна долины по набитой тропе (трава, лес) спустились за 1ч. 20 мин. Недалеко дома посёлка (4-5 шт.), ниже ещё один, стоит машина УАЗ. Когда спустились, выяснилось, что ждут нас, хотя мы машину не заказывали. Инициатива фирмы «Альп-Навруз». Началась восточная торговля. Водила говорит, что ждёт нас 2 дня, потом три, потом четыре, потом пять дней, бьёт себя в грудь и грозится уехать без нас. Отвечаем, что пусть едет куда хочет, обойдемся и без него. Водитель снижает накал и просит 300$. Вообще, в Девшаре машину найти можно, но потратив на это 1-2 дня. До Джиргиталя стоить будет максимум 60$. Грузимся и в 16.30 выезжаем. Водитель тут же проговаривается, что они возвращались мимо нас, отвезя какую-то группу, и решили заодно заработать. В посёлке Девшар погран.застава. Пограничники настроены доброжелательно. Переписывают все данные паспортов и несмотря на то, что у нас нет разрешения на въезд в этот район, пропускают нас с миром.
На заставе изучаем висящий на стене список наказаний за воинские преступления – за всё расстрел. Граница с Киргизией – по Алайскому хребту. Можно сказать, что мы прошли пешком от Афганистана до Киргизии . Преувеличение конечно, но для рассказов о походе сойдёт. Горная каменистая дорога, трясёт, пыльно. В Джиргитале останавливаемся, покупаем продукты на дорогу, находим небольшое кафе, едим. Опять шурпа! Едем дальше. Ночь. Огни посёлков. Горы. К 5.30 утра следующего дня ( т.е. за одну ночь) приезжаем в Душанбе. Поднимаем хозяйку «Альп-Навруза», забираем у неё оставленные вещи и остатки заброски. Кредитной карточки нет, она у какой-то женщины на другом конце города. Хорошо, что у нас не подпирает время вылета и т.д. Придётся съездить забрать. Едем в аэропорт. Расплачиваемся за машину, какие-то проблемы с оплатой труда водителя, но нас они уже не касаются.
Пятеро участников тут же берут билеты на Самару и летят прямиком в Россию, а трое решают ещё попутешествовать и съездить в Самарканд. Едем в гостиницу (вполне приличную), 40$ с человека. Купаемся, переодеваемся и отправляемся в город завтракать и прогуливаться. 29 июля утром на такси едем к Таджикско-Узбекской границе. Это 60км, стоит 100 сомони. Проходим паспортный и таможенный контроль. Россиян пускают без очереди. Приятно. Таможенник после долгих разговоров «где были, что видели и как понравилось», мягко спрашивает: «Что делать будем?»
Заставляет распаковать один рюкзак, через 15 сек. понимает, что ничего ему не дадут и пускает нас на нейтральную полосу даром. 30 июля.
Бродим по Самарканду. Мавзолей Гур-Эмир, Регистан, мечеть Биби-Ханум, плов, тюбетейки. Разными путями с переплатой удается взять на завтра билеты в бизнес-класс по 425$. Вылет в 7.00. Одного дня, чтобы осмотреть все достопримечательности Самарканда на наш непросвещённый взгляд вполне достаточно. При каждом памятнике есть служители, которые с удовольствием за 2$ проведут вполне достойную экскурсию.
Цены: ужин на троих примерно 20000 сом (15$), поездка в такси примерно 4000 сом (3$). Рано утром на такси уезжаем в аэропорт.
8.1 Смета расходов
8.2. Список снаряжения
Личное снаряжение – обычный комплект для походов 4-5 к.сл. Так как мы не брали ледовых и скальных молотков, то два участника вместо ледорубов брали айсбайль.8.3 Список продуктов
Список продуктов, которые трудно приобрести в Душанбе:
Всё остальное можно купить. И по количеству, и по качеству ассортимент хуже чем в России, но найти можно. На базаре видели даже сало (??!!!).
8.4 Карта – схема района похода. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||