Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Кавказ >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Анатолий Суков, Латвия

Осень в Сванетии
Материалы по теме:

В сванской связке
Я вернулась из Сванетии…

В конце сентября мы в двойке с Эдуардом Скукисом отправились открывать для себя Сванетию. Проведя "разведку боем" удалось 1 октября взойти на Айламу (4500м, 4 A RUS ), а затем третьего числа на Вахушти (4000м, 2 A RUS ). О том, как это происходило – в предлагаемом рассказе.

Далекий шум воды среди обрывистых склонов долины сиреной звал нас к себе. Оглянулся, нет, Эдик держится, и не поддался на призыв своей жажды. По вершине холма, только эта дорога к безопасному завершению нашей 5-ти дневной вылазки на Айламу…

Туда где заросли следы альпинистов


В УАЗике

В дороге

Начало – сквозь травы и
лопухи к подножию Айламы

Ровно пять дней назад, вечером пятницы, прощально просигналил уазик нашего водителя и местного пограничника, Роланди Хергиани. "Ребята, тут рядом нет людей, так что… Там холодно, зачем газ оставляешь??!" Успокоили, ведь газ закуплен на полторы недели, а до дня контрольной встречи, в следующий четверг, максимум шесть дней. То, что мы встретимся именно в четверг, было нашей основной и единственной программой, обеспечивающей контакт с внешним миром, – мобильная связь закончилась в селении Ушгули. От места прощания-встречи до Ушгули 18 км горной дороги и один перевал. От запланированной Горы до места прощания-встречи… нет, этого мы пока представить не могли.

Соседи: Ушба и Чатын

В облаке скрыта верхняя часть массива Шхары, левее,
за видимой перемычкой, вершина Шота Руставели
Когда-то тут был альплагерь имени нашей Горы, теперь лишь обезкрышенные развалины и буйные заросли лопухов и травы выше человеческого роста. Брат Роланди, Идрис, альпинист и гид, в Тбилиси посетовал нам, что у него нет актуальной информации об этом удаленном районе, и что сам он последний раз восходил на Айламу в конце 80-х годов прошлого века.
Где-то в серпантине дороги на перевал пропал натужный рокот уазика, примерно через час начнет темнеть. Поглядывая на необъятную мощь двухкилометровой южной стены Айламы, потихоньку приходило осознание того, на что замахнулись. Нет, наш маршрут не по стене, но чтобы его начать первый километр надо набрать вдоль крутого ледопада. Есть ли там сейчас путь, что нас там ожидает… Эдик что-то шутил и смешливо наблюдал когда же я закончу возню с переупаковкой рюкзака. Хорошо ему, первый сезон в горах, а все такое интересное и доступное. Прочь думы, надо немного поработать перед ужином и ночевкой.

На нижнем плато ледника.
Эдик высматривает проход
вдоль ледопада.

Ледопад

Первая треть позади – путь дальше
Через час неторопливого подъема вдоль потока сбегающего от ледника Корулдаши достигли разветвления, взяли левей и тут же неподалеку организовали свой первый бивуак. Шипящий газ из переходника для протыкаемых баллонов (иных в Грузии пока не достать) вызвал у нас некоторое замешательство… "Неправильный" баллон? Что-то с переходником? Газ улетал стремительно, ответы искать некогда, прикручиваем горелку со шлангом и для собственного успокоения еще и заматываем липкой лентой. Ну и зачем я тащил сюда эту дыню? Лучше бы мы в дороге по Сванетии обнаружили, что она просто несъедобна! Так бы и пошел спать с испорченным настроением, но спокойное звездное небо и взошедшая полная луна напомнили, что все это мелочи жизни.


