Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Дмитрий Гришин, г. Химки Моск. обл

Поход IV категории сложности по Алматинской области Казахстана с 5 по 18 мая 2007 года
Часть 2

Начало читайте здесь

10 мая
Сегодняшняя ночь была намного теплей предыдущей в буграх-останцах. Выезжаем на дорогу и начинаем пробираться через заросли травы. Можно и ехать, но это совершенно не быстрей чем идти. Дорогу то видно хорошо, то она вновь вся заросшая. Горы Улькен-Калкан отсюда очень напоминают Медведь-гору в Крыму, если отвлечься от местной флоры то можно представить как мы пробираемся к ней откуда-нибудь из Алушты. Довольно быстро заросли травы сменяет рыхлый лёсс, но на дороге он утрамбован. Через 6 км выезжаем на идущую с севера хорошо укатанную дорогу, сворачиваем на юг и упираемся в невысокою песчаную гряду. Здесь опять т-образный перекресток, откуда же такая довольно хорошая дорога с востока идет? Сворачиваем на запад и через 300м подъезжаем к какому-то дому на берегу старицы. Домик чистый и аккуратный, но на все попытки достучаться/докричаться до кого-то в ответ только тишина. Через окна видно что дом явно обитаем, да и в расположенном рядом навесе-сарае на печке стоит чайник и посуда на столе. Раз хозяев нет пытаемся найти воду самостоятельно. Помня что здесь могут представлять собой колодцы осматриваем все вокруг, может куда какая-нибудь тропа ведет. Но их тут только 3 - к старице, к помойке и к Или (до нее ~250 м.). Ну не на привозной же воде они живут - неужели у них скважина в доме? Ладно вода у нас еще есть, поедем дальше. Или тут близко от дороги, берег пологий, поросший невысокой травой. На другом берегу видны горы Богеты, красота. Еще через 1км мы въезжаем в туранговую рощу, травы тут выше чем по грудь, ну прям африканская саванна! Ехать конечно уже нельзя, так что идем пешком. Туранга по краям дороги с кронами образуют затенённый коридор, очень красиво. Деревья скоро кончаются но тут на дороге появляются лужи, это в пустыне то! По колеям много ломаной сухой осоки и вскоре я все-таки славливаю прокол. Залатал одну дырку, но проехав 2 км понял что была и еще одна. Потеряно 45 мин, да и быстро двигаться с утра опять не получается, доедем ли мы сегодня то до Поющего Бархана?
Или уже не видно, вокруг виды унылые - бесконечный лёсс (он даже после луж и на колеса налипает) да и кустарники с редкими деревьями вокруг. Скоро доезжаем до еще одного домика (от первого он примерно в 10км). Но в нем явно сейчас никто не живет. Рядом на песчаном бугре видны какие-то бетонные плиты. Я то думал что там колодец, а это просто развалины. Воды здесь тоже не удается набрать, уезжаем отсюда. Дальше дорога выбирается чуть выше из поймы, травы исчезают. "Медведь-гора" становится все ближе. Справа опять видны горы Катутау за обширной равниной, поросшей мелкими кустарниками-колючками. Слева же постоянно тянутся заросли деревьев, здесь мы 2 раза вспугиваем фазана. Вообще количество всяческих птиц очень радует.
Вскоре дорога опять выходит к Или, но сразу же уходит обратно. Подъезжаем к развилке на ЮЗ и СЗ. Дорога на ЮЗ уходит в заросли деревьев. Там небольшой заболоченный участок, даже комарьё есть. Сходил посмотрел вроде дорога дальше идёт, но не проехав по ней и 2км мы ее совсем теряем из виду. Возвращаемся к развилке едем на СЗ, и через 1км на запад опять есть дорога. Но и она начинает уходить севернее. Уже думаю точно уедем на Первое мая, но тут мы въезжаем по одному из ответвлений на Y-образный перекресток и поворачиваем на ЮЗ. Вскоре дорога выравнивается на запад, так бы отлично и катиться, но мы опять вылетаем на меридиональную дорогу. Здесь это уже прям классика. На юг ехать не хочется, так как туда дорога хуже, да и опять там пробираться в зарослях или лужах. Сворачиваем на север, но дорога становится все менее накатанной. Почвы здесь рыхлые, ведь это осадочные отложения от рек, стекавших между горами Кату и Калкан. Вскоре мы уже как по целинному полю едем, так что поворачиваем обратно. Возвращаясь видим что пропустили поворот на запад, уходим туда. Постепенно мелкодисперсный аллювий сменяются сменяется красно-бурым мелким гравием с Улькен-Калкана. По нему уже можно ехать и быстрее 20 км/ч. Дорог тут уже множество, постоянно какие-то ответвляются, другие присоединяются, но в целом мы движемся на запад. Рельеф уже не такой равнинный - появляется небольшие овраги. Но вот мы выезжаем на идущую с севера-востока очень хорошо укатанную дорогу. Едем и видим как к ней присоединяется еще пара второстепенных, наконец-то мы на главной дороге. И показавшийся вскоре впереди кордон Калкан с закрытым шлагбаумом это подтверждают. Объехать кордон не получится - с севера тут везде открытое пространство, с юга уже видно Или с редкими деревьями. Хоть пропуск у нас есть, но он уже просрочен на 2 дня, так что лишних вопросов лучше избежать. Ладно, попытаемся проехать не останавливаясь, главное сделать вид поуверенней и понаглей. Собираемся и едем кучно. У кордона стоит пара машин, люди кто сидит скучает кто ходит. Но рядом со шлагбаумом никого нет, видно что сбоку на велосипеде его можно объехать. Проезжаем и сразу же спускаемся в овраг. Навстречу идет какой-то мужик в куртке цвета хаки. С ним поздоровались но останавливаться не стали и съезжаем вниз. Надо побыстрей проехать кордон, но к сожалению вверх из оврага достаточно круто так что приходиться спешиться. Вверху садимся на байки и едем дальше, так нас никто и не окрикнул - все, первый прошли! Быстрей всего нам просто повезло - егерей на кордоне не было, а все люди были просто ждавшие их туристы. Вообще тут мы впервые увидели людей в Алтын-Эмеле, если не считать чабана у которого набрали воду. Дальше до Бархана кордонов по схеме не нарисовано, также получается что мы вчера вечером объехали кордон Шубырма, а сегодня утром кордон Баскаракум (или они тоже не существуют?).
На дороге появляются качели с перепадами высот 2-5 м, делювий тут более крупный, встречаются камешки до нескольких сантиметров в диаметре, но ехать можно. Справа красиво раскинулся Улькен-Калкан (Большой Щит), а слева тянутся заросли джиды. Здесь под тенью от деревьев обедаем. Поющего бархана не видно, а самое главное не слышно. У Ани было описание в котором было написано что при очень сухой погоде и ветре бархан издает гул, слышимый за многие километры. Ветер то сейчас есть (его разве тут может не быть), но позавчера лил дождь на нашей стоянке у Ташкарасу, едва ли тут была другая погода. Если песок влажный, то ничего мы так и не услышим. Но вот бархан всё-таки появляется (севернее него правда есть еще бархан поменьше), а никаких звуков оттуда не слышно. Он очень высокий (по карте вместо барханов стоит даже надпись горы Аккум-Калкан) и красиво смотрится на фоне гор Кысты-Калкан (Малый щит). Вскоре дорога подходит к обрывистому берегу Или. Здесь уже начинается зона затопления капчагайского водохранилища. Видно на плотине относительно недавно увеличили высоту подпора, так как напротив нас очень много затопленных гниющих деревьев. Проезжаем еще немного и видим развилку прямо и направо в сторону бархана. Та что направо и накатана больше, сворачиваем на нее. Но она постепенно все сильней забирает на север прямо к Улькен-Калкану. Так мы и Бархан проедем, да еще и едем вверх. До Поющего Бархана всего то 2 км на запад, проломим по азимуту, не в первой. Но если в начале ехать можно то потом появляется песок с прикустовыми микробарханчиками, так что дальше только пешком. На юге у Или виднеется какое-то здание, но людей вроде рядом нет. Не доходя 300 метров до бархана, выходим на идущую с юга дорогу - надо было на развилке у берега ехать прямо и вышли бы на неё. Время 15-30 - все-таки доехали до бархана сегодня. Бархан отсюда кажется огромным, и главное он так непривычно тут смотрится. Горы Кысты-Калкан он полностью заслоняет. В одном месте где склон очень пологий видны автомобильные следы. Они немного взбираются вверх но сразу же разворачиваются и спускаются. Никакого гула в помине нет, но в описании еще было написано что звук может исходить от падающего песка когда человек по нему идет. Но если ветер не генерит в нем никаких звуков то как же человек, сбрасывая какой-нибудь жалкий квадратный метр песка может создать гул чтобы он был далеко слышен? Значит песок отсырел и не судьба нам чего-то услышать. Появившаяся было идея взобраться наверх (150 метров высоты) была сразу же отброшена когда я вспомнил как я сползал утопал в песке когда забирался всего на 5 метров. Как же нам повезло что тут никого нет, а то судя по фотографиям здесь может быть конкретное столпотворение. Воды у нас осталось не больше литра, но на перевале между горами Большой и Малый Калкан нарисован родник. Местоположение у него самое логичное - там максимизируется давление артезианских вод, конденсируемых и Большим и Малым Калканом. Но если он все-таки пересох или засыпан то спустимся за водой к Или. Вообще дальше на западе есть еще много интересных мест, надо бы посмотреть курганы Бесшатыр. Но нам еще ехать до самого Усть-Каменогорска (тут правда уже начали зарождаться сомнения что мы туда доедем), так что поедем на северо-восток к Басши, а оттуда в Талды-Курган.
Выезжаем едем по песку. Он рыхлый, вначале ехать можно но потом уклон становится сильнее и приходится идти пешком. Назад открываются отличные виды - налево далеко уходит вдаль склон Улькен-Калкана, справа барханы, а впереди все пространство занимает степь, прерываемая ненадолго лентой Или. Вскоре дорога выполаживается, да и песка становится не так много. Налево уходит какая-то отворотка, но видно что она потом подходит к какому-то маленькому деревянному сооружению напоминающему туалеты на дачах (может это он и был?). Ну не там же родник прячут, едем дальше. И примерно через километр появляются деревья, заезжаем еще немного наверх и видим плетеные деревянные беседки, даже урна тут есть. Вниз идет вымощенная тропинка, по лестнице вниз и там и есть родник. Здесь растет туранга, прохлада, есть деревянный стол с лавочками. Когда же вылезаешь наверх то такое ощущение что в печку попадаешь. Внизу же настоящий оазис, уходить совершенно не хочется. Сам же родничок заключён в кусок бетонной трубы - можно было придумать и что поэкологичнее. Дальше везде растёт тростник высотой под 4 метра. Наполняем все пустые бутылки, вода вкуснейшая, она оказалась намного вкусней чем покупная местная минералка (хотя она очень неплохая). Выезжаем дальше и видим Y-образную развилку. Отворот направо перегорожен поперечной насыпью и стоит надпись "ШИПЫ". Эта надпись сегодня утром на какой-то из дорог нам уже встречалась, но тогда мы не обратили на неё внимание. Дорога за насыпью плохо накатана, так что сворачиваем налево. Нам вообще то надо уходить восточнее, но по карте нарисован еще один поворот направо через 1 км. Дороги довольно долго идут недалеко друг от друга, но тут наша начинает уходить на СЗ вдоль Кысты-Калкана, а соседняя на СВ вдоль Улькен-Калкана, второго поворота мы так и не встретили. Дороги по карте так и будут расходиться все больше, надо было сворачивать на развилке направо. Пройти бы напролом, но нас уже разделяет овраг, перелезать его не хочется. Но тут поизучав карты я подумал а зачем ехать в Басши? По этой дороге мы можем попасть на пер. Жузасу (он у нас и в пропуске прописан как точка выхода из нацпарка), а оттуда через Коянкоз в Сарыозек. А там недоезжая перевала сделаем радиалочку к курганам Бесшатыр. Воды набрали, еды до завтрашнего утра хватит. Здесь в Алтын-Эмеле так хорошо, а то после Басши ехать по асфальту. Значит решено, главное теперь объехать кордон Мынбулак. По схеме нацпарка привязать его к местности невозможно, но по 1км карте впереди по дороге примерно в 7 км. обозначен егерь, быстрей всего там то кордон и есть. По карте дорог различных вокруг нарисовано много, в реальности значит их должно быть еще больше, видимость тут километров 10, так что как заметим что-то подозрительное, так и постараемся объехать. А может и получится внаглую проехать как Калкан.
Впереди перед нами простирается громадный прогиб, за ним тянется хребет Алтын-Эмель, а позади нас Калканы. Создается непередаваемое ощущение огромного простора. Все пространство впереди занимает степь. Едва ли найдется много мест, где можно увидеть такое большое пространство нераспаханной степи. Вскоре мы видим как ее галопом пересекает какое-то копытное вроде лошади. Мы даже подумали может это лошадь Пржевальского (она была нарисована на карто-схеме нацпарка в этом месте). По дороге вниз катится хорошо, только стиральная доска напоминает о бренности существования. Никаких домиков впереди так и не видно, неужели кордона нет? Но вот мы подъезжаем к небольшому уступу. Забираемся, переваливаем и сразу же вылетаем к кодону. На дороге стоят двое мужиков в военной форме разговаривают, прям только нас и ждали. Ну вот и попались! Конечно делаем попытку поздоровавшись проехать не останавливаясь но здесь это уже не пройдет. Сразу же становится понятно зачем была сделана насыпь на отворотке после родника - там можно уехать в сторону Басши объехав этот кордон. Показываем пропуск говорим что въехали сегодня. Едем из самой Алматы, не укладывались мол в график. Мужик спрашивает неужели мы от самого Айдарлы до сюда доехали. Судя по этому вопросу напрямую дороги все-таки нет, петлять по-любому надо. Но в то что оттуда мы смогли проехать за один день он вроде поверил. Он мыслил наверное в категории движения на машине, но даже на велосипеде если точно знать дорогу и ничего не лазить не осматривать то теоретически можно за сутки проехать. Говорим что хотим ехать на пер. Жузасу, как в попуске написано. Но егерь говорит что мол у животных сейчас окот, соблюдается режим покоя. Как нам дали такой пропуск он не может понять. Сейчас говорит свяжусь по радиосвязи с начальством узнаю можно ли вас туда пускать. А вот тут то мы можем пропалиться, ведь с фирмы "TOUR ASIA" должны были связываться с начальством говорить что мы ждали мотоциклиста-сопровождающего в Айдарлы 2 дня назад.
Связаться сразу не получается, придётся ждать ответа. Егерь тут вместе с семьей живет, они нас расспрашивают слышали ли мы как бархан поёт. Получив отрицательный ответ они говорят так надо было на него залезть и звук издается при спуске с него. Я даже теперь нашел "инструкцию по применению" как это надо делать, но это конечно же не "звук, слышимый за многие километры". Ну значит не судьба нам было его услышать, остается утешать себя тем что песок все-таки был отсыревший и все равно ничего бы не вышло. Женщины нам подтвердили что такое может быть. Про то что мы видели лошадь Пржевальского егерь ответил: "да вы что, они у меня все на кордоне соседнем живут". Быстрей всего мы заметили Кулана, а в песках Кумкала тоже вероятней был Елик, а не Джейран. Он предложил нам посмотреть пруд с рыбами который они тут завели. Посмотрели обнаружили там стерлядок - и зачем их тут разводят? - явно аттракцион для туристиков. Тем временем ответил начальник. Про нас он не знал - или забыл, или же с ним так и не связывались с "TOUR ASIA". Единственный вопрос какой он нам хотел задать - "А мы за пропуск платили?". Какая ему разница платили ли мы за него или нам его подарил кто? Значит главное факт того что платили, думаю вся эта строгая система пропусков только на бумаге действует, а так если заловят то можно и откупиться. Ехать в сторону Жузасу начальник не разрешил, а сказал чтобы мы сегодня же выехали за территорию нацпарка. Егерь говорит что вот мол езжайте по основной дороге никуда не сворачивая, до выездного кордона недалеко от Басши 36 км. Начальник приказал ему чтобы он нас на машине вывез, но он говорит как же с велосипедами я вас вывезу, вы езжайте сами, а я потом поеду проверю уехали ли вы. Время уже 18-30, до темноты мы до кордона не проедем, думаю если что найдем где-нибудь скрытное местечко заночуем. Хотя в степи на это надеяться надежды мало.
Выезжаем с кордона, за нами увязывается собака, возвращаться она вроде и не собирается. Дорога мощная, даже отсыпана, стиральная доска естественно наличествует. Урочище Мынбулак, где находится кордон, переводится как "тысяча родников" (см словарь ). Родников полно и на карте нарисовано, но вдоль дороги нигде признаков их наличия не видно. Замечаю что постепенно все сильнее отстаю от девчонок, на меня наваливается усталость такая же как в прошлом году в Турции. Через 1,5 часа сзади обгоняет УАЗик егеря, он говорит: "Давай я у тебя рюкзак заберу до кордона довезу". Конечно станет полегче, но теперь надо уж точно доезжать до конца. Когда солнце уже зашло то увидел как со стороны хребта Алтын-Эмель бегут каких-то два рогатых животных (козерога?), но заметив меня они остановились. Я тоже остановился, думаю дождусь чтобы они пробежали недалеко передо мной. Но в течение 5 минут они замерли и так и не сдвинулись с места, а как только я поехал убежали обратно. Постепенно становится все темней, холодает, а вода и куртка уехали вместе с рюкзаком. С юго-востока слышен гул автомобиля, но ничего не видно - видно это все-таки не егеря разъезжают, а обычные машины где-то в Первое Мая. Стиральная доска выматывает настолько что часто иду пешком. Но вскоре левей основной дороги появляется параллельная менее накатанная - видимо и на машине ехать по стиральной доске не сахар. Съезжаю на второстепенную дорогу но она скоро вливается обратно в основную. Ехать же рядом по целине тяжело, быстрей пешком по дороге идти. Уже совсем ночь, впереди вдалеке видны фары машин на шоссе - они двигаются, но вот один огонек не движется - видимо там и есть кордон. Как-то только он не становится ближе. Но вот рядом появились белые огоньки и они двигаются, это были налобные фонари ожидающих меня Ани с Оей. Время 21-50, на Аню тоже свалилась усталость, она приехала не сильно раньше меня. Нас срубило оттого что мало ели. Егерь оставил у шлагбаума Ое мой рюкзак, а сам уехал в Басши. Собака так сюда и добежала с Мынбулака. На кордоне дом оказывается не просто так стоит, это же "гостиница". Её хозяин разрешил нам встать рядом на полянке. Тут течет ручей от фонтанирующей в 15м от нас артезианской скважины. Вскоре вернулся егерь (и что он делал в Басши столько времени?), спрашивает во сколько мы отсюда завтра уедем. Отвечаю в 9, но он говорит надо бы пораньше - в 8-30. Сегодня ляжем поздно, а полчаса ничего не решают, они и сами то едва ли проснуться к этому времени. Встанем завтра в 7-30, сделаем только чай и поедем позавтракаем в Басши.


р. Или

травка

туранговая рощица

впереди "поющий" бархан

горы Улькен-Калкан

вдали г. Коккурум

"поющий" бархан

наверх к роднику

горы Улькен-Калкан

с кордона за нами
побежала собака

Итого за день проехали 95 км., набор высоты 1182 м., чистое ходовое время 8ч

11 мая
Утром видим что рядом с другой стороны дороги из камней сложен какой-то круг диаметром ~10м. - что это такое? Собака до сих пор тут бегает. Рядом с шлагбаумом стоит красочный плакат-реклама Алтын-Эмеля. Вообще получается что западная часть нацпарка намного больше рассчитана на экотуристов судя по схеме практически все маршруты проходят тут. Соответственно здесь и кордонов больше, и окультурено все. А вот для самодеянных активных туристов больше подходит восточная часть с Актау/Катутау.
Выезжаем с кордона и через 2 км выруливаем на дорогу на которой асфальт. Получается он так и идет на юг до Первого Мая? На севере видно растут деревья и проглядывают дома - там уже Басши (бывш. Калинино), до которого проезжаем 4км. Магазинов вдоль дороги нет, узнаем у местных как к ним проехать. Подъезжаем к 2-м частным магазинчикам. В одном при закупке продуктов я немного удивил продавщицу спросив есть ли у неё шприц. На лице у неё прям написано было: "Приходят тут всякие в шлемах, шприцы спрашивают". Объясняем что он нам нужен для того чтобы смазывать маслом цепь. Говорим что наш сломался, подойдет любой. "Ну тогда найдём". В другом же магазине купили на завтрак самое большое мороженое что там было, больше такого нигде не встречали.
От Басши до шоссе всего 1,5 км. Тут тоже видно много советской символики. На одинокой автобусной остановке смазываем цепи из новенького шприца. Интенсивность движения на шоссе ~20 машин/час. Если сперва несколько километров дорога в целом горизонтальна то потом начинается очень пологий подъем вверх. Он настолько незаметный, что замечаем что набрали высоту только когда оглянулись назад у указателя "пер. Алтын-Эмель". Оказывается набрали уже 200 метров, вот чего так плохо ехалось "по горизонтали". Начинается серпантин, вскоре влево уходит грунтовка и стоит щит, предупреждающий о том что здесь начинается территория нацпарка "Алтын-Эмель", никакого кордона тут не видно. Дальше дорога идёт на подъем вдоль р. Жамансай. Там где появляется вода сразу же видна и растительность - по левой обочине растут кусты и деревья. И тут на остановке у Ани обнаруживаем сразу 2-х клещей (сперва даже не поняли они ли это). Здесь они нам встретились в первый раз, но теперь до конца похода они станут настоящей напастью. Хоть район и не энцефалитный, но все равно это очень нервирует, тем более что у меня прививки в отличие от девчонок не было.
Около 12-30 заезжаем на перевал. Как на всем подъеме так и на перевале виды никакие не открываются, все довольно уныло. Наверху есть площадка-стоянка для автомобилей, одна машина тут уже стоит. Сегодняшний план ехать весь день по асфальту мне совсем не нравится. Нам надо попасть через Талды-Курган в Текели, где и находится очередной интересный элемент маршрута - ущелье р. Кора. Если мы так и будем ехать по асфальту то после Сарыозека вообще межобластная трасса начнется. Изучаю карту думаю как бы проехать по второстепенным дорогам. Нахожу вариант проехать через Каспан, пер. Кызылкора, Актекче и Талапты. Единственным непонятным моментом по имевшейся у меня 5км карте было существование моста у Каспана, по карте дорога с обоих сторон реки Биже есть но мост не нарисован (теперь посмотрев дома на 1км карту увидел что мост там всё-таки имеется). Спрашиваю про этот путь у стоящих у машины мужиков. Они отвечают что про дорогу через пер. Кызылкора они ничего не знают, но предлагают нам ехать через Рудничный. Говорят что там асфальт довольно хороший, машин мало, кругом горы, не то что по трассе. А от Рудничного до Текели они утверждают что рукой подать, я так даже понял что туда можно проехать напрямую через хребет вдоль ЛЭП. Начинаем спускаться с перевала и через 3 км. увидели придорожное кафе, где решили устроить перекус. Набор блюд обычен для Средней Азии - шурпа, самса, пельмени, лагман, чай с молоком в пиалках. Здесь уже обедала одна семья, спрашиваю у них про мост у Каспана. Мужчина-водитель говорит что там он не ездил, в нашем случае чтобы проехать где красивее он также рекомендует ехать через Рудничный, а оттуда уже близко до Текели. Ладно, раз уже двое указывают туда ехать, значит туда и поедем, а от Текели до Талды-Коргана как-нибудь подбросимся, судя по всему там очень оживлённая трасса. Заплатили за обед за всех около 1000 тенге и уехали.
Дорога на спуске практически не виляет, так что оставшиеся 16 км до поворота на Кугалы проезжаем меньше чем за полчаса. Сворачиваем и вскоре доезжаем до пос. Алтынэмель, тут есть будка-автозаправка, пора уже купить бензин. Цветность его здесь еще хуже чем в Чундже. С фирмы "TOUR ASIA" нам сказали чтобы мы связались с ее представительницей Ларисой примерно за день до того как мы планируем попасть в Талды-Курган. Так как нам не дали сразу пропуска в ущ. Кора вместе с пропусками в Алтын-Эмель, у меня тогда сложилась ошибочная уверенность что пропуск уже находится на погранзаставе, а с Ларисой нам надо связаться только для того чтобы она подтвердила погранцам что мы приехали. Звоню ей говорю что завтра планируем быть в Текели, но она про пропуск ничего не говорит, а только про то что нам надо сделать регистрацию. А так как завтра суббота то в миграционной полиции сокращенный рабочий день, надо постараться приехать сегодня до 6 вечера. С учетом того что уже был 3-й час дня, это выглядит совершенно не реально. Тогда говорит можно завтра до 12-00, но это хуже. Я только совершенно не понимаю про какую она мне регистрацию говорит, может она думает что у нас ее нет? Говорю что у нас всех она сделана, но все равно мы так и не поняли друг друга. Узнав что мы едем через Текели, Лариса говорит ее знакомый Дмитрий организовал там турбазу, остановитесь у него на ночь а до Талды-Кургана оттуда можно легко и быстро доехать на такси за 200 тенге.
Продолжаем ехать в сторону Кугалы, дорога довольно пересеченная, с постепенным набором высоты. Впереди красиво виднеются заснеженные хребты Джунгарского Алатау, но вот только по сторонам сплошные возделываемые поля. Доезжаем до Кугалы, заходим в магазин. Уже не в первый раз покупаем продающиеся поштучно фрукты, и также натыкаемся на то что это китайское(?) чудо не сильно отличается от резины. Аналогичная ситуация и с тушенкой, везде где мы ее покупали она оказывалось какой-то смесью сои с салом, но другого и ожидать при цене в 20-30 руб за банку и не стоило. Здесь нам утверждают что до Текели еще 90 км. Так и получается если ехать через Жалгызагаш, неужели нельзя проехать прямее вдоль ЛЭП? Время уже практически 17-00, придется тогда ехать ночью. Говорят что до Рудничного сейчас автобус пойдет, может думаю попытаться на нем туда доехать, всё расстояние сократим. Вы говорят проедьте чуть вперед, автобус с поселка там то на дорогу и вырулит. Подъезжаем туда видим женщина стоит, она подтверждает что ждет автобус. Останавливаемся ждем его тоже, но тут с поселка выруливает машина и женщину забирает на свободное место. Никаких автобусов и в помине не видно, ладно поедем будем осматриваться назад и как его заметим то попытаемся его остановить. После Кугалы едется очень хорошо, скорость 25 км/ч и выше. Внимательно посмотрев на карту я понял почему - оказывается мы проехали водораздел между р. Кугалы и р. Терсаккан, и теперь едем вниз. Машин практически нет, асфальт не раздолбан. Останавливаемся на перекус на мосту через один из многочисленных ручьев-притоков недалеко от пос. Луговое(Терсаккан). Проезжающая мимо машина останавливается, из нее вылезает мужик начинает интересоваться откуда и куда мы едем. Сильно удивляется узнав что из самой Алматы! (вообще тому что мы приехали из Алматы начали удивляться еще в Чунже так как будто мы полземного шара проехали). Но тут подъезжает еще одна машина и из нее вылезает милиционер-участковый. "Да вы ж сейчас в Китай уедете". Заявляет что здесь погранзона, спрашивает куда мы едем. Проверят наши документы и регистрацию, а потом говорит что у нас должна быть маршрутная книжка. Какой он оказывается просвещенный то, поход то у нас незаявленный, так что маршрутки нет. Показываю по карте как мы собираемся ехать. И тут он решает проверить наши географические познания, спрашивает знаем ли мы что эта местность называется Семиречье, называю ему тогда основные реки. "А про линию Черкасской обороны слышали?". Отвечаю что мы потом в сторону Лепсинска и едем. Удовлетворенный ответом он собирается уезжать, напоследок говорит что виднеющийся впереди перевал Уйгентас и есть знаменитые Джунгарские Ворота. Я тогда этому поверил, но Джунгарские Ворота находятся на СВ отсюда между оз. Алаколь и оз. Эбинур. Сам Уйгентас очень красиво смотрится между уходящими вдаль хребтами. Можно и подумать что там за ним Китай, хотя он далеко за перевалом, до границы вообще больше 100км.
Мужик на второй машине тоже уехал так что едем дальше. Время 18-00, автобуса так и не было, но теперь то он уже и не нужен, до Рудничного осталось 16 км. Хоть бы вообще что-то куда мы сможем залезть с велосипедами показалось, но за все время проехало только несколько лекговушек. Через пару километров встречаем красивое кладбище с могилами-мазарами. Вскоре переезжаем текущий с Уйгентаса Кескентерек, за ним пос. Шубар (Чкалово). После поселка дорога становится очень разбитой. На одном из перекусов мимо проезжает все тот же участковый. "Аа, все едете". Но вот перед мостом через Коктал видим что сзади догоняет Камаз с прицепом, туда можно попытаться залезть. Минут 5 жду пока он пробирается по таким колдобинам. Но вот он и подъехал. Говорит что едет в Текели, но подвести он нас не хочет, говорит что в кабине максимум 3 человека могут находиться. Говорю что я могу и в кузове посидеть, но он все равно в никакую не соглашается. Ладно, может хоть про дорогу у него через хребет напрямую в Текели узнаю. Он говорит что с тех времен когда строили ЛЭП, от нее осталась только тропа. Ну вот наконец-то определенный ответ. Придется так и пилить через Жалгызагаш. Переезжаем Коктал, это также как и Кескентерек красивая быстрая горная река, по берегам растут деревья. После моста колдобины практически исчезают, опять можно ехать быстро. Здесь красиво - в лучах заката справа высятся горы Коянды, а слева зеленая долина Коктала. В 19-30 приезжаем в Коксу, где набираем из колонки воду. Дальше выезжаем на мост через Коксу, видно уходящую в ущелье грунтовку. Очень заманчивая идея проехать по ней вверх по реке и там выбраться в Текели, но на такие эксперименты нужно время которого у нас нет. Практически сразу начинается Рудничный, вижу какой-то микроавтобус, пытаюсь с ним договориться чтобы он подвез нас. Но он отвечает что все уже никуда не поедет, да и велосипеды в салоне он не очень то хочет везти. Но говорит что завтра утром должен быть автобус на Текели, но во сколько не знает. Едем дальше, дорога становится более пересеченной. Время уже 20-00, cолнце зашло, так что по светлому нам осталось ехать совсем чуть-чуть. В темноте найти хорошую стоянку практически нереально, так что лучше встанем завтра пораньше, а сейчас ищем место пока что-то еще видно. Через 15 минут находим в 200м от дороги небольшую полянку, скрытую за деревьями. Отсюда что до Текели, что до Талды-Кургана осталось 45-50 км., так что встанем завтра в 4 утра и все проедем. Я так и не понял зачем нам твердила Лариса про регистрацию если она у нас есть про пропуск же не говорила ничего. Решаю завтра все-таки едем в Текели, а там сразу заезжаем на заставу и показываем что у нас есть регистрация, а если что-то не так то съездим на такси в Талды-Курган.


собака пробежала 36 км

едем на пер. Алтын-Эмель

г. Коккурум с севера

местное кладбище с мазарами

р. Кескентерек

р. Кескентерек

р. Коктал

долина р. Коктал

Итого за день проехали 126 км., набор высоты 1896 м., чистое ходовое время 7ч 30мин

12 мая
Поднимаемся, уже видны первые признаки рассвета. С СЗ натягивает тучи, только на ЮВ еще безоблачно, там красиво белеют горы Кояндытау. Выезжаем на дорогу, облачность не сплошная, вроде дождя пока не намечается. Дорога все больше уходит от Коксу, вскоре по карте река уйдет в каньон, а нам его придется объезжать. Пересеченность стала больше - пошли непрерывные качели с перепадами высот 20-40м., уклоны процентов 10. Горы Кояндытау сзади стали еще лучше смотреться в утренних лучах солнца. К сожалению колдобины на дороге встречаются, что особенно опасно на спусках. На одном из них, я не сразу заметив яму влетел в нее на скорости ~30 км/ч. Я думал что на заднем колесе половина спиц повылетала, но это оказывается крыло завернуло между покрышкой и рамой. Но после того как мы выезжаем на более главную дорогу с Буденновскго, асфальт становится хорошим, без выбоин. Интенсивность движения увеличилась не сильно - вместо 2-5 машин/час стало 5-10. И тут как раз здесь начинается отличнейший скоростной спуск. Дорога идет под уклон практически прямо, так что разгоняемся до 70 км/ч. Вообще то конечно стремновато, помня как я влетел в выбоину только час назад, но тут ничего такого нет. До Жалгызагаша долетаем за 25 мин. Погода начинает постепенно проясняться, облака еще есть но солнце светит вовсю. Доезжаем до развилки на Сарымбет (Тельмана) и Карабулак. Сворачиваем направо к Текели, никакого автобуса сегодня опять мы так и не видели. Дорога становится немного пересеченной, но это уже ничто по сравнению с утром. Около Екпинди проезжаем поворот на мраморный карьер, теперь мимо нас с интервалом в несколько минут так и снуют обдавая нас пылью самосвалы. Проезжаем железную дорогу и выруливаем на трассу из Талды-Кургага в Текели. Интенсивность движения ~30 маш/мин, ну вот и цивилизация блин.
До города остаётся чуть-чуть, скоро мы уже едем по сплошной промзоне. Но потом начинают появляться частные дома, а потом и 2-х этажные здания. Спрашиваю у таксиста как проехать к заставе. Он говорит что надо переехать Каратал ("увидите как все налево сворачивают"), а потом спросить как проехать вдоль Коры. Переезжаем Каратал - 2-ю по длине реку Семиречья, здесь устроено что-то типа плотины. Сворачиваем направо и доезжаем до развилки. Дальше я еду на заставу а девчонки остаются здесь идут в магазин. Приехав к погранцам узнаю что начальник уехал в город, но солдат на КПП позвонил ему на мобилу сказал чтобы он возвращался. Время уже 11-00, и ждать его приходиться еще полчаса. Начальником оказывается молодой капитанишко, показываю ему наши документы. Долго их поизучав, он говорит что в принципе все в порядке, но нужен пропуск. Причем его надо делать в Текели а не в Талды-Кургане и потом утверждать в Жаркенте. Спрашивает как я собираюсь в ущелье ориентироваться, отвечаю что у меня есть 5км карта и показываю. На вопрос где я её взял говорю в интернете скачал. Другие карты он доставать не просил. Напоследок говорит что в Китай надо ехать вдоль Караарыка, а не Коры. Вообще у таких недалеких людей сложно понять шутят ли он или сам верит в то что мы прям так мечтаем уехать в Китай. Ладно поедем в Талды-Курган к Ларисе узнаем где же пропуск. Возвращаюсь на развилку, связываемся с Ларисой, она говорит что можно приехать и до 13-00 чтобы сделать регистрацию, можно чтобы приехал кто-то один с документами. На заставе сказали что с регистрацией все в порядке, все равно не понимаю что от нас нужно, но надо ехать узнавать про пропуск. Забираю документы у Ани с Оей и иду к такси, они не очень то торопятся ехать всего лишь до Талды-Кургана, но тут мимо проезжает тот мужик который вчера остановился расспрашивал нас на мосту у Лугового. Узнав что мне надо в Талды, говорит что и он сейчас туда поедет кредит под залог недвижимости оплачивать, давай говорит я вас всех троих довезу. А велосипеды поставим к его знакомой в соседнем кафе. Ставим все велосипеды там рядом с барной стойкой и уезжаем. Время 12-25, а до Талды еще 40км. Узнав что нам там надо быть до 13-00, он говорит "ничего успеем". Выезжаем на трассу и несемся на шестерке на скорости 100-110 км/ч. Звоню Ларисе говорю что выехали и узнаю что надо подъезжать встречаться на ул. Абая. После Карабулака на дороге начинается ремонтируемый участок, но мы скорость не сбавляем. И до Карабулака то мало кто ехал так быстро, то теперь то мы уж точно едем в 1,5-2 раза быстрей чем все остальные. И подъезжаем в Талды к миграционной полиции на ул. Абая в 12-55! Но Ларисы еще нет, звоню ей и она отвечает что не ожидала что мы так быстро приедем, сама она будет через 10 мин. И зачем нужно было так гнать? Водитель говорит что поедет платить за кредит и потом приедет обратно. Приезжает Лариса говорит что так как миграционная полиция уже закрыта, то пойдем в бизнес-центр снимем ксерокс с документов, пропуск говорит у неё с собой. По пути туда проходим через центр города, административные здания блещут недавним ремонтом. Видим шатер Кумыс-хана, Лариса говорит что сейчас такие делают как аналог чайханы. Но к сожалению внутри там еще все пусто. Нам так за весь поход и не удалось попробовать кумыс. Доходим до бизнес-центра, Лариса ксерит наши документы и говорит что потом сама отправит их в миграционную полицию. Рассказываю ей насчет требования о том, что пропуск должен быть утвержден в Жаркенте. Она говорит что сейчас позвонит командиру той части и предупредит о нас, а он свяжется с частью в Текели. Но его там нет на месте и она тогда отправляет для него наш пропуск по факсу. Оригинал пропуска она оставляет себе, а нам дает 2 ксерокопии, одну надо отдать на погранзаставе, а другая остаётся у нас.
Возвращаемся к миграционной полиции на Абая, но мужика что нас сюда привез там нет. В спешке мы не договорились ни о контрольном времени ни телефонами не обменялись для связи. Времени прошло 1,5 часа, наверное он уже уехал. Лариса объясняет как нам дойти до автовокзала к таксистам. Уходим из центра города, где есть 5-ти этажные дома, постепенно их вытесняют старые каменные 2,3-хэтажки, а на окраинах вообще уже частные строения. Вообще если бы не новенькие административные строения в центре, то вообще не скажешь что это центр бывшей Талды-Курганской области (после укрупнения регионов она вошла в состав Алматинской). Приходим на автовокзал и здесь вновь обнаруживаем что таксистов, желающих ехать всего-лишь в Текели нет, зато со всех сторон кричат предлагают в Алмату. Обходим смотрим и расписание автобусов и видим что наш рейс пойдет только через пару часов. Но наконец-то один из таксистов указывает на одиноко стоящую машину и говорит идти туда там еще одной женщине нужно в Текели и нас всех отвезут. Ну вот наконец-то мы выехали. Дорога идет вдоль р. Каратал, иногда всего в десятке метров. Погода снова портится - если в Талды небо затянуло высоко-слоистыми облаками, то по мере приближения к горам появляется все больше дождевых облаков. Приезжаем к кафе где оставили велосипеды, но хозяйка говорит что водитель что нас отвозил еще не вернулся. Вытаскиваем велосипеды на улицу и тут он как раз то и подъезжает. Говорит что приехал на ул. Абая, подождал нас немного и уехал, извиняемся за такую ситуацию. Тут подъезжает еще один его знакомый, который говорит в молодости тоже много наколесил на велосипеде. Расспрашиваю его про наши дальнейшие пути, но к сожалению он говорит помочь никак не может, прошло столько времени и он не знает про состояние дорог сейчас.
Выезжаем к фирме STEK , где Лариса говорила можно остановиться помыться постираться. Приезжаем туда, Дмитрий (её руководитель), говорит что сегодня вечером вернется группа с Джунгарского Алатау, так что пока разместите вещи во дворе. Но вскоре начинается дождь и я убираю все в сарай. Дождь обложной, да и время уже 17-00, так что на идею выехать сегодня же в ущ. Коры приходиться забить.
Узнав что мы поедем вдоль Коры, одна из сотрудниц говорит нам что не надо вообще ехать к погранцам. Дорога в ущелье начинается с другой стороны реки, а так нам придется переходить от заставы по навесному мосту, что с велосипедами неудобно, т.к. состояние его очень плохое. После всех постирок девчонки уходят в магазин закупить продуктов на 3 дня, а Дмитрий меня везет показать дорогу в ущелье. Надо переехать по мосту на орографически левый берег Коры, и сразу же свернуть на кладбище и ехать вверх никуда не сворачивая. Наверху появляются луга, там будет развилка - налево в ущ. Коры, направо вдоль р. Чиже. Дима говорит его фирма организовала турбазу "Еловая" в ущ. Коры в 50 км от Текели и недоезжая 8 км. до вдп. Буркамбулак и они проезжают до неё на джипах или ГАЗ-66 по этой дороге. Возвращаемся на базу, расспрашиваю Дмитрия и еще нескольких работников о дорогах вдоль северного хребта Джунгарского Алатау в объезд шоссе. Они говорят что проезжали от Покатиловки через Лепсинск на Николаевку и далее в Коктуму. Причем участок Сапак(Герасимовка)-Коктума рекомендуют обязательно проехать, там очень красиво. Да и к Алаколю то фактически у Коктумы только и можно выйти, дальше западнее он весь заросший. Но вот с участком Суыксай-Покатиловка они не уверены, говорят что летом туда организовывают трофи-рейд . Но о его результатах ничего не известно. Про проходимость перешейка от Рыбачьего в сторону Урджара они тоже ничего не знают, но говорят что проезжали вдоль восточного берега Алаколя Жаланашколь-Карабулак-Маканчи, погранцов они ни разу не видели хотя они там и должны быть. Расспрашиваю что они знают про наш перевал на Капал. Говорят что на этот перевал "Капальский извоз" они организовывали трофи-рейд в 2005г., тогда они ставили пометку краской у его начала, но сейчас её едва ли можно будет увидеть. Начало серпантина все заросло травой, его невозможно разглядеть. От перевала до "Еловой" 8 км., они говорят что это расстояние можно использовать как ориентир. Дорогу на перевал легче заметить если ехать вниз от турбазы, говорят что если присмотреться, то верхние витки серпантина можно разглядеть прям с "Еловой". Еще Дмитрий сказал что дорога с перевала идет не сразу на север, как нарисовано на 1км карте, а сперва забирает несколько левее. И выйдет она не в сам Капал, а на шоссе на 8-9 км западнее него.
Вскоре приезжает группа горников, у них уже вечером поезд в Новосибирск. Отдают нам свой недоиспользованный бензин, он вообще какого-то жуткого коричневого цвета. Рассказывают что 8-го мая (то самое 8 мая!) в ущелье Коры выпало несколько сантиметров снега, но сейчас вроде все уже растаяло. Один из их группы - Мамонтов Андрей потом тоже организовал велопоход по Казахстану/Киргизии. Проходим позже все в "видео-зал" где смотрим видеоролик про ущ. Коры. Там конечно очень красиво, только вот дождь за окном пока сильно контрастирует с яркими видами на видео. Надо поужинать, уходим в город в поисках кафе. Но к сожалению в этом районе города на правом Берегу Коры/Каратала мы так ничего и не находим, закупаемся в магазине и возвращаемся на базу. Горники уже уехали, Дмитрий говорит что можно переночевать прямо в "видеозале". Переносим туда вещи, раздвигаем столы и стулья и ложимся.


горы Кояндытау

вдали пер. Уйгентас

центр Талды-Коргана

и окраины (автостанция)

Итого за день проехали 58 км., набор высоты 1202 м., чистое ходовое время 3ч 36мин

13 мая
Дождь как шел всю ночь, так утром и не закончился. Все горы затянуты свинцовыми облаками, как то сразу вспомнился Кавказ в мае. Спрашиваю у Димы надолго ли может задержаться такая погода, он отвечает что может и задержаться. От влажности наши вещи на сушилке плохо просохли. Задерживаем выезд в надежде что дождь может хоть станет потише. В видеозале нахожу карту "объекты экологического туризма Алматинской области". Она очень хороша тем что на ней нарисованы все новые дороги и заповедники/заказники. Прошу ее у хозяев выкупить, так как мы то теперь едва ли встретим книжные магазины. По этой карте Алтын-Эмель помечен как "настоящая пустыня", мы вообще то думали что это полупустыня так как там было столь кустарников и даже деревья встречались. Но нам говорят что это сейчас пока еще весна, летом то там практически ничего нет.
Минут через 40 дождь на улице вроде прекращается, видны даже КГНшки. Ладно надо выезжать, денег за ночёвку с нас Дима не берет. Едем в ущелье Коры как он мне вчера показывал, видно что прояснений в небе становится все больше. Пусть дождь так долго шёл, зато теперь видимость будет на порядок лучше. Доезжаем до лугов где должна быть развилка, сверху открывается панорама Текели. Вообще городок показался довольно хорошим, хотя это может только так кажется? И тут нас окликает солдат, что пришел сюда с погранзаставы. А ведь вчера вечером тут никого не было. Он долго изучает пропуск, говорит что должна быть печать Текели, а у нас Талды-Курган. Говорю что нам выдала его фирма которая возит сюда уже много лет туристов. Но солдат говорит пойдем в часть разберется начальник. Спускаемся к Коре к навесному мосту, солдат его очень быстро переходит, только смотрю он как-то странно не по середине а по перилам по-обезьяньи перешел. Захожу на мост и вижу что если вначале на нем есть какие-то остатки настила, но как раз над рекой только одни тросы остались. Причем в одном месте еще и боковая сетка осталась, так что просто перебирая руками/ногами по тросам не перейдешь, надо в нее вцепляться лезть. Мне сразу вспомнилась вчерашняя фраза что "тут неудобно с велосипедами перебраться будет" :) В части меня встретил уже немолодой старлей поизучал пропуск и документы, спросил где же девушки, я сказал что наверху на дороге с велосипедами ждут. Он уже собирался нас пропустить, но тут вылез заспанный старый знакомый товарищ капитан, хорошо же чувак в армии высыпается. Он посмотрел пропуск и сказал что это все не то, надо получить пропуск в Текели, а не в Талды, и утвердить в Жаркенте. Говорю ему что наш пропуск отправлен по факсу и начальник в Жаркенте знает о нас, предлагаю связаться с ним и тот подтвердит. Радист уж было хотел это сделать, но капитан его прервал и говорит: "нет, а я не хочу с ним связываться". Кто же такого урода посадил сюда в качестве начальника заставы, как же он контрастирует с бывшими сослуживцами этой военчасти, которые создали свой сайт . Возвращаюсь наверх к девчонкам, звоним говорим про ситуацию Ларисе, она отвечает сейчас она свяжется с начальником Жаркентского погранотряда и скажет чтобы он сюда этому капитану позвонил. Через несколько минут она нам перезванивает говорит что позвонила ему, теперь должно быть все нормально. Она дала мобильный телефон того начальника в Жаркенте и говорит мне сказать капитану что нам можно идти, а если он будет выеживаться то позвонить в Жаркент и дать ему мобилу. Возвращаться вниз к этому уроду я больше не буду, и так уже потеряно больше часа, поедем вперед, а если кто с части и придет то позвоню в Жаркент.
Выезжаем и сразу же дорога становится глинистой, после долгого дождя все это превратилось в месиво, колеса облипают грязью и блокируются. Как же все это напоминает Кавказ, а ведь нам сказали что вверх по ущелью до водопада 60км, на такой дороге можно очень долго корячиться, если она вся такая то сегодня мы к Буркамбулаку точно не попадем. Идем везем велосипеды по самому краю дороги где есть трава, но к сожалению здесь сразу же начинается откос, так что это не сильно нам облегчает жизнь. Навстречу нам проезжает какой-то всадник, но это просто пастух, до нас ему дела нет. Наша дорога отлично просматривается с вышки с заставы, но никаких движений там не заметно. Доезжаем до развилки и сворачиваем налево вниз к Коре, здесь можно съехать рядом с дорогой по траве. Внизу у реки стоит какой-то домик, нас предупредили что иногда при въезде в ущелье может лесник еще требовать какие-то поборы, если что его послать. Проезжаем этот домик мимо не останавливаясь, но там признаков жизни никто и не подает. Дорога становится каменистой, теперь можно нормально ехать. Вскоре встречаем завал из камней протяженностью метров 20, но его спокойно можно перейти. Дальше дорога переходит по мосту на орог. правый берег Коры. Солнце уже вовсю светит, только кое-где остались небольшие облачка. Ущелье сначала каньонообразное, но потом немного расширяется. Дорога каменистая, но довольно хорошо укатана. Завалы иногда встречаются но они все небольшие и мы их легко переходим. Лес вначале широколиственный, но потом появляются и ель Шренка, особенно на северных склонах. На заднем плане появляются заснеженные вершины, очень красиво. Нас предупредили что вдоль Коры много пасек, большинство из них расположено на противоположном берегу. К ним ведут подвесные мосты, настил на них есть, хоть и хилый. Есть пасеки и на нашем берегу, но никаких признаков жизнедеятельности мы нигде не заметили. Постоянно переезжаем стекающие с гор ручейки, все их можно перейти вброд по камешкам, попадаются и родники. В нескольких километрах от начала ущелья проезжаем стоянку туристов, их человек 6-8. Вскоре дорогу перегораживают ворота-изгородь. Вспоминаю по Турции что такие ворота сделаны для того чтобы не уходил скот, их на замки не закрывают. Так и есть - спокойно приподняв открываем их. Дальше по пути нам встречается еще несколько таких оград. Дорога иногда поднимается немного выше от Коры, где деревья не закрывают вид. На противоположном склоне спускается множество длинных узких снежников. Один из них до длиной более 1,5 км доходит до самой Коры. Снеговая линия расположена намного выше, так что все это очень красиво и своеобразно смотрится. Вероятно это отголоски снегопада 8 мая.
Но вот впереди видны уже склоны горы Асылбай, а сама долина Коры тут заворачивает севернее. Дорога довольно долгое время шла выше реки метров на 30 и теперь вновь спускается вниз. Кора на излучине проходит через очень красивые "ворота" - склоны по обоим берегам крутые и они увенчаны небольшими вершинками. Спускаемся въезжаем в лес, около воды растет много березы, но выше по склонам только ели. Здесь обнаруживаем что дорогу опять загораживает изгородь. Но теперь это уже не заслон от скота - большие бревна положены основательно и примотаны намертво к деревьям колючкой. Придется перетаскивать велы через этот забор - я встаю у склона на верхнее бревно а Аня и Оя по разным сторонам и так передаем велосипеды друг другу. Дмитрий рассказывал что перед тем как организовать базу "Еловая" они подготавливают расчищают дорогу. Но эта преграда с колючкой едва ли поставлена ими, скорее все-таки военными. Доезжаем до еще одного ручья-притока, перейти его не замочив ноги не получилось. Встречаем наконец-то не то пастуха не то пасечника. После излучины Кора вновь идет в широтном направлении. Небольшой подъем и дорога выходит на альпийские луга. Долина Коры тут уже широкая, сама река течет вплотную к горам, а вся долина с лугами лежит по правому ее берегу. К северу от нас горы Мыншукыр с красивыми скальными предвершинными выходами. Здесь где-то и должен быть перевал, но никакого понижения в хребте не видно. Вверху если присмотреться то видно что-то похожее на витки серпантина, но ниже по склону ничего похожего не наблюдается. Едем дальше в надежде увидеть метку краской, но ничего так и не заметили. И никаких уходящих наверх отворотов тоже нет. Впереди за горами Каратау видны растущие большие дождевые облака, но вроде ветер дует не в нашу сторону. Горы справа от нас покрыты снежниками, после вчерашнего дождя воздух очень прозрачен, и снег настолько чистый что просто слепит глаза. Через 4 км сквозь боковое ущелье виднеется ледниковая вершина г. Асылбай. И вскоре наконец-то мы доезжаем до места где устанавливается палаточный городок базы "Еловая". До нее оказалось 40 км, а не 50 как нам говорили. Сейчас тут никого нет - висит только резная вывеска, да и остался не до конца вывезенный мусор. Время уже 18-45, до водопада 7 км, надо бы успеть сегодня до него доехать, чтобы завтра прямо с утра возвращаться к перевалу на Капал. Дождевые облака что мы видели впереди уже практически полностью развеялись. Выезжаем дальше, по дороге начинают появляться Тянь-Шаньские ели, красиво растущие среди огромных валунов. Девчонки решают возвращаться к "Еловой", а я еду дальше. Вскоре впереди появляется ур. "Святой камень" - гора как бы отделена от хребта боковыми ущельями. Водопад Буркамбулак расположен в дальнем ущелье. Время уже 20-00, а до него еще больше 1,5км, так что сегодняшняя попытка добраться до него оказывается неудачной. Вокруг очень красиво, вершины гор освещены красными лучами заходящего солнца, а за гору "Святой камень" зацепилось небольшое облако, которое тоже подсвечено закатом. Начинает темнеть и быстро холодать, возвращаюсь к "Еловой" уже в сумерки. Девчонки проверили сходы к Коре но они оказались обрывистыми. Я пошел поискать сход тоже, но стало уже очень темно и я чуть ли не "заблудился в 3-х соснах". Ладно поищем еще завтра утром, у базы же должен быть хороший доступ к воде. А на ужин воды нам хватит. Вечером холодно ~4 градуса, дует ветер с ледников, да еще безоблачное небо - все предвещает заморозок ночью.


въезжаем в ущ. р. Кора

р. Кора

мост на пасеку

нерастаявшие снежники

склоны г. Асылбай

река делает излучину

горы Мыншукыр, где-то там перевал CRW_0546_RJ.jpg

растут дождевые облака

г. Асылбай (3587)

последние лучи солнца

последние лучи солнца

ур. Святой камень

ур. Святой камень

Итого за день проехали 47,5 км., набор высоты 1156 м., чистое ходовое время 7ч 35мин

Продолжение следует,,,

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru