Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет
о горном туристском путешествии 6 к. с. по Ц. Кавказу с 23 июля по 9 августа 2004 г.
4. Техническое описание маршрута (продолжение) Категория сложности: 3Б 28.07.2004
Спустившись в 9 утра с перевала Уллуауз на верхнее плато л. Тютюн, поворачиваем на запад, в направлении перевала. Идем с незначительным набором высоты по ровному пологому леднику порядка 20 минут (связки, одновременно) и подходим под склон перевала (ок. 3900м).
Перевал имеет две седловины, разделенные жандармом в форме башни (фото 19). Пройдена, по нашим сведениям, правая (северная седловина). На перевал ведет крутой снежный склон, подсеченный бергшрундом, переходящий выше в кулуар. В кулуаре пробит глубокий желоб. С седловины свисает небольшой карниз. Подъем по кулуару в условиях раскисшего от яркого солнца снега опасен, поэтому, несмотря на раннее время, решаем ограничиться сегодня обработкой нижней части подъема и пройти перевал на следующий день. В течение трех часов две связки-двойки обрабатывают склон (фото 22), после чего становимся на ночлег, вне досягаемости от возможных обвалов. 29.07.2004
Выходим в 3-00. Ночь ясная, безоблачная. Снег смерзся. Идем, используя налобные фонари. Поднимаемся по 30° снежному склону с набитыми ступенями к бергшрунду. Переходим бергшрунд в месте, где его верхняя стенка пробита вертикальным желобом, отходим от желоба вправо и поднимаемся по снежному склону крутизной до 50° в направлении скал, ограничивающих кулуар справа по ходу. Протяженность участка от бергшрунда до скал около 180 м.
Тем временем начало светать. Первый участник без рюкзака отправляется навешивать перила в кулуар.
Седловина перевала узкая, снежная (фото 24). Возможна организация ночевки на скальных полках севернее седловины. На запад прямо от седловины уходит кулуар, с нарастающей крутизной. Путь спуска просмотреть невозможно. На юг просматривается участок ГКХ (фото 25).
Начинаем спуск с перевала по фирновому кулуару в скалах крутизной в верхней части до 55° (фото 26). Скалы сильно разрушены. Слева и справа на всем протяжении впадают более мелкие кулуары. Спускаемся в кошках по веревкам, закрепленным в основном на ск. крючьях и петлях за скалы бота кулуара. Спуск последнего участника – с нижней страховкой.
Отдохнув, пересекаем ледник к правому борту и выходим к треугольной морене под склонами в. Крумкол, образованной слиянием восточной и западной ветвей ледника (15 минут). На морене много ровных площадок, в кармане есть вода. Ставим палатки. Высота 3350 м. С ночевок хорошо просматривается хребет Тютюн (фото 30). Время прохождения перевала
Категория сложности: 3А 30.07.2004
С места ночевки на морене, образованной слиянием З. и В. ветвей л. Крумкол (на морене есть большое количество выровненных площадок под палатки) выходим в 5 часов. Идем к перевалу по левому борту ледника. Через 40 мин. с камней и снежников спускаемся на закрытый ледник, рассеченный трещинами, становимся в связки. Двигаемся вверх придерживаясь левого борта ледника (фото 31). Трещины неширокие, либо легко обходятся.
31.07.2004
Выход в 6 часов. Погода хорошая. Подъем на пер. Селлы осуществляем по фирновому кулуару непосредственно на седловину (фото 34). Внизу склон подсечен бергшрундом. В этот год он забит снегом. Переходим его по снежному мосту. Далее весь подъём на перевал осуществляется по перилам, всего 5,5 веревок, Склон от 35 до 50 градусов, на перевальной седловине - карниз (фото 35).
Спуск с перевала - 1 веревка, Склон фирн около 45 град., подрезанный бергшрундом. (фото 37). Далее в связках движемся по верхнему, снежному плато вниз (фото 39) Спуск с плато - по перилам, около 100 метров, до 35 градусов. Далее отвесный участок 25 метров (фото 38), ближе к правому борту. Спускаемся на пологий закрытый ледник. По леднику идем связками вдоль его правого борта до первых поверхностных морен (фото 40). На этот этап спуска затрачено около 2 часов. Далее в течение 60 минут проходим открытый ледопад (фото 41).
По тропе, правобережной морены л. Безенги (фото 43,44) идем до ее окончания (50 мин.). С морены спускаемся на ледник по тропе (фото 45). Ледник открыт, пересекаем его в направлении левобережной морены и примерного места выхода на нее - ближе к повороту ледника Безенги (фото 46). На морену поднимаемся, по одному из осыпных кулуаров. Выходим на тропу, по ней достигаем Баран коша. Становимся на ночевку. Последний этап пути занял 70 мин. Высота 2720 м. Время прохождения перевала
Категория сложности: 3А 1.08.2004 ДНЕВКА. 2.08.2004
Полудневка. Выход в 14-00 в направлении перевала Катынское плато. По левобережной морене по тропе до поворота ледника Безенги, здесь спускаемся на открытый ледник и двигаемся по его открытой части в направлении контрофорса, спадающего с перевала Катынское плато.
3.08.2004 Утром дождь и гроза. По соображениям экономии времени похода отказываемся от похождения перевала Катынское плато и продолжаем движение по основному варианту – в направлении пер. Вост. Ортокара.
От места стоянки по открытому леднику и поверхностным моренам в течение 90 мин. поднимаемся к тропе на левобережной морене при слиянии ущелья из под ледника Кель с лед. Безенги (фото 48).
Подъем на перевал Кель проводим не с Баранкоша, а напрямую через язык ледника Кель. От поворота около 130 мин. поднимаемся по тропе идущей по гребню левобережной морены, далее по конечным моренам, снежнику и закрытому леднику на перевал Кёль. Здесь на площадках ставим палатки. Очень ветрено, возводим стены вокруг палаток, некоторые палатки приходится переносить под защиту скал. Правда, эти меры не приносят существенных результатов. Высота 3580 м.
4.08.2004 Выход в 7 часов. Холодно, облачно, осадков нет. Идем по снежникам левого борта, далее связками по закрытому леднику. С правого по ходу склона изредка слетают камни. Через 20 мин. подходим под перевальный кулуар.
В верхней части кулуар разделен скальным гребнем на два (фото 50). Поднимаемся по левой, по ходу, части. Здесь крутизна склона увеличивается, провешиваем перила. Всего 130 м. На перевале группа собирается в 10-30 (фото 51). Весь подъем по перевальному кулуару занял около 150 мин.
С перевала на юг открывается вид на Безенгийскую стену, л. Безенги (фото 52). На север – вид на долину Чегема (фото 53). Тур находится на скалах посередине седловины. Седловина перевала - небольшое снежное плато. Здесь можно устроить безопасный ночлег.
Начинаем спуск с седловины, уходим вправо, обходя верхний отрыв. Для страховки пользуемся перилами (50 метров до 45 град фирн, лед). Отсюда траверсируем склон под отрывом. Перила 3 веревки до 35 град., снег (фото 54). Путь спуска практически не просматривается, скрытый рельефом. Общее направление движения теперь налево (фото 57). Делаем несколько неудачных разведок, в надежде найти безопасные проходы в леднике. Погода портится, идет снег, усиливается ветер, видимость ухудшается до 50 метров.
Погода резко улучшилась, выглянуло солнце. Поиск проходов и спуск на пологий ледник занял 7 часов. Весь маршрут спуска виден на фото 57 и 59.
Спуск к Нижним Шауртинским ночевка лучше проводить по восточной ветви ледника, спадающего из под пер Вост. Ортокара (фото 58). Здесь меньше трещин. Ледник закрыт. По пологому плато двигаемся одновременно, забирая вправо под склоны в Салынан. Далее спускаемся придерживаясь правого борта. Ледопад обходим справа под правым бортом и спускаемся к началу подъема к Верхним Шауртинским ночевкам (60 минут). Здесь ледник уже открыт.
5.08.2004 С места ночевки поднимаемся на гребень правобережной морены лед. Шаурту. Выходим на тропу. По тропе, идущей по карману правобережной морены спускаемся до слияния с ущельем Тютюргу. Реку из ущелья Тютюргу переходим по камням на правый берег (фото 60).
Время прохождения перевала
Категория сложности:2А 5.08.2004
На слиянии рек Башиль Аузсу и Гара -Аузсу хороший мост. От моста по дороге, идущей по правому берегу реки, поднимаемся к турбазе «Башиль». База работает. Есть магазин и работает столовая. Пройдя через базу и отметившись у местного егеря (работник базы). Переходим по висячему мосту реку Башиль Аузсу на левый берег. (Мост находится на территории базы.) Здесь на левом берегу сосновый лес. В нем становимся на ночлег. От моста на подъем до места ночевки ушло 90 минут. Высота 2040 м. 6.08.2004
Вышли в 8.00. Погода ясная. Отметились у пограничников и по тропе левого берега реки пошли вверх (фото 62). Через 45 минут дошли до моста через реку Башиль-Аузсу. Мост находится в лесу, в самом узком месте, под мостом – каньон. Переходим через мост на правый берег реки. Делаем это для того, что бы избежать форсирование водного потока из под пер. Чегемский, в том случае если через него нет моста. Идем по тропе 1,5 часа (ЧХВ) (фото 63). Обедаем на границе зоны леса.
7.08.2004 Выходим в 7.00. Погода ясная весь день. Подходим к языку ледника вдоль реки. На противоположной стороне уцелья видно пер Лычат (фото 65). Крутую висячую часть языка обходим справа по ходу движения по снежнику (30 град.) (фото 66). Выходим на закрытый пологий ледник. Продолжаем движение связками придерживаясь его левого борта в направлении осыпного перевального взлета (фото 67).
Спуск с перевала в сторону ледника Юном -су представляет собой 120-метровый ледово - снежный склон, крутизной 40 градусов (фото 68). Спускаемся по перилам (2 веревки), последний спускается с нижней страховкой. Бергшрунд, появляющийся в малоснежные годы был хорошо засыпан снегом. Опасность камнепада в 2004 году также была минимальна. Спуск с перевала на плато ледника занял 30 минут. Двигаемся вниз, по закрытому леднику, прижимаясь к правому борту (фото 69). Через 50 минут останавливаемся на песчаных площадках на обед. Здесь начинается хорошая тропа, идущая вниз (фото 70). Спускаемся по ней 1 час 50 минут до альплагеря Старый Джайлык (фото 71). Высота 2340 м. От альплагеря по дороге идущей вниз идем 30 минут до альплагеря Новый Джайлык. Переходим реку Адыр -су по автомобильному мосту и останавливаемся на левом берегу возле поста МЧС. Время прохождения перевала
Категория сложности:1А 8.08.2004
Выходим в 8.00. Погода – ясная. Идем по тропе левого берега до впадения ручья с перевала Койавганауш. Далее сворачиваем направо по ходу движения и идем по тропе вдоль ручья. Тропа круто забирает вверх (фото 71). Выйдя в висячую долину, останавливаемся. От места ночевки – 60 минут. Далее двигаемся по тропе, идущей по левобережной морене. До окончания морены – 50 минут (фото 73). Выходим на закрытый пологий ледник и двигаемся по нему под начало подъема на перевал (40 минут). Подъем на перевал представляет собой крутой снежный склон, длиной около 200 метров (фото 74). Средняя крутизна 35-40 градусов. За перевал Койаганауш можно принять ложную седловину с карнизом, которая находится в том же гребне, ближе к в. Виа-тау.
Подъем на перевал занял 1 час (фото 75). С седловины перевала начинают работать сотовые телефоны. Фотографируем панорамы (фото 76). Спуск с перевала представляет собой 150 метровый осыпной склон крутизной 30 градусов (тропа). Двигаться плотной группой (фото 77).
Спуск на плато ледника занял 20 минут. Погода начала портиться. Далее двигаемся по центру снежного плато, смещаясь влево. Выходим на осыпи, на которых находим тропу. По тропе спускаемся в карман правобережной морены лед Джанкуат. Поднимаемся на гребень морены и находим спуск к языку ледника Джанкуат (фото 78). Вблизи языка ледника, по камням переправляемся на левый берег р. Адылсу. Далее двигаемся по тропе до поляны «зеленая гостиница». От плато под пер. Койавганауш – 1,5 часа. Высота 2640 м. Далее двигаемся по тропе, идущей по карману правобережной морены до пограничной заставы. От зеленой гостиницы – 50 минут.
9.08.2004 Заказанной автобусные туры по Европе маршруткой отправляемся в Ростов. Время прохождения перевала
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||