Где-то там, внизу, в долину
проникает солнце

Рассматривая начало
завтрашнего подъема

Субботу начали бодрым шагом к истоку потока. Справа чуть ли не лесистая центральная морена, слева нависают восточные отроги вершины Вахушти, искрящийся на солнце ледопад все ближе. Уперлись в стену, значит на нижнем плато ледника, достаем (авось поможет) описание подхода по книге 1985 года… "… Подойти к широкому снежному кулуару", – ага, подошли, здравствуй глобальное потепление! Прикинув, где же тут могли раскидываться снега, покрепче взяли свои треккинговые палки, что ж, началось… Потом палки стали мешать лезть, еще через некоторое время обрыв сераков на ледопаде напомнил о своем соседстве, мы связались, в двойных ботинках ставили ноги на те же зацепы что и руки… «Толик! Ну разве это подход??! Это же маршрут какой-то!» Ага, только страховаться тут негде, значит это подход. Вывод на время успокоил товарища. Хоть бы заблудились, все бы стало какой-то объяснимей, так нет, иногда нам попадались явные следы присутствия людей. Зашло солнце, закапал мокрый снег, пришлось пообещать Эдику что стоянки на верхнем плато ледника будут «за следующим поворотом». К семи часам вечера многажды обманутый мною Эдик поставил палатку, и тут же забился тута со всем нашим барахлом, – площадки найдены, можно ночевать. Колотый лед, горячий чаек, на лицах появились улыбки…

Гора Нуам-Куам, а в просвете
перемычки одна из вершин Шхары

Цурунгал, восточный сосед Айламы

Пик Ингури (левее), Нуам-Куам
и ледник-граница между ними
До четверга осталось четыре дня, а наш путь подъема на плато как-то не подвигал нас на прохождения его в среду в обратную сторону. Еще на Гору не вышли, а путь отхода надо бы придумать. Вахушти… А я то надеялся что мы на нее акклиматизироваться «прогуляемся» по двоечному восточному гребню, однако ж не ходить же нам ее дважды, – поэтому засыпая постановили что на нашем обратном билете будет написано «Вахушти», а вместо разминочного восхождения мы чем-нибудь другим займемся… Коварный Корулдаши, его оберегали одним большим гребнем Вахушти, нехоженая с этого плато Ингури и Нуам-Куам, для подъема на который желательно бы специальный переход к началу соответствующего маршрута устроить. От Куама на восток уже и массив Айламы тянется, на нее нам и дорога.
Занятие мы себе нашли в виде большого валуна, который попытался нам помешать поставить палатку поближе к маршруту. Утром высмотрели потенциальные площадки с другой стороны ледника, в непосредственной близости от Айламы. Приятная прогулка на солнышке, трещинам мы не достались, немного посуетились на предмет «А где бы так стать, чтоб не холодно, не ветрено да поудобней?», выровняли площадку… А это что за камень? Его бы чуток в сторонку и поместимся! «Эдик, акклимуха, она ведь состоит в движении на свежем горном воздухе!» Не тут то было. Точнее было, но после часу землеройных работ. «Пошли, что ли, на завтрашний маршрут поближе посмотрим», – предложил я товарищу после обеда.
Хорошо: «Да мы завтра сюда за полчаса подойдем!». Плохо: «Слушай, Толик, а, сколько тут веревок в этом кулуаре? А по гребню потом еще сколько?» «Ну, наверно…, от пяти и больше. Восемь. Возможно десять. По гребню… А вот как только тот взлет пройдем, дальше пешком». У нас, конечно, было описание нашего четверочного маршрута на Айламу по западному гребню, но, то, что оно предлагало, не вязалось с реальностью. «Традиционное» начало восхождения левее большого жандарма, где еще и ночевать предлагалась («а можно нам без этой опции??!») как-то успело свои снега и льды подрастерять, и заменить их постоянными камнепадами. Остался «нетрадиционный» кулуар правее, там сейчас почти не сыпет, да и жандарм минуем сразу. Остаток дня провели в проверке снаряги и подготовке рюкзаков для штурма. Или мы восходим завтра, в понедельник, или нам предстоит нон-стоп марафон Айлама-Вахушти-долина.

Веревки и часы


1 октября, восхождение на
Айламу (4500м, 4A RUS).
После восьмой веревки

Путь нашего подъема до снежных
гребней и полей - видимая линия
это 6-7 веревок

Мысли неспешно ворочались и не давали уснуть… В половине третьего это прекратилось – пора кипятить воду для термоса и утреннего чая. Морозец, в кофте и куртке свежо, на подходе согреемся, пуховка в рюкзаке пока ожидает свой выход. Эдик серьезен и после оглядывания друг друга («А аптечку ты взял?») мы захрустели по леднику к кулуару. Да, веревок тут на всех хватит… Зато первые три-четыре дались по фирну, только места для станций нужно чуть в сторонке на краях желоба искать. Постепенно безмолвие гор проникало внутрь, и только звуки дыхания товарища, по мере его приближения, напоминали о существовании мира людей. Выходишь от станции, если внутренний голос просит, то делаешь точку, делаешь станцию, принимаешь напарника, выходишь… Так бы и продвигались в гармонии, да только Эдик веревки принялся считать. «Это уже десятая! Доколе??!». Молчу, показываю, что вот там это закончится, а теперь выдавай, я пошел. Закончилось это (после двенадцати веревок) полосой препятствий из каменной разрухи и ненадежного снега. Станция на инструментах, «Не нагружай! Принимаю!» Пыхтящий Эдик с некоторым безумием в глазах добрался до перемычки и вышел к солнцу… Нам открылись Безенги, только с другой, непривычной стороны.
Налюбовались, воспользовались термосом, а теперь на восток, к вершине. Товарищ продрог и достал свою пуховку. На гребне солнца не было, а потом пришли облака. Голове не до холода, она ищет проход между каменных островов гребня. Немного балансировки по гребню и снова в ход молотки. Ледок укрыт снегом, о чем через пару веревок сообщили руки! Черт! Хлопаю ими по телу, кричу вниз что все в порядке. Там, в оставшейся позади перемычке, замечаю трещину с северной стороны. Почему то подумалось что там наверно будем ночевать… Прочь наваждение, и холод прочь! Каменные острова вздыбливались и не давали прямого пути, пришлось заложить траверс, а с ним и пару перил.
«Да оставь ты этот стоппер!». Но Эдик продолжать рычать на скалу и выковыривать застрявший крюк. Улыбнулся, у него это получилось, значит и до вершины дойдем. В пятом часу дня стоя под крышей нависающей скалы (ею закончился взлет западного гребня) договорились, что продолжаем движение вверх. Огибаю скалу, еще одна станция на инструментах, перед нами … облако, и тропинка снежного гребня. Куда-то пропали звуки, практически нет ветра, иногда слева немного раздвигалось «молоко» и оскаливалась северная сторона шапки Айламы – туда заблудиться совсем не хотелось. Нагулявшись по горизонтали, поняли, что как-то нам не до поисков туров и записок, поэтому позируем посреди широкого снежного поля и в обратный путь, под скалу, где и отметили достижение вершины коньячком и энергетическим батончиком.

Дых-тау и Мижирги, вид с юга

Позируя в облаке, где-то
рядом вершина - Толик

Вершины Ингури (слева) и Нуам-Куам
Отсветы приближающегося заката сигналили нам первые несколько дюльферов, а потом стало темнеть. Налетали алчные порывы ветра, веревка пыталась застрять среди камней, Эдик находил какие-то невероятные старые петли, пытаясь спуститься с которых, высекаю «кошками» искры… Отпускала нас Айлама нехотя. На перемычке сообщаю Эдику созревший план: пока Луна не начнет освещать кулуар, укроемся в трещине. Предстоящие спуски на «самовыкручивающемся» буре (скалы кулуара доверия не вызвали еще утром) просили передохнуть и набраться концентрации.
«Железо» складируем в сторону, веревки под пятую точку, рюкзаки поверх ног и любоваться восходом Луны, допивая остатки коньяка… Найдя какой-то неведомый температурный баланс я, тем не менее, слушал как Эдик стучит зубами… Досталось ему за эти шесть часов ожидания Луны изрядно, наверно аукнулась одолженная пуховка, которая была ему коротковата. Дождавшись моего согласия продолжить спуск, он организовал такую активность, что чуть было не убежал без меня и веревок. В кулуаре работали как роботы, снаряга упиралась, но тоже выполняла свою задачу. Чем ближе ледник, тем теплее становилось внутри от благодарности напарнику, который выстоял этот спуск…

Спуск через подъем


Айлама с восточного гребня Вахушти

3 октября, восхождение на Вахушти
(4000м, 2А RUS). Эдик на гребне

Перемычка между Айламой и
Цурунгалом, вдали выглядывает
Черная Незнакомка

В шесть утра мы стояли около своей палатки, 26-ти часовой круг замкнулся. Отлежались, подарили себе сытный обед, и после неторопливых сборов совершили обратный полукруг по леднику Корулдаши. Чтобы максимально упростить завтрашнее восхождение подобрались к площадке уже непосредственно на нужном нам гребне Вахушти. Отсюда открывается замечательный вид на Айламу, главное дождаться, чтоб вершина не была в облаках. По очереди возимся с фотиком, пытаясь выжать из него какие-то невероятные кадры: «Да твоим, Толик, фотоаппаратом, только подходы и снимать!», «А что ж это ты не взял в поездку свой пленочный Никон на полтора килограмма?» В споре искусства и оптимального веса победил … ужин, который унял страсти, кипевшие на нашей небольшой площадке.
Удалось выспаться, дождались первых лучей солнца и двинулись в обратный путь, в цивилизацию через Вахушти. Эдик мужался и лез первым (сам с вечера напросился), а я ехидно подсчитывал количество использованных им на «двойке» «камалотов». Гора тоже по-своему развлекалась – острые рассыпающиеся скалы так и подмывали что-нибудь сказать по их адресу. Потом, уже в долине, обнаружу у себя на правом ботинке сквозной порез внешней оболочки – отметилась, значит, Вахушти. Как-то быстро закончился наш термос, поэтому на спуске (к вершине прибыли сравнительно быстро – за 4,5 часа) Эдик все порывался свернуть на снег и устроить бивак. Однако длина южного гребня, ведущего вниз, к холмам и полям, настораживала, «Вниз и только вниз! Там чаи гонять будем!». Неужели сыпуха, теперь бы только ноги выдержали до далекой ленточки дороги… Та долина, к которой мы спускались, лежала в непосредственной близи от перевала и находилась несколько выше того места, где мы «высадились» пять дней назад.
Солнце уже спешило к горизонту, когда мы скинули с себя рюкзаки, снарягу и ботинки. Все. Вода, долина, жизнь. Завтра была встреча с Роланди, обратный путь до Местиа, где мы поселились в частном доме. Был еще визит в дом-музей Михаила Хергиани, легендарного сванского альпиниста. Разболевшееся горло Эдика, быстро вылечить которое не удавалось, фактически завершило нашу поездку. Тут остались планы и мечты, а также сильное желание вернуться в эту горную страну, Сванетию…


Пакуемся, на фоне склонов
поросших березками

Две башни

У ворот дома-музея Миши Хергиани

P . S .
Выражаем благодарность всем нашим друзьям и знакомым, которые помогли нам сделать эту поездку возможной!
В частности: Идрису и Роланди Хергиани (консультации и логистика в Грузии), Станиславу Рубенсу и Максиму Свободе (снаряжение), Олегу Силину (также снаряжение и контакты в Грузии) и Нике Лысцовой (связь с «большой землей»).

Отдельное спасибо Виктору Антипину и фирме « Adventure Spirit » за предоставленную скидку на снаряжение Vaude и Black Diamond .

www.traverss.lv
© 1999-2025Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